(429 слов) Зачастую люди путают смирение с апатией, поэтому придают этому слову отрицательный оттенок. На самом же деле смирение — это способность принять жизнь как она есть, не обманывая себя и не бунтуя против непреложных основ. Оно означает кротость и долготерпение, которые человек неизменно демонстрирует в отношениях с окружением. Чтобы точнее объяснить значение этого слова, приведу примеры из литературы.
Так, в пьесе М. Горького «На дне» есть герой, который демонстрирует смирение. Это странник Лука. Когда он приходит в ночлежку, он сталкивается с негативом живущих там людей. Все они рады подколоть и даже побить друг друга, и нездоровая атмосфера заражает даже самых вежливых и добрых жильцов. Но старик не реагирует на провокации грубой Василисы и циничного Пепла. Он помогает советом и делом всем обитателям подвала и этим хоть как-то помогает им жить. В частности, он убеждает бедную Анну в том, что после смерти ее ждет рай, и несчастная героиня смиряется со своей судьбой. Она больше не страдает от ожидания смертельного исхода своей болезни, а с упоением ждет открытия райских врат. Лука терпеливо и долго беседует с ней, утешает и не жалеет сил на убеждение. По его мнению, раз уж человек бессилен изменить свою жизнь, ему нужно смириться с нею и искать радость в гармонии с собой, а не жаловаться, страдать и восставать против себя же. Только так можно облегчить участь бедняков. Кроткие и добрые речи странника помогают и Насте, и Наташе, и Актеру. Даже Сатин приходит к тому, что жалеет об уходе сердобольного старика. Этот пример убеждает читателя, что смирение — это умение терпеливо и достойно переносить невзгоды, помогая в этом и другим людям.
Другой пример описал А.И. Куприн в повести «Гранатовый браслет». Главный герой понял и принял то, что его избранница является женой другого человека и не ответит ему взаимностью. Но он не разозлился, не стал ревновать и досаждать ей своими ухаживаниями. Желтков покорно признал ее право выбора и просто любил Веру без ответа и без претензии на взаимность. В его чувстве было лишь обожание без желания обладать. Георгий нашел в себе силы, чтобы смириться и с тем, что семья Веры против его писем, как и она сама. Услышав это от нее, он решил больше не досаждать Шеиным и добровольно ушел из жизни, никого не упрекая. Этот пример говорит о том, что смирение — это готовность принять и понять другого человека без правок, осуждения и лицемерия.
Таким образом, смирение — это философское отношение к жизни, которое подразумевает терпимость, гуманность и кротость в мыслях, словах и поступках человека. Оно помогает нам понимать и принимать людей, достойно и мудро претерпевать тяготы и лишения. Оно же вдохновляет нас нести свет гармонии и сочувствия тем, кто в этом нуждается.
Кстати, как настроение после вчерашнего?
Готовы ли смирять себя, когда вам хочется взорваться, потому что ваш мозг уже взорвался? Что такое смирение и когда его важно проявлять, мы сегодня поговорим.
Смирение — это
Смирение – одна из важнейших духовных качеств, которые помогают нам сохранять гармонию в отношениях с другими людьми, находить общий язык и решать конфликты. В некоторых жизненных ситуациях смирение может стать единственным выходом и помочь нам сохранить психологическую уравновешенность.
Во-первых, смирение необходимо в ситуациях, когда мы не можем изменить обстоятельства, и приходится принять их такими, какие они есть. Например, это может быть потеря близкого человека или неудача в важном деле. Вместо того, чтобы терять время и энергию на бессмысленную борьбу с неизбежным, мы можем принять ситуацию и попытаться найти в ней какой-то смысл.
Во-вторых, смирение может помочь нам сохранять мир и спокойствие в отношениях с другими людьми. Конфликты и неприятности могут возникать в любых отношениях, но если мы научимся смиряться и прощать, то сможем сохранить гармонию в отношениях и избежать бесполезных конфликтов.
Наконец, смирение помогает нам сохранять здоровье и эмоциональную устойчивость. Если мы научимся смиряться с трудностями, то сможем избежать стресса и бессонницы, что положительно скажется на нашем здоровье.
В целом, смирение – это важное качество, которое помогает нам сохранять гармонию в жизни и отношениях с другими людьми. В ситуациях, когда мы не можем изменить обстоятельства, смирение поможет нам сохранить психологическую уравновешенность и найти в ситуации смысл.
Что такое смирение и как его выработать
Смирение – это важное духовное качество, которое помогает нам сохранять гармонию в жизни, избегать конфликтов и сохранять психологическую уравновешенность. Но как можно выработать эту качество в себе?
Во-первых, для выработки смирения необходимо уметь принимать жизнь такой, какая она есть. Жизнь полна различных испытаний и неудач, но если мы научимся принимать их как неизбежные элементы жизни, то сможем избежать бесполезной борьбы с ними. Вместо того, чтобы рассердиться или впадать в отчаяние, стоит попытаться найти в ситуации что-то полезное или извлечь урок для себя.
Во-вторых, для развития смирения необходимо уметь прощать других людей. Конфликты и неприятности возникают в любых отношениях, но если мы научимся прощать, то сможем избежать ненужных споров и сохранить мир в отношениях. Важно понимать, что прощение не означает забывание о прошлом, а скорее – это способ перестать терзать себя негативными эмоциями и перейти к конструктивному разрешению проблем.
Наконец, для развития смирения необходимо научиться управлять своими эмоциями. Когда мы чувствуем сильное волнение или гнев, то легко потерять контроль над собой и проявить агрессию. Чтобы этого не произошло, стоит научиться управлять своими эмоциями и находить способы расслабления, например, через медитацию, йогу или спорт.
В целом, смирение – это важное духовное качество, которое можно развить в себе, если научиться принимать жизнь такой, какая она есть, прощать других и управлять своими эмоциями. Смирение помогает нам сохранять гармонию в жизни, избегать конфликтов и сохранять психологическую уравновешенность.
Смиренный человек — это какой?
Смиренный человек – это тот, кто не ищет личных выгод, не стремится к славе и почитанию со стороны окружающих. Он не презирает других людей и не возвышает себя над ними, а, наоборот, уважает каждого человека и понимает его ценность. Такой человек не тратит свою энергию на борьбу за власть или богатство, он идет своим путем, но не ущемляет интересы других людей.
Смиренный человек не склонен к высокомерию и самолюбию, он не ожидает от жизни никаких привилегий и не позволяет себе нарушать права других людей. Он готов помочь другим и делится своими знаниями и опытом. Такой человек не стремится к признанию своих заслуг, он просто делает свою работу и не ищет похвалы.
Смиренный человек не зависит от мнения других людей, он ориентируется на свои ценности и принципы. Он не стремится к общественному признанию, не ищет легкой славы и не ставит себе высоких целей, которые могут нарушить гармонию его жизни.
Смиренный человек – это тот, кто не считает себя лучше других людей, не судит и не осуждает их. Он понимает, что каждый человек уникален и имеет свои проблемы и достоинства. Такой человек не зацикливается на своих недостатках, он умеет принимать себя таким, какой он есть.
В целом, смиренный человек – это тот, кто обладает внутренней силой и уверенностью в своих силах, но не стремится к показухе и преувеличению своих достижений. Он умеет находить радость в мелочах жизни и не пренебрегает теми людьми, которые могут быть менее успешными, но не менее важными в его жизни. Такой человек – идеал для всех, кто ищет спокойствие и гармонию в своей жизни.
Пример сочинения 1
Смирение — это нравственное чувство человека, присущее, как и гордость, каждому в разной степени в зависимости от обстоятельств. Часто гордость переходит в смирение и наоборот. Смирение — это способность спокойно принимать тяготы жизни, это умеренность, сдержанность, понимание собственных сил и возможностей, это обуздание отрицательных качеств, чувств и стремлений! Смиренное поведение в обществе исключает неистинное смирение, представляющее собой рабское повиновение чужой воли, самоуничтожение. А истинное смирение — это нравственная гордость, смысл которой соизмерять свои силы с недостижимым. Любовь к ближним, проникнутая смирением, заставляет человека прощать обиды, выражает жалость и заботу к униженным. Смирение — это скромность, добродушие и миролюбивость.
Гордость и смирение живут в одном человеке и могут трансформироваться одно в другое: когда терпение переполняет сердце и человек бунтует, действует, тогда смирение превращается в гордость, а когда возобладает мудрость, на смену гордости приходит смирение. » Истинное достоинство подобно реке: чем оно глубже, тем меньше издает шума» (М.Монтень).
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех.
Р. Киплинг
Я понимаю, как совершенны эти истины от мыслителей. И два, в общем- то противоположных качества, могут уживаться в одной душе, как плюс и минус в борьбе и единстве.
Приведу литературные примеры в доказательство, как гордость и смирение делают человека красивее и богаче.
В повести Н.В.Гоголя » Шинель» маленький человек, чиновник 14 — го класса Акакий Башмачников живет заурядной, униженной жизнью: он не обращает внимания на обиды, прощает сослуживцев за издевки. Общество задавило его мечты. Но одна — единственная мечта у него все- таки есть — иметь настоящую шинель из благородного сукна. Эта мечта возвышает его в собсвенных глазах и он стремится к ней, откладывая сбережения. И мечта сбывается, делая героя счастливым. Благочестивая, смиренная жизнь, казалось бы, уничтожает личность, лишая его прав на достойную жизнь. Но, когда его мечту- шинель украли, а чиновник ,высший чин, к которому он обратился за помощью, насмеялся над ним, это вызвало в униженном сердце чувство протеста против рабского положения. И тут писатель показывает, как кончается терпение смиренной души и в ней появляется гордость, достоинство, толкающие героя на активные действия. Правда, он не успел при жизни бороться за свои права, он умер от горя, но его призрак смело снимает шинели на главных улицах с обеспеченных и сытых.Так жизненное рабское смирение перерастает в приобретенное достоинство, хоть и после смерти.
А у героя поэмы М.Ю.
Лермонтова «Мцыри» вынужденное смирение пленника перерождается в истинную гордость, достоинство, волю к свободе. Юноша не мог свыкнуться с жизнью в монастыре,он тосковал по миру, родине, и в итоге сбежал в горы.Эта романтическая поэма показывает противоречие между идеалом и действительностью. Свободолюбивый горец погиб за родину, ради которой он готов отказаться от рая и вечности, сменив монашеский обет на глоток свободы. Выбор Мцыри обусловлен пламенной страстью, ростом его личности. Писатель утверждает, что из рабского смирения рождается активное отношение к жизни,верности идеалам свободы, что Лермонтов необычайно выразительно показал в его схватке с барсом. Опять мы видим победу внутреннего достоинства, гордости духа над рабским смирением.
У смирения много сторон. Есть такие его виды, когда человек добровольно жертвует собственным счастьем во благо других. Пример такого его оттенка — жизнь Марии Болконской, «Война и мир» А.Н.Толстого. Эта кроткая, безмерно любящая близких женщина, отказываясь от личной жизни, живет в подчинении отцу,не тяготясь этим. Она ухаживает за ним, воспитывает племянника. Мария благородна в своем смирении. И кротость ее вознаграждается хорошим замужеством.
А когда в реальной жизни смертельно больной человек смиряется с судьбой, понимая, что все усилия тщетны, разве можно осуждать его в этом случае?! И если прежде он был горд, то перед лицом смерти мудрость призывает его смириться и принять судьбу достойно. Тут можно вспомнить непоколебимого Базарова в » Отцы и дети» Тургенева.
Да, нельзя однозначно говорить о таких сложных качествах, как гордость и смирение. Но оба они делают человека богаче духовно,выше ростом. И каждое из них способно делать жизнь активнее, красивее, наполняя ее смыслом.
Пример сочинения 2
Что понимается людьми под гордостью? Иногда это положительная черта, осознание человеком его собственного достоинства или радость за свои и чужие успехи, достижения. Но порой гордость бывает неоправданной, отражает неадекватную, завышенную самооценку человека. Он начинает ставить себя выше окружающих его людей, думает, что он лучше. Тогда гордость становится гордыней. В этом случае её противоположностью является смирение. Смирение – это осознание совершённых ошибок, искреннее раскаяние за них и готовность принять свою долю, какой бы тяжёлой она ни была.
Тема гордости и смирения не раз поднималась в мировой литературе. Обратимся, к примеру, к роману Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой произведения, Родион Раскольников, задаётся вопросом: может ли человек позволить себе совершать безнравственные, антиморальные поступки ради великих дел? Он рассуждает о том, что многие великие люди шли к своей цели и не гнушались при этом даже убийством невинных людей. Однако, как замечает Раскольников, никто не помнит об их злодеяниях, а видят лишь величие этих людей. Он делает вывод, что ради благой цели можно совершать низкие поступки.
Свою теорию Родион пробует на себе сам: он убивает старуху из якобы добрых побуждений. В этом момент неоправданная гордость застилает ему глаза, он думает, что лучше и выше многих других людей, «дрожащих тварей», а потому ему позволено всё. Однако со временем он с помощью Сони Мармеладовой понимает, насколько ужасный поступок совершил. Раскольников признаётся в преступлении и принимает своё наказание, отбывая на каторгу. Позже к нему приходит настоящее раскаяние за содеянное, он жалеет об убийстве невинного человека, а потому не сетует на судьбу, а смиренно принимает всё, что выпадает в дальнейшем на его долю. Раскольников понимает, что каким бы великим ни был человек, это не смоет его грехов. Он также понимает, что убийство женщины не сделало его великим, и признаёт, что был ослеплён собственной гордостью. На протяжении романа мы видим, как на смену непомерной гордости к Родиону приходит смирение.
Таким образом, гордость может быть как хорошим качеством, так и плохим, когда она не оправдана. Излишне горделивый человек ставит себя выше всех, кто его окружает, и потому думает, будто ему всё позволено. Избавиться от такой гордыни помогает только смирение, когда человек становится способен признать свои ошибки, раскаяться и понести всю ответственность за то, что он совершил.
Пример сочинения 3
Иногда людям сложно понять, как правильно реагировать на жизненные трудности. Кто-то настаивает на необходимости смирения, аргументируя это высоким христианским смыслом данного чувства. А кто-то выбирает гордость и приводит примеры, как она помогла личности сохранить моральные ценности и не пасть перед соблазном. Оба варианта могут быть верными, а могут и не оправдать себя, потому что эффект гордости и смирения зависит от того, стремится ли человек к обогащению своей души или он просто выбирает путь наименьшего сопротивления? Чтобы разобраться в этом, разберем примеры из литературы.
Так, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» изобразил двух «гордецов» — брата и сестру. Дуня проявила свою гордость, когда отказала Лужину, убедившись в его низости. Опозоренная девушка из бедной семьи не могла и желать лучшей партии, чем во всем умеренный, богатый и симпатичный Лужин. Брак с юристом помог бы не только выбраться из ямы безденежья, обеспечить мать, но и устроить любимого брата на приличную службу. И все же Авдотья отвергла блестящие перспективы, когда узнала, что жених не уважает ни ее саму, ни ее семью. Он лишь покупал себе наложницу, а не выбирал супругу, и уважающая себя героиня не могла позволить себя купить. Гордость обогатила ее личность, ведь стала опорой верной и принципиальной позиции. А вот Родион пошел на поводу у своей гордыни и захотел убедиться в том, что он принадлежит к высшей породе людей. Не имея ни малейшего основания, герой причислил себя к тем, кто выше закона, и убил старуху-процентщицу и ее сестру. В данном случае болезненное уважение к себе травмировало и унизило личность, ведь все ее нравственные ценности были попраны. Таким образом, гордость может обогатить, а может и ограбить человека. Ее воздействие зависит от того, что является поводом для возникновения этого чувства: реальное человеческое достоинство или иллюзорное превосходство?
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» тоже демонстрируются разные примеры того, как смирение отражается на личности человека? Положительный эффект смирения мы видим в поведении Павла Петровича. Если сначала он был против брака брата с девушкой не из высшего сословия и препятствовал его счастью, то в финале книги он сам настоятельно рекомендовал Николаю Петровичу жениться на Фенечке. Общение и конфликт с Базаровым открыли ему глаза на то, что он при всем своем либерализме оставался барином, стоящим на консервативных позициях. Абстрактная репутация семейства была для него важнее, чем реальное счастье домочадцев. Но после дуэли он смирился с тем, что судьба свела его брата и Фенечку. Это чувство возвысило его душу. А вот смирение Базарова после окончательного разрыва с Анной перетекло в отчаяние и стало причиной его смерти. Раз и навсегда решив все за них обоих, Евгений замкнулся в своем горе и опустил руки. Смирившись с судьбой одинокого уездного лекаря, герой потерял вкус к жизни и быстро угас от тифа. Это чувство не только не обогатило его личность, но и отравило ее: Базаров потерял положительные свойства своего характера и опустился. Значит, и смирение может дать человеку многое, но и отнять не меньше. Все зависит от того, с чем мирится личность: с новыми взглядами и прежними ошибками или с отчаянием, апатией и бесперспективностью своего существования?
Таким образом, и гордость, и смирение могут обогатить личность, но они же могут стать причинами ее нравственного падения. Если человек гордится обоснованно и смиряется с неизбежным, то он станет только лучше. Но если его гордыня исходит от высокомерия, а смирение — от бессилия, то ни одно из этих качеств не поможет ему в самосовершенствовании.
Пример сочинения с примерами из литературы
М. Горький «Старуха Изергиль»
Проблема гордости занимает в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» особое место. Два центральных персонажа – Ларра и Данко. Несмотря на то что они являются героями-антиподами, им дается общая характеристика: гордые. Однако гордость, свойственная Ларре, отличается от той гордости, которой обладает Данко.
Ларра – человек эгоистичный и бездушный. Выросший отдельно от человеческого общества, он считает себя лучше всех остальных. Ларра всячески пытается продемонстрировать свое преимущество, выказывая недовольства по отношению к племени. Все это позволяет сказать о гордыне Ларры. Это качество является отрицательным. Оно основано на высокомерии и эгоизме. Ларра считал себя первым на всем свете, он делал все, что ему только хотелось. Человеческие жизни не имели для него никакого значения, он с легкостью убивает девушку, которая отказала ему в любви. Это вновь подчеркивает высокомерие персонажа, ведь он не мог смириться с тем, что ему кто-либо отказал, то есть не подчинился его власти.
Данко – человек храбрый и милосердный. Видя несчастья своего народа, он повел за собой людей для того, чтобы обрести свет и свободу. Не каждый человек способен взять на себя ответственность за судьбу целого племени. Гордость Данко заключалась в том, что он справедливо оценивал свои возможности, зная, что ему удастся спасти свое племя. Когда люди стали роптать на Данко, он не испугался и не сошел с пути. Для него было важно дойти до конца, чтобы его народ получил обещанное счастье. Данко разорвал свою грудь руками, в которых теперь находилось его горящее сердце, которое было, по словам старухи Изергиль, гордым. Благодаря свету, исхо
Это чувство возвысило его душу. А вот смирение Базарова после окончательного разрыва с Анной перетекло в отчаяние и стало причиной его смерти. Раз и навсегда решив все за них обоих, Евгений замкнулся в своем горе и опустил руки. Смирившись с судьбой одинокого уездного лекаря, герой потерял вкус к жизни и быстро угас от тифа. Это чувство не только не обогатило его личность, но и отравило ее: Базаров потерял положительные свойства своего характера и опустился. Значит, и смирение может дать человеку многое, но и отнять не меньше. Все зависит от того, с чем мирится личность: с новыми взглядами и прежними ошибками или с отчаянием, апатией и бесперспективностью своего существования?
Таким образом, и гордость, и смирение могут обогатить личность, но они же могут стать причинами ее нравственного падения. Если человек гордится обоснованно и смиряется с неизбежным, то он станет только лучше. Но если его гордыня исходит от высокомерия, а смирение — от бессилия, то ни одно из этих качеств не поможет ему в самосовершенствовании.
Пример сочинения с примерами из литературы
М. Горький «Старуха Изергиль»
Проблема гордости занимает в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» особое место. Два центральных персонажа – Ларра и Данко. Несмотря на то что они являются героями-антиподами, им дается общая характеристика: гордые. Однако гордость, свойственная Ларре, отличается от той гордости, которой обладает Данко.
Ларра – человек эгоистичный и бездушный. Выросший отдельно от человеческого общества, он считает себя лучше всех остальных. Ларра всячески пытается продемонстрировать свое преимущество, выказывая недовольства по отношению к племени. Все это позволяет сказать о гордыне Ларры. Это качество является отрицательным. Оно основано на высокомерии и эгоизме. Ларра считал себя первым на всем свете, он делал все, что ему только хотелось. Человеческие жизни не имели для него никакого значения, он с легкостью убивает девушку, которая отказала ему в любви. Это вновь подчеркивает высокомерие персонажа, ведь он не мог смириться с тем, что ему кто-либо отказал, то есть не подчинился его власти.
Данко – человек храбрый и милосердный. Видя несчастья своего народа, он повел за собой людей для того, чтобы обрести свет и свободу. Не каждый человек способен взять на себя ответственность за судьбу целого племени. Гордость Данко заключалась в том, что он справедливо оценивал свои возможности, зная, что ему удастся спасти свое племя. Когда люди стали роптать на Данко, он не испугался и не сошел с пути. Для него было важно дойти до конца, чтобы его народ получил обещанное счастье. Данко разорвал свою грудь руками, в которых теперь находилось его горящее сердце, которое было, по словам старухи Изергиль, гордым. Благодаря свету, исходящему из сердца-факела, Данко удалось спасти народ.
Раскрывая образы Ларры и Данко, М. Горький показывает разницу между понятиями «гордость» и «гордыня». Горделивый Ларра оказывается наказанным: теперь ему суждено существовать и искать свою смерть целую вечность. Причем старуха Изергиль, рассказывающая легенду о Ларре, подчеркивает, что Ларра был наказан именно за свою гордость. Данко же умирает как настоящий герой, который смог спасти свой народ от гибели. Такие финалы жизни персонажей позволяют выразить авторскую позицию: гордость – это положительное качество человека, основанное на уверенности в собственных действиях, а гордыня – отрицательное качество, заслуживающее истинного наказания.
«Сказание о Борисе и Глебе»
В древнем литературном памятнике ярко звучит проблема гордости и смирения. В основе сюжета лежат братоубийственные действия одного из сыновей князя Владимира – Святополка. Все произведение построено на приеме антитезы: жестокий Святополк противопоставлен милосердным Борису и Глебу.
К желанию убить всех наследников престола Святополка приводит его гордыня. Он не хочет делиться со своими братьями престолом. Святополк хочет взять власть полностью. Для этого он идет на братоубийства: умерщвляет младших сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба. Если бы не действия Ярослава, направленные против Святополка, он бы убил всех наследников власти. Это позволило бы Святополку править единолично, что установило бы диктатуру по всей Руси. Вся власть бы находилась в руках жестокого тирана. Автор «Сказания о Борисе и Глебе» демонстрирует, к чему могла привести всю Русь гордость одного человека.
Совершенно другими качествами обладают Борис и Глеб. Братья знают о намерениях Святополка и имеют возможности пойти против него войной. Однако поднять руку на собственного брата – это непозволительное для Бориса и Глеба действие. Братья даже не задумываются о том, чтобы наказать Святополка, который намеревается их убить. Их сердца наполнены любовью и уважением к старшему брату. Борис и Глеб выбирают путь смирения.
Когда Борис перед приходом слуг Святополка, собиравшихся убить его, рассуждает о своей судьбе, он говорит о том, что только смиренным людям дается благодать. Гордым же людям, по словам Бориса, который ссылается на учение Христа, Бог противится. С данным размышлением и связана в «Сказании о Борисе и Глебе» проблема гордости и смирения.
Автор демонстрирует судьбы Бориса и Глеба, которые выбирают смирение, и судьбу Святополка, выбравшего путь эгоизма и жестокости. Младшие братья, которые воспитывались по религиозным принципам, оказываются святыми еще при жизни. На местах их захоронения происходят различные чудеса, связанные с людскими исцелениями. Святополк же умирает в безумии и агонии, не найдя себе места для приюта. От его могилы после смерти исходит жуткий смрад, который напоминает всем людям, что делает с человеком гордость.
Размышления Бориса оказались верными: смиренным Борису и Глебу Бог дал благодать, ведь они были причислены к лику святых, а горделивый Святополк получил от Бога противление.
А.С. Пушкин «Дубровский»
Гордость и смирение – одна из проблем, которые поднимаются А.С. Пушкиным в романе «Дубровский». С этой темой связаны все основные персонажи произведения.
Роман начинается с конфликта между Кирилой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским. Это давние друзья, которые раньше вместе служили, а теперь живут недалеко друг от друга.
Несмотря на свое довольно бедное положение, Андрей Гаврилович никогда не потакал Кириле Петровичу, окружающие люди удивлялись тому, что он высказывал свою точку зрения, даже если она не совпадала с мнением Троекурова. Это говорит о гордости Дубровского-старшего, что можно назвать его положительным качеством.
Однако в один день гордость Кирилы Петровича не позволила ему забыть случившийся скандал. Когда Троекуров показывает Дубровскому свою псарню, слуга Кирилы Петровича задел честь Андрея Гавриловича. Гордость Дубровского не позволила посещать дом Троекурова, холоп которого разрешает себе говорить дерзости дворянину.
Но Троекуров отказался идти со своим другом на мировую. Сделать это ему не позволяла гордыня. Он не хотел признавать свои ошибки и извиниться перед Дубровским, честь которого была оскорблена. В результате этого между Троекуровым и его бывшим другом начались судебные тяжбы, которые привели к тому, что Андрей Гаврилович потерял свое имение. Это говорит о том, что гордыня Троекурова оказалась сильнее, чем его крепкая дружба с Дубровским.
Проблема гордости и смирения тесно связана с еще одним образом в произведении – Владимиром Дубровским. Узнав о случившемся конфликте и похоронив своего отца, Владимир решает отомстить Троекурову. На это героя наталкивают гордость и задетая честь его рода. Однако вскоре Владимир Дубровский, который влюбляется в дочь Троекурова, выбирает путь смирения. Показывая, как Дубровский отказывается от своей мести, А.С. Пушкин демонстрирует внутренние изменения центрального персонажа, гордость которого сменяется смирением.
Смирением обладает и Маша Троекурова, дочь Кирилы Петровича. Она смиряется с тем, что ее выдали замуж за знакомого ее отца – князя Верейского. Имея возможность сбежать вместе с Дубровским, Маша отказывается, аргументируя это тем, что она дала клятву верности. Героиня смиряется с замужеством за нелюбимым человеком, тем самым смиряется со своей тяжелой и несчастной судьбой, которая ей была предназначена.
Смирение не только в русской литературе, но и в культуре имеет важное значение. Это восходит к православной вере, где человек, принимающий тяготы жизни, идет к духовному очищению. Смирение — понимание и признание собственной неполноценности или же ошибок.
За примером смирения обратимся к произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Героиня Соня Мармеладова обладает тяжелой судьбой и неспособностью борьбы с этой судьбой. Героиня покоряется тому, что с ней происходит. Ее отец — беспробудный пьяница, который потерял себя, ее мачеха больна туберкулезом. Обстоятельства в лице родителей заставляют Соню пойти работать по «желтому билету». Но даже став проституткой, Соня не утратила своей доброты и сострадания.
Читатель может задаться вопросом: почему Соня Мармеладова так смиренно переносит все тяготы жизни и даже отправляется вслед за Раскольниковым на каторгу. Возможно ответ на этот вопрос звучит так: смирение не всегда означает слабость. Для того, чтобы поступать так, как поступает Соня, порой необходимо мужество. Достоевский показывает через образ Сони Мармеладовой, как важны прощение и смирение. Именно она приводит Раскольникова, человека, который через убийство пытался доказать свою правоту, к смирению и раскаянию.
Другой пример смирения — это герой А.С. Пушкина из «Станционного смотрителя» Самсон Вырин. Сам автор называет его «мучеником» и не зря дает ему библейское имя. На долю героя падает много лишений и жестокости. Мир несправедлив к нему. Даже родная дочь предает Самсона и пытается забыть. К ней пришло раскаяние, но слишком поздно.
Единственная услада Самсона Вырина, его дочь Соня сбегает из дома в объятиях молодого князя. Все бы ничего, но потом она и князь Минский пытаются откупиться от героя деньгами, совершенно не понимая, что Самсону нужны внимание и забота. Деньги выводят из себя Самсона Вырина, он уходит и больше не возвращается, не предпринимает попыток вернуть дочь или завоевать ее внимание. Он понимает, что дочь хорошо устроена, но ему тяжело воспринять отказ в общении.
Почему же там, где необходимо бороться за своего ребенка, Вырин перестает сопротивляться. Выходит, что это вынужденное смирение. Здесь Пушкин ставит перед читателем важную проблему маленького человека. Самсон Вырин не может противостоять власти и важности человека, чье социальное положение превыше его положения. Получается, что его смирение не может бороться с гордостью князя Минского. Для автора было важным сказать нам, что обществу необходимо быть более внимательным к проблемам людей, лишенных чьего-то попечительства и не обладающих авторитетом.
Таким образом, можно подвести итог. С одной стороны, смирение может говорить о добродушии и незлобивости. С другой стороны, это может быть неспособность постоять за себя и свои интересы. Конечно, умение прощать и приносить в жертву свои интересы перед более важными целями, способно спасти человека, но необходимо и помнить о своей гордости.
Что такое смирение
Тип работы: | Сочинение |
Дата добавления: | 15.08.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки сочинения.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы научитесь писать сочинения на любые темы:
Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Многие люди считают, что смирение — это лишь признак слабости души, страха отвечать и отстаивать свою точку зрения, послушания и признания мелочности перед другими, трусости. Но на самом деле это слово многогранно. Смирение — это отсутствие эгоизма и гордости, отвратительное отношение к желанию восстать против основ. Это принятие себя, осознание своих слабостей и недостатков, чувство угрызений совести, умение терпеть невзгоды, кротость и скромность, преодоление гордости.
Смиренный человек не считает себя гордым и не пытается выставлять свои заслуги напоказ, он молчит и принимает жизнь такой, какая она есть. Для лучшего понимания этого слова приведем примеры из литературы. Так, в творчестве Достоевского истинно скромным человеком является Соня Мармеладова. Соня переживает тяжелую и трагическую судьбу. Ее семья бедна, отец пьет, мачеха больна туберкулезом (потреблением). Но даже при этом она не сдается, делает добрые дела и постоянно жертвует своими нравственными принципами.
Ее характер очень смирен и одарен желанием помогать другим. Сонечка не пытается восстать или пойти против судьбы, она признает свои недостатки и не обнажает свою доброту, не требует взамен добра. Она не гордится и готова пойти по низкому пути ради благополучия своей семьи. Героиня называет себя грешницей, что подчеркивает ее смирение. Ее добродетель отражается в любви и жалости ко всему живому. Ее смирение — это добро, моральная гордость.
Другой пример — работа А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Ее герой Желтков принял решение семьи Шейнов. Он понимал, что Вера не может ему ответить взаимностью, так как она была верна своему мужу. Герой не перевешивал этот выбор, он не злился и не продолжал заниматься своим делом. Он смирился с реальностью и не выставлял свои чувства на обозрение, после чего спокойно скончался. В заключение можно сказать, что смирение — это не слабость духа, а знак мудрого и объективного мировоззрения, искренней доброты.
Это принятие и защита человека от эмоциональных элементов и бурь, которые могут разрушить его внутренний мир. Уважение к нравственному достоинству человека, ради добра и спокойствия, пренебрежение своей популярностью и статусом, желание бунтовать — все это смирение, которым порой так трудно овладеть.
1 октября 2019
В закладки
Обсудить
Жалоба
Что такое смирение?
Когда я думаю о смирении, то сразу же мне вспоминается призыв, прозвучавший в речи Фёдора Михайловича Достоевского, посвящённой Пушкину: «Смирись, гордый человек». И в этой фразе выявляется противопоставление: смирение – гордость. Значит, смирение – это победа над своей гордостью. Так ли это? Ответить на вопрос помогут нам произведения художественной литературы.
Прежде всего – Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин». Главный герой произведения, чьим именем озаглавлен роман, является образом человека гордого. Вот он вращается в высшем свете, наслаждается жизнью: рестораны, театры, балы. Приходит, однако, такой момент, когда ему всё надоело: почему он, такой умный, такой утончённый, должен удовлетворяться лишь телесными удовольствиями! Он «духовной жаждою томим», а другие ничем не томимы, и ему с ними скучно, Евгений смотрит на всех свысока, гордо отмечая свою особенность, отдельность. Едет в деревню. Что там? Да то же самое! Он самый умный, а у других разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Презренное соседство настолько неприятно ему, что он сердится на Ленского, залучившего друга на именины Татьяны, и мстит жестоко, разыгрывая интрижку с Ольгой. Гордому люди что пешки. И вот случается страшное – Онегин убивает Ленского на дуэли. Но как же так! Он же такой умный, такой утончённый?! А всё просто – он гордый. Не мог же Онегин допустить, чтобы эти презренные люди называли его трусом. Гордость превыше всего — в результате «несчастной жертвой Ленский пал». Евгений сам в шоке, он не может найти себе покоя, потому что «мальчики кровавые в глазах». А ведь стоило бы проявить смирение – поехать к другу, забыв о гордости, всё объяснить, просить прощения, и всё было бы хорошо. А отношения с Татьяной? Ведь Онегин сам говорит, что он бы «кроме вас одной невесты не искал иной». Почему же не женился? Опять из-за гордости: она – провинциальная барышня, а он -столичный аристократ. Смирение перед влечением к Татьяне могло бы соединить его с той, кого он сам считал лучшей из всех. «Счастье было так близко, так возможно», — с горечью подводит Онегин итог своей жизни, когда гордость побеждена и наступает смирение перед судьбой.
Теперь перейдём к Достоевскому, его роману «Преступление и наказание». Главный герой, Родион Раскольников, условно поделил всех людей на «право имеющих» и на «тварей дрожащих», сам себя хочет отнести к тем, что имеет право… Смириться с тем, что он каким-то боком «тварь», — невыносимая мысль, гордость мешает. Подумать только, сам выглядит, как оборванец, а туда же – глядит в Наполеоны, «двуногих тварей миллионы… – орудие одно»! Смирение наступает после краха всех надежд. Решил на деле доказать себе, что сможет по своему усмотрению распорядиться судьбой одной ничтожной старушонки, а не получилось. Пришёл за помощью к той, кого считал самой «отстойной», как сейчас выражаются. Хотел узнать, чем живут «твари», когда совсем уже «некуда пойти». И узнал о волшебной силе человеческого смирения – прими всё, что наваливает на тебя судьба, и неси. Не считай, что ноша не твоя, что тебе совсем другое предназначено, что родился для чего-то большего и лучшего. Победи свою гордость — смирись.
Трудный это процесс –победа над своей гордостью. Но необходимый, без него — всё хаос и преступления. Принять мир и себя в этом мире – вот что является смирением. На примерах Онегина и Раскольникова мы убедились, что победа над гордостью могла бы оградить героев от многих несчастий и трагических заблуждений, стоило им только не считать себя выше других, не подходить к себе с особенной меркой. Поэтому вслед за Достоевским хочется воскликнуть: «Смирись, гордый человек!».
Зачастую люди путают смирение с апатией, поэтому придают этому слову отрицательный оттенок. На самом же деле смирение — это способность принять жизнь как она есть, не обманывая себя и не бунтуя против непреложных основ. Оно означает кротость и долготерпение, которые человек неизменно демонстрирует в отношениях с окружением. Чтобы точнее объяснить значение этого слова, приведу примеры из литературы.
Так, в пьесе М. Горького «На дне» есть герой, который демонстрирует смирение. Это странник Лука. Когда он приходит в ночлежку, он сталкивается с негативом живущих там людей. Все они рады подколоть и даже побить друг друга, и нездоровая атмосфера заражает даже самых вежливых и добрых жильцов. Но старик не реагирует на провокации грубой Василисы и циничного Пепла. Он помогает советом и делом всем обитателям подвала и этим хоть как-то помогает им жить. В частности, он убеждает бедную Анну в том, что после смерти ее ждет рай, и несчастная героиня смиряется со своей судьбой. Она больше не страдает от ожидания смертельного исхода своей болезни, а с упоением ждет открытия райских врат. Лука терпеливо и долго беседует с ней, утешает и не жалеет сил на убеждение. По его мнению, раз уж человек бессилен изменить свою жизнь, ему нужно смириться с нею и искать радость в гармонии с собой, а не жаловаться, страдать и восставать против себя же. Только так можно облегчить участь бедняков. Кроткие и добрые речи странника помогают и Насте, и Наташе, и Актеру. Даже Сатин приходит к тому, что жалеет об уходе сердобольного старика. Этот пример убеждает читателя, что смирение — это умение терпеливо и достойно переносить невзгоды, помогая в этом и другим людям.
Другой пример описал А.И. Куприн в повести «Гранатовый браслет». Главный герой понял и принял то, что его избранница является женой другого человека и не ответит ему взаимностью. Но он не разозлился, не стал ревновать и досаждать ей своими ухаживаниями. Желтков покорно признал ее право выбора и просто любил Веру без ответа и без претензии на взаимность. В его чувстве было лишь обожание без желания обладать. Георгий нашел в себе силы, чтобы смириться и с тем, что семья Веры против его писем, как и она сама. Услышав это от нее, он решил больше не досаждать Шеиным и добровольно ушел из жизни, никого не упрекая. Этот пример говорит о том, что смирение — это готовность принять и понять другого человека без правок, осуждения и лицемерия.
Таким образом, смирение — это философское отношение к жизни, которое подразумевает терпимость, гуманность и кротость в мыслях, словах и поступках человека. Оно помогает нам понимать и принимать людей, достойно и мудро претерпевать тяготы и лишения. Оно же вдохновляет нас нести свет гармонии и сочувствия тем, кто в этом нуждается.
Предыдущая
СочиненияИтоговое сочинение: Гордость без смирения — тщеславие, смирение без гордости — униженность
Следующая
СочиненияСочинение: Характеристика Воланда в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)