Итоговая промежуточная аттестация направлена на оценку усвоения школьниками полного объема содержания определенного предмета за прошедший учебный год. Поговорим о ней подробнее.
О целях промежуточной аттестации
Проводят такие испытания для ребят, которые переходят из одного класса в другой, не являются выпускниками начальной, основной, средней ступени обучения.
Говоря о том, что такое промежуточная аттестация, нужно выделить ее основные цели:
- определение реального уровня теоретических навыков и знаний обучающихся по предметам, входящим в обязательный компонент учебного плана, проверка практических умений школьников;
- оценка соответствия выявленного уровня требованиям, выдвигаемым новыми образовательными федеральными стандартами в 2-8, 10 классах;
- контроль выполнения календарно-тематического планирования по проверяемым дисциплинам, выполнения учебных программ.
О задачах проведения промежуточной аттестации
При проведении контрольных работ выявляют:
- успешность выполнения школьниками учебного плана для рассмотрения вопроса о продолжении обучения данной дисциплине в следующем классе;
- уровень подготовки к итоговой аттестации по материалу, изученному в учебном году.
О нормативно-правовой базе организации промежуточной аттестации школьников
Итоговая промежуточная аттестация проводится с учетом ряда документов. Это ст. 58 закона «Об образовании в РФ». А также Положения о периодичности, формах, порядке проведения текущего контроля обучающихся ОУ.
Формы проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по математике во 2-4 классах возможна в следующих формах:
- комплексная контрольная работа;
- тестовая работа межпредметного характера.
На ступени основного образования (5-8 классы) допускаются:
- промежуточная аттестация по русскому языку в тестовой форме;
- сжатое изложение;
- тестирование в форме ОГЭ по математике, английскому языку, географии, истории, биологии, физике, химии.
На старшей ступени обучения (10 класс) предполагается проверка знаний по географии, истории, физике, математике, химии, обществознанию, иностранному языку в форме ЕГЭ.
Отвечая на вопрос о том, что такое промежуточная аттестация, отметим, что существуют определенные правила подготовки материала для ее проведения. Предполагается использование программного материала, изученного за текущий учебный год. Сначала педагог самостоятельно составляет к промежуточной аттестации контрольные материалы, затем они утверждаются на заседании научно-методического объединения школы (города, района).
Для того чтобы в полной мере осознать, что такое промежуточная аттестация, какова ее значимость, отметим, что оценивание работ осуществляется по обычной пятибалльной системе. Те оценки, которые получат школьники в ходе тестовых либо контрольных работ, оформляются в виде протокола, вписываются в электронный журнал. Именно по отметкам, полученным в ходе аттестации, педагог выставляет итоговые за учебный год. Утверждают отметки на заседании педагогического совета школы, и именно здесь принимают решение о переводе в следующий класс или повторном обучении.
Кого освобождают от прохождения промежуточной аттестации?
Согласно установленному в каждой школе «Положению о промежуточной аттестации», от нее освобождают:
- по состоянию здоровья на основании заключения врача;
- ребят, которые осваивали общеобразовательные основные учебные программы в условиях домашнего обучения, и имеют по всем предметам положительные годовые оценки;
- победителей и призеров олимпиад регионального и федерального уровня.
Заключение
Рассматривая ответ на вопрос о том, что такое промежуточная аттестация, отметим, что есть несколько форматов ее осуществления. Самым распространённым считается привлечение к проверке других педагогов, назначенных по приказу директора школы. Учитель-предметник может не принимать непосредственного участия в проверке аттестационных работ, при этом создается специальная комиссия независимых экспертов из других образовательных учреждений.
Сроки проведения промежуточных аттестационных работ обязательно согласуются с учителями, завучами, директором образовательного учреждения, заранее объявляются ученикам, их родителям. В основном такие проверочные работы проводят в период с 18 по 31 мая в рамках обычных уроков (без прекращения образовательного процесса).
Промежуточная аттестация по физике, химии, географии допускает применение определенных материалов и приборов: непрограммируемого калькулятора, периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, географического атласа. По результатам проведенных промежуточных работ учитель, родители, администрация школы получают полную информацию о качестве обучения и имеющихся пробелах в знаниях ребят.
Вопрос промежуточной аттестации обучающихся становится особо актуальным в выпускных классах, а также для тех обучающихся, которые проходят промежуточную аттестацию в форме семейного образования и в форме самообразования в выпускных классах. Наиболее часто встречающиеся вопросы связаны с формой и порядком прохождения промежуточной аттестации, последствиями не сдачи промежуточной аттестации, необходимостью такой аттестации для обучающихся на семейном обучении и самообразовании. Итоговая аттестация обучающихся является завершением определенного этапа обучения для подавляющего большинства учеников. Тревоги и опасения родителей нередко связаны именно с экзаменами в 9 и 11 классах. Предшествует итоговой аттестации выпускников промежуточная аттестация и допуск к экзамену. Бывают случаи, когда дети не получают допуск вследствие того, что не могут сдать промежуточную аттестацию и имеют ряд академических задолженностей. Существуют нормативные акты, которыми следует руководствоваться при решении спорных вопросов, связанных с промежуточной аттестацией обучающихся выпускных классов, это:
- Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон).
- Приказ Министерства образования и науки от 25 декабря 2013 г. № 1394 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки от 26 декабря 2013 г. № 1400 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
Что является промежуточной аттестацией обучающихся?
Освоение образовательной программы в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией (ст. 58 Закона).
Если обучающийся не сдаст промежуточную аттестацию и результаты будут неудовлетворительными по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы при отсутствии уважительных причин, то возникает академическая задолженность.
Если у ученика возникла такая задолженность, то он имеет право пройти промежуточную аттестацию не более 2 раз в сроки, которые определила школа. Если ученик не сдал промежуточную аттестацию, то во второй раз создается специальная комиссия, которая решает вопрос сдачи промежуточной аттестации. Плата за прохождение промежуточной аттестации не допускается.
Промежуточная аттестация обучающихся, завершающих освоение программы основного общего и среднего общего образования в школе, определяет уровень освоения программы и возможность допуска до государственной итоговой аттестации. В связи с этим промежуточная аттестация выпускников школ имеет особое значение. Промежуточная аттестация выпускников 9-х и 11-х классов проводится в сроки, которые предшествуют проведению государственной итоговой аттестации (далее — ГИА). Если обучающийся проходит ГИА досрочно, то и промежуточная аттестация проводится в более ранние сроки.
Требования к итогам промежуточной аттестации следующие: итоги промежуточной аттестации в 9-х и 11-х классах выражаются в отметках, другой формат не предусмотрен.
Родители, дети которых обучаются в форме семейного образования должны создать все условия для ликвидации академической задолженности. Если обучающийся проходил обучение в семье, в форме семейного обучения, самообразования, получил удовлетворительные результаты, в аттестат выставляются отметки, полученные на промежуточной аттестации. Такую промежуточную аттестацию для экстернов проводит образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по всем учебным предметам инвариантной части базисного учебного плана.
Допуск к ГИА в выпускных классах
К ГИА в 9 классе допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных).
К ГИА в 11 классе допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных).
К ГИА по учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, допускаются обучающиеся X — XI (XII) классов, имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения (Приказ Министерства образования и науки от 26 декабря 2013 г. № 1400 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», Приказ Министерства образования и науки от 25 декабря 2013 г. № 1394 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»).
Обучающиеся, освоившие образовательную программу среднего общего образования, основного общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, вправе пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования, в формах, устанавливаемых настоящим Порядком.
Указанные обучающиеся допускаются к ГИА при условии получения ими отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации, в том числе за итоговое сочинение (изложение).
Промежуточная аттестация. Особенности прохождения
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся относятся к компетенции самой образовательной организации (ст. 58 Закона). Установление каких-либо обязательных норм по данному вопросу законодательством об образовании не предусматривается. Поэтому каждая общеобразовательная организация самостоятельно устанавливает порядок промежуточной аттестации учащихся, который закрепляется в учебном плане и соответствующем локальном нормативном акте (ст.30 Закона).
Законодательство об образовании не определяет закрытый перечень возможных форм проведения промежуточной аттестации, поэтому такая аттестация может сводиться и к выставлению по итогам учебного года средней отметки исходя из отметок по частям образовательной программы за четверть (триместр).
Порядок проведения промежуточной аттестации предусматривается локальным нормативным актом образовательной организации.
Промежуточная аттестация проводится, начиная со второго класса.
Возможны различные варианты промежуточной аттестации и сроки её проведения, но они в любом случае должны быть отражены в учебном плане образовательной организации.
Формами промежуточной аттестации являются:
а) письменная проверка — письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;
б) устная проверка — устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;
в) комбинированная проверка — сочетание письменных и устных форм проверок.
Иные формы промежуточной аттестации могут предусматриваться образовательной программой.
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов промежуточной аттестации (например, десятибалльная), а также может быть предусмотрена фиксация удовлетворительного либо неудовлетворительного результата промежуточной аттестации без разделения на уровни.
При пропуске учащимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля учащийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется образовательной организацией с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления учащегося (его родителей, законных представителей).
Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю, либо секретарю образовательной организации).
Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом.
Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогического совета образовательной организации.
Промежуточная аттестация обучающихся в форме семейного образования
Промежуточная аттестация обучающихся, получающих образование в форме семейного образования, проводится в соответствии в сроки и в формах, предусмотренных образовательной программой, и порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.
По заявлению обучающегося, получающего образование в форме семейного образования образовательная организация вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации.
Лицо, желающее пройти промежуточную аттестацию в образовательной организации, (его законные представители) имеет право на получение информации о сроках, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, а также о порядке зачисления обучающегося, получающего образование в форме семейного образования в образовательную организацию.
Актуальные вопросы
- Возможно ли оставить на второй год обучающегося 11-го класса, имеющего академические задолженности?
Закон дает право школе оставлять обучающегося по программе среднего общего образования по усмотрению родителей/законных представителей, если учащийся не ликвидировал в установленные сроки свою академическую задолженность.
- Учащийся 9 класса не прошел промежуточную аттестацию и не допущен до ГИА, как ему обучаться дальше?
Учащийся не может быть допущен до ГИА, следовательно, он будет считаться не освоившим образовательную программу основного общего образования и не может быть переведен на следующий уровень обучения условно. Для такого обучающегося Закон предусматривает повторное обучение, обучение по адаптированной основной образовательной программе в соответствии с рекомендациями ПМПК, обучение по индивидуальному плану.
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.
8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.
9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
11. Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
Положение
о
промежуточной аттестации учащихся 1 – 8,10 классов
1. Общие
положения
1.1. Настоящее Положение
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Уставом МБОУ « » (далее ОО), письмами
и приказами федерального и регионального уровней. Регламентирует содержание
и порядок промежуточной аттестации учащихся школы, их перевод по итогам
года.
1.2. Настоящее
Положение рассматривается на Педагогическом совете, имеющим право вносить
в него свои изменения и дополнения.
1.3.
Промежуточная аттестация учащихся обеспечивает контроль эффективности учебной
деятельности образовательного процесса в целом и является основанием для
решения вопроса о переводе учащихся в следующий класс.
1.4. Целью промежуточной
аттестации является установление фактического уровня теоретических
знаний учащихся по предметам учебного плана, их практических умений и навыков,
соотнесение этого уровня с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта во всех классах.
1.5.
Промежуточная аттестация проводиться в целях повышения ответственности каждого
учителя-предметника за результаты труда, за степень освоения учащимися федерального
государственного образовательного стандарта, определенного образовательной
программой, в соответствии с п.3 ст. Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Промежуточная
аттестация учащихся переводных классов
2.1. К промежуточной
аттестации допускаются все учащиеся переводных классов (1-8,10).
2.2.В случае отъезда
учащихся, но не ранее чем за 30 дней до окончания учебного года, ученик
имеет право пройти досрочную аттестацию на основании заявления
родителей (законных представителей) и по согласованию с
учителями-предметниками.
2.3. Итоги промежуточной
аттестации учащихся количественно оцениваются по 5-балльной системе отметок.
Отметки проставляются в классном журнале.
2.4. Учителя обязаны
довести до сведения учащихся и их родителей (законных представителей) итоги
аттестации и решение педсовета школы о переводе учащегося, а в
случае неудовлетворительных результатов учебного года или
аттестации, в письменном виде под роспись родителей (законных представителей) учащегося
с указанием даты ознакомления. Сообщение хранится в личном деле учащегося
1 год.
3. Сроки
проведения годовой аттестации учащихся переводных классов.
3.1. Сроки проведения
промежуточной аттестации определяются Педагогическим советом школы.
3.2. Порядок
и форма промежуточной аттестации учащихся 1-8, 10 классов (реферат, контрольная
работа, тестирование и другие) утверждаются решением Педагогического совета
школы и доводятся до сведения учащихся и их родителей (законных представителей)
не позднее, чем за месяц приказом директора школы.
3.3. Информация о
перечне предметов, о формах экзаменов, выносимых на промежуточную аттестацию,
принимается Педагогическим советом, на основании чего издается приказ по школе
и доводится информация до сведения учащихся и их родителей (законных
представителей).
3.4. Промежуточная
аттестация проводится с 15 апреля по 25 мая по графику, утвержденному приказом
директора школы. График проведения аттестационных мероприятий доводится до
сведения учащихся не позднее, чем за месяц до их начала.
4. Порядок освобождения учащихся от промежуточной аттестации
4.1. От промежуточной
аттестации освобождаются:
-проходящие
длительное лечение в лечебных или санаторных учреждениях,
-учащиеся,
заболевшие в аттестационный период (на основании медицинского подтверждения).
Поле выздоровления учащегося составляется отдельный график проведения
промежуточной аттестации.
—учащиеся
– победители муниципальных, победители и призеры региональных, федеральных
предметных олимпиад по предметам, вынесенным на промежуточную аттестацию
5.
Порядок проведения и формы промежуточной аттестации
5.1. Промежуточная
аттестация проводится в следующих формах: собеседование, тестирование, защита
рефератов, проектов, творческих работ, зачеты, итоговые опросы, письменные
проверочные и контрольные работы, сдача нормативов, комплекса физических упражнений,
билетов.
|
|
5.2. Учащийся,
избравший собеседование как одну из форм промежуточной аттестации, по
предложению аттестационной комиссии дает без подготовки развернутый ответ по
одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по
всем темам учебной программы (вопросы заранее подготовлены и объявлены учащимся).
Собеседование целесообразно проводить с учащимися, проявившими интерес к
научным исследованиям в избранной области знаний и обладающими аналитическими
способностями.
5.3. Устная
аттестация по билетам предполагает ответы на вопросы, сформулированные в
билетах, выполнение предложенных практических заданий (решение задачи, разбор
предложения, выполнение лабораторной работы, демонстрация опыта и т.д.).
5.4.
Защита реферата предполагает предварительный выбор учащимся интересующей его
темы работы с учетом рекомендаций учителя-предметника, последующее глубокое
изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата.
Не позднее, чем за неделю до промежуточной аттестации реферат представляется
учащимся на рецензию рецензенту (учителю-предметнику). Аттестационная комиссия
знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку учащемуся
после защиты реферата.
5.5.
Промежуточная аттестация осуществляется по особому графику, утверждаемому директором
школы. Расписание экзаменов вывешивается не позднее, чем за месяц до начала
аттестационного периода.
5.6. Промежуточная
аттестации проводится в присутствии ассистента: администрации школы или
членов методического совета (далее МС) или члена педагогического коллектива,
результаты заносятся в протокол.
5.7. Педагогические работники доводят до сведения родителей
(законных представителей) сведения о результатах промежуточной
аттестации учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в
том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и
по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические
работники в рамках работы с родителями (законными представителями) учащихся
обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации учащихся в устной
форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об
итогах промежуточной аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из
соответствующих документов, для чего должны обратиться классному руководителю
или администрации образовательной организации.
6. Промежуточная аттестация экстернов
6.1.Учащиеся,
осваивающие общеобразовательную программу соответствующего уровня общего
образования в форме самообразования, семейного образования, либо обучавшиеся по
не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе
пройти экстерном промежуточную аттестацию в ОО.
6.2.Экстерны при
прохождении промежуточной аттестации пользуются академическими правами учащихся
по соответствующей общеобразовательной программе.
6.3.Зачисление
экстерна для прохождения промежуточной аттестации осуществляется приказом
руководителя ОО на основании заявления его родителей (законных представителей) в
порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Процедура зачисления
экстерна для прохождения промежуточной аттестации в обязательном порядке
предшествует процедура ознакомления его родителей (законных представителей) с
настоящим Положением.
По окончании
прохождения промежуточной аттестации экстерн отчисляется из образовательной
организации соответствующим приказом руководителя ОО.
6.4.Общеобразовательная
организация бесплатно предоставляет экстерну на время прохождения промежуточной
аттестации учебники и учебные пособия, иные средства обучения из библиотечного
фонда ОО при условии письменно выраженного согласия с Правилами использования
библиотечного фонда ОО.
6.5. По желанию родителей
(законных представителей) экстерну на безвозмездной основе может быть
предоставлена помощь педагога-психолога ОО.
6.6. Промежуточная
аттестация экстерна в ОО проводится:
— в соответствии с
расписанием/графиком, утвержденным руководителем ОО за 1 месяц до ее
проведения;
— предметной
комиссией, в количестве не менее 3 человек, персональный состав которой
определяется методическим советом.
Предметная комиссия
утверждается приказом руководителя ОО.
6.7. Ход и итоги
проведения промежуточной аттестации экстерна оформляются соответствующим
протоколом, который ведет секретарь указанной комиссии.
Протокол
подписывается всеми членами предметной комиссии по проведению промежуточной
аттестации, его содержание доводится до сведения экстерна и его родителей
(законных представителей) под подпись.
6.8. Экстерн имеет
право оспорить результаты промежуточной аттестации, проведенной соответствующей
комиссией ОО, в установленном законодательством РФ порядке.
6.9.На основании
протокола проведения промежуточной аттестации экстерну выдается документ
(справка) установленного в ОО образца о результатах прохождения промежуточной
аттестации по общеобразовательной программе общего образования соответствующего
уровня за период, курс.
6.10. В случае
неудовлетворительных результатов по одному или нескольким учебным предметам,
курсам общеобразовательной программы общего образования соответствующего
уровня, полученных экстерном при проведении промежуточной аттестации, экстерн
имеет право:
-Пройти
промежуточную аттестацию по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам
не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической
задолженности, не включая время болезни учащегося и (или) иных уважительных
причин.
6.11.Экстерны, не
ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, могут быть
приняты для продолжения обучения в ОО в соответствии с Положением о Правилах
приема на обучение по образовательной программе начального общего, основного
общего и среднего общего образования, при наличии свободных мест для
продолжения обучения.
6.12. В случае,
если при прохождении экстерном промежуточной аттестации ни одна из дисциплин,
выносимых на промежуточную аттестацию, не была оценена аттестационной
комиссией положительно и академические задолженности не были ликвидированы в
соответствующие сроки, руководитель ОО сообщает о данном факте в Управление
образования и молодёжной политики администрации МО «Усть-Коксинский район» РА
согласно нормам Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ.
7.
Перевод учащихся
7.1. Учащиеся,
успешно освоившие содержание учебных программ за учебный год и успешно
прошедшие промежуточную аттестацию по всем учебным предметам решением
Педагогического совета школы переводятся в следующий класс. Предложение о
переводе учащихся вносит Педагогический совет.
7.2. Учащиеся,
имеющие академическую задолженность по любому количеству предметов
переводятся в следующий класс условно. При этом учащиеся обязаны ликвидировать
академическую задолженность путем прохождения промежуточной аттестации по
соответствующим учебном предметам, курсам. Повторная промежуточная
аттестация осуществляется не более двух раз в сроки, определяемые
образовательной организацией, в пределах одного года с момента ее образования
(часть 5 статьи 58). Учащиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию в текущем
учебном году по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность,
переводятся в следующий класс условно.
Только в случае
неликвидации в установленные сроки академической задолженности, учащиеся по
образовательным программа основного общего и среднего общего образования по
усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное
обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам
в соответствии с рекомендациями психолого — медико – педагогической комиссии,
либо на обучение по индивидуальным учебным планам.
7.3. Учащиеся 1-х
классов, не освоившие в полном объеме содержание учебных программ и не
прошедшие промежуточную аттестацию, на основании письменного согласия родителей
(законных представителей), остаются на повторный курс обучения.
7.4. Учащиеся 1-8, 10-х
классов, пропустившие 2/3 учебного времени за год по независящим от них
обстоятельствам, не аттестуются и не могут быть переведены в следующий класс.
8. Порядок
оценивания учащихся на промежуточной аттестации
8.1. Итоги промежуточной
аттестации оцениваются по 5-ти балльной системе во 2-8,10 классах, в 1 классе и
в 4 классе по ОРКСЭ, в 5 классе по ОДНКНР оценивание знаний без выставления
оценок, в зачетно — незачетной системе. Оценки за ответ при любой форме проведения
промежуточного контроля выставляются в соответствии с рекомендациями об
оценивании знаний по каждому учебному предмету, отражающими требования
образовательного стандарта. В соответствии с Уставом образовательной организации, применяются
следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в
баллах).
«Отлично» — теоретическое содержание
курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с
освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения
учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов,
близким к максимальному.
«Хорошо» — теоретическое содержание
курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с
освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой
обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не
оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с
ошибками.
«Удовлетворительно» — теоретическое
содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера,
необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном
сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий
выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
««Неудовлетворительно» — теоретическое
содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не
сформированы, все выполненные учебные задания содержат грубые ошибки,
дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к
какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий.
При выборе различных форм проведения
промежуточной аттестации, где оценивание работ учащихся требует процентное
соотношение правильных ответов, применяется следующая шкала:
— 80% и более от максимальной суммы
баллов – оценка «5»;
— 60 – 80% — оценка «4»;
— 40 – 60% — оценка «3»;
— до 40% — оценка «2».
Оценки, полученные
на промежуточной итоговой аттестации по предметам, проведенным не в форме
экзамена, выставляются в протокол, заверяются подписями одного члена педагогического
коллектива, учителя – предметника и не позднее следующего дня сообщаются
учащимся.
Экзаменационные
отметки за устный экзамен выставляются в протокол экзамена в день его проведения,
заверяются подписями трех членов предметной аттестационной (экзаменационной)
комиссии и в этот же день сообщаются учащимся. Отметки за письменную работу выставляются
в протокол промежуточной аттестации до начала следующей за ней проверочной работы
и сообщаются учащимся.
8.2.Учащиеся,
занимающиеся по специальным адаптированным программам (умственная отсталость) и
находящихся на надомном обучении так же проходят промежуточную аттестацию по
всем предметам учебного плана.
8.3. В
случае неудовлетворительных результатов промежуточной аттестации родители
учащегося (законные представители) уведомляются об этом под роспись в 3-х дневный
срок, с указанием даты ознакомления. Данное уведомление хранится в личном деле
учащегося.
9. Права и
обязанности участников процесса аттестации
9.1.
Участниками процесса аттестации являются: учащиеся, родители учащихся
(законные представители), учителя-предметники.
9.2. Права учащихся
представляют его родители (законные представители).
9.3. Учащийся
имеет право:
— на информацию о
перечне предметов, выносимых на промежуточную аттестацию;
— на ознакомление с
вопросами, включенными в экзаменационные билеты, темами рефератов и творческих
работ, темами, подлежащими контролю;
— на информацию о сроках
аттестации;
— на консультации
учителя-предметника по вопросам, выносимым на контроль;
— в случае болезни на
изменение формы промежуточной аттестации, ее отсрочку или освобождение (по
решению Педагогического совета школы);
— на независимую и
объективную оценку его уровня знаний;
— на обращение в
трехдневный срок с апелляцией в комиссию по регулированию отношений между
участниками образовательных отношений, созданную в школе, в случае несогласия с
отметкой, полученной во время аттестации.
9.4. Учащийся
обязан:
— проходить аттестацию в
установленные сроки;
— в процессе аттестации
выполнять обоснованные требования учителей и руководства школы;
— соблюдать правила,
предусмотренные нормативными документами, определяющими порядок аттестации.
9.5. Родители
(законные представители) учащегося имеют право:
— на информацию о
формах, сроках и перечне предметов, выносимых на промежуточную аттестацию;
— знакомиться с
нормативными документами, определяющими порядок и критерии оценивания;
— знакомится с
результатами аттестации их детей;
— обжаловать результаты
аттестации их ребенка в случае нарушения школой процедуры аттестации или
неудовлетворенности результатами аттестации.
9.6. Родители
(законные представители) учащегося обязаны:
— соблюдать порядок
аттестации;
— корректно и вежливо
относиться к педагогам, участвующим в аттестации их ребенка;
— осуществлять контроль
успеваемости своего ребенка, результатов его аттестации.
9.7. Учитель,
осуществляющий промежуточную аттестацию, имеет право:
— разрабатывать
материалы для промежуточной аттестации учащихся;
— проводить аттестации и
оценивать качество усвоения учащимися содержания учебный программ, соответствие
уровня подготовки учащихся требованиям государственного стандарта образования;
— давать педагогические
рекомендации учащимся и их родителям (законным представителям) по освоению
предмета.
9.8. Учитель,
осуществляющий промежуточную аттестацию, не имеет права:
— использовать, при
составлении заданий, учебный материал предмета, не предусмотренный учебной
программой;
-оказывать
психологическое давление на учащихся, проявлять недоброжелательное,
некорректное отношение к ним.
9.9. Учитель,
осуществляющий промежуточную аттестацию, обязан:
— доводить до сведения учащихся,
их родителей (законных представителей) результаты промежуточной аттестации.
10. Порядок
утверждения и хранения материалов промежуточной аттестации учащихся школы
10.1. Материалы
аттестации учащихся включают в себя:
—
проверочные работы для проведения промежуточной аттестации;
—
письменные зачетные работы учащихся;
—
протоколы промежуточной аттестации;
— уведомления родителей
(законных представителей);
10.2. Материалы для
проведения промежуточной аттестации: билеты, тексты контрольных работ,
тексты для чтения и темы бесед по иностранному языку, тематика рефератов,проектов,
тестовые задания с критериями оценки и др. — составляются учителем с учетом
требований федерального государственного образовательного стандарта,
программных требований, рекомендаций Министерства образования PФ и других
государственных нормативных документов и согласовываются с руководителями МС.
Проверочные
работы по каждому учебному предмету запечатывается в отдельный пакет, и
утверждаются согласно Приложения № 1.
10.3. За 2 недели до
начала промежуточной аттестации экзаменационные материалы утверждаются
приказом директора школы.
10.4. Отметки заносятся
в протокол, который подписывается экзаменующим учителем, ассистентом.
10.5. По окончании
промежуточной аттестации учащихся протоколы сдаются заместителю директора по
учебной работе и хранятся пять лет.
10.6.Письменные работы учащихся
хранятся 1 год у учителя – предметника в кабинете.
10.7.По окончании
промежуточной аттестации учащихся один экземпляр работы и материалы к промежуточной
аттестации сдаются заместителю директора по учебной работе и хранятся 1 год.
10.8.В случае, если
экзаменационный материал соответствует программным требованиям по данному
предмету, учитель может использовать его и в следующем учебном году.
10.9. В случае, если
учитель – предметник собрался менять форму промежуточной аттестации, то
письменно с указанием причины обращается на имя директора ОО, затем вопрос
выносится на педагогический Совет о внесении изменений в организационный раздел
ООП соответствующего уровня.
Существует целый ряд ситуаций, когда ежедневное посещение школы для ребенка является невозможным: состояние здоровья, частые переезды семьи с места на место, серьезные занятия ребенка спортом, музыкой или искусством, решение родителей об отказе от классической классно-урочной системы. Один из главнейших вопросов, стоящих в таком случае перед семьей – как получить промежуточную аттестацию, не посещая школу? Разбираемся по пунктам.
Что такое промежуточная аттестация?
По федеральному закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации» промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой. Если проще, — это тесты, контрольные работы или экзамены, которые сдают учащиеся 1-8 и 10 классов по итогам четверти, полугодия, учебного года. Годовая промежуточная аттестация позволяет ребенку перейти в следующий класс. Итоговая аттестация осуществляется в 9 и 11 классах и представляет собою централизованные выпускные испытания – ОГЭ и ЕГЭ.
Формы обучения, при которой можно получить промежуточную аттестацию, не посещая школу:
- Домашнее обучение
Домашнее образование подразумевает, что ребенок не посещает школу, но при этом постоянно числится среди ее учеников. В этом случае школа несет ответственность за его обучение, представляет все необходимые для учебы материалы, а учителя проводят индивидуальные занятия с ребенком по отдельному плану на дому или на территории школы (по выбору родителей). Переход на домашнее обучение зачастую связан с состоянием здоровья ребенка и предполагает прохождение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
- Cемейное обучение
Специфика семейного обучения заключается в том, что ребенок перестает числиться в контингенте школы, а только прикрепляется к ней для прохождения промежуточных аттестаций. Всю ответственность за образование ребенка в случае перехода на семейное обучение несут родители. Школьные учителя с ребенком, находящимся на семейном обучении, не занимаются. Переход на семейное обучение может быть осуществлен в любой момент, для него прохождение ПМПК не требуется. Нужно только уведомление о переходе на семейное обучение в отдел образования по месту проживания и заявление о переходе на семейное обучение на имя директора школы.
Промежуточная аттестация в Онлайн-школе
Родителям учащихся «Онлайн-школы» не нужно искать школу для прохождения промежуточной аттестации. Мы самостоятельно прикрепляем наших учеников к государственным школам, имеющим лицензию и аккредитацию. Также можно заниматься в «Онлайн-школе», но проходить промежуточные аттестации в выбранной вами школе. Заниматься в «Онлайн-школе» могут и учащиеся, находящиеся на домашнем обучении, и даже школьники, посещающие школы. Для них наши уроки станут хорошим подспорьем при освоении учебной программы, заполнении пробелов в школьных знаниях по разным предметам или помогут поработать на опережение учебной программы.
Законодательство о промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях общего образования (школах, гимназиях, лицеях)
Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях общего образования (школах, гимназиях, лицеях) регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
статья 58 «Промежуточная аттестация обучающихся» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» освоение общеобразовательной программы общего образования, в том числе отдельной части или всего объема образовательной программы:
-
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся,
-
проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательным учреждением.
Академическая задолженность по промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях общего образования (школах, гимназиях, лицеях)
Академической задолженностью по промежуточной аттестации признаются:
-
неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам общеобразовательной программы общего образования или
-
непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.
При наличии академической задолженности по промежуточной аттестации:
-
дети, обучающиеся в образовательных учреждениях и имеющие академическую задолженность по промежуточной аттестации,
-
обязаны ликвидировать эту академическую задолженность;
-
-
образовательные организации, родители несовершеннолетнего обучающегося ребенка, обеспечивающие получение обучающимся ребенком общего образования в форме семейного образования,
-
обязаны создать условия обучающемуся ребенку для ликвидации академической задолженности по промежуточной аттестации и
-
обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации;
-
-
обучающиеся дети, имеющие академическую задолженность, вправе:
-
пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету не более 2-х раз
-
в сроки, определяемые образовательным учреждением, в пределах одного года с момента образования академической задолженности;
-
в указанный период не включается время болезни обучающегося;
-
-
для проведения промежуточной аттестации при наличии академической задолженности во второй раз образовательным учреждением создается комиссия.
Особенности промежуточной аттестация обучающихся в образовательных учреждениях общего образования (школах, гимназиях, лицеях):
-
не допускается взимание платы с обучающихся детей за прохождение промежуточной аттестации в образовательных учреждениях общего образования;
-
обучающиеся дети, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс (школы, гимназии, лицея) условно;
-
обучающиеся дети в образовательных учреждениях по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей:
-
оставляются на повторное обучение,
-
переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо
-
на обучение по индивидуальному учебному плану;
-
-
обучающиеся дети в образовательных учреждениях по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности:
-
продолжают получать образование в образовательном учреждении;
-
-
обучающиеся дети в образовательных учреждениях по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности:
-
отчисляются из этого образовательного учреждения как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
-
Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.
ПРАВО НА НАЧАЛЬНОЕ, ОСНОВНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Любая промежуточная аттестация — это способ выявить уровень обученности школьников по разным учебным дисциплинам. Рассмотрим нормативную базу, на которой основывается ее проведение.
Требования к промежуточной аттестации
Проведение промежуточной аттестации основывается на Федеральном законе об образовании, а также на Федеральных государственных стандартах второго поколения. В этих документах установлены формы промежуточной аттестации, стандарты, которые должны быть включены в задания. Модернизация школ предполагает четкое выполнение всех требований этих нормативных актов.
В статье 2 Закона об образовании говорится, что обязательным элементом любой школьной программы является промежуточная аттестация обучающихся. Она входит в те часы, которые указаны в учебном плане. Промежуточная аттестация учащихся не предполагает дополнительной нагрузки на ребят, она должна планироваться в соответствии с планом педагога на изучение учебной дисциплины.
Особенности организации
В 28 статье указаны компетенции образовательного учреждения:
- проведение текущего контроля успеваемости;
- текущая промежуточная аттестация (периодичность, формы, порядок проведения);
- осуществление самообследования и осуществление внутренней системы оценки уровня образования.
Вся ответственность за неполное выполнение функций, которые отнесены к ее компетенции, в том числе и ненадлежащее проведение промежуточной аттестации, лежит на образовательном учреждении.
Особенности аттестации
Порядок промежуточной аттестации, ее периодичность, формы, согласно статье 30 ФЗ «Об образовании», выбирает сама образовательная организация.
Чтобы внедрять определенные ее формы, разработаны бланки контрольно-измерительных материалов, а также система анализа полученных результатов. Положение о промежуточной аттестации разрабатывается самой школой, утверждается подписью директора.
Положение о проведении промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация — это важное мероприятие для любой образовательной организации. Разберем основные положения, связанные с ее организацией в школе.
Проводится она по итогам отдельной части либо после завершения полного курса учебной дисциплины. Не предполагается аттестации в системе дошкольного образования. Если результаты проведения оказываются неудовлетворительными, идет речь об академической задолженности. Процедура является для школьников бесплатной.
Для ребят, которые занимаются в форме самообразования либо семейного обучения, промежуточная аттестация — это вариант проверки уровня обученности. Проведение ее возможно только в том случае, если это закреплено в локальных школьных актах.
Именно промежуточную аттестацию считают основным элементом программы школы, ответственность за ее обеспечение лежит на руководителе учреждения.
Место промежуточной аттестации в ООП
Попробуем провести анализ на базе общего основного образования. Учитывая требования стандартов, разработанные для основной программы, необходимо вести речь о трех образовательных разделах: содержательном, целевом, организационном.
Целевой раздел предполагает наличие цели, задач, описания результатов, способов их получения. Обязательным пунктом промежуточной аттестации является описание способа оценки запланированных результатов.
В содержательный элемент ООП включают:
- программу учебных курсов, дисциплин;
- план развития УУД;
- воспитательную программу и социализацию по формированию представлений о здоровом образе жизни, профессиональной ориентации и профилактической работы;
- коррекционную работу, направленную на работу с учащимися, имеющими проблемы с физическим здоровьем.
Промежуточная аттестация — это структурный элемент мониторинга достижений школьников. Чтобы выполнить оценку духовно-нравственного воспитания, развития, социализации школьников, необходимо создавать специальную методику и мониторинг.
Организационный раздел предполагает механизмы проведения промежуточной аттестации, касающиеся плана урочной и внеучебной деятельности. Должны быть отмечены все основные условия, которые будут использоваться при проведении аттестации:
- кадровые (вариант повышения квалификации педагогов по способу оценки результатов аттестации);
- УМК (информационно-методические материалы);
- программное обеспечение (ИКТ и материальная база для осуществления дистанционной диагностики);
- психолого-педагогические формы работы, учитывающие индивидуальные возрастные особенности школьников;
- финансовые механизмы (привлечение специалистов, оплата работы специалистов по проведению внешней экспертизы).
Проектирование системы промежуточной аттестации
Для диагностики разных элементов современного содержания образования нужны специальные формы промежуточной аттестации, а также конкретные контрольно-измерительные материалы. Необходимо создавать прозрачную процедуру проверки уровня знаний, умений, навыков школьников.
Школа обязана доводить до сведения родителей и учеников сроки, материалы, методы оценки результатов по определенной учебной дисциплине. Подобные действия предполагаются до того, как начнется преподавание модуля либо курса.
Важно учитывать, что учитель имеет право выбирать оптимальные формы проведения промежуточного контроля, к примеру, давать школьникам тестовые работы либо полноценные контрольные работы на весь урок. Она направлена на проверку конкретных результатов, а самостоятельная работа рассматривается только как форма подготовки к аттестации.
Примеры подготовки к промежуточной аттестации
В зависимости от специфических особенностей учебной дисциплины, существуют определенные нюансы, связанные с подготовкой и проведением промежуточной аттестации. Например, после изучения в курсе химии (8 класса) «Строение и свойства элементов в периодической системе. Строение атома», целесообразно предложить в качестве элемента контроля небольшую тестовую работу, рассчитанную на 10-15 минут.
Вопросы должны быть составлены так, чтобы учитель мог понять, насколько ребята усвоили изменение свойств металлов и неметаллов, входящих в состав периодической системы. Также в тесте можно предложить задания на сравнение свойств элементов, находящихся в одной подгруппе, периоде.
Чтобы у педагога создалась полная картина умений и навыков, сформированных у ребят после завершения блока, можно предложить и задание на определение числа протонов, электронов, нейтронов, составление электронных конфигураций атомов.
Ребятам заранее предлагаются разнообразные вопросы и задания, поэтому ни о какой стрессовой ситуации, связанной с проведением промежуточной аттестации, речи не идет.
Важные сведения о проведении промежуточной аттестации
Контрольно-измерительные материалы должны быть составлены в соответствии с содержанием выбранного учителем учебно-методического комплекта. Например, если в 8 классе Министерством образования рекомендовано три различных линии учебников, сложно будет создать универсальную контрольную работу. Придется проанализировать все три КИМа, для каждой учебной программы разработать свой вариант аттестационной работы.
Правила, выделенные выше, дают возможность создавать систему аттестационных работ, чтобы оценивать конкретные результаты образования, повышать учебную мотивацию, проектировать коррекционную работу на основе информации о тех проблемах, которые по результатам аттестационных работ будут выявлены для конкретного ученика.
Содержание промежуточной аттестации
Она должна в полной мере отражать итоги усвоения школьниками результатов образования. Их распределяют по периодам обучения, анализируя содержание отдельного предметного курса либо определенного модуля. Чтобы построить систему полноценной промежуточной аттестации, которая будет отражать результаты обучения, важно определить особенности оценивания.
В качестве элементарной единицы для оценки в школе рассматривают отдельные элементы образования, отражаемые в результатах ООП. Именно на их базе создают фундаментальные понятия.
В настоящее время есть две группы элементов содержания:
- компетенции и знания, которые школьник демонстрирует во время итоговой и промежуточной аттестации;
- элементы содержания, которые необходимы для последующего обучения, без которых нельзя освоить иные предметы и темы, но они не подлежат аттестации.
Так, такой математический символ, как «сумма», используют не только в курсе первого класса по математике, но и в течение всего последующего образовательного процесса. Без сформированности такого термина невозможно усвоение курса алгебры, усвоение химии, физики, основ биологии. Только при сформированности данного термина, ребенок сможет быть успешным на протяжении школьной жизни.
Заключение
В современном образовательном процессе проведение промежуточной и итоговой аттестации является обязательным на всех ступенях обучения. Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет форму, порядок проведения подобной проверки, выбирает на каждой ступени определенные учебные дисциплины для проведения мониторинга.