Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
12.1. Какие общечеловеческие пороки воплощены в образе Хлестакова? (По пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»)
12.2. Какое место в системе образов романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает семья Мармеладовых?
12.3. Что позволяет говорить об исповедальности поэзии А. Т. Твардовского?
12.4. Мы живем, под собою не чуя страны… (по произведениям XX века).
12.5. Какие рекомендации Вы бы дали художнику, иллюстрирующему рассказы А. П. Чехова? (С опорой на анализ произведения)
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.
«Тройка» Н.А. Некрасов
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих, черных как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.
Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка…
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки, и сыты, и бойки, —
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой…
Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
10
10
Каким термином принято называть описание внешности лирической героини?
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лѐгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
11
11
Укажите номер строки, в которой использована костюмная деталь, характерная для замужней женщины из крестьянской семьи.
12
12
Какой тип композиции использует поэт?
13
13
Из приведѐнного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приѐмов, использованных поэтом в последних четырѐх строках данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) умолчание
2) гипербола
3) сравнение
4) литота
5) эпитет
14
14
Определите стихотворный размер.
ТЕСТ
А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»
Прочитайте фрагмент текста и выполните задания
В пять часов утра, как всегда, пробило подъём – молотком об рельс у штабного барака. Перерывистый звон слабо прошел сквозь стекла, намёрзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было, и надзирателю неохота была долго рукой махать.
Звон утих, а за окном всё так же, как и среди ночи, когда Шухов вставал к параше, была тьма и тьма, да попадало в окно три жёлтых фонаря: два – на зоне, один – внутри лагеря.
И барака что-то не шли отпирать, и не слыхать было, чтобы дневальные брали бочку парашную на палки – выносить.
Шухов никогда не просыпал подъёма, всегда вставал по нему – до развода было часа полтора времени своего, не казённого, и кто знает лагерную жизнь, всегда может подработать: шить кому-нибудь из старой подкладки чехол на рукавички; богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку, чтоб ему босиком не топтаться вкруг кучи, не выбирать; или пробежать по каптёркам, где кому надо услужить, подмести или поднести что-нибудь; или идти в столовую собирать миски со столов и сносить их горками в посудомойку – тоже накормят, но там охотников много, отбою нет, а главное – если в миске что осталось, не удержишься, начнёшь миски лизать. А Шухову крепко запомнились слова его первого бригадира Кузёмина – старый был лагерный волк, сидел к девятьсот сорок третьему году уже двенадцать лет и своему пополнению, привезённому с фронта, как-то на голой просеке у костра сказал:
– Здесь, ребята, закон – тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать.
Насчёт кума – это, конечно, он загнул. Те-то себя сберегают. Только береженье их – на чужой крови.
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:
1) рассказ
2) повесть |
3) быль |
4) роман |
А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) является завязкой сюжета
3) является экспозицией |
|
2) является кульминацией сюжета |
4) является эпилогом |
А3. Главной темой этого фрагмента является:
1) начало дня в лагере
3) красота природы |
|
2) приход надзирателя |
4) образ жизни Шухова |
А4. Что определяет действия Шухова до развода?
1) радость от встречи с новым днём
3) желание подработать |
|
2) желание выслужиться |
4) стремление ещё поспать |
А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание действия Шухова до развода?
1) выявить в герое отсутствие духовных ценностей
2) показать отличие героя от остальных зэков
3) разжалобить читателя
4) объяснить зависимость человека от других людей
Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:
В1. Укажите ИВС, которое использует автор для передачи внешности героя («кто к куму ходит стучать»).
В2. Назовите средство создания образа героя, строящегося на описании его действия (со слов: «Шухов никогда не просыпал…»).
В3. Из абзаца «Насчёт кума…» выпишите словосочетание, которое объясняет, за счёт кого жил в лагере кум.
В4. Найдите в данном фрагменте слово, которое определяет закон лагерной жизни.
КЛЮЧ:
А1. 2
А2. 3 |
А3. 1 |
А4. 3 |
А5. 2 |
|
В1. Метафора |
В2. Поступок |
В3. Чужой крови |
В4. Тайга |
Шухов молча смотрел в потолок. Уж сам он не знал, хотел он воли или
нет. Поначалу-то очень хотел и каждый вечер считал, сколько дней от сроку
прошло, сколько осталось. А потом надоело. А потом проясняться стало, что
домой таких не пускают, гонят в ссылку. И где ему будет житуха лучше – тут
ли, там – неведомо.
Только б то и хотелось ему у Бога попросить, чтобы – домой.
А домой не пустят…
Не врет Алешка, и по его голосу и по глазам его видать, что радый он в
тюрьме сидеть.
— Вишь, Алешка, — Шухов ему разъяснил, — у тебя как-то ладно
получается: Христос тебе сидеть велел, за Христа ты и сел. А я за что сел?
За то, что в сорок первом к войне не приготовились, за это? А я при чем?
— Что-то второй проверки нет… — Кильдигс со своей койки заворчал.
— Да-а! — отозвался Шухов. — Это нужно в трубе угольком записать,
что второй проверки нет. — И зевнул: — Спать, наверно.
И тут же в утихающем усмиренном бараке услышали грохот болта на внешней
двери. Вбежали из коридора двое, кто валенки относил, и кричат:
— Вторая проверка!
Тут и надзиратель им вслед:
— Вы’ходи на ту половину!
А уж кто и спал! Заворчали, задвигались, в валенки ноги суют (в
кальсонах редко кто, в брюках ватных так и спят – без них под одеяльцем не
улежишь, скоченеешь).
— Тьфу, проклятые! — выругался Шухов. Но не очень он сердился, потому
что не заснул еще.
Цезарь высунул руку наверх и положил ему два печенья, два кусочка
сахару и один круглый ломтик колбасы.
— Спасибо, Цезарь Маркович, — нагнулся Шухов вниз, в проход. — А
ну-ка, мешочек ваш дайте мне наверх под голову для безопаски. (Сверху на
ходу не стяпнешь так быстро, да и кто у Шухова искать станет?)
Цезарь передал Шухову наверх свой белый завязанный мешок. Шухов
подвалил его под матрас и еще ждал, пока выгонят больше, чтобы в коридоре на
полу босиком меньше стоять.
Но надзиратель оскалился:
— А ну, там! в углу!
И Шухов мягко спрыгнул босиком на пол (уж так хорошо его валенки с
портянками на печке стояли — жалко было их снимать!). Сколько он тапочек
перешил — все другим, себе не оставил. Да он привычен, дело недолгое.
Тапочки тоже отбирают, у кого найдут днем.
И какие бригады валенки сдали на сушку – тоже теперь хорошо, кто в
тапочках, а то в портянках одних подвязанных или босиком.
— Ну! ну! – рычал надзиратель.
соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов,
— Вам дрына, падлы? – старший барака тут же.
запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру)
Выперли всех в ту половину барака, последних – в коридор. Шухов тут и
пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке
стал у стеночки, около парашной. Под ногами его пол был мокроват, и ледяно
образцами.
тянуло низом из сеней. Выгнали всех – и еще раз пошел надзиратель и старший барака смотреть – не спрятался ли кто, не приткнулся ли кто в затемке и спит. Потому что Недосчитаешь – беда, и пересчитаешь – беда, опять перепроверка. Обошли,
обошли, вернулись к дверям. — Первый, второй, третий, четвертый… — уж теперь быстро по одному запускают. Восемнадцатым и Шухов втиснулся. Да бегом к своей вагонке, да на
подпорочку ногу закинул — шасть! — и уж наверху. Ладно. Ноги опять в рукав телогрейки, сверху одеяло, сверху бушлат, спим! Будут теперь всю ту вторую половину барака в нашу половину перепускать, да нам-то горюшка нет. Цезарь вернулся. Спустил ему Шухов мешок. Алешка вернулся. Неумелец он, всем угождает, а заработать не может. — На, Алешка! — и печенье одно ему отдал. Улыбится Алешка. — Спасибо! У вас у самих нет!
— Е-ешь! У нас нет, так мы всегда заработаем. А сам колбасы кусочек – в рот! Зубами ее! Зубами! Дух мясной! И сок мясной, настоящий. Туда, в живот, пошел.
И – нету колбасы. Остальное, рассудил Шухов, перед разводом.
И укрылся с головой одеяльцем, тонким, немытеньким, уже не прислушиваясь, как меж вагонок набилось из той половины зэков: ждут, когда их половину проверят.
Засыпал Шухов, вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много
удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся.
Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.
Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три.
Из-за високосных годов – три дня лишних набавлялось…
(А.И.Солженицын, «Один день Ивана Денисовича»)
1 К какому фрагменту композиции произведения относится приведенный
фрагмент?
2 Укажите жанр произведения А.И. Солженицына «Один день Ивана
Денисовича».
3 К какому литературному направлению принято относить творчество А.И.
Солженицына?
4Кем были герои «Одного дня Ивана Денисовича» в жизни до лагеря?
ПЕРСОНАЖИ |
СУДЬБА |
А) Цезарь |
1) Баптист |
Б) Алёша |
2) Крестьянин |
В) Шухов |
3) Библиотекарь |
4) Столичный интеллигент |
5 Какой временной отрезок из жизни героя описан в данном произведении А.И.
Солженицына?
6 Часть данного фрагмента представляет собой обмен персонажей репликами.
Как в литературоведении называется данная форма построения речи героев?
7 К какому роду литературы относится данное произведение?
8
Какие черты характера помогали Ивану Денисовичу Шухову выжить в
условиях лагеря?
9
В каких произведениях отечественной литературы описано ограничение свободы
героев и в чем их можно сопоставить с «Одним днем Ивана Денисовича»?
Тест по литературе «Солженицын А.И. Один день Ивана
Денисовича» для 11 класса
Вариант: |
1 |
Преподаватель: |
Сопина Татьяна Васильевна |
Выполнил: |
|
Оценка: |
|
Подпись преподавателя: |
Сколько лет главному герою?
a)p |
38 |
b)p |
39 |
c)p |
45 |
d)p |
40 |
К какому композиционному элементу относятся приведенные
ниже строки:
«В пять часов утра, как всегда, побило подъём –
молотком об рельс штабного барака. Прерывистый звон слабо прошел сквозь стекла,
намерзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было и надзирателю неохота была долго
рукой махать».
a)p |
развязка |
b)p |
развитие действия |
c)p |
зачин |
d)p |
кульминация |
В каком журнале впервые был опубликован «облегчённый»
вариант произведения, без некоторых наиболее резких суждений о режиме.
a)p |
«Молодая гвардия» |
b)p |
«Кругозор» |
c)p |
«Роман-газета» |
d)p |
«Новый мир» |
Узнайте героя по описанию:
«…хлопец лет шестнадцати, розовенький, как поросёнок».
a)p |
Кильгас Иоганн |
b)p |
Гопчик |
c)p |
Алёшка-баптист |
d)p |
Кавторанг Бундовский |
Кем был Шухов в лагере?
a)p |
плотник |
b)p |
переписчик |
c)p |
сапожник |
d)p |
каменщик |
Какой композиционный элемент произведения образует
приведенный ниже отрывок?
«Засыпал Шухов вполне удоволенный. На дню у него
выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили, на Соцгород бригаду не выгнали,
в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело,
с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не
заболел, перемогся. Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый. Таких дней
в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных
годов — три дня лишних набавлялось…»
a)p |
зачин |
b)p |
кульминация |
c)p |
концовка |
d)p |
развязка |
Почему Иван Шухов всегда просыпался за полтора часа
до всеобщей побудки?
a)p |
Ему не спалось. |
b)p |
В это время он чувствовал себя свободным человеком. |
c)p |
Это входило в его обязанность. |
d)p |
Хотел тщательно подготовиться перед работой. |
О ком идет речь в предложении?
«Зубов нет половины и на голове плешь, никому никогда
не давал и не брал ни с кого и в лагере не научился».
a)p |
о Тюрине |
b)p |
о Кильдигсе |
c)p |
о «высоком молчаливом старике» |
d)p |
о Шухове |
О ком идёт речь?
«он не был шакал даже после восьми лет общих работ
— и чем дальше, тем больше утверждался»; «на подлость, на предательство он не пошёл
бы и под страхом смерти».
a)p |
Гопчик |
b)p |
Стенька Клевшин |
c)p |
Иван Денисович |
d)p |
Ермолаев |
О чём мечтала жена Шухова, когда в письмах рассказывала
о жизни в колхозе?
a)p |
она ему не писала |
b)p |
о том, что они уедут в город |
c)p |
о том, что муж после возвращения будет работать |
d)p |
о том, что он станет ковры красить |
Узнайте героя по описанию:
«Лицо … в рябинах крупных, от оспы. Стоит против
ветра — не поморщится, кожа на лице — как кора дубовая».
a)p |
Фетюков |
b)p |
бригадир Тюрин |
c)p |
Шухов |
d)p |
Цезарь Маркович |
Какое качество не присуще Шухову?
a)p |
лень |
b)p |
здравый смысл |
c)p |
житейская мудрость |
d)p |
высокая нравственность |
Укажите правильный вариант первоначального названия
произведения.
a)p |
«Архипелаг ГУЛАГ» |
b)p |
«Иван Денисович» |
c)p |
«Щ-854. Один день одного зэка» |
d)p |
«Один день одного зэка» |
Какая проблема не поднята в произведении?
a)p |
проблема человеческого достоинства |
b)p |
проблема отношений между человеком и государством |
c)p |
проблема экологии |
d)p |
проблема отношения к труду |
За что был осужден Шухов?
a)p |
за измену Родине |
b)p |
за убийство |
c)p |
за дезертирство |
d)p |
за воровство |
Ответы на тест
[№
вопроса] (к-во баллов) правильный ответ,…
Вариант №1
[1] (1)d
[2] (1)c
[3] (1)d
[4] (1)b
[5] (1)d
[6] (1)c
[7] (1)b
[8] (1)d
[9] (1)c
[10] (1)d
[11] (1)b
[12] (1)a
[13] (1)c
[14] (1)c
[15] (1)a