Что такое сопоставление в сочинении

Процент выполнения заданий 6 и 11 в ЕГЭ по литературе — сочинений на сопоставление — в разы ниже, чем у всех остальных. Все потому, что здесь нужно обладать большим литературным багажом, ведь в вопросе может попасться ЛЮБАЯ тема.

Например, мне однажды на досрочном ЕГЭ попался мотив звезд, и в качестве исходного варианта было предложено «Послушайте!» Маяковского. Я еле вспомнила еще два стихотворения на эту же тему! Чтобы с вами такое не повторилось, делюсь советами, которые помогут решить эти задания на максимальный балл.

задание 6 егэ литература

Задания 6 и 11 в ЕГЭ по литературе: сочинения на сопоставление

Базовый принцип для решения обоих заданий: чем больше произведений на разные мотивы вы знаете — тем больше вероятность получить высокий балл. 

Особенности и критерии заданий 6 и 11 в ЕГЭ по литературе

Задания 6 и 11, сочинения на сопоставление, в ЕГЭ по литературе 2022 выглядят примерно так:

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором встречаются образы правителей, и в чем их можно сопоставить Екатериной II, предстающей в произведении А. С. Пушкина?

В обоих случаях требуется написать мини-сочинение на 5-10 предложений, сравнив исходное произведение с одним примером на ту же тему. Разница между заданиями лишь в том, что задание 6 касается эпоса/драмы/лироэпоса, а 11 — лирики.

Чтобы получить заветные 8 баллов, требуется соблюсти всего три критерия, в соответствии с демоверсией ЕГЭ по литературе 2022:

К1 — глубина раскрытия темы — 2 балла;
К2 — аргументация и фактологическая точность — 4 балла;
К3 — речевая точность — 2 балла.

Но даже перечитав все произведения из кодификатора и зная структуру сочинения, многие ученики не понимают, как именно нужно сопоставлять. И в итоге теряют драгоценные баллы. Поэтому я рекомендую не рисковать и записаться на наши курсы подготовки к ЕГЭ по литературе. Мы разбираем все произведения из кодификатора и учимся анализировать и сопоставлять их в строгом соответствии с критериями ФИПИ.

Топ 10 советов, как написать сочинение на сопоставление на ЕГЭ по литературе

1. Сопоставляйте строго по теме

Если в задании спрашивается «трагедия маленького человека», то сравнивать нужно именно трагедию, а не образы маленького человека.

Или, например, один из популярных вопросов: «В каких еще произведениях встречается история семьи?». История — это какая-то эволюция, что было — что стало. Не нужно сравнивать специфику взаимоотношений, нужно выбрать семьи, которые показаны не статично, а на протяжении длительного времени: «Тихий Дон», «Война и мир».

2. Сопоставляйте на основании авторский позиции

Многие совершают ошибку, сопоставляя внешние факторы, сюжет. Это не принесет хороших баллов, потому что по факту в этом случае вы не проделываете никакую работу, не анализируете. Для глубины, которая необходима для выполнения самого главного 1-го критерия, требуется сопоставлять на уровне идеи или авторской позиции. То есть: что именно хотел сказать автор по данному вопросу, каково его отношение? 

Пример: «В каких еще произведениях встречается образ весны?». Здесь логично сопоставлять по принципу: как описывается весна, какую функцию выполняет (где-то передает состояние героя, где-то является фоном/создает контраст и т.д.) Или — «В каких еще произведениях показаны герои, ведущие футлярный образ жизни?» Основа для сопоставления: в чем проявляется футлярность у каждого героя, какую идею (мысль) через это передает автор, каково его отношение. 

3. Указывайте и сходства, и различия

Даже если в вашем вопросе указано «В чем сходство…» — это формальность. Внимательные ученики знают, что, согласно критериям, неважно, как сформулирован вопрос, вам нужно писать ГЛУБОКО. Это значит, что если даже вас просят привести сходство, а произведения имеют очень важное различие — вы потеряете баллы и ничего не докажете на апелляции, если упустите это. Поэтому здесь работает принцип: пишем то, что реально есть.

Не придумывайте сходства или различия, если их нет, но и не упускайте важные моменты, даже если в вопросе просят привести что-то одно. Помните: различия даже важнее, потому что чаще всего они касаются авторской позиции, которая, как я уже сказала, — база для сопоставления. Ну не могут 2 человека смотреть на одну вещь и иметь одни и те же чувства/мысли.

4. Подтверждайте каждый тезис

Еще один важный критерий, который может принести сразу 4 первичных балла — аргументация. Не забывайте приводить доказательства под каждый тезис, причем как от примера, который вы приводите, так и от исходного произведения. Об этом чем многие забывают, хотя в КИМе всегда приведет текст, и вы автоматически можете получить 2 балла. 

В лирике есть нюанс: аргументом считается только цитирование, а не точечный пересказ. Поэтому да, стихи придется учить наизусть, и чем больше — тем лучше.

5. Используйте информацию из предыдущего задания

Так как чаще всего задания на ЕГЭ взаимосвязаны — часть работы от исходного произведения уже проделана, поэтому вы можете использовать тезисы из сочинений заданий 5 и 10, чтобы сэкономить время.

Например, распространенная ситуация: в 5.1 спрашивают «В чем особенность пейзажа в приведенном отрывке?», а в зд. 6 — «В каких еще произведениях встречается пейзаж?..». Для эксперта это две отдельные работы, поэтому он не будет снижать вам баллы за то, что в новом сочинении вы приводите те же выводы (более того, было бы странно, если бы они вдруг изменились, тема-то одна).

6. В сочинении на сопоставление нужно сопоставлять

Удивительно, но многие забывают об этом и отдельно анализируют сначала одно произведение, а затем другое. Это не сравнение, а значит главный принцип задания не выполнен. Вам вполне могут поставить 0. В идеале ваше сочинение должно выглядеть так: 

Тезис от одного произведения — аргумент к нему — тезис от другого произведения на ту же тему — аргумент к нему. 

7. Объем не имеет значения

Во всех мини-сочинениях обозначение «5-10 предложений» условное. Ваша задача: раскрыть тему глубоко, поэтому если вы сказали все: сравнили произведения по заданной теме с опорой на авторскую позицию — не нужно пытаться растянуть на большее количество предложений. Это неважно, ни в одном критерии такого пункта нет. И наоборот, если ваши примеры слишком разные — не бойтесь писать больше. Гораздо хуже, если вы упустите какой-то важный для анализа момент. Главное здесь — писать глубоко (см п. 1) и не лить воду. 

8. Проверяйте на наличие речевых ошибок

Два критерия мы уже обсудили, а последний, третий, касается речевых ошибок и стоит целых 2 первичных балла. Поэтому не забывайте перечитывать сочинение и проверять на наличие речевых ошибок, в частности повторов однокоренных слов в одном или соседних предложениях (это самая распространенная ошибка). Пунктуация и орфография здесь не проверяются, но это может также существенно сказаться на впечатлении эксперта.

9. Ищите лазейки в вопросе

Обычно задание подразумевает, что лирику мы должны сравнивать с лирикой, а эпос/драму с эпосом и драмой. Только лироэпос является палочкой-выручалочкой, потому что за счет сочетания двух родов может использоваться и там, и там.

В безвыходных ситуациях смотрите на задание. Если там написано «В каких произведениях…», то можно приводить все роды, так как слово «произведения» подразумевает все. То же касается «у каких авторов». А вот если у нас есть ограничения «в каких еще стихотворениях» или «у каких писателей», то рисковать не стоит.

Однако не забывайте: даже если нам дали полную свободу — сопоставлять лирику с эпосом тяжело, они слишком разные, и чтобы ничего не упустить — лучше все же выбирать произведение того же рода.

10. Пример от другого автора

Это не столько совет, сколько ответ на популярный вопрос: «Можно ли приводить в пример произведение от того же автора?». Нет. Если у вас вопрос по Пушкину, то солнце русской поэзии использовать уже не стоит.

Реальные сочинения на сопоставление: анализ и оценка

Открыв для себя тайные знания, попробуйте самостоятельно оценить два сочинения из задания 6:

В каких произведениях русской классики звучит тема государственной службы, военной или штатской, и в чём эти произведения можно сопоставить с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина?

Ответ 1

Тему государственной, штатской или военной службы можно встретить во многих произведениях. Например, в пьесе Грибоедова «Недоросль» тоже звучит похожая тема. Правдин является государственным служащим, типичным чиновником, которого отправляют в имение Простаковой проверить, все ли у нее в порядке. Но Простакова очень жестоко обращается со своими крестьянами, писатель показывает, что она держит весь дом в подчинении, и через ее образ выражается идея, что крепостное право губительно для России.

Ответ 2

Тема государственной, штатской или военной службы довольно часто встречается в произведениях литературы. Возьмем, к примеру, пьесу Фонвизина «Недоросль». 

В первом случае тема службы выражается через образ Правдина, который является чиновником и приезжает в поместье Простаковой, дабы посмотреть, как она обращается со своими крепостными. В произведении Пушкина на службу отправляют Петра Гринева, который вскоре становится свидетелем восстания Пугачева и, несмотря на сложное положение, показывает себя истинным офицером и не переходит на сторону самозванца. Правдин, в отличие от него, не принимает участия в военных действиях, однако также исполняет свой долг: лишает госпожу Простакову прав из-за ее жестокого обращения со слугами.

Таким образом, несмотря на то, что тема службы встречалась во многих произведениях,  каждый автор закладывал в нее свою идею.

Мои комментарии

Разбор 1-го примера. Надеюсь, вы сразу заметили фактическую ошибку? Конечно, произведение написано Фонвизиным. Ученик приводит очень хороший пример с Правдиным, однако тут же уходит в сторону Простаковой, и хоть и указывает авторскую позицию (крепостное право губительно для России) — она никак не пересекается с нашим вопросом, поэтому здесь тоже, к сожалению, 0. А если у нас получается 0 баллов за К1, то можем ли мы оценивать работу дальше? Естественно, нет. Поэтому 0 — за всю работу.

Разбор 2-го примера. В глаза сразу бросается сопоставление, причем не по внешним признакам, а по основной линии. Поэтому даже этого сопоставления достаточно, чтобы поставить высший балл. К тому же, обратите внимание, что все тезисы подтверждены, ученик не просто говорит про долг, но и указывает, какой он. Фактологические и речевые ошибки также отсутствуют. 

Если хотите писать идеальные сочинения на сопоставление в заданиях 6 и 11, записывайтесь на наши курсы подготовки к ЕГЭ по литературе. Мы регулярно тренируемся писать сочинения во всех форматах экзамена и пишем пробные ЕГЭ, чтобы быть готовыми ко всему и меньше нервничать.

ЕГЭ

Как писать сочинения на сопоставление?

Хорошая подготовка к ЕГЭ по литературе должна включать в себя написание сочинений на сопоставление. Здесь разберем главные моменты которые нужно учитывать при написании сочинения на сопоставление.

Как писать сочинения на сопоставление?

Пишем сочинение на сопоставление при подготовке к ЕГЭ по литературе

Задание 6 и 11 в ЕГЭ по литературе – одни из самых сложных. Ведь для их выполнения так, чтобы получить максимально возможный балл, вам придётся серьёзно подготовиться, иметь богатый багаж знаний и уметь им пользоваться. Причём быть во всеоружии даже при подготовке к ЕГЭ по литературе вместе с репетитором здесь не получится. Ведь вариантов и тем может быть много, все их проработать во время тренировок невозможно. Придётся импровизировать. Но не стоит паниковать, мы поможем вам справиться с этими заданиями.

В этом материале:

  1. Базовый принцип
  2. Особенности и примеры заданий с сочинениями
  3. Советы экспертов как написать сочинение-сопоставление на ЕГЭ правильно и получить высший балл

Базовый принцип

При подготовке к ЕГЭ по литературе преподаватель не может научить школьника писать все виды текстов на любые темы. Но зато он может показать базовый принцип и отработать с ним самые сложные моменты. Так, базовый принцип подготовки к выполнению 6 и 11 задания на экзамене – богатый багаж знаний произведений классиков русской литературы. Чем больше вы прочитали и помните, тем выше ваши шансы получить максимальный балл.

Особенности и примеры заданий с сочинениями

«Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором изображены герои, способные на благородные, бескорыстные поступки, и в чём состоит отличие этих героев от Манилова?»

«Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором герой попадает в чуждый для него мир. В чём схоже (или чем различается) изображение этого героя и Печорина?»

«Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме художника и эпохи. В чём сходно (или различно) звучание темы в выбранном произведении и в приведённом стихотворении А. С. Пушкина?»

Это примеры вопросов, которые могут попасться школьнику во время ЕГЭ по литературе в 6 и в 11 задании. Ответом на него не станут готовые варианты, среди которых нужно выбрать правильный. Выпускнику придётся самому сформулировать правильный ответ и написать его в бланке экзамена.

При подготовке к ЕГЭ по литературе с нашими репетиторами проходим 6 и 11 задание

От школьника требуется всего 5-10 предложений, раскрывающих тему. Разница между заданиями заключается лишь в том, что в 6 вопросе рассматривается проза и эпос, а в 11 – лирика. Максимальный балл, который можно здесь получить, — 8 баллов. Ответ на задание оценивается по разным критериям:

  • речевая точность;
  • глубина раскрытия темы;
  • аргументация;
  • фактологическая точность.

К сожалению, даже те ученики, которые хорошо владеют знаниями школьной программы, получают в течение года хорошие отметки, не всегда могут выполнить эти задания правильно. Без дополнительной подготовки к ЕГЭ по литературе самостоятельно или с репетиторами тут не справиться. Ведь придётся не просто получить теоретические знания, вспомнить нужные произведения из программы, но и написать сочинение-сопоставление.

Если вы занимаетесь самостоятельно – проработайте самые разные варианты из всех доступных в интернете и в специальных пособиях. Обязательно попросите школьного учителя показать, как правильно писать сочинения-сопоставления и проверить несколько ваших ответов.

Если вы занимаетесь подготовкой к ЕГЭ по литературе с репетитором, все гораздо проще и ваши шансы на успех намного выше тех, кто тренируется сам. Учитель, имея многолетний опыт подготовки школьников к ЕГЭ, уже знает все нюансы и тонкости, сам подберёт для вас задания для тренировки, проверит правильность их выполнения и даст рекомендации, как улучшить свои результаты.

Советы экспертов как написать сочинение-сопоставление на ЕГЭ правильно и получить высший балл

Преподаватели при подготовке к ЕГЭ по литературе стараются проработать со школьниками как можно больше вариантов готовых тестов. И это отличная практика для любого школьника. Но на экзамене вам все равно может попасться вопрос, который вызовет сложности. Поэтому мы подобрали для вас несколько рекомендаций экспертов. Они помогут сориентироваться на ЕГЭ и получить максимально возможный балл за сочинение-сопоставление:

  1. Чётко следуйте теме вопроса, не отклоняйтесь от неё и не «лейте воду». Если в задании затрагивается тема «трагедия маленького человека», то описывать и сравнивать нужно лишь «трагедию», а не «образы». Когда вопрос об «истории семьи», не стоит показывать семьи как таковые. Придётся иллюстрировать эволюцию отношений в рамках одной семьи на протяжении долгого времени, показанного в произведении. Идеальными вариантами для этого будёт объёмная классика – «Война и мир», «Анна Каренина», «Тихий дон».
  2. Сопоставление в сочинении должно происходить на основании авторской позиции, а не на личном мнении ученика. Школьники часто совершают ошибку – рассматривают в сочинении сюжетную линию, внешние факторы, но не показывают авторскую позицию. Важно не то, как показал автор ситуацию и какие образы при этом использовал, а что он хотел сказать по этому вопросу, какое отношение его к теме. Например, при ответе на вопрос «В каких еще произведениях показаны герои, ведущие футлярный образ жизни» важно не только перечислить яркие персонажи, но также показать, в чём проявляется их футлярность, какую идею автор хочет донести до читателя через этот образ.
  3. При сопоставлении героев нужно не только показывать сходства персонажей, но и обратить внимание на их различие. Даже если в вопросе нет такой задачи. Нужно охватить тему и проблему со всех сторон, показать, насколько глубоко вы можете вникнуть в суть вопроса и сформулировать на него ответ. Если вы укажите только сходства, но не дадите различий, велик риск, что потеряете баллы за этот вопрос. А на апелляции ничего доказать не удастся. Но и придумывать тут ничего не стоит. Если сходства и различия кончились, «не высасывайте их из пальца».
  4. Аргументируйте каждый тезис, иллюстрируйте его примерами и фактами. В сочинении-сопоставлении нельзя быть голословным. Приводите доказательства даже там, где такой задачи в вопросе не стоит. Причём помните, что с прозой проще – можно дать точечный пересказ и отразить авторское видение проблемы. В лирике придётся привести цитату, пересказ тут не подходит. Именно поэтому так важно при подготовке к ЕГЭ по литературе выучить как можно больше стихов на разные темы. Чем больше будет ваш литературный багаж, тем лучше.
  5. Используйте информацию из предыдущих вопросов. Так, вы можете позаимствовать цитаты, образы, названия произведений. Ещё один момент – часто в ЕГЭ все задания взаимосвязаны. А потому вы можете использовать тезисы из предыдущих вопросов, например, заданий 5 и 10. Это поможет вам не растеряться и сэкономить время. За такое заимствование, если оно уместно, проверяющий не будет снижать баллы. Отработайте этот навык при подготовке к ЕГЭ по литературе, посмотрите, насколько хорошо у вас получится по-разному и при этом правильно ответить на вопросы экзамена, касающиеся одной и той же темы.
  6. Здесь объём не имеет значения, главное – смысл. Если в правилах сказано «5-10 предложений», то вы всегда можете отклониться от этого значения. Основная задача – раскрыть тему и дать верный ответ, аргументировав его и проиллюстрировав примерами. Не бойтесь писать больше, давать разные примеры из произведений. Правда, помните, что чем больше текст, тем выше риск совершать ошибки, за которые снизят балл.
  7. Сочинение-сопоставление школьники нередко пишут как просто эссе. Но важно помнить, что это сочинение должно содержать в себе сопоставление. Если вы проанализируете разные примеры, покажите, что владеете темой хорошо, но при этом не сопоставите разные ситуации, явления или героев, задание не принесёт вам балов. Обычно идеальный вариант, когда ответ на этот вопрос выглядит как тезис одного произведения и аргумент к нему, а затем тезис другого произведения и аргумент к нему с последующим описанием сходств и различий.
  8. Если возникли сложности, ищите лазейки. Так, если на ум не приходит ни один подходящий пример, можно немного схитрить. Например, в вопросах о лирике нужно приводить примеры из лирики, а эпос и драму сравнивать со сходными по жанру произведениями. Но если нужный пример и аргумент не удаётся вспомнить, можно обратиться к универсальному варианту — использовать примеры из лироэпоса. Если уж совсем ничего не получается, лучше указать примеры из других жанров, но обязательно ответить на вопрос.
  9. Постарайтесь показать, что знакомы с разными авторами и жанрами. Например, если в вопросе просят привести примеры «трагедии маленького человека», не давайте перечень всех подходящих произведений А.П.Чехова. Лучше указывать разные варианты других авторов. Например, помяните образ Городничего в «Ревизоре» Николая Гоголя, Самсона Вырина из «Станционного смотрителя» А.С.Пушкина или покажите героев произведений Александра Куприна, Михаила Зощенко, Василия Шукшина.
  10. Проверяйте себя на наличие ошибок. Грамматические, пунктуационные и речевые ошибки могут стать причиной снижения баллов за эти вопросы. Особенно обратите внимание на наличие однокорневых слов в стоящих рядом предложениях, тавтологий внутри одного предложения, слов, употреблённых в неверном значении. Например, «невежа» и «невежда».

Как видите, подготовка к ЕГЭ по литературе должна быть долгой и комплексной, даже если ученик имеет хорошие отметки по этому предмету и уверен, что отлично знает произведения школьной программы. При написании сочинения-сопоставления обратите внимание на авторскую позицию. Ведь даже одну и ту же тему разные писатели и поэты показывали с разных ракурсов. Также не забудьте про иллюстрацию всех тезисов примерами и приведение аргументов. Желаем вам успехов!

Во время подготовки к ЕГЭ по литературе выпускники не всегда понимают, что от них требуется в заданиях 6 и 11. В статье объясняем, в чем особенность заданий, и как получить за их выполнение максимальные баллы

0

49

В чем особенности заданий 6 и 11 в ЕГЭ по литературе

Чтобы заработать максимальное количество баллов за ЕГЭ по литературе, нужно не только ответить правильно на вопросы, но и написать три вида развернутых ответов. Сочинение в задании 12 — самая объемная часть работы и за него можно получить 18 баллов. Но есть еще два «дорогих» задания. За выполнение заданий 6 и 11 можно получит по 8 баллов.

Разберемся в особенностях и сложности заданий 6 и 11.

Тебе предстоит написать сочинение на основе предложенного текста. Это может быть отрывок из любого произведения, список которых есть в кодификаторе ФИПИ.

Но сложность заключается в том, что тебе нужно не только проанализировать указанный фрагмент, но и подобрать соответствующее произведение из школьной программы для сопоставления.

Эссе должно иметь определенную структуру:

  • Введение с постановкой проблематики.
  • Основная часть с сопоставлением двух произведений, анализом произведений и самого сравнения.
  • Заключение с логичными выводами.

Рекомендованный объем эссе составляет 5 — 10 предложений. Рассуждения должны быть лаконичными и логичными. Но не зацикливайся на этих цифрах: твоя задача — раскрыть полностью и многогранно тему эссе. Если для этого нужно больше предложений, не бойся увеличивать объем.

Эссе оценивается по нескольким критериям.

  1. Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом.
  2. Использование примеров из произведения для аргументации твоих тезисов.
  3. Использование правильных речевых форм и соблюдение логичности в ответе.

Школьник должен понимать позицию автора и не искажать ее при использовании фрагментов произведений. Также нужно иметь большую осознанную начитанность, чтобы понимать, какие произведения можно сопоставить и по каким причинам.

Важно: первый критерий — основной. Если сочинение не будет соответствовать этому критерию, то задание будет провалено.

В задании 6 приводится фрагмент драматического, эпического или лироэпического произведения. Сопоставить его нужно с произведением подобного формата.

В задании 11 приводится поэтическое произведение: стихотворение, баллада или басня. Сопоставить его нужно с другим поэтическим произведением.

Как писать сочинение в заданиях 6 и 11 на ЕГЭ по литературе

Если ты хорошо разбираешься в литературе, сложностей с написанием сочинения-сопоставления возникнуть не должно. Спокойно прочитай задание и составь план выполнения, которому будешь следовать.

Прочтение и понимание

Прочитай внимательно отрывок, обозначь ключевые моменты, персонажей и их взаимодействие, сюжет. Продумай, какие части произведения можно использовать, чтобы поддержать свой аргумент по заданной теме.

Выбор произведения

Вспомни произведения школьной программы, оцени их с точки зрения заявленной проблемы и выбери то, которое подойдет для сопоставления с предложенным в задании фрагментом.

Структура

Начинай с введения. Тебе нужно заявить проблему и основную точку зрения, которую будешь защищать.

Разбей эссе на параграфы. Тебе нужно проанализировать два произведения с точки зрения заявленной проблемы, сравнить их и привести аргументы, подтверждающие твои мысли.

Эссе нужно закончить заключением, в которому нужно сделать логичные выводы и подчеркнуть основную идею.

Сопоставление по теме

Следи за полетом своей мысли. Аргументы и тезисы в сопоставлении произведений должны относиться именно к той теме, которая указана в задании.

Аргументация

В каждом параграфе должен быть приведен логичный аргумент, подтвержденный конкретными примерами из текстов. Используй литературные термины и концепции для поддержки своих идей.

Примеры

Определи несколько ключевых моментов в произведении, которые можно использовать для поддержки твоей точки зрения и обоснуй выбор. Цитируя фрагменты, не искажай позицию автора.

Язык

Старайся использовать разнообразный, грамотный язык, обращаться к литературным терминам. Ты можешь использовать клише для создания нужного эффекта.

Проверка

Проверь текст на наличие ошибок и опечаток. Убедись, что оно отвечает заданной теме и что все ваши аргументы подтверждают точку зрения.

Несколько советов для подготовки

Вот некоторые советы, которые помогут подготовиться к выполнению заданий 6 и 11.

Прочитай все

Внимательно изучи все произведения из списка кодификатора ФИПИ. Запоминай сюжеты, героев. Старайся сразу определить проблематику. Без прочтения всех произведений написать хорошее сочинение будет сложно.

Практикуйся

Практикуй написание сочинений на разные темы из пробников. Учись составлять план, расставлять приоритеты и искать в тексте подходящие фрагменты. Развивай навыки анализа и развернутой аргументации.

Используй ресурсы

Используй все доступные ресурсы, чтобы расширить свои знания о литературных произведениях школьной программы.

Обращайся за помощью

Если появились вопросы или что-то непонятно, не стесняйся обратиться за помощью к учителю или репетитору.

Работай над литературной грамотностью

Чтение художественной литературы поможет расширить словарный запас и улучшить свои навыки литературной грамотности.

Мы знаем, что некоторые задания вызывают ужас. Поэтому уделяем им большое внимание на занятиях и избавляем от страха перед сложностью выполнения. Наставники «СОТКИ» проверяют каждое задание и подробно разбирают с учеником его ошибки. Записывайся на курс подготовки к ЕГЭ и пиши свои лучшие эссе на высшие баллы!


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Возможно, вам задали сравнительное эссе в школе или вам необходимо написать всесторонний сравнительный отчет на работе. Чтобы написать отличный сравнительный текст, нужно начать с выявления двух объектов, у которых достаточно общих черт и отличий, поддающихся содержательному сравнению. Примером могут служить две спортивные команды или две формы государственного управления. Затем необходимо найти как минимум два или три пункта, по которым их можно сравнить, используя исследования и факты и логично структурируя свою работу, что поможет впечатлить и увлечь ваших читателей. Написание сравнительного сочинения — важный навык, который не раз пригодится вам в вашей учебе или даже карьере.

  1. Изображение с названием Write a Comparative Essay Step 1

    1

    Внимательно проанализируйте вопрос. Возможно, вам в голову уже пришли отличные идеи для написания, но если они в точности не соответствуют заданной теме, вы потеряете баллы.[1]
    Прочтите формулировку задания, наводящие вопросы (или заголовок, если он есть) и подчеркните ключевые фразы. Держите их список перед собой на протяжении всей работы.[2]

    • Часто на то, что эссе должно носить сравнительный характер, указывают такие слова в тексте задания, как «сравнить», «сопоставить», «сходства», «различия» и так далее.
    • Обратите внимание, есть ли в задании какие-либо ограничения.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Кристофер Тейлор — преподаватель английского языка в Муниципальном колледже Остина в Техасе. Получил ученую степень PhD по английской литературе и медиевистике в Техасском университете в Остине в 2014 году.

    Christopher Taylor, PhD

    Кристофер Тейлор говорит: «Прежде всего убедитесь, что вам понятна конкретная направленность вашего задания. Затем перечислите сходства и различия между центральными элементами и ищите шаблоны, с тем чтобы найти аргумент».

  2. Изображение с названием Write a Comparative Essay Step 2

    2

    Определите, какого именно типа сравнительное сочинение вам нужно написать. Иногда все довольно просто — нужно сравнить два объекта между собой, но иногда нужно начать с такого сравнения и сопоставления, а затем выработать оценку или обоснованную позицию на их базе. В таких случаях простого указания на черты сходства и различия объектов будет недостаточно.[3]

    • Если задание подразумевает, что сравнение будет только частью вашей работы, в нем, как правило, должны быть указывающие на это вопросы. Например: «Выберите идею или тему — любовь, красота, смерть или время — и рассмотрите, как она отразилась в творчестве двух поэтов эпохи Возрождения». Значит, вам нужно выбрать двух поэтов нужной эпохи и сравнить их, но не в общем, а конкретно: как в их творениях отражена одна из предложенных идей.
    • Если же формулировка задания вам не очень ясна, уточните у учителя. Лучше задать пару вопросов, чем написать все сочинение неправильно.
  3. Изображение с названием Write a Comparative Essay Step 3

    3

    Составьте список сходств и различий сравниваемых объектов. Выявить признаки сходства — базовая задача сравнительной работы, но вы должны показать, что объекты все же отличаются между собой, так что в хорошем сочинении обязательно будут указаны и признаки различия. Изучив, чем именно объекты отличаются друг от друга, вы сможете произвести более глубокое сопоставление.

    • Лучше всего начать с составления списка признаков, которые являются общими для рассматриваемых объектов и которые отличаются.[4]
  4. Изображение с названием Write a Comparative Essay Step 4

    4

    Оцените свой список, чтобы найти нужные для эссе аргументы. Возможно, вам не удастся охватить в работе все, что вы включили в список. Внимательно перечитайте его и постарайтесь выявить определенную тему или схему. Это поможет вам определиться с тем, что будет выступать в качестве базы для сравнения. После этого у вас должны наметиться основные структурные единицы эссе и его главная мысль.

    • Если хотите, можете выделять разными цветами моменты, касающиеся разных моментов сравнения.
    • Например, сравнивая два романа, можно выделять черты сходства персонажей розовым, места действия — голубым, затрагиваемых проблем — зеленым.
  5. Изображение с названием Write a Comparative Essay Step 5

    5

    Выберите основу для сравнения. Так вы зададите контекст: как именно вы будете сравнивать два объекта? В основе сравнения может лежать, например, некий теоретический подход (феминизм, мультикультурализм), вопрос или проблема, на которые вы ищете ответ, историческая тема (колониализм, эмансипация).[5]
    Сравнение должно базироваться на конкретном тезисе или идее, которые и определяют, для чего вы сравниваете эти два (или больше) объекта.[6]

    • Основа сравнения может быть указана в задании. Обязательно прочтите его внимательно.
    • Основа сравнения может быть связана с темой, отдельными чертами или деталями сравниваемых объектов.[7]
    • Основа сравнения может называться по-разному, так что не теряйтесь, если ваш учитель не использует именно такую формулировку.
    • Имейте в виду, что, если объекты сравнения слишком похожи, написать хорошее эссе будет трудно. Цель сравнения — провести интересные параллели и подтолкнуть читателя к новым выводам. Это значит, что для удачной работы вам следует выбрать объекты, которые достаточно сильно отличаются друг от друга.
  6. Изображение с названием Write a Comparative Essay Step 6

    6

    Изучите сравниваемые объекты. Вам нужно продемонстрировать их глубокое понимание, но при этом не указывать больше подробностей, чем позволяет формат задания. Сравните объекты по нескольким аспектам, не пытаясь охватить всё.

    • Возможно, в задании не требуется проводить исследование, или оно будет лишним. Если в ваше сравнительное эссе не предполагается включать исследовательскую часть, не включайте ее.
    • В сравнительном эссе на исторические, социальные или научные темы скорее будет предполагаться исследование, а в эссе, где сравниваются между собой два литературных произведения — скорее нет.
    • Если вы цитируете, указывайте источник и оформляйте цитату в соответствии с правилами.
  7. Изображение с названием Write a Comparative Essay Step 7

    7

    Подготовьте тезисное утверждение. В каждом эссе должно быть четкое и внятное тезисное утверждение. Даже если вы сами не выбирали основу сравнения, а просто получили такое задание, вам нужно одним предложением написать, зачем вы проводите сравнение. Сравнение должно выявить нечто в объектах или их связи друг с другом, и ваше тезисное утверждение должно обозначать, что именно вы выявляете.[8]

    • Тезисное утверждение должно содержать определенное заявление, связанное с объектом, которое вы будете защищать в своем эссе. Хорошо, если это заявление будет несколько противоречивым или допускающим различную интерпретацию, так как это позволит вам построить хорошую аргументацию.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Comparative Essay Step 8

    1

    Набросайте план. Перед тем как начать писать эссе, стоит спланировать, как оно будет организовано. Уникальность сравнительных эссе в том, что стратегий их построения несколько, и вы можете выбрать любую.

    • Можете составить традиционный план, но даже простой список пунктов в том порядке, в каком вы хотите их изложить, будет полезен.
    • Ключевые моменты можно записать на листочках или стикерах (или набрать на компьютере, распечатать и вырезать), а потом по-разному менять местами, пока вы не определитесь с порядком изложения.
  2. Изображение с названием Write a Comparative Essay Step 9

    2

    Посвятите каждый абзац отдельному аспекту. Это означает, что в каждом абзаце вы будете писать об обоих объектах, сравнивая их по определенному признаку. В первом абзаце вы будет сравнивать их по одному аспекту, во втором — по второму и так далее, каждый раз располагая объекты в одинаковой последовательности (сначала характеризуете первый, затем второй, не меняя их местами).[9]

    • Преимущество такой структуры в том, что на протяжении всей работы читатель фокусируется на сравнении, а вам как автору приходится в равной степени уделять внимание каждому из аспектов сравнения.
    • Этот метод особенно рекомендуется для длинных сочинений или сложных предметов, где и автор, и читатель могут легко запутаться. Например:

      Абзац 1: Мощность двигателя автомобиля Х / Мощность двигателя автомобиля Y

      Абзац 2: Стильность автомобиля Х / Стильность автомобиля Y

      Абзац 3: Уровень безопасности автомобиля Х / Уровень безопасности автомобиля Y

  3. Изображение с названием Write a Comparative Essay Step 10

    3

    Чередуйте объекты от абзаца к абзацу. Это означает, что первый абзац будет раскрывать один аспект предмета, второй — этот же аспект другого предмета; в третьем абзаце будет описан второй аспект первого предмета, в четвертом — тот же аспект второго предмета и так далее, не меняя объекты местами.[10]

    • Преимущество данной структуры в том, что она позволяет обсуждать различные стороны объектов с большими подробностями, и переход от одного объекта к другому, если они разительно отличаются, не будет таким резким.
    • Этот метод особенно рекомендуется в том случае, если необходимо написать более глубокое эссе с большим количеством деталей. Например:

      Абзац 1: Мощность двигателя автомобиля Х
      Абзац 2: Мощность двигателя автомобиля Y

      Абзац 3: Стильность автомобиля Х
      Абзац 4: Стильность автомобиля Y

      Абзац 5: Уровень безопасности автомобиля Х
      Абзац 6: Уровень безопасности автомобиля Y

  4. Изображение с названием Write a Comparative Essay Step 11

    4

    Сразу опишите все, что касается одного объекта. Это означает, что первые несколько абзацев будут посвящены обсуждению первого объекта, а следующие — второго, при этом все аспекты будут рассматриваться в одинаковом порядке.[11]

    • Это самый опасный метод, так как сравнение может получиться однобоким, и читателю сложно будет следить за вашей мыслью.
    • Этот метод рекомендуется для коротких сочинений на простые темы, развитие которых читатель сможет легко удержать в голове. Например:

      Абзац 1: Мощность двигателя автомобиля Х
      Абзац 2: Стильность автомобиля Х
      Абзац 3: Уровень безопасности автомобиля Х

      Абзац 4: Мощность двигателя автомобиля Y
      Абзац 5: Стильность автомобиля Y
      Абзац 6: Уровень безопасности автомобиля Y

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Comparative Essay Step 12

    1

    Пишите сочинение не по порядку. Как правило, писать эссе строго от начала к концу, труднее, чем не по порядку. Кроме того, когда вы дойдете до конца, то, возможно, захотите пересмотреть написанное в начале. Так что можете писать в другом порядке, однако тезисное утверждение всегда следует писать в самом начале.

    • Сначала напишите основную часть. Проработайте всю информацию, что у вас имеется, и посмотрите, что за история у вас получается. Только когда вы обработаете ваши данные, вы поймете, какой будет основная часть вашей работы.
    • Затем напишите заключение. Теперь, когда вы справились с самой тяжелой задачей, вы четко представляете основную идею вашей работы. Куйте железо, пока горячо. Начните заключение с перефразирования тезисного утверждения.[12]
    • В конце напишите введение. Начните введение с фразы, которая «зацепит» внимание читателя. Так как вы уже написали эссе, выберите то, что привлечет к нему внимание наилучшим образом, будь то цитата, статистические данные, факт, риторический вопрос или курьезный случай. Затем напишите 1–2 предложения по своей теме, сузив ее до тезисного утверждения. Это и будет введение.[13]
  2. Изображение с названием Write a Comparative Essay Step 13

    2

    Напишите абзацы основной части. Первое предложение каждого абзаца основной части (оно часто называется ключевым предложением) готовит читателя к тому, о чем будет рассказываться в абзаце. В средней части абзаца вы раскрываете собранную вами информацию, а в последнем предложении делаете небольшое промежуточное заключение, основываясь на этой информации. Будьте внимательны и не нарушайте границы абзацев, делая общие выводы — это задача заключительной части.

    • Структурируйте абзацы, воспользовавшись одним из методов, перечисленных в части 2. Как только вы определились с пунктами, по которым будете проводить сравнение, решите, какую структуру основной части будете использовать, чтобы представить данные оптимальным образом. Рекомендуется сначала набросать план, чтобы удачно организовать переходы.
    • Будьте очень осторожны, чтобы не сравнить объекты по разным аспектам. Сравнение цвета одного предмета с размером другого никак не даст читателю возможности их сопоставить.[14]
  3. Изображение с названием Write a Comparative Essay Step 14

    3

    Напишите заключение. Готовое эссе должно создавать у читателя впечатление, что он узнал что-то новое и что он прочитал законченный текст, а не должен искать недостающие страницы. Начните заключение с краткого общего итога рассмотренных вами пунктов, а затем сделайте более развернутое заключение по поводу двух объектов.[15]
    (Учтите, что ваше заключение должно быть основано на фактах, а не на личных предпочтениях, особенно если в задании рекомендовалось придерживаться нейтрального тона.) Последнее предложение должно оставлять у читателя чувство, что все высказанные в сочинении идеи сведены вместе и образуют единое целое.

    • Учтите, что ваши сравнения не всегда ведут к очевидным выводам, тем более что люди склонны оценивать одни и те же вещи по-разному. При необходимости конкретизируйте. (Например: «Хотя Х более стильный и мощный, лучшие показатели безопасности делают Y более подходящим на роль семейного автомобиля».)
    • Если объекты кардинально отличаются друг от друга, иногда полезно подчеркнуть их общую черту, перед тем как делать вывод. (Например: «Хотя на первый взгляд Х и Y не имеют ничего общего, на самом деле они оба…»)
  4. Изображение с названием Write a Comparative Essay Step 15

    4

    Напишите введение. Начните с общего момента, который указывает на сходство обсуждаемых объектов, и перейдите к конкретной теме эссе. В конце введения напишите тезисное утверждение, в котором сначала говорится о том, какие аспекты вы планируете сравнивать, а затем о том, к какому выводу на их основе вы приходите.

  5. Изображение с названием Write a Comparative Essay Step 16

    5

    Проверьте написанное. Если дело терпит, лучше всего отложить работу на день. Сходите куда-нибудь, перекусите, отвлекитесь — забудьте об эссе до завтра. Когда приступите к проверке, помните, что две самые важные вещи — это выявить проблемы и исправить их. Сделайте это в два захода. Во время первого прочтения найдите недостатки вашей работы, а исправляйте во время второго прочтения. Как бы вам ни хотелось сразу же внести исправления, лучше вначале все проверить, а уже потом исправлять. Так вы будете уверены, что проверили все, и сделает процесс быстрее и эффективнее.

    • Даже лучшие из писателей знают, что хорошую книгу не напишешь без редактирования. Приложить все усилия к написанию эссе — значит тщательно его проверить и внести исправления.
    • Если есть возможность, попросите друга прочитать ваше сочинение: возможно, он заметит ошибки, которые вы упустили.
    • Если вы пишете на компьютере, иногда полезно увеличить или уменьшить шрифт во время проверки работы, чтобы изменить то, как текст выглядит визуально. Если смотреть долго на одно и то же, мозг начинает видеть ожидаемое, а не действительное (глаз «замыливается»), и вы можете пропустить какие-то ошибки.

    Реклама

Советы

  • Название и вводная часть должны по-настоящему привлечь внимание читателя, чтобы он захотел прочитать вашу работу. Придумайте такое название, которое заинтересует читателя.
  • Ключевой принцип, который вы должны помнить в ходе написания сравнительного эссе: вы должны точно определить, что вы сравниваете, и это сравнение должно проходить через всю работу.
  • Цитаты должны использоваться умеренно и быть тщательно подобранными, чтобы точно проиллюстрировать ту мысль, к которой они относятся.

Реклама

Предупреждения

  • Любой ценой избегайте вывода, что два объекта «похожи, но все же отличаются». Такое нередко встречающееся заключение часто портит все сравнительное эссе, поскольку ничего не говорит о проведенном сравнении. Большинство вещей в чем-то похожи, а в чем-то отличаются.
  • Не пишите пустого заключения, в котором просто перечисляется, что было сказано в основной части сочинения. В заключении должны быть кратко подытожены ваши аргументы, но кроме этого в нем нужно высказать твердую точку зрения, причем оригинально и убедительно, чтобы читатель наверняка ее запомнил. Если вы видите, как развить решение проблемы или дилеммы, включите это в заключение.
  • Избегайте неопределенных слов, таких как «люди», «вещи», «штука» и так далее.
  • Некоторые считают, что «несбалансированное» сочинение, которое сфокусировано на одном вопросе из двух, всегда слабее, и автор должен стремиться распределить внимание между рассматриваемыми объектами или текстами 50/50. Однако другие полагают, что в эссе умение выделить то, что особенно важно для обоснования его цели или тезисного утверждения. Один из текстов может просто обеспечивать контекст или давать исторические/художественные/политические пояснения для основного текста, и тогда ему незачем посвящать половину эссе. В данном случае «слабым» эссе будет такое, в котором одинаковое внимание будет уделяться неравнозначным текстам, вместо того, чтобы сконцентрировать его преимущественно на основном тексте.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 70 514 раз.

Была ли эта статья полезной?

 ЕГЭ. Русский язык.

Задание № 27.

Готовимся к сочинению.

Как определить связь между примерами (аргументами)?

Продолжим подготовку к написанию сочинения на ЕГЭ.

Вспомним, что в предыдущей статье мы говорили о том, как определить проблему текста и как её записать.

Вам был предложен алгоритм определения проблемы:

  • сначала определяем тему текста;
  • затем определяем основную мысль текста, идею (это будет позиция автора);
  • и только потом формулируем проблему.

Композиционно проблема записывается в 1-ой части сочинения, в 1-ом абзаце.

2-ой и 3-ий абзацы – это два аргумента.

Почему же сегодня мы говорим о связи аргументов, а не о самих аргументах?

Как проблему легче определить после понимания основной мысли текста, так и аргументы легче найти и проанализировать после того, как вы продумаете их связь.

Запомните главное!

 Определяя смысловую связь аргументов, вы рассуждаете над формой изложения, которую избрал автор.

Не нужно ничего конкретизировать, повторять то, что уже было сказано в аргументах или будет написано в позиции автора.

Вспомним, какие виды смысловой связи аргументов бывают.

На примерах посмотрим, как лучше показать связь аргументов.

(Примеры даются по воображаемым текстам).

1.Противопотвление двух аргументов.

Автор часто использует приём противопоставления, что позволяет  показать плюсы чего-то одного и минусы другого.

В этом случае нужно подбирать именно такие примеры, в которых это противопоставление и отражено.

Пример.

Оба данных примера из текста (аргумента) взаимосвязаны, помогают автору ярче раскрыть проблему: противопоставляя разное отношение людей к природе (её хищническое уничтожение одними людьми и защиту другими), он  показывает остроту и актуальность экологической проблемы в современном мире.

Обратите внимание!

В данном абзаце сочинения уже не нужно ничего писать о героях текста, если они есть, о конкретных примерах (об этом вы уже написали в аргументах). Нужно обратить внимание именно на форму изложения – на приём противопоставления.

Сделаем вывод.

После определения связи аргументов (они противопоставлены друг другу), вы уже чётко будете знать, КАКИЕ именно аргументы приведёте (первый – о чём-то положительном, второй – об отрицательном).

2.Сопоставление двух аргументов.

Если в тексте автор не противопоставляет, а сопоставляет, сравнивает что-то, то связь аргументов именно в сопоставлении.

Например, показаны разные взгляды на что-то представителей двух поколений (эти взгляды не противопоставляются, а именно сравниваются, так как изменилось время).

Пример.

Оба данных примера из текста (аргумента) взаимосвязаны, помогают автору ярче раскрыть проблему: приём сравнения разных точек зрения на роль поэзии (от непонимания её важности до восхищения стихами классиков) позволяет подчеркнуть  важность проблемы, неравнодушие к ней в обществе.

Делаем вывод: в данном случае нужно будет сравнить две точки зрения, понять, почему так происходит, в чём упущение воспитания молодёжи.

3.От общих рассуждений – к конкретному примеру.

Размышляя над философскими, нравственными и другими   проблемами, авторы могут в первой части текста высказать своё понимание проблемы, рассуждать над её сущностью, а далее привести конкретный пример, подтверждающий его позицию.

Пример.

Оба данных примера из текста (аргумента) взаимосвязаны, помогают автору ярче раскрыть проблему: размышляя над сущность такого социального явления, как волонтёрство,  он на конкретном примере показывает деятельность и результаты волонтёрской организации, подчеркивая таким образом значение волонтёрского движения.

Делаем вывод: в первом аргументе нужно будет привести общие размышления автора над проблемой, а во втором – конкретный пример и проанализировать его.

4.Причины и следствие.

Данная смысловая связь может наблюдаться в текстах очень часто:

  • ошибки в воспитании ребёнка – и итог такого воспитания;
  • рассуждения о довоенной жизни героев, их любви к родине, восхищение красотой родной природы, культурой народа – и описание подвигов советских людей в годы войны, истоки которых лежат именно в их патриотизме, сформированном в детстве, и др.

Пример.

Оба данных примера из текста (аргумента) взаимосвязаны, помогают автору ярче раскрыть проблему: рассуждая над причинами безразличного отношения детей к своим пожилым родителям, автор ярче подчеркивает важность поставленной проблемы воспитания детей.

Делаем вывод: в первом аргументе приводим причины, а во втором – следствие неправильного воспитания.

Может быть и наоборот – сначала итог воспитания, а потом рассуждения над его причинами.

Таковы основные виды смысловой связи аргументов.

Внимательно читайте текст, думайте, каким образом автор раскрывает проблему:

  • противопоставляет,
  • сравнивает,
  • рассуждает о проблеме и приводит пример,
  • называет причины и следствие какого-либо социального явления.

И ещё одно уточнение. Здесь прибегну с сравнению.

Вспомните про однородные члены предложения. Среди них нет главного слова и зависимого. Так и в сочинении. Если вы подберёте два примера, раскрывающих проблему с одной стороны, то есть между ними нет той связи, о которой мы писали выше, то это не будет засчитываться как два аргумента, хотя вы и запишите их в разных абзацах.  Это лишь один аргумент.

Снова сравниваю.

Вы должны подобрать не «два однородных члена», а «словосочетание», в котором одно слово — главное, а другое – зависимое (в одном аргументе – причина, в другом – следствие; в одном — общие размышления, в другом – пример и т.д)

Помните, что за правильно определённую и прокомментированную смысловую связь аргументов ставится 1 балл.

Только после того, как вы поймёте связь аргументов, приступайте к их описанию.

Как подобрать аргументы, как приводить цитаты, какие ошибки не допустить? Об этом – в следующей статье.

Как определить проблему текста? Материал ЗДЕСЬ.

P.S.

В статьях даётся один из вариантов работы по подготовке к сочинению. Каждый учитель предлагает свои варианты.

Главное – соответствие требованиям к сочинению, учёт критериев его оценивания.

Материал к заданию № 27 ЗДЕСЬ.

Мельникова Вера Александровна.

Сравнение и сравнение примеров эссе по пунктам Обновление 2023 г.

Сравнение и сопоставление примеров эссе по пунктам: чтобы начать сочинение, вы должны сначала полностью понять, о чем пишете. Таким образом, в эссе сравнения и сопоставления вы обсуждаете как сходства, так и различия.

Примеры эссе для сравнения и сравнения

Кроме того, сходства и различия между этими двумя предметами. Однако, хотя вы можете начать эссе без проблем, некоторые люди не могут. Таким образом, некоторым людям легче сесть и написать план перед началом.

Кроме того, вам будут показаны некоторые примеры сравнения и сопоставления эссе по пунктам. Это должно помочь вам. Но что такое сравнение и контрастное эссе? Однако в этой статье вы узнаете, как написать эссе для сравнения и сопоставления. 

Что такое эссе сравнения и контраста?

Как вы ожидаете некоторые сравнение и контраст эссе примеры точка за точкой, нота. Сравнение и контраст эссе академические статьи. В этой статье студент анализирует два или более предмета друг с другом.

Также этот тип сочинение очень распространено среди студентов колледжей и университетов. Кроме того, в эссе этого типа упражняются в наблюдении и анализе. Кроме того, это помогает установить систему координат. И приводит содержательные аргументы по предмету.

Кроме того, эссе сравнения и сопоставления представляют собой композиции из нескольких абзацев. Они объясняют, чем два (а иногда и больше) предметов похожи и различны. Кроме того, в этих эссе сравнивать означает описывать сходства между испытуемыми.

Что стоит отметить в сравнительном и контрастном эссе

Опять же, так как вы ожидаете, что некоторые эссе сравнительных и контрастных примеров по пунктам, обратите внимание. Сравнительный и контрастный очерк начинается с дипломной работы. Кроме того, в этом тезисе четко указываются два предмета, которые необходимо сравнить или сопоставить. И причина для этого.

Кроме того, тезис может склоняться больше к сравнению, противопоставлению или тому и другому. Однако помните, что смысл сравнения и противопоставления — предоставить читателю полезные знания.

Советы, которым нужно следовать при написании сравнительного и контрастного эссе

Опять же, поскольку вы ожидаете некоторого сравнения и контраста esсказать Примеры по пунктам, примечание. При написании эссе сравнения и сопоставления сделайте следующее:

➛ Сначала выберите, хотите ли вы сравнить кажущиеся несопоставимыми предметы, противопоставить кажущиеся похожими предметы или сравнить и сопоставить предметы.

➛ Кроме того, как только вы определились с темой, представьте ее привлекательным вступительным абзацем.

➛ Кроме того, ваш тезис должен быть в конце введения. И он должен установить предметы, которые вы будете сравнивать, противопоставлять. Или и то, и другое, а также указать, что можно извлечь из этого.

➛ Опять же, основная часть эссе может быть организована одним из двух способов. И это может быть по предметам или по отдельным пунктам.

➛ Кроме того, выбранная вами организационная стратегия будет зависеть, как всегда, от вашей аудитории и вашей цели. Кроме того, учитывайте свой особый подход к предметам.

➛ Кроме того, после того, как вы закончите анализ предметов, обратите внимание. Напишите вывод, который обобщает основные моменты эссе и подкрепляет ваш тезис.

Написание эссе для сравнения и сравнения

Опять же, как вы ожидаете некоторые примеры сравнения и сравнения эссе, обратите внимание. Вы можете организовать сравнение и сравнение эссе одним из следующих двух способов:

  1. По словам самих субъектов. Итак, обсуждаем одно потом другое.
  2. Также по отдельным пунктам. Таким образом, обсуждается каждый предмет по отношению к каждому пункту.

Однако организационная структура, которую вы выбираете, зависит от характера темы. Как и ваша цель, и ваша аудитория.

Кроме того, учитывая, что эссе сравнения и контраста анализируют отношения между двумя предметами, обратите внимание. Полезно иметь под рукой несколько фраз, которые помогут читателю в таком анализе.

Другое важное руководство для сравнения и эссе контраст

Опять же, так как вы ожидаете, что некоторые эссе сравнительных и контрастных примеров по пунктам, обратите внимание. Ниже приведены некоторые шаги, которые необходимо предпринять при написании сравнительного и контрастного эссе:

➛ Выберите тему.

➛ Также проанализируйте сходства и различия.

➛ Кроме того, отточите свой главный аргумент.

➛ Кроме того, определитесь со своей организационной структурой.

➛ Также напишите план.

➛ Кроме того, заполните подтверждающие документы.

➛ Кроме того, составьте свое эссе с сильными переходными словами.

➛ Наконец, тщательно вычитывайте и пересматривайте.

Некоторые примеры сравнения и сопоставления по пунктам

Теперь, когда вы много знаете о сравнительных и контрастных эссе, давайте посмотрим на некоторые сравнительные и контрастирующие эссе по пунктам. Это нужно для того, чтобы вы начали работу над своей статьей.

Органические и неорганические продукты

За последние два десятилетия спрос со стороны потребителей на органические продукты питания значительно возрос.

Фактически, популярность органических продуктов питания значительно возросла среди потребителей, тратя на них значительно большую сумму денег по сравнению с количеством, потраченным на неорганические продукты питания.

На рынке США отмечен рост продаж более чем на 10% в период с 2014 по 2015 год (Brown, NP). Это увеличение соответствует мнению многих потребителей о том, что органические продукты безопаснее, вкуснее и полезнее по сравнению с неорганическими продуктами.

Кроме того, учитывая воздействие пищевых продуктов на окружающую среду, органические продукты представляют меньший риск загрязнения окружающей среды — по сравнению с неорганическими продуктами.

По определению, органические продукты — это те, которые выращиваются без какой-либо искусственной химической обработки или обработки с использованием других веществ, генетически модифицированных, таких как гормоны и / или антибиотики (Brown, NP).

Источник

➛ КЛИКНИТЕ СЮДА

Из вышесказанного вы теперь знаете, что нужно, чтобы написать хорошее эссе для сравнения и сопоставления. Тем не менее, всегда помните советы и примеры сравнения и сопоставления эссе по пунктам, приведенные выше.

CSN Team.

метки: Сопоставление, Сравнение, Явление, Пояснить, Анализ, Характер, Произведение, Сочинение

Сочинения сопоставительного характера

Сочинения сопоставительного характера бывают очень разнообразны по степени сложности. Как правило, они предлагаются обучающимся, начиная с 8-го класса, когда проводится сопоставительный анализ образов повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: Гринева и Швабрина, Пугачёва и Екатерины и др. Чаще всего педагог предлагает школьникам готовый план сочинения, в котором перечислены основные признаки, по которым сопоставляются эти герои, например: наличие и отсутствие чувства собственного достоинства, смелость и трусость, прямота и хитрость Гринёва и Швабрнна. Обучающиеся пишут сочинение по предложенному им плану, но составлять свой, находить эти признаки по-прежнему не умеют. Если они не научатся сопоставлять разных героев одного произведения, то не смогут в дальнейшем писать более сложные сочинения, требующие сравнительного анализа. В дальнейшем темы таких сочинений усложняются.

Чтобы написать сочинение, школьник должен обладать навыками проведения сравнительного анализа. Переходом к обучению написаний сочинений, требующих сравнительного анализа, может служить обращение к знакомым по урокам развития речи понятиям описания, повествования и рассуждения. Ведь сочинения на литературную тему тоже относятся к этим трём типам речи.

Сочинение-описание построено как упорядоченное всестороннее перечисление наиболее существенных признаков предмета, явления, образа.

Сочинение-повествование рассказывает о событиях, сохраняя последовательность их развития, опирается на пересказ литературного текста.

Сочинение-рассуждение содержит утверждение или отрицание определенной мысли, её развитие, суждение и подтверждение.

Если рассматривать сочинение сопоставительного характера как один из таких типов, то видно, что оно является либо сочинением-рассуждением, либо сочетает в себе различные типы, в первую очередь описание и рассуждение. Рассуждение требует утверждения, которое будет затем доказано, т.е. сочинение должно состоять не просто из перечисления определённых признаков героев произведений, но должна быть мысль, их объединяющая. Для сопоставляемых героев или произведений характерны признаки, выявленные в большей или меньшей степени. Даже если герои сопоставляются по принципу антитезы, в основе лежит ярко выраженное наличие или отсутствие какого-либо признака. Например, героев «Грозы» А.Н. Островского можно сравнить по принципу принадлежности их к «тёмному царству», анализируя, как в каждом из героев проявляются его основные черты. Можно сравнить Кутузова и Наполеона, героев «Войны н мира», как полководцев. Но нельзя анализировать героев и произведения, общих признаков не имеющих, или же выделять все подряд черты героев, хотя не все из них нужны для сопоставительного анализа. Так, например, невозможно сравнивать героев одного произведения — Наташу Ростову и Наполеона («Война и мир»).

2 стр., 832 слов

Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина Я помню чудное …

… помогают почувствовать присутствие лирического героя в образе самого автора: Я встретил вас – и все былое… Я помню чудное мгновенье… Таким образом, сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Я … слезы, и любовь. раскрывают красоту, полноту внутреннего мира человека, когда он любит. Стихотворения различны в изображении героинь. Пушкин обожествляет, изображает женщину как идеал («без …

Здесь нет почвы для сопоставления, нет общего и не просто различного, а антонимичного, что можно было бы сравнить. Поэтому первая задача при осмыслении темы сочинения — найти точки соприкосновения различных героев, произведений или авторов. Отправным пунктом сопоставления могут являться черты сходства или черты различия героев, если эти различия антагонистичны.

Для этого школьникам можно предложить различные типы заданий, например:

Обучающие задания.

  1. Выделите из общего перечня героев различных произведений пары (или больше), которые могли бы быть сопоставлены, н сформулируйте, почему, по вашему мнению, такое

сопоставление возможно:

  • Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание»: Сонечка Мармеладова, Раскольников, Лужин, Свидригайлов, Дунечка Раскольникова;

  • А.П. Чехов « Вишнёвый сад»: Раневская, Гаев, Лопахин, Яша, Фирс, Варя, Аня, Петя Трофимов.

  1. Далее перечислены признаки, которые ученик выделил как основу для сопоставительного анализа Базарова и Павла Петровича (И.С. Тургенев, «Отцы и дети») при раскрытии темы сочинения «Базаров и Павел Петрович как герои-антагонисты». Какие из них, на ваш взгляд, являются излишними, не помогающими раскрыть тему и произвести сравнительный анализ?

  • Базаров как сын.

  • Базаров — нигилист, а Павел Петрович — либерал.

    6 стр., 2738 слов

    Мцыри как романтический герой поэмы Лермонтова, черты героя для сочинения

    … Это бунтарь-индивидуалист, противопоставленный всему существующему. К романтическим героям поэм Лермонтова можно отнести и храброго купца Калашникова (и, … Державин первый из русских писателей обрисовал несколькими крупными чертами тамошнюю природу, которая после так часто вдохновляла … выражение протеста. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, духу. Мцыри умирает, …

  • Отношение их к любви.

  • Внешность героев.

  • Отношение обоих к Феничке.

Если ученик овладеет навыком выделения черт сходства и различия, могущих служить основой сравнительного анализа, то он сумеет выделить такие черты и в различных произведениях. Сопоставление произведений, объединённых тематикой или проблематикой, ведётся чаще всего по единой схеме:

  • характеристика периода (периодов), в который(ые) были написаны данные произведения, с целью выявления причин различия или сходства,

  • сопоставление авторских позиций по данной проблеме;

  • выявление черт сходства в данных произведениях;

  • выявление черт различия.

Логика построения сочинения может быть различной: от частного к общему или от общего к частному. Многим проще начинать анализ с выявления черт сходства и различия, а уж затем сопоставлять, делать выводы. Если же автору сочинения проще сначала выявить проблему, а затем найти подтверждение своей мысли в конкретных примерах, порядок будет иным.

Прежде, чем составлять план сочинения, его автор должен решить для себя несколько вопросов:

  1. Логика построения работы (от общего к частному или от

частного к общему).

  1. Принцип, на котором базируется сопоставление раскрытия темы разными авторами (общее или различное время создания; единство или различие авторских позиций; различное художественное решение и т.д.).

  2. Возможный эпиграф, отражающий основную мысль работы (эпиграф на обязателен, а вот чёткая формулировка основной мысли очень важна).

Примерная тематика сочинений сопоставительного характера:

«Татьяна Ларина н Катерина Кабанова: проблема женского достоинства»; «Трагедия чистой души: сравнительная характеристика Ларисы («Бесприданница») и Катерины («Гроза»)»; «Обломов и Штольц»; «Споры Павла Кирсанова и Евгения Базарова»; «Правда Раскольникова и правда Сони»; «Духовные искания Андрея Болконского н Пьера Безухова»; «Давно я ждала тебя» (Наташа Ростова и Андрей Болконский)»; «Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона»; «Тихон Щербатый и Платон Каратаев как русские национальные типы»; «Отношение к вишнёвому саду Раневской и Лопахина».

Формулировки тем показывают, что существуют сравнения по сходству н по противоположности (контрасту).

5 стр., 2011 слов

Описание персонажа литературного произведения. Сравнительная …

… сходства и различия объектов. 6. Найди и объясни причины их сходства и различия. Компоненты сравнительной характеристики: 1. Общая характеристика литературного произведения. 2. Система образов. Место противопоставляемых героев … сочинения о двух героях. А ведь надо вести параллельную характеристику, параллельный анализ, причем вначале целесообразно у рассмотреть общие черты, свойственные героям, …

Обучающиеся часто дают упрощённый разбор образов: сначала характеризуют одного героя, а потом другого. Получаются два маленьких сочинения о двух героях. А ведь надо вести параллельную характеристику, параллельный анализ, причём вначале целесообразно рассмотреть общие черты, свойственные героям, а затем противоположное в них. Так как у каждого персонажа есть своё, особенное, то сопоставительный принцип даёт возможность пишущему заметить это особенное, индивидуальное и отразить его в сочинении. Сопоставление второстепенных персонажей с главными даёт возможность лучше увидеть преобладающие черты тех и других, особенности их характеров, подчеркнуть определённые качества главных героев.

Сравнивать надо всегда по существенным, а не по второстепенным признакам, а также по признакам одним и тем же. Наконец, нужно выявлять сходство и различие одновременно. Одностороннее сравнение таит в себе опасность: если рассматривать только сходство или только различие, можно прийти к неполному, искажённому пониманию предметов, явлений, событий, героев.

Следует иметь в виду, что в одних случаях в сравнительной характеристике основное место отводится сходству (Дикой и Кабаниха), в других делается упор на различия (Иешуа н Понтий Пилат).

И соответственно в той или иной степени используются приёмы сопоставления и противопоставления. Причины, объясняющие черты сходства или различия, связанны с индивидуальными качествами сравниваемых персонажей, с разными условиями формирования их характеров.

Сравнительная характеристика усиливает эмоциональное впечатление, позволяет глубже проникнуть в сущность сопоставляемых (противопоставляемых) героев, осмыслить их роль в раскрытии всей системы образов произведения, его идейно-художественного своеобразия, полнее выявить авторское отношение к сравниваемым персонажам, к изображаемому.

Итак, анализ сходства и контраста между героями даёт возможность увидеть в них общее, важное в историческом, социальном или нравственном плане и вместе с тем индивидуальную неповторимость каждого.

Так, черты сходства и различия прослеживаются и в характеристике Тихона Щербатого и Платона Каратаева в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Из мужиков партизан Тихон Щербатый — «самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова. В этом персонаже воплощаются богатырский дух народа, находчивость и удаль русского крестьянства Но если Тихон беспощаден к врагу, Каратаев любит всех людей, в том числе и французов. Каратаев очень часто прикрывает свою беспомощность веками слагавшейся философией терпения, которая выражается в афоризмах: «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить», «Не нашим умом, а божьим судом». Щербатый, напротив, о боге и не вспоминает, надеясь только на себя. Он резковат, подчас жесток. Эти черты отличают Тихона от Платона, который во всём хочет видеть «торжественное благообразие». Щербатый, испытывая естественное патриотическое чувство, с топором в руках идёт на врага, а Платон готов скорее «безвинно напрасно пострадать», он не из тех, кто активно вмешивается в жизнь.

2 стр., 784 слов

ОБЩИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ В ХАРАКТЕРАХ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО И …

… к полноценной счастливой жизни и борьбе в тя­желые дни. Андрей Болконский и Пьер Безухов составляли кон­траст по характеру и внешнему облику, и Л. Толстой подчеркивает эту несхожесть своих героев: «Пьер по на­ружности …

В Каратаеве живёт дух правдоискательства и вековечная любовь к труду: «Он всё умеет делать, не очень хорошо, но и не дурно». Щербатый занимал в партии Денисова особое место: «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное… все указывали, посмеиваясь, на Тихона». По ночам он уходил на добычу, приносил с собой оружие и платье французское, а когда ему приказывали, то и пленных. Хорошо владел топором, одинаково верно, со всего размаху, раскалывая брёвна, отлично применял его н в качестве оружия.

Очень точно характеризует этих героев и их речь. Динамичная речь Щербатого отличается грубоватой шуткой, юмором. Тихона отличали неистребимое чувство юмора, способность шутить при всех обстоятельствах. Мужики-партизаны, казаки, гусары относятся к нему с восхищением н уважением, даже со своеобразной лаской. В певучей речи Каратаева, в его беседах с Пьером и другими пленными встречаются пословицы, проникнутые рабской философией, покорностью к судьбе: «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся» и т.д. Пьер испытывая неприязнь к Каратаеву, всячески сторонился его, хотя тот и возродил в Безухове веру в жизнь, в бога.

Дорисовывает героев н портрет. От всего облика Тихона веет ловкостью и силой, запоминается и такая портретная деталь, как недостаток зуба, за что его и прозвали Щербатым. В Платоне, которому было за пятьдесят лет, всё сохранилось в целости, ни одного седого волоса не было в бороде его и волосах, всё было круглое — и лицо, и плечи, н спина, и живот, имевшие вид какой-то сонливости, мягкости. Оба героя, как русские национальные типы, выразители духовной сущности русского национального характера, каждый по своему дороги писателю. И всё же, хотя Каратаев н воплощает толстовское «непротивление злу- насилием», сам автор больше симпатизирует Щербатому, в котором отразились черты народа-мстителя.

Сравнительная характеристика.

Наташа Ростова и Элен Безухова.

Наташа Ростова и Элен Безухова — это героини эпопеи

Безусловно, Наташа Ростова — любимая героиня писателя. Ей он уделяет несравненно больше внимания, чем кому бы то ни было, рисуя её портрет, описывая чувства, переживания, так живо отражающиеся на её лице. Глаза у Наташи всё время разные: смеющиеся, умоляющие, любопытные, насмешливые, сияющие. «Глаза — эго зеркало души». И так же, как пуста душа Элен, пусты и невыразительны её глаза.

Не сразу получается у Наташи приносить пользу людям, но, став женой Пьера и матерью, она находит счастье жизни в том, чтобы поддерживать мужа в его общественной деятельности,

понимать и разделять ею чувства, мысли, желания. Таков идеал женщины в представлении Толстого.

Велика удача писателя в создании женских типов. Они обогащают нас нравственно, эстетически. С большим художественным мастерством Л.Н. Толстой поэтизирует одних женщин и выносит приговор другим.

Одна из важнейших частей работы над сочинением — составление чёткого, продуманного во всех основных деталях плана.

2 стр., 951 слов

Философия Обломова. Обломов — мирный зритель боя. (Гончаров И. А.)

… Философию Обломова можно назвать «философией покоя». кккн перенял ее от жителей Обломовки и пронес сквозь всю свою жизнь. Илья Ильич прославляет пищу и сон. Обломов … в счастливом ключе, но девушка подобно Штольцу мечтала изменить Обломова, искоренить в нем всю апатичность и … Пшеницыной стала тем самым отображением иллюзий и мечтаний героя, «потерянным раем». Умиротворение и покой, граничащие с …

Образец плана, связанного с характеристикой двух сопоставляемых героев:

Обломов и Штольц

План.

I

II

  1. Обломов и Штольц — сверстники, товарищи, образованные, мыслящие люди:

а) Обломов — натура кроткая, мечтательная, благородная, добрая, чистосердечная; Штольц — натура рациональная, расчётливая;

б) развитое воображение у Обломова, склонность его к философическим раздумьям о высоком назначении человека; трезвый, практический ум Штольца;

в) отсутствие у Обломова интереса к науке, к окружающему, скептическое отношение к жизни деловых людей, к их мелочных запросам, муравьиной суете; стремление Штольца к постоянному пополнению знаний, к деловым связям.

  1. Образ жизни, идеалы:

а) праздность, пассивность Обломова, активность, кипучая коммерческая деятельность Штольца;

б) культ покоя, абсолютного безделья у Обломова; культ труда у Штольца.

  1. Обстоятельства, влиявшие на формирование характеров героев:

а) крепостническая среда, взрастившая лень Обломова; деятельная атмосфера в семье Штольца;

б) отсутствие у Обломова связи с внешним миром; связи Штольца с деловыми людьми.

  1. Несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой Ильинской.

  2. Способы художественной типизации образов:

а) диалог и, споры — основной способ раскрытия характеров героев, их взглядов;

б) внутренние монологи;

в) своеобразие языка героев;

г) ретроспекция (отступление в прошлое героев);

д) бытовая деталь;

е) роль пейзажа в раскрытии характеров;

ж) контраст — главный идейно-композиционный приём, позволяющий глубже понять мысли, чувства, поступки героев.

III

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Что такое сопереживание сочинение
  • Что такое сознание егэ обществознание
  • Что такое созидание сочинение
  • Что такое современная молодежь сочинение рассуждение
  • Что такое совесть сочинение рассуждение с аргументами

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии