Что такое сочинение этюд по картине

 Тема урока   Сочинение-этюд  по картине

Тип урока

Технологии

Виды деятельности

(элементы содержания, контроль)

Дидактико-технологическое
оснащение

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Урок развития речи

Технологии развития критического
мышления через чтение и письмо.

Групповая работа, работа в
парах, индивидуальная работа.  Беседа. Исследовательская работа;
словарно-орфографическая и стилистическая работа.

Составление плана сочинения. Создание
и редактирование текста; проектирование выполнения домашнего задания,
комментирование выставленных оценок.

Презентация, раздаточный материал,
демонстрационная репродукция картины;
опорный конспект, памятки
«Как писать сочинение — этюд».

Формирует умение создавать
письменные высказывания художественного стиля, сохраняя все структурные
элементы композиции.

Составляет высказывание в устной и
письменной формах, используя конкретный функциональный стиль и тип речи.

      Осознает коммуникативную
цель и в соответствии с ней организует свою работу.

     Производит полный и сжатый
пересказ (устный и
письменный).                                                                  

Эпиграф
к уроку

Не то,
что мните вы, природа:

Не
слепок, не бездушный лик-

В ней
есть душа, в ней есть свобода,

В ней
есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И.Тютчев

Ход урока

1.      Оргмомент

2.      Знакомство с темой  урока. Определение цели урока вместе с детьми. 

·       
Что вас заинтересовало в теме урока?

·       
Что мы знаем?

Понятия: сочинение, природа,
картина, природа имеет свой язык, душу

·       
Что хотим узнать?

— Что такое этюд?

— Как понимать язык , душу природы через
изображенное в картине художника?

-Какими «инструментами» должен владеть
художник слова, чтобы создать этюд?

3. Актуализация знаний с опорой на значение
понятия «этюд» в других видах искусства

Что
такое этюд?

Жанр  этюда      в  искусстве

ЭТЮД – с фр. «изучение», «упражнение»

музыкальный

живописный

театральный

танцевальный

шахматный

В музыке

   —  это инструментальная пьеса, основанная
на использовании какого-либо технического приёма игры и предназначенная для развития
исполнительской техники

В театре

  — это упражнение для развития актерской  
техники, основанное на импровизации

Танцевальный или пластический этюд

   — это отработка какого-либо
танцевального движения для ног или рук, упражнения на гибкость и т.п.

Этюд   шахматный

оригинальная позиция фигур

Этюд

В музыке – развитие исполнительской
техники

В театре — импровизация

В хореографии – отработка каких-то
навыков

В шахматах – оригинальная позиция фигур

В живописи – картина, выполненная с
натуры

3.      Что же такое этюд как жанр сочинения? Давайте составим ассоциативный
куст слова «этюд»

Э

Т

Ю

Д

Каков результат?

Э -эмоции, экспромт

Т -творчество, темперамент

Ю- «ювелирность», юный порыв

Д -дивное действо

5.      
В чем же особенности жанра «сочинение – этюд»?

Это художественное описание картины (чаще
всего картины природы), основанный на ассоциативном, чувственном  восприятии

6.      
Что нужно  для художественного описания?

1
совет нам дает художник слова Николай Рыленков

Здесь
мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно…

7.      
А теперь познакомимся с этюдами истинных художников
слова (А.С. Пушкин, Ф.И.Тютчев, С.А.Есенин)


Что помогает этим художникам создать такие шедевры? Какие художественные
средства использует каждый из них?


Для описания какой поры года мы можем использовать примеры образности этих
поэтов?

8.      
Перед нами начинает открываться тайна сегодняшнего урока-
описание картины зимней природы. А чтобы создать «зимнее настроение», мы
пустимся в маленькое путешествие под удивительную музыку А.Вивальди…(просмотр
видеоряда картин зимней природы)

9.      
А теперь представьте, что наши сани попадают в
атмосферу дикой северной природы, и кажется, что она мрачна, сурова, но в ней
тоже есть исключения… Закройте глаза и откройте их только когда услышите
музыку…

10.   Визуальное (первое)  восприятие  картины И.И.Шишкина «На севере диком…»

11.   Наблюдаем!

      
Каковы первые эмоции?

      
Каков мотив картины?

      
Что помогает нам понять главный мотив картины?

      
Как, по-вашему, этот этюд связан с настроением
самого художника?

      
 Кто знает историю создания этой картины?

12.   Элементы картины, помогающие выразить основной мотив картины ( дети
подбирают эпитеты, метафоры, сравнения к каждому элементу)

небо
облака

темное безмолвие

утес
(скала)

Главная героиня — сосна

13.   Какова цветовая палитра картины?

14.   Что я вижу?
Что я чувствую?
Что я слышу?

Я вижу

дерево

тень

расщелина

пропасть

низменность

бездна

снег

облака

горизонт

я слышу

скрип ствола

тишину

хруст снега

вой ветра

эхо падающего в пропасть камня

шёпот веток

Я чувствую (испытываю)

скрип ствола

тишину

хруст снега

вой ветра

эхо падающего в пропасть камня

шёпот веток

15.   Сочинение-этюд
1. Эмоции в определении мотива картины
2. Ваши впечатления

Я вижу

Я слышу

Я чувствую

3. Над чем заставила задуматься эта картина?

Итак, включаем воображение и  создаем
этюд…

16.   Чтение  работ по группам. Понравились вам ваши работы? Рецензирование

17.   Знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова  «На севере диком», работа
над образной системой, мотивом стихотворения.

18.   А теперь слово юным  художницам… (Свои работы показывают ученицы 7
класса Мироненко Анна, Рябцева Ирина, они же и комментирую свои работы,
написанные по отрывкам произведений  А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова

— Подведение итогов урока. Определение
важности домашнего задания.

Домашнее задание
1. Закончить работу над сочинением
2. Подготовиться к уроку- виртуальной экскурсии в зал русской пейзажной
живописи, создав этюд по картине

— Эмоциональный финал  (релаксация ) .
Наблюдение за природой под музыку М.Таривердиева.

Сегодня мы с вами еще раз доказали то, что нет предела человеческому
совершенству…
А юные художники еще раз доказали, что все подвластно человеческому таланту.
Главное, не пройти мимо этой красоты, остановиться и удивиться, какие образцы
гармонии природа дарит нам … безвозмездно!

Сочинение-этюд по картине Левитана «Весна - большая вода»

     Весна является отличным временем года, вокруг все просыпается от долгой спячки и преображается. Воздух становится легче и чище, настроение поднимается, и все ждут прихода лета. Художник на этой картине изобразил такую весну.

     По тому, что вода сильно вышла из берегов, мы видим, что перед нами на полотне изображена ранняя весна. Небо становится чистым и безоблачным, оно притягивает к себе взгляд своей чистотой. На переднем плане старенькая лодочка, в данный момент только с ее помощью можно перебраться на другой берег, хоть она и такая старая, но сейчас она незаменима.

     Погруженные воду стоят белые березы, напиваясь вдоволь воды, чтобы хватило на все засушливое лето, их стволы сильно извиваются, показывая свою гибкость. На этом пейзаже преобладают березы, потому что березы всегда была символом России. Даже без листьев они выглядят очень красиво и изящно. Их голые ветки еще не надели свой нарядный костюм, но и без него березы прекрасны. В центре всех берез возвышается могучий дуб, устремляя свои ветви высоко в небо, он как бы оберегает и защищает слабые березки, показывая свое превосходство.

     Далеко виднеются несколько маленьких домиков, которые тяжело назвать жилыми, слишком уж они старые. Их тоже окружила вода, домов очень мало, поэтому можно сказать, что деревенька совсем не богата жителями, может и поэтому лодочка всего лишь одна.

     Для того чтобы показать радость от прихода весны, художник использует много ярких и сочных цветов, несмотря на то, что на картине много голых веток, преобладает желтый цвет, которые свидетельствует о том, что скоро придет тепло и засветит яркое солнце и высушит землю. Вновь на картине Левитана изображен простой уголок русской природы, но как точно и чудесно, картина заставляет гордиться красотой русской природы.

Сочинение по картине "Весна, большая вода" - 4 примера

­Пример сочинения 1

Передний план — это одна сплошная водная гладь. Слева она обрамлена берегом. Он красивого золотистого оттенка, наверное глинистый. У берега стоит лодка, виден только ее край. Справа много деревьев, есть несколько стройных берез и одна ель. Деревья стоят в воде, они пока спят. Она еще совсем холодная, хотя все вокруг залито ярким весенним солнцем. Оно то и есть причина этой большой воды. Но от нее только польза: наберется земля влаги, даст жизнь новым растениям. побежит по березам сок и появятся сережки.

Дальний план картины и вовсе похож на море, так разлилась вода. Должно быть снега зимой было очень много. Это явно низина. Там виднеется несколько серых хат, которые окружила вода. Справа же берег выше. Тем домам, что там расположены, никакой угроз от стихии нет. Они греются на солнышке.

Такого же нежного как и вода голубого цвета на картине небо. Оно лишь немного подернуто белыми облаками. Возможно, небо чуть теплее, поскольку в воде есть немного серого, холодного.

Впечатление от картины: Она свежая, радостная, обещает скорое тепло. Это удивительное время, когда пахнет весной. Воздух влажный и прохладный, солнышко понемногу пригревает.


Пример сочинения 2

Исаак Левитан – русский художник-пейзажист, который подарил миру огромное количество замечательных своих работ и все они прекрасны, без исключения. Завораживает и картина Левитана Весна большая вода. Почему именно так назвал художник свою работу, начинаешь понимать, когда смотришь на картину. Ведь на ней автор запечатлел пробуждение природы, именно тот момент, когда в свои права вступает весна, когда солнце пригревает и снег начинает стремительно таять.

Это становится причиной выхода рек из берегов, которые своими водами затапливают прилегающие территории, будь это леса, луга, селения. Как раз весеннее половодье, или как в народе принято говорить, большая река, которая приходит, и изобразил Левитан на полотне «Весна — большая вода».

Сейчас передо мной репродукция полотна Левитана «Большая вода» и по ней мне предстоит сделать описание картины. Чем сейчас и займусь. Большую часть картины занимает вода. Куда ни глянь, куда ни посмотри, мы видим голубую, еще холодную, зеркальную воду, в которой отражается небо с облаками и от этого вода кажется бездонной. Вода затопила всю округу и даже дальние строения, возможно, это сараи, а может и сельские домики. Это и не столь важно, важно то, что они также в воде. В воде находится и небольшая молодая роща. Все тонкие деревья оказались «по колено» в воде. Они еще без листьев, ведь тепло только недавно вернулось на землю, но еще чуть-чуть и все они наденут красивые зеленые платья.

Слева мы видим полосу земли. Она имеет желтоватый цвет, возможно, это глина, а может яркое солнце залило своим светом землю и от этого она кажется светлой.

Этот участок земли лишь еще больше подчеркивает голубизну воды, ее прозрачность.

Впереди мы видим лодку. Она стоит у берега. Возможно ее унесло течением, а может кто-то приплыл из сельчан, но сейчас она пустует, рядом нет никого, кто бы нарушал тишину. Завершая свои размышления по поводу картины Левитана «Весна — большая вода», которые излагаю в сочинении, отмечу, что автор картины не упустил ни малейшей детали, изображая солнечный весенний день. Вот вам и деревья, что отражаются в воде, и тени, которые появились, благодаря солнцу, и тонкие ветки деревьев, которые стремятся ввысь к просторному небу, к солнечному теплу.

Сама картина сочная, яркая, так и слепит зрителей своим солнечным светом. И, несмотря на то, что вода затопила все вокруг, картина вызывает только положительные эмоции, эмоции радости и ожидания скорого настоящего тепла.



Пример сочинения 3

На картине Исаака Левитана «Весна. Большая вода» изображено половодье. Ранней весенней порой растаял снег. Речка вышла из берегов и затопила большую часть окрестностей и густую рощу. А вдалеке виднеются миниатюрные деревенские домики. Бескрайние просторы русских полей полностью преобразились.

Колорит картины поражает гармоничностью оттенков. Для передачи весенней прохлады автор использует холодные цвета. Синими, светло-голубыми оттенками изображены небесные и водные просторы. Синева неба отобразилась на зеркальной глади реки. Ощущаются холод воды и яркость солнечного света.

Одновременно пейзажист использует золотистые, светло-желтые и коричневые полутона. Это берег в левом углу картины, пригорок на линии горизонта, кроны деревьев и их тени. Суходол как будто обрамляет вышедшую из берегов руку. Земля еще лишена пышной растительности. Но уже еле-еле просматриваются первые зеленые ростки.

Вода реки настолько ровная, что в ней четко и выразительно видны отображения деревьев. Как в зеркале. Белоствольные березы похожи на юных красавиц, которые изгибаются в танце. Яркие лучи солнца подчеркивают белизну стволов. Некоторые из них оказались в воде. А некоторым повезло остаться на берегу. На общем фоне выделяются темно-зеленая ель и старая осина.

Тонкие деревца еще не надели наряды из свежей зелени. Они замерли в ожидании весны. Гибкие голые ветви переплетаются в причудливые воздушные узоры. Они напоминают изящное кружево. На фоне торжества природы видны следы человеческой деятельности. На переднем плане мы видим непривязанную лодку без весел. Вероятно, ее унесло течением. И она прибилась к берегу.

А на заднем плане виднеются дом и сарай. Поразительно, что строения почти по крышу стоят в воде. Создается впечатление, что они плывут по реке. Как корабли. Немного правее, на пригорке, также видны здания. Они вне опасности.

Художник передал завораживающую красоту весенней природы во время половодья. Полотно как будто наполнено чистым воздухом и прозрачной тишиной. Чрезмерное количество воды не вызывает страх или тревогу. Ощущаются умиротворение, радость и покой. Пейзажист мастерски передал свое восхищение величием природного явления.


Пример сочинения 4

Нам показано наводнение. И не от цунами или какого-то стихийного бедствия, а просто разлив реки. Конечно, это может быть очень серьезно. У нас уже не так часто разливы такие, река мелеет. Раньше, говорят, река так разливалась, что оставляла после себя «озера». То есть она возвращалась в берега, а в оврагах всяких вода оставалась. И даже я слышал, что там рыба водилась!

Вот такой мощный разлив и здесь показан. Ранняя (средняя) весна, уже не так холодно. Лёд, понятно, уже растаял. Больше всего здесь всё-таки серого цвета: вода, небо… Но есть и зелень. Например, ель темно-зелёная. Деревья на заднем фоне сохранили бурую листву. Много берёз, хотя на них нет листвы, конечно.

На переднем плане лодочка. Такая бедноватая. Она «припаркована» на песчаном берегу. Тут ещё тени от деревьев, то есть солнце с нашей стороны. Вдали какие-то хаты, их, видно, тоже залило слегка. Так и представляю, как там народ ходит в резиновых сапогах, как вещи плавают…   Но это были какие-то не самые удачные домики, так как построены они, конечно, шикарно. В смысле, надо было додуматься в низине строить дом?! Вот там ещё пара домов на холме прямо. До них даже никакое цунами не доберётся. Всё по уму…

Всё же небо светло-серое, облака лёгкие. Красиво, чувствуется весна. Я только один раз видел весенний паводок. Тогда затопило мост в деревне. Мы ездили смотреть! Но это был невысокий мостик. Даже не удивительно, что его затопило…

На этой лодке, думаю, ездили к тем затопленным домам. Спасать кошку, попугая. Хотя тот сам улетел – к другим домам. Вот после проблема будет всё сушить в этом доме! А вообще, надо бы им всем перебраться на холм… А там ураган! И снесёт те дома, что на холме, а в низине ничего страшного не случится. Вот и не угадать…   

Нужно делать такие дома, чтоб им не страшны были никакие погодные условия. В них должно быть безопасно. Вот поэтому я хочу стать проектировщиком умного дома. И чтобы он, если что, перемещался с места на место сам, как будто ракета… Это круто!

Знаменитый художник Исаак Ильич Левитан родом из Литвы. Совсем в юношеском возрасте он лишился матери. И, к большому сожалению,спустя время, болезнь одолевает и отца Левитана. Семья жила очень бедно. В 1877 году умер отец, и семья, состоящая из 4 детей, жили лишь на одни крошки. В то время художник учился в четвертом классе у известного на то время живописца Василия Перова.

Левитан выигрывал множество творческих конкурсов, за которые получал финансовые вознаграждения, благодаря которым он жил и питался.

Также в 1885 году он окончился художественное училище после, которого у Левинтана начался творческий путь.
Художник много путешествовал по России, и именно она вдохновила на многие его картины. В одном из своих путешествий он побывал в Российской глубинке, которая и была музой для написания картины «Весна. Большая вода».

Сочинение , написанное от первого лица, помогает почувствовать эмоциональное состояние автора, а использованные ученицей художественные средства языка помогают увидеть всю прелесть морозного зимнего утра,  красоту и неповторимость родной природы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

  Проснувшись однажды зимним утром, я увидела залитую солнечным светом комнату и, нежась в лучах сияющего солнца, медленно подошла к  покрытому замысловатыми морозными узорами, заледеневшему окну.

  Ослепительно-белый снег застилал уснувшую землю ледяным,  непроницаемым саваном и отражал потоки обжигающего солнца, словно кристальное прозрачное зеркало. Холодное чистое небо сливалось на далёком горизонте с белоснежной землёй, создавая иллюзию непрерывности, единения, сладкой зимней сказки, полной плавных туманных линий, перекликающихся с ясной морозной холодностью… Деревья, будто стройные свечки, величественно стоящие перед святыми ликами посредине двух стихий, земли и неба, покрыты пеленой блестящего инея. Они  простирают длинные гибкие ветви навстречу яркому солнцу и его слепящему свету.

  Глядя на этот пейзаж, я чувствую уверенное спокойствие и ясную чёткость мыслей, лёгкость, пришедшую из прозрачного зимнего воздуха, и умиротворение от раскинувшейся передо мной красоты.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №82

Сочинение-этюд

по картине В.Цыплакова «Мороз и солнце»

Выполнила ученица 9В класса

                                                                                                                                   Кожушко Кристина.

                                                                                                                                    Проверила учитель

русского языка и литературы

                                                                                                                                Непушкина И.В.

п.Каменоломни

2012-2013 г

Классификация ученических сочинений

Жанровые разновидности:

Сочинение-описание: Сочинение-повествование: Сочинение-рассуждение:
передача общего впечатления от предмета (явления, лица), а затем раскрытие отдельных его признаков рассказ о каком-нибудь событии (эпизоде, случае из жизни), которое развертывается во времени самостоятельное размышление, отстаивание своей точки зрение

Однако практика показывает, что в каждом ученическом сочинении есть и описание, и повествование, и рассуждение.

Жанровые особенности определяются не только выбором темы, характером материала для сочинения, но и способом изложения, отношением автора к анализируемому событию, явлению, герою, индивидуальность, своеобразие формы сочинения зависят от одаренности автора, способа его мышления. Специфику жанра часто определяет и пафос сочинения (патриотический, лирический, комический, публицистический, сатирический), то есть эмоциональный настрой, создаваемый сочинением.
В зависимости от этих факторов даже не самое сложное сочинение об одном литературном герое может быть написано в жанре сочинения-характеристики с элементами критического разбора, лирической исповеди, литературного портрета, очерка с суждениями о герое художественного произведения.
Аналитические варианты сочинения чаще всего оформляются в жанре небольшой литературно-критической статьи, рецензии, литературного обзора (обозрения).
Творческие сочинения на свободную тему могут быть составлены в форме рассказа, репортажа, заметки, воспоминания, литературное путешествия, публицистической статьи, дневниковые записей.

Особенности сочинений различных жанров

Рассмотрим особенности некоторых жанров сочинений, в которых школьники могут проявить свою индивидуальность, творческую позицию, художественное чутье.

Сочинение-характеристика

Самым распространенным жанром является сочинение-характеристика. Он требует глубокого раздумья не только над системой образов, но и над отдельным героем. Сочинение должно быть взволнованным размышлением о его нравственных идеалах, поступках, действиях, взаимоотношениях с окружающими людьми. Необходимо проследить эволюцию характера в сюжетном развитии произведения, выделить то индивидуальное, неповторимое, что характеризует личность этого героя.
Лирические отступления автора помогут сконцентрировать внимание ученика на времени, в котором жил герой, на его образе жизни, чувствах, переживаниях, представить его живым человеком.
В этом жанре можно выделить сравнительную характеристику и характеристику лирического героя (для поэтического произведения).

Для последнего должны быть характерны высокое эстетическое чувство, эмоциональность в изложении, и поэтому ученику нужно «погрузиться» в содержание в поэтического произведения, осмыслить его язык через изобразительно-выразительные средства, ритмику стиха.

В сравнительной характеристике нужно избегать механического изложения «по порядку» основных черт И героев, надо углубить их общие и противоположные И черты, показать суть каждого через взгляды, образ 1 жизни. (Приложение 1, 2).

Сочинение — литературный портрет

Еще В. Г. Белинский отмечал, что искусство портрета — это раскрытие внутреннего облика человека. Это значит надо показать «душу оригинала». Литературный портрет — один из творческих жанров, он предполагает свободное раскрытие «портрета» человека. Эмоциональность изложения материала в этом жанре усиливается. Здесь не обязательны ссылки пишущего на критику, авторитетные источники. Автор не должен стремиться к строгой последовательности в раскрытии портрета, а дать свое видение, понимание, значение этого человека для себя, для своей жизни. К литературному портрету примыкает портретная зарисовка.

Она требует жесткого отбора материала: одной картины (например, «Чацкий на балу у Фамусовых», «Князь Андрей в Отрадном»), одного-двух фактов, немногих, но очень выразительных деталей, раскрывающих облик героя, писателя или поэта. (Приложение 3).
Очень близкими к литературному портрету могут быть сочинение-этюд и сочинение-эссе.

Сочинение-этюд

В словаре читаем: «Этюд — это небольшое произведение критического и другого характера, посвящен- . ное какому-либо отдельному вопросу».

Что может стать отдельным вопросом для такого сочинения? Например, «Танец и песни в жизни Наташи Ростовой», «Я и театр», «Несказанное, нежное» (о Есенине), «Что значит «наука страсти нежной» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Первая и последняя любовь Лермонтова» и другие.
Социнение-этюд должно стать лирическим монологом пишущего о том значительном, что составляет суть картины, события или раздумья.

Сочинение-эссе

Сочинение-эссе — это жанр критики, публицистики. Сочинение-эссе можно предложить до изучения творчества писателя: «Моя первая встреча с Толстым», «Я остановилась на странице…», «Доброе слово В. Распутина», «Песня «добра и света» (по современной поэзии), «И все цветы живые…». Оно должно включать в себя авторское первоначальное впечатление от прочитанного, общее понимание жизни писателя, его произведения. Оно не требует глубины раскрытия темы (лучше, если автор сочинения сам сформулирует тему), но повествование должно быть стройным, раскрывающим основной вопрос.
Сочинение-эссе должно четко выразить позицию ученика. Есть жанры, которые стали популярными у учителей литературы: это рецензия, отзыв, обзор (обозрение), литературно-критическая статья, очерк (или рассказ).
Об этом говорят экзаменационные сочинения выпускников.

Сочинение-рецензия

Сочинение-рецензия — это разновидность критической статьи, наиболее глубокое высказывание о произведении искусства (литература, спектакль, кино).
В работе нужно дать анализ, суждение, отзыв об этом произведении.
Повествование должно сочетать в себе обоснованные, логичные суждения с привлечением ярких эпизодов, картин, размышлений героев.
Вступление в рецензии может начинаться ярким эпизодом из текста (яркой текстовой заставкой).
Ученик должен сообщить немного об авторе, истории создания произведения, показать тему и основные проблемы, волнующие художника.
Все это должно привести к выводу о художественном своеобразии данного произведения.

Сочинение-обозрение

Менее глубокий анализ возможен в сочинении-обозрении (обзор). Здесь уместны обращения к различным произведениям одного или нескольких писателей или поэтов, краткий комментарий к ним. В том случае, когда ученик на основе глубокого анализа одного или двух-трех произведений выдвигает одну или несколько проблем, затронутых автором, он обращается к новому жанру — литературно-критической статье. Цель ее — обстоятельно рассмотреть, исследовать главные проблемы творчества писателя с общечеловеческих позиций, то есть в центре внимания всегда будет нравственно-эстетическая ценность произведения.

В сочинении-статье должны иметь место выводы и обобщения, сделанные в результате глубокого анализа текста, а потому именно в статье могут быть использованы самые различные приемы: литературные зарисовки, портретные описания, речевые характеристики, диалоги, пейзаж.

Сочинение-очерк

Сочинение-очерк (или сочинение-рассказ) имеет одну отличительную черту — публицистичность изложения, то есть обращение к читателю с размышлением о своих переживаниях, чувствах, вызванных прочитанным произведением. Сочинение-очерк — один . из трудных жанров, к которому обращаются чаще всего одаренные, творчески думающие учащиеся.
Очерк предполагает глубокое знание фактического материала, требует искусства раскрытия темы в динамике (будь то рассказ о герое или событии, явлении). Очерк должен подвести читателя к выводу об общественной значимости того, о чем рассказывается в нем.

Сочинение-дневник

Сочинение-дневник — жанр известный, но непростительно забытый. Это один из тех жанров, который -помогает учителю увидеть внутренний мир ученика. Перед тем как обратиться к этому сочинению, нужно рекомендовать ребятам прочитать дневники великих людей.
В основе дневника, как литературной формы изложения мыслей, должны быть положены личные наблюдения от увиденного, размышления от прочитанного, суждения о творчестве писателя. Повествование должно идти от первого лица. Большое место в сочинении-дневнике отводится творческой фантазии и воображению. В композиции дневника преобладают отрывочные записи, датированные определенным числом, месяцем, годом, вставные эпизоды, встречи с людьми (героями книг), размышления о событиях, фактах. От автора сочинения требуется соблюдение композиционных особенностей дневника, а также искренность при изложении материала. В программе литературного образования есть такие произведения, композиция которых располагает к написанию творческих работ в жанре путевые заметки (А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»; Н. В. Гоголь. «Мертвые души»; Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»).

Жизнь некоторых писателей и поэтов полна впечатлениями от пребывания в различных уголках России (А, С. Пушкин, А. М. Горький, В. В. Маяковский, т. А. Т. Твардовский, В. Набоков), это тоже дает возможность обратиться к жанру путевые заметки. Итак, путевые заметки включают в себя элементы описания местности, рассуждения автора об «увиденном на станциях» маршрута следования, лирические отступления пишущего сочинение как обращения к читателю, портретные зарисовки, впечатления, отношения о встрече с героями и даже диалоги с теми, кого «встретили по пути». Вот примерные темы сочинений. — путевые заметки: «Я взглянул окрест себя…» (по «Путешествию из Петербурга в Москву» А. Радищева); «Вслед за Чичиковым к мертвым душам» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»), «Всем нужен Пушкин, нужен, как Россия».

Сочинение-письмо

Сочинение-письмо — это обращение к одному или группе лиц. Оно может включать рекомендацию о прочитанном (письмо к другу), выражать просьбу или советы в разрешении каких-то проблем (воспитание экологической совести-, например), может быть глубоким раздумьем о судьбе какого-то героя через восприятие тех, кто его знает (письмо Аркадия отцу о встрече с Базаровым и об отношении к нему, о восприятии Н! нигилизма в целом; «Письмо В. Маяковскому о сущности любви» — автор высказывает свое отношение к Н прочитанным стихам и проблеме любви вообще. Или, например, «Письмо Родиону Раскольникову из Н XXI века» — об отношении пишущего к теории «разрешения крови по совести»).

Жанр письма дает возможность понять нравственно-эстетические взгляды ученика, увидеть его художественный вкус. Обязательным условием сочинения- письма является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания.

Сочинение-интервью

Сочинение-интервью (диалог) воспитывает искусство общения, творчески обогащает личность ученика, учит его сдержанности в отборе языковых средств и умению аналитически мыслить. Автор сочинения должен четко знать, о чем он будет писать (какие вопросы будет задавать и что на них отвечать), уметь пользоваться диалогической речью, глубоко знать ту проблему, которую он высвечивает в сочинении-интервью. То есть, иными словами, этот жанр развивает искусство монологической речи, предполагает свободное владение учеником темой разговора, глубокое погружение в творческую лабораторию писателя — автор сочинения отвечает за всех, дающих интервью.

Сочинение-исповедь

Сочинение-исповедь (монолог) — один из самых редких жанров. Он опирается на глубокое знание текста, на неоднократное погружение в него. Пишущий сочинение на литературную тему в этом жанре ведет повествование от первого лица вслед за автором (идентичность с героем), поэтому сочинение логически выстраивает всю жизнь героя в художественной манере, близкой авторской. Рассказывая о своей жизни, герой размышляет о многом, и в этих размышлениях должны занять место все проблемы произведения. Если ученик пишет сочинение на свободную тему, то исповедь — это крик его души, откровенный, искренний, глубокий.

Сочинения дают серьезную пишу для раздумий не только о школьном литературном образовании, но и об эффективности воздействия его на сердца воспитанников.
Чтобы научить ребят не констатировать сказанное учителями, то есть «петь с чужого голоса», а говорить своим, но художественным языком, педагогам надо серьезно продумывать для них творческие задания. И вот в этом отношении немалую роль в пробуждении желания высказаться имеют нетрадиционные формулировки тем.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Что такое сочинение эссе по русскому языку
  • Что такое студенчество сочинение
  • Что такое сочинение сравнение
  • Что такое структура экзамена
  • Что такое сочинение рецензия

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии