Егэ литература ответы на вопросы примеры

Наиболее эффективная подготовка к ЕГЭ по литературе 2023 года – это последовательная подготовка по заданиям, расположенным от простого к сложному. Чтобы ее осуществить, Многомудрый Литрекон проанализирует каждый из 12 вопросов, которые достанутся Вам уже этим летом. Наши задачи – определить, что собой представляет задание, выяснить, что от нас требуется, и выработать рекомендации по его выполнению и подготовке, исходя из критериев оценивания.

Содержание:

  • 1 Задание 1
  • 2 Задание 2
  • 3 Задание 3
  • 4 Задание 4
  • 5 Задание 5
  • 6 Задание 6
  • 7 Задание 7
  • 8 Задание 8
  • 9 Задание 9
  • 10 Задание 10
  • 11 Задание 11
  • 12 Задание 12

Задание 1

Как правило, это одно из самых простых заданий ЕГЭ. Нужно всего лишь указать жанр, направление или род представленного текста. Отрывки берутся из очень популярных книг, мимо которых просто невозможно пройти в период подготовки. В помощь Вам обновленный список литературы на ЕГЭ.

задание 1 на ЕГЭ по литературе

Сделать его не составляет труда. Для этого нужно всего лишь напрячь память или пойти методом исключения: не может такой смешной отрывок быть частью трагедии.

Задание 2

Второй вопрос посвящен, как правило, проверке знания содержания произведения, процитированного в первой части. Экзаменаторы интересуются, как зовут героев, где происходит действие и т.д. За него дают один балл.

задание 2 на ЕГЭ по литературе

Подготовиться позволит только чтение основных произведений из кодификатора. Чтобы запомнить все значимые события, изготовьте свои шпаргалки. Примером послужит таблица:

Название книги Главные герои Место действия Синопсис
«Горе от Ума»,

А.С. Грибоедов

Александр Чацкий — главный герой

Софья Фамусова — главная героиня

Павел Фамусов — отец главной героини и антипод Чацкого

Алексей Молчалин — возлюбленный главной героини

Москва, дом Фамусова Чацкий приезжает из заграничного путешествия и находит московские нравы предосудительными. Он осуждает крепостное право, галломанию, кумовство и казнокрадство на службе, невежество. Он намерен добиться руки Софьи, но ее сердце занято карьеристом Молчалиным, которому нужна не она, а повышение. Невольно оскорбив избранника Софьи, Чацкий попадает к ней в немилость. Героиня распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Разочаровавшись в свете и своей любви, Александр уезжает. 

Задание 3

Это задание будет посложнее, ведь оно проверяет знание нескольких произведений одного и того же автора. Некоторых героев, как назло, выбирают из второстепенных. Поэтому действовать приходится методом исключения, а то и вовсе ненаучного тыка.

задание 3 на ЕГЭ по литературе 

Однако поверхностное знание сюжета и объема помогает установить истину: например, в «Ночи перед рождеством» второстепенных героев совсем не много, значит, нужно присмотреться к «Мертвым душам» — там больше. Кроме того, подсказку дали сами составители заданий. Прозвище «кувшинное рыло» в 19 веке обозначало взяточника. Какое произведение Гоголя посвящено этой теме? Из оставшихся только «Мертвые души», но никак не «Ночь перед Рождеством». Такого рода рассуждения помогут Вам справиться даже тогда, когда Вы знаете далеко не все.

Подготовиться поможет только чтение книг из списка. Ускорить подготовку позволяет прослушивание аудиокниг в свободное время. 

Задание 4

Термины учить никто не любит, а придется. Задание 4 посвящено именно этой неприятной необходимости. Вот основная теория для экзамена по литературе.

задание 4 на ЕГЭ по литературе

Суть вопроса в том, чтобы подобрать термины, подходящие по смыслу. Ответ заложен в выдержке из текста, ее нужно проанализировать. Даже если Вы не знаете термины, поможет обыкновенная логика. 

  • Что можно «разрешать» в произведении? Конфликт, это устойчивая форма употребления этих двух слов.
  • Что может использовать автор, чтобы сообщить нечто важное о героях и обстановке? Только ремарку, ничего большего не остается.

Даже если знать термины поверхностно, эту задачу решить вполне реально. Не волнуйтесь и действуйте вдумчиво.

Задание 5

Мини-сочинение нужно написать по одному из двух предложенных вопросов. Это развёрнутый ответ, который должен всесторонне раскрыть поставленную тему. За него дадут 6 баллов. 

задание 5 на ЕГЭ по литературе

Поскольку задание сложное и «дорогое», Литрекон подготовил для него отдельный разбор с примерами, теорией, клише и критериями оценки.

Задание 6

6 задание еще выгоднее для выпускника. Целых 8 первичных баллов, подумать только! Но есть и подвохи: сравнительный анализ делать сложнее, чем предыдущую работу, так как произведение для сопоставления нужно выбрать из багажа собственных знаний. Но далеко не каждый выпускник обстоятельно собирается в дорогу…

задание 6 на ЕГЭ по литературе

Чтобы проработать это мини-сочинение на ЕГЭ, используйте разбор задания 6 от Многомудрого Литрекона. Там Вы найдете примеры из демоверсии 2023, клише и шаблоны, теорию и критерии оценки.

Задание 7

Суть задания — подобрать правильные термины, ориентируясь на выдержку из текста. Подсказки даны в тексте задания, ничего сложного, но…

задание 7 на ЕГЭ по литературе

В 7 задании важно правильно понять текст. Многие выпускники нервничают, спешат, а потому неверно понимают суть прочитанного. Например, в демоверсии ученики охотно ставят на первое место «сонет», забыв о том, что спрашивают их о РОДЕ литературы, а не о ЖАНРЕ стихотворения. Такая мелочь может погубить даже знающего человека, которому сложно концентрироваться в стрессовых обстоятельствах.

Все термины кратко рассмотрены в статье «Теория для ЕГЭ по литературе».

Задание 8

Восьмое задание посвящено проверке знания таких терминов, как размер, римфа, рифмовка стихотворения. Все они рассмотрены в подробном разборе задания 10.

задание 8 на ЕГЭ по литературе

В подготовке к этому заданию без заучивания терминов не обойтись. Но нужно не зубрить, а понимать, иначе Вы не разберетесь на практике. Поэтому отрабатывайте практические аспекты теории: сколько должно быть слогов, где должны быть ударения, как посчитать? Все это есть в разборе.

Задание 9

Средства языковой выразительности, которые проверяются в задании 9 на ЕГЭ по литературе, перечислены в подборке. Важно отличать их друг от друга и находить в тексте. Порой методом исключения можно отсеять то, чего явно нет в стихотворении, но полагаться лишь на него не стоит. Примеры и практика помогут освоить этот материал в достаточной степени.

задание 9 на ЕГЭ по литературе

Подготовка к заданию 9 должна состоять не только из изучения СХВ, но и из практического применения знаний. Пока не научитесь отличать эпитет от метафоры с первого взгляда, не забрасывайте эту тему.

Задание 10

Для этого мини-сочинения, которое принесет выпускнику 6 баллов, Литрекон тоже сочинил целый разбор, где изложил примеры, теорию, критерии и клише для быстрого написания работ. Освоить этот формат можно довольно быстро, если сосредоточиться и больше практиковаться.

задание 10 на ЕГЭ по литературе

ЕГЭ по литературе ориентирован на практику. Заучить определения и пару стихотворений вовсе не достаточно. Поэтому тренируйтесь ежедневно, чтобы довести навык до автоматизма. 

Задание 11

План задания 11, примеры из демоверсии, клише и шаблоны, а также теория расположены в разборе задания 11. Выпускникам тоже нужно структурировать свою подготовку таким образом, уделив больше времени и стараний развернутым ответам и изучив каждое задание в отдельности. Все-таки за базовые вопросы дают по одному баллу, а тут на кону 8! Разница существенная. 

задание 11 на ЕГЭ по литературе

Чтобы эффективно распорядиться своим временем, выполняйте не целые варианты ЕГЭ, а те части, которые вызывают наиболее беспокойство и стоят затраченных усилий.

Задание 12

Задание 12 — самое сложное, но в то же время наиболее выгодное. К нему нужно готовиться очень тщательно. Прежде всего, практиковаться в написании по определённому шаблону, чтобы легче было придерживаться структуры и не растекаться мыслью по древу. Даже самый способные ученики прогорают на том, что пытаются вместить всю свою креативность в текст, который должен быть строго регламентирован. Если Ваши ценные мысли сочтут далекими от темы, то за эссе поставят 0 баллов. 

задание 12 на ЕГЭ по литературе

Написать его помогает четкий план:

  1. Вступление: перефразированная формулировка задания и переход к аргументам.
  2. Основная часть: 2-3 примера из текста (текстов). Каждый пример состоит из тезиса, обоснования (деталь, цитата, обстоятельство), мини-вывода. Все они должны отвечать на заданный вопрос. Если тема, например, сопоставление героев-антиподов, то каждый пример должен быть посвящен разнице их точек зрения. Сначала пишем, в чем разница, потом о том, как и чем это подтверждается в тексте, а потом резюмируем суть столкновения идей.
  3. Заключение: перефразированная формулировка задания и вывод из написанного: герои отличаются друг от друга тем-то и тем-то, это противостояние позволило автору выразить то и вот это.

Многомудрый Литрекон уже подготовил примеры сочинения 12 на ЕГЭ по литературе и критерии оценки. 

Вот советы по выбору тем:

  • Не берите тему, если не помните все необходимое. Выстроить предварительный план и набросать зачатки аргументов — не проблема, а ее решение. Только так можно убедиться, что Вы готовы. Иначе осознание, что тема выбрана не та, придет уже тогда, когда большая часть будет написана.
  • Если не знаете подробно сферу искусства из пятой темы, не берите ее, ведь иначе не сможете раскрыть ее полностью.
  • Коварна и тема по лирике. Там нужно три примера из разных произведений, с привлечением цитат по памяти могут возникнуть проблемы, так что не стоит рисковать, если в себе не уверены.

Прочитав весь список литературы и проработав термины, Вы без особого беспокойства осилите ЕГЭ по литературе. Разбор Вам поможет, как и все остальные материалы на сайте. Ни пуха, ни пера!

Алгоритм
выполнения заданий 8-9 ЕГЭ по литературе

Образцы
ответов (задания с развёрнутым ответом 8,9)

(прозаическое
произведение)

Композиция
ответа на задание 8.

1. Тезис (ответ на поставленный вопрос: 1-2
предложения).

2. Доказательство тезиса (анализ предложенного
фрагмента с точки зрения содержания, авторской позиции, художественных средств:
5-7 предложений).

3. Вывод (углубление тезиса: 1
предложение).

Более подробно о композиции:

1. Тезис-ответ.

2. Истолкование тезиса (То есть… Это
значит… Я имею в виду… Обращает на себя внимание…)

3. Разворачивание тезиса (Почему я так
думаю?)

4. Иллюстрация тезиса (Что я вижу в тексте?
Обратимся к тексту… Так… Например… )

5. Вывод.

8.Почему в финальной сцене Аркадий не
решается предложить тост за своего друга вслух?

Аркадий не решается предложить тост за своего
друга вслух, потому что у каждого из членов семьи Кирсановых имеются неприятные
воспоминания о Базарове. У Павла Петровича это дуэль и ранение, у Николая
Петровича – развязное поведение Базарова в доме и сильное влияние на взгляды
его сына, у Фенечки – поцелуй в беседке.

Самому Аркадию также стыдно вспоминать, как он
подражал другу и хотел казаться нигилистом. «Ты нежная душа,
ранимая», – сказал однажды Евгений, понимая, что Аркадий не может быть его
сподвижником. Это подтверждает тот факт, что к концу романа Аркадий
отказывается от нигилистической теории своего друга и примыкает к лагерю
дворян-либералов. Базаров внёс в семью Кирсановых разлад, поэтому даже
упоминание об этом герое за столом разрушило бы семейную идиллию, сложившуюся в
доме.

Таким образом, автор, изображая сцену
семейного застолья Кирсановых, исключает существование Базарова и его
нигилистической теории.

8. Какие черты Тихона раскрываются в
диалоге с Кулигиным?

По этому диалогу можно судить о таких чертах
Тихона как несамостоятельность, безответственность, слабоволие.

Герой предстаёт человеком слабовольным,
действующим по наущению маменьки («А маменька-то», «поди-ка,
поговори с маменькой»). Всеми его действиями руководит Кабанова, а он
настолько не привык жить по собственному разумению, что готов даже бить жену
против своей воли.

Отправившись в Москву, Тихон поступает
безответственно: вместо того, чтобы позаботиться о Катерине, защитить её от
произвола своей родительницы, он уехал, оставив её, и «всю дорогу
пил», «про дом-то и не вспомнил». Так может поступить человек,
не имеющий никакого чувства ответственности перед близкими.

Вместе с тем Тихон – мягкий, по-своему добрый
человек, способный к состраданию. Он жалеет Катерину, не хочет её мучить
(«мне её жаль пальцем тронуть»), а также испытывает сочувствие к её
соблазнителю Борису («Уж я вижу, что ему проститься хочется»).

Итак, реплики героя характеризуют его как
личность незрелую, не способную жить своим умом, но умеющую сочувствовать.

8. (по фрагменту из рассказа А.П. Чехова
«Ионыч»)

В чём приведённый отрывок может послужить
иллюстрацией к высказыванию А.П. Чехова о том, что «мещанство – страшное зло»?

Приведённый фрагмент может послужить отличной
иллюстрацией к словам А.П. Чехова о том, что «мещанство – страшное зло».

В нём показана пошлость одного из лучших
семейств города С. – Туркиных. Она страшна тем, что затягивает людей мыслящих,
готовых трудиться. Атмосфера праздности, банальности подчёркивается такими
деталями, как игра Котика на фортепиано (при этом Старцеву казалось, что с
высокой горы сыплются камни), чтение Верой Иосифовной романов, в которых
говорилось о том, чего никогда не бывает в жизни. Отец семейства, Иван
Петрович, острит, используя выдуманные им словечки «большинский»,
«недурственно». Даже лакей Пава, подражая трагическому актёру, встаёт в позу и
произносит: «Умри, несчастная!».

Этот мир пошлости и банальности оказывает
губительное влияние на доктора Дмитрия Старцева, превращает его просто в
Ионыча, который постепенно забывает о своём долге врача и главной целью
которого становится нажива.

Композиция
ответа на задание 9 (сопоставительное)

1. Краткий ответ на 1-ую часть вопроса:

дать два произведения и назвать двух авторов.

2. Позиция сопоставления №1:

  – обоснование

  – сопоставление.

3. Позиция сопоставления №2:

  – обоснование

  – сопоставление.

Сопоставление:

Что сближает и чем отличаются:

  – тематически

  – сюжетно

  – композиционно

  – с точки зрения значения образов

  – с точки зрения использования
изобразительно-выразительных средств

  – с точки зрения авторского отношения.

Обоснование

Анализ привлекаемого текста с точки зрения:

  – темы, сюжетных линий

  – авторской позиции

  – особенностей образов, функций этих образов

  – используемых автором изобразительно-выразительных
средств

  – композиции

  – обращения к какому-либо жанру.

Например:

1. К проблеме, поднятой N, обращались такие
поэты, как … в произведении … и … в произведении ….

2. … (первый) использует … приёмы,
показывая … (кого? что?). Этот поэт, так же как и N, изображает … (что?
каким образом? – точечная цитата). Однако, в отличие от N, который … (что?),
первый … (что делает?).

3. В центре внимания … (второго) – … (что?
и кто?). Его герой, так же, как и герой N (что делает? показан каким? –
точечная цитата). Однако, в отличие от авторского отношения N, которое
…(какое?), эмоции второго … (какие? в каких словах они выражены? – точечная
цитата).

9.В каких еще произведениях литературы
мы встречаем сцены, в которых семья собирается за столом, и как они
перекликаются с приведенным отрывком (или с произведением И.С. Тургенева в
целом)?

Вспомним роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
и роман-эпопею «Война и мир» Л.Н. Толстого. Именно в этих
произведениях изображается такая семейная идиллия, как и у Кирсановых в эпилоге
романа «Отцы и дети».

Во время сцены семейного ужина в
«Капитанской дочке» только что прибывший в Белогорскую крепость Пётр
Гринёв ближе знакомится с семьёй Мироновых и впервые видит Машу. Застолье очень
похоже на то, что описано в «Отцах и детях». Ужин проходит душевно:
все герои рады друг другу: «Василиса Егоровна приняла нас запросто и
радушно и обошлась со мною как бы век была знакома». У Тургенева же:
«всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень
хорошо». Подобная неловкость прослеживается и в сцене из романа А.С.
Пушкина, это отражает описание Маши: при упоминании о приданом «она вся
покраснела, и даже слёзы капнули на её тарелку». Однако это не омрачает
общую дружественную и мирную, тёплую обстановку.

Л.Н. Толстой описывает именины Наташи как
большое семейное застолье. Все герои рады собраться вместе, и у Ростовых царит
настоящая идиллия. Приезд всеми уважаемой графини Марьи Дмитриевны не делает
обстановку напряжённо-официальной, ведь даже строгую гостью охватывает
эмоционально-духовная стихия этого дома. Эпизод схож с застольем из романа
«Отцы и дети», потому что в нём мы видим изображение абсолютной
гармонии и любви в семье.

Таким образом, И.С. Тургенев, А.С. Пушкин и
Л.Н. Толстой показывали в своих произведениях сцены, где семья собирается
вместе за столом для того, чтобы изобразить взаимоотношения героев и показать
семью как одну из главных ценностей жизни.

9.В каких произведениях русской классики
герои обращаются к воспоминаниям о прошлом и в чём этих героев можно
сопоставить с персонажами пьесы «На дне»?

Во многих произведениях русских писателей и
поэтов герои обращались к воспоминаниям о прошлом.

Например, в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
Раневская часто вспоминает своё детство, время, проведённое в родительском доме
с вишнёвым садом. Слёзы умиления и радости наворачиваются у неё на глазах,
когда она приходит в свою детскую. Для неё, как и для Актёра из пьесы Горького,
с прошлым связаны приятные и дорогие сердцу воспоминания, что-то, что уже не
может повториться в настоящем (для Раневской – беззаботное счастливое детство и
юность, для Актёра – игра на сцене, аплодисменты публики). Только если Любовь
Андреевна живёт этими «сладкими» грёзами, то герои «На дне» живо осознают
контраст между прошлым и действительностью (Актёр забыл «любимое»
стихотворение, хочет избавиться от своего порока и вернуться на сцену, но, не
найдя в себе сил бороться с пьянством, лишённый надежды и веры, кончает жизнь
самоубийством).

Герои романа Михаила Булгакова «Мастер и
Маргарита» тоже обращаются к своему прошлому, рассказывают свои истории
(например, Мастер – поэту Бездомному в клинике Стравинского). Из этого монолога
мы узнаём, что Мастер, как и герои пьесы Горького, тоже оказался выброшенным из
привычного течения жизни, из-за травли критиков (таких, как ненавидимый
Маргаритой Латунский) он сжигает свою гениальную рукопись, теряет любимую и
попадает в психиатрическую лечебницу. Ситуация его кажется «беспросветной», так
же, как и у героев драмы.

У М.Булгакова, как и у М.Горького, обращение
героев к прошлому позволяет понять логику их судьбы.

9. В каких произведениях отечественной
литературы отражён конфликт частного человека и государства и в чём эти
произведения могут быть сопоставлены с рассказом А.И. Солженицына «Матрёнин
двор»?

Конфликт частного человека и государства
нередко встречается в произведениях отечественной литературы.

Героя повести Н.В. Гоголя «Шинель» Акакия
Акакиевича Башмачкина с Матрёной сближает беззащитность перед произволом
чиновников. Оба они ничего не могут сделать со своим положением, пусть даже
Акакий Акакиевич жаловался должностному лицу, а Матрёна рассказала о своих
«обидах» Игнатьичу, человеку, который просто был рядом с ней в этот момент.

Мастера, героя романа М. Булгакова «Мастер и
Маргарита», нельзя назвать беззащитным, но даже он, как и Матрёна, бессилен
против произвола чиновников. В данном случае – чиновников от литературы,
деятелей МАССОЛИТА, превративших творчество в средство наживы.

Мастеру чужд этот мир, но сделать он ничего не
может: слишком слаб и незначителен человек по сравнению с целым государством.

11 декабря 2020

В закладки

Обсудить

Жалоба

Образцы ответов (задания с развёрнутым ответом 8,9) (прозаическое произведение).

al8-9.doc
al8-9.pdf

Композиция ответа на задание 8.

1. Тезис (ответ на поставленный вопрос: 1-2 предложения).
2. Доказательство тезиса (анализ предложенного фрагмента с точки зрения содержания, авторской позиции, художественных средств: 5-7 предложений).
3. Вывод (углубление тезиса: 1 предложение).

Более подробно о композиции:

1. Тезис-ответ.
2. Истолкование тезиса (То есть… Это значит… Я имею в виду… Обращает на себя внимание…)
3. Разворачивание тезиса (Почему я так думаю?)
4. Иллюстрация тезиса (Что я вижу в тексте? Обратимся к тексту… Так… Например… )
5. Вывод.

Композиция ответа на задание 9 (сопоставительное)

1. Краткий ответ на 1-ую часть вопроса:
дать два произведения и назвать двух авторов.

2. Позиция сопоставления №1:

– обоснование
– сопоставление.

3. Позиция сопоставления №2:

– обоснование
– сопоставление.

ЕГЭ по литературе

Подборка вариантов ЕГЭ 2022 по литературе для 11 класса из различных источников с ответами.

Составлены в соответствии с демоверсией 2022 года.

Тренировочные варианты ЕГЭ 2022 по литературе

 ЕГЭ 100 баллов (с ответами) 
Тренировочный вариант 1 скачать
Тренировочный вариант 2 скачать
Тренировочный вариант 3 скачать
Тренировочный вариант 4 скачать
Тренировочный вариант 5 скачать
Тренировочный вариант 6 скачать
Тренировочный вариант 7 скачать
Тренировочный вариант 8 скачать
Тренировочный вариант 9 скачать
Тренировочный вариант 11 скачать
Тренировочный вариант 12 скачать
Тренировочный вариант 13 скачать
Тренировочный вариант 14 скачать
СтатГрад (ответы + критерии оценивания)
вариант 1 ответы + критерии
→ Купить сборник тренировочных вариантов ЕГЭ по литературе

Распределение заданий варианта КИМ по уровням сложности

В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности (таблица 3).

Часть 1 содержит 7 заданий базового уровня (1–4, 7–9) и 4 задания повышенного уровня сложности (5.1/5.2, 6, 10.1/10.2, 11).

Часть 2 содержит 1 задание высокого уровня сложности (экзаменуемому предложен выбор из пяти заданий: 12.1–12.5), которое требует от участника экзамена написания самостоятельного полноформатного текста на литературную тему.

Продолжительность ЕГЭ по литературе

Продолжительность ЕГЭ по литературе – 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется 2 часа отвести на выполнение заданий части 1, остальное время – на выполнение задания части 2.

Дополнительные материалы и оборудование

Перечень дополнительных материалов и оборудования, использование которых разрешено на ЕГЭ, утверждается приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора. При выполнении заданий обеих частей экзаменационной работы экзаменуемый имеет право пользоваться орфографическим словарём.

Орфографический словарь для ЕГЭ по литературе

Смотрите также:

29.03.2022

Начинаем собирать реальные варианты ЕГЭ 2022 года по литературе. Все варианты собираются и публикуются после проведения экзамена.

  • Смотреть реальные варианты ЕГЭ 2022 по всем предметам

ОБНОВЛЕНО 27.05.2022

Несколько вариантов с досрочного ЕГЭ 2022 по литературе и с основной волны, которая прошла 26.05.2022. Смотрим, разбираем. Все варианты будут сопровождаться видеоуроками, на которых будут разобраны примеры решения, правильные ответы и т.д.

  • Другие варианты ЕГЭ по литературе (включая Статград)

Есть вопросы? Пишите их ниже! Обсудим, решим, ответим.

  • Вариант досрочного ЕГЭ 2022 по литературе от 21.03.2022
  • Открытый вариант от ФИПИ ЕГЭ 2022 по литературе (аналог досрочного варианта) от 28.04.2022

Один из вариантов досрочного ЕГЭ 2022 по литературе

 Вариант от 26 мая 2022

Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Задание № 5.1 — 5.2. Трудные вопросы.

лицемерие

Какое задание выбрать —  5.1 или 5.2 —  выпускники выбирают сами.

Задание 5.1 — это ответ на вопрос по предложенному отрывку из текста.

Задание 5.2. — это высказывание своего мнения по поводу приведённой фразы  с оценкой произведения кем-либо ( критика, поэта. пиателя и др.).

СОДЕРЖАНИЕ.

  • Способы характеристики героев в прозаическом произведении.
  •  Способы характеристики героев в драматургическом произведении.
  • Способы характеристики героев в лирическом произведении.
  • Художественные средства для характеристики героев.

И.А. Бунин.

«Тёмные аллеи».

  • . В чём со­сто­ит дра­ма­тизм приведённого эпи­зо­да из рас­ска­за И. А. Бунина? 

Н.В. Гоголь.

«Мёртвые души».

  • Почему на­ме­ре­ние Ма­ни­ло­ва от­дать мёртвые души без­воз­мезд­но про­из­ве­ло на Чи­чи­ко­ва столь силь­ное впечатление?
  • Лирическое отступление «Счастлив путник…» Проблема взаимоотношений художника и толпы.
  • Эпизод «Чичиков в судебной палате». Какова тема фрагмента, какие художественные средства использует автор для её раскрытия?

«Ревизор».

  • Сцена встречи Городничего с  Хлестаковым в гостинице, её роль в развитии сюжета пьесы.
  • Сцена разоблачения Хлестакова. Каким пред­ста­ет Го­род­ни­чий в дан­ном эпи­зо­де и какие дра­ма­тур­ги­че­ские сред­ства спо­соб­ству­ют рас­кры­тию его характера?
  • Почему го­род­ни­чий с такой лег­ко­стью по­ве­рил бол­ту­нам Боб­чин­ско­му и Добчинскому?

И.А. Гончаров. «Обломов».

  • Какие черты «обломовщины» можно про­ил­лю­стри­ро­вать приведённым фрагментом? ( Описание деревень Обломовых).

А.М. Горький.

«Макар Чудра».

  • Какие черты ро­ман­ти­че­ско­го ви­де­ния мира нашли своё от­ра­же­ние в рас­суж­де­ни­ях Ма­ка­ра Чудры о жизни и человеке?

«Старуха Изергиль».

  • Какие черты ро­ман­ти­че­ско­го по­вест­во­ва­ния при­сут­ству­ют в ле­ген­де о Данко?
  • Что имел в виду мудрец, утверждавший, что на­ка­за­ние Ларры — в нем самом?

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».

  1. Какую оцен­ку даёт герой (а вме­сте с ним автор) сво­е­му поколению?
  2. Как Лер­мон­тов опре­де­ля­ет свою глав­ную ху­до­же­ствен­ную за­да­чу в ро­ма­не «Герой на­ше­го времени»?
  3. Чем можно объ­яс­нить оче­вид­ную не­при­язнь Пе­чо­ри­на к «водяному обществу»?
  4. Как ха­рак­те­ри­зу­ет Печорина его от­но­ше­ние к девушке-«певунье»?
  5. О какой «болезни» го­во­рит автор в конце сво­е­го предисловия?
  6. Как в сцене объяснения с княжной Мери проявляется личностная раздвоенность Печорина?
  7. В чём внутренне несхожи между собой Печорин и контрабандисты?

А.Н. Островский. «Гроза».

  • Разговор Кулигина и Дикого о часах и громоотводе в городе .Какие дра­ма­тур­ги­че­ские сред­ства и как по­мо­га­ют ав­то­ру рас­крыть ха­рак­те­ры ге­ро­ев в при­ве­ден­ном фрагменте?
  • Разговор Кулигина и Дикого о часах и громоотводе. Можно ли Кулигина назвать «маленьким человеком»?
  • Сцена прощания Катерины с Борисом.Чем по­хо­жи Борис и Тихон? Рас­крой­те свою позицию.

А.Т. Твардовский.

«Василий Тёркин».

  • Почему во­ен­ную друж­бу автор-повествователь на­зы­ва­ет святой?

Л.Н. Толстой. «Война и мир».

  • В салоне Анны Шерер. Сформулируйте глав­ную тему фраг­мен­та и крат­ко про­ком­мен­ти­руй­те слова исследователя: «Обязательная для Тол­сто­го нрав­ствен­ная оцен­ка всех пер­со­на­жей ис­хо­дит в «Войне и мире» пре­жде всего из того, на­сколь­ко про­яв­ля­ет­ся в каж­дом из них есте­ствен­ная сила жизни…»
  • В салоне Анны Шерер.Каково ав­тор­ское от­но­ше­ние к «большому свету» и ка­ки­ми сред­ства­ми оно передано?
  • Именины Наташи.Чем похожи отец и дочь в приведённой сцене?
  • Андрей Болконский и небо.Почему дан­ный эпи­зод в судь­бе князя Ан­дрея можно на­звать поворотным?
  • Эпизод поведения купца Ферапонтова во время оставления Москвы. Чем можно объ­яс­нить «странное» по­ве­де­ние купца Фе­ра­пон­то­ва в приведённом эпизоде?

И. С. Тургенев.

  • «Хорь и Калиныч». Какие грани народного характера представляют тургеневские Хорь и Калиныч?

М.А.Шохолов.

«Судьба человека».

  • Что даёт ос­но­ва­ние счи­тать по­сту­пок героя «Судьбы человека» подвигом?(Сцена усыноления Ванюши).

«Тихий Дон».

  • Как в приведённом фрагменте отображена трагедия Гражданской войны?

Статьи

Среднее общее образование

Литература


Предлагаем вашему вниманию разбор 8 задания по литературе к ЕГЭ-2019 с комментариями.

03 октября 2018

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ-2019 по литературе

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец… Что? как ты его находишь?

– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно.

– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.

– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shakehands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать». Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?

– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

Задание 8

Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

Общие рекомендации

При ответе на вопрос необходимо показать место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст. 

Памятка учащимся

При составлении письменных ответов на вопросы не забывайте главное:

  1. Отвечайте на заданный вопрос, а не пишите все, что вы знаете о данном произведении.
  2. Не забывайте, что в основе вашего анализа должен быть предложенный фрагмент произведения.
  3. Уточните все понятия, составляющие данный вопрос. Например, «основной конфликт». (основной конфликт – конфликт отцов и детей, представителей разных поколений). Как, каким образом он проявляется? (конфликт может проявляться в диалогах, в действиях, в явном столкновении конфликтующих сторон).

Исходя из анализа критериев оценки задания 8, можно сформулировать требования к его выполнению.

  1. Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена (2 балла).
  2. Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют (2 балла).
  3. Отсутствуют логические, речевые ошибки (2 балла).

Максимальная оценка – 6 баллов.

Примерный образец ответа

В данной сцене конфликт между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым только намечается и проявляется это прежде всего в поведении Павла Петровича Кирсанова, который не подал руки Базарову, а спрятал ее в карман, демонстрируя тем самым, что ему неприятно, что Аркадий привёз с собой гостя. Эта подробность привлекает к себе внимание читателя, так как сценой раньше Николай Петрович Кирсанов, брат Павла Петровича, первым протянул руку Базарову в знак гостеприимства.

В портрете Павла Петровича Тургенев подчеркивает его породу, благородное происхождение. Представление о Базарове, которое мы получаем из этого фрагмента, прямо противоположное. «Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку», – говорит он Николаю Петровичу. Базаров не придает никакого значения своему внешнему виду. О своих вещах говорит шутливо-уничижительно.

Анализируя приведенный фрагмент, можно предположить, что при знакомстве герои почувствовали личную неприязнь друг к другу, граничащую с презрением. Впоследствии конфликт ещё более усугубится и выйдет за рамки личного недовольства друг другом.

ЕГЭ-2020. Литература. Задания, ответы, комментарии

ЕГЭ-2020. Литература. Задания, ответы, комментарии

В книге содержатся материалы для успешной сдачи ЕГЭ: краткие методические комментарии по всем темам, задания разных типов и уровней сложности, тренировочные варианты ЕГЭ, словарь литературоведческих терминов, а также ответы ко всем заданиям. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в Интернете и покупать другие пособия. В данной книге они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену.

Купить

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Егэ литература некрасов кому на руси жить хорошо в каморку постучалась я кимы варианты
  • Егэ литература недоросль сочинение
  • Егэ литература неделя за неделей пошаговая подготовка скубачевская pdf
  • Егэ литература неделя за неделей пошаговая подготовка л скубачевская скачать
  • Егэ литература мертвые души задания с ответами

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии