Пояснение.
Комментарии к сочинениям
12.1. Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – это произведение социально – психологической направленности, состоящее из пяти глав. Они являются отдельными повестями и расположены не сюжетно, а по фабуле. Этот прием позволяет автору наиболее полно изобразить психологический портрет главного героя – Григория Александровича Печорина, а читателю максимально объективно представить его характер.
Глава «Фаталист» является завершающей в произведении.
Во–первых, это обусловлено своеобразным «композиционным кольцом». Действие романа завершается в той же крепости на Кавказе, где и происходит действие повести «Бэла».
Во–вторых, Печорин на протяжении всего романа ищет сущность бытия и размышляет, с какой целью он существует в этом мире. В «Фаталисте» офицер Вулич утверждает, что все в жизни подчинено закону предопределения и в тот же день это подтверждается его гибелью. Она происходит не от намеренной попытки застрелиться, а от руки пьяного казака, случайно встретившегося ему, на пути домой. Под влиянием этого события Печорин приходит к выводу, что, возможно, существует предопределение, но вопреки божественной воле человек сам определяет, следовать ли этому закону или нет. По признанию Печорина, «вся жизнь его была цепью сплошных противоречий уму и сердцу», поэтому и в этой ситуации он самостоятельно назначает себе печальную участь — разрушать судьбы и счастье других людей.
Таким образом, Лермонтов «подобно врачу ставит диагноз больному веку», но «не указывает на способ излечения этой болезни». Он заставляет читателей задуматься над глубоким философским смыслом главы и оставляет их в этом состоянии…
12.2. Как раскрывается в произведении тема «Человек и война» (произведение выбирается учащимся)?
Тема может быть раскрыта на примере произведений о Великой Отечественной войне: «Судьба человека» М. Шолохова, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева и др. Борис Васильев сам воевал, защищая родину в годы Великой Отечественной войны. Он был свидетелем всех её ужасов, и смог правдоподобно и детально воссоздать страшные моменты того времени в своих книгах. Одна из них – это гениальное произведение «А зори здесь тихие…». В повести рассказывается о подвиге советских женщин в годы войны. У каждой из девушек – героинь повести «А зори здесь тихие…» — своя довоенная судьба, свои радости и трагедии. И хоть «война – не женское дело», они отважно сражаются за Родину во имя будущего. Все девушки трагически погибают от рук вероломных захватчиков – фашистов. Борис Васильев в своей повести создал образ настоящих героев страшного и жестокого времени.
12.3. Как вы понимаете слова А. П. Чехова: «Какое наслаждение — уважать людей»? (По 1-2 рассказам А. П. Чехова.)
90-е годы — мелиховский период в жизни А. П.Чехова, который дает писателю возможность наблюдать жизнь. Он много думает о человеке, о судьбе русского народа «Очень, очень русский», — скажет о нем Лев Толстой. Наблюдая людей, со всеми их достоинствами и недостатками, людей, способных противостоять пошлости, жизненным трудностям, способных стать выше этого, Чехов делает их героями своих рассказов.
В рассказе «Дама с собачкой» герои оказались способны на настоящую любовь, которая помогла им увидеть мир, окружающий их: «какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти, и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах». По Чехову, можно уважать людей за способность любить.
Другой пример – рассказ «Попрыгунья». Его герой — Дымов, простой врач, человек добрый, порядочный, смог оказаться выше мира пошлости. Как не уважать человека за его подвижнический труд и высокую нравственную силу?
«Какое наслаждение — уважать людей», — говорит Чехов и доказывает это на примере героев своих рассказов.
12.4. Проблема взаимоотношений человека и природы в современной отечественной литературе. (На примере одного из произведений.)
Проблема взаимоотношений природы и человека затрагивается постоянно, и она никогда не потеряет своей актуальности. О проблемах культуры взаимосвязи природы и человека говорили многие писатели прошлых веков и современности.
Валентин Распутин обращается к проблеме общения человека с природой во многих произведениях. Например, в «Прощании с Матерой» — книге о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова Родина, народ, родник, природа — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием; Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно. Кто дал человеку право распоряжаться всем так бездумно?
Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память — это плохо, без нее лучше. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая и, когда задумаются чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. «Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» — такие размышления вызывает повесть В. Распутина.
12.5. Какие рекомендации Вы бы дали художнику, иллюстрирующему рассказы А. П. Чехова? (С опорой на анализ произведения)
Художники-иллюстраторы черпают в произведениях А. П. Чехова вдохновение. Писатель однажды сказал о себе: «…для людей, посвятивших себя изучению жизни, я так же нужен, как для астронома звезда». Именно из этого высказывания можно сформулировать первый совет художникам, иллюстрирующим рассказы Чехова. Чтобы передать точно образы и характеры героев Чехова, нужно иметь собственный богатый опыт общения с разными людьми, быть психологом, умеющим почувствовать самое важное в человеке.
Известны работы художников, выступавших под псевдонимом Кукрыниксы, к произведениям Чехова. Например, они иллюстрировали рассказ «Человек в футляре», рассказ «Хамелеон» и другие. «Кукрыниксовские иллюстрации к Чехову — работа, в которой шире и полнее, чем в других, независимо от жанра, раскрыто мировоззрение художников и разнообразнейшие стороны их дарований. В каждом листе мы ощущаем синтез, где остроумие смягчено, а поэтическое
чувство пронзительно, реальный историзм порою фантастичен, где за состраданием следует гнев, а улыбка подчас вызывает острую печаль. Этот синтез свойствен бескомпромиссному Чехову, который «рассчитывает на читателя» и не обманывается в своих расчетах», — писал А. М. Пистунов в книге «Единосущная троица». Действительно, когда смотришь на иллюстрации Кукрыниксов, то ловишь себя на мысли, что именно так ты и представлял этих героев. А происходит это потому, что художники четко смогли уловить авторский замысел и раскрыть главные черты чеховских образов.
Финальная глава «Героя нашего времени» под символичным названием «Фаталист» была опубликована в 1839 году в литературном журнале «Отечественные записки». Исследователи считают, что сюжет был взят писателем из реальной жизни, но неизвестно, подсказал ли его кто-то из друзей, или Лермонтов был непосредственным очевидцем похожих событий.
О чем эпизод?
Печорин в своем дневнике повествует о том, как ему пришлось две недели прожить в казачьей станице. Обычным развлечением в таких местах была вечерняя игра в карты, но вскоре и она наскучила офицерам. Тогда заговорили о судьбе и том, способен ли человек на самом деле ею управлять. Мнения разошлись.
«Все это вздор! — сказал кто-то, — где эти верные люди, видевшие список, на котором назначен час нашей смерти?.. И если точно есть предопределение, то зачем нам дана воля, рассудок? почему мы должны давать отчет в наших поступках?»
Вдруг один из офицеров — поручик Вулич, известный своей азартностью — предложил каким-либо образом проверить, существует ли предопределение? Печорин, настроенный крайне скептически, предложил пари. Вулич его принял, после чего выстрелил себе в голову свежим порохом из случайно выбранного пистолета. Оружие дало осечку. Вторым выстрелом офицер сбил фуражку над окном.
Той же ночью Вулича насмерть зарезал пьяница, а Печорин, отчего-то еще во время спора почувствовавший, что тому суждено сегодня было умереть, начал сомневаться в своих убеждениях.
Темы и проблемы
Тематика и проблематика главы могут быть описаны более подробно, если читателю это нужно. Многомудрый Литрекон с радостью дополнит разбор главы «Фаталист», если Вы напишите в комментариях, чего не хватает.
- Основная тема главы «Фаталист» — размышления на тему человеческой судьбы, существования рока, избежать которого не способен никто. Над этими вопросами люди задумывались и раньше, считая, что боги заранее прописывают для каждого его жизненный путь. И угадать, когда должно было случиться то или иное знаковое событие, невозможно.
- Также поднимается проблема столкновения внутреннего скептицизма с почти мистической реальностью. Печорин не знает, почему все произошло именно так, оттого и говорит себе: «…после всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?». Тем не менее, он заключает, что лично для него проблемы судьбы не представляют особого интереса. Ведь «хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!».
Образы главных героев
Помимо основного персонажа всего романа — офицера Григория Печорина (вот его подробная характеристика), ироничного и скучающего молодого человека, чьи взгляды подвергаются внезапному испытанию — в главе присутствуют два других, не менее ярких образа.
- Поручик Вулич, чью национальность автор определяет как сербскую, отмечая характерные черты в портрете, был человеком довольно закрытым в плане общения. Никому не доверял своих чувств и тайн, зато отличался храбростью и страстью к азартным играм. Даже на поле боя он сначала предпочитал отдать долг, а только затем непосредственно воевать.
- Казак Ефимыч — убийца Вулича, до конца не признававший свою вину и не желавший нести наказание за преступление. Здесь он выступает в роли некой «руки судьбы», являясь причиной происшествия.
Смысл
Этим эпизодом Лермонтов показывает непредсказуемость существования, описывает загадочную историю, чтобы проверить миропонимание персонажа на прочность. Печорин рискует сначала чужой — во время пари, а затем и своей жизнью, бросившись задержать убийцу, желая убедиться в реальности судьбы. И невольно понимает, что в мире есть место необъяснимому. Такова главная мысль главы «Фаталист».
Из этой истории можно сделать вывод, что судьба есть, и именно она рассудила, кому и когда умереть. Однако автор не дает свою оценку произошедшему: возможно, мнительному герою почудилось, что на лице Вулича есть печать смерти, а его гибель была случайностью, от которой никто не застрахован.
Значение фрагмента в романе
Анализ главы «Фаталист» не может раскрыть всю суть романа, поэтому для полного ознакомления с произведением лучше прочитать анализ «Героя нашего времени». Автор вынуждает своего героя и читателей подумать о силе влияния человека на собственную жизнь.
Несмотря на то, что ответа на вопрос: «А существует ли предопределение?» не дается, писатель считает, что каждый должен действовать самостоятельно, независимо от верований и убеждений, а не полагаться на сверхъестественные силы. Поэтому и вкладывает в голову Печорина мысль о том, что современные люди из-за страха смерти, которая может настигнуть где и когда угодно, не способны на поступки ни для общечеловеческого блага, ни даже для самих себя.
Автор: Инна Колокольникова
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841)
Роман «Герой нашего времени» (1840)
-
История создания
• Замысел написания романа относится к 1836 г. — героем романа должен стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни. • В 1837 г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется — в основу должны лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами. • Роман Лермонтов писал в период 1837-1840 гг. |
Точной датировки написания отдельных глав нет. Предположительно повести, входящие в роман, появлялись в такой последовательности: 1. «Тамань» — осень 1837 г., напечатана в «Отечественных записках» (1840 г. № 2) 2. «Фаталист» — напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. № 11) 3. «Бэла» — напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. № 3) 4. «Максим Максимыч» Апрель 1840 г. — опубликовано «Сочинение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». |
2. Сюжет, композиция, жанр
• Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, которые объединены общими героями и общим названием. • Каждая из пяти повестей имеет свой жанр. Например: «Тамань» — остросюжетная и в то же время лирическая повесть; «Княжна Мери» — дневник; «Фаталист» — записки, сделанные героем по прошествии некоторого времени после описываемых событий. |
Сравним:
Как повести располагаются в романе |
Хронологическая последовательность |
«Бэла» |
«Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери»; «Бэла» |
«Максим Максимыч» |
«Фаталист» |
«Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери»; «Фаталист» |
«Максим Максимыч» |
■ Автор отказывается от хронологической последовательности, он выбирает наиболее значимые эпизоды, уделяет больше внимания психологическим размышлениям, нежели описанию событий, ■ Нарушение хронологии вызвано необходимостью соотнесения героя с другими персонажами, которые должны появляться в романе в определенной последовательности: «дикая черкешенка», «добрый штабс-капитан», «честные контрабандисты», «водяное общество», «друзья — Вернер, Грушницкий, женщины дворянского круга — Вера, княжна Мери», а затем сама «госпожа судьба». ■ Порядок следования глав обусловлен и тем, от чьего лица ведется повествование. Выбор рассказчика в каждой части романа неслучаен и служит общему замыслу романа. ■ Композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни. |
3. Система рассказчиков в романе
Смена рассказчиков в романе позволяет читателю увидеть героя
как бы с трех точек зрения.
Максим Максимович (рассказывает о Печорине в повести «Бэла») |
Путешествующий офицер (автор романа) |
Печорин |
Какой рассказчик (краткая характеристика) |
||
Этот человеческий тип характерен для России первой половины XIX века: это человек чести, воинского долга, дисциплины. Он простодушен, добр, искренен |
Образованный офицер, который уже кое-что знает о столь странном человеке как Печорин. Свои наблюдения и выводы строит с учетом того, что ему известно о странностях и противоречиях характера героя. По уровню офицер и Печорин гораздо ближе, поэтому некоторые вещи, непонятные Максиму Максимычу, он может объяснить. |
Человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, пытающийся понять противоречивость своего характера, Печорин сам себя судит и казнит. |
Каким представлен герой |
||
Из рассказа Максима Максимыча Печорин предстает перед читателем как таинственный, загадочный человек, которого нельзя понять и поступки которого нельзя объяснить. «Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». |
Впервые на страницах романа дан психологический портрет героя. Печорину придаются живые черты, автор пытается дать объяснение некоторым поступкам Печорина. Загадочность и отвлеченность образа уступают место конкретности и реалистичности. «…Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление…» |
Трагическая исповедь героя. «История души человеческой …полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». |
Такое распределение ролей между рассказчиками неслучайно: все начинается с внешнего, осуждающего и не очень проницательного взгляда Максима Максимыча, затем максимально объективная оценка странствующего офицера. И, наконец, последнее слово за самим Печориным — его искренняя и трагическая исповедь. |
4. Герои романа
Повесть «Бэла»
Печорин приносит несчастье и страдание Максиму Максимовичу, Бэле. Он ими не понят: ■ Пытается искренне любить, уважать, дружить, но не находит в своей душе сил для долгого, постоянного чувства, ■ На смену любви приходит разочарование и охлаждение. ■ На смену дружескому расположению — раздражение и усталость от постоянной опеки. |
Как складываются взаимоотношения героев:
Бэла |
Печорин |
«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны». Бэла страдает от противоречия, которое живет в ней с того самого момента, когда она оказывается пленницей Печорина. С одной стороны, Печорин ей нравится («он часто ей грезился во сне… и ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления»), а с другой — она не может его полюбить, так как он иноверец. |
Что толкает Печорина на похищение Бэлы? Эгоизм или желание испытать чувство любви, которое им уже забыто? Печорин «наряжал ее, как куколку, холил, лелеял». Бэле было приятно такое внимание, она похорошела, чувствовала себя счастливой. |
Четыре месяца продолжались нежные отношения между героями, а затем отношение Печорина к Бэле меняется. Он стал уходить надолго из дома, задумывался, грустил. «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Печорина привлекает цельность, сила и естественность чувств горной «дикарки», черкешенки. Любовь к Бэле — это не каприз и не прихоть со стороны Печорина, а попытка вернуться в мир искренних чувств. |
|
Попытка приблизиться к человеку другой веры, другого образа жизни, узнать Бэлу поближе, найти некое гармоническое равновесие в отношениях с ней заканчивается трагически. Печорин — человек, который живет «из любопытства», он говорит: «целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». |
Повесть «Максим Максимыч»
1. Отношение к прошлому, которое связывало героев
Отношение к прошлому |
|
Печорина |
Максима Максимовича |
Все прошедшее мучительно. |
Все прошедшее мило. |
Не может и не хочет вспоминать спокойно с Максимом Максимычем прошлого, особенно историю с Бэлой. |
Общие воспоминания становятся основой для беседы, которую с таким нетерпением ожидает штабс-капитан. |
Прошлое и напоминание о нем вызывает боль в душе Печорина, так как не может себе простить историю, закончившуюся гибелью Бэлы. |
Воспоминание о прошлом придают Максиму Максимычу некоторую значительность: он был участником тех же событий, что и Печорин. |
Чем заканчивается последняя встреча героев |
|
Неожиданная встреча с «прошлым» не разбудила в душе героя никаких чувств, он как был равнодушен и безразличен к себе, таким и остается. Может быть поэтому на вопрос Максима Максимыча: «У меня остались ваши бумаги… я их таскаю с собой… Что мне с ними делать?», Печорин отвечает: «Что хотите…» Отказ от продолжения встречи и разговора: «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч…Однако прощайте, мне пора… я спешу…благодарю, что не забыли…» |
«Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном!», он с презрением бросает на землю тетрадки Печорина: «Вот они все… поздравляю вас с находкою… Хоть в газетах печатайте. Какое мне дело!..» Непонимание и обида на Печорина, разочарование: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара… Вишь каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге…» |
2. Почему не находят понимания добрый штабс-капитан и Печорин?
Различия между героями |
|
Печорин |
Максим Максимович |
Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и прежде всего, своего характера. |
Лишен понимания общего смысла вещей, добр и простодушен. |
Всегда старается преодолевать обстоятельства. |
Покорен обстоятельствам. |
Встреча Максима Максимыча с Печориным принесла штабс-капитану разочарование, она заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми. Объяснение такому поведению Печорина мы находим в его же словах: «Послушайте, Максим Максимыч,… у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. Разумеется, это им плохое утешение — только дело в том, что это так». |
Повесть «Тамань»
Печорин и «честные» контрабандисты: Печорин молод, неопытен, чувства его пылки и стремительны, впечатлителен и романтичен, ищет приключений, готов рисковать. |
Отношение Печорина к персонажам повести:
В начале повести |
В конце повести |
|
Слепой мальчик |
«Долго я глядел на него с невольным сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление». Поведение мальчика вызывает удивление и пробуждает любопытство — как слепой мальчик всюду ходит один, и при этом ловок и осторожен. |
«Слепой мальчик точно плакал, и долго, долго… Мне стало грустно». Судьба мальчика вызывает сочувствие, несмотря на то, что он обокрал Печорина. |
Ундина |
«Странное существо… На лице ее не было никаких признаков безумия, напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какой-то магнетической властью…Она была далеко не красавица… В ней было много породы… Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное…» |
«Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости… сверхъестественным усилием повалила меня на борт…» Предчувствие Печорина оправдапось: ундина оказалась не совсем простой девушкой. Она наделена не только необычной внешностью, но и имеет сильный, решительный, почти мужской, характер в сочетании с такими качествами, как коварство и притворство. |
Поступки Печорина в повести «Тамань» можно объяснить его желанием проникнуть во все тайны мира. Как только он чувствует приближение какой-либо тайны, сразу же забывает об осторожности и стремительно движется навстречу открытиям. Но ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием. |
Повесть «Княжна Мери»
Из чего складывается конфликт? |
|
Примитивность представителей «водяного» общества |
Противоречивость характера Печорина: «врожденная страсть противоречить» |
Лицемерие и неискренность в проявлении чувств, способность на обман. |
Эгоизм Печорина: «Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов — вот что я называю жизнью». |
Неспособность понять и принять Печорина таким, какой он есть |
Попытки найти некое гармоническое равновесие в отношениях с людьми оканчиваются для Печорина, к сожалению, неудачей. |
2. Грушницкий — карикатура на Печорина |
• Мы видим Грушницкого глазами Печорина, оцениваем его поступки через восприятие Печорина: В Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа». • «…Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою». • Он носит модную маску разочарованных людей, говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект-его наслаждение». • В его душе нет «ни на грош поэзии». • Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным). • «Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях… Я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». • Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным. • Грушницкий все время пытается кому-то подражать. • Даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности. |
3. Вернер — приятель и «двойник» Печорина |
• По определению Печорина — это «человек замечательный». Вернер и Печорин «читают в душе друг друга». • Он «скептик и материалист». • Его отличает глубокий и острый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей. • У него доброе сердце («плакал над умирающим солдатом»). • Скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки. Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…» |
4. Мери. Этапы развития отношений между княжной и Печориным |
Раздражение, которое вызвано отсутствием внимания Печорина к княжне. • Ненависть, вызванная несколькими «дерзкими» поступками Печорина (Печорин переманил всех кавалеров княжны, перекупил ковер, накрыл ковром свою лошадь). • Интерес, рожденный желанием узнать, кто же он такой, этот Печорин. • Знакомство с Печориным меняет не только отношение княжны к герою, но и саму княжну: она становится искреннее, естественнее. • Исповедь Печорина рождает в княжне сочувствие, сопереживание. • В княжне происходят перемены, о которых Печорин замечает: «Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..» • Разбуженные любовью к Печорину чувства превращают княжну Мери в добрую, нежную, любящую женщину, которая оказывается способной простить Печорина. |
5. Вера — единственная женщина, которую любит Печорин. |
«За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?» • Печорин приносит Вере много страданий. • Вера для Печорина — ангел-хранитель. • Она ему все прощает, умеет чувствовать глубоко и сильно. • Даже после долгой разлуки Печорин испытывает к Вере прежние чувства, в чем признается самому себе. • «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья». • «Она единственная женщина в мире , которую я не в силах был бы обмануть». Вера — единственный человек, который понимает, насколько одинок и несчастлив Печорин. |
Вера о Печорине: «… в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном». |
Повесть «Фаталист»
Печорин ищет ответ на вопрос: «Существует ли предопределение?» Героя занимают мысли о судьбе и воле человека. Речь идет о предметах более значимых, чем человеческие чувства, взаимоотношения, противостояния тому или иному кругу общества. Один из присутствующих замечает: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дан рассудок, почему мы должны давать отчет в своих поступках?..» |
|
Верит в судьбу, предопределение |
Не верит в судьбу, предопределение |
Вулич — игрок, постоянно испытывающий судьбу. Он ищет власти над судьбой. Его смелость объясняется тем, что он уверен в том, что каждому человеку назначен час его смерти и по-другому быть не может: «Каждому из нас назначена роковая минута». |
Печорин — не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права». |
«И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!» |
|
Человек, у которого есть вера и цель, оказывается сильнее, чем человек, который не верит в судьбу, не верит в себя. Если для человека не существует ничего более важного, чем собственные желания, то он неизбежно теряет волю. Печорин понимает этот парадокс так: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению…» |
5. «Двойники» Печорина
Вернер |
Печорин |
|
Сходство |
♦ Близки духовно и интеллектуально. ♦ Скрывают способность любить и сострадать. ♦ Учатся равнодушию и эгоизму. ♦ Боятся проявления нормальных человеческих чувств. ♦ Подавляют в себе все человеческое. |
|
Различия |
Свидетель жизни, скорее наблюдатель за всем происходящим со стороны. |
Пытается понять смысл и цель своей жизни. |
Грушницкий |
Печорин |
|
Сходство |
Люди одного круга, вместе служили. |
|
Различия |
♦ Позер, любит пышные фразы. ♦ Мечтает стать героем романа. ♦ Провинциальный романтик. ♦ Мелок в своих амбициях и желаниях. ♦ Чтобы завоевать авторитет в кругу людей, которые для него значимы, идет на предательство и подлость. |
♦ Умен. ♦ Тонко чувствует других людей, умеет понимать их состояние и угадывать их поступки. ♦ Наблюдателен, умеет анализировать и делать выводы. ♦ Обладает тонкой интуицией. |
6. Конфликт Печорина с обществом и с самим собой
«Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения». Самоанализ Печорина направлен на формирование себя как личности. |
«Два» Печориных
Живет, совершает поступки, ошибается |
Анализирует и судит |
|
Отношение к жизни |
Скептик, разочарованный человек, живет «из любопытства» |
Огромная жажда жизни, деятельности, желание понять свое назначение. |
Борьба сердца и ума |
Не может не чувствовать красоту природы, переживания других людей: «Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко». |
«Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». |
Отношение к женщинам |
«Женщины! Женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает … то они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков…» |
«Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости». |
Главное противоречие героя |
Мелкие недостойные поступки. Приносит людям лишь зло и страдания. Полная безнадежность, сознание своей обреченности. |
Необъятные силы души. Стремится «любить весь мир». Жажда полноты жизни. |
Сам о себе |
«Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я есть на самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? А все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно». |
«С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!» |
Расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. Кто же виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность?» Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца, они там и умерли», «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я так же очень достоин сожаления». |
7. Онегин и Печорин
• Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». • Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина». |
Сходство героев. • Представители светского общества. • Общее в истории жизни героев: вначале погоня за светскими удовольствиями, затем разочарование в них и таком образе жизни. • Затем попытка найти применение своим душевным силам в каких-либо занятиях: чтение книг, хозяйство, но разочарование и в этом тоже. • Героями овладевает скука (сплин). • Критически относятся не только к окружающим их людям, но и беспощадно судят себя и свои поступки. Чем Печорин отличается от Онегина. Печорин — человек 30-х годов (время реакции). Одаренная, неординарная личность, что проявляется в уме, сильных страстях, воле. Его характер и поведение отличаются противоречивостью: в нем борется рассудочность с требованиями чувства ума и сердца. Способен на глубокую любовь (отношение к Вере). Типичный герой своего времени. |
Роман «Герой нашего времени»
Тест
Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, хрипя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.
Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! — одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ей руку… Я молился, проклинал плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей… И между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте… Оставалось пять верст до Ессентуков — казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.
Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! Но вдруг поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод — напрасно: едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду; попробовал идти пешком — ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.
И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.
Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горячую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? — ее видеть? — зачем? не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.
Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.
Все к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принужден на обратном пути пройти пятнадцать верст, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих.
Я возвратился в Кисловодск в пять часов утра, бросился на постель и заснул сном Наполеона после Ватерлоо.
Когда я проснулся, на дворе уж было темно. Я сел у отворенного окна, расстегнул архалук — и горный ветер освежил грудь мою, еще не успокоенную тяжелым сном усталости. Вдали за рекою, сквозь верхи густых лип, ее осеняющих, мелькали огне в строеньях крепости и слободки. На дворе у нас все было тихо, в доме княгини было темно.
Взошел доктор: лоб у него был нахмурен; и он, против обыкновения, не протянул мне руки.
— Откуда вы, доктор?
— От княгини Лиговской; дочь ее больна — расслабление нервов… Да не в этом дело, а вот что: начальство догадывается, и хотя ничего нельзя доказать положительно, однако я вам советую быть осторожнее. Княгиня мне говорила нынче, что она знает, что вы стрелялись за ее дочь. Ей все этот старичок рассказал… как бишь его? Он был свидетелем вашей стычки с Грушницким в ресторации. Я пришел вас предупредить. Прощайте. Может быть, мы больше не увидимся, вас ушлют куда-нибудь.
Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку… и если б я показал ему малейшее на это желание, то он бросился бы мне на шею; но я остался холоден, как камень — и он вышел.
Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!..
(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
В1. Укажите название главы романа «Герой нашего времени», из которого взят приведенный фрагмент.
В2. От чьего лица ведется повествование в данном фрагменте?
В3. Как называется изобразительное средство, которое использует автор: «в туче, отдыхавшей на гребне… гор», «Подкумок, пробираясь по камням, ревел»?
В4. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их характеристикой, данной в романе. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ |
ХАРАКТЕРИСТИКА В РОМАНЕ |
А) Вернер Б) Грушницкий В) Печорин |
1) «Производить эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия». 2) «…взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжёлый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен». 3) «Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду». 4) «Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием». |
В5. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПЕРСОНАЖИ |
ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА |
А) Вернер Б) Грушницкий В) Печорин |
1) убит на дуэли 2) умер по дороге из Персии 3) застрелен пьяным казаком 4) маскирует последствия дуэли |
В6. Укажите название средства иносказательной выразительности: «мысль… молотком ударяла мне в сердце»,
В7. Как называется изобразительное средство: «как ребёнок заплакал», «остался холоден, как камень»?
В8. Как называется скрытая насмешка, к которой прибегает автор: «Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок»?
В9. Как в литературе называется композиционный приём, основанный на изображении картин природы (например, утро после погони)?
С1. Что именно заставило Печорина совершить погоню и какие черты характера героя проявились в этой сцене?
С2. Каковы основные особенности психологизма Лермонтова и кого из писателей можно назвать продолжателем его традиций в изображении «души человеческой»?
Информационный материал
Основные виды психологизма и приемы, и способы их формирующие
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Идея личности, ее высочайшей ценности для культуры приобретает в ЗО-е годы исключительное значение и становится отправной точкой в исканиях передовой дворянской интеллигенции.
Лермонтов был подлинным выразителем духовной жизни России 30-х годов, и в его миросозерцании с исключительной полнотой отразились те характерные свойства общественного сознания эпохи, о которых шла речь.
Объектом художественного осмысления в романе становится характер, в известной мере близкий самому Лермонтову. При этом принцип типизации в романе таков, что Печорин предстает личностью, в максимальной мере воплощающей в себе все характерные черты общественного сознания 30-х годов. Главный герой наделен такими чертами, как необычайная интенсивность нравственно — философских поисков. Такой принцип типизации потребовался Лермонтову для того, чтобы волновавшие его самого вопросы могли быть поставлены Печориным на самом серьезном и авторитетном уровне. Такого рода проблематика прямо требовала достаточно развитого и глубокого психологизма. Содержательные особенности лермонтовского романа обусловили возникновение в нем оригинального психологического стиля. Этот стиль можно было бы назвать аналитическим психологизмом — по ведущему принципу изображения душевной жизни. Психологический мир в романе предстает как сложный, наполненный противоречиями, которые необходимо художественно выявить, объяснить и разгадать.
Самоанализ Печорина всегда очень смел, а потому всякое душевное состояние выписано в романе четко и подробно. Психологический анализ, сосредоточенный лишь на одной, пусть самой одаренной и сложной личности, в большом повествовании рискует сделаться монотонным, однако психологизм как принцип изображения в лермонтовском романе распространяется и на других персонажей. Психологическую загадочность героя усиливает и его изображение глазами другого повествователя — «публикатора» дневника. В дневнике Печорина психологический анализ становится основной стихией повествования. Совершенно немотивированный внешне ход мыслей настораживает, заставляет предполагать большую психологическую глубину, чем та, которая выражена в дневниковой записи. В дневниковой форме повествования события заносятся на бумагу с некоторым временным разрывом. Эта временная дистанция позволяет рационально осмыслить и проанализировать психологическое состояние героя, особенно относиться к эмоциональной сфере чувств. Еще одной важной формой психологического изображения в романе является внутренний монолог, то есть такое воспроизведение мыслей, которое непосредственно фиксирует работу сознания в данный момент у героя. Можно сказать, что роман Лермонтова «Герой нашего времени» — первый в полном смысле психологический роман в русской литературе 19 века.
Анализ главы “Фаталист”
Тема судьбы – основная в главе «Фаталист». Есть ли над человеком высшая сила, которая руководит судьбой? Может ли человек сам решать, когда ему умирать? Анализ главы «Фаталист» даст ответы на эти сложные философские вопросы. Печорин размышляет о себе, своих поступках: в борьбе против современного ему общества он растратил все духовные силы и остался морально опустошённым. Эта глава — завершающая в романе, в ней раскрывается отношение автора к главному герою.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Проницательность Печорина
Григорий внимателен к окружающим его людям. Он следит за ними как за актёрами в театре. Кто играет хорошо, кого следует уже исключить из пьесы. Весь роман подтверждает такое поведение Печорина. Он не просто сторонний наблюдатель, он ещё и кукловод. Но это не всегда. В главе «Фаталист» герой проверяет на себе устоявшееся мнение верующих людей: над человеком довлеет судьба, сам он не в силах изменить то, что ему уготовано. Как доказать фатальность? Печорин заметил на лице Вулича печать приближающейся смерти. Автор не говорит, как она выглядит. Что заметил герой: изменение цвета лица, потухающие глаза? Какая она печать смерти? Все остаётся в душе Печорина. Но он не скрывает того, что увидел, а говорит об этом прямо, даже несколько дерзко. Вулич пытается оспорить эту мысль, но проницательность Печорина пугает. Не умерев от собственной пули, офицер гибнет от руки пьяного разбушевавшегося казака. Между желаемой смертью и уготованной гибелью меньше часа. Значит, все-таки судьба есть?
Игра с судьбой
Вулич придумывает сложный план проверки влияния судьбы. Он предлагает провести игру с заряженным ружьем. Вулич стреляется. Осечка приводит к удивлению всех присутствующих. Они не понимают, что это? Почему ружье не выстрелило? Игра с судьбой в рулетку никому не открывает истины. Появляется еще больше вопросов. Ружьё не срабатывает в висок офицера, но простреливает фуражку. Дым от выстрела сравним с туманом в головах зрителей. Он медленно рассеивался, оставляя страх и ужас. На глазах могло произойти самоубийство. Не всякий готов быть свидетелем такого. Спокоен и уравновешен только Печорин. Он не верит в ошибку своих ощущений. Лермонтов даёт возможность читателям рассуждать вместе с Печориным, искать причины осечки и ошибки предсказания. Сомнения рассеиваются через несколько часов. Вулича находят рассечённым шашкой пьяного казака. Последние слова офицера: «Он прав!
». Только что переживший осечку ружья осознаёт, что смерть была совсем рядом, но ждала своего часа. Она сыграла с ним злую шутку, а не он с ней.
Судьба и Печорин
Печорин не может оставить фатальный исход Вулича, он проверяет свою судьбу. Может ли он справиться с тем, кто только что зарезал офицера как свинью, оставив и животное, и человека лежать на дороге. Печорин идёт в дом убийцы. Но его судьба иная. И хотя страх, который испытывали все стоявшие рядом, владеет и Печориным, он всё же решился сыграть с жизнью в опасную рулетку: кто кого. Автор специально готовит к входу Печорина в дом к казаку. Его пытаются успокоить есаул, майор, родная мать. Казак не хочет сдаться и твердит одно слово: «Не покорюсь!». Печорин и здесь ведёт себя как проницательный психолог, рассудительный человек. Он изучает каждую деталь поведения: лежит на полу, вздрагивает, хватается за голову, пытается что-то вспомнить. Анализ поведения толкнул его на смерть или мысль, которая мелькнула в голове Печорина: «…испытать судьбу». Всё проходит мгновенно: опять дым, выстрел над ухом, сорванный от пули эполет и связанный казак. Офицеры поздравляют Печорина. Смерть пролетела рядом, но решила не задевать или это её ирония?
Сам рассказчик признаётся, что событие могло сделать его фаталистом. Мысли летают с огромной скоростью. Сомнения вызывают другие выводы: убеждение в своей живучести – это «обман чувств или промах рассудка».
Фатальный исход судьбы всегда волновал человека. Поиски ответа интересовали и писателей. Написать сочинение «Анализ главы «Фаталист» «Герой нашего времени» можно, взяв для основы рассуждений предложенный материал. Информация рассматривает смысл основных событий и поведение персонажей.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Роман Савченко
16/16
-
Владислав Исаев
16/16
-
Игнатий Загородников
14/16
-
Наталья Садовская
11/16
-
Sacred Air
14/16
-
Людмила Федорова
16/16
-
Курбанов Шамиль
9/16
-
Никита Морозов
9/16
-
Ильин Максим
8/16
-
Соня Зубарева
16/16
Почему именно повесть
«Фаталист» завершает роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов использует кольцевую композицию, которая помогает рассмотреть Григория Печорина с разных сторон. Он начинает с рассказа Максима Максимыча, показывая читателю портрет главного героя, а затем продолжает повествование с помощью дневниковых записей Печорина, где происходит самоанализ. Таким образом писатель смог постепенно раскрыть психологизм главного героя.
М. Ю. Лермонтов не случайно заканчивает произведение главой «Фаталист». Она является итогом нравственных исканий Печорина, а вместе с ним – и автора.
Фаталист – это человек, который верит в предопределение, судьбу. Последняя глава состоит из трех эпизодов, которые то доказывают, то опровергают фатализм.
В первом эпизоде офицер Вулич утверждает, что каждому «заранее назначена роковая минута» и предлагает Печорину пари, основанное на том, что Вулич не застрелиться, если так располагает судьба. Пистолет не выстрелил, что, с одной стороны, доказывает правоту фаталиста, а, с другой, этому есть рациональное объяснение, ведь такие пистолеты часто дают осечку.
Во втором эпизоде Вулич погибает от руки пьяного казака, что не удивляет Аркадия, так как он еще во время спора заметил «печать смерти»
Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Трудные вопросы. Задание № 8. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».Оценка героем своего поколения.
Задание 8. Какую оценку даёт герой (а вместе с ним автор) своему поколению?
РЕКОМЕНДАЦИИ.
1.Внимательно прочитайте текст, подчеркните главные мысли, которые помогут вам ответить на вопрос.
2.Ответ начинайте, используя фразу вопроса.
Печорин (а вместе с ним и автор), в романе «Герой нашего времени» даёт оценку поколению. Каким он видит своих современников, в том числе и самого себя?
Далее чётко отвечайте на вопрос, не нужно лишних фраз. Используйте главные мысли приведённого отрывка. Весь ответ достаточно уложить в 7-8 предложений.
Герой считает, что его поколение бесцельно прожигает жизнь, не имеет ни убеждений, ни гордости, не испытывает ни страха, ни наслаждения в жизни. Оно не способно к великим поступкам, а тем более к жертвам не только ради других, но и ради самих себя, «ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия».Он считает, что даже надежды на лучшее нет у его современников, все мечты молодости рассеялись, разбились о жестокую реальность, осталась лишь усталость. Такая резкая оценка целого поколения не случайна, ведь период, в который жил и творил М.Ю. Лермонтов, — это эпоха реакции Николая II, время преследований любого свободомыслия. Те, кто пытался воспротивиться такому режиму, подвергались гонениям. В романе автор осуждает Печорина и своих современников за бездействие, за то, что многие из них стали «лишними» людьми в своей стране.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
М.Ю.Лермонтов
«Герой нашего времени» -
2 слайд
формальности
Жанр – роман
Литературное направление – реализм ( но, особенность М.Ю.Лермонтова- романтизм)
В тесте – реализм
В сочинении могут спросить про чертыРЕАЛИЗМА РОМАНТИЗМА
-
-
4 слайд
Черты романтизма
В характере Печорина проступают черты романтического героя:
мятежность, страстность натуры, противопоставление себя обществу
Внимание к внутреннему миру героя -
5 слайд
Темы
«лишний человек» — незаурядная личность с её достоинствами и пороками в эпоху безвременья
Отсутствие идеалов и устремлений у молодого поколенияИДЕЯ
Пустая жизнь несет разочарование и страдания главному герою, а также всем, кто оказывается с ним рядом -
-
7 слайд
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ
Постепенное приближение Печорина к читателям
Фабула и сюжет не совпадают
-
8 слайд
Особенности композиции
Цель композиции – показать Печорина с разных сторон, в разных жизненных обстоятельствах -
-
10 слайд
Сюжет . Часть 1
i Бэла
О Печорине рассказывает Максим Максимыч. Он видит главные противоречия в характере героя, но понять их истоки не может -
11 слайд
Сюжет . Часть 1
ii – максим максимыч
Печорин сталкивается с самим автором — повествователем, обладающим большой проницательностью.
Его глазами даётся психологический портрет -
12 слайд
Сюжет . Часть 2
журнал печорина. предисловиеI — Тамань
II — Княжна Мери
III — Фаталист
-
13 слайд
Фабула романа
Высланный из Петербурга Печорин по казенной надобности едет на Кавказ и стал
кивается с контрабандистами (Тамань) -
-
-
16 слайд
Фабула романа
Печорин по делам службы отлучается на две недели и живёт в казачьей станице (Фаталист) -
-
18 слайд
Фабула романа
На обратном пути из Персии Печорин умирает (Предисловие к журналу Печорина) -
19 слайд
Хронологическая последовательность
Порядок повестей в романе -
20 слайд
«БЭЛА» Печорин глазами Максима Максимыча
-
21 слайд
«Максим максимыч» Печорин глазами автора- повествователя
Привлекательная внешность, крепкое телосложение
Аристократические черты
Неуловимость образа
Необыкновенные глаза и блеск его глаз «ослепительный, но холодный» -
22 слайд
«Журнал печорина»
ТАМАНЬ -
23 слайд
«Журнал печорина»
Княжна Мери -
24 слайд
Грушницкий- антипод печорина
-
25 слайд
Грушницкий- антипод печорина
-
26 слайд
Любовные треугольники
Вера -
-
28 слайд
вера
Роман с Печориным оказывается губительным для всех женщин -
29 слайд
Вера в предопределение
-
30 слайд
Журнал печорина
«Фаталист»