Источник: riastrela.ru
Как на Западе
О том, что в России с образованием все плохо, впервые задумались еще в конце 1990-х годов. При тогдашнем министре образования Владимире Филиппове начались глобальные преобразования среднего и высшего образования, последствия которых мы расхлебываем до сих пор. Именно по инициативе Филиппова началось тотальное сокращение сельских школ, введение иностранного языка со второго класса, профилизация в старших классах и, наконец, родился Единый государственный экзамен. В теме высшего образования появился целевой прием, вузы разделили на институты, академии и университеты, а сама система постепенно переходила на трехступенчатую структуру – бакалавриат, магистратура и докторантура.
Это один из главных тезисов так называемого Болонского процесса образца 1998 года. Именно в этот год на базе старейшего в мире Болонского университета (Universita di Bologna основан в 1088 году) собрались сильные мира сего и приняли новые правила игры. Если вкратце, то дипломы высших учебных заведений должны были на равных приниматься в любой стране ЕС и в Соединенных Штатах.
Кроме этого, студенты отныне считаются практическим свободными людьми и могут активно перемещаться из одного вуза в другой – это так называемая академическая мобильность. Примерно так же ведут себя и преподаватели.
Зачем Болонский процесс был необходим России? Прежде всего, показать свою открытость западному влиянию и принять правила игры «большого брата». Начали с поломки логики высшего образования. Повсеместно сокращали пятилетние программы образования (специалитет) до четырехгодичного бакалавриата. Надежда была на то, что дипломы будут признаны на Западе.
Забегая вперед, скажем, что никому формально признанные дипломы в Европе и США так и не оказались нужны. А вот последствия от сокращения образовательного процесса на целый год можно сравнить с катастрофическими.
Во-первых, снизилась учебная нагрузка профессорско-преподавательского состава, отчего многие мэтры просто ушли из вузов.
Во-вторых, выпускники после 4-летнего обучения оказались в подвешенном состоянии. Работодателям такие недоучки зачастую не нужны, а продолжить обучение свежевыпустившиеся бакалавры могут далеко не всегда. Магистратуры либо платные, либо вообще в другом городе – вузам далеко не всегда удавалось оформить у себя полный образовательный пакет «бакалавр-магистр».
На примере высшего педагогического образования произошел форменный разгром. Если раньше будущего учителя готовили пять лет и даже после этого он с трудом адаптировался к школьным реалиям, то теперь на работу приходится брать бакалавров.
Предприимчивые ректоры придумали принимать абитуриентов сразу на две специальности, что позволяло обучаться уже пять лет. Здесь родились казусы, когда в школу приходили и приходят «специалисты», способные учить детей английскому языку, русскому, да еще вдогонку и биологии с географией. Такие энциклопедисты, конечно, имеют отрицательную полезность в среднем образовании. Но в Министерстве высшего образования и науки это никого не смущает. Кстати, не так давно Министерство образования раздвоилось на ведомство высшего образования и науки и отдельно – Министерство просвещения.
Вернемся к Болонскому процессу, из которого Россия, как известно, выходит. Надо отметить, то немалая часть вузов смогла отстоять право не вводить у себя пресловутый «бакалавриат-магистратуру». Это крупнейшие технические университеты, справедливо утверждающие, что переход на четырехлетнее образование будущего инженера повлечет труднопредсказуемые последствия. Так в России постепенно формировалась сложная химера высшего образования, формально состоящая из трех ступеней – бакалавриат, специалитет и магистратура. Кроме этого, сохранились исконно советские кандидаты наук и уже болонские «доктора наук».
Впрочем, основной цели программа так и не добилась – за рубежом дипломы российских вузов так и не стали полноценно признавать. Это не значит, что утечка мозгов прекратилась – импортные работодатели берут наших умников и без престижного диплома, главное – чтобы голова была на месте. Это значит, что условный бакалавр Томского политехнического университета никогда не сможет продолжить образование в магистратуре Массачусетского технологического института.
В некоторых моментах становится совсем смешно. Выпускник бакалавриата по специальности, к примеру, «эксплуатация автомобильной техники», выбирает магистратуру уже по теме «маркетинг и менеджмент». Задумка выпустить будущего хозяина автомобильного сервиса в итоге превращается в появление магистра не понять чего, наспех нахватавшегося верхушек. И на это, повторюсь, тратится шесть лет жизни.
При этом многие вузы до сих пор не определились с четкими программами образования – нередко абитуриенты поступают на первый курс и до конца не знают, специалистом какого профиля будут его выпускать через четыре года. Или через пять, а может, и через шесть.
Однако оптимистов, верящих в новое безоблачное будущее высшего образования, спешу расстроить. От Болонского процесса отказались, но никто не собирается ломать систему, которую строили уже более 20 лет. И в которую вложили гигантские средства. Оттого и звучат расплывчатые комментарии, что «строить новую систему высшего образования будем на основе накопленного опыта». То есть никакого возврата к советскому прошлому не предвидится, а вузы сохранят 4–5–6-летнюю систему обучения. Просто называться старая конструкция будет по-новому.
Над ЕГЭ тучи сгущаются
Многие адепты советского образования после слов министра высшего образования и науки Фалькова, радостно потирали руки: дескать, на очереди отмена ненавистного ЕГЭ. И действительно, общественность уже несколько лет просит исключить страшную и жестокую (по мнению многих) итоговую аттестацию в школе. Но глава Рособрнадзора Анзор Музаев вполне однозначно дал понять, что вслед за почившим Болонским процессом в России ЕГЭ останется. На Петербургском экономическом форуме он заявил:
«ЕГЭ могут отменить только в том случае, если предложат что-то стоящее взамен, понятную модель. Эта модель будет понятна вузам, учителям, школьникам и экспертам, а также законодателям».
Если напрячься и предложить понятную Рособрнадзору модель, то неизбежно получится ЕГЭ, а то и еще хуже. Цель государственной аттестации 11-классников – это обеспечить независимую оценку уровня образования. В первую очередь для тех ребят, кто собирается поступать в ссузы и вузы на бюджетные места. Если и реформировать ЕГЭ, то переводя его в вариант необязательного экзамена.
Примерно как сейчас оформили математику – для кого-то она профильная, а для кого-то базовая. Но и с отменой итоговой аттестации возникнут проблемы. Государство привыкло все оценивать в цифрах – это позволяет считать, кто работает плохо, а кто хорошо. К слову, такая модель совершенно не учитывает инфраструктурные моменты, качество преподавательского состава и просто уровень выпускников.
Тем не менее можно с большой долей уверенности утверждать, что для части выпускников ЕГЭ в ближайшем будущем отменят. Например, для тех, кто после 11 класса никуда не поступает, а сразу отправляется на работу или в армию. А для всех остальных останется итоговая аттестация (читай – ЕГЭ), которая, по словам министра просвещения Сергея Кравцова, уже значительно модифицировалась в лучшую сторону. Недавно глава ведомства прокомментировал:
«Сегодня в заданиях ЕГЭ нет «угадайки», когда из заданных ответов нужно выбрать правильный, очень много творческих заданий. Фактически это сегодня письменный экзамен, который проходит объективно и который дает возможность выпускнику сдать экзамен там, где он проживает, направить документы в пять вузов и поступить в тот или иной вуз. Это очень удобно. Не надо, как было, сдавать пять-шесть экзаменов в школе и затем три-четыре экзамена в вузе».
Что будет, если ЕГЭ тотально отменить, распустить Рособрнадзор и вернуть вступительные экзамены в вузы? Прежде всего, дети из отдаленных регионов не смогут поступить в престижные университеты страны. Причин много – нет средств на пресловутые подготовительные курсы, на проживание и проезд.
Как, например, таланту из Новосибирской области поступить в МГТУ им. Н. Э. Баумана? Сейчас для этого достаточно подать документы, а вступительная комиссия сама добудет баллы ЕГЭ из общей базы данных. При этом подавать документы, как справедливо упомянул Кравцов, можно сразу в несколько учебных заведений. Не стоит забывать и про коррупцию, которая расцвела в 90-е годы на вступительных испытаниях в университетах. Особенно это касалось престижных отраслевых вузов, например, медицинских.
Поэтому, когда речь заходит об отмене вслед за Болонским процессом «страшного-ужасного ЕГЭ», стоит задуматься, а что предлагается взамен. Пока, перефразируя бессмертного классика, другой итоговой аттестации для будущих абитуриентов у нас нет.
Рособрнадзор пообещал сохранить ЕГЭ при отказе от Болонской образовательной системы
Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) сохранится после отказа от Болонской образовательной системы и перехода к новой. Об этом заявили в пресс-службе Рособрнадзора, пишет ТАСС.
Болонская система образования — концепция, принятая в едином учебном пространстве ведущих европейских стран, которые подписали Болонскую декларацию в 1999 году.
Болонский процесс объединяет 48 государств. Россия присоединилась к нему в 2003 году, после чего в стране начала формироваться двухуровневая система образования — бакалавриат (четыре года) и магистратура (два года). До этого в России студенты обучались только в рамках специалитета — получали диплом через пять или шесть учебных лет. Эта форма до сих пор существует при обучении по ряду направлений и в части вузов, но страны-участницы системы, как правило, приравнивают российских специалистов к бакалаврам.
Болонская система дает возможность стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру окончить по другой. Идея в том, что это позволяет студентам комбинировать знания из различных областей и выбирать профессию на стыке освоенных специальностей.
Помимо системы «бакалавриат — магистратура» участие в Болонском процессе предполагает, что страны-участницы признают дипломы друг друга, а также обеспечивают академический обмен между преподавателями и студентами.
Там сказали, что ЕГЭ является национальным экзаменом, который построен полностью на российских образовательных стандартах с учетом традиций отечественной системы образования, а также выполняет важнейшие социальные задачи. «В частности, поддерживает единое образовательное пространство Российской Федерации в условиях огромного разнообразия образовательных программ, учебников и учебных пособий», — считают в Рособрнадзоре.
Именно ЕГЭ ликвидировал имевшийся ранее разрыв между школьной программой и программой вузовских вступительных экзаменов и обеспечил реализацию прав всех школьников поступить в выбранный вуз вне зависимости от региона их проживания, подчеркнули в Рособрнадзоре.
Кроме того, в ведомстве напомнили, что единый госэкзамен не является частью Болонской системы, из которой исключили все российские вузы. Такие меры обусловлены новыми условиями, в которых оказалась страна, заявил глава Минобрнауки Валерий Фальков. Он уверен также, что внедрение Болонской системы не привело к достижению определенных целей по качеству образования.
Ранее в июне вице-спикер Госудумы Борис Чернышов предложил ввести возможность неоднократной пересдачи ЕГЭ в течение года. Свою инициативу депутат направил к руководителю Рособрнадзора Анзору Музаеву.
Что будет с ЕГЭ после исключения российских вузов из Болонского процесса
В Рособрнадзоре пообещали, что ЕГЭ останется и при новой системе высшего образования в РФ. Единый государственный экзамен не является частью Болонской системы, из которой исключили Россию, указали в ведомстве.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) сохранится при отказе от Болонской образовательной системы и переходе к новой. Об этом в среду, 8 июня, рассказали в пресс-службе Рособрнадзора.
«Это национальный экзамен, который построен полностью на российских образовательных стандартах с учетом традиций отечественной системы образования», — отметили в ведомстве. — «ЕГЭ сохранится, поскольку выполняет важнейшие социальные задачи — в частности, поддерживает единое образовательное пространство РФ в условиях огромного разнообразия образовательных программ, учебников и учебных пособий».
В Рособрнадзоре отметили, что ЕГЭ не является частью Болонской образовательной системы, из которой Россию ранее исключили.
«ЕГЭ — один из наиболее открытых национальных экзаменов. При всей сложности процессов объективного проведения ЕГЭ с экспертными проверками развернутых ответов участников экзамена результаты ЕГЭ обрабатываются и выдаются быстрее, чем во многих других странах», — утверждают в ведомстве.
Там добавили, что именно ЕГЭ ликвидировал разрыв между школьной программой и программой вузовских вступительных экзаменов, сделал процесс поступления в вуз максимально прозрачным, а требования к абитуриентам — едиными.
ЕГЭ обеспечивает реализацию права всех школьников, независимо от региона проживания, поступить в выбранный вуз, в том числе в ведущие столичные вузы, заключили в Рособрнадзоре.
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев указал, что ЕГЭ «выявляет конкретный уровень качества школьного обучения и является механизмом объективной проверки достижения этого уровня».
«Напряжение участников ЕГЭ, как и абсолютно любого иного экзамена, связано с тем, что какие-то темы недопоняты учащимися, приемы решения каких-то задач не освоены в достаточной степени. Подобное переживали и абитуриенты вузов 40-50 лет назад», — констатировал он.
Как исключили Россию из Болонского процесса
6 июня замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев сообщил, что российские вузы больше не участвуют в Болонском процессе. По его словам, такое решение было принято Болонской группой 11 апреля. Кроме того, из Болонской системы были исключены и белорусские вузы.
«Это Болонская система из нас вышла, а не мы из нее», — приводит его слова «КП».
На этом фоне депутаты от КПРФ внесли в Госдуму законопроект о добровольном участии вузов в Болонском процессе.
«Законопроект направлен на исправление ситуации в высшем образовании России, сложившейся в связи с непродуманным осуществлением вхождения нашей страны в Болонский процесс», — отмечается в пояснительной записке.
Коммунисты указали, что из-за Болонской системы в вузах практически исключили возможность получения высшего образования по программе специалитета по большинству специальностей и направлений подготовки.
Добавим, что при проведении ЕГЭ на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы. В этом году единый государственный экзамен проводится до 2 июля.
Отказ России от Болонской системы образования поставил вопрос о неизбежности отмены ЕГЭ, как ее составной части.
24 мая 2022 года министром образования и науки Валерием Фальковым было объявлено об отмене Болонской системы образования. Как предполагается, с 2023 года выпускники школ будут учиться в большинстве вузов уже по пятилетней программе высшего образования (специалитета). Двадцатилетняя эпоха бакалавриата уходит в прошлое. Вузы перестанут готовить бакалавров, а студенты будут получать после окончания вуза квалификацию специалиста.
В настоящее время профильные комитеты Госдумы работают над изменениями закона об Образовании, с целью внести необходимые изменения. Как предполагается, в течение лета, эта работа должна быть завершена и к первому сентября будет обнародованы официальные изменения, касающиеся основных принципов получения высшего образования.
Замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев рассказал, что национальная система высшего образования, которая придет на смену Болонской, будет строиться с учетом всего накопленного предыдущего опыта. Позитивный опыт нынешней системы тоже учтут. Министерство намерено проектировать новую систему высшего образования вместе с ректорами вузов.
«Еще раз: ничего ломать через колено не будем, ни заставлять переписывать программы, планы и так далее, а спланировать переходный период в той структуре, которая будет нами поддержана всеми», — приводит ТАСС слова Афанасьева.
Отменить нельзя оставить
В то время, когда по вопросу отмены бакалавриата все более или менее ясно, остается большой вопрос – что делать с ЕГЭ?
О необходимости отмены Единого государственного экзамена в последние годы говорили многие профессиональные педагоги и ректоры вузов. Существующая система поступления в вузы по результатам ЕГЭ не оправдала тех ожиданий, которые с ней связывались. Уже сейчас все больше вузов вводят дополнительные внутренние экзамены, желая отобрать наиболее способных абитуриентов, и эта тенденция только нарастает.
Сторонники и противники ЕГЭ разделились приблизительно поровну. Основные защитники экзамена — Рособрнадзор (орган, ответственный за его проведение) и некоторая часть родителей, которые начали готовить детей к ЕГЭ еще за несколько лет до его проведения. В случае отмены все усилия по подготовке окажутся напрасными.
Здесь надо решить, что важнее – менять систему образования или частично (косметически) ее модернизировать?
Одной из серьезных причин падения качества школьного образования стало искажение его истинных целей. Перегиб в сторону «натаскивания» на сдачу ЕГЭ меняет основы предоставления школьнику знаний, способствует развитию желания получить от учителя «правильный ответ», а не фундаментальные знания.
Если принято решение о создании новой системы, то ЕГЭ сюда никак не вписывается. Основанный на стремлении унификации системы оценки знаний с Европой, для будущего модернизированного российского образования он воспринимается как атавизм прошлой эпохи.
ЕГЭ будет отменен, но… постепенно!
ЕГЭ будет отменен. На сегодняшний день это уже не вызывает никаких сомнений. О необходимости его отмены высказался ряд высокопоставленных лиц. Среди них Николай Патрушев, Александр Бастрыкин, Сергей Миронов, Леонид Слуцкий, Петр Толстой и ряд других высокопоставленных лиц. Единственный актуальный вопрос — когда и как это будет происходить.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) будет поэтапно отменен после ликвидации Болонской системы высшего образования в России, заявил глава ЛДПР председатель думского комитета по международным делам Леонид Слуцкий.
«Болонской системе образования нет места в современной России. Думаю, что за возвращением от Болонской системы к нашей родной, лучшей в мире системе образования ЕГЭ тоже будет ликвидирован» — приводит РИА «Новости» слова Слуцкого.
Официальная позиция профильного комитета Госдумы
Официальную позицию комитета Госдумы по просвещению высказала первый заместитель председателя Яна Лантратова.
«Прежде всего, я хочу поздравить всех с этим шагом – выходом из Болонской системы и следующим планомерным шагом к отмене ЕГЭ»
«Понятно, что сразу ЕГЭ отменить не получится, но его можно попробовать хотя бы начать реформировать. Сделать больше устных, творческих заданий, демонстрирующих, насколько ученики эрудированы, грамотны, интеллектуально одарены. И, конечно, самый лучший вариант — добиться того, чтобы выбор ЕГЭ стал добровольным, а не обязательным, как сейчас», — подчеркнула Яна Лантратова.
К чему приведет отмена ЕГЭ
Трудно представить себе, что будет при отмене Единого государственного экзамена. В настоящее время именно на нем держится целая индустрия. Она включает в себя армию всевозможных репетиторов, замещающих собой школьных учителей и натаскивающих школьников на правильные ответы по ЕГЭ, многочисленные курсы, которые не столько обучают, сколько разбирают вопросы экзаменов прошлых лет. Во всем этом заняты десятки тысяч человек с оборотами в сотни миллионов рублей и его отмена может очень негативно сказаться на их благосостоянии.
Не жаждут отказаться от него и некоторые родители школьников. За много лет существования к нему привыкли и приспособились.
Как оказалось, по мнению бывших школьников, сдавать ЕГЭ гораздо легче, чем экзамены в самих вузах. Однако система поступления по ЕГЭ привела к тому, что школьники поступают не по призванию к профессии, а «куда попадут» по баллам. При этом часто вообще не учитывается направление обучения, лишь бы получить «корочку». К сожалению, знания таких выпускников оставляют желать много лучшего. Как следствие, выпускники заканчивают вуз и никогда не работают по специальности.
Как будут поступать в вузы абитуриенты в 2023 году?
Как предполагает Минобрнауки, в случае решения о частичной отмене ЕГЭ (или его добровольности) большинство вузов смогут перейти на обучение по программам специалитета уже в 2023 году. Что касается механизма поступления, то четкого ответа на него пока нет. Не исключено, что в вузы вернутся вступительные экзамены для тех, кто откажется от ЕГЭ. Обнародование изменений в правилах поступления в вузы с 2023 года следует ожидать к концу лета.
31.05.022 г.
Читайте также:
- 22.02.23 Снова отмена ЕГЭ и добровольность сдачи. Регионы России, которые не будут сдавать ЕГЭ в 2023 году
-
Реформа образования забуксовала: ОГЭ и ЕГЭ в этом учебном году отменены не будут. Подробности
- Расписание ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ на 2023 год. Особенности экзаменов
- ВПР в новом учебном году. Даты и условия проведения
- Год важных перемен: 1 сентября 2022 года всех школьников страны ждет много изменений
- Рособрнадзор подтвердил «рассмотрение вопроса» об отмене обязательного ЕГЭ. Официальное заявление о его отмене ожидается в сентябре 2022 года
- Минобрнауки: Обновленная система образования будет запущена уже в следующем учебном году. Школьников ждет много изменений
- С 2023 года ЕГЭ будет добровольным. ЕГЭ выводится из системы школьного образования
- Общие итоги ЕГЭ-2022 — большое количество слабых результатов
- Последние изменения в правилах поступления в вузы в 2022 году. Результаты ЕГЭ в этом году будут учитывать по новому
- В Госдуме поддержат поэтапную отмену ЕГЭ. Еще один аргумент против экзамена
- Россия на пороге образовательной и научной катастрофы. О политике, науке, образовании, ЕГЭ и Болонской системе
- С 2023 года ЕГЭ будет добровольным. ЕГЭ выводится из системы школьного образования
- Конец ЕГЭ и бакалавриатам. Россия отказывается от Болонской системы образования
- Отказ от Болонской системы образования. Заявление министра образования и науки РФ
Как сообщалось, 21 февраля Президент России Владимир Путин выступил с Посланием Федеральному собранию Российской Федерации. Одним из важных нововведений, озвученных российским лидером, стало предложение вернуться к традиционной системе подготовки специалистов с высшим образованием, срок обучения по которой будет составлять от четырех до шести лет.
«Предлагается следующее. Первое: вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может составить от четырех до шести лет. При этом даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены программы разные, подготовки в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запросов рынка труда», – заявил Глава Российского государства.
По его словам, новая система образования должна представлять собой синтез лучших практик советской системы и последних десятилетий, а переход к ней должен быть плавным и продуманным до мелочей. «У молодежи, у наших граждан должны появиться новые возможности для качественного образования, для трудоустройства, профессионального роста. Повторю еще раз: возможности, а не проблемы», – подчеркнул Путин.
Однако, как выясняется, не все чиновники понимают слова Президента одинаково.
Так глава Рособрнадзора Анзор Музаев, выступая в пятницу 3 марта перед депутатами Госдумы, заявил, что отмена единого государственного экзамена (ЕГЭ) в связи с отказом от Болонской системы высшего образования в России не обсуждается, сообщает ТАСС.
«Не обсуждается отмена ЕГЭ, потому что речь шла о высшем образовании, изменениях в системе высшего образования. Все привыкли путать Болонскую систему с единым государственным экзаменом», – сказал чиновник.
Музаев добавил, что ЕГЭ никогда не был элементом Болонской системы. «Получилось так, что в один период шло обсуждение о вводе Болонской системы в образ высшего [образования]. В этот же период мы перешли к итоговой аттестации одноуровневой, скажем так, – то есть когда можно было сдать один экзамен, получить аттестат в школе и поступить в высшее учебное заведение. Его назвали тогда единым государственным экзаменом. Эти две сущности совершенно между собой не связаны. Болонская система не требовала проведения данной процедуры», – рассказал он.
Противоположного мнения придерживается вице-спикер Госдумы Пётр Толстой, считающий, что «необходимость отмены ЕГЭ обсуждается и будет обсуждаться как необходимый шаг по возвращению нашего образования в традиционное национальное русло».
«Против тестовой системы – и педагоги, и родители детей, наши избиратели. Очевидно, что с таким трудом внедренную систему сразу не демонтировать, будем делать это постепенно», – написал депутат в своём тлг-канале.
«Беспокойство чиновников Рособрнадзора объяснимо: столько полицейских функций по дрессировке школьников и их родителей может сократиться. Но расставаться с иллюзиями придётся – такова воля людей, а власть должна их слышать, особенно сейчас, в трудное для страны время. Но всегда будут люди, которые этих перемен не чувствуют и не понимают: тому свидетельство скандал с украинскими флагами в РУДН, которым руководит один из вдохновенных идеологов внедрения ЕГЭ и Болонской системы. Пора делать выводы», – считает вице-спикер Госдумы.
У сторонников и противников ЕГЭ есть свои весомые аргументы. Одни говорят, что таким образом даётся шанс на поступление в престижные вузы детям из провинции и из малообеспеченных семей, уменьшается пространство для коррупции при вступительных экзаменах. Другие говорят, что таким образом убивается творчество, внедряется полицейщина на экзаменах, что вместо учёбы в старших классах школы детей просто дрессируют, заставляют заучивать шаблонные ответы. Для многих учителей и родителей ЕГЭ стал раздражителем, знаком отхода от традиций русско-советской системы образования.
Окончательное решение о судьбе ЕГЭ предстоит принять законодателям.
Редакция Русской народной линии
Выпускники перед ЕГЭ. Фото из архива
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев во время Петербургского международного экономического форума ответил на вопросы журналистов о возможных последствиях отказа от Болонской системы, а также о вероятности отмены ЕГЭ.
Глава ведомства рассказал, что фактически Россия так и не стала полноценным участников Болонской системы, поэтому нет смысла говорить о каких-то серьезных потрясениях для российского образования. Более того, фактически все это время системы образования в стране все это время развивалась по собственному курсу.
На самом деле мы практически никуда и не входили. И нас никто не принял. И есть понимание, что и мы очень сильно не стремились, когда в какой-то момент поняли, что есть спорные вещи. Поэтому отказываться от того, к чему мы так и не пришли, я думаю, здесь не будет катастрофы…
Я думаю, надо всем подуспокоиться. Национальная система образования, о которой сейчас все начали говорить, у нас всегда была. Мы независимость в этом направлении никогда не теряли. Поэтому не надо вводить друг друга в заблуждение, вводить (в заблуждение – прим. ред.) студентов, школьников, учителей, преподавателей. Мы всегда двигались по своему пути.
Анзор Музаев
Глава Рособрнадзора
Также Анзор Музаев отметил, что ЕГЭ не является и никогда не являлся частью Болонской системы. Их одновременное «появление» в России является не более чем совпадением. ЕГЭ, по его словам, просто объединил выпускной школьный экзамен и вступительный экзамен в вузах, сделав универсальную для всей страны систему оценки знаний выпускника-абитуриента.
ЕГЭ не является частью Болонской системы. Это путаница в головах. Обсуждать отмену того, что не является частью, некорректно. Это юридически неправильно. Когда подписывалось Болонское соглашение, так совпало, что у нас сформировалась новая модель выпускного-вступительного экзамена. И это все вошло в нашу жизнь параллельно. Многие эксперты, которые не от образования, посчитали, что это единое целое. Но это две разные сущности. Единый государственный экзамен называется единым, потому что он в себя впитал две истории из прошлого. Это выпускной экзамен в школе, чтобы получить аттестат, и экзамен, чтобы поступить в высшее учебное заведение. Была идея, зачем два раза дети будут переживать, когда эту процедуру можно провести один раз? Тем более сдавать Единый государственный экзамен в школе, хоть и не в своей, это более комфортные условия, чем ехать в какой-то далекий вуз.
Анзор Музаев
Глава Рособрнадзора
Напомним, 6 июня замминистра науки и высшего образования России Дмитрий Афанасьев сообщил, что все российские вузы были исключены из Болонского процесса по решению Болонской группы.
Болонская система включает в себя два уровня: бакалавриат и магистратуру. Россия присоединилась к такой системе в сентябре 2003 года.
2 июня минобрнауки России Валерий Фальков заявил, что отказ от Болонской системы в России не будет означать отказ от бакалавриата и магистратуры. По его словам, будущее — за уникальным сочетанием специалитета, бакалавриата и магистратуры.
Вместе с тем Дмитрий Афанасьев 30 мая отметил, что отказ от Болонской системы не подразумевает возвращения к советской модели.
Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.
В 2022 году Россия вышла из Болонской системы, которой придерживалась с 2003 года. Многие студенты и абитуриенты даже не подозревали о ее существовании. Интерес к ней вспыхнул на фоне происходящих мировых событий. Давайте разбираться, что такое Болонский процесс, как отказ от него повлияет на высшее образование, на программы бакалавриата и магистратуры в университетах.
Содержание
История членства России в Болонском процессе
В 1999 году члены европейских государств подписали Болонскую декларацию, провозглашающую унификацию высшего образования. Болонский процесс поспособствовал созданию единых ступеней бакалавриата и магистратуры, функционирование которых обеспечивали все страны-участницы. Россия присоединилась к соглашению лишь в 2003 году и вплоть до 2022 соблюдала установленные требования системы.
Почему Россия вышла из Болонской системы?
Процесс выхода из Болонской системы неразрывно связан с накалившейся международной обстановкой. В апреле 2022 года Болонская группа заявила о прекращении представительства РФ в европейских структурах, так как ректоры вузов России (в том числе ведущих университетов, которые числятся в европейских рейтингах) выступили в поддержку специальной операции, проводимой на территории Украины.
Новость о завершении членства не стала шоком для министров образования. По их словам, система не подтвердила ожидаемых показателей эффективности, поэтому впереди предстоит переработка образовательных стандартов с преобладанием специалитета в вузах и с изменением доли программ бакалавриата и магистратуры.
Принципы и цели Болонской системы
Болонская система разработана для взаимодействия студентов из разных стран. Государства, подписавшие декларацию, могут отправлять бакалавров и магистров за границу по обмену, что способствует расширению образовательных, научно-культурных связей студентов, обмену накопленными знаниями, выработке толерантности.
Для выпускников, получивших диплом Болонского стандарта, открыты двери для трудоустройства в европейских странах, что позволяет свободно выбирать место проживания и работы.
Активное сотрудничество государств направлено на совместную модернизацию образования, развитие научно-технического прогресса и установление дипломатических отношений.
Какие изменения грядут в высшем образовании после выхода из Болонской системы?
На данный момент самыми популярными ступенями образования в России являются бакалавриат и магистратура. Количество студентов-бакалавров в разы превышает долю магистров, что влияет на переполненность рынка труда работниками, имеющими за плечами только 4 года высшего образования. Некоторые работодатели до сих пор несерьезно относятся к бакалавриату, так как считают, что для полного погружения в сферу будущей профессии нужно отучиться минимум 5-6 лет.
После выхода России из Болонского процесса придется адаптировать образование в вузах под отечественные реалии.
Учебный год 2022-2023 останется без глобальных изменений, а вот с наступлением 2024 года будут опубликованы списки специальностей, для освоения которых придется проходить ступень специалитета.
Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ
Поступаем в вуз мечты без проблем!
Вероятно, что будут введены ограничения при переходе с бакалавриата в магистратуру. Допустимым станет перевод на специальность, родственную для первой ступени вуза, — нельзя будет «перепрыгивать» абсолютно в другой профиль, кардинально отличающийся от высшего образования бакалавра.
Будут ли котироваться российские дипломы в других странах? Будут ли по итогам обучения выдавать приложения европейского образца, способствующие признанию документа за границей? Сейчас достаточно сложно дать точный прогноз. Скорее всего, выпускникам придется проходить дополнительные процедуры подтверждения диплома и его приема за рубежом. Но никто не отменял процесс получения образования по обмену с дружественными странами, с которыми Россия поддерживает тесные связи.
Отменят ли ЕГЭ при реформировании системы образования?
Разговоры об обмене ЕГЭ на слуху каждый год, но сейчас данный вопрос стал особенно актуальным. ЕГЭ будут устранены постепенно, пока им на смену не придет полноценная замена, обеспечивающая беспристрастную проверку знаний выпускников.
Для абитуриентов, планирующих зачисление в вуз, Единые государственные экзамены в 2023 году состоятся в укрепившемся формате.
Отменят ли ЕГЭ?
Грядет новая эра экзаменов. Что придет на смену привычным ЕГЭ?
В подготовке к ЕГЭ помогут регулярные курсы, отвечающие актуальным образовательным стандартам. Теория и практика соответствуют всем экзаменационным нововведениям и критериям, именно поэтому наши ученики набирают высшие баллы и поступают в вузы, которые раньше казались лишь недостижимой мечтой.
Выводы
Все изменения, связанные с выходом из Болонского процесса, будут постепенно внедрены в образовательную сферу. Резкой отмены системы ЕГЭ или программ бакалавриата в университетах не предусмотрено.
Поделиться в социальных сетях
Как вы относитесь к грядущим изменениям в сфере образования?
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии