Что такое очерк, как его написать и с кого брать пример
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мы уже с вами разобрали, как написать сочинение и что такое эссе, но литературные форматы только этим не ограничиваются.
Сегодня я хочу поговорить про очень популярный литературно-публицистический жанр — очерк. Что это такое, каким образом можно написать хороший очерк, какие примеры можно найти в литературе, чтобы понять, как это должно быть в идеале.
Очерк — что это и история формирования жанра
Очерк – это малый эпический жанр литературного творчества, на который повлияли два стиля: художественный и публицистический. По своим задачам он тяготеет к журналистике, по форме исполнения напоминает полноценное художественное произведение (по типу новеллы).
Чтобы разобраться в нюансах, понять, что такое очерк и узнать, как писать очерк самостоятельно, нужно обратиться к истории.
Потребность в возникновении новой формы общения с читающей публикой возникает тогда, когда ни одна старая форма не решает задач, стоящих перед обществом. Писатели прошлого формировали общественное мнение, к их словам прислушивались, их называли «властителями дум».
Первые опыты литературного творчества возникали в лоне церкви и были анонимными. Летописи, жития святых, притчи и поучения касались внутренней жизни человека и получили название духовной литературы. На границе XVI-XVII веков появились первые авторские произведения, литература стала светской.
В XVIII столетии чтение стало модным увлечением образованного дворянства. Однако просвещённая часть общества в лице писателей не могла не заметить: дворянская элита находится в состоянии нравственного упадка, появляются многочисленные проблемы: социальное неравенство, распущенность, культ власти и денег, эгоцентризм, подражательство. Пришла пора заявить о наболевшем во весь голос.
Роль рупора, направленного прямо в душу светского читателя, взял на себя очерк. Зародившись в Великобритании, этот жанр быстро «переселился» в газеты и журналы Франции, а затем и других европейских стран.
На волне просветительской деятельности в России заработала типография Н. И. Новикова, выпускавшая альманахи, каждый из которых открывала очерковая зарисовка, посвящённая порокам общества и клеймящая типичных его носителей.
В жанре очерка работал сам Н. И. Новиков, а также Д.И. Фонвизин и А. П. Радищев. Из-за остроты заявленных тем писателями мгновенно заинтересовалось правительство.
Виды очерков — портретный, путевой, проблемный
За более чем 300 лет своего существования очерк не утратил своё значение. Появились новые его разновидности. Он глубоко пустил корни в современную жизнь и россыпью новых форм «расцвёл» в интернет-культуре.
Канонически очерк делится на 3 вида:
- — портретный;
- — путевой;
- — проблемный.
Существуют также очерк-расследование, репортажный, исторический, философский, краеведческий, мемуарный, судебный очерк и другие.
Портретный очерк рассказывает о судьбе человека в контексте его эпохи и окружения, путевой описывает дорожные впечатления, проблемный – затрагивает острые социальные вопросы, выбранные автором для обсуждения и разрешения.
Признаки жанра
Перечислим «подсказки», которые помогут понять, что перед нами очерк, а не эссе, новелла (что это?), квартальный отчёт или рассказ:
- — установка на достоверность (даже если в очерке использованы элементы фантастики, они опираются на реальные, документально подтверждённые данные);
- — наличие рассказчика или персонажа-наблюдателя, который излагает и анализирует происходящие с ним события;
- — чёткая структура;
- — единый сюжет;
- — объективность изложения материала;
- — яркий, образный язык, богатая лексика, обращающие на себя внимание риторические фигуры.
Структура очерка
Особенность данного жанра в том, что его структура не меняется. В ней обязательно присутствуют:
- — введение, в котором озвучена постановка проблемы;
- — основная часть, описывающая конкретные факты;
- — заключение, предлагающее возможные варианты выхода из проблемной ситуации.
Завершить изложение мысли можно как прямыми, так и косвенными обращениями к читателю, содержащими призыв совершать либо не совершать те или иные действия.
Как писать очерк
Чтобы написать добротный очерк, необходимо сделать несколько важных шагов.
- Шаг 1. Почитать очерки, вышедшие из-под пера известных писателей.
- Шаг 2. Собрать факты: посетить место, о котором будет идти повествование, собрать информацию в библиотеках, архивах, частных коллекциях, пообщаться с очевидцами описываемых событий.
- Шаг 3. Выверить информацию, сопоставив разные источники. Так как очерк – это произведение с установкой на достоверность, нельзя давать субъективную оценку, не познакомив читателя с объективными данными. Выводы о проблеме он должен сделать сам.
- Шаг 4. Создать героя, «оживляющего» своим присутствием сюжет или ведущего нить повествования. В большинстве очерков таким героем становится сам рассказчик.
- Шаг 5. Подумать над основной идеей произведения, сформулировать обращение к читателю.
- Шаг 6. Если очерк посвящён борьбе с каким-либо проявлением зла, например, зависимости от гаджетов (что это?), нужно описать эту зависимость на языке образов. Скажем, представить её в виде спрута, душащего своими щупальцами бледно-зелёных от непрерывного сидения над экранами подростков.
После того как работа над текстом будет завершена, прочитайте очерк так, как будто его написал ваш приятель. Чтение вас захватило? Получилась ли основная часть «цепляющей»? Захотелось ли вам лично поучаствовать в решении задачи?
Если да, всё в порядке. Если нет, безжалостно сокращайте текст, давайте больше живых историй, цитируйте персонажей дословно. Вялость и сухость описательного момента непростительны – будьте ближе к жизни!
Кого почитать и где вдохновиться
Если вы ищете способ создать отличный очерк, примеры лучше всего искать у А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.И. Куприна, В.Г. Короленко, М. Горького, Е.И. Замятина. В данном жанре работали не только прозаики, но и поэты.
У М. И. Цветаевой есть замечательный путевой очерк «Вольный проезд до станции Усмань» о поездке за продуктами в Тамбовскую губернию в страшные для России предреволюционные годы.
Мемуарная очеркистика И.А. Бродского до сих пор цитируется как эталон жанра. Поэт стал лауреатом «Нобелевской премии», на церемонии награждения он блестяще произнёс слово о поэзии, написанное в жанре очерка. Желаем и вам, как максимум, того же!
Сочинение-очерк
Сочинение-очерк
(или сочинение-рассказ)
имеет одну отличительную черту —
публицистичность изложения, то есть
обращение к читателю с размышлением о
своих переживаниях, чувствах, вызванных
прочитанным произведением. Сочинение-очерк
— один из трудных жанров, к которому
обращаются чаще всего одаренные,
творчески думающие учащиеся.
Очерк
предполагает глубокое знание фактического
материала, требует искусства раскрытия
темы в динамике (будь то рассказ о герое
или событии, явлении). Очерк должен
подвести читателя к выводу об общественной
значимости того, о чем рассказывается
в нем.
Сочинение-дневник
Сочинение-дневник
— жанр известный, но непростительно
забытый. Это один из тех жанров, который
помогает учителю увидеть внутренний
мир ученика. Перед тем как обратиться
к этому сочинению, нужно рекомендовать
ребятам прочитать дневники великих
людей.
В основе дневника,
как литературной формы изложения мыслей,
должны быть положены личные наблюдения
от увиденного, размышления от прочитанного,
суждения о творчестве писателя.
Повествование должно идти от первого
лица. Большое место в сочинении-дневнике
отводится творческой фантазии и
воображению. В композиции дневника
преобладают отрывочные записи,
датированные определенным числом,
месяцем, годом, вставные эпизоды, встречи
с людьми (героями книг), размышления о
событиях, фактах. От автора сочинения
требуется соблюдение композиционных
особенностей дневника, а также искренность
при изложении материала. В программе
литературного образования есть такие
произведения, композиция которых
располагает к написанию творческих
работ в жанре путевые
заметки
(А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга
в Москву»; Н. В. Гоголь. «Мертвые души»;
Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить
хорошо»).
Жизнь некоторых
писателей и поэтов полна впечатлениями
от пребывания в различных уголках России
(А, С. Пушкин, А. М. Горький, В. В. Маяковский,
т. А. Т. Твардовский, В. Набоков), это тоже
дает возможность обратиться к жанру
путевые заметки. Итак, путевые заметки
включают в себя элементы описания
местности, рассуждения автора об
«увиденном на станциях» маршрута
следования, лирические отступления
пишущего сочинение как обращения к
читателю, портретные зарисовки,
впечатления, отношения о встрече с
героями и даже диалоги с теми, кого
«встретили по пути». Вот примерные темы
сочинений. — путевые заметки: «Я взглянул
окрест себя…» (по «Путешествию из
Петербурга в Москву» А. Радищева); «Вслед
за Чичиковым к мертвым душам» (по поэме
Н. В. Гоголя «Мертвые души»), «Всем нужен
Пушкин, нужен, как Россия».
Сочинение-письмо
Сочинение-письмо
— это обращение к одному или группе
лиц. Оно может включать рекомендацию о
прочитанном (письмо к другу), выражать
просьбу или советы в разрешении каких-то
проблем (воспитание экологической
совести), может быть глубоким раздумьем
о судьбе какого-то героя через восприятие
тех, кто его знает (письмо Аркадия отцу
о встрече с Базаровым и об отношении к
нему, о восприятии нигилизма в целом).
«Письмо В. Маяковскому о сущности любви»
— автор высказывает свое отношение к
прочитанным стихам и проблеме любви
вообще. Или, например, «Письмо Родиону
Раскольникову из Н XXI века» — об отношении
пишущего к теории «разрешения крови по
совести»).
Жанр письма
дает возможность понять нравственно-эстетические
взгляды ученика, увидеть его художественный
вкус. Обязательным условием сочинения-
письма является запись адреса, обращение
к адресату, подпись пишущего со словами
прощания.
Сочинение-интервью
(диалог)
воспитывает искусство общения, творчески
обогащает личность ученика, учит его
сдержанности в отборе языковых средств
и умению аналитически мыслить. Автор
сочинения должен четко знать, о чем он
будет писать (какие вопросы
будет задавать и что на них отвечать),
уметь пользоваться диалогической речью,
глубоко знать ту проблему, которую он
высвечивает в сочинении-интервью. То
есть, иными словами, этот жанр развивает
искусство монологической речи,
предполагает свободное владение учеником
темой разговора, глубокое погружение
в творческую лабораторию писателя —
автор сочинения отвечает за .всех, дающих
интервью,
Сочинение-исповедь
(монолог)
— один из самых редких жанров. Он
опирается на глубокое знание текста,
на неоднократное погружение в него.
Пишущий сочинение на литературную тему
в этом жанре ведет повествование от
первого лица вслед за автором (идентичность
с героем), поэтому сочинение логически
выстраивает всю жизнь героя в художественной
манере, близкой авторской. Рассказывая
о своей жизни, герой размышляет о многом,
и в этих размышлениях должны занять
место все проблемы произведения. Если
ученик пишет сочинение на свободную
тему, то исповедь — это крик его души,
откровенный, искренний, глубокий.
Сочинения дают серьезную
пишу для раздумий не только о школьном
литературном образовании, но и об
эффективности воздействия его на сердца
воспитанников.
Чтобы
научить ребят не констатировать сказанное
учителями, то есть «петь с чужого голоса»,
а говорить своим, но художественным
языком, педагогам надо серьезно
продумывать для них творческие задания.
И вот в этом отношении немалую роль в
пробуждении желания высказаться имеют
нетрадиционные формулировки тем.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Пример очерка. Как написать очерк? Что такое очерк в литературе
В литературе существует более пятидесяти разных жанров, эссе — один из самых интересных. Это эссе вобрало немного из художественной литературы, немного из журналистики. Ученики и студенты по незнанию пишут обычные статьи описательного характера, но это неправильно. Эссе — это нечто большее, в нем проскальзывает мысль автора, есть правдивая информация, факты, мысли по решению проблемы. Чтобы написать такую статью, в некоторых случаях необходимо провести журналистское расследование. Для этого нужен пример сочинения, чтобы было понятно, как писать сочинение и какие мысли выражать на бумаге. Подобные произведения встречаются у многих выдающихся писателей.
Содержание
- 1 Что такое очерк
- 2 Основные компоненты очерка
- 3 История появления очерка
- 4 Портретное произведение
- 5 Путевой очерк
- 6 Проблемное произведение
- 7 Очерк о человеке
- 8 Очерк-расследование
- 9 Судебное сочинение
- 10 Место очерка в литературе
Что такое очерк
Первое знакомство с таким литературным жанром происходит на уроках русского языка, но все его виды и подвиды более подробно изучаются журналистами и филологами. Чтобы правильно написать эссе, нужно понимать его суть. Эссе — это небольшое литературное произведение, в котором описываются происшествия, события или конкретного человека. Временные рамки здесь не соблюдаются, можно написать о том, что произошло тысячи лет назад и что только что произошло.
Перед написанием эссе необходимо собрать все факты, так как они являются основой эссе. Несчастные случаи и действия, о которых рассказывает очевидец, должны быть важны для общества и вызывать серьезные социологические проблемы. Статья написана в описательном стиле, в ней исключены субъективные оценки и авторские домыслы.
Основные компоненты очерка
Эссе такого рода должно содержать три основных компонента: публицистический, социологический и образный аспекты. Автор обязательно должен поднимать общественно важные вопросы. Это может быть эссе на тему преступности несовершеннолетних, алкоголизма и наркомании конкретной нации, загрязнения окружающей среды, СПИДа, рака, туберкулеза и других болезней, опасных для общества. Писатель должен брать за основу факты, опираться на статистику. Например, это могут быть данные о количестве заболевших в определенном регионе, стране или мире, о количестве выбрасываемых в атмосферу опасных веществ и т.д. При этом работа не должна быть захламлена одни только цифры, иначе он будет сухим, слишком официальным и не повлияет на чувства читателей.
Публицистика в эссе также очень важна, так как автор выступает в роли журналиста, ведет личное расследование. Пример эссе можно найти во многих развлекательных журналах и газетах. Чтобы получить достоверные данные, иногда приходится тратить много времени на сбор информации. Для этого нужно посетить библиотеку, поискать факты на официальных сайтах предприятий или госорганов, пообщаться с конкретными людьми, посетить описанные места, ведь как красиво Байкал не нарисовать, увидев это только на фото. Другими словами, эссеист должен быть разносторонним, любознательным человеком, большим знатоком жизни.
Чтобы заинтересовать читателя, нужно написать сочинение в красивом литературном стиле. Жанр — важная составляющая произведения. Эссе должно быть написано в художественном стиле, здесь логичным будет красочное описание проблемы, рассказ о жизни конкретного человека. Введение яркого и запоминающегося персонажа в рассказ позволит читателю погрузиться в определенную среду, понять суть проблемы. Текст имеет определенную структуру: обозначение проблемы, ее анализ, поиск решений. Эссе этого типа представляет собой сборник статистики с повседневными историями.
История появления очерка
Яркий образец произведения можно увидеть в произведениях некоторых писателей 18 века. Дело в том, что такие значимые, яркие и увлекательные очерки возникают в период кризиса общественных отношений, изменения привычного образа жизни. Британия пришла к этому жанру в начале 18 века, потому что именно в это время наблюдался моральный упадок элиты общества. В журналах в основном печатались социально-критические зарисовки на темы бытовых сцен или персонажей представителей определенных слоев населения.
В России подобное явление наблюдалось во второй половине того же века. В сатирических журналах интеллигенция высмеивала чиновников и помещиков старого строя в форме очерков. В первой половине XIX века кризис достиг небывалых масштабов, поэтому мудрецы стали основным жанром писателей, которые хотят донести до общества идеи упадка нравственности, угнетения бедных, глупости и деградации людей мощный и богатый. Салтыков-Щедрин, Белинский, Некрасов писали в этом стиле, Горький, Короленко и другие демократические писатели продолжали в том же духе.
Пример реферата встречается и в советской литературе. Этот жанр подпитывается изменениями в жизни общества, изменениями в сферах экономической, социальной, повседневной и правовой жизни. Советские писатели разработали композиционные и содержательные формы, усовершенствовали основные функции эссе — исследование проблемы, раскрытие сложности жизни. К этому роду прибегали В. Тендряков, В. Песков, Э. Радов, Ф. Абрамов, Э. Дорош и другие.
Портретное произведение
Жанр портретного эссе требует от эссеиста хорошей наблюдательности и эрудиции. При отсутствии этих качеств у автора получится не яркое и яркое описание внешности человека, а своеобразный набросок. Хорошие сочинения обычно получают любители классической литературы, потому что эти люди уже умеют примерно составлять текст. Классики уже оставили полноценные образцы портретных этюдов на память потомкам. Также нужно приучать себя быть внимательным, внимательно следить за поведением своих родственников, друзей, знакомых, обычных прохожих, соседей. Следует ориентироваться на речь, стиль речи, походку, жесты, мимику, черты тела, черты лица.
В творческих вузах, в основном на режиссерских факультетах, студентов приглашают поиграть в игру: описать незнакомца, попытаться угадать его профессию, куда он идет, кто его партнер или товарищ и так далее пишется набросок портрета в том же формате. Обязательно носить с собой ручку и блокнот, чтобы записывать все интересные моменты и детали, которые вы видите, это поможет вам попрактиковаться и научиться отделять важное от бессмысленного. Опытные эссеисты с первого взгляда определяют конкретные качества, присущие описываемому человеку.
Только описание внешности, жестов, походки героя не должно содержать эскиз портрета. Пример можно найти в классической литературе. Внешний вид очень часто может многое рассказать, познать внутренний мир человека, его привычки, его предпочтения. Например, по внешнему виду и состоянию одежды можно узнать, чист ли герой, интересуется ли он модой, любит ли быть в центре внимания или предпочитает сливаться с толпой. При изучении человека следует опираться не только на визуальное впечатление, но и на осязание, слух и обоняние. Как себя чувствуют руки героя, как его голос, может, он чует что-то особенное.
Примерный портретный набросок может содержать из жизни описываемого персонажа. Например, в жизни героя произошло что-то необычное, случилось спасти людей из горящего дома, решить глобальные проблемы, влияющие на экономику региона, провести серьезную операцию и т.д. В этом поступке проявляется характер человека. Это должен быть необычный словесный портрет, состоящий из красивых слов, происшествие показывает, какой герой в жизни, если на него можно положиться.
Путевой очерк
Такое эссе часто используют в журналистике, к нему прибегают как начинающие, так и профессиональные журналисты. У него есть некоторые особенности, которые необходимо учитывать при написании произведения. Прежде всего, следует определиться с целью, для чего именно написано эссе-эссе, какую цель преследует автор. Возможно, эссеист хочет поделиться своими впечатлениями от увиденного, рассказать о политической, экономической, экологической или социальной ситуации в конкретном регионе или стране.
Перед написанием работы желательно ознакомиться с творчеством других более опытных авторов. Пример эссе можно найти в произведениях таких великих писателей, как Пушкин, Новиков, Радищев и др. нельзя написать сочинение такого типа, не испытав описанных эмоций, не увидев места своими глазами. Здесь нельзя полагаться только на фантазию, ведь эссе — правдивое произведение, основанное на достоверной информации. Путешествуя по определенным местам, обязательно делайте заметки в блокноте о впечатляющих деталях пейзажей, интересных происшествиях, о том, что вам понравилось, а что пошло не так, как планировалось. При этом описать конкретного человека невозможно, эссе должно быть более масштабным.
некоторые моменты своей жизни человек забывать — это нормально, поэтому во время поездки полезно не только делать заметки, но и вести аудиодневник и делать фотографии. Перед тем, как написать эссе, вам нужно собрать все картинки и заметки, освежить воспоминания, набросать эссе и только потом начинать его писать.
Проблемное произведение
Литературный очерк содержит аналитическое начало и художественное описание. В проблемном произведении автор может коснуться любой экономической, политической, социальной, экологической ситуации, в которой он хорошо разбирается. Основная цель эссеиста — докопаться до истины, понять, почему возникла такая проблема, к чему она может привести, каковы пути ее решения. Состав требует тщательного анализа, поверхностное описание здесь не подойдет. Перед написанием эссе следует не только изучить проблему во всех ее деталях, но и прочитать работы других авторов, ознакомиться с их взглядами на данную проблему и изучить стиль письма.
Качественно писать такие тексты может только человек, заинтересованный в решении и анализе существующей проблемы. Тема должна быть близка самому автору, только тогда он правдиво и живо опишет ситуацию. В путевом сочинении очень четко прорисована личность эссеиста, текст написан только от первого лица. Автор должен четко очертить суть проблемы, донести до читателей свой взгляд на ситуацию, также произведение можно дополнить мнениями разных героев, очень хорошо, если они будут противоположными.
Эссе основано только на достоверной информации, но не должно быть перегружено графиками, числами и статистикой, чтобы не превратиться в сухую и неинтересную статью. Эссе написано в художественном стиле, при наличии данных должно сопровождаться пояснениями и комментариями. Этот тип текста похож на сказку и сказку, он позволяет использовать художественные поворотные моменты, пространственные размышления, сравнение с другими событиями.
Очерк о человеке
Горький также сказал, что в центре работы должен быть человек. Писатель также заявил, что эссе занимает промежуточное положение между рассказом и исследованием. Этот жанр нельзя назвать легким, так как он состоит из рациональных фактов и яркого эмоционального описания событий. В эссе журналистика, документальное кино и творчество должны дополнять друг друга, поэтому получится интересное, правдивое и живое эссе о человеке. Примеры таких работ можно увидеть у классиков, именно с них нужно учиться и стараться достичь уровня своего творчества.
Герой должен быть в центре произведения, его нужно описывать с двух сторон. Сначала следует узнать об общественных отношениях персонажа с обществом, затем изучить его внутренний мир, узнать, как он ведет себя дома, относится к близким людям, знакомым. Перед написанием эссе вам необходимо собрать как можно больше информации о человеке. Пример постепенного составления произведения: собеседование, выбор ключевых моментов, перечисление положительных и отрицательных черт характера, упоминание неординарных ситуаций из жизни персонажа.
В эссе обычно необходимо составить краткую биографию человека, но это не должно быть похоже на личные данные. Важно акцентировать внимание на характере героя, при этом нельзя просто сказать, что он трудолюбив, настойчив, умен и так далее, нужно представить доказательства, привести в пример трудные моменты его жизни, рассказать, как он себя вел, что привело его. Описывая определенный поступок, следует анализировать психологические особенности человека, типичные и индивидуальные черты характера. Вы также можете рассказать о мыслях героя в той или иной ситуации.
Абсолютно изолированных людей не бывает, каждый человек в той или иной степени взаимодействует с обществом, находится под влиянием экономических, политических, моральных процессов. Поэтому в эссе нужно уметь связать личность героя с социальными явлениями, показать отношение персонажа к ним. Профессиональные эссеисты часто могут реконструировать важное историческое событие через факт из биографии конкретного человека.
Если центральная фигура — известный общественный деятель с многочисленными достоинствами, то стоит выделить их. Эссе-эссе также должно содержать тему о творчестве, духовных исследованиях. Хорошая работа не только подробно рассказывает читателю о чужой жизни, успехах и падениях, но и заставляет задуматься о том, как понять свои ошибки, научиться мечтать, ставить цели и достигать их.
Очерк-расследование
Довольно часто журналисты проводят исследования, чтобы сообщить читателю неизвестную или малоизвестную информацию. Это может быть необычная сфера человеческой деятельности или изучение определенных явлений. Здесь также разрешено историческое эссе, автор может собрать важные данные о конкретном регионе или стране, заняться изучением построек, построенных несколько веков назад, или раскрыть организацию, которая много лет хранила важную информацию в секрете.
Для начала репортер должен приступить к сбору фактов, при необходимости выехать на место расследования. Затем необходимо определиться с задачей и задачами исследования, на основе полученной информации можно переходить к выдвижению различных версий и гипотез. В Америке исследовательское эссе — это материал, собираемый и анализируемый репортером по серьезной теме, которую некоторые люди предпочли бы сохранить в секрете. Такую статью может написать далеко не каждый, так как даже на этапе сбора информации требуется определенная квалификация, автор должен разбираться в теме исследования. При этом эссеист должен не только грамотно работать с данными, но и описывать ситуации в красивой и живой форме, создавать образ центрального персонажа.
Судебное сочинение
К сожалению, сочинения написаны не только о хороших событиях, но и о добрых и приятных людях. Бывают разные истории, есть и такие с плохим концом. Судебные работы пишутся в основном журналистами, чтобы дать моральную и этическую оценку преступлению, заставить читателей задуматься о том, куда идет этот мир, чтобы найти способы предотвратить повторение подобных ситуаций. Автор эссе должен детально проанализировать состав преступления, состоящего из группы лиц или лица. Журналист не дает правовой оценки ситуации, ему нужно далеко пойти, рассказать, что повлияло на поступок правонарушителя, какие факторы толкнули его на ужасный шаг, заставивший нарушить закон.
Например, молодой человек обвиняется в краже. Эссеист должен понимать мотив преступления. Это мальчик из неблагополучной семьи, с детства родители учили его воровать, жульничать, добывать еду. Вот он и привык к такой жизни, мужчина не хочет работать, создавать семью, любит шутить и жить за чужой счет. Конечно, в этом виноват не только молодой человек, но и его родители, общество, которые не остановились в нужный момент, не направили его на правильный путь.
Репортер в своем эссе должен описать на картинах детство беспризорника, как он просил милостыню на улице, искал хоть какую-то еду с бродячими собаками на свалках. Также стоит упомянуть родителей-алкоголиков, которые не заботятся о ребенке, общество, которое закрывает глаза на таких детей. Основная задача автора — показать условия и обстоятельства, которые привели человека к совершению преступления, проанализировать причину.
В качестве фактов можно привести показания очевидцев, подробности и состав преступления. Репортер должен не только знакомить читателя с негативной оценкой действий преступника, но и заставлять его задуматься о собственном поведении. Может быть, есть очень близкие люди, которым нужна помощь, если они не помогут сегодня, то завтра станут потенциальными ворами и убийцами.
Место очерка в литературе
Каждый жанр оказывает определенное влияние на умы человечества. Что такое очерк в литературе, какое место он занимает в культурном развитии людей, насколько он важен для общества? Основная цель этого жанра — рассказать читателю правду о текущих событиях, нововведениях и жизни конкретного человека. Благодаря живому и понятному языку информацию легче усваивать. Красочное описание переносит читателя в те места или рисует изображение человека, о котором говорит автор. Хотя эссе читается как художественный текст, оно содержит достоверные даты и факты.
Большинство людей узнает о происходящих в мире событиях именно из газетных статей, написанных в форме эссе. Нет таких сфер человеческой деятельности, в которых не применялся бы этот один из важнейших и полезных литературных жанров. Благодаря эссе люди узнают много достоверной информации из разных уголков мира. В литературе существует огромное количество разновидностей этого жанра, самые распространенные — портрет, путешествие и проблема.
Как написать очерк
«Хороший очерк заставляет читателей вспомнить,
кто они сами по своей сути, чего хотят, о чем мечтают»
К. Паустовский
Очерк — один из самых интересных жанров. Он существует на стыке журналистики и литературы. К сожалению, большинство школьников и студентов пишут очерки так, как писали бы сочинения или статьи для школьной газеты.
О́черк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Это полухудожественный полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.
Очерк — одновременно и документально-научное осмысление действительности, и эстетическое освоение мира. Не случайно же очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с живописью, подчеркивая: если рассказ — живописная картина, то очерк – графический рисунок или эскиз к картине. Он как бы на грани между документом и обобщенным художественным образом.
Очерк знакомит читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждает общественное мнение и формирует понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними.
Основной признак очерка — писание с натуры.
Существует три главных типа очерка – портретный, проблемный и путевой.
В центре портретного очерка – личность человека, его жизнь, его устремления, радости и огорчения. Помимо интереса к герою (если это известная личность), портретные очерки нужны читателям для того, чтобы сравнить свою систему нравственных ценностей со взглядами другого человека. Портретный очерк – это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя».
В проблемном очерке в центре внимания стоит какая-то проблема она в очерке может выступать как конфликт, который пытаются разрешить его герои. В проблемном очерке уместны параллели и отступления от темы, анализ проблемы производится больше при помощи художественных средств, чем статистической информации.
Путевой очерк – это описание каких-то событий, происшествий, встреч с людьми , которые происходят во время путешествия автора. Это жанр, позволяющий автору в наибольшей мере проявлять фантазию и литературное мастерство. Главная проблема – это всегда отбор информации, ибо впечатлений в результате поездок обычно бывает много, и задача – отобрать самое интересное и важное. У путевого очерка может быть несколько целей – к примеру, показать, как живут люди в других городах и странах.
Обратите внимание:
Если в очерке присутствуют элементы диалога, то речь героев должна нести отпечаток их социальной среды. (Так, например, беспризорник говорит слово «тётя» и не говорит «женщина»). Автор имеет право корректировать речь, если герои общаются инвективами.
Полезные советы:
Блестящий публицист Михаил Кольцов в свое время советовал начинающим авторам уделять внимание двум вещам: композиции и языку.
В очерке должны быть затронуты социально важные темы. Автор должен опираться на факты, строить логичные выводы, ясно обозначать свою авторскую позицию.
Прежде чем писать очерк надо набросать его структуру: обозначить социальную проблему, проанализировать, как она решается, связать авторские рассуждения с характерами наиболее ярких персонажей. Начинать очерк можно с художественной зарисовки, с описания места действия, с социологии и статистики. Очерк тем и интересен, что почти не ограничивает фантазию автора и его любопытство.
Нужно избегать сухих казенных фраз и речевых штампов. И читать Антона Чехова и Владимира Гиляровского. Гиляровский — один из блистательных очеркистов и журналистов XIX века.
При подготовке очерка огромную роль играют художественно-изобразительные средства. Сила очеркиста заключается в широком и умелом использовании пейзажа, портрета, диалога, описания, речевых характеристик и др.
Но вам не помогут даже самые красочные и изысканные художественные образы, метафоры и сравнения, если ваш замысел и структура текста выстроены нечетко.
«Красочность» состоит вовсе не в прибавке жира в «блюдо», а в конструировании очерка, в умении как-то бесконечно по-новому располагать материал, чтобы отдельные его куски и частицы электризовали друг друга, чтобы они складывались в общую конструкцию и конструкция эта не только устремлялась бы вперед, но и сама по себе держалась бы на «месте» (М. Кольцов).
С помощью чего достигается очерковость текста?
Во-первых, документализм. Надо стремится детально представить произошедшее, не упустив ни одной значимой подробности. Но факт сам по себе не важен. Главное, насколько он характерен для публицистической идеи, проблемы очерка.
Во-вторых, предметом очерка становится случай типичный, классический в условиях настоящего времени. То есть случай, ярко характеризующий и иллюстрирующий этап социального развития.
В-третьих, данный типичный случай является проявлением явного или скрытого конфликта (противоречия). Драматизм — присущая черта очерка.
В-четвертых, огромное значение в очерке имеет образ. Эмоциональный, драматический и органически насыщенный, он представляет собой «обобщение жизни и оценку жизненных явлений».
Особое внимание следует уделять языку.
План работы над очерком (пример):
1. Проблема
Портретный очерк — это не просто описание человека, это материал, написанный в связи с осознанием какой-либо социально значимой проблемы.
Сформулируйте и опишите в общих чертах проблему, которую вы будете разрабатывать в очерке.
2. Собирательный образ
Если вы просто опишете своего соседа по парте, портретного очерка не получится. Это можно будет назвать описанием или зарисовкой. Ваша задача — увидеть связь образа конкретного человека с собирательным образом современного представителя молодого поколения. На частном показать общее, а на общем — частное.
Выпишите как можно больше характеристик собирательного образа представителя молодого поколения.
3. Противоречие
Суть очеркового образа есть противоречие. Очерка не выйдет, если вам не удастся увидеть и показать весь драматизм столкновения и сосуществования противоположных качеств.
Двумя-тремя предложениями «нарисуйте» положительный и отрицательный портрет героя нашего времени.
4. Акценты
Как правило, «газетные портреты» схематичны: 3-4 детали плюс «ведущая» деталь, характеризующая персонаж. Не случайно считается, что слово «очерк» произошло от слова «очерчивать», то есть буквально намечать штрихами, чертами.
Выпишите 3-4 детали, наиболее важные, на ваш взгляд, для характеристики героя. Постарайтесь найти доминирующую, «ведущую» деталь.
5. Описание персонажа
Опишите лицо, одежду, движения, мимику своего героя, его манеру держаться, общаться.
6. Черты характера
Выпишите как можно больше черт характера вашего героя: каков он дома, в учебной аудитории, на работе, в неформальной обстановке.
7. Ситуация
Та или иная ситуация как нельзя лучше характеризует человека. Вспомните случай, когда ваш герой повел себя неожиданным для вас образом.
8. Связки: герой — образ — проблема
Напишите предложение или несколько предложений, которые будут связывать образ вашего героя с собирательным образом и обозначенной проблемой.
9. Оценки
Сформулируйте свое отношение к персонажу. Ваша задача — ненавязчиво и будто даже незаметно для читателя передать свою оценку несколькими словами, включенными в текст очерка. Какие это могут быть слова?
Надо уметь придать очерку такой
дидактический характер, который
будит мысль и заставляет читателя
вместе с вами созерцать материал,
внутренне сталкивать его.
Михаил Кольцов
Критерии оценки очерка
1.Есть ли привлекательный уникальный заголовок, отражающий главную мысль очерка? (ЗАГОЛОВОК)
2.Есть ли в очерке уникальная идея — главный абзац, содержащий основную мысль (кульминационную фразу) произведения? (ИДЕЯ)
3.Полно ли представлен образ героя/объект исследования? (ИЗУЧЕННОСТЬ)
4.Показана ли сфера главных интересов героя, где он реализует смысл своей жизни/роль и значимость объекта в социокультурной ситуации современности? (КОМПЕТЕНЦИЯ)
5.Есть ли сенсационная, уникальная информация о герое и его деятельности? Не походит ли очерк на сухое резюме? (НЕСТАНДАРТНОСТЬ)
6.Есть ли ясная композиция, логическая последовательность абзацев? (ЛОГИКА)
7. Этична ли позиция автора? (ЭТИЧНОСТЬ)
8. Владение русским языком
Критерий |
Требования к конкурсанту |
Максимальное количество баллов |
Знание и понимание теоретического материала |
— определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; |
|
Анализ и оценка информации |
— грамотно применяет категории анализа; |
|
Построение суждений |
— ясность и четкость изложения; |
|
Владение русским языком |
Орфографическая и пунктуационная грамотность |
Ссылка; http://festival.mggu-sh.ru/nominations/item/8/
ОЧЕРК
Хороший очерк
заставляет читателей вспомнить,
кто они сами по своей сути, чего хотят, о чем мечтают.
К. Паустовский
О́черк —разновидность
малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы,
новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и
большей развитостью описательного изображения.
О́черк – небольшой рассказ, основанный на документах.
Очерк — это полухудожественный, полудокументальный
жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.
Очерк – это небольшого размера литературное
произведение, описывающее правдивые происшествия, события, конкретного
человека.
Надо уметь
придать очерку такой
дидактический характер, который
будит мысль и заставляет читателя
вместе с вами созерцать материал,
внутренне сталкивать его.
Михаил
Кольцов
Основной
признак очерка — писание с натуры.
Тема очерка – рассказ о
своей стране, или её людях, или о природе, или об искусстве, или о музыке …
Задачи очерка
— раскрыть человеческий характер для создания документального
образа
— рассказать о явлениях социальной действительности
— дать свою, авторскую, трактовку конкретной личности
Функция очерка – передача информации от лица корреспондента, воздействие на читателя.
Формула очерка —
факты + образы
ЧЕРТЫ ОЧЕРКА
— небольшой размер
— повествовательная форма
— описание реальных событий, реальных людей
— насыщенность действительными событиями
— конкретные
места происходящего
— описание актуальных общественных проблем
— точное
указание времени
— социальная проблематика
— документальность
— образность, эмоциональность и красота художественного стиля
— творческий (авторский) вымысел
— имеет черты, присущие публицистике
— ослабление сюжета.
Тезисы
по написанию очерка
В очерке |
изображены достоверные события и |
Рассказчик |
свободно объединяет отдельные |
Очерк |
отличается свободной композицией |
Автор — очеркист |
может ограничиться «бессвязным |
Очерки |
бывают документальными (или |
В документальном очерке |
очеркист даёт оценку реальным |
Типы композиции очерка
Событийная композиция |
— -развитие — — |
Логическая композиция |
авторское — — |
Эссеистическая композиция |
— — — |
Признаки очерка
документализм |
Надо стремиться детально Но факт сам по Главное, |
предмет очерка |
Случай типичный, Случай, ярко |
драматизм |
Данный типичный |
образ |
Огромное значение |
Признаки очерка
— не привязан к
конкретному месту и времени
— люди и положения
невыдуманные, реальные
— больше места
занимают отступления, описательные контексты
— интригующий зачин
большое внимание
уделяется личности «персонажей»
— очерк «оголяет»
вывод, формулирует мысль из приведённого факта.
Языковые
особенности
— прямые
высказывания «героев» очерков, их диалоги
— использование
несобственно – прямой речи (Он сначала скучно, потом разгорячённо рассказал о
том, что произошло)
— использование
пословиц, изречений, обращений, цитат …
В художественной литературе очерком называется одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.
Основной признак очерка — писание с натуры. В очерке вымысел играет гораздо меньшую роль, чем в других литературных жанрах.
Очерк — это полухудожественный полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.
Виды очерков
Портретный очерк. Автор исследует личность героя, его внутренний мир. Через это описание читатель догадывается о социально-психологической подоплёке совершённых поступков. Необходимо указывать подробности, которые делают характер этой личности драматичным, возвышают его над всеми другими героями. В современных российских изданиях портретный очерк выглядит по-другому. Чаще всего это краткое изложение биографии, набор классических человеческих качеств. Поэтому портретный очерк больше литературный жанр, чем публицистический.
Проблемный очерк. Основная задача автора — публицистическое освещение проблемы. Он вступает в диалог с читателем. Сначала обозначает проблемную ситуацию, а потом соображения по этому поводу, подкрепляя их собственными знаниями, официальными данными, художественно-изобразительными средствами. Этот жанр популярен больше в журнальной периодике, так как по размеру и глубине превосходит газетные аналитические статьи.
Путевой очерк. Сложился гораздо раньше, чем другие виды очерка. В основе рассказ автора о путешествии, о увиденном и услышанном. Многие русские писатели обращались к этому жанру: А. С. Пушкин [1], Радищев, («Путешествие из Петербурга в Москву») , А. А. Бестужев, А. П. Чехов [2] и другие. Может включать в себя элементы других очерков. Например, портретный используется для описания людей и их нравов, которые повстречались автору во время его путешествия. Или элементы проблемного очерка могут использоваться для анализа ситуации в разных городах и сёлах.