Что такое региональные экзамены

3494

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников, он же «регион», — третий этап ВсОШ, на который приезжают самые сильные школьники со всего региона. Этап проходит в январе-феврале и становится фильтром для тех, кто потом будет выступать в финале ВсОШ и может стать победителем или призером олимпиады.

В 2023-м году региональный тур пройдет с 10 января по 21 февраля по 24 предметам. Он по праву считается сложным, а некоторые участники олимпиады могут считать его даже более сложным и напряженным, чем заключительный.

В этой статье мы собрали для вас важные факты о региональном этапе, расписание предметов, проходные баллы и советы от победителей олимпиады. Так что приятного прочтения!

Содержание

Кратко об олимпиаде: как проводится и какие льготы предоставляет

Всеросс проводится в 4 этапа – школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Написать школьный тур можно с 4-5 класса, задания не отличаются особой сложностью, а вот последующие ступени гораздо труднее и доступны для старших учеников. Победители и призеры финала могут поступить в вуз без ЕГЭ. В отличие от перечневых олимпиад локальных вузов, призовое место не нужно подтверждать 75+ баллами ЕГЭ. Также финалистам выплачиваются значимые денежные призы, о которых мы рассказали в статье «Сколько денег получат олимпиадники за победу во ВсОШ в 2023 году».

Интенсивы по подготовке к муниципальному этапу ВсОШ

Все, что нужно знать
для победы, за 7 дней!

5 фактов о региональном этапе Всеросса

• В «регионе» могут принять участие только учащиеся 9-11 классов (или школьники младше, которые уже на муниципальном этапе писали задания, предназначенные для 9-11 классов школы).

• Ежегодно в третьем туре олимпиады участвуют около 110 000 школьников, и количество растет с каждым годом.

• По количеству участников олимпиады самые популярные предметы — гуманитарные: литература, русский язык, обществознание.

• Если предыдущие этапы (муниципальный и школьный) можно считать «теоретическим», то региональный этап нацелен на проверку не столько теоретических знаний, сколько практических навыков школьников.

• Призовое место добавляет несколько баллов к сумме ЕГЭ при поступлении в вуз.

23ae7b4f-0e91-4c57-982a-aee60e832452

Проходные баллы для участия в региональном этапе Всеросса-2023

Для участия в региональном этапе олимпиады школьникам нужно получить определенное количество баллов. Ежегодно участники муниципального этапа ждут результаты и могут гадать, какое количество баллов необходимо набрать, чтобы стать победителем или призером, получить пропуск в заключительный тур, ведь каждый процент может стать решающим и поспособствовать поступлению в вуз.

Проходные баллы на региональный этап 2023 (актуально только для Москвы)

Предмет Всеросса

9 класс школы

10 класс школы

11 класс школы

Астрономия

23

31

32

Китайский язык

39

42

42

Литература

46

49

52

Немецкий язык

47

47

47

ОБЖ

205

200

205

Физика

30

23

29

Французский язык

54

56

56

Экология

38

50

50

84e86ebc-3cd0-4507-ac6a-2aa239f51544

Расписание регионального этапа олимпиады в 2023 году

Сроки проведения этапов обычно утверждают в начале школьного учебного года. Так что предметы олимпиады стартуют каждый сезон в разной последовательности. Приказы о проходных баллах на заключительный этап Всеросса, об определении победителей и призеров будут изданы через несколько недель после регионального тура.

Даты проведения регионального этапа олимпиады в 2023 году

Предмет Всероссийской олимпиады школьников

10, 11 января

Французский язык

9 февраля

Литература

19 января

Русский язык

21, 23 января

Информатика и ИКТ

26, 27 января

Химия

17, 18 февраля

ОБЖ

28, 30 января

Физика

31 января, 2 февраля

Биология

20 января

Астрономия

16 января

Экономика

12 января

Искусство (МХК)

3, 4 февраля

Обществознание

15, 16 февраля

Экология

13, 14 февраля

Математика

24, 25 января

История

20 февраля

География

10, 11 февраля

Физическая культура

1 февраля

Право

6, 7 февраля

Английский язык

21, 22 февраля

Технология

13, 14 января

Немецкий язык

17, 18 января

Испанский язык
Итальянский язык
Китайский язык

Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ

Поступаем в вуз мечты без проблем!

Порядок проведения регионального этапа олимпиады

Региональный этап Всероссийской олимпиады проводится на заранее определенной площадке, куда съезжаются ученики школ со всего города. Первым делом участники проходят регистрацию, распределяются по аудиториям. Вход школьников осуществляется только после проверки паспорта. Во всех кабинетах ведется видеозапись для выявления нарушителей, так можно предотвратить нечестное получение статуса победителя или призера и нелегальный проход в заключительный этап.

Участники Всероссийской олимпиады не вправе пользоваться дополнительными средствами: справочниками, шпаргалками, мобильными телефонами. Написать все ответы на задания нужно самостоятельно. Школьники могут принести небольшой перекус и бутылку воды. Покидать аудиторию разрешается только в сопровождении дежурного, все бланки и черновики необходимо оставлять на столе.

Советы от призеров и победителей ВсОШ. Как преодолеть региональный этап олимпиады и пройти на заключительный?

Мы собрали советы от школьников, а теперь уже студентов российских вузов, которые готовились вместе с Коалицией. Они поделились опытом, как преодолеть региональный этап Всероссийской олимпиады школьников, стать победителем и пройти в заключительный тур, чтобы вступить в борьбу за право бюджетного поступления в вуз без ЕГЭ.

Ирина Давидян, Всероссийская олимпиада по истории, искусству

«На региональном этапе больше требуется фактического знания и умения написать все свои ответы на задания, уложившись в отведенный срок олимпиады. Времени на регионе дается на письменную работу меньше, чем на школьном, муниципальном и заключительном этапах. Поэтому от участника требуется умение собраться и приступить к работе. Очень важно перед регионом больше сконцентрироваться на практике, то есть как можно больше написать развернутых заданий (эссе, проекты), решать тесты. Я бы посоветовала написать план, чтобы успеть все. Отслеживание оставшихся минут важно как на олимпиаде, так и на ЕГЭ или вступительных экзаменах в вузе».

Ярослава Плаксина, Всероссийская олимпиада по литературе

«Если говорить про литературу, то сложность в наличии теста. На нем сыпется очень много людей, потому что там нужна мощная теоретическая база, которую не дают в школе. Если говорить в целом, то на регионе самый большой отсев участников. В регионе участвуют те, кто реально борется за выход в заключительный тур олимпиады. Поэтому на региональном этапе в крупных субъектах (Москва, МО) самая ожесточенная борьба… Нужно быть креативным, использовать сложный терминологический аппарат, но и помнить про критерии».

Никита Воронцов, Всероссийская олимпиада по итальянскому языку

«Нужно очень хорошо изучить структуру Всероссийской олимпиады школьников и то, что от нас будут ждать жюри. Например, на устном этапе важно понимать, что и о чем говорить, как организовать структуру выступления, чтобы жюри зачли баллы по их критериям. Когда готовишься, нужно заниматься каждый день, написать множество заданий для тренировки. Каждый день нужно делать то, что приведет к цели. Это распространяется и на другие этапы олимпиады, но особенность региона в том, что он гораздо сложнее предыдущих и открывает дорогу в заключительный тур, добавляет несколько баллов к сумме ЕГЭ при поступлении в вуз. Если иных этапах можно апеллировать в рамках школьной программы, то на регионе уже школьная программа ничем не поможет».

Анна Кирист, Всероссийская олимпиада по русскому языку и обществознанию

«Я думаю, это не невозможно подготовиться к Всероссийской олимпиаде самому. Да, это очень сложно, да и без практики не стать победителем или призером Всеросса, быть приоритетно зачисленным в вуз. Можно делать конспекты по книгам, которые выше уровня школы. Но все-таки лучшую подготовку дают Коалиция, АПО, ЦПМ. Я бы посоветовала готовиться к олимпиадам с раннего возраста, где-то класса с 7, хоть и региональный этап проводится с 9 параллели школы. Материал, который школьники изучили в 7 классе, очень трудно нагнать в более взрослом возрасте».

Ежегодно перед региональным этапом Коалиция проводит короткие очные и онлайн-интенсивы и выездные школы, где ребята готовятся к «региону» по всем предметам олимпиады. Хотите начать подготовку? Проверьте актуальные курсы олимпиад для школьников.

04222b42-ab6a-4856-8264-63d28bf71c2f

Выводы

Региональный этап – решающая ступень, определяющая состав участников заключительного тура. Без основательной подготовки не будут преодолены пороговые баллы олимпиады, так что смело становитесь участником Всероссийского состязания, чтобы поступить без ЕГЭ в вуз мечты!

Поделиться в социальных сетях

Читайте также


1


Региональный экзамен как инструмент оценивания образовательных достижений обучающихся в рамках подготовки к государственной (итоговой) аттестации в новой форме выпускников 9 классов Скурыдина О.А., начальник отдела «Экспертиза и диагностика качества образования» ГБУ РЦРО


2


Оренбургская область Территория -124 тыс. кв. км. Население -2112,9 тыс. чел образовательных учреждений 837 сельских школ 35 административных районов. 12 городов и 26 поселков городского типа. 216 национальностей.


3


Региональная система оценки качества образования Единый государственный экзамен ГИА выпускников 9 классов в новой форме Всероссийская олимпиада школьников Региональные экзамены в 4-х, 7-х и 8-х классах Внешние процедуры оценивания предметных и метапредметных навыков обучающихся в рамках лицензирования и аккредитации ОУ Внутришкольный мониторинг учебных достижений школьника Портфолио личных достижений учащихся и педагогов Мониторинг степени удовлетворенности качеством образования учащихся и родителей


4


Цель проведения региональных экзаменов – повышение качества регионального образования выявление уровня освоения государственного образовательного стандарта учащимися 4, 7 и 8 классов образовательных учреждений региона; повышение уровня корпоративной ответственности педагогов за качество обучения в начальной и основной школе; определение проблем в подготовке учащихся для осуществления коррекции планов профессиональной переподготовки учителей, учебных планов и индивидуальных маршрутов обучения школьников. Основные задачи региональных экзаменов


5


Нормативная и инструктивно-методическая база региональных экзаменов положение о порядке проведения региональных экзаменов для обучающихся общеобразовательных учреждений Оренбургской области; спецификации и демонстрационные версии экзаменационных работ; рекомендации по процедуре проведения экзаменов; распорядительные акты о проведении на территории области региональных экзаменов по русскому языку и математике в 7 и 8 классах и комплексной работы в 4- х классах; инструктивно-методические рекомендации по заполнению классных журналов в 4-х, 7-х, 8-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области.


6


Процедура проведения экзаменов Начало экзамена – в Продолжительность экзаменов по русскому языку и математике – 90 мин. (2 урока); каждая часть комплексной работы – 45 минут (1 урок). Организаторы в аудитории на русском языке и математике – педагоги, не являющиеся преподавателями сдаваемого предмета; в начальных классах – учителя начальных классов. Дополнительные материалы – на экзамене по математике в 8 классе – таблица квадратов двузначных чисел. Проверка экзаменационных работ – независимыми предметными комиссиями. Шкала перевода первичных баллов в оценки – вместе с ключами в день проведения экзаменов. Отметка за экзамен объявляется участникам не позднее 3 дней после его проведения.


7


Организационно-технологическая схема проведения региональных экзаменов РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Нормативное обеспечение Контроль за процедурой проведения экзаменов Министерство образования Оренбургской области Управление надзора и контроля, лицензирования и аккредитации ОУ Региональный центр развития образования Оренбургской области Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОГПУ Информационное сопровождение Подготовка кадров Муниципальные органы управления образованием Конфликтные комиссии Предметные комиссии Муниципальные координаторы Образовательные учреждения Тиражирование экзаменационных материалов Анализ результатов МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ в 4, 7 и 8 КЛАССАХ Инструктивно- методическое обеспечение


8


Комплексная работа на межпредметной основе в 4-х классах Цель: оценка достижения планируемых результатов по междисциплинарным программам («Чтение: работа с текстовой информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий»), а также оценка предметных результатов по русскому языку, математике и окружающему миру.


9


Связь региональных экзаменов с ЕГЭ и ГИА ЕГЭ и ГИА-9 Типология экзаменационных заданий Структура экзаменационной работы Система оценивания заданий Проверяемые элементы содержания образовательного стандарта Проведение апелляционных процедур Проверка экзаменационных работ предметными комиссиями Процедура проведения экзамена Единые контрольно- измерительные материалы


10


Структура экзаменационных работ по русскому языку 1 часть – выполнение заданий с выбором ответа на основе анализа отдельных слов, словосочетаний или предложений 2 часть – выполнение заданий с кратким ответом на основе прочитанного художественного или публицистического текста 3 часть – выполнение одного (7 класс — сочинение- рассуждение), двух (8 класс — сжатое изложение 2-х абзацев текста с сохранением микротем) заданий на основе прочитанного художественного или публицистического текста 2 и 3 части выполняются на основе одного и того же текста


11


Результаты региональных экзаменов-2012 в основной школе Класс«2»«3»«4»«5» 7 класс (рус./матем.) 1,6%48,5%37,8%12,1% 2,2%45,4%32,3%20% 8 класс (рус./матем.) 1,2%46,6%41,4%10,7% 2,1%52,7%28,4%16,8%


12


Сопоставление результатов ГИА-9 и региональных экзаменов ( гг.)


13



14


Положительные эффекты введения региональных экзаменов Повышение качества подготовки выпускников 9 классов. Получение объективной картины уровня подготовки обучающихся основной школы по основным предметам. Возможность анализа тенденций в организации образовательного процесса. Выявление динамики индивидуальных достижений и формирование «портфолио» учащихся на разных ступенях общего образования. Повышение уровня корпоративной ответственности педагогов за результаты своего труда. Рост эффективности мероприятий по повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических кадров. Преодоление разрыва между образовательными программами и требованиями ЕГЭ и ГИА-9 к уровню подготовки выпускников.


15


Благодарю за внимание!



Скачать материал

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Чкаловская средняя общео...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 266 человек из 64 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Чкаловская средняя общео...

    1 слайд

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
    «Чкаловская средняя общеобразовательная школа»

    Учитель математики: Бакулина Наталия Владимировна

    Региональный экзамен по математике как целенаправленная система подготовки учащихся к Государственной Итоговой Аттестации и Единому Государственному Экзамену

  • Независимые формы итоговой аттестации – реальность современностиГИА –...

    2 слайд

    Независимые формы итоговой аттестации – реальность современности

    ГИА – государственная итоговая аттестация в независимой форме для обучающихся в основной школе (выпускникам 9-х классов)
    ЕГЭ – Единый государственный экзамен для обучающихся в средней школе (выпускникам 11-х классов)

  • Простая истина
  нужно добиваться от учащихся не формального усвоения програм...

    3 слайд

    Простая истина

    нужно добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, а его глубоко осознанного понимания

  • Активизирующее воздействие на обучаемых
    систематическое убеждение их в то...

    4 слайд

    Активизирующее воздействие на обучаемых

    систематическое убеждение их в том, что лишь при наличии активной позиции при изучении данного предмета, при условии приобретения практических умений и навыков и их реального использования можно рассчитывать на какой-то результат

  • Региональные обязательные экзамены в 7-х и 8-х классах
МАТЕМАТИКА

    5 слайд

    Региональные обязательные экзамены в 7-х и 8-х классах

    МАТЕМАТИКА

  • Сроки проведения обязательного регионального экзамена

    6 слайд

    Сроки проведения обязательного регионального экзамена

  • Структура 
экзаменационной работы по математике
ЧАСТЬ 1

9 заданий 

Уровень...

    7 слайд

    Структура
    экзаменационной работы по математике

    ЧАСТЬ 1

    9 заданий

    Уровень сложности: базовый
    ЧАСТЬ 2

    3 задания

    Уровень сложности:
    повышенный,
    высокий

  • Система оценивания 
экзаменационной работы по математике
ЧАСТЬ 1

по 1 баллу...

    8 слайд

    Система оценивания
    экзаменационной работы по математике

    ЧАСТЬ 1

    по 1 баллу
    за каждое
    верно выполненное задание

    Max=9 баллов
    ЧАСТЬ 2

    Задание №10 – 2 балла;
    Задание №11 – 3 балла;
    Задание №12 – 3 балла

    Max=8 баллов

    Максимальное количество баллов за работу — 17

  • Шкала перевода баллов в оценки

    9 слайд

    Шкала перевода баллов в оценки

  • Региональный экзамен требует  заложить фундамент математических знаний уже с...

    10 слайд

    Региональный экзамен требует заложить фундамент математических знаний уже с первых уроков математики в 5 классе и идти к цели на протяжении всего курса обучения в школе.

  • Советы для учащихся1. Внимательно выслушивайте теоретический материал, которы...

    11 слайд

    Советы для учащихся
    1. Внимательно выслушивайте теоретический материал, который объясняет учитель. Все определения, правила, факты и теоремы нужно понять, а поняв, уметь их самостоятельно воспроизводить (доказывать). Прочитав определение, правило ит.д., воспроизведите его на бумаге без учебника и затем сверьтесь с учебником; неясные вопросы выясните у учителя. Помните, что умение решать задачи является следствием глубоко понятого соответствующего теоретического материала.

  • Советы для учащихся
2. Выполняя домашнее задание, помните, что без собственно...

    12 слайд

    Советы для учащихся

    2. Выполняя домашнее задание, помните, что без собственного плана подготовки и его выполнения большие успехи вас не ждут. Составьте план (решение) и покажите его своему учителю.

  • Советы для учащихся
   3. Роль устных вычислений, их скорость и точность в ус...

    13 слайд

    Советы для учащихся

    3. Роль устных вычислений, их скорость и точность в условиях существенного ограничения времени невозможно переоценивать! Совершенствуйте умения и навыки устных вычислений, быстрого счёта и преобразований.

  • Советы для учащихся
   4.  Что нужно запоминать наизусть? Чем больше вы сможе...

    14 слайд

    Советы для учащихся

    4. Что нужно запоминать наизусть? Чем больше вы сможете запомнить, тем лучше и быстрее вы будете выполнять как устные задания, так и задания, требующие значительных умственных усилий. Поэтому, вы должны четко знать (помнить) и понимать основные разделы школьного курса математики, основные определения, правила, формулы и т.д.

  • Советы для учащихся
  5.  Заведите свой Личный справочник: тетрадь, в которой...

    15 слайд

    Советы для учащихся

    5. Заведите свой Личный справочник: тетрадь, в которой вы будете записывать все определения, правила, формулы и т.д. Пополняйте систематически записи в нём и повторяйте все собранные в нём материалы.

  • Советы для учащихся
  6.  Всегда рассчитывайте на свои возможности и работайт...

    16 слайд

    Советы для учащихся

    6. Всегда рассчитывайте на свои возможности и работайте регулярно над собой и уровнем своих знаний, только в этом случае вы получите желаемый результат!

  • Основные формы работы на 2011/2012 учебный год:
1. «Золотая арифметика» - ра...

    17 слайд

    Основные формы работы на 2011/2012 учебный год:

    1. «Золотая арифметика» — работа над устными вычислениями (устный счёт). Ежедневная работа по карточкам позволяет с наименьшими затратами времени максимально увеличить объём устных упражнений на уроках.

  • Основные формы работы на 2011/2012 учебный год:
2. «Математический диктант»...

    18 слайд

    Основные формы работы на 2011/2012 учебный год:

    2. «Математический диктант» — форма индивидуального опроса каждого учащегося в очень коротком временном интервале, позволяет значительно увеличить количество опросов и вовремя выявить пробелы в знаниях учащихся, что позволяет их быстро устранять. Может проводиться как по вариантам, так и единым заданием для всего класса. Во втором случае, ученики получают творческое задание, требующее активизации всех полученных знаний.

  • Основные формы работы на 2011/2012 учебный год:
3. «Личный справочник» - лич...

    19 слайд

    Основные формы работы на 2011/2012 учебный год:

    3. «Личный справочник» — личная тетрадь ученика, в которую он самостоятельно вносит все новые определения, формулы, правила и т.д., что позволяет добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, а его глубоко осознанного понимания.

  • Основные формы работы на 2011/2012 учебный год:
4. «Крестики, но не нолики»...

    20 слайд

    Основные формы работы на 2011/2012 учебный год:

    4. «Крестики, но не нолики» — разрезные карточки по всем темам в виде тестов различных типов. Все работы даются по вариантам. В комплексе заданий по каждой теме включены упражнения как базового уровня с ориентацией на стандарт математического образования, так и более сложные, что позволяет учащимся успешно реализовывать свои потенциальные возможности в усвоении курса математики.

  • Основные формы работы на 2011/2012 учебный год:5. «Проектная деятельность» -...

    21 слайд

    Основные формы работы на 2011/2012 учебный год:

    5. «Проектная деятельность» — курс кружковой работы для учащихся 5-6 классов, направленный на формирование исследовательских навыков школьников. Научно-исследовательская деятельность решает три основные задачи:
    Образовательная – позволяет активизировать мыслительную деятельность школьников, получать дополнительные знания в ходе проведения исследования, обучиться структуре проведения исследования в сфере математики.
    Воспитательная – заключается в формировании самостоятельности и ответственности, умении планировать и организовывать свою деятельность.
    Развивающая – в развитии креативности и творческого потенциала учащихся, их познавательных, личностных возможностей и способностей.
    Таким образом, проектная
    деятельность позволяет выработать
    умения и навыки, которые необходимы
    при подготовке к сдаче регионального
    экзамена, ГИА и ЕГЭ.

  • Региональные экзамены проводятся с целью разработки новых подходов к оценке к...

    22 слайд

    Региональные экзамены проводятся с целью разработки новых подходов к оценке качества образования через введение независимой «внешней» процедуры оценивания экзаменационных работ обучающихся, поиск новых форм оценки образовательных достижений обучающихся, отвечающих требованиям развития образования.

    И именно учитель способен помочь своим ученикам получить желаемый результат во время независимой оценки их личностных образовательных достижений.

  • Благодарю 
за внимание!

    23 слайд

    Благодарю
    за внимание!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 157 045 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 31.12.2020
  • 4516
  • 4
  • 31.12.2020
  • 4396
  • 0
  • 10.12.2020
  • 4573
  • 0
  • 08.12.2020
  • 4457
  • 0
  • 05.12.2020
  • 4275
  • 0
  • 18.10.2020
  • 4569
  • 3
  • 04.08.2020
  • 5163
  • 0
  • 26.07.2020
  • 3938
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

или Региональные экзамены

Утоление любознательности

Вопросы и ответы

Где сказано о том, что можно вводить региональный (местный) экзамен при итоговой аттестации выпускников?

В приказе # 88 от 24.02.95 Министерства образования РФ есть Приложение I, в котором, в частности, сказано: “…п.9. Государственные органы управления образованием субьектов Российской Федерации могут дополнительно ввести один экзамен в общеобразовательных учреждениях к установленным в пп.7 и 8 настоящего Положения”. И далее: “…п.20. Порядок и формы проведения экзаменов, устанавливаемых государственными органами управления образованием, определяются этими органами”. Кстати, разнообразие форм проведения экзаменов регламентировано все тем же Положением: “…Устные экзамены могут проводиться по билетам, в форме собеседования или защиты рефератов. Устные и письменные экзамены могут проводиться в форме тестирования”.

НУЖНЫ ли региональные экзамены?

Единой точки зрения нет. Одни считают, что нужны: региональный экзамен позволяет органам образования привлечь внимание школьников, учителей к тому или иному предмету, улучшить качество знаний, получить реальную картину успеваемости. Такой экзамен позволит сосредоточить усилия на решении местных образовательных проблем. Кроме того, в равных условиях оказываются все учителя-предметники – известно, что при итоговой аттестации основная нагрузка обычно падает на преподавателей русского языка, литературы и математики.

Другая точка зрения сводится к тому, что региональный экзамен сужает возможности выбора для ученика, резко увеличивает нервно-психическую нагрузку ученика и учителя, искусственно выпячивает тот или иной предмет в ущерб остальным. Сторонники этой идеи считают, что региональный экзамен не только не нужен, но и вреден.

КОГДА впервые проводились региональные экзамены?

В прошлом учебном году. Так, Московский департамент образования проявил завидную расторопность и восприимчивость к новым веяниям. В феврале вышел приказ Министерства образования, а в марте учителя Москвы были поставлены перед фактом: выпускники 9-х классов будут сдавать региональный экзамен по химии в форме тестирования, а выпускники 11-х классов – экзамен по физике в форме письменной работы.

ЧТО знают в Министерстве образования о проведении подобных экзаменов в других регионах?

Ничего не знают.

ЧЕМУ научил опыт проведения региональных экзаменов в Москве?

Здравомыслию. Руководство МДО пришло к выводу, что нельзя принимать такие решения походя и келейно, без совета с учительской общественностью; нельзя сообщать о региональном экзамене за два месяца до конца учебного года.

КАК принимались решения о региональных экзаменах в Москве в текущем учебном году?

В ходе совместной работы руководства МДО и городского консультативного совета директоров школ (совет состоит из 10 директоров, представляющих округа г. Москвы) МДО предложил в качестве региональных экзаменов английский язык в 9-м классе и историю Отечества в 11-м. Директора единодушно воспротивились экзамену по английскому языку – нехватка учителей иностранного языка в столице известна. Чиновники уступили, заменив английский на географию. Накануне 1 сентября учителя узнали о том, что по географии и истории будет проводиться региональный экзамен.

КАКИЕ формы проведения экзаменов установлены в Москве?

Известна приверженность МДО тестам как форме быстрого получения “срезов”. Повсеместно было обьявлено, что экзамены будут проводиться в форме тестирования. Совет директоров настаивал на традиционном устном экзамене и победил.

О ЧЕМ чаще всего теперь задумываются московские учителя истории и географии?

О том, по каким учебникам заниматься и какие ставить акценты в преподавании. О том, что экзамен – это сложный и ответственный контроль прежде всего самого учителя, и хорошо бы к этому контролю подготовиться: заблаговременно знать количество билетов и содержание вопросов в них, иметь образец примерного ответа, четко представлять критерии оценки и процедуры проведения экзаменов.

ГДЕ помогут учителю?

В институте усовершенствования учителей, где проанализируют тенденции преподавания истории и географии и с учетом этих тенденций предложат опираться на соответствующие учебные пособия. Лаборатории института разработают билеты и вопросы, уточнят и определят необходимый понятийный аппарат.

В окружных методических кабинетах, где будет сосредоточена вся последняя информация по региональному экзамену и все рекомендации института усовершенствования учителей. В “Учительской газете”, которая продолжит тему региональных экзаменов в своих последующих публикациях.

Головная боль трех поколений

Директор 345-й московской школы Валерий КРОНГАУЗ

(стаж работы 34 года):

Региональные экзамены, несомненно, нужны, это мощный рычаг поворота внимания ребенка к тому или иному предмету. Но, чтобы экзамены приносили пользу, а не панику, надо выбирать такие формы их проведения, которые способствовали бы достижению цели, а не уводили от нее в сторону. Я, например, считаю, что экзамен по физике в той форме, в которой он проводился в прошлом году, – полнейшая профанация.

В прошлом учебном году МДО разрешил сдавать физкультуру как экзамен по выбору. Это долгожданный и своевременный шаг. Хорошо, если осуществится еще одна задумка Московского департамента и школьники смогут сдавать при итоговой аттестации один экзамен по выбору в системе дополнительного образования. Допустим, в музыкальной или в художественной школе.

Учитель физики московской школы Западного округа

(стаж работы 8 лет):

Некоторые задания были явно выше возможностей школьников. Может, они и были на уровне сложности, которая давалась лет 10 назад, но с тех пор физика в школе сильно изменилась, количество часов сократили, и требовать того, что было прежде, просто нечестно.

Что касается результатов экзаменов, то все получили примерно те оценки, которые соответствовали текущим. Как? Конечно, помогали. А что оставалось делать? Дети ведь не виноваты!

Я считаю, что с этим экзаменом нас просто подставили. И по срокам проведения, и по форме. Это мнение не только мое, но и очень многих учителей и методистов, с которыми мы обсуждали ситуацию.

Выпускник 11-го класса Вячеслав ХАБАРОВ

(теперь студент гуманитарного вуза):

Задания на экзамене я оцениваю как сложные – формулировки некоторых задач, например, мне встретились впервые за весь школьный курс. Чтобы получить “четыре”, надо было решить 8 задач из 10. У меня ума хватило только на две, да и другие особо не блистали. Мы начали коллективно лепить все в одну кучу, кто что знает… Под конец экзамена по классу пошли анонимные листочки, где было либо решение, либо какие-то прозрачные подсказки. Каждый с них и списал, что мог.

Мне кажется, что этот дополнительный обязательный экзамен никому не нужен, кроме тех, кто его придумал. Мало того, что мы сдаем два очень трудных письменных экзамена по окончании школы, проходим всякие промежуточные тестирования, занимаемся на курсах, испытываем колоссальный стресс при поступлении в институт, так нет же, еще что-нибудь придумают на нашу голову!

Комментарий УГ

Комментарий УГ

Итак, наверху зарыли голову в песок: судьба своих собственных приказов Министерство образования, похоже, не очень волнует. На местах же погруженные в текущие социальные проблемы руководители многих региональных управлений, как показал выборочный телефонный опрос “УГ”, представление о региональных экзаменах имеют смутное и, похоже, забыли о том, что у них есть право их вводить (или не вводить).

Для того чтобы всерьез говорить о пользе или вреде региональных экзаменов, нужно иметь перед глазами реальную картину положения дел в российском образовании. Прошлогодний опыт Москвы – “первый блин комом” – не всегда может быть показателем. Столица давно уже стала “государством в государстве”, и специфика ее проблем в корне отлична от образовательных потребностей, допустим, Московской области, где, несмотря на территориальную близость к Министерству образования и “передовому опыту”, не стали вводить экзамен ни в прошлом, ни в текущем учебном году.

Нет региональных экзаменов в Калуге, Иванове, Вологде. Не спешат их вводить в Красноярском крае и в Коми-Пермяцком автономном округе. Но если региональные органы управления образованием решат, что такие экзамены нужны, на первых порах им придется полагаться только на собственный опыт.

Ошибки в тактике и стратегии образовательной политики сказываются не только на абстрактном и тяжелопрогнозируемом будущем, но и на вполне ощутимом настоящем. Мы попросили директора, ученика и учителя вспомнить прошлогодние региональные экзамены в Москве. Оказалось, что из-за торопливости и непродуманности действий чиновников все они были поставлены в сложную ситуацию, комментировать которую учитель согласился только анонимно.

Педагоги вынуждены были нарушать профессиональную этику, выбирая из двух зол меньшее.

Мы не ставили своей целью кого-то упрекнуть или уязвить. Газета поднимает тему региональных экзаменов для того, чтобы помочь свободе, предоставленной сверху, стать просвещенной и содержательной.

Как отличаются баллы ЕГЭ по регионам: результаты школьников и региональное неравенство

На днях стартовала новая волна единого государственного экзамена, и за те 8 лет, что ЕГЭ существует в обязательном режиме, споры вокруг него не утихают. В этом материале мы предпринимаем попытку показать в динамике средние баллы ЕГЭ по русскому языку и математике в регионах, а также объяснить, с чем могут быть связаны региональные различия в результатах экзамена.

Как отличаются баллы ЕГЭ по регионам: результаты школьников и региональное неравенство

Представленные здесь данные собраны из открытых источников. Результаты ЕГЭ получены с региональных сайтов образовательных ведомств и центров оценки качества образования. Другие показатели собраны на сайтах Министерства образования и науки РФ,  Росстата, Федерального казначейства.

Результаты ЕГЭ: региональные различия

Если посмотреть на карту, то видно, что наиболее высокие средние баллы и по русскому языку, и по математике показывают регионы Центрального федерального округа. В 2015 году в числе лидеров по русскому языку были Оренбургская и Самарская области, а также Пермский край, по профильной математике — республика Калмыкия, Пермский край и Удмуртия. Самые же низкие результаты, вопреки стереотипам, наблюдаются не в северокавказских регионах, а на дальнем Востоке.

Средние баллы ЕГЭ-2015 по русскому языку по регионам

Средние баллы ЕГЭ-2015 по математике по регионам

Отдельный интерес представляет динамика результатов ЕГЭ в регионах. Сравнивать баллы по годам напрямую некорректно — за эти годы экзамен пережил немало изменений. Например, в 2013 г., во время массовых утечек ответов, баллы участников в целом в стране оказались выше, а в 2014 г., после ужесточения мер безопасности, упали. Учитывая это, мы смотрели на положение регионов относительно среднего балла в России и использовали стандартизированные z-значения. Иначе говоря, мы сравнили динамику регионов относительно среднего по стране. Сопоставлялись результаты регионов в 2010 и 2014 гг., так как в этот период содержание и структура экзамена были наиболее стабильны.

Динамика результатов ЕГЭ по русскому языку в 2015 году по регионам

Динамика результатов ЕГЭ поматематике в 2015 году по регионам

В целом, значительный (больше одного стандартного отклонения) рост за эти пять лет по математике продемонстрировали 16, а по русскому языку — 11 субъектов РФ. В основном, это те регионы, которые в 2010 году показывали результат ниже среднего. Серьезное снижение баллов произошло по математике в 6, а по русскому языку в 3 регионах — там, где в 2010 были достаточно высокие баллы. В субъектах РФ со средними результатами существенных изменений в баллах не произошло.

Как менялся экзамен и баллы — читайте в нашем предыдущем исследовании. 

Факторы региональных различий результатов ЕГЭ

2009-2014 годы:

Чтобы понять, чем объясняются результаты ЕГЭ по математике и по русскому языку в 2009 — 2014 годах, мы проанализировали их связь с рядом региональных характеристик. В центре внимания была, во-первых, роль ресурсного обеспечения школ, во-вторых, роль ресурсов семей.

Ресурсы школ во многом определяются размером государственного финансирования. Если скорректировать объемы подушевого финансирования школ на инфляцию и различия между регионами в стоимости жизни, то рост этого показателя с 2006 по 2013 годы составил около 40 процентов. При этом максимальный разрыв в подушевом финансировании за этот же период немного сократился — с 6 до 5 раз.  Наибольший рост финансирования школ произошел в 2012 году, когда были приняты “майские указы Президента”.

Изменения в финансировании школ важны для результатов учащихся. Согласно нашим оценкам, регионы с более высоким уровнем подушевого финансирования показывают более высокие средние баллы ЕГЭ по математике (при равном уровне экономического развития, доходов населения и ряда других характеристик регионов). По русскому языку значимой связи результатов ЕГЭ и подушевого финансирования (при учете прочих региональных показателей) в 2009 — 2014 гг.  не обнаружено. Отчасти это можно объяснить тем, что в результатах по русскому языку большую роль играют социальные характеристики семей.

 Основную долю в бюджетном финансировании школ составляют зарплаты учителей.  При этом важна динамика их зарплат относительно среднего уровня оплаты труда в регионе. В целом эта динамика была положительной. Наиболее существенный рост относительных зарплат учителей наблюдался в 2008 и в 2012 — 2013 годах, небольшое снижение было в 2007 и 2010 годах.

По нашим оценкам, уровень зарплат учителей относительно средней зарплаты по региону положительно связан с региональными результатами ЕГЭ и по русскому языку, и по математике. От оплаты труда зависит, какие учителя придут в школы и с каким настроем они будут работать. Например, данные опроса директоров школ в исследовании PISA 2012 года показывают, что в регионах с более высокой относительной зарплатой у учителей выше мотивация, энтузиазм и стремление к достижениям.

Связь зарплат и настроений учителей

Помимо государства, в образование детей инвестируют семьи. Ресурсы семей определяются их доходами. Наш анализ показывает, что в регионах с высоким уровнем бедности (долей людей с доходами ниже прожиточного минимума) результаты ЕГЭ ниже. Высокий уровень неравенства доходов внутри региона также негативно сказывается на средних баллах ЕГЭ (при равном уровне бюджетного финансирования школ и ряда других региональных характеристик).

Иными словами, для повышения образовательных достижений школьников важны и семейные ресурсы. При этом в субъектах РФ с низкими доходами населения в среднем ниже и ресурсы региональных бюджетов, а значит и финансирование школ.

В целом, на данном этапе выравнивания уровня бюджетного финансирования школ между регионами недостаточно для того, чтобы выровнять баллы детей.

2015 год:

Если говорить о результатах 2015 года, то разрыв между регионами с минимальным и максимальным средним баллом ЕГЭ может составлять 28 баллов по русскому языку и 16 по математике. Социально-экономические характеристики субъектов РФ (валовый региональный продукт, финансирование школ на одного учащегося, доля населения с высшим образованием, а также доля городского населения) на 25 процентов объясняют средний балл ЕГЭ по математике и на 34 процента — средний балл ЕГЭ по русскому языку.  У детей из менее благополучных регионов меньше шансов получить высокие баллы на экзамене, чем у тех, кто живет в более экономически  развитой  части страны. Причем по русскому языку этот разрыв несколько больше, чем по математике.

Почти в такой же степени (на 28 процентов по математике и на 30 процентов по русскому языку) средние в регионах баллы объясняются характеристиками школ и учителей.  Важно учитывать, сколько детей в регионе после 9 класса уходят в колледжи, а сколько остаются в старших классах и сдают ЕГЭ. Как показывает наш анализ, в школах, где в старших классах остается меньше половины девятиклассников, результаты также выше, чем там, где отбор (или самоотбор) детей менее строгий.

Значение имеют и учительские характеристики. Во всех регионах преобладают учителя с оконченным высшим образованием, однако, там, где таких педагогов больше 80 процентов, результаты ЕГЭ учащихся выше. А вот связь результатов с категорией учителя оказалась не столь однозначной — наивысшие результаты у выпускников в регионах, где доля педагогов с высшей категорией варьируется от 22 до 30 процентов.

Неравенство в баллах ЕГЭ-2015 и региональные характеристики

Таким образом, наш анализ показывает, насколько у учеников из разных регионов не равны шансы на высокие баллы ЕГЭ. К слову, средние результаты московских школьников на ЕГЭ на 13 баллов по профильной математике и на 5 баллов по русскому языку выше, чем у школьников из республики Бурятия.

В целом, экономические и образовательные характеристики регионов определяют баллы ЕГЭ на 64 процента по русскому языку и на 53 процента — по математике. При этом, эти факторы находятся вне сферы влияния самих педагогов и школ, поэтому оценивать их по этому результату некорректно. 

Выводы 

Как показывает наш анализ, в России достаточно большие региональные различия в образовательных результатах школьников. Эти различия могут определить дальнейшую судьбу детей, в том числе, повлиять на поступление в вузы.

В многом эта разница связана с тем, насколько школьники обеспечены образовательными ресурсами. Неравенство ресурсов есть как на уровне семей, так и на уровне государственного финансирования школ. Часто одно сопровождает другое.

Проведенный нами анализ не учитывает вариации баллов единого экзамена внутри регионов, хотя эта задача представляется крайне полезной при выработке мер образовательной политики. Для такого анализа необходим доступ к обезличенным данным ЕГЭ для исследователей. В развитых странах результаты подобных тестов используются для анализа и выработки управленческих решений, и этот опыт важно использовать и в России.

 ЕГЭ как объективный инструмент оценивания выпускников школ показал наличие проблемы с неравенством в образовании. Нельзя возлагать всю ответственность за решение этой проблемы на сам экзамен или учителей. Выравнивание образовательных возможностей — это задача государственной политики.

***** 


Магистратура Института образования ВШЭ — уникальная возможность для профессионального развития и карьерного роста.

Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков «Доказательная образовательная политика» и «Измерения в психологии и образовании».
Прием документов с 1 июня по 20 июля 2017г.
Иногородним студентам предоставляется общежитие.

Очно-заочные магистерские программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Подробнее тут.

В ноябре стартовали тренировочные экзамены для московских выпускников девятых классов, а в феврале они начнутся и для одиннадцатых классов. Такие тренировочные экзамены проводятся каждый год. Зачем такие экзамены нужны, рассказала «РГ» руководитель Регионального центра обработки информации города Москвы Оксана Карклина.

Зачем нужны тренировочные экзамены?

Карклина: Основной целью проведения таких тренировок является проверка готовности к экзаменам обучающихся. Это позволит выпускникам пройти всю процедуру проведения экзамена от рамки металлодетектора до получения результатов экзамена. Они познакомятся с правилами и процедурой проведения экзамена, узнают, как правильно заполнять бланки и выполнить задания, похожие на те, которые будут на экзаменах.

Участие в этом испытании обязательное?

Карклина: Нет, выпускник решает сам, принимать в них участие или нет. Тренировочные экзамены проводят в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) для девятиклассников и единого государственного экзамена (ЕГЭ) для одиннадцатиклассников. В них могут участвовать только те школьники, которых зарегистрировались на ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году по соответствующим предметам на портале мэра Москвы. Дополнительно регистрироваться на тренировочные экзамены не нужно, а уведомления на участие направляются в школы участников экзаменов.

Учитываются ли где-то результаты тренировочного экзамена?

Карклина: Результаты тренировочных экзаменов не учитываются в качестве результатов государственной итоговой аттестации, для выдачи аттестатов, не влияют на итоговую оценку по предмету.

Как узнать результаты?

Карклина: Свои результаты школьники получат в личных кабинетах на официальном портале Мэра и Правительства города Москвы (mos.ru). Выпускник, проанализировав результаты своей работы, может использовать эту информацию для того, чтобы восполнить пробелы в знаниях по тем темам, по которым не получилось хорошо подготовиться. Помимо этого, школьник будет меньше волноваться, так как он уже знаком с процедурой и меньше времени потратит во время проведения реального экзамена.

Кстати

Первый тренировочный экзамен в формате ЕГЭ в этом учебном году состоится 19 февраля 2022 года — это будет ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме.

Полное расписание тренировочных экзаменов можно найти на сайте Регионального центра обработки информации города Москвы (РЦОИ) в разделе «Тренировочные мероприятия». По всем вопросам можно звонить по телефону информационно-консультационного центра РЦОИ: +7 (499) 653-94-50.

ЕГЭ состоит из экзаменов по отдельным предметам, которые должны сдавать все выпускники X, XI(XII) классов общеобразовательной школы региона, принимающего участие в эксперименте. Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях:

  • их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения,
  • при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.

Выпускники школ сдают ЕГЭ в мае, июне. Его проводят региональные органы управления образованием. В 2004 году ЕГЭ проводится по следующим предметам: русский язык, математика, биология, химии, физика.

Экзамен по каждому предмету включает вопросы и задания трех разных типов:

  • это задания с выбором ответа из четырех предложенных
  • это задания с кратким свободным ответом (одним словом или числом)
  • это задания с развернутым свободным ответом (включающим словесное обоснование, математический вывод и т.п.).

Для выпускников XI (XII) классов с ограничениями по состоянию здоровья , обучающимся на дому предоставляется право выбора сдачи выпускных экзаменов в традиционной форме или в форме ЕГЭ. Министерство образования рекомендовало проводить аттестацию выпускников специальных (коррекцинных) школ в 2004 г. в обычной форме, то есть выпускники с инвалидностью не должны сдавать ЕГЭ. Однако, выбранный вами вуз проводит прием по результатам ЕГЭ, вам все равно придется его сдавать в июле.

Можно апеллировать, если не согласен с результатом ЕГЭ?

МОЖНО опротестовать процедуру проведения ЕГЭ. Тогда апелляция подается в день проведения экзамена. Можно опротестовать сами результаты. В трехдневный срок выпускник, который сдавал ЕГЭ, подает заявление на апелляцию. Оно пишется в школе, но затем отправляется в конфликтную комиссию, которая разбирает ситуацию.

Как происходит зачисление в вузы или Ссузы по результатам ЕГЭ?

До 1 апреля приемная комиссия вуза или Ссуза, участвующего в эксперименте по ЕГЭ, объявляет факультеты, специальности прием на которые будет производиться по результатам ЕГЭ. Также приемная комиссия объявляет перечень вступительных испытаний. Очень важно обратить внимание на то, чтобы выпускник сдал в форме ЕГЭ те экзамены, которые являются вступительными в данный вуз или ссуз. Вступительные экзамены в ссуз или вуз на данные факультеты проводятся по форме и материалам ЕГЭ для абитуриентов не сдававших ЕГЭ в этом году или не сдававших ЕГЭ по данному предмету.

При поступлении в такой вуз или ссуз вы вместе с заявлением и другими документами должны будете представить по своему усмотрению оригинал или заверенную в установленном порядке копию свидетельства. Поступающие, сдававшие ЕГЭ, могут подать документы в один или несколько вузов или ссузов. Допускается направление документов заказным письмом. Приемные комиссии обязаны рассмотреть все присланные свидетельства, включая копии, и сообщить каждому абитуриенту, приславшему заявку (свидетельства), попадает ли он со своей суммой баллов (по предметам, утвержденным приемной комиссией данного вуза на данную специальность) в число бюджетных или платных мест согласно заочному конкурсу. Понятно, что результат подобного заочного конкурса зависит не только от балла данного учащегося, но и от баллов его «конкурентов» — других абитуриентов.

В соответствии с положением о проведении единого государственного экзамена, срок действия свидетельства до 31 декабря текущего года. По–этому абитуриенты, не поступившие в выбранный вуз сразу, должны будут пересдавать экзамен в следующим году.

Результаты ЕГЭ на основании решения ученого совета могут засчитываться в качестве результатов вступительных испытаний образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования, не участвующими в эксперименте. Указанные образовательные учреждения вправе самостоятельно устанавливать шкалу перевода баллов, полученных поступающими при сдаче ЕГЭ, в используемую ими систему оценивания.

Подробнее о ЕГЭ можно узнать на сайте: http://www.ege.edu.ru/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Что такое сила любви сочинение егэ по тексту каверина
  • Что такое сила духа сочинение рассуждение с аргументами
  • Что такое сила духа сочинение егэ
  • Что такое сила духа сочинение аргументы
  • Что такое сила духа сочинение 70 слов

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии