Любое развитие — это движение вперёд или назад. Так и общество может развиваться либо прогрессивно, либо регрессивно, а иногда обществу свойственны оба эти процесса, только в различных сферах жизни. Что же такое прогресс и регресс?
Прогресс
Прогресс — от от лат. progressus — движение вперед, Это такое направление в развитии общества, которому характерно движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, это поступательное движение вперёд, к лучшему.
Социальный прогресс – это всемирно-исторический процесс, для которого свойственно восхождение человечества от примитивности ( дикости) к цивилизации, в основе которой лежат достижения научно- технические, политико-правовые, нравственно- этические.
Виды прогресса в обществе
Социальный | Развитие общества по пути справедливости, создание условий для всестороннего развития личности, для его достойной жизни, борьба с причинами, мешающими этому развитию. |
Материальный | Процесс удовлетворения материальных потребностей человечества, в основе которого лежит развитие науки, техники, повышение жизненного уровня людей. |
Научный | Углубление познания окружающего мира, общества и человека, дальнейшее освоение микро- и макрокосмоса. |
Научно- технический | Развитие науки направлено на развитие техники, совершенствование процесса производства, его автоматизация. |
Культурный (духовный) | Развитие нравственности, формирование осознанного альтруизма, постепенное преобразование человека — потребителя в человека- создателя, саморазвитие и самосовершенствование личности. |
Критерии прогресса
Вопрос о критериях прогресса (то есть признаках, основаниях, позволяющих судить о явлениях как прогрессивных) всегда вызывал неоднозначные ответы в разные исторические эпохи. Приведу некоторые точки зрения по поводу критериев прогресса.
Мыслители | Точки зрения на критерии прогресса |
Ж.Кондорсе | Развитие разума человека |
Вольтер | Развитие просвещения, торжество разума человека. |
Ш.Монтескье | Улучшение законодательства стран |
К.Сен-Симон Ш.Фурье, Р.Оуэн | Отсутствие эксплуатации человека человеком, счастье людей. |
Г.Гегель | Зрелость свободы общества. |
А.Герцен, Н.Чернышевский, В.Белинский, Н.Добролюбов | Распространение просвещения, развитие знаний. |
К.Маркс | Развитие производства, овладение природой, смена одной формации другой. |
Современные критерии прогресс не столь однозначны. Их много, в комплексе они свидетельствуют о прогрессивном развитии общества.
Критерии общественного прогресса современных учёных:
- Развитие производства, экономики в целом, увеличение свободы человека по отношению к природе, жизненный уровень людей, рост народного благосостояния, качества жизни.
- Уровень демократизации общества.
- Уровень свободы, закреплённой законодательно, предоставленные возможности для всестороннего развития и самореализации личности, разумное употребление свободы.
- Нравственное совершенствование общества.
- Развитие просвещения, науки, образования, увеличение потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира.
- Продолжительность жизни людей.
- Увеличение человеческого счастья и добра.
Однако прогресс — это не только положительное явление. К сожалению, человечество одновременно и созидает, и разрушает. Умелое осознанное использование достижений человеческого разума- это тоже один из критериев прогресса общества.
Противоречивость общественного прогресса
Позитивные и негативные последствия прогресса | Примеры |
Прогресс в одних областях может привести к застою в других. | Яркий пример- период сталинизма в СССР. В 30-годы был взят курс на индустриализацию, резко повысились темпы развития промышленности. Однако социальная сфера развивалась слабо, лёгкая промышленность работала по остаточному принципу. В итоге — значительное ухудшение качества жизни людей. |
Плоды научного прогресса могут быть использованы как во благо, так и во вред людям. | Развитие информационных систем, Интернет- это величайшее достижение человечества, открывающее пред ним широкие возможности. Однако одновременно появляется компьютерная зависимость, уход человека в виртуальный мир, появилась новая болезнь-« игровая компьютерная зависимость». |
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем. | Примером может служить освоение целинных земель в правление Н.Хрущёва.. Сначала был действительно получен богатый урожай, но спустя время появилась эрозия почв. |
Прогресс в одной стране не всегда ведёт к прогрессу в другой. | Вспомним государство Золотая Орда. Это в начале 13 века была огромная империя, ,с многочисленным войском, передовой военной техникой. Однако прогрессивные явления в данном государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом орды. |
Подводя итог, хочется отметить, что человечеству свойственно стремление идти вперёд, открывая новые и новые возможности. Однако нужно помнить, и учёным в первую очередь, каковы будут последствия такого прогрессивного движения, не обернётся ли оно катастрофой для людей. Поэтому необходим сокращать до минимума отрицательные последствия прогресса.
Регресс
Противоположным прогрессу путём общественного развития является регресс ( от лат. regressus, то есть движение в обратную сторону, возвращение назад)- движение от более совершенного к менее совершенному, от более высших форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.
Признаки регресса в обществе
- Ухудшение качества жизни людей
- Упадок в экономике, кризисные явления
- Рост смертности людей, снижение среднего уровня жизни
- Ухудшение демографической ситуации, снижение рождаемости
- Рост заболеваемости людей, эпидемии., большой процент населения, имеющего хронические заболевания.
- Падение нравственности, образованности , культуры общества в целом.
- Решение вопросов силовыми , декларативными методами и способами.
- Сокращение уровня свободы в обществе, её насильственное пресечение.
- Ослабление страны в целом и её международного положения .
Решение проблем, связанных с регрессивными процессами общества, — одна из задач правительства, руководства страны. В демократическом государстве, идущем про пути гражданского общества, которым является Россия, большое значение имею общественные организации, мнение народа. Проблемы необходимо решать, и решать сообща- власти и народу.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Вспомогательные
материалы при подготовке к ЕГЭ по обществознанию.
ТЕМА 6. Понятие общественного
прогресса.
1.Прогресс и
регресс.
Общество находится
в состоянии непрерывного изменения и развития. Двумя основными противоположными
линиями общественного развития считаются прогресс и регресс.
Прогресс (от лат. «движение вперёд, успех»)
— одна из двух основных линий развития общества, при которой позитивные сдвиги
перевешивают негативные и происходит поступательное движение общества от низших
форм общественной организации к более высоким и сложным.
Регресс (от лат. «движение назад») – одна из
двух основных линий развития общества, при которой негативные сдвиги
перевешивают позитивные, происходит обратное движение общества от более высоких
форм общественной организации к более низким и упрощённым.
2.Критерии (примеры) общественного прогресса:
В технике и технологиях: 1.Введение в строй нового оборудования для добычи 2.Строительство мусороперерабатывающих заводов вместо 3.Расширение и использование энергии солнечных и 4.Создание приборов и оборудования, позволяющих 5.Создание средств вооружённого нападения дальнего 6.Строительство межпланетных кораблей и организация |
Гуманизация общественных отношений: 1.Запрет на применение смертной казни как вида 2.Введение юридической ответственности за жестокое 3.Расширение спектра уголовных санкций, не |
3.Противоречивость прогресса:
1.Прогресс
охватывает не все сферы общества одновременно.
2.Прогресс в одной
сфере человеческих отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса
в другой.
3.Прогресс
приводит к неоднозначным последствиям.
Примеры,
иллюстрирующие противоречивость прогресса:
1.Египетские
пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их
строительстве погибли тысячи людей.
2.Прогресс техники,
развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели
к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды.
3.Рост крупных
городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни — всё это увеличило
нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии
нервной системы, сосудистых заболеваний.
4.Индустриализация
в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась
ущемлением прав граждан.
5.Развитие орудий
труда, технологические революции – яркое свидетельство экономического
прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили
природные ресурсы земли.
6.Удобства
городской жизни сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации»:
транспортным утомлением, загрязнённым воздухом, уличным шумом и их
последствиями – стрессом, болезнями органов дыхания и т.д.
7.Открытия в
области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник
энергии, но и создать мощное оружие массового уничтожения. Использование
компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого
труда человека, но повлекло за собой новые болезни, связанные с непрерывной
длительной работой у дисплея.
Иногда издержки
прогресса настолько велики, что возникает вопрос, а можно ли вообще говорить о
движении человечества вперёд. Поэтому особый смысл имеет обоснование критериев
общественного прогресса.
4.Проблема негативных последствий прогресса:
Всё больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами. Они
не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью
СМС-сообщений.
Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к
тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации
собеседника и сочувствовать ему.
В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен
диагноз «СМС-зависимость».
Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали,
что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать СМС-сообщения по семь и
более часов в день.
5.Теории общественного развития:
Авторы теории |
Суть данной теории |
Критерии прогресса |
Гесиод, древнегреческий философ и поэт. |
Сплошная линия общественного развития – регресс, то |
|
Платон и Аристотель, древнегреческие философы. |
Развитие общества – циклический круговорот, повторяющий |
|
Р. Тюрго и Ж. Кондорсе, французские |
Исторический процесс – путь социального прогресса, в |
Развитие человеческого разума. |
А. Сен-Симон, французский философ. |
Общественный прогресс возможен. |
Состояние общественной нравственности, приближение её к |
Г. Гегель, немецкий философ. |
Общественный прогресс восходит к единой сверх-природной |
Степень сознания личностью свободы. |
К. Маркс, немецкий философ и социолог. |
Каждая новая общественная формация более прогрессивна |
Развитие производительных сил, уровень производительности |
О. Шпенглер, немецкий философ, А. Тойнби, английский |
Многолинейное, независимое друг от друга, параллельное |
|
Г. Спенсер, английский философ, О. Конт, французский |
Общественный прогресс объективен: развитие человеческой |
Удовлетворение личных потребностей как материальных, |
Р. Арон, французский социолог, Д. Белл, американский |
Технический и технологический уровень хозяйственной |
|
К. Поппер, современный западный философ и социолог. |
Прогресс возможен только для отдельного человека, но не |
Существует извечная
проблема: как совместить столь различные взгляды?
Очевидно, что
критерием общественного прогресса может являться мера свободы, которую
общество в состоянии предоставить личности для максимального развития её
потенциальных возможностей. Таким образом, степень прогрессивности того или
иного развития следует оценивать по степени «человечности» общественного
устройства, по уровню гуманизации общества.
1.С помощью такого критерия, как совершенствование 1)изобретения письменности 2)успехов в освоении космического пространства 3)отмирания обычая кровной мести 4)учения о разделении властей 2.В страну А. вторглись кочевники, разорив города, Какая форма общественных отношений может быть 1)модернизация 2)регресс 3)реформа 4)эволюция 3.С помощью такого критерия как гуманизация 1)использования информационных технологий в школьном 2)освоения нового способа добычи нефти на морском 3)смягчения уголовного законодательства, введение 4)проведения исследований в области создания |
4.К факторам, подтверждающим противоречивость 1)отсутствие подъёмов и спадов, линейное развитие 2)положительные и отрицательные последствия 3)положительные изменения во всех сферах общественной 4)медленное поступательное развитие всех сфер 5.Прогрессивный характер какого из перечисленных 1)введение всеобщей воинской повинности 2)реформирование системы государственной службы 3)использование обществом энергосберегающих технологий 4)окончание холодной войны 6.Термины «совершенствование», «поступательное движение» 1)регрессе 2)циклическом круговороте 3)прогрессе 4)не имеющем направления процессе |
Задание. Ниже приведён ряд терминов. Все они,
за исключением одного связаны с понятием «прогресс». Найдите и укажите
термин, не связанный с понятием «прогресс».
Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное
развитие; модернизация.
1.Верны А. Б. 1) 2) 3) 4) 2.Верны А. Б. 1) 2) 3) 4) 3.С помощью такого критерия как гуманизация 1)проведения исследований в области создания 2)введения нового поколения микропроцессорных 3)отказа от смертной казни как меры наказания за особо 4)запуск нового модуля |
4.Верны А. Б. 1) 2) 3) 4)оба 5.Верны А.Социальный Б.Прогресс 1) 2) 3) 4) 6.Верны А.Общественный Б.Общественный 1) 2) 3) 4) |
Задание. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место
пропусков.
«_________(1)
прогресса французские просветители видели в развитии человеческого
_________(2), в распространении ________(3). Столь оптимистический взгляд на
историю сменился в XIX веке более сложными
представлениями. Так, марксизм усматривал прогресс в переходе от одной
общественно-экономической _________(4) к другой. Некоторые социологи сутью
прогресса считали усложнение социальной _________(5), рост социальной
неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с
процессом _________(6), то есть переходом от аграрного общества к
индустриальному, а затем и к постиндустриальному».
А.Стабилизация Б.Модернизация В.Разум |
Г.Формация Д.Просвещение Е.Критерий |
Ж.Цивилизация З. И.Структура |
Задание. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место
пропусков.
«Исторический
_________(1) растянулся на тысячелетия и рассматривает разные этапы развития
человеческого общества вплоть до наших дней. Он интегрирован в социальные
_________(2), являющиеся неотъемлемой его сущностью:___________(3) людей
(индивидов, социальных групп), продукты человеческой ___________(4)
(материальные, духовные), суждения, высказывания (теории, идеи, концепции).
Его основу составляют ___________(5), то есть те или иные прошедшие или
проходящие факты или явления общественной жизни. Именно в них воплощаются
экономические, социальные, политические и культурные связи и ___________(6)».
А.Отношение Б.Прогресс В.Фактор |
Г.Процесс Д.Опыт Е.Действие |
Ж.Событие З.Деятельность И.Структура |
Задание. Установите соответствие между
критериями прогресса и их примерами.
Критерии прогресса |
Примеры |
А) запрет на Б) введение В) введение в Г) строительство Д) расширение Е) расширение |
1) гуманизация 2) совершенствование |
Задание. |
1.Гуманизация 2.Совершенствование 3.Расширение |
Общественный 1.Сущность 2.Общественный 3.Характерные а)совокупность б)противоречивость в)неоднородность г)относительность д)усложнение 4.Критерии а) обновление б)гуманизация в)совершенствование г)расширение д)совершенствование 5.Особенности прогрессивного |
в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах
Категория:
Атрибут:
Всего: 37 1–20 | 21–37
Добавить в вариант
Задания Д22 C3 № 4215
Что по мнению автора, являлось главным критерием прогресса в марксистской концепции? Укажите данные особенности с использованием текста документа. Как марксисты трактовали регресс? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс».
Показать
1
Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
2
Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
3
По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
4
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
Задания Д22 C3 № 6110
Что по мнению автора, являлось главным критерием прогресса в марксистской концепции? Укажите данные особенности с использованием текста документа. Как марксисты трактовали регресс? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс».
Показать
1
Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
2
Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
3
По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса.
4
Задания Д22 C3 № 4330
Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
Показать
1
Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
2
По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
3
Задания Д22 C3 № 4215
Что по мнению автора, являлось главным критерием прогресса в марксистской концепции? Укажите данные особенности с использованием текста документа. Как марксисты трактовали регресс? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс».
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса.
Показать
1
Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
2
Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
3
Задания Д22 C3 № 4215
Что по мнению автора, являлось главным критерием прогресса в марксистской концепции? Укажите данные особенности с использованием текста документа. Как марксисты трактовали регресс? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс».
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
Показать
1
Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
2
По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса.
3
Задания Д22 C3 № 4330
Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса.
Показать
1
Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
2
Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
3
Задания Д22 C3 № 4330
Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
Показать
1
Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
2
По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
3
Задания Д22 C3 № 4215
Что по мнению автора, являлось главным критерием прогресса в марксистской концепции? Укажите данные особенности с использованием текста документа. Как марксисты трактовали регресс? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс».
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
Показать
1
Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
2
По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса.
3
Задания Д22 C3 № 4330
Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема общественного прогресса». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
Прогресс | Направление развития, для которого характерно движение от простого к более сложному и совершенному |
… | Направление развития, для которого характерен переход от более высоких форм к более низким, понижение уровня организации, изменения к худшему |
Запишите слово, пропущенное в таблице.
НАПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
Прогресс | Направление поступательного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному |
… | Переход от более высоких форм развития к более низким; упадок в развитии |
При обсуждении проблем социальной динамики участники научной конференции обратили внимание на противоречивость общественного прогресса. Найдите в приведённом списке подтверждения указанной особенности и запишите цифры, под которыми указаны эти подтверждения.
1) Современный мир характеризуется как целостная система.
2) Высокие темпы развития промышленности Китае привели к экологическим проблемам.
3) Возрастает роль информации, знаний и информационных технологий в жизни людей.
4) Изменения в разных сферах жизни общества могут быть разнонаправленными.
5) Сохраняется воздействие природы на жизнь общества.
6) Прогресс науки и техники имеет неоднозначные последствия.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию общественный прогресс.
1) деградация; 2) упадок; 3) реформа; 4) развитие; 5) инновация; 6) модернизация.
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный прогресс».
1) реформа; 2) эволюция; 3) революция; 4) застой; 5) скачок; 6) спад
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса
Задания Д20 № 63
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) постиндустриальное общество | 2) отношение | 3) традиционное общество |
4) эволюция | 5) революция | 6) подъем |
7) прогресс | |
9) простая форма |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал источником совершенствования человечества развитие_______ (А). Социалист-утопист Сен-Симон считал, что________ (Б) должно принять такую форму
организации, которая привела бы к осуществлению принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф. В. Шеллинг писал, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества запутались в спорах о критериях________ (В). Одни рассуждают о совершенствовании человечества в области________ (Г), другие — о развитии науки и_________ (Д). Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человечества может служить только постепенное приближение его к______ (Е) государству».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) общество | 2) разум | 3) правовое |
4) прогресс | 5) цивилизация | 6) мораль |
7) искусство | |
9) регресс |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«XX—XXI века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и _________ (А) в жизни общества. Появились философские и социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на ___________ (Б) цивилизации. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет писал: «Поскольку люди позволили этой ____________(В) затмить им рассудок, они выпустили из рук поводья_____________ (Г), утеряли бдительность и сноровку. Жизнь выскользнула из их рук, перестала им покоряться». Вместо идеи развития разные философы предлагают теории ___________(Д) круговорота, глобальных экологических и ядерных ____________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) развитие | 2) критерии | 3) катастрофа |
4) циклическое | 5) история | 6) регресс |
7) экономика | |
9) человечество |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальная эволюция; общественное развитие; регресс общества; реформа; революция.
Запишите слово, пропущенное в схеме.
Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса
Задания Д22 C3 № 4330
Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование.
Показать
1
Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
2
Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
3
По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса.
4
Задания Д22 C3 № 6110
Что по мнению автора, являлось главным критерием прогресса в марксистской концепции? Укажите данные особенности с использованием текста документа. Как марксисты трактовали регресс? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс».
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
Всего: 37 1–20 | 21–37
Прогресс — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному.
Регресс — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Критерии прогресса:
— развитие человеческого разума;
— совершенствование нравственности людей;
— прогресс науки и техники;
— развитие производительных сил, включая самого человека;
— возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку;
— гуманистические критерии прогресса (средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.).
Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.
Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Существует два основных пути развития общества: эволюционный и революционный.
Эволюция — это частичные и постепенные изменения, способствующие появлению в различных сферах и элементах общества новых качеств и свойств.
Эволюционные изменения могут осуществляться как сознательно, в таком случае они обретают форму реформ, так и стихийно.
Реформа — изменения в какой-либо сфере общественной жизни, проводимые правительством, в виде постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).
Виды реформ:
— Прогрессивные (например, реформы 60–70‑х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II);
— Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80‑х — начала 90‑х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III).
Революция — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
Признаки революции:
— это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта;
— носят общий, фундаментальный характер;
— как правило, опираются на насилие;
— организуются сознательно;
— вызывают необычайно сильные эмоции и массовую активность.
Революция — захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых движений и последующее использование её для крупномасштабного реформирования всех сфер общественной жизни.
Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Основные подходы к изучению развития общества:
— линейный (формационный и стадиально-цивилизационный) —
развитие общества рассматривается как закономерный поступательный процесс перехода от низших форм к высшим, от простых к сложным;
— нелинейный (локально-цивилизационный) — развитие общества не имеет однонаправленного характера, в истории человечества есть периоды подъёмов, падений и стагнации.
Формационный подход (основоположники — немецкие философы-экономисты К. Маркс и Ф. Энгельс). Развитие общества осуществляется в результате закономерной смены общественно-экономических формаций.
Пять общественно-экономических формаций:
- первобытнообщинная;
- рабовладельческая;
- феодальная;
- капиталистическая;
- коммунистическая.
Критерием выделения общественно-экономических формаций является производственная деятельность людей, характер труда и способы включения в производственный процесс (природная необходимость, внеэкономическое принуждение, экономическое принуждение, труд становится потребностью личности).
Движущей силой развития общества является классовая борьба. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в результате социальных революций.
Стадиально-цивилизационный подход (У. Ростоу, Тоффлер).
В основе данного подхода лежит понимание цивилизации как стадии в процессе поступательного развития человечества, в его восхождении по лестнице, ведущей вверх к единой мировой цивилизации.
Характеристика основных типов цивилизаций
Критерии для сравнения | Традиционное (аграрное) общество |
Особенности исторического процесса | Длительное, медленное эволюционное развитие, отсутствие явных граней между эпохами. |
Отношения общества и природы | Гармоничные отношения без разрушительного воздействия, стремление приспособиться к природе. |
Особенности экономического развития | Ведущим является аграрный сектор, главное средство производства – земля, находится в общинной собственности или неполной частной, так как верховным собственником является правитель. |
Социальная структура общества | Жёсткая закрытая кастовая или сословная система, уровень социальной мобильности низкий или отсутствует. |
Особенности политического строя, регулирования общественных отношений | Преобладание монархических форм правления, главными регуляторами общественных отношений являются обычаи, традиции, религиозные нормы. |
Положение личности в обществе | Личность поглощается общиной и государством, господство коллективистских ценностей. |
Критерии для сравнения | Индустриальное (западное) общество |
Особенности исторического процесса | Резкое, скачкообразное, революционное развитие, грани между эпохами очевидны. |
Отношения общества и природы | Стремление властвовать над природой, активная преобразовательная деятельность, появление глобальной экологической проблемы. |
Особенности экономического развития | Преобладает промышленность, главным средством производства является капитал, который находится в частной собственности. |
Социальная структура общества | Открытая классовая социальная структура, высокий уровень социальной мобильности. |
Особенности политического строя, регулирования общественных отношений | Преобладание республиканских форм правления, создание правового государства, главный регулятор общественных отношений — право. |
Положение личности в обществе | Индивидуализм, свобода личности. |
Критерии для сравнения | Постиндустриальное (информационное) общество |
Особенности исторического процесса | Эволюционное развитие общества, революции только в научно-технической сфере, глобализация всех сфер общественной жизни. |
Отношения общества и природы | Осознание сущности глобальной экологической проблемы, попытки её решения, стремление создания ноосферы – «сферы разума». |
Особенности экономического развития | Преобладает сфера услуг и производство информации, мировая экономическая интеграция, создание транснациональных корпораций. |
Социальная структура общества | Открытая социальная структура, стратификация общества по уровню доходов, образования, профессиональному признаку, высокий уровень социальной мобильности. |
Особенности политического строя, регулирования общественных отношений | Преобладание республиканских форм правления, создание правового государства, главный регулятор общественных отношений — право. |
Положение личности в обществе | Индивидуализм, свобода личности. |
Локально-цивилизационный подход (М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. Сорокин, Л. Гумилев).
Сущность подхода заключается в отрицании единого однонаправленного процесса. Исторический процесс распадается на множество независимых, изолированных и равноценных по значимости путей развития, цивилизаций и культур.
Цивилизация — общественная система, связанная едиными культурными ценностями (религией, обычаями, традициями, экономической, социальной, политической организацией), которые согласованы и взаимосвязаны друг с другом.
При выделении типов цивилизаций чаще всего используют религиозный критерий, так как считают религию концентратом культурных ценностей.
Классификация типов цивилизаций:
— западная христианская;
— православная христианская;
— исламская;
— индуистская;
— конфуцианская (дальневосточная);
— буддийская;
— иудаистская.
Различия между линейным и нелинейным подходами
Критерии | Линейный подход (формационный, стадиально-цивилизационный) | Нелинейный подход (локально-цивилизационный) |
Длительные тенденции в развитии общества | Прогресс – качественное совершенствование общества | Цикличность, периодические повторения подъёмов, спадов, застоя |
Основные общественные системы | Последовательно сменяющие друг друга формации, цивилизации | Сосуществующие цивилизации, культуры |
Критерии общественного развития | Формационный подход – материальное производство; Стадиально-цивилизационный – духовная, социальная, экономическая, политическая организация общества. |
Духовные ценности |
Пути развития | Существование главного «магистрального» пути развития | Множественность равнозначных путей развития |
Возможность сравнения общественных систем | Последующие совершеннее, сложнее, выше предыдущих | Каждая цивилизация уникальна, самодостаточна и равноценна |
Влияние общественных систем друг на друга | Более развитая система уничтожает менее развитые | Цивилизации могут ограниченно обмениваться ценностями |
Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась ещё в древности и оставалась достаточно дискуссионной.
Различные взгляды на направленность общественного развития:
- Французские просветители (история – непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества)
- Религиозные течения (преобладание регресса во многих сферах жизни общества)
- Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби (движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е, теория исторического круговорота.
- Современные исследователи (положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса)
Постепенное совершенствование общества, переход на более высокую ступень развития, который отражается во всех сферах общественной жизни, называется прогрессом.
Не смотря на то, что весь материальный мир динамичен, постоянно изменяется, не все изменения являются прогрессом. Как таковой прогресс свойственен только обществу и отражается в деятельности и условиях жизни людей.
История показывает, что процесс развития обществ не всегда идет по направлению к прогрессу, зачастую рост и процветание может обернуться распадом и деградацией (упадком), вследствие каких-либо событий (например, военные действия или революция, природные катаклизмы и др.). Такой «откат» назад называется регрессом.
Регресс — упадок в развитии, переход от более высоких форм развития к низшим, менее совершенным, движение назад.
Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперёд могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (от лат.— стоячая вода).
Стагнация — это застой в развитии общественной жизни, остановка.
Стагнация — явление характерное, в первую очередь, для экономической сферы общества. Так, стагнация может характеризоваться и как длительное состояние застоя экономики. При стагнации, экономическая ситуация в стране, а также в мировой экономике, практически не изменяется. Зачастую стагнация возникает в период перехода от одного вида экономики к другому и может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Понятие прогресса в современных условиях всё более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерениях, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека — в этом видится прогресс современного общества.
В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества:
- средняя продолжительность жизни человека,
- детская и материнская смертность,
- состояние здоровья,
- уровень образования,
- развитие различных сфер культуры,
- чувство удовлетворённости жизнью,
- степень соблюдения прав человека,
- отношение к природе и др.
Общество — это динамичная система, в которой постоянно происходит большое количество изменений. Различают две основные формы развития: эволюционную и революционную.
Эволюция — это частичные и постепенные изменения, способствующие появлению в различных сферах и элементах общества новых качеств и свойств.
Так, например, появление новой техники по возделыванию земли, не повлияло на использование лопат.
Изменения в обществе могут носить незначительный (реформа) или радикальный характер (революция).
Реформа (от лат. «reformo» — «преобразовываю») — изменение в какой-либо сфере общественной жизни, преобразования, не затрагивающие фундаментальной основы (системы, явления, структуры).
Соответственно и виды реформ классифицируются по сферам жизни общества:
- Экономические (Преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.))
- Социальные (Преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми))
- Политические (Изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.))
- Духовные (реформа образования, попытка создать национальную идею, интегрирующую россиян, возрождение исторических традиций, пропаганда гражданственности, патриотизма и т. д.)
Реформы не подразумевают коренных и резких изменений, они направлены на улучшение жизни общества. Любая реформа является способом введения инноваций в сферы общественной жизни и модернизации общества в целом. Реформы могут стимулировать развитие общества (прогрессивные) или вызывать застои и упадок (регрессивные, реакционные).
Более радикальные перемены в общественной жизни вызывают революции.
Революция — это резкие и глубокие изменения, затрагивающие все сферы жизни общества и основы существующего социального строя.
В исторической науке под революцией понимается насильственная смена власти, так как именно это влечет собой дальнейшее переустройство общественной жизни, вызывая такие последствия как гражданские войны, репрессии, смуту.
В отличие от реформ революции осуществляются народом, а не правящей элитой, те. проводятся «снизу». Революция бывает буржуазной, социалистической или национально-освободительной, в зависимости от целей, которые преследует общество.
Признаки революции:
- это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта;
- носят общий, фундаментальный характер;
- как правило, опираются на насилие;
- организуются сознательно;
- вызывают необычайно сильные эмоции и массовую активность.
Виды революции:
- Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)
- Долговременные (например, неолитическая революция — 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.)
И реформы, и революции являются неотъемлемой частью эволюционного процесса. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от лат. — обновление) понимается введение научных и технических новшеств, которые способствуют усилению прогресса и разностороннего развития общества.
Другими словами, инновации — это создание и внедрение новой техники, технологии, разработка новых материалов, развитие новых отраслей производства и т д.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация (от фр. — новейший, современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» («органическую») модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют её через понятия «вторичная» («неорганическая», «догоняющая») модернизация. Она имеет место в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели. Часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
Основные подходы к изучению развития общества | |
линейный (формационный и стадиально-цивилизационный) |
нелинейный (локально-цивилизационный) |
развитие общества рассматривается как закономерный поступательный процесс перехода от низших форм к высшим, от простых к сложным | развитие общества не имеет однонаправленного характера, в истории человечества есть периоды подъёмов, падений и стагнации |
Прогресс — это такое направление в развитии общества, которому характерно движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, это поступательное движение вперёд, к лучшему.
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Стагнация (от лат. stagnum — стоячая вода) — задержка общественного развития.
Прогресс может развиваться в двух наиболее характерных формах:
1) Реформа (от лат. reformare — преобразовывать) — какое-то усовершенствование в общественной жизни, проводимое через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью и пр.).
2) Революция (от лат. revolutio — поворот, возвращение к истокам) — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
Реформы |
Революции |
|
Инициатива к усовершенствованию в общественной сфере исходит от правительства |
Изменение «снизу» |
|
Изменения не касаются фундаментальных основ |
Основательное качественное изменение |
|
Проводится при помощи ряда поступательных преобразований |
Кратковременные |
Долговременные |
Прогрессивные |
Реакционные |
|
Движение вперед |
Возвращение к первоначальному состоянию |
|
В современном обществе преобладают следующие формы общественных изменений:
1) Инновация (от лат. innovatio — обновление) — однократное рядовое улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
2) Модернизация (от фр. moderne — новейший, современный) — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения её развития.
Критерии прогресса:
- Развитие человеческого разума.
- Совершенствование нравственности людей.
- Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
- Прогресс науки и техники.
- Развитие производительных сил общества.
Гуманистические критерии прогресса:
- средняя длительность жизни человека
- смертность детей и матерей
- уровень соблюдения прав человека
- удовлетворённость жизнью
- степень загрязненности окружающей среды
Особенности прогресса:
- Относительность прогресса (невозможность применения данного термина к некоторым сферам, например, искусству).
- Противоречивость прогресса (наличие позитивных последствий для одной сферы, но одновременно негативных для другой, например, развитие промышленности отрицательно влияет на экологическую обстановку в регионе).
Итак, мы начинаем с вами понемногу приближаться к концу первого и простейшего блока в ЕГЭ по обществознанию. Понятие общественного прогресса, как и две следующие темы, следует пройти, понять и запомнить в них ключевые моменты. Сами по себе темы не являются важными в блоке Человек и общество (в отличие от науки, искусства, познания и т.д.). Готовы приниматься за работу? Тогда начинаем!
Общественный прогресс
Общественный прогресс — это исторический процесс развития общества от низшего к высшему и более развитому.
Общественный прогресс можно разделить на два направления развития:
- Прогресс — направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее развитого к более. Иными словами, это движение вперед.
- Регресс — переход от высшего к низшему. Иначе говоря, противоположность прогрессу — движение назад. Здесь общество может столкнуться с процессами деградации или упадками.
На самом деле, общество в целом никогда не подвергалось регрессу. Чаще всего оно развивалось и двигалось вперед. Однако следует понимать, что общество не может двигаться вперед постоянно, именно поэтому ему свойственны периоды задержек и остановок. Это называется стагнацией.
Противоречивость прогресса заключается в том, что в то время как в одних областях происходят положительные изменения и улучшения, другие терпят потери и неудачи. Иначе говоря, для одной области прогресс может быть выгодным, для другой же — нет.
Критерии общественного прогресса
Критерий — показатель, по которому можно что-либо оценить. Так, к основным критериям общественного прогресса можно отнести следующие:
- Развитие человеческого разума;
- Прогресс науки и техники;
- Рост уровня жизни и образования;
- Развитие производительных сил;
- Рост степени свободы человека
Формы общественного прогресса
Общественный прогресс может носить два характера:
- Реформистский;
- Революционный.
Реформа — усовершенствование в какой-либо сфере жизни общества с помощью проведения постепенных преобразований, не затрагивающих и не изменяющих кардинальным образом фундаментальные основы. Реформы бывают прогрессивными и регрессивными. Примеры реформ: пенсионная реформа, налоговая реформа, реформа образования и т.д.
Революция — коренное изменение нескольких сторон общественной жизни, изменяющее и затрагивающее все фундаментальные основы. Примеры революций: Великая Октябрьская революция, промышленная революция, неолитическая революция и др.
Революция также делится на два вида:
- Кратковременная;
- Долговременная.
Виды реформ
Как вы уже поняли, реформы могут затрагивать все сферы общественной жизни. Выделяют три основных вида реформ:
- Экономические (денежная реформа, приватизация, введение внутренней конвертации рубля);
- Политические (изменения в Конституции, создание федеральных округов, создание Государственного Совета);
- Социальные (введение всеобщего среднего образования или пособий, рост зарплат, отмена платы за обучение в школе).
Понятие модернизации
В рамках этой темы следует познакомиться с еще одним понятием. Модернизация — процесс перехода от традиционного (аграрного) общества к индустриальному.
Существует еще другое определение: модернизация — усовершенствование, изменение, переход к улучшенным условиям в соответствии с требованиями современности.
Стоит обратить внимание на тот факт, что процесс модернизации не произошел одновременно во всех странах, а лишь в определенных, вследствие чего все страны мира можно поделить на два типа: лидирующие и догоняющие.
Теперь давайте перейдем к практике и посмотрим, какие примерно тестовые задания могут попасться вам на ЕГЭ по обществознанию. После решения нижеприведенных заданий обязательно закрепите пройденный материал самостоятельно: на официальном сайте ФИПИ найдите задания из открытого банка заданий ЕГЭ по обществознанию.
2022 год по Обществознанию сильного изменили! Скачать кодификатор можно тут.
Рассмотрим примерные тестовые задания
Правильный ответ: реформа
Правильный ответ: регресс
Правильный ответ: 35
Правильный ответ: 146
Классификация обществ
- По наличию письменности: дописьменные (наличие языка, но отсутствие письменности), бесписьменные и письменные;
- По уровню развития: отсталые, развивающиеся и развитые;
- По числу уровней управления обществом: простые (нет бедных и богатых, руководителей и подчиненных) и сложные (несколько социальных слоев населения и несколько уровней управления);
- По формационному признаку (развитию общества): первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое;
- По степени развития техники и технологий: традиционное (аграрное), индустриальное (промышленное) и постиндустриальное (информационное);
- По степени открытости: закрытое (тип общества, характеризующийся традиционализмом, ограниченной мобильностью, авторитарной идеологией) и открытое (тип общества, характеризующийся высокой мобильностью, динамичной социальной структурой, индивидуализмом и демократической идеологией).
Как вы помните, ранее мы уже слегка затрагивали виды обществ и рассматривали различия между традиционным, индустриальным и постиндустриальным обществом. Давайте еще раз вспомним, что представляет собой и чем характеризуется каждое из них.
Традиционное (аграрное) общество:
- Основной фактор производства — земля;
- Основной продукт производств — пища;
- Господство натурального хозяйства;
- Главную роль играет сельское хозяйство;
- Преобладает ручной труд;
- Около 75% населения занимается сельским хозяйством;
- Основной вид экспорта: сырье;
- Люди живут общиной;
- Кастовое или сословное деление;
- Коллективизм;
- Абсолютная монархия;
- Отсутствие социальной мобильности;
- Преобладание религиозных ценностей;
- Очень низкие темпы развития.
Индустриальное (промышленное) общество:
- Основной фактор производства — капитал;
- Основной продукт производства — промышленные изделия;
- Развитая промышленность;
- Расширение прав и свобод;
- Широкое применение технологий и механизмов;
- Около 10% населения занимается сельских хозяйством, а около 85% — промышленностью;
- Основной вид экспорта: продукты производства;
- Классовое деление;
- Рост социальной мобильности;
- Развитие науки;
- Конкуренция;
- Высокая доля городского населения;
- Господство товарного производства;
- Товарно-денежное хозяйство;
- Урбанизация (повышение роли городов в развитии общества);
- Демократия;
- Появление массовой культуры.
Постиндустриальное (информационное) общество:
- Основной фактор производства — знания;
- Основной продукт производства — услуги;
- Резкое повышение творческого начала в труде;
- Около 3% населения занимается сельским хозяйством, около 33% — промышленностью, а около 66% — услугами;
- Основной вид экспорта: услуги;
- Профессиональное деление;
- Развитие гражданского общества;
- Формирование правового государства;
- Главную роль играет наука и технология;
- Повышение роли информационных технологий, компьютеризация.
На этом с теорией можно закончить. Теперь давайте перейдем к практике и решим несколько тестовых заданий, которые могут попасться вам на ЕГЭ по обществознанию (или как минимум похожие на них).
Рассмотрим примерные тестовые задания
Правильный ответ: 1213
Правильный ответ: индустриальное
Правильный ответ: 32121
Правильный ответ: 245