Гость:
С момента рождения человек проходит различные стадии физического и интелектуального развития.Рождаясь уже с определенными задатками и предрасположенностями.Самый главный институт развития и формирования личности это семья,именно в ней происходит становления собственного Я.именно семья должна воспитать в ребенке все нравственные ценности,которые необходимы ему для дальнейшей жизни.Общество играет не малую роль в создании личности человека.Именно дурное влияние общества может опустить человека как личность.Навязывая ему пагубные привычки и недостойное поведение.Но все зависит от
самого человека от его силы воли и других не менее важных факторов.Процесс формирования личности долгий и трудоемкий,но большинство факторов становления зависит от самого человека как он себя поведет в той или иной ситуации
Какую роль в становлении личности играет детство и юность
На чтение 3 мин Просмотров 147 Опубликовано 05.02.2023
Кстати, как настроение после вчерашнего?
Сегодня наша задача состоит в том, чтобы написать хорошее сочинение (или эссе, как хотите) о том, какую роль в становлении личности играет детство и юность. Приступаем? Тема «Становление личности в детстве и юности».
Сочинение «Какую роль в становлении личности играют детство и юность»
Детство и юность играют решающую роль в развитии идентичности, поскольку они являются формирующими периодами жизни человека. В это время дети и молодые люди находятся под сильным влиянием внешних сил, таких как окружающая среда, семейные отношения, личные интересы, сверстники и культура. Поскольку они все еще учатся вписывать себя в окружающий мир, молодые люди экспериментируют с различными ролями, ценностями и убеждениями, чтобы понять и осмыслить свое место в обществе. Формирование идентичности может определять всю жизнь человека, и в первую очередь она формируется в детском и юношеском возрасте.
В детстве мальчишки и девчонки часто строят фундамент своей идентичности, исследуя различные роли и утверждая свою уникальную личность. Дети постоянно задают вопросы, пробуют новое и ищут способы самоопределения. Они могут играть различные роли, чтобы лучше понять их или выразить свои потребности и чувства. Например, они могут подражать взрослым, которыми восхищаются, примерять разные стили одежды, чтобы найти тот, который им подходит, или изучать хобби и занятия, которые их интересуют. Экспериментируя с несколькими потенциальными личностями, дети узнают, кто они такие и что делает их уникальными.
Юношеский возраст — это, как правило, период исследования и самопознания, поскольку молодые люди часто становятся более независимыми и больше утверждают себя. Это время, когда юноши и девушки начинают понимать, кто они, каковы их ценности, цели и убеждения. Молодые люди часто формируют свою личность через отношения со сверстниками и свою деятельность в социальной группе. У них формируется уникальный стиль и образ, а также язык тела, интересы и взгляды, которые отражают их сущность. Поскольку в юношеском возрасте молодежь открывает для себя и исследует различные аспекты жизни, она может быть более подвержена психологическому давлению и давлению сверстников и нуждается в руководстве и поддержке со стороны взрослых.
Формирование идентичности — это непрерывный процесс, который продолжается на протяжении всей взрослой жизни, но в значительной степени он формируется в детстве и юности. В эти годы человек больше узнает о себе, принимает решения, основанные на его ценностях и убеждениях, и формирует чувство самостоятельности и независимости. Благодаря исследованиям, экспериментам и самоанализу они формируют личность, которая отражает их сущность и дает ощущение смысла и цели.
Таким образом, становление личности в детстве и юности — базовая основа для формирования взрослого человека.
Очень полезная информация
35.7%
Да, воспользовались
27.59%
Нет, не нашли ничего нового
36.71%
Проголосовало: 395
Полноценное становление личности человека происходит в тесной и неразрывной совокупности с окружающим его обществом. Только при условии их гармоничного взаимодействия можно говорить о том, что человек состоялся как личность. Рассмотрим в подтверждение данной закономерности примеры из художественной литературы.
Многие писатели поднимали тему становления личности в своем творчестве. Наиболее яркий пример этого мы видим у великого А.С. Пушкина. Его повесть «Капитанская дочка» рисует нам полноценный процесс развития личности главного героя Петра Гринева. Из недалекого и бесполезного юноши он вырастает в настоящую личность, в человека, который по праву носил гордое звание героя.
Петр был недорослем, и в этом главную роль сыграла его социальная стесненность – он был весьма ограничен в общении. Лишь родители, слуги и несколько крепостных детей составляли его узкий общественный круг. Он просто не мог реализоваться в таких условиях, и первым это заметил его отец. Желая видеть своего сына умным, развитым и самодостаточным, отец Гринева принимает решение отправить сына в отдаленную часть. Там ему предстоит проявить себя как личность и заслужить уважение своего окружения. Именно новая среда, в которой оказывается Петр, помогает ему стать полноценным человеком, достойным членом общества. Он столкнулся с немалыми преградами на своем пути, узнал жизнь более низких сословий, нежели чем те, где ему довелось родиться и расти. Социальные катаклизмы, в которых Гриневу удалось поучаствовать, сделали его сильным и ответственным. В новом мире обретает герой и свою любовь.
Так, все произошедшие с пушкинским героем метаморфозы, раскрыли личностный потенциал Петра Гринева.
Еще один достойный пример мы видим у Толстого. Герой его бессмертной эпопеи «Война и мир», Пьер Безухов прошел сложный путь личностного роста, достигнув его апогея.
Так же как и предыдущий герой, наш Пьер рос в чрезвычайно стесненных социальных рамках. Наставники и бесконечные учителя, без которых Безухов не мог и шагу ступить, сопровождали весь период его детства и юности. Герой был лишен родительской любви и воспитывался вдали от родного отца. Это наложило свой отпечаток на характер юноши: он вырос зависимым от чужого мнения, ведомым и наивным человеком.
Взрослый мир жесток и на место безобидных наставников приходят безжалостные манипуляторы. Им был удобен безвольный и послушный Безухов. В начале романа он производил впечатление большого ребенка, который легко уступал, даже если не хотел что-либо делать. Умный и начитанный герой в общении с людьми был невеждой. Но он смог стать полноценной личностью, когда прошел через огонь, воду и медные трубы социальной адаптации. Он наладил контакт с обществом и узнал русский народ, который многому его научил. Пьер все больше и больше сближался с людьми, не боясь общения с представителями низших слоев общества. Поэтому он смог обогатить свой внутренний мир свежими впечатлениями и открытиями. В финале перед нами уже не ведомый и слабый человек, а лидер тайного общества с осознанной гражданской позицией и большим влиянием. В становлении ему помогли многочисленные контакты с окружающим миром.
Таким образом, лишь раскрыв свою индивидуальность в общении с окружением и познав себя в сравнении с другими, человек становится полноценной личностью. Контакт с внешним миром дает ему пищу для развития ума и источник нового опыта. Все это в совокупности создает необходимые условия для личностного роста.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
- Взрослым: Skillbox, Geekbrains, Хекслет, Eduson, XYZ, Яндекс.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
Процесс развития есть процесс становления личности (А. Маслоу)
Автор хотел донести до нас мысль о том, что прогресс направлен на развитие человека. Американский психолог Абрахам Маслоу поднимает проблему становления личности.
Нельзя не согласиться с автором данного высказывания, ведь развитие человека зависит от того, что и кто его окружает. Общество оказывает прямое влияние на жизнь человека. Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что социум не стоит на месте и с каждым днем прогрессирует все быстрее и быстрее.
Данное высказывание имеет глубокое теоретическое обоснование. Личность – это человек, обладающий индивидуальными и социально-устойчивыми качествами. Большое влияние на развитие личности оказывает социализация. Социализация – это процесс формирования личности, при котором человек усваивает знания и умения от общества. Она начинается в детстве и продолжается всю жизнь. Главный институт социализации – семья. От развития общества зависит и прогрессирование личности. Правильность высказывания Абрахама Маслоу подтверждают многие практические примеры.
Подтверждение мысли автора мы встречаем в СМИ. В Индии новорожденная девочка была вынуждена провести несколько лет среди обезьян. Когда в возрасте одиннадцати лет ее нашли люди, ребенок не умел говорить, ходить на двух ногах и есть с помощью столовых приборов. Девочка была больше схожа с животным, чем с человеком. Специалистам потребовалось немало времени, чтобы научить ребенка всему, что принято в социуме. Личность «ребенка-маугли» не развивалась, а процесс социализации и вовсе был пропущен. Девочка совсем не развивалась, потому что росла вне человеческого общества.
Многочисленные примеры из литературы подтверждают мысль автора. Один из героев романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» Штольц является яркой личностью. С самого детства родители заботились о его воспитании и образовании. На протяжении всей жизни Штольц развивался, общался с разными людьми и учился чему-то новому. Вместе с обществом прогрессировал и сам герой романа.
Подводя итоги своего рассуждения можно сказать о том, что социум оказывает сильное влияние на развитие личности. Лишь в процессе взаимодействия с окружающим миром человек способен приобретать необходимые социальные навыки, необходимые для жизни.
- Взрослым: Skillbox, Geekbrains, Хекслет, Eduson, XYZ, Яндекс.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
Сочинение: Становление личности и ее формы
Содержание
1. Индивид — индивидуальность — личность. 2
2. Становление личности и ее формы… 3
3. Социальные типы личности. 7
4. Свобода. 8
5. Ценности и их виды… 12
Список литературы… 19
1. Индивид — индивидуальность — личность
Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.
Начинать изучение проблемы личности надо с индивида — неделимой дальше частицы какого-либо целого. Но этот своеобразный социальный атом, отдельный человек, рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Гораздо содержательней другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Схематически это выглядит так: человек выступает сначала как особь, «случайный индивид», затем как социальный индивид, персонифицированная социальная группа (сословный индивид) и, наконец, как личность, вбирающая в себя все многообразие социальных связей и отношений.
Сущность «особой личности», по словам К. Маркса, составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальные качества. Но свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Индивидуальные свойства личности — это не то же, что личностные свойства индивида, т.е. свойства, характеризующие его как личность.
2. Становление личности и ее формы
Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо обратиться к проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей человека. Прежде всего возникает вопрос — когда рождается личность, что этому способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» неприменим, хотя все люди появляются на свет как индивиды (за исключением так называемых сиамских близнецов) и как индивидуальности, т.е. в каждом новорожденном ребенке неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория. Это относится и к врожденным особенностям биохимических реакций, физиологических параметров, готовности мозга к восприятию внешнего мира и т.д. При рождении все дети не только разные, но и все уникальны, ибо даже однояйцевые близнецы различаются по ряду существенных признаков. Получение генетической копии — двойника человека — в принципе, возможно, но потребует еще усилий специалистов в области генной инженерии и биотехнологии и вызовет массу сложнейших этических проблем.
После появления на свет 23 февраля 1997 г. первого искусственно созданного млекопитающего овцы Долли, проблема клонирования человека стала предметом острейших дискуссий.
Итак, новорожденный уже индивидуальность и каждый день жизни увеличивает его потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Пока плач и крик единственно доступные для него способы дать знать о своих неудовлетворенных потребностях, способы самовыражения. Но уже с первых дней жизни, с первых кормлений, пеленаний и т.д. формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к 2-3-летнему возрасту. Именно в это время проявляются первые черты личностного поведения, во многом обусловленные тем, что ребенок попадает в ситуации свободного выбора. В этом возрасте все дети необычайно талантливы и любознательны и, если окружающие способствуют развитию этих качеств, становление личности идет нормально.
Дальнейшее развитие личности связано с прохождением других возрастных периодов и с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха — все это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты (как правило, в юности и в возрасте 30-40 лет) и застои (25-30 лет, 40-50 лет). Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.д.
Становление личности происходит в процессе социализации, т.е. усвоения ею опыта и ценностных ориентации данного общества. Человек учится выполнять социальные роли (вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.). Все эти социальные роли имеют выраженный культурный контекст и, в частности, сильно зависят от стереотипа мышления. Если сравнить европейский канон личности, скажем, с японским, то очевидны существенные различия. Европейцами личность понимается как определенная целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой ведущий «стержень». Для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких «кругов обязанностей» — по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д. Для каждой сферы есть свой «кодекс» поведения. Личность здесь не автономна и не самоценна, а реализуется лишь в связи с какой-то общностью. Европеец предстает как «твердая личность», напоминающая яйцо в скорлупе, в то время как японец более озабочен установлением и поддержанием связей с окружающими.
В европейской традиции становление личности прошло этапы осознания чувств страха и стыда (античное общество), любви к Богу, греховности человека и корпоративной морали (феодальный мир), утверждение самоценности человеческой индивидуальности и появление феномена отчуждения (Новое время).
Остановимся на структуре и составных элементах личности. Мы уже говорили о том, что личностями не рождаются, а становятся в итоге длительного процесса созревания, который имеет свои критические периоды. Более того, на определенном этапе жизненного пути человек может частично или полностью утратить личностные черты. Это бывает у хронических алкоголиков, наркоманов, при тяжелой патологии головного мозга и т.д. Личность характеризуется уникальным сочетанием природных свойств индивида (возрастно-половые, нейродинамические, биохимические и пр) и социальных качеств, формируемых в том или ином обществе. В этом смысле личность представляет собой синтез чувственного и сверхчувственного, т.е. того, что не фиксируется органами чувств, но очень реально влияет на поведение человека.
Прежде всего выделяют физическую личность, или «физическое Я». Это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. К физической личности могут быть отнесены также одежда и «домашний очаг». Известно, как многое о человеке можно сказать по этим компонентам его мира. Это же относится и к произведениям ручного или интеллектуального труда человека — украшениям его быта, коллекциям, рукописям, письмам и т.д. Защита себя, своего тела, своей идентичности, своего ближайшего окружения относится к числу древнейших личностных качеств человека как в истории общества, так и в истории индивида.
Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела, она вырастает из системы социальных ролей человека в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности.
Духовная личность — ядро нашего «Я». Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития» Рано или поздно каждый человек начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания. Зачастую она не только «держит» личность, подобно стержню, но и является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой даже жертвуют жизнью. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях. История дает массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь (мудрецов, ученых, деятелей литературы и искусства, религиозных подвижников) была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия. Люди, сохранявшие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей, что еще раз подтвердил горький опыт XX в.
Выделение физической, социальной и духовной личности (как и соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. В человеке все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни приобретать доминирующее значение. Известны, скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики духовной активности. Бывает, что какая-то черта принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития. Возраст, тяжелые испытания, болезни и т.п. могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному ее расщеплению или деградации.
3. Социальные типы личности
Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества. Первый тип — деятели (охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и индустриальные рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги, политики и менеджеры и т.д.). Для них главное — это активное действие, изменение мира и других людей, включая и самих себя. Эти люди «горят» на работе, находя в этом высшее удовлетворение, даже если ее плоды и не столь заметны. Бурное развитие западной цивилизации привело к культивированию именно такой личности — активной, знающей себе цену, обладающей чувством собственного достоинства и осознающей меру своей ответственности за себя, свою семью, свой народ. Потребность в таких личностях всегда была острой. Еще евангелист Лука приводил слова Христа: «Жатвы много, а делателей мало».
Второй тип — мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание), всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром многие великие мудрецы и пророки — Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухамед — либо считались посланцами богов, либо обожествлялись сами. Мыслители имеют единственное орудие — слово.
Третий тип — люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» проходит через их сердца. Это деятели литературы и искусства, чьи гениальные прозрения зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов.
Четвертый тип — люди, сделавшие делом своей жизни милосердие. Альберт Швейцер и Федор Петрович Гааз, Анри Дюнан и Мать Тереза, тысячи их последователей в истории и современности — живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь — «Возлюби ближнего твоего как самого себя» — находит в их деятельности непосредственное воплощение. Такие личности обостренно чувствуют душевное состояние другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая его страдания. Их сила — в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому.
Разумеется, большинство людей сочетают, в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. При этом важно понять одно — выбор личностного пути и поля деятельности — результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне свободы, а по словам Гегеля, истинная природа человека «есть свобода, свободная духовность».
4. Свобода
Свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. В русском языке термин «свобода» употребляется прежде всего в значении «свобода от», т.е. отсутствие внешнего принуждения, гнета, ограничений и т.д. Понятие «воля» имеет более широкое значение, которое оформилось примерно в ХУ-ХУ1 вв. в Московском государстве. С одной стороны, «вольница» отнюдь не означала автономии личности, а напротив, заменяла ее авторитетом группы, что является в определенном смысле несвободой. С другой стороны, в воле есть и свое желание и повеление природы, степи, дали, что так характерно для русского восприятия мира (вспомним гоголевскую птицу-тройку). Понятие свободы закрепилось в христианстве как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности для человека свободного выбора на пути к Богу. Однако реализация этой идеи оказалась в противоречии с идеалами равенства и справедливости.
Чтобы понять сущность феномена свободы личности, нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости (закономерности), без которой немыслима реализация свободы.
Волюнтаризм рассматривает волю в качестве принципа жизни человека, принижая при этом значение разума. Эти идеи были развиты в философии Шопенгауэра и Ницше и получили распространение в XX в. Действовать в духе волюнтаризма — значит не считаться с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, выдавая свой произвол за высшую мудрость. Таких примеров немало, в том числе и в истории нашего общества. Многие революционеры испытывали своеобразное нетерпение, желание «подтолкнуть» ход истории и навязать ей свою волю. Но жизнь рано или поздно показывала утопичность таких попыток, за которые народы расплачивались кровью, нищетой, замедлением развития.
Фатализм предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки. Это объясняется либо судьбой (в мифологии и язычестве), либо волей Бога (в христианстве и исламе), либо детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущим (системы Гоббса, Спинозы, Лапласа). Здесь, по сути дела, места для свободного выбора не остается, ибо нет альтернатив. Жесткая необходимость и вытекающая отсюда полная предсказуемость основных этапов жизни человека и главных событий характерна для астрологии и других оккультных учений прошлого и настоящего, а также для всевозможных социальных утопий и антиутопий, отраженных в произведениях А. Платонова, Дж. Оруэлла, О. Хаксли и др.
Вместе с тем очевидно, что игнорирование необходимости (природной, исторической и т.д.) чревато произволом и вседозволенностью, анархией и хаосом, что вообще исключает свободу. Следовательно, свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранения внешних ограничений. Гораздо более существенна внутренняя свобода, «свобода для», свобода в выборе истины, добра и красоты. В рамках «свободы от» вполне резонна формула: «Разрешено все, что не запрещено». Но по сути дела — это логика раба, оставшегося без надсмотрщика.
Существеннейшей характеристикой свободы является ее внутренняя определенность. Ф.М. Достоевский верно заметил: «Свое собственное, вольное и свободное хотение, свой собственный, хотя бы самый дикий каприз, своя фантазия, раздражающая, иногда хотя бы даже до сумасшествия, — вот это-то все и есть та самая, пропущенная, самая выгодная выгода, которая ни под какую классификацию не подходит и от которой все системы и все теории постоянно разлетаются к черту. И с чего это взяли эти мудрецы, что человеку надо какого-то нормального, какого-то добродетельного хотения? С чего это вообразили они, что человеку надо благонамеренно выгодного хотения? Человеку надо — одного только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность не стоила и к чему бы не привела». Человек не примет никакое общественное устройство, если оно не учтет выгоды его быть личностью и иметь свободу для ее реализации.
Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов.
Во-первых, это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Это трудный и опасный путь, чреватый тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и попасть в еще худшее рабство. Во-вторых, это бегство от мира, когда человек, будучи не в силах обрести свободу среди людей, бежит в монастырь, в скит, в свой «мир», чтобы там реализовать себя. В-третьих, чаще всего, человек адаптируется к миру, жертвуя своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем чтобы обрести новый уровень свободы.
Если раньше свобода воспринималась в основном как отсутствие принуждения со стороны государства, то к середине XX в. уже стало очевидно, что понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Однако государство должно делать это не методами принуждения, а с помощью экономического механизма и при строгом соблюдении прав человека.
В 1789 г. Национальное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, в которой провозглашалось, что «целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотчуждаемых прав человека. Права эти суть: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». Особо надо подчеркнуть, что права человека не могут никем и ничем дароваться, они возникают вместе с человеком, присущи ему при рождении. Даже плод в утробе матери обладает рядом человеческих прав, находится под защитой закона, а в христианской этике уже с момента зачатия человеческая плоть становится священной, и ее уничтожение (в случае аборта) рассматривается как убийство.
Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей — нации, класса, группы людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека, при котором он выступает «винтиком» социальной системы. Еще в 1918 г. Н.А. Бердяев писал, что идея класса убила в России идею человека. Игнорирование или принижение прав личности по сравнению с правами социальной общности ведет к неминуемой деградации и личности, и общества. С другой стороны, нельзя не видеть, что индивидуалистическая модель отношения личности и общества небезупречна. В ее рамках могут быть легализованы корыстные мотивы, эгоизм и та или иная степень социальной несправедливости. В этой сфере, как и во многих других, нужна золотая середина, которая способствует усилению жизнестойкости общества и человека и развитию человеческого в человеке, т.е. движению к гуманизму. Гегель отмечал, что для того, кто сам не свободен, не свободны и другие.
Таким образом, свобода — это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в то же время тяжким бременем. Не зря в западной философской мысли анализировалось явление «бегства от свободы», особенно если реализация свободы приводила к росту неравенства и несправедливости. Эта проблема — как соотнести свободу и равенство, не приводя к подавлению и уравниловке, — стоит перед каждым обществом и государством. Решая ее, приходится ориентироваться на ту или иную систему ценностей.
5. Ценности и их виды
Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и идей.
Первой (и основной) ценностью является сам человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Это представление возникло не сразу, а стало итогом довольно длительной эволюции общественного сознания. Убеждение, что каждый человек самоценен независимо от возраста, пола, расы и нации, происхождения и т.п., возникало и укреплялось либо в сравнении человека с высшей ценностью (Бог, Дух), либо в силу действия общих закономерностей жизни общества. Так, в буддизме равенство людей и признание их ценности происходило вследствие того, что все рожденное обречено на страдание и должно преодолеть его и обрести блаженство. В христианстве ценность человека усматривается в возможности искупления греховности и обретения вечной жизни во Христе, а в исламе ценность человека — в отдаче себя Аллаху и исполнении его воли.
Понятие ценности человека — универсальное, и его нельзя сводить к «полезности» человека для общества. Попытки делить людей на «нужных» и «ненужных» порочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол, ведущий к деградации и человека и общества. Ценность человеческой личности в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный человек. Ее нельзя свести к труду или творчеству, к признанию со стороны общества или группы людей. Как объективные критерии (плоды труда, акты творчества), так и их субъективная оценка со стороны современников грешат односторонностью. История многократно доказывает, что истинный масштаб и направленность деяний и помыслов многих личностей становятся очевидными спустя много лет, а то и столетий. Ценность многих трудов исторических деятелей как бы непрерывно возрастает; в то же время немало примеров, когда время развенчивает дутые авторитеты.
Возникает вопрос: а существуют ли стоимостные характеристики человека, можно ли говорить не только о его ценности, но и о цене? Как известно, в системах классического (античного) рабства несвободный человек рассматривался как «говорящее орудие», цена которого составляла в среднем 30 монет (отсюда и евангельские 30 сребреников). Продавался не только человек в целом, но и его функции. Феномен проституции (продажи тела) был известен уже в эпоху первых государств, и она не зря приобрела статус «древнейшей профессии». Маркс называл современное ему общество системой всеобщей проституции или всеобщей Полезности и годности для взаимного употребления. Так или иначе, в условиях рынка люди обмениваются на эквивалентной основе плодами своей деятельности, талантами и способностями, навыками и умениями, которые несут на себе печать самого человека и зачастую неотделимы от него.
В последние годы появилось немало новых проблем, связанных с продажей органов (почек, глаз) для пересадки другим людям, с суррогатной беременностью (вынашиванием до родов плода, пересаженного от другой женщины) и т.д. Возникают непростые вопросы: чем отличается продажа своих рук или мозга от продажи своих органов? вправе ли человек распоряжаться в этом отношении сам собой? Решать их нужно с учетом того, что человек является не только материальным, но и духовным существом, а этот род ценностей не имеет стоимостных характеристик. Образно говоря, человека можно купить и продать целиком или частично, он сам вправе это сделать, но самое страшное — это, говоря словами Гете, — «продать душу дьяволу», отказавшись от самого себя. Рано или поздно человечество преодолеет товарное отношение к человеку, он вырвется из отношений экономической необходимости, хотя, видимо, было бы опрометчиво говорить о полном исчезновении в обозримом будущем стоимостных характеристик человека и его тела.
Вторым феноменом мира ценностей являются вещи, производимые человеком на протяжении всего исторического пути. Мир вещей охватывает все — от древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров и ускорителей, космических аппаратов и полимеров. Этот мир материальной культуры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей, представляет как бы «неорганическое тело» человека, многократно усиливая его мощь, опредмечивая его способности и таланты. Вещный мир стал «второй природой» человека и не случайно ценностное отношение к нему является достаточно точным критерием ценности самого человека. Вопрос о соотношении ценности человека, его жизни, здоровья и его имущества всегда был центральным для любой мировоззренческой системы. Все религии сурово осуждают стремление к накоплению материальных ценностей, алчность. Христианство считает людей, погрязших в вещах и чувственных удовольствиях, не способными на душевность и духовность. Делиться своим имуществом с бедными — один из «столпов» ислама, обязательное правило поведения мусульманина. Буддисты считают, что отказ от накопления вещей — первый шаг на пути к просветлению.
Сущность проблемы ценности и оценки мира вещей состоит в том, чтобы уяснить пределы этого мира и его влияние на развитие человека. Очевидно, что люди не могут обходиться каким-то минимумом вещей, а идеалы аскетизма никогда не имели широкого распространения. Столь же очевидно, что нет и верхнего предела насыщения вещами, а их количество все умножается. Более того, одной из причин острого экологического кризиса является накопление отбросов человеческой цивилизации, которые не могут быть ею утилизированы (пластмассы, полимерные материалы и т.д.). Переработка ресурсов планеты в вещи идет ускоренными темпами, что порождает, с одной стороны, серьезную озабоченность ученых и политиков, а с другой стороны, массовые движения за отказ от беспредельного потребления и добровольное самоограничение (гандизм). Если учесть, что рост населения Земли идет достаточно быстрыми темпами, а ресурсы ее ограничены, то ясно, что без самоограничения не обойтись, и это требует выработки соответствующей системы ценностей.
Распространенное мнение, что богатство развращает человека, губит его, а бедность способствует моральному очищению, рождалось и поддерживалось в моменты острых социальных катаклизмов, при резкой поляризации общества. Не зря все мировые религии, особенно в начале своего возникновения, были религиями бедных, обездоленных, угнетенных. Они проповедовали отказ от тленных земных богатств и стремление к вечным небесным ценностям. Позже, когда церкви сами стали собственниками и владельцами значительных богатств, отношение к миру вещей несколько изменилось. Атеисты, не уповая на жизнь вечную, призывали всячески пользоваться благами земными. Ф.М. Достоевский видел в этом основной порок идей социализма, ибо человек, непрерывно потребляющий материальные блага и удовлетворяющийся, обращается либо в животное, либо в машину. Л.Н. Толстой предсказывал, что люди в будущем обществе станут «наслаждающимися комками нервов». С проблемой «удовлетворения непрерывно растущих потребностей» населения так или иначе столкнулись все общества, пытавшиеся провести в жизнь социалистические идеалы. Не случайно в этих странах осуждалось «потребительство» и насаждалась уравниловка, близкая к аскетическим стандартам жизни. При этом подпольно происходило значительное расслоение общества, образовывалась потребительская элита при обеднении значительной массы населения. Понятно, что в таких условиях призывы к служению высоким идеалам и личной скромности выглядели как насмешка.
Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны, хотя человечество в течение тысячелетий мечтало перековать «мечи на орала». Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте. Представление о том, что есть «мирный» атом, в корне отличающийся от «военного», рухнуло после чернобыльской катастрофы. Людям приходится постоянно оценивать новые явления в жизни человека и общества и соотносить их с традиционными системами ценностей. В полной мере это относится. и к системе духовных ценностей.
Духовные ценности — это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей (аксиологии), которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Речь идет прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.
Что касается моральных ценностей, то здесь основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. В истории человечества было несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей. Одна из наиболее древних — гедонизм. Гедонизм утверждает наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека. Об этом говорил еще автор Экклезиаста: «… нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться». Эти взгляды разделял ученик Сократа Аристипп, который учил, что лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им. Позже к этой позиции склонялись Эпикур, Гоббс, Локк, Гассенди, Гельвеции, Гольбах и др.
Аскетизм идеалом жизни провозглашает добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Эта концепция проявилась в христианстве, особенно в монашестве, в философских школах киников (Диоген с его девизом «быть нагим и одиноким»), а также в грубоуравнительных тенденциях «казарменного коммунизма».
Утилитаризм величайшей ценностью и основой нравственности считает пользу. По словам И. Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей.
В XX в. учение о ценностях связано с именами таких выдающихся мыслителей и гуманистов, как А. Швейцер, М. Ганди, Б. Рассел, А. Эйнштейн, Дж. Сантаяна, Ортега-и-Гассет, а также с плеядой русских религиозных философов — П. Флоренским, С. Булгаковым, Н.О. Лосским, Вл. Соловьевым, Н.А. Бердяевым, Л.П. Карсавиным, Н.Ф. Федоровым и др. Бурные социальные потрясения, появление возможности самоуничтожения человечества} возникновение глобальных проблем до предела обострили все традиционные проблемы. На первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания. Поэтому появление концепций «благоговение перед жизнью» (А. Швейцер), «заслужи любовь ближнего» (Г. Селье), «цели для человечества» (А. Печчеи)«путь ненасилия» (М. Ганди), «ноосфера» (В.И. Вернадский) и других не случайно, а отражает современный этап развития общечеловеческих идеалов.
То же самое можно отнести и к эстетическим ценностям. Известное выражение Ф.М. Достоевского — «Красота спасет мир» — нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества. Все изложенное дает основание сформулировать понятие духовности человека, которое в светской философской традиции рассматривается, во-первых, как относительная автономность человека, его независимость от внешних влияний, а во-вторых, как то, ради чего стоит жить и отдать жизнь в случае необходимости. Духовность — это синтез Истины, Красоты и Добра с акцентом на последнем, ибо его человек способен творить сам. В христианской философии это выражается триадой веры, надежды, любви и обнимающей их Софии, т.е. мудрости. При всех зигзагах мировой истории, человечество движется по пути гуманизации отношений людей, утверждения общечеловеческой системы ценностей, признания ведущей роли личности в прогрессе. Таким образом, понятия личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют наше представление о человеке, его прошлом, настоящем и будущем.
Список литературы
1. Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1989.
2. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. Разд.5.
3. Лобкович Н. Что такое «личность»? // Вопросы философии. 1998. № 2.
4. Соловьев Вл. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч.: В 2 т.М., 1988. Т.1.
5. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М., 1994.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
7. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
8. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М., 1990.
- Сочинения
- Свободная тема
- Развитие личности
Развитие личности является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Личностное развитие-это отношение, которое помогает улучшить нашу жизнь. Оно помогает найти возможность создать лучшую жизнь мысленно, физически и духовно. Личностное развитие очень важно по нескольким причинам.
Первая причина — личностное развитие помогает сосредоточиться на важных вещах. В жизни есть много вещей, которые могут отвлечь от достижения целей. Например, это может быть удовольствие, которое делает нас счастливыми на короткое время, но это может привести к деградации. Только личное развитие может направить человека на правильный путь.
Вторая причина — личное развитие развивает потенциал. Личностное развитие не только концентрирует на важных вещах нашей жизни, но и помогает справиться с сложными ситуациями. Мы способны противостоять определенным вызовам, но личностное развитие увеличивает наш предел для того, чтобы справиться с более сложными задачами.
Третья причина — личностное развитие помогает нам общаться с позитивными людьми. Когда мы будем вовлекаться личностное развитие, тогда мы найдем много положительных людей вокруг нас. Имея таких наставников вокруг себя, мы будем более мотивированы двигаться вперед.
Помните, процессу саморазвития нет конца. Личностное развитие помогает улучшить нашу работу и в полной мере реализовать свой потенциал. Каждый человек хочет иметь возможность работать, но у большинства нет правильного набора целей. Только по этой причине большинство из нас не может достичь желаемого результата. Только личная программа развития может помочь нам достичь желаемого результата.
План личностного развития — это процесс, который дает человеку четкое представление о жизни. И каждый сознательный профессионал должен иметь личный план развития для достижения своей цели.
Личностное развитие означает упорный труд. для этого нужна последовательность, терпение и время. Если вы хотите, чтобы развитие в нашей личной жизни, мы должны сосредоточиться на понимании себя. Нужно идти дальше для получения большего количества навыков, которые помогут в будущем для моей профессиональной жизни. Из вышеизложенного ясно, что личное развитие очень важно для нашей жизни. Оно дает осознанное усилие для того, чтобы улучшаться.
Как приводить аргументы к эссе по обществознанию (задание 29)
Сегодня беспрецедентная тема: о том, как подбирать аргументы к эссе по обществознанию, задания 29. Мы уже разбирали вопрос о том, как писать само эссе по обществознанию . Настоятельно рекомендую сначала ознакомиться с той статьей, прежде чем читать эту! В том посте я не затронул вопрос о том, как подбирать аргументы к эссе. Сейчас настало время! Да, дорогой друг, если тебе понравился пост, лайкни его: тебе, может быть, всё равно а мне приятно!
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
- Сочинения
- На свободную тему
/
Личностное развитие, безусловно, — важный этап в жизни любого человека. Все воспринимают значение и важность данного термина по-разному. На него влияют различные события, окружающий мир, люди. Возможно ли полноценное развитие личности без влияния учителя или наставка? Часть людей считает, что оно возможно при помощи самовоспитания, я же уверена, что нет, ведь гармоничная личность не может сформироваться самостоятельно, без помощи и поддержки человека, заинтересованного в этом. Чаще всего эти человеком является учитель.
Во-первых, человек должен видеть перед собой пример для подражания. Если в окружении будут только люди, которые ничем не интересуются, не развивают себя, человек начнет походить на них, сам того не осознавая. По этой причине окружение играет огромную роль в формировании личности. Учитель, как человек более мудрый и имеющий больший жизненный опыт, является примером для своего ученика и может передать ему бесценные знания о жизни. Имея пример для подражания, человек имеет высокую мотивацию и легче достигает поставленных целей.
Во-вторых, учитель направляет своего ученика. Личность человека развивается на протяжении всей его жизни, но самое интенсивное развитие происходит в детстве и молодости. В этот период у человека большое количество энергии и времени для развития, но практически отсутствует жизненный опыт. В таком возрасте сложно организовать себя, поставить перед собой четкие цели и способы их достижения. Учитель сможет помочь в этом нелегком деле. Помимо этого, в юном возрасте легко совершить ошибку – обрести вредные привычки, начать меньше времени уделять учебе и подготовке к экзаменам, поэтому в жизни подростка должна присутствовать доля контроля.
Таким образом, полноценное развитие личности невозможно без наставника, учителя. Учитель помогает ученику сформировать личность, передавая свои знания и жизненный опыт. Помимо этого, педагог является примером для подражания, мотивирующим молодого человека. Роль учителя в развитии личности очень важна, поскольку, данный процесс наиболее активно происходит в детском и юношеском возрасте. Важно отметить, что помочь в личностном развитии может не только школьный учитель, но и репетитор, спортивный тренер, педагог по вокалу и другим творческим направлениям.
Другие темы: ← Ошибки в жизни человека↑ На свободную темуВлияние родителей на ребенка →
`
Популярные сочинения
- Описание картины Тройка Перова — сочинение для 4 класса
Тройкой называют трех лошадей, запряженных в какую-либо повозку. Тут в качестве тройки выступают трое детей, везущих бочку с водой. - Жизненные идеалы Чацкого в комедии Горе от ума сочинение
Комедия «Горе от ума» в сознании читателя прежде всего ассоциируется с именем Александра Андреевича Чацкого – молодого человека с прогрессивными взглядами - Сочинение на тему Общение
Общение есть главное ценность каждого народа, и имеет главное значение в жизни человека. В современном мире как и раньше человек не может обходиться без общения с другим человеком
Эссе «Как рождается личность»
Виктория Гунькина
Эссе «Как рождается личность»
На такой важный вопрос, как рождается личность, так просто и не ответишь. Как из маленького человека растет и развивается полноценная гармоничная личность? Три года назад, я взяла эту тему контрольной по дошкольной педагогике. Мне стало очень интересно, «Рождение личности» -что же это такое? И как это происходит? Что важно знать будущему педагогу, да и просто родителю, ведь мы изо дня в день растим своих детей. Прочитав, большое количество литературы по данной теме, размышлений знаменитых педагог и писателей, конечно общая картина созрела в моем понимании. Что существует 3 основных фактора, которые оказывают непосредственное влияние на личность ребенка — это наследственность, среда и воспитание. Наследственность — это физические, биологические свойства ребенка, родовые особенности его организма, а также цвет кожи, глаз, форма волос, телосложения, особенности нервной системы и мышления.
По наследству передаются различные задатки и способности человека. Другое дело — будут ли они развиваться в процессе становление его личности. Это зависит от условий жизни и воспитания. Но биологические различия у людей имеются от рождения.
Между исследователями до сих идет спор о том, могут ли повлиять врожденные способности на интеллектуальную деятельность, наследуются ли психические качества человека. Одни исследователи говорят о том, что нравственные качества обусловлены биологически, что жестокость, ложь, алчность даются природой. И человек за всю свою историю развития мало в чем изменился.
Медики говорят о том, что наследственная психическая неуравновешенность, умственная недостаточность у детей алкоголиков влияют на интеллектуальное развитие личности. Но биологическое неравенство существует у людей от рождения.
Еще одним из важнейших основ, является «Среда». Среда — глобальные события в мире, на планете, экономические события, стихии, события в стране, в обществе, — здесь живет ребенок. Все эти события происходят в городе, в деревне, в семье. Сюда же можно отнести религиозное влияние, влияние улицы, сверстников, школы, внешкольных учреждений, клубов и центров. В зависимости от окружения развивается мировоззрение ребенка, его общественная сущность.
Среда и воспитание признаются, как равно влияющие на формирование личности.
Все это оказывает влияние на развитие человека — он изменяется, как физически, так и умственно, и нравственно (его организм, психика под влиянием его окружения, семьи и сверстников).
В данном процессе развивается личность в результате общения и участия в различных видах деятельности. Сначала деятельность — игровая, а уже потом учебная и трудовая.
Именно в процессе деятельности — умственной и познавательной, общественной и спортивной, художественной и технической, ремесленной и гедонической — формируется и зарождается личность ребенка.
Особенным видом деятельности является общение. И главное, не просто деятельность, а деятельность активная.
Теоретических обоснований по данной теме оказалось достаточно для написания моей работы. Но только сейчас, спустя годы, имея уже определенный фундамент знаний, и личный опыт общения с детьми дошкольного возраста. Наблюдая, как они растут и развиваются, как меняются. Делаю определенные умозаключения, почему так происходит? Что именно к этому привело? Ты понимаешь одну наверно из самых важных вещей — что в большей степени, все зависит от того, кто окружает ребенка все время становления личности. И какое влияние они оказывают на ребенка. Та, важнейшая микросреда, в которой растет и развивается малыш. Как важны родители для ребенка, чтоб были оба родителя, чтоб были бабушки и дедушки. Чтоб они любили и гордились, чтоб сами были примером всегда и во всем. Чтобы было достаточно общения со сверстниками, чтоб ребенок мог реализоваться в различных видах деятельности, раскрыл свои творческие способности. Чтобы рядом были хорошие педагоги, которые помогут в этом, поддержат, направят. Не будут давить своим авторитетом, а наоборот — будут верным другом. Педагоги, которые будут нести не только знания, но и дарить любовь. Любовь, которая так необходима для полноценного развития личности. Мы все, в той или иной степени, имеем влияние на рождение личности. И главное не нанести вреда, не сломать этот еще столь нежный цветок, не осторожным словом и действием, либо наоборот бездействием. Не быть равнодушными наблюдателями. И тогда, сами увидим результаты, которые только радовать будут нас.
Как приводить аргументы к эссе по обществознанию (задание 29)
Сегодня беспрецедентная тема: о том, как подбирать аргументы к эссе по обществознанию, задания 29. Мы уже разбирали вопрос о том, как писать само эссе по обществознанию . Настоятельно рекомендую сначала ознакомиться с той статьей, прежде чем читать эту! В том посте я не затронул вопрос о том, как подбирать аргументы к эссе. Сейчас настало время! Да, дорогой друг, если тебе понравился пост, лайкни его: тебе, может быть, всё равно а мне приятно!
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )