Что такое сочинение описание 4 класс

Сочинение-описание по картине

 Оно должно содержать ТРИ основных части: во вступлении вы сообщаете краткие сведения о художнике и картине; в основной части даете анализ изображенного на картине и в заключении высказываете свое отношение к картине, говорите о своих впечатлениях, а не просто пишете понравилась она вам или нет.

Примерная схема сочинения по картине

1. Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности его творчества). Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий, жанр картины и так далее).

2. Описание картины:

а) сюжет картины (о чем повествует картина);
б) что изображено
на переднем плане;
в) что изображено на заднем плане картины;
г) описать основных героев картины (если они есть);
д) детали картины;
е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);

3. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).

Синонимические ряды для сочинения-описания картины:

художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист, баталист (художник, специализировавшийся на изображении войны), маринист (художник, рисующий морские пейзажи), бытописатель (художник, автор произведений бытового жанра);

создает, пишет, изображает, воспроизводит;

картина, полотно, репродукция, холст

Название цветов и оттенков, которые можно употребить при описании картины

зелёный, изумрудный, жёлто-зеленый, жёлтый, золотистый, медный, багряный, красный, малиновый, сиреневый, оранжевый, синий, темно-синий, лазурный, небесно-голубой, бирюзовый, голубой, бледно-голубой, бежевый, коричневый, серый, и др.

Сочинение-описание в школьной практике имеет несколько разновидностей: описание картины, описание внешности человека (портрет), описание характера человека (характеристика), описание обстановки (интерьер), описание местности…

Всякое описание имеет целью воссоздать в воображении читающего некий образ. При этом субъект, создающий описательный текст, имеет свою точку зрения на изображаемое и может быть свободен в оценках и способах подачи материала.  

Описать — значит указать, раскрыть какие-то важные признаки, характерные черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет описания.

Особое внимание при описании уделяется ярким и интересным деталям, особенностям, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы эти детали не выглядели разрозненно, а образовывали цельную картину, где всё взаимосвязано.

Сочинение-описание, как правило, имеет трехчастную композицию: в нем будет введение, основная часть и заключение.

План работы над сочинением-описанием

1. Во введении обозначьте объект описания: кто это или что это, почему о нём пойдет речь. Если это единичный предмет, назовите его основную функцию или роль в среде его существования. Если объект – это явление или ситуация, то во введении можно написать, с чем они ассоциируются или чем интересны в первую очередь.

2. Подумайте, что именно привлекает внимание к объекту, что делает его узнаваемым. Это могут быть его качественные характеристики или действия, которые в нём или с ним происходят.

3. В соответствии с выявлением этой характеристики используйте в основной части сочинения для описания объекта оценочные прилагательные, наречия, образные выражения, глаголы вневременного значения, которые характеризуют состояния объекта в разные периоды времени. Также используйте вышеназванные прилагательные и глаголы в сравнительных конструкциях и сложных предложениях.

4. Сначала опишите самые существенные признаки и характеристики объекта, чтобы он стал узнаваемым, а затем приступайте к подробностям и мелочам, дополняющим образ, используйте оригинальные определения и сравнения. Не давайте банальных характеристик, старайтесь показать, какой вы внимательный и тонкий наблюдатель. Для описания движения мысли используйте глаголы с нейтральным значением (можно увидеть, нужно понимать, начинаешь замечать и т.д.)

5. Завершая описание, опишите объект краткой ёмкой фразой – обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.

  • Сочинение-описание картины

  • Сочинение-описание помещения (интерьера)

  • Сочинение-описание природы

  • Сочинение-описание местности

  • Сочинение-описание внешности человека

  • Сочинение-описание животного

Поговорим на очень узкую и в то же время очень актуальную тему для учителей начальной школы — как научить ребят создавать текст-описание при написании сочинений.

В примерной основной образовательной программе начального общего образования от 2009 года, которой мы руководствуемся, пока не вступили в силу новые ФГОС, упоминается:

Знакомство с основными видами сочинений: полные, выборочные и изложения с элементами сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Вопрос, связанный с сочинениями, актуален и для курса литературного чтения:

«Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв».

Но при этом все-таки есть один нюанс: написание сочинений не является планируемым результатом, который дети должны достигнуть к концу 4-го класса.

Конечно, прежде чем приступить к написанию сочинений-описаний мы сначала должны представить, что такое текст и что такое текст-описание. И неважно, по какому учебнику вы преподаете, ведь и у В. П. Канакиной, и у Л. Ф. Климановой и у С. В. Иванова определения этих понятий можно найти.

«Описание — это текст, в котором описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие. Текст-описание отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?»

В течение довольно долгого времени с ребятами важно рассмотреть теорию — все, что связано с понятиями текста-описания, и только потом начинать учить создавать высказывание.

Серия «Школа России». Литературное чтение. Начальное общее образование

Серия «Школа России». Литературное чтение. Начальное общее образование

Новый методический аппарат учебников ориентирует детей на формирование важнейших учебных действий: читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т.д. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учеников, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений.

Купить

Как создавать высказывание?

  1. Осознавать предмет речи, то есть, то, как развивать мысль: о чем собираются говорить (тема) — об осени, об осенних листочках, о маме. 

  2. Осознавать то главное, что хочу сказать (главную мысль, идею) — как красиво осенью, какой сильный характер у этого человека. 

  3. Отбирать сведения с учетом темы и главной мысли. 

  4. Систематизировать материал, то есть планировать, как развить мысль: с чего начать (главная мысль), о чем и что сказать дальше (описание объекта), чем закончить (вывод — подтверждение, главная мысль).

Этот план может быть записан на доске. К нему можно дать опорные слова, мысли, а дальше их можно вычеркивать в случае несоответствия или корректировать. И здесь, конечно, должна быть проведена орфографическая подготовка.

В разделе «Люблю природу русскую. Осень» нам предстоит «наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, представлять картины осенней природы, которые создает автор».

При написании сочинения мы будем опираться на авторский текст. И, конечно же, если автор пишет об осени, то наш текст тоже должен описывать это необыкновенное время года. Текст автора послужит нам отправной точкой — здесь и тематика, и те слова, которые нам нужно будет использовать в нашем сочинении-описании.

Учимся составлять текст-описание

Во 2-м классе в соответствии с темой «Люблю природу русскую. Осень» будет урок, посвященный составлению текста-описания. Но помните, что здесь главная задача педагога — научить это делать. Дети не будут сразу выдавать объемные тексты, мы постепенно будем приучать их к новому виду деятельности. Как мы будем это делать?

Для начала мы будем рассматривать рисунки и фотографии и на их основе создавать описания.

Осеннее утро
М. Пришвин

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой — мотыльком, какой — винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:

— Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему тёплому дню, но уже больше не ждём летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи — и всё кончится.

Наш строительный материал для сочинения — опорные слова из текста. Ищем их вместе с классом, задавая наводящие вопросы (выпишите их на доску):

1. Какое выражение указывает на время дня? 

2. Что значит «день открывает глаза»? 

3. Найди в тексте фразы, которые помогают тебе представить, как падают листья с деревьев. Подчеркни. Объясни, как ты себе это представляешь? Если трудно, воспользуйся Словариком. «летит парашютиком» «летит мотыльком» «летит винтиком» Словарик: плавно; медленно спускается; тихо опускается; крутится; вертится; вращается вокруг себя; словно закручивается; порхает на ветру; летит то вверх, то вниз; дрожит. 

4. Какие признаки осеннего утра описывает автор? Подчеркни в тексте. 

5. Найди в тексте слова, которые описывают чувства автора, когда он видит улетающих птиц. Подчеркни. 

6. Какие чувства испытываешь ты, глядя на природу, увядающую осенью? Продолжи предложения. Если трудно, воспользуйся Словариком. Мне _________, потому что_____________ . Я чувствую ________, потому что________ Словарик. Грусть, тоска, уныние, спокойствие, радость, восторг, восхищение, удивление. 

7. Какое осеннее утро помог увидеть тебе писатель? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. Я увидел _____________________________ 

8. А какое осеннее утро любишь ты? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. ______________________________________

Словарик 

Безветренное, ветреное, грустное, дождливое, мрачное, ненастное, пасмурное, прохладное, радостное, свежее, серое, синее, солнечное, теплое, тихое, туманное, хмурое, холодное, яркое, ясное.

В 4-м классе, почти в самом начале года, когда вы будете проводить 12-15 урок, такая работа может стать стартовой для курса русского языка.

Сочинения — описания: 

  1. Приметы золотой осени. Первая тема: о приметах золотой осени; главная мысль: какие они – приметы золотой осени? 

  2. Как красива осенняя березка! Вторая тема: об осенней берёзке; главная мысль: как красива осенняя березка.

После того, как мы определились, о чем мы будем говорить, мы должны будем поискать приметы в открытых интернет-источниках:

Приметы о природе в октябре 

Листопад прошел быстро — зима будет суровой, а если листья остаются зелеными и долго держатся на деревьях — зима будет короткая, с небольшими морозами. Посмотрите на березу в начале октября — если листья еще не опали, то снег ляжет поздно. Если в октябре лист с березы и клена опадает не чисто, то жди суровой зимы. Деревья расцветают во второй раз — к теплой и долгой осени. Много еловых шишек — к урожаю яровых. В октябре птицы летят ниже к земле — быть ранней и холодной зиме. Если гуси и журавли не спешат покинуть родные места, стужа наступит нескоро и зима будет мягкой и короткой, а летят высоко, не спеша и «разговаривают» — значит, будет стоять хорошая осень.

В какие цвета наряжаются деревья?

Багряный, алый, оранжевый, золотой, тёмно — коричневый, солнечный, салатовый, багровый, яичный, горчичный…. Осина — багряный; ель — ярко — зелёный, клён — оранжевый, солнечный, березка — жёлтая…

Обязательно напишите вспомогательные слова на доске, пользуйтесь словарем синонимов, чтобы облегчить слабым детям задачу и помочь написать красивый связный текст-описание.

Как красива осенняя березка!

Художественный текст: подбираем слова. 

Листва: жёлтая, солнечная; ствол: белоствольная, белая, в чёрных отметинах. 

Ветки: коричневые Словно девушка, нарядная, красавица сказочная.

Как красива берёза осенью! Тонкая талия — белый ствол с чёрными бархатными отметинами. Лебяжьи руки — гибкие длинные ветки ярко — коричневого цвета. Одет на ней нарядный жёлтый сарафан из листьев! Похожа она на девушку — красавицу. Глаз не оторвать!

Тема
урока: Знакомство с описанием как типом текста.

Тип
урока:

открытие новых знаний.

Цель
урока: дать понятие о тексте –описании

Цель:

1.    
Познакомить обучающихся с
новым видом текста — описанием, развивать умение различать тексты.

2.    
Способствовать
формированию аналитических умений.

Оборудование:

        
учебник для 2 класса
«Русский язык» Рамзаева Т.Г.(2часть).

        
карточки для определения
видов текстов (на каждого ученика).

Методы:

        
частично-поисковый

        
наглядный

        
словесный

        
практический

Этапы
урока

1.
Организационный момент .Проверка домашнего задания.

2.
Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи

3.
Открытие новых знаний

4.
Первичное закрепление

5.
Рефлексия деятельности

6.
Домашнее задание по выбору

1. Организационный момент (Включение обучающихся в
деятельность на личностно – значимом уровне)

1.Орфографическая
минутка.Наш урок   хотелось бы начать с пословицы 

«Без
русского языка не сколотишь и сапога». (На доске)


Как вы её понимаете?

Спишите,
подчеркните орфограммы.

2.Проверка
домашнего задания№163 (письмо по памяти).

Самопроверка.

Можно
ли то что мы написали назвать текстом? Уточните !Какой вы представили снежинку?

Какие
слова вам помогли?Какова роль прилагательных?

3.    
Актуализация
опорных знаний. Постановка учебной задачи

Какие
тексты вы знаете?

Чтение
текстов на слайдах о коте Ваське.

Какой
из них текст — повествование?

В
каком из текстов автор использует много прилагательных?

Знаете
ли вы как называются такие тексты?

Какова
же тема нашего урока?

 
Что знаю?                          Что хочу узнать?                Что узнал?

Текст – это                          В
литературе исполь-                   

два
или несколько               зуются    разные                          ?

предложений,
связан-         виды  текстов

ных
между собой по

смыслу.
Текст можно

озаглавить        

3. Открытие
новых знаний

Посмотрите
на листок!


вас на столах лежат тексты. Ваша задача: вместе, сообща с соседом по парте
определить вид текстов и прийти к единому решению.

Перед
вами три вида текста. Прочитайте их.

(работа
в парах)

1.Вчера
я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на
задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. Тигры
очень способные артисты!

2.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у
них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры
рычат, видны белые клыки.Тигры – хищные животные.

3.Вчера
я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются
дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что
дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?

Решение
устной задачи в определении вида текстов: повествование, описание, рассуждение
 .

Что
общего у этих текстов? (Все они о тиграх).

-Найдите
текст, в котором говорится о признаках этого предмета, т.е. его описании.

-Какай
вопрос, мы можем поставить к этому тексту? (Какой предмет?)

Такой
текст называется текст-описание.

-Для
чего нам нужны тексты- описания? (Описывать предмет)

-Такие
тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его
признаках. В тексте — описания изображаются предметы, люди, животные, природа. 

На
доску вывешиваются опорные слова. (Какой? Какая? Признаки предмета).

Стр.96.
Прочитаем что говорит мудрая тетушка Сова.

Спишите
текст – описание .Подчерните волнистой линией прилагательные.

Физкультминутка.

4.Первичное
закрепление.

Работа
по электронному приложению.

№165
с. 96 учебник.

Выпишите
из текста имена прилагательные.

— Какие бывают типы текстов?

— В чем особенность
текста-описания? (Описание людей, животных, растений, явлений природы,
различных предметов).

5.
Рефлексия деятельности(Самостоятельная работа с самопроверкой)


Чему мы сегодня научились на уроке?

Выполним
следующее задание:


вам буду читать тексты, а вы будете записывать в тетради начальную букву слов,
обозначающих виды текстов: описание – о, повествование — п

1.
Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками.
Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.

2.Я
давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне
ослика.Я поблагодарила ее за подарок!

3.Петя
часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно.
Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой.
Скоро Петя окреп и перестал болеть.

4.По
виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая,
только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

5.Сколько
разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий,
хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

6.Наступило
лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже
скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.

7.Моя
школа самая светлая, красивая и уютная. Коридоры просторные,большие окна. Актовый
зал очень красивый. В классах новая мебель и современная техника.

Осознание
учащимися своей учебной деятельности

        
Посмотрите на слайд и
проверьте себя (о,п,п,о,о,п,о).

        
Оцените свою работу,
используя наших помощников (дети рисуют смайлики и показывают учителю)

Улыбающееся лицо:

      
—       —  «верно»  или 1 неверный ответ

                 — 2-3 неверных ответа

                 
— 4-5 неверных ответов


Почему у тебя такой смайлик?

Осознание
обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результативности своей и
всего класса.


Что же мы сегодня нового узнали о тексте? (возврат к таблице – кластер)?


Какие виды текстов вы узнали?

— На
какие вопросы они отвечают?

6. Домашнее задание по выбору (Инструктаж выполнения домашнего
задания)

№167
с.97 или с.98№169

Работа над сочинением в 3-4 классе

Согласно программе по развитию речи к концу 3 класса учащиеся должны уметь: составлять текст по заданной ситуации, по картине (устно).

Сочинения в 3-ом классе — это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания. Эти элементы представляют собой очень краткие описания отдельных предметов, животных, людей. Прежде чем приступить к работе над сочинениями с элементами описания, учитель обращает внимание детей на те фрагменты из изучаемых ими художественных произведений, которые содержат описания и могут служить образцом. Чтобы описания получились точными, учитель организует наблюдения.

При определении последовательности обучения сочинениям я предлагаю каждому учителю планировать свою работу.

  1. Составление таблицы.

По таблице видно, какие виды сочинений выпали из поля зрения, какие повторяются.

Тема

Источник материала

Способ подготовки

Жанр (тип, вид)

Примечание

Дата

1

2

3

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

Источник материала:

1) на материале экскурсий, наблюдений;

2)по картине, на книжном материале;

3)на основе творческого воображения (по сюжетной картине, по данному началу, импровизация сказок и пр.)

Способ подготовки:

1)коллективный;

2)индивидуальный .

Жанр (тип, вид)

1.Повествование;

2.описание;

3.рассуждение;

4.смешанные;

5.миниатюры;

6.отзыв;

7.заметка (статья) в газету;

8.письма, поздравления.

В школьных сочинениях различают повествования, описания, рассуждения. Сочинения в начальных классах редко выдерживаются в чистом жанре повествования, описания, рассуждения, особенно во 3 и 4 классах.

В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Сочинения этого жанра могут иметь сюжет. Повествование – самый подвижный, живой и поэтому наиболее доступный детям жанр сочинений. Например: «Новогодний праздник», «Как я провел лето», «Прогулка в лесу».

Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений, цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о предмете. Пример: «Моя любимая игрушка», «В лесу осенью».

Рассуждение — связный текст, в котором для доказательства какого-то утверждения используются суждения, сопоставления, примеры, приводящие к новым суждениям – выводам. Пример: «Кем я мечтаю стать», «Если бы я был волшебником».

2.Использование памяток.

Для подготовки к написанию сочинений (составления текстов) разной типологии использовала алгоритмы и памятки.

Как составить текст-повествование?

1.Определи тему текста.

2.Сформулируй основную мысль того, о чем ты хочешь написать.

3.Придумай подходящее заглавие.

4.С чего лучше начать рассказ? Составь начало текста.

5.О чем следует рассказать в основной части (как начиналось действие, как развивалось, какой момент был самым интересным, чем все завершилось)? Составь основную часть текста.

Как составить текст-описание?

  1. Рассмотри внимательно предмет, который нужно описать.

  2. Выдели основные признаки предмета.

  3. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким.

  4. Подбери сравнения, которые можно использовать в тексте.

  5. Вырази свое отношение к предмету.

Как составить текст-рассуждение?

1.Кратко назови то, что будешь доказывать.

2.Подбери доказательства.

3.Подумай, как построить текст. Доказательства можно начинать словами: потому, что, объясняется это тем, что.

4. Сформулируй вывод.

Подготовка к сочинению.

Подготовка к сочинению, как письменному, так и устному начинается за несколько дней до самого написания или рассказывания. Независимо от вида сочинения четко выделяются 3 этапа подготовки к нему:

накопление материала (наблюдение, экскурсии, рассматривание картин, чтение художественных произведений);

отбор и расположение материала (обсуждение, выделение важного, составление плана);

— словесное, речевое оформление. Т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, самопроверка и проверка учителя.

Всякому сочинению предшествует коллективное составление плана.

В целях оказания помощи, примерно за неделю до письма сочинения, предлагаю учащимся памятки двух вариантов: для учащихся быстро и медленно усваивающих информацию.

В 4-ом классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:

  1. Писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях.

  2. Написать рассказы о случаях из своей жизни.

  3. Писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма.

  4. Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений.

  5. Правильно строить простые предложения различных типов.

  6. Умению отбирать слова и употреблять их в речи.

Например: описание деревьев в сочинении «Дерево, которое мне больше всего нравится».

Липа.

У меня под окном растет стройная липа. Она не молода, высокий ствол у нее весь в трещинах. У нее большие длинные ветви. Каждая маленькая веточка на них очень тоненькая, но их много-много. На этих веточках уже начинают набухать коричневые почки. Они уже пухленькие и скоро начнут лопаться. И когда лопнут, то покажутся зелененькие молоденькие резные листочки, похожие на сердечко. И моя липа станет еще прекрасней.

Чтобы описания получились точными, организовывала наблюдения. (Например, было организовано наблюдение в классе.)

Следующий этап подготовительной работы состоял в том, что на уроке дети учились составлять сложные предложения. Затем записывали их в тетради.

Причудливыми узорами сверкают на солнце ледяные веточки. Веточки нарисовал на окнах мороз.

Причудливыми узорами сверкают на солнце ледяные веточки, которые нарисовал на окнах мороз.

В описаниях обычно широко используются прилагательные. Учащимся необходимо указать на это и помочь подобрать нужные слова в каждом отдельном случае. Для этого привожу ряды прилагательных в сочетании с наименованием тех предметов, которые ребята будут описывать. Например: березка – молоденькая, красивая, белая, стройная, нарядная. Листочки – зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записываю на доске и, работая с ними, показываю детям как из многих слов, следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания.

В 4 классе при подготовке к сочинению на тему «Осенний лес» вывесила плакат с кармашками, ребят поделила на группы, каждая группа подбирала прилагательные для описания, данного предмета.

Воздух

свежий

лучезарный

хрустальный

чистый

теплый

ядреный

славный

Погода

унылая

печальная прощальная

грустная

скучная

сумрачная

угрюмая

ненастная

Листья

золотые

пурпурные

алые

багряные

разноцветные

пестрые

желтые

мягкий ковер

пятнистые

Ветер

сильный

влажный

холодный

порывистый

легкий

ласковый

тихий

Солнце

яркое

тусклое

грустное

задумчивое

Небо

ясное

голубое

темное

облачное

хмурое

неподвижное

Осень

волшебница

золотая

красавица

дивная

славная

очаровательная

печальная

дождливая

хмурая

чародейка, как и зима

Дождь

моросящий

теплый

холодный

нудный

затяжной

Туман

молочный

Работа над сочинением предусматривает обогащение словаря учащихся. Ввожу в устные рассказы и в сочинения детей новые слова, только что объясненные на уроках чтения (половодье, хлынуло, убранство и др.).

Обогащается словарный запас при подборе глаголов к существительному. Например, к слову подснежник ребята подобрали 20 глаголов. Тянет, проснулся, нежится, дремлет, гордится, беседует, умылся, познакомился, увидел, прислушался, огляделся, обрадовался, повернул, замерз, услышал, потянулся, запел, увидел, улыбнулся, выглянул

Маленький подснежник выглянул из земли, увидел солнышко и улыбнулся ему.

При подготовке к написанию сочинения на тему «Падающие листья» ученикам предложила вопрос-задание: Как падают листья в тихую и как в ветреную погоду?

К слову листья подобрали 20 глаголов. Падают, бегут,

шуршат, танцуют, плавают, устилают, шепчут, прощаются, понеслись, зашумели, запрыгали, полетели, валятся, поворачиваются, сыплются, лежат, покрывают, летят, шумят, разговаривают.

От слов – к словосочетанию и предложению. Как оживают лица

детей в эти минуты творчества! Вот несколько примеров из работ детей:

Медленно и плавно падают листья.

Листья танцуют под музыку ветра.

Падают, каждую секунду меняя цвет, потому что дует ветер, и листья то и дело поворачиваются…

Капает дождь, а вместе с ним в один такт падают листья.

Последний этап подготовки к написанию сочинения – подборка начальных фраз, предложений-зачинов. Предлагаются примерные зачины.

Ученики записывали их в тетради.

Кто не знает, что осенью падают листья? Но как? Когда? Все это происходит незаметно. Трудно уследить. Вот на березе, например, ни одного листика, а дуб еще весь зеленый. Впрочем, нет, и у березы есть листочки – на самых кончиках веток.

Орфографическая подготовка.

Учащиеся изучали трудные слова, которые могут быть употреблены в сочинении. Для этого эти слова включала в устные и письменные упражнения по русскому языку. В классе был вывешен плакат (за несколько дней до написания сочинения), на котором были написаны эти слова, с выделенными орфограммами.

3. Проверка сочинений учащимися.

Проверку своих сочинений учащиеся проводили, пользуясь памяткой.

Памятка №1

1. Соответствует ли содержание текста теме?

2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?

3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?

4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?

5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?

6. Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены

предложения?

7. Интересно и понятно ли все изложение слушателю?

Памятка №2

  1. Проверь, не пропустил ли ты буквы.

  2. Правильно ли написал безударные гласные?

  3. Проверь слова со звонкими и глухими согласными.

4. Не уверен – спроси учителя.

«Минутки поэзии»

На уроках чтения на протяжении 3-4 класса продолжала работать по теории стихосложения. Это побуждает учащихся высказывать свои мысли и чувства в поэтической форме

Пришла весна-красавица,

Ребятам она нравится.

Солнышко греет,

Скоро потеплеет.

Поэтические строки Ф.И. Тютчева вдохновили учеников на сочинение своих стихов по данной строке.

Листья падают в лесу…

Я домой их принесу.

А когда зима завьюжит

И метелями закружит,

Я дворец зимы разрушу –

Листья мне согреют душу.

Скоро ветер унесет

Листья золотые!

И на веточках берез

Засверкает иней.

В зимний день хороший

Снег пушистый кружится.

Свежая пороша

Нас зовет на улицу.

Все на горку мчатся

Наперегонки.

Любим мы кататься

И играть в снежки!

Подобная работа развивает у детей творческое воображение, дар слова.

Именно через эту работу дети шаг за шагом открывают себя, развивают свои эмоциональные творческие способности.

Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. Вначале рассказы составляются коллективно, затем 2-3 ученика их повторяют, и только после повторения дети записывают их. Постепенно количество повторений сокращается до 1 и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений.

Постепенно, шаг за шагом я раскрывала ребятам способы подготовки к сочинению. В свои тетради («Для подготовки к сочинениям») ребята записывали примерный план, источники материала (где и в какой книге можно прочитать нужную информацию), делали выписки из книг, выбирали наиболее подходящие для их сочинения слова, фразы, подбирали эпиграф или сочиняли сами на поэтических минутках.

Следить за продвижениями своих воспитанников мне помогает папка, куда я заношу лучшие сочинения учащихся, отдельные, составленными ими предложения. Это дает возможность видеть перспективу в работе, устанавливать, как расширился кругозор детей, как накапливался опыт в подборе точных слов, словосочетаний, предложений.

Это позволяет проводить анализ сочинений. Читаю отдельные удачные места из работ одних и тех же учащихся: сначала второклассников, затем третьеклассников по одной теме.

Например: сочинение по наблюдениям на тему «Первый снежок». (3 класс)

Все было спокойно. Но вдруг, после захода солнца пошел тихий снежок. Пушистые снежинки так осторожно падали на землю, словно боялись чего-то. Но потом развеселились и завели веселый хоровод. Снежинки падали на пальто, шапку и все они были разные. Снег шел все сильнее и вдруг повалил большими хлопьями. (Катя М.)

А вот как эта ученица писала во 2 классе:

Снежинки тихо кружились и падали на землю. Они были похожи на звездочки. Некоторые снежинки порхали как бабочки. И ветер уносил их все дальше и дальше. (Катя М.)

В классе веселое оживление, потому что и сама ученица, и все дети видят разницу между этими двумя сочинениями и понимают, как многому они научились.

При изучении темы «Суффиксы» дети писали сочинение-повествование «Мой любимый зверь».

Перед ними была поставлена цель: показать, как, используя слова с суффиксами, можно выразить свое отношение к животному. К своим сочинениям дети нарисовали рисунки.

У меня есть птичка. Живет она в клетке. Мы зовем ее Пинчер. Наша птичка очень красивая. Грудка у нее желтенькая, перышки серенькие. Хвостик – беленький, а из него торчит черненькое перышко. Поет она заливистым голосочком…

Широкую популярность в школах приобрели сочинения малых форм, или миниатюры.

Долгое время писали миниатюры «Погода сегодня». Вот некоторые из них:

Погода сегодня пасмурная, холодная, безветренная. Солнце изредка выглядывает из-за туч.

Небо серое, покрыто снеговыми тучами. Ветер дует со страшной силой, крутит снег. Но не очень холодно.

Работу над сочинением, как я уже отмечала, строила по принципу постепенного наращивания трудности.

Если в 3 классе дети учились писать сочинение-описание одного предмета, описание природы, то уже в 4 классе ребята писали сочинение-описание с элементами сравнения.

Например, тема: сочинение-описание, с элементами сравнения «Мухомор и лисичка».

Цель: составление описания гриба по рисунку и представлению; нахождение элементов описания и сравнения.

Передо мной два различных гриба: мухомор и лисичка. Чем же они отличаются? Да всем.

Мухомор растет в одиночку, как бы любуясь своей красотой, а лисичка селится небольшой семейкой.

Мухомор действительно красив. Шляпка у него красного цвета с белыми пятнами. Ножка тоже белого цвета, высокая и стройная. У лисички ножка маленькая, а шляпка оранжевого цвета. Если шляпка мухомора совсем плоская и напоминает форму тарелочки, то у лисички она совсем другой формы. Гриб похож на глубокий фужер.

А самое главное отличие в том, что мухомор ядовитый гриб, а лисичка съедобный. Если после дождя муха сядет на «тарелочку» гриба, чтобы напиться, то сразу умрет. В тарелочке-то яд! Вот поэтому и назвали гриб мухомором. А лисичка напоминает нам по цвету рыжую лису, может, поэтому она и получила такое название.

Сочинение с элементами рассуждения – новый вид работы. Это наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, их нужно вырабатывать постепенно.

К составлению сочинений с элементами рассуждения учащиеся приступают во второй четверти учебного года. На первом этапе работы рассуждения выражаются в оценке того, о чем рассказано в сочинении.

Обучение элементарному рассуждению удобно связать с коллективной работой над планом сочинения. Приведу пример подготовки к сочинению на тему «Что я люблю рисовать».

Выясняю, любят ли дети рисовать и что именно они любят. Затем коллективно составляется план. В заключение спрашиваю у ребят: «О чем бы вы хотели написать в конце сочинения?». Ответы бывают разные, но я помогаю направить их мысль. Говорю: «Обычно, когда человек рассказывает о своей работе, он всегда отмечает, хорошо или плохо выполнена работа, т.е. оценивает свои действия или действия других людей. Давайте попробуем одним предложением оценить ваши рисунки, избегая слов «хорошо, плохо».

Продолжила работу над сочинением такого жанра на материале упражнения №603 (учебник русского языка 4 класс). Текст содержал интересную для детей информацию об исследовании Луны и возможности существования жизни на этой планете. Перед составлением текста-рассуждения на тему «Почему на Луне нет жизни?» напомнила детям, что в рассуждении обязательны три смысловые части:

1-я – то, что объясняется или доказывается;

2-я — само объяснение или доказательство;

3-я — выводы.

Почему на Луне нет жизни?

Людей давно интересовал вопрос о том, есть ли жизнь на других планетах. На Луне нет жизни, и это можно доказать. День там продолжается две недели. Та сторона, которая повернута к Солнцу, нагревается до очень высокой температуры. Ночь наступает мгновенно и длится тоже две недели. Температура лунной поверхности становится очень низкой. И днем и ночью температура не позволяет выжить живому организму на поверхности Луны.

В 4 четверти ребята написали сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?»

По-моему, доброта – это цветок, который расцветает в душе каждого из нас. Когда я думаю о доброте, мне вспоминается моя бабушка. Руки и лицо у нее покрыты морщинами, но украшают ее ласка и тепло…

Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся.

Сочинение по одной картине развивает воображение учащихся, и в этом смысле является более высокой ступенью в обучении сочинениям.

При составлении текста-описания по пейзажной картине главное, к чему стремилась – создать эмоциональное воздействие живописного полотна на детей, научить их «читать» картину, осмысливать ее содержание, выбирать точные слова для описания.

Фрагмент урока.

— Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы? Осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья, вечернюю зарю, которая не погаснет и через 100 лет?

— На картинах, написанных художниками. (Ответ детей)

— Правильно. Картины природы – леса, долины, луга, написанные художником, называются пейзажами от французского слова «пэи», что означает «страна». Всю страну не вместить в картину, но и одна березка, изображенная художником, расскажет о многом. У каждой страны своя природа, свой особенный пейзаж. Художнику переводчик не нужен. Он разговаривает с людьми без слов, мазками, линиями, цветом. Но надо научиться понимать его особый язык.

— Ваша задача – описать картину А.Платонова «Первый снег».

Затем провожу анализ картины:

— Почему художник так назвал свою картину?

— Какого цвета снег, дома, одежда детей?

— Почему художник использует такие разноцветные сочетания?

— Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Затем проводится подготовительная работа:

  1. Постановка знаков препинания.

  2. Орфографическая работа.

Вывешивается план написания сочинения:

  1. Показать самое главное на картине.

  2. Описать действия, явления последовательно.

  3. Назвать время и место действия.

Можно предложить два плана сочинения по картине.

План зрителей

  1. Первый снег.

  1. Описание снега.

  2. Описание детей.

  3. Описание окрестности.

  1. Какие чувства вызвала картина.

Та работа, которая проводилась в классе с 1 по 4 год обучения, помогла учащимся при написании сочинения- описания.

Приведу некоторые из них.

Передо мной картина замечательного художника-пейзажиста А.Платонова «Первый снег».

Падает снег. Крупные, пушистые снежинки обильно ложатся на землю. Все кругом сказочно преображается: земля, избы, деревья. Снег укрывает землю белым покрывалом. Нет еще ни одной протоптанной дорожки, ни одного оставленного следа. Больше всех первому снегу рады дети. Они, наспех одевшись, выбежали на крыльцо. Девочка не успела надеть пальто и стоит в легком платье, накинув только на голову желтый пуховый платок. Мальчик одет в шубку, шапку. Дети с особым восторгом и удивлением смотрят на первый снег.

У меня эта картина вызывает чувство радости. Так и хочется стать с этими ребятами рядом и протянуть руки к пушистым снежинкам.

Передо мной картина известного художника А.Платонова «Первый снег». На ней изображены мальчик в расстегнутом пальтишке и шапке и девочка в розовом платьице. На голове у девочки платок. Дети, торопливо одевшись, выбежали на крыльцо и с любопытством смотрят на падающий первый снег.

А вот совсем другое сочинение.

Эта картина нарисована светлыми красками. Они помогли художнику передать радостное настроение детей во время снегопада. И у меня эта картина вызывает чувство радости.

Восприятие картины у детей разное. Поэтому и сочинения получились разные.

Следующий вид работы — сочинением в жанре интервью.

Работа проводилась по таким этапам.

1. Вспомнить книгу или статью. Решить, у кого и почему вы будете брать интервью.

2. Наметить тему беседы; в соответствии с этим составить вопросы; продумать их последовательность.

3. Примерно ответить на вопросы с точки зрения этого героя. Записать основное содержание беседы.

4. На основе этого интервью написать очерк о той личности, которую вы выбрали.

На уроке внеклассного чтения дети познакомились с рассказом

И.Василенко «Полотенце». Учеников глубоко затронул этот рассказ. Они с большим желанием делились впечатлениями. А я затем предложила детям представить, что они журналисты и у них есть возможность взять интервью у главного героя через 60 лет после окончания войны.

— Сейчас это пожилой человек. Подумайте, какие вопросы вы бы ему задали, а затем примерно ответьте на них с точки зрения этого героя. На основе этого интервью напишите очерк о той личности, которую вы выбрали.

Вот одна из таких работ.

У нас в гостях Нуриев Архат Тимурович – ветеран Великой Отечественной войны.

— Архат Тимурович, вы помните содержание письма, которое написали отцу на фронт?

— Я писал отцу о том, что привез на фронт целый грузовик снарядов. Мне хотелось, чтобы мой отец знал, что его сын тоже помогает бороться с фашистами.

-. Вам было страшно?

— Да, мне было страшно, но я знал, что машину со снарядами ждали солдаты.

— Какую награду Вы получили?

— Меня наградили медалью за Отвагу.

-Чем вы занимались после войны?

— Я продолжил службу.

— Скажите, чем Вы занимаетесь в свободное время?

— Я люблю собирать грибы, люблю животных.

— Что бы Вы пожелали нашим читателям?

— Мира, счастья, удачи во всем.

Очерк.

Передо мной ветеран Великой Отечественной войны. Трудно себе представить в нем мальчика, который смог совершить смелый поступок. Он помог доставить на грузовике снаряды, которые так нужны были солдатам. А ему было тогда только десять лет.

После окончания войны продолжил службу. Архат Тимурович любит природу, животных. Хочет, чтобы все люди жили в мире.

Последний этап в работе над сочинением – его переписывание. Это для детей тоже творчество. Переписывая, они обязательно добавляют что-то новое. Переписывание необходимо только для тех учеников, у которых были допущены стилистические ошибки. Для меня важно, как дети исправят их. Иногда я практикую и такую работу: дети пишут сочинения на уроке. Все сочинения мною проверяются, но оценки за работу не выставляются.

Каждое сочинение я рецензирую, отмечаю, как нужно исправить имеющиеся недостатки, затем сочинения возвращаю ученикам для доработки. После исправления недостатков ставлю оценки.

Такая система написания сочинений дает возможность не только указать каждому ученику на недостатки в его работе, но и отметить пути их преодоления. Как правило, переработанные сочинения становятся лучше по содержанию и стилю, в них меньше грамматических ошибок. Если же только оценить и сделать замечания по качеству его выполнения, но не потребовать исправления недостатков в нем, то вряд ли ученики серьезно продвинутся в приобретении необходимого навыка (в данном случае навыка подробного изложения того или иного события).

Считаю, что такая система работы является оптимальным вариантом работы над сочинением в развитии устной и письменной речи.

Сочинениям обычно предшествует большая и кропотливая подготовительная работа: экскурсии в природу, посещение выставок, прослушивание музыкальных произведений, наблюдение за природой, работа по картине и многое другое.

Использую в своей практике упражнения-наблюдения (понаблюдать за природой во время дождя, понаблюдать за небом, за повадками птиц, за изменениями в природе).

На уроках чтения учу детей выбирать из прочитанных книг, журналов предложения с ярким, поэтичным описанием природы, чувств и переживаний литературных героев.

Эти упражнения помогают детям умело использовать в речи образные слова и обороты, сознательно отбирать самое точное и подходящее слово для выражения своих мыслей.

Великие музыкальные творения учат ребят понимать прекрасное, в каждой фразе слышать звук природы, шум дождя или радость весеннего дня. Прослушивание музыки даёт возможность детям эмоционально, творчески представить картину природы, открыть в ней для себя что-то привлекательное, интересное, заставляющее думать, сравнивать, переживать.

Сочинения по картине: в первую очередь дети должны увидеть, понять, почувствовать замысел художника, смысл картины, её настроение, а иногда и её социальную значимость. Только тогда можно говорить о том, какими способами добился художник воплощения своего замысла.

Очень распространены сочинения о проведённой экскурсии. Но к такому сочинению учащихся надо готовить заранее: объявить тему, нацелить учащихся на то, что запомнить во время экскурсии, на что надо обратить внимание. Так ребята концентрируют своё внимание, являются активными слушателями.

Часто я провожу сочинения по заданному началу или началу и концу. Этот вид работы способствует развитию воображения детей, их фантазии.

В заключение попытаюсь обобщить то главное, что, на мой взгляд, следует применять при подготовке к сочинению:

  1. Не подавлять своим авторитетом личность ученика, не подменять его восприятия, мнения, вкуса своими, в каждом ученике надо воспитывать его самого, как личность, индивидуальность.
  2. Брать для сочинения тему, близкую и понятную ученикам, интересную для них.
  3. Стремиться развивать у ребят воображение, фантазию.
  4. Каждое сочинение нужно тщательно, обдуманно и заблаговременно готовит, и только после того, как ученики научатся писать подготовленные сочинения, можно переходить к неподготовленным творческим работам.
  5. Приучать детей требовательно относиться к слову: к его точности, правдивости, образности.
  6. Обязательно анализировать сочинения в классе при активном участии детей.

Цели. Развитие устной и письменной речи учащихся.

Задачи. Научить работать с книгой, дополнительной литературой, наблюдать за природой, пробудить эмоциональные чувства (чувство радости и печали, чувство восхищения красотой нашей природы).

Оборудование. Этимологический словарь для школьника (автор О.Д. Ушакова); иллюстрации первоцветов, картины весны, фонограмма птичьих голосов, П.Чайковский «Времена года», памятки для проверки сочинения.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение целей урока

Учитель. Сегодня мы будем писать сочинение о весне с элементами описания. Весна прекрасное время года! Издавна в народе называли весну красной, в песнях звали её прийти поскорей с радостью и милостью, с обильным хлебом. О пробуждении природы весной, об её обновлении писали русские поэты. Дома вы готовили произведения, посвященные весне, зачитайте.

Дети читают стихотворения. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года».

А.К. Толстой
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливых ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт.

Ф. Тютчев
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась.

Я. Аким
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня – прямиком
Шлёпает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга,
Бархатом зелёным!

II. Работа по теме урока

У. По каким признакам можно узнать, что наступила весна?

Д. Сильнее пригревает солнце, тает снег, появляются проталинки, происходят изменения на реке, в лесу, в поле, прилетают птицы, появляются весенние цветы, набухают почки на деревьях.

У. Назовите, какое явление природы описано в отрывке:

Льдины прыгают, кружатся,
Друг на друга громоздятся,
Друг за другом вдоль спешат,
И грохочут, и трещат.

Д. Ледоход.

У. Где можно наблюдать ледоход? Почему это явление так называется?

Д. На реке. Лёд начинает свой ход по реке.

У. Составьте предложение с этим словом.

Д. На реках начался ледоход.
С приходом весны на реках начался ледоход.

У. Объясните смысл следующих строк: «Весна, весна! И всё ей радо…»

Д. Весне радуется всё живое: животные, птицы, цветы, деревья. Весна это время встреч. Птицы возвращаются из жарких стран.

У. Отгадайте загадки:

Нос у него белый,
Сам он чёрный,
Очень проворный.
Друг садов и полей,
Поедает червей. (Грач)

Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)

В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

Прилетел к нам, наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи на пролёт
Он поёт. (Соловей)

Д. Грач, скворец, жаворонок, соловей.

У. Как можно назвать этих птиц?

Д. Это перелётные птицы, весной они возвращаются из тёплых стран.

У. Прослушайте голоса птиц. Что вы почувствовали? Составьте предложения с этими словами.

Д. С далёких стран летят перелётные птицы.
Прилетели к своим скворечникам скворцы.
С юга к нам вернулись наши пернатые друзья.
В лесу слышны трели птиц.

У. Как люди встречают птиц весной?

Д. Ребята делают скворечники.

У. Весна – красивое время года. Ей посвящали свои произведения писатели, поэты, художники, композиторы. Да весна и сама художник! Как украсила весна чёрную оттаявшую землю?

Д. Травой и цветами – первоцветами.

У. Назовите эти цветы.

Д. Подснежники, медуница, мать-и-мачеха, горицвет, гусиный лук, ландыш.

Учитель на доску вывешивает картинки с изображением этих цветов.

У. Послушайте стихотворение

Цветут подснежники,
Цветут подснежники,
Такие свежие,
Такие нежные.
Трава сухая,
Сухой валежник…
Но, всё меняя,
Цветёт подснежник!
Он первый вестник
Тепла и света,
Весны ровесник,
Весны примета.

У. Как вы понимаете слова «первый вестник», «весны ровесник», «весны примета»?

Д. Первым появляется, одновременно с приходом весны.

У. Почему у этого цветка такое название.

Дети работают с этимологическим словарём.

Подснежник – вырастает на проталинках сразу, как только сойдут большие снега, т. е. из под снега.

У. Какие прилагательные можно добавить, что бы показать красоту подснежника.

Д. Голубенький, чистый, нежный, хрупкий.

У. Составьте предложение с этим словом.

Д. Расцвели нежные подснежники.

У. Следующий весенний цветок – мать-и-мачеха. Дайте объяснение, почему у этого цветка такое название?

Дети работают с этимологическим словарём.

Мать-и-мачеха – название народное. У листьев этого растения есть заметная особенность: одна их сторона мягкая, бархатистая, тёплая – это мать, а другая – скользкая и прохладная – это мачеха.

У. Опишите цветы этого растения. На что они похожи?

Д. На жёлтые или золотые корзиночки.

У. Медуница, сон-трава, ветреница, хохлатка, горицвет, гусиный лук, ландыш. Все эти первоцветы очень любят свет, и поэтому спешат появиться, пока не развились высокие лесные и луговые травы и не распустились листья на деревьях. Однако люди порой бывают, жестоки, рвут охапками эти цветы. Многие из первоцветов стали редкими в наших лесах и взяты под охранУ.

У. Составьте предложение с этими словами так, чтобы в нём были однородные члены предложения.

Д. В лесу появились первоцветы: подснежники, мать-и-мачеха, медуница.

У. После первоцветов оживает весь лес, пробуждаются от зимнего сна деревья. Подберите словосочетания, характеризующие весеннюю природу, лес.

На доске записываются словосочетания: природа пробуждается, нежный наряд, зелёная дымка.

У. Составьте предложения, используя эти словосочетания.

Д. Весною природа пробуждается от зимнего сна.
Деревья надели нежный наряд.
Зелёная дымка окутала лес.

У. О каком времени года мы с вами говорили?

Д. О весне.

У. Придумайте название нашему сочинению.

Д. Весна. Здравствуй, весна! Природа весной.

III. Составление плана предстоящего сочинения

У. Из каких частей должно состоять сочинение?

Д.

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

IV. План

У. При обсуждении темы у нас получился план.

  • Солнце согревает землю
  • Изменения на реке, в леcу.
  • Прилёт птиц.
  • Первоцветы.
  • Моё отношение к этому времени года.

V. Словарно-орфографическая работа

На доске записаны слова: со…нце, л…д…ход, скв…рец, грач(ь), с…вей, жав…нок, перв…цветы, п…дсне…ник, мать-и-мачеха, в…сна.

Дети объясняют правописание.

VI. Самостоятельная работа учащихся

У. Ребята, вспомните то, о чём мы говорили и, следуя плану, составьте свой полный, связный рассказ о весне.

VII. Проверка сочинений по памятке

VIII. Чтение готовых сочинений

Учащиеся по желанию читают готовые сочинения.

Примерное сочинение

Здравствуй, весна!
Пришла долгожданная весна. Ярче светит солнце. Тает серый снег. Бегут звонкие ручьи. На реках начался ледоход.
С юга вернулись наши пернатые друзья: грачи, скворцы, жаворонки, соловьи. Ребята повесили на деревьях скворечники.
В лесу расцвели нежные подснежники. Показалась из земли с золотыми корзиночками мать-и-мачеха. Все весело встречают весну.
Люблю весну за её красоту, нежную прелесть, за то, что она дарит нам столько радости!

IX. Итог урока

Рефлексия:

Задание «Продолжи предложение»

  1. На уроке я:
    • Узнал…;
    • Понял…;
    • Научился…
  2. Лучше всего на уроке у меня получалось…
  3. Основные трудности были…
  4. У меня произошли изменения:
    • В знаниях по предмету;
    • В моих творческих способностях.

Памятка 1.

  1. Соответствует ли содержание текста теме?
  2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
  3. Нет ли в тексте лишних факторов, предложений, слов?
  4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
  5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?
  6. Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Правильно ли построены предложения?
  7. Интересно и понятно ли все изложение слушателю?

Памятка 2.

  1. Проверь, не пропустил ли ты буквы.
  2. Правильно ли написал безударные гласные?
  3. Проверь слова с парными, непроизносимыми согласными.
  4. Проверь знаки препинания в предложениях с однородными членами.
  5. Не уверен – спроси учителя.

Сочинениеописание 15.11.png

Сочинение-описание – это вид ученической работы, которая помогает оценить умение человека передать смысл увиденного. Мы расскажем, какими особенностями обладает такое задание, и как правильно его выполнить.

Что такое сочинение-описание?

Сочинение-описание – это описание предмета, человека, обстановки или какого-то явления с целью определения признаков, деталей и общей атмосферы окружающей среды. Таким способом автор передает настроение читателю и отражает конкретные идеи с помощью фокусировки на объекте.

Как написать сочинение

Чтобы написать качественное сочинение-описание на высокий балл, нужно соблюдать структуру текста, раскрыть поставленный вопрос или проблему и соответствовать требованиям оформления.
Разберемся, какие существуют правила для составления такого типа работы.

План сочинения-описания

  • Введение – вступление вашей работы, с помощью которого читатель поймет, о чем идет речь в тексте; соотносится по размеру с заключением;
  • Основная часть – идеи, описание и раскрытие главной темы; различается в зависимости от задач и объекта.
  • Заключение – вывод и главная мысль вашего сочинения.

Виды сочинений-описаний

Существует несколько видов сочинения описания. Разберем каждый из них подробнее, чтобы понимать особенности и различия каждого.

Сочинение-описание картины

Такой вид сочинения часто задают написать в школе. Ученику предлагают подробно описать картину, отражая все детали и передавая идею художника. Чтобы успешно выполнить такое задание, необходимо уделить внимание обстановке, которую автор выполнил в своей работе.

Важно!

В сочинении-описании картины необходимо помнить о главных моментах:

  • Настроение картины;
  • Микротемы;
  • Выразительные средства художника.

Без этих пунктов работа будет краткой и неразвернутой. Чтобы избежать этого, учитывайте все детали и особенности. Передайте проблему картины и общее настроение, расскажите, какие цвета и приемы использовал художник. Все это поможет отразить смысл работы и выделить основные моменты.

План описания картины:

  1. Биография художника и краткая справка о нем;
  2. Справка о картине: жанр, год написания, период творчества, история и т.д.
  3. Описание картины:
  • Сюжет работы;
  • Изображение всех планов картины: передний и задний;
  • Описание героев сюжета (если они есть);
  • Детали и особенности картины;
  • Цвета и краски работы.
  1. Композиционные и выразительные средства;
  2. Как средства выражают авторскую позицию/отношение к героям сюжета?;
  3. Ваши впечатления и мнение о картине;

Сочинение-описание портрета человека

В таком сочинении вам нужно составить образ человека: подробно описать его черты внешности человека и характер.

Виды описаний портрета
  • Портрет – изображение какой-либо личности в исполнении художника;
  • Личный – описание себя, своего характера, планов на будущее и т.д.;
  • Другого человека – воссоздание по памяти образа вашего знакомого или известной личности.

План описания портрета человека:

  1. Введение;
  2. Общая характеристика/впечатление: общие внешние признаки, рост, телосложение и т.д.;
  3. Черты лица, детали и особенности, одежда, поза;
  4. Взгляд, мимика, манера поведения, походка;
  5. Заключение.

Сочинение-описание природы

Описание природы часто помогает передать особое настроение за счет обстановки окружающей среды. В таком сочинении нужно правильно замечать детали и указывать на них читателю.

План описания природы
  1. Введение;
  2. Общая характеристика окружающей среды: погода, местность, время дня;
  3. Описание окружающей среды: что находится вокруг, что происходит и т.д.
  4. Описание впечатления: чувства и эмоции в данной обстановке;
  5. Заключение.

Сочинение-описание интерьера

Иногда в сочинении-описании необходимо проанализировать интерьер и определенную обстановку. Разберемся, как соблюдать логику в подобных текстах.

С чего начать

Вступление вашего сочинения зависит от его конечной цели. Если вам необходимо максимально передать настроение, стоит выполнить небольшое описание экстерьера – внешней обстановки. Можно указать, где находится месторасположение описываемого интерьера, и как это влияет на общую обстановку.
Подробный разбор интерьера получится выполнить, если вы будете указывать на важные детали, цветоощущение и другие особенности.

План описания интерьера:

  1. Введение;
  2. Краткое описание экстерьера (если требуется);
  3. Описание интерьера:
  4. Помещение: размеры, освещение, общий план;
  5. Декор помещения: цвета, предметы быта, мебель, украшения и т.д;
  6. Обстановка и настроение интерьера: какие эмоции вызывает, ощущения за счет окружающей обстановки, что на это влияет и т.д.
  7. Заключение.

Советы по написанию

Мы собрали еще несколько советов, которые помогут выполнить сочинение-описание на отлично.

Описания природы у классиков

Часто с описанием природы возникают сложности из-за недостатка способов раскрытия темы. Если у вас недостаточно идей – обратитесь к литературным произведениям русских классиков. Вы легко найдете подходящее вам описание и сможете создать свой текст, используя новые средства выражения.

Пять чувств для описания

Чтобы изложение ваших мыслей не выглядело сухим и скучным, помните о пяти чувствах и используйте их для описания.

  • Зрение;
  • Слух;
  • Обоняние;
  • Осязание;
  • Вкус.

Рассказывайте не только о том, что видите перед собой, но и о чувствах и запахах, чтобы максимально погрузить читателя в окружающую обстановку.

Логика повествования

Соблюдайте логику повествования своих мыслей и не перескакивайте с темы на тему. Чтобы не нарушать структуру в сочинении-описании, используйте переключения между планами:

  1. Деталь;
  2. Крупный план;
  3. Средний план (может быть несколько планов с разными объектами);
  4. Общий план;
  5. Дальний план.

Сокращение лирических отступлений

Большое количество лирических отступлений неприемлемо в таком типе работ, так как главной задачей этого сочинения является описание окружающей среды. Связывайте свои мысли и идеи с объектами, о которых пишете, чтобы не отдаляться от основной тематики.

Не хватает сил и времени на написание работы? Вы можете заказать сочинение на Студворк! Наши эксперты быстро выполнят работу по всем ваши требованиям. Вам нужно только оставить заявку и дождаться откликов.

Пример сочинения-описания

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Что такое сочинение на свободную тему
  • Что такое справедливость сочинение кратко
  • Что такое сочинение на лингвистическую тему 9 класс
  • Что такое справедливость сочинение егэ
  • Что такое сочинение монофон

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии