Что такое природа для сочинения егэ

Определение понятия «Природа»для сочинения ОГЭ (9.3), ЕГЭ, итогового сочинения по русскому языку и литературе на тему: Как Вы понимаете значение слова ПРИРОДА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему  «Как природа влияет на человека?», «Что такое природа, красота природы, восприятие природы?»

Природа — это…Определение, значение.

ПРИРОДА — всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир.
ПРИРОДА — совокупность естественных условий на Земле или в какой-л. её части, включающая рельеф, растительный и животный мир, климат и т.п.

О человеке и природе (взаимосвязь человека и природы)

Человек родился в земных условиях. Воздух, вода, земля, ритмы естественных природных процессов, многообразие растительного и животного мира, природный ландшафт, климатические особенности — все это обусловило жизнь человека, определило его биологические потребности. Он, человек, должен стоять на земле, постоянно дышать, должен регулярно есть и пить, переносить жару и холод. Иными словами, человеческая жизнь может протекать в сравнительно узких рамках физических и химических условий. Чем бы ни занимался человек, он может действовать лишь в том случае, если ему удастся создать вокруг себя среду, привычную, необходимую для его нормальной жизнедеятельности. Например, космонавты живут в космосе. Но только в том случае, если в их корабле или на научной станции искусственно созданы условия, похожие на земные, естественные для людей. Условия «искусственной земли» поддерживают в своих лабораториях исследователи океана, спускающиеся в батискафах на дно. А если выходят в глубины моря, то пользуются аквалангом. Точно так же, как космонавтам нужен скафандр для обеспечения привычных земных условий. Человек может находиться в среде, загрязненной вредными химическими веществами. Но остается при этом здоров только в том случае, если с помощью специальных устройств ограждает себя от вредных влияний. 

В труде «Экология человека», изданном Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), прямо так и говорится: «Воздух, вода, почва, огонь, естественные ритмы, так же как разнообразие живущих на земле видов, имеют значение не только как те или иные химические комбинации, физические силы или биологические явления, но и сами по себе, поскольку под их воздействием закладывались основы жизни человека. Они создали потребности человека, корни которых лежат очень глубоко и которые не изменятся в более или менее близком будущем. Стремление людей провести свободное время в конце недели на природе, камины, которые до сих пор встраивают и так в сильно отапливаемых городских квартирах, сентиментальная привязанность к животным и даже растениям — все это свидетельствует, что где-то в психике человека сохранились биологические и эмоциональные побуждения, приобретенные в ходе эволюции, от которых он никак не может избавиться». 

Удивительно сложна и удивительно неразрывна взаимосвязь человека и природы. Начав общественно-трудовую деятельность, он пошел по пути все большего и большего овладения природой, стал воздействовать на нее, видоизменяя ее естественную первозданность. А вместе с этим процессом,— в неразрывном единстве — шел процесс другой. В результате неуклонно развивающейся трудовой деятельности человека видоизменялась и его собственная природа, пока он за многие и многие тысячелетия не стал homo sapiens — человеком разумным, новым биологическим видом земной жизни. 

Можно сказать, что природа создала человека — живое существо, но только общественно-трудовые отношения создали человека разумного. 

По своим биологическим особенностям человек — часть природы. По своему характеру человек — существо социальное. Но социальная, общественно-трудовая деятельность людей возможна только на той биологической основе, которая присуща человеку как виду. Поэтому-то человек и «дитя природы» и «венец природы». 

Человек и природа — одна система. Части ее зависят друг от друга, друг друга изменяют, помогают или препятствуют в развитии. И чтобы жить, нужно быть в равновесии с окружающей средой постоянно. Поэтому-то столь важной и необходимой считает современное человечество заботу об охране природы, принимает справедливые законы, запрещающие нарушать ее единство. 

И связь эта иной раз настолько глубока и настолько отдаленна, что трудно бывает в нее поверить. Почти фантастикой кажутся слова, написанные в одной солидной монографии, посвященной месту человека в научной картине мира. 

Словосочетания со словом «природа» (лексическая сочетаемость)

Прилагательные (эпитеты) к слову «природа»
Северная, южная, субтропическая, тропическая, величественная (высок.), суровая, девственная, окружающая, родная, живая, мёртвая, неизведанная (книжн.), неисследованная, скрытая, тайная …природа.

Сочетаемость со словом «природа»
Силы, законы, изучение, богатства, ресурсы, силы, красота, покорение, преобразование, охрана … природы.

Глагольная сочетаемость:
Любить, изучать, изменять, преобразовывать, переделывать, покорять, охранять, познавать … природу. Любоваться, восхищаться … природой.

Устойчивые выражения со словом «природа»
на лоне природы — на открытом воздухе
от природы — от рождения, от начала существования.
по природе — по натуре, по характеру.

Человек и природа в литературе

В.П. Астафьев «Царь-рыба», «Васюткино озеро»
Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день», «Плаха»
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

Примеры сочинений по тексту Пришвина М.М чтобы понимать природу надо быть очень близким для выполнения задания №27 ЕГЭ по русскому языку 11 класс, текст с нового сборника Цыбулько И.П ЕГЭ 2023 по русскому языку 36 тренировочных вариантов.

Сочинение

В чем заключено влияние природы на человека? Только ли оно положительно или только отрицательно? На эти вопросы отвечает русский писатель М.М. Пришвин.

Проблема влияния природы на сущность человека раскрывается в тексте через рассуждения автора о том, что природа является человеку «и матерью, и злой мачехой».

Говоря о положительном воздействии природы на человека, автор отмечает, что люди нередко употребляют в речи выражение «мать-природа», потому что человек рождается в природе. М.М. Пришвин утверждает, что «человек содержит в себе всю природу».

Но не забывает автор и о негативном воздействии природы на людей. Он называет природу «местом борьбы человека за существование», поскольку человек может умереть в природе «от нападения на него видимых и невидимых врагов».

Приведенные примеры позволяют подчеркнуть противоречивый характер влияния природы на человека.

Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: природа воздействует на человека как положительно, так и отрицательно, поскольку она дает человеку жизнь, но в то же время заставляет его бороться за собственное существование, а порой – и лишает жизни.

С автором текста нельзя не согласиться. Отношение природы к человеку неоднозначное, противоречивое. Она не может оказывать на людей исключительно положительное или исключительно отрицательное воздействие. Ее влияние зависит и от отношения человека к ней, и от внешних обстоятельств. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.

В рассказе М.М. Пришвина «Голубая стрекоза» продемонстрировано положительное воздействие природы на человека. Лежащий с ранением и умирающий герой, участвовавший в военных действиях, просит «водицы», желая тем самым оказаться у ручья. Слушая «обычную прекрасную песенку», которую пели «струйки ручья», и видя голубую стрекозу, раненый улыбается. Автор выражает мысль о том, что именно нахождение героя наедине с природой помогло ему преодолеть появившееся на жизненном пути препятствие. Рассказчик не умаляет значения докторов, но признается в вере в то, что его товарищу помогли также «песнь ручья» и его «решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью». В рассказе подчеркивается исцеляющая сила природы, связь с которой помогла раненому выжить.

Пример негативного воздействия природы на человека в свою очередь можно найти в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Демонстрируя, что с «божией стихией» не может «совладеть» даже царь, автор подчеркивает, что природа обладает огромной и даже уничтожающей силой, которую человек не может остановить. Сюжет показывает, что из-за наводнения в Санкт-Петербурге погибло большое количество людей, включая и возлюбленную главного героя Евгения Парашу. С помощью образа Евгения, которого наводнение лишило возлюбленной, который потерял смысл собственной жизни, а затем и вовсе сошел с ума, А.С. Пушкин выражает мысль о том, что беды и страдания разбушевавшаяся водная стихия принесла не только тем, у кого были отняты жизни, но и тем, кто остался в живых, поскольку они потеряли своих родных и близких, столкнулись с разрушениями родных домов, не зная, как все забыть и жить дальше.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что высказывание М.М. Пришвина о том, что природа человеку «и мать, и злая мачеха», справедливо, так как природа может оказывать на людей как положительное, так и отрицательное влияние.

2 готовое сочинение по данному тексту

Какую роль в жизни человека играет природа? Может ли она помочь человеку открыть важные истины, усилить любовь к родине? Именно эти вопросы возникают при чтении текста М. М. Пришвина.

Раскрывая проблему роли природы в жизни человека, автор опирается на собственные размышления. Он утверждает, что природа – это зеркало человека, так как она содержится в душе каждого. За пределы человека выходит только та его часть, которая владеет словом. Природа – это место борьбы человека за существование. Мы называем природу матерью, потому что человек рождается в природе. Но и умирает он в борьбе с невидимыми врагами природы. Из этого следует, что человек и природа связаны друг с другом и отражаются друг в друге, как в зеркале. Чтобы понять себя, надо изучать природу. А чтобы понять природу, необходимо обратиться в глубь своей души.

Но этим не ограничивается значение природы в нашей жизни. В годы Великой Отечественной войны русский народ особенно хорошо понял, что природа – это Родина, наш дом. Чувство Родины возникает в душе, когда мы слышим крик родной птицы, ощущаем запах цветка. В юности рассказчик совершил поездку на Кавказ. Вернувшись домой, он впервые увидел у себя на родине облака, сравнивая их с кавказскими снежными горами, похожими на облака. Этот пример говорит о том, что природа тесно связана с чувством родины, а путешествия обогащают человека и усиливают любовь к родному краю.

Оба примера дополняют друг друга и подводят нас к мысли о большом значении природы в жизни человека.

Авторская позиция заключается в следующем: природа играет важную роль в жизни человека, так как помогает нам открыть важные истины, усиливает любовь к родине.

Мне близка позиция автора. Действительно, сначала мы изучаем родной край, и наше чувство любви к Родине складывается именно из любви к тому месту, где мы родились, где впервые наблюдали рассветы и закаты, любовались деревьями и травами.

Приведу пример из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». В нём есть эпизод на пароме, где Пьер Безухов убеждает своего разочарованного друга Андрея Болконского в том, что нужно жить, верить и любить. В этот момент Андрей смотрит на волны, бьющиеся о края парома, на красный закат, отразившийся в речной воде, и ему кажется, что и волны, и закат говорят ему, чтобы он слушал своего товарища и верил ему.

В заключение хочу подчеркнуть, что общение с природой обогащает нас духовно, помогает делать важные жизненные открытия.

3 готовое сочинение ЕГЭ

Человек является неотъемлемой частью природы и постоянно испытывает на себе её воздействие. Оно может быть и созидательным, и разрушительным, поэтому каждому из нас приходится бороться за своё существование. В предложенном тексте М.М. Пришвина поднимается проблема влияния природы на личность.

Писатель подчёркивает, что мир, который нас окружает, даёт нам жизнь и условия для саморазвития. Именно поэтому природу довольно часто называют «матерью». Однако в определённые моменты она может превращаться в «злую мачеху»: «…в природе человек умирает от нападения на него видимых и невидимых врагов». Тем самым М.М. Пришвин акцентирует внимание читателя на том, каким противоречивым может быть воздействие природы на личность.

Почему мы не можем считать себя хозяевами на земле? В отличие от нас, природа бессмертна, она «старается бороться со смертью количеством своих семян: сколько-то выживет, – и так продолжается жизнь». Человек же вынужден завоёвывать своё право остаться в вечности. Именно поэтому он обращается к творчеству и создаёт произведения искусства: «…мы, люди, за своё бессмертие боремся не количеством, а качеством». Это значит, что природа служит для нас неким примером, образцом для подражания и побуждает к созиданию.

Приведённые аргументы позволяют установить важную причинно-следственную связь. Природа может послужить толчком для того, чтобы человек занимался творческой деятельностью: «Как ели сеют своими шишками, так и люди берутся за кисть, за перо за смычок…».

Итогом размышлений писателя становится следующая позиция: природа является для человека и матерью, и мачехой. В борьбе за своё существование он создаёт бессмертные произведения искусства.

Нельзя не согласиться с точкой зрения М.М. Пришвина. Действительно, каждый из нас неразрывно связан с природным миром. Мы, безусловно, испытываем на себе его влияние. Например, в стихотворении «Осень» А.С. Пушкина мы видим, как «унылая пора, очей очарованье» в конце концов вдохновляет лирического героя на новое произведение. Так, он замечает, что осенняя природа становится для него одним из основных источников идей: «И с каждой осенью я расцветаю вновь».

Таким образом, сложно переоценить влияние природного мира на личность. Мы рождаемся и умираем в природе, и это совершенно закономерный процесс, которому невозможно сопротивляться.

4 пример сочинения

Человек и природа неразрывно связаны друг с другом. Они находятся в тесных взаимоотношениях.В чём же особенность этих взаимоотношений? Об этой проблеме размышляет автор предложенного текста.

М.М.Пришвин подчёркивает, природа – это место борьбы человека за существование. Она по-разному может воздействовать на личность. Довольно часто её называют «матерью». Однако в определённые моменты природа может превращаться в «злую мачеху», когда «…в природе человек умирает от нападения на него видимых и невидимых врагов».Чтобы понять себя, надо изучать природу. А чтобы понять природу, необходимо обратиться в глубь своей души.

Этими размышлениями автор обращает наше внимание на то, что взаимодействия человека и природы очень противоречивы.

В чём ещё значение природы для человека? М.Пришвин рассуждает далее о том, что в годы Великой Отечественной войны русский народ особенно хорошо понял, что природа – это Родина, наш дом. «Природа явилась нам как Родина, и Родина-мать обратилась в Отечество.» Этот пример говорит о том, что природа тесно связана с чувством родины. Оба примера, дополняя друг друга, приводят нас к мысли, о том, что человек и природа находятся в постоянной тесной связи друг с другом.

Позиция автора ясна: человек неразрывно связан с природой, он её часть.

Я разделяю мнение автора. Действительно, природа помогает нам понять важные истины, усиливает любовь к родине.

Общение человека с природой делает его духовно богаче, а любовь к родине рождается вместе с любовью к природе.

5 пример сочинения

Как у человека формируется чувство Родины и что оно значит? Это один из вопросов, которые звучат в тексте Михаила Михайловича Пришвина.

Размышляя над проблемой определения понятия Родина, автор представляет читателю собственные наблюдения, основанные на личном опыте. Он исходит из того, что понятие Родина очень широкое, оно может постепенно формироваться в сознании человека.

Так, по мнению писателя, только в трудные годы Великой Отечественной войны русские люди поняли, что Родиной, домом является природа: «Природа явилась нам как Родина, и Родина-мать обратилась в Отечество». Синонимами становятся слова «Родина», «дом», природа», потому что «крик родной птицы», «запах скромного цветка» из детства связаны с воспоминаниями о доме, где прошло начало жизни. Чувство Родины возникает независимо от волевых усилий человека, оно естественно.

Понимание глубокой связи с Родиной усиливается в периоды расставаний, во время путешествий. Человек, оказавшийся среди чужой природы, открывающий для себя что-то новое, и на родные места начинает смотреть по-другому.

Автор вспоминает свою поездку на Кавказ, когда он открыл, что облака над родным Елецким районом похожи на снежные горы. Образы природы Кавказа и средней полосы России поэтически соединились в сознании писателя, углубив, обогатив понятие Родины, дополнив эмоциями, связанными с грустью, которую всегда ощущаешь, если живёшь вдали от дома.

Между рассмотренными фрагментами существует пояснительно-уточняющая связь. Если в первом примере определяется понятие Родины как природы, то во втором оно уточняется, расширяется и углубляется с указанием того, что изменяют поездки в понимании человеком Родины.

Авторская позиция выражена в конкретных словах: «..наше чувство Родины складывается из любви к тому месту, где родился, из устремлений вдаль, путешествий, расширяющих и обогащающих наше чувство родины».

Нельзя не согласиться с этой мыслью писателя. Действительно, для каждого из нас Родина — это дом и родная природа, ценность которых очень часто нами осознаётся не сразу. Так, во время Великой Отечественной войны солдаты защищали дом, где родились, улицу, по которой ходили в школу, берёзку у крыльца, семью. Их вело в бой обострённое чувство любви к Родине.

Только человек, знающий свои корни, любящий Родину, понимающий и глубоко чувствующий природу родных мест, достоин уважения.

Текст ЕГЭ для задания 27

Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу. (2)Вся природа содержится в душе человека, но в природе не весь человек. (З)Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом, вышла за пределы природы и теперь больше и дальше её. (4)Только оглянувшись назад, в своё прошлое, человек в зеркале видит свою собственную природу.

(5)В природе рождается человек, и потому мы часто говорим: мать-природа.

(6) Но в природе человек умирает от нападения на него видимых и невидимых врагов.

(7) Он умирает в борьбе с этими врагами своими, включёнными в природу. (8)Природа является местом борьбы человека за существование. (9)3начит, природа человеку и мать, и злая мачеха; и из этого начались все наши сказки.

(10)Природа старается бороться со смертью количеством своих семян: сколько-то выживет, — и так продолжается жизнь. (11)И когда от природы вернёшься к себе, то представляется, что мы, люди, за своё бессмертие боремся не количеством, а качеством; и так стараемся создавать бессмертные вещи.

(12)Отчасти мы этого и достигаем: есть произведения искусства очень древние, и они нас и сейчас восхищают. (13)Как ели сеют своими шишками, так и люди берутся за кисть, за перо, за смычок, чтобы один вырос и дал посев. (14)Природа, как и жизнь, не поддаётся логическому определению; и спросите любого, что он понимает в слове «природа».

(15)Никто не даст всеохватывающего определения: одному — это дрова и стройматериалы, другому — цветы и пенье птиц, третьему — небо, четвёртому — воздух, и так без конца. (16)И в то же время каждый человек понимает, что это не всё. (17)Нечто большее, чем свой личный интерес, мы почувствовали к природе во время Великой Отечественной войны, мы понимали: это Родина, наш дом.

(18)Природа явилась нам как Родина, и Родина-мать обратилась в Отечество. (19)Почему же чувство родины овладевает нами, когда мы слышим крик родной птицы, слышанной в детстве, или песенку, или запах скромного цветка? (20)Каждый из нас, путешествуя, непременно что-нибудь открывает для себя вдали новое. (21)И вернувшись домой, открывает глаза на знакомое и обогащает и расширяет свою родину: чувство родины есть движение к свету. (22)В юности я поехал на Кавказ и лето прожил среди снежных гор, похожих на облака.

(23)Когда я вернулся домой, то впервые увидал у себя на родине облака. (24) Никакого внимания я на них раньше не обращал, но после снежных гор понял облака над равниной Елецкого района с её ржаными полями, васильками и ромашками. (25) Так снежные горы в моём растущем поэтическом сознании превратились на родине в облака, и благодаря поездке на Кавказ я в душе стал поэтом родных облаков.

(26)Так и нужно понимать: наше чувство Родины складывается из любви к тому месту, где родился, из устремлений вдаль, путешествий, расширяющих и обогащающих наше чувство родины. (27)Радостью жизни, средоточием внимания и дружбой питали наши великие предки живущее в нас чувство Родины.

По М. М. Пришвину

Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) — русский писатель, прозаик и публицист.

  • Посмотреть проблемы текста
  • Тренировочные варианты ЕГЭ 2023 по русскому языку

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Проблема необходимости бережного отношения к природе.

Почему так важно бережно относиться  к природе?

Чем грозит человечеству безжалостное отношение к природе, её загрязнение и уничтожение?

Человек – это часть природы, без неё он просто не сможет существовать. Природа даёт человеку всё необходимое для жизни, а в ответ часто получает безжалостное отношение к себе.

Необходимо защищать и охранять природу, которая давно ждёт этого от человека. Ведь экологическая проблема стала глобальной, значит, люди уже настолько нанесли много ущерба природе, что только сообща, всем миром можно помочь ей, а значит, и самим себе.

Природа влияет на человека , очищая его душу, облагораживая его. Видя красоту природы, естественность и вечность её законов, человек становится добрее, гуманнее, сам хочет жить по законам красоты.

По отношению человека к природе часто можно понять , каков он. Добрый, милосердный человек никогда не сможет нанести вреда растениям и животным, уничтожать красоту. Бессердечность порождает безразличие не только к людям, но и к природе. Такие люди не видят её красоты, да и вообще не понимают, что же нужно по-настоящему ценить в жизни.

Природа даёт человеку всё для здорового образа жизни: чистый воздух, пищу, средства для производства. Это « кладовая солнца», которую нужно ценить , понимать, что любая кладовая не бесконечна.

Живя по законам природы, пользуясь её богатствами, человек может обрести не только счастливую жизнь, но и здоровье, как составляющую такой жизни. Природа щедро дарит людям всё то, что может избавить их  от болезней или побороть их. Нужно изучать природу, понимать, как богата  она.

Нужно жить по законам красоты – такой урок преподаёт людям природа, играя важнейшую роль в их жизни, даря ему не только свои богатства, но и саму жизнь

Астафьев рассказывает нам поучительную историю о талантливом рыбаке, который обладает природным чутьем, полезным для рыбалки. Однако этот герой также промышляет и браконьерством, истребляя рыбу без счета. Своими действиями герой наносит непоправимый урон природе. Причина этих действий отнюдь не голод. Утробин действует так из жадности. 
В одну из таких вылазок на крючок браконьера попадается огромная рыба. Жадность и честолюбие мешает рыбаку позвать на помощь брата, он решает вытянуть огромного осетра во что бы то ни стало. Со временем Игнатьич начинает уходить под воду вместе с рыбой. В его душе случается переломный момент, где он просит прощения за все свои грехи перед братом, перед невестой, которую обидел. Поборов жадность, рыбак зовет на помощь брата. 
Игнатьич меняет свое отношению к природе, когда чувствует как рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Он понимает, что рыба жмется к нему, потому что боится смерти так же, как и он. Он перестает видеть в этом живом существе только инструмент для наживы. Когда герой осознается свои ошибки, его ожидает освобождение и очищение души от грехов. 
В конце повести мы видим, что природа простила рыбака, дала ему новый шанс на искупление всех грехов. 
Борьба Игнатьича и царь-рыбы — метафора сражения человека и природы, которое происходит каждый день. Разрушая природу, человек обрекает себя на исчезновение. Причиняя вред природе, человек лишает себя среды существования. Вырубая леса, уничтожая животных, человек обрекает себя на вымирание. 
В этом произведении также ставится вопрос: может ли человек считать себя царем природы. И Астафьев дает ответ: нет, человек – часть природы, притом не всегда лучшая. Только забота о природе может сохранить жизненный баланс, бесчисленное истребление того, что дарует нам окружающий мир, может привести только к гибели. Гордыня человека, возомнившего себя «царем природы», ведет только к разрушению. 
Нужно любить окружающий нас мир, существовать в мире и согласии с ним, уважая каждое живое существо. 

Одна из проблем, затронутая автором этой замечательной сказки, – это отношение человека к природе. 
Примером бережного отношения к природе может служить главный герой. Маленький принц живет на небольшой планете. Его основное правило: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Маленький принц каждые утро прочищает вулканы и вырывает баобабы, которые при отсутствии ухода могут разрешить планету. 
Главный герой учит нас ценить прекрасное в мире природы, охранять это всеми своими силами, поскольку планета – это наш дом, а человек не может жить без дома. Именно поэтому Маленький принц попросил змею укусить его, чтобы вернуться домой, к своим планете и розе, за которыми он должен ухаживать. Потому что следить за домом, в котором ты живешь – главная обязанность и ответственность человека. 

В центре внимания автора – проблема вмешательства человека в мир природы. 
Для того чтобы исполнить план мясосдачи, люди решают убить сайгаков, за которыми в этот момент охотились волки Акбара и Ташчайнар. Вертолеты начинают гнать сайгаков в сторону охотников на уазиках, в процессе этого погибают дети волков. Когда же усталые волки возвращаются в свое родное логово, они обнаруживают, что возле него находятся люди, собирающие остатки сайгаков. 
Авдей призывает участников этого отвратительного деяния немедленно прекратить бойню, за что охотники убивают его. 
Акбара и Ташчайнар начали новую жизнь и родили новых волчат, но и те погибли при пожаре, который устроили люди. 
Последний раз они попытались продолжить род уже в другой местности, но человек по имени Назарбай украл и продал четырех волчат. Горю матери-волчицы не было предела. Айтматов не случайно описывает семью волков, наделяя их человеческими чертами. Они также создают семьи, любят своих детей, радуются и печалятся. Человек же в романе представлен менее живым. Большинство людей в романе показаны как бесчувственные существа, лишенные моральных принципов. 
Бесцеремонно, совершенно не задумываясь об окружающем мире, человек прокладывает метры новых дорог, он приходит в чужой дом, где грабит и уничтожает естественных обитателей. Это роман показывает, что такое вмешательство может закончиться трагично как для людей, так и для животных. В конце произведения погибает волчица, а вместе с ней маленький мальчик, который пострадал в безумной борьбе двух полноправных жителей этой планеты: человека и волка. 
Человек тесно связан с миром природы, важно не воевать, а находиться в мире и согласии. 

Этот рассказ учит нас ценить красоту природы здесь и сейчас. Чтобы дать прочувствовать, что значит «никогда не видеть солнца», Брэдбери показывает жизнь колонистов на Венере. На этой планете большую часть времени идут дожди, и увидеть солнце жители могут только раз в 7 лет. Этого дня все ждут с нетерпением. Но среди детей колонистов есть одна девочка, которую привезли на Венеру уже в сознательном возрасте, потому ей приходится хуже всех. Для остальных детей солнце — это мечта, для Марго же это нечто утраченное. Таким примером Брэдбери пытается донести до читателя мысль: человек начинает особенно ценить окружающую красоту природы в тот момент, когда теряет. Мы живем в замечательном мире, но не ценим того, что имеем. 

Главный герой Мазай по профессии является охотником. Однако у этого человека есть моральный кодекс и совесть. Он сокрушается о том, что в местности было бы гораздо большее количество зверей, если бы другие охотники не использовали нечестные методы: не ловили бы живность сетями, не давили бы силками и не уничтожали бы зайцев во время весеннего паводка. Он рассказывает историю о том, как во время паводка увидел островок, окруженный водой. На этом острове жались друг к другу зайцы. Доброе сердце охотника не выдержало, он собрал их на своей лодке, доплыл до берега, а потом отпустил. Замерзших и слабых зайчат он забрал домой, чтобы они могли отогреться, а наутро выпустил их на волю. 
Моральный принцип этого человека заключается в том, что нападать на слабого нечестно. Конечно, человек живет охотой. Человек — хищник, но еще он обладает нравственностью, которая не должна позволять ему «бить лежачего». Когда животное неспособно защищаться, то нападать на него нельзя. Такая охота превращает человека в убийцу. Человек наделен огромным потенциалом, он сильнее и хитрее многих животных, но в то же время он обладает сердцем и моралью. Относиться к природе нужно бережно, нельзя только брать, необходимо и помогать ей. 

«Человек, который сажал деревья» — это аллегорический рассказ. В центре повествования пастух Эльзеар Буффье, который в одиночку решил восстановить экосистему пустынной местности. 
На протяжении четырёх десятилетий Буффье высаживал деревья, что привело к невероятным результатам: долина стала похожей на райский сад. Власти восприняли это как природный феномен, и лес получил официальную защиту государства. Спустя некоторое время в эту местность переехало около 10000 человек. Все эти люди обязаны своим своим счастьем Буффье. 
Эльзеар Буффье – это пример того, как человек должен относиться к природе. Это произведение пробуждает в читателях любовь к окружающему миру. Человек может не только разрушать, он способен еще и созидать. Ресурсы человека неисчерпаемы, целеустремленность способна создать жизнь там, где ее нет. Этот рассказал был переведен на 13 языков, он так сильно повлиял на общество и власти, что после прочтения были восстановлены сотни тысяч гектаров леса. 

Один из главных героев Егор Полушкин – человек, который долго не задерживается на одной работе. Причина этому – неумение работать «без сердца». Он очень любит лес, ухаживает за ним. Потому его и назначают лесником, уволив при этом нечистого на руку Бурьянова. Именно тогда Егор проявляет себя как настоящий борец за охрану природы. Он смело вступает в борьбу с браконьерами, которые подожгли лес и убили лебедей. Этот человек служит примером того, как нужно относиться к природе. Благодаря таким людям, как Егор Полушкин, человечество еще не истребило все, что существует на этой земле. Против жестокости Бурьянова всегда должно выступать добро в лице неравнодушных «полушкиных». 

Одной из проблем, затронутых в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» является – отношение к миру природы. Главный герой Экельс погружается в прошлое при помощи машины времени. Цель его путешествия – охота на динозавра. Организаторы предупреждают его о том, что убивать можно только тех зверей, которых подстерегает естественная смерть. Инструктор объясняет, для чего нужна подобная осторожность: если случайно убить какое-то самое незначительное животное, то это может очень сильно отразиться на всем будущем. Например, если убить мышь, то не будет лисы и ее потомков. Если исчезнет конкретная лиса, то погибнут все ее потомки и какой-нибудь лев и так далее. Таким образом, гибель одной мыши может уничтожить целые династии, изменить весь мир. Это показывает, насколько человек связан со всем миром природы. Людям порой кажется, что они цари природы, но когда человек убивает просто так маленького комара, он меняет жизнь своих будущих потомков. Человек занимает определенное место в природе, ни больше ни меньше. Потому так опасно неразумное истребление животных. Неизвестно, как прихоти человека могут повлиять на будущее. Человек обязан понимать, что вся экосистема и будущее самого человека зависит от его поведения, поэтому относиться к природе нужно бережно, ценя каждое ее творение. 

В рассказе «Неизвестный цветок» затрагивается проблема отношения к природе. Положительным примером является поведение детей. Так, девочка Даша обнаруживает цветок, который растет в ужасных условиях и нуждается в помощи. На следующий день она приводит целый отряд пионеров, они все вместе удобряют землю вокруг цветка. Через год мы видим последствия такого неравнодушия. Пустырь невозможно узнать: он «зарос травами и цветами», и над ним «летали птицы и бабочки». Забота о природе не всегда требует от человека титанических усилий, но всегда приносит такие важные результаты. Потратив час своего времени, каждый человек может сохранить или «дать жизнь» новому цветку. А каждый цветок в этом мире на счету. 

Базаров заявляет, что природа не храм, а мастерская, и тут же в произведении следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подспудно убеждают читателя в совершенно обратном, а именно, что природа – храм, а не мастерская, что только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним может принести человеку счастье. 

Местность, в которой проживает человек влияет на формирование его характера. Лермонтов описывает Кавказ как место, окруженное высокими опасными горами, бурлящими, быстрыми речками, потому и люди, которые там проживают, обладают смелым, яростным характером. Горы связаны с приключениями и риском, а жизнь людей – это преодоление опасностей. Суровые условия природы делают характер человека суровым, он становится склонным к импульсивности, у него появляется дух авантюризма. Для людей, живущих в такой местности, природа не просто фон. Они чувствуют природу лучше, чем любой человек, описывающий красоты пейзажа, они любят природу и чувствуют ее сердцем: «…в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге». 

Природа… насколько она удивительна и неповторима. Но не все способны чувствовать её магическую силу. И в тексте С. Львов поднимает сложную проблему взаимоотношений человека и природы.

Эта нравственная проблема, безусловно, остаётся актуальной во все времена, потому что человек на протяжении всей своей жизни тесно связан с окружающим миром. Автор, вспоминая случай на берегу озера, обращает внимание на контрастное отношение к природе одни благоговеют перед ней, а другие относятся с пренебрежением, тем самым разрушая её магическое очарование. Это объясняется отсутствием культуры поведения.

Позицию автора можно проследить в словах: «Нужно было только молчать и вслушиваться в тишину. Тишину можно было читать, как книгу».

Нельзя не согласиться с автором в том, что природа – уникальный источник вдохновения и спокойствия, но важно научиться любить её и понимать.

Подтверждением сказанному может служить драма А. Н. Островского «Гроза», в которой природа как бы является одним из действующих лиц пьесы. Она подчиняется своим законам и оказывает огромное влияние на жизнь горожан. Механик-самоучка Кулигин особенно тонко чувствует природу и понимает её. Несмотря на то что люди вокруг воспринимают грозу как божье наказанье, он считает, что не надо не бояться стихии, а восхищаться ею.

С другой стороны, в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главный герой Базаров в силу своих нигилистических убеждений отрицал все духовные ценности, в том числе и природу. Он равнодушно относился к природе, что совершенно не мог понять Николай Петрович, другой герой произведения, который отличался трепетным отношением к окружающей красоте. После смерти Базарова на его могиле безмятежно росли цветы, словно насмешка равнодушной природы над нелепыми понятиями и теориями человека.

У природы есть ещё одно удивительное свойство: она пробуждает вдохновение у тех, кто способен почувствовать её красоту. В творениях многих поэтов и художников доминирует именно тема природы. Одним из таких певцов природы был С. Есенин. Природа стала для него чем-то живым, родным:

Я навек за сиянье и росы

Полюбил у берёзки стан,

И её золотистые косы,

И холщовый её сарафан…

Итак, природа играет важную роль в жизни человека. Но в чём её магическая сила? Каждый должен сам постичь это и выбрать, как относиться к природе.

Подготовка к ЕГЭ | ОГЭ. Все права защищены

Данное тематическое направление является довольно популярным, присутствует как в итоговом сочинении, так и в ЕГЭ по литературе. Тема взаимосвязи природы и человека многогранна, она может звучать по-разному. Её проявлений в литературе достаточно много, некоторые из них даже не сразу заметны, однако Многоумный Литрекон поможет их отыскать! Он уже составил аргументы на тему «Природа и культура в жизни человека». Приятного просвещения)

Содержание:

  • 1 Контакт с природой
  • 2 Человек и природа: возможен ли компромисс?
  • 3 Влияние природы на человека
  • 4 Гармония человека и природы
  • 5 Проблема сохранения природы

Контакт с природой

«Отцы и дети», И.С. Тургенев. Каждый человек связан с природой, но каждый по-своему понимает эту связь. Так, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» есть два абсолютно разных по характеру человека, каждый из которых любил и оценивал окружающий мир на свой лад. Ими были романтичный Николай Кирсанов и нигилист Евгений Базаров. Определения уже говорят о типе героев, однако необходимо прояснить их позиции. Кирсанов тонко чувствовал окружающий мир, он — творческая натура, человек, который день за днем наслаждался природой и людьми, которые его окружают. Он довольствовался тем, что имел, и был счастлив. Он находил контакт с природой в созерцании ее явлений. Он не понимал, “как можно отвергать поэзию, не сочувствовать художеству, природе”. А вот Базаров не чувствовал такую духовную связь с естественной средой, он к ней относился прагматично. Для него она была базой для экспериментов и исследований. К примеру, те же самые лягушки, которых он разрезал для очередного опыта: «…Я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается». Можно сказать, что связь между природой и обоими героями все же присутствует, однако у каждого из них она особенная и своеобразная. Нет единого алгоритма ее проявления, каждый находит его сам.

«Евгений Онегин», А.С. Пушкин. Ценить и любить природу необходимо для своего же блага. Контакт с ней помогает глубже понять себя и обрести душевное спокойствие. Об этом говорится в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Свою героиню Татьяну Ларину Пушкин представил нам тонкой натурой, способной искренне любить и восхищаться природой. Героиня часто уединяется в саду, чтобы подумать и помечтать. Девушка скучает по нему, даже находясь в роскошной московской обстановке. Она отличается от других близостью к естественному миру, в котором нет ханжества и лжи. Татьяна обладает «русской душой», способной оценить окружающую среду по достоинству. Она видит прекрасное в том, что не заметно взору того же самого Онегина. Татьяна Ларина — это пример человека, который обладает тесной связью с природой и видит ее богатства. 

Человек и природа: возможен ли компромисс?

«Олеся», А.И. Куприн. Тесный контакт с окружающей средой позволяет людям получить мудрость и щедрые дары природы, не уничтожая, а преумножая ее богатство. Именно такой взаимовыгодный союз заключила героиня повести А.Куприна «Олеся». Она всю жизнь прожила в лесу, знала все тонкости естественного мира, могла вылечить любого разными способами, которым ее научила природа. Она подарила ей духовное спокойствие и уникальные знания. Олеся же старалась отвечать ей тем же, помогала всем жителям леса, следила за состоянием окружающей среды. Она не только брала лесные дары, но и отдавала взамен свои добрые дела. Эта гармония Олеси и природы — пример того, как человек не губит среду ради своих целей, а помогает ей и заботится о будущем. 

«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери. Современное поколение утратило такую ценность, как природа, никто не осознаёт ее значимости и важности. Из-за постоянно растущих человеческих потребностей многие биологические богатства исчезают с лица земли. «Как нужно относиться к природе?» — вечный вопрос. Ответ на него мы обязательно найдём в произведении Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Примером бережного отношения к природе поделится главный герой. Он живет по определенному графику, в котором всегда есть место для обязательного пункта — уборки. Это занятие для него не является обыденным. Он вкладывает в процесс свою душу, искренне старается помочь и принести пользу планете. Маленький принц ежедневно очищает вулканы, понимая, к каким последствиям может привести отсутствие гигиены. Если он перестанет это делать, он лишится дома, частички себя, и опустеет сам. Его планета — это самое дорогое в его жизни. Поэтому он так бережно относится ко всему, что на ней находится: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». С Маленького принца необходимо брать пример, ведь то, где мы находимся, отражает нас и наш выбор. Необходимо приводить в порядок не только себя и следить не только за своим домом, но и за тем, что нас окружает, то есть за окружающим миром! Тогда человек точно сможет соблюсти свои интересы и потребности природы.

Влияние природы на человека

«Мцыри», М.Ю. Лермонтов. Природа является духовным другом человека, с ней он может помолчать, погрузиться в свои мысли и проблемы без постороннего влияния. Пример такой ситуации мы можем увидеть в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри», где главный герой одинок и брошен на чужой земле. И единственным спасением из тюрьмы, а именно из монастыря, является свободный и просторный окружающий мир. Природа заменила ему за короткий срок друзей, которых он ни разу не видел, семью и целую жизнь, которая могла бы у него сложиться. И буря, и поток возле сада, и даже свирепый барс, который придал ему силы, — все это оставило какую-то частичку в душе Мцыри. Даже в детских воспоминаниях героя природа занимает отдельное место: «В ущелье там бежал поток, Он шумен был, но неглубок; К нему, на золотой песок Играть я в полдень уходил». Окружающий мир был спасением и отдушиной для Мцыри, ведь он провёл в заточении большую часть своей жизни. Природа полностью отражает внутренний мир героя, его мысли и переживания. Она вдохновила его на освобождение и поиск себя.

М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Природа сильно влияет на характер человека. В этом мы можем убедиться, прочитав произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Естественные пейзажи Кавказа, отличающиеся своей живописностью и величием, — это отражение души героев. Люди, живущие на Кавказе, видят множество бурлящих и быстрых рек, водопадов, высокие и опасные горы. Они лучше всех ощущают и чувствуют эту атмосферу, чем те же самые туристы или приезжие. И она во многом определяет их ментальность. Казбич — порывистый и смелый человек, неудержимый, как горный поток. Бэла подобна горной вершине: недоступна и красива, поддается только сильным чувствам. Все обитатели этих мест привязаны к своему дому. Лермонтов сумел передать это чувство в следующих строках: «…в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге». Их связь с природой прекрасна и также является примером для многих. Окружающий мир во многом сформировал их характеры.

Эту тему продолжает следующая подборка аргументов.

Гармония человека и природы

Л.Н. Толстой, «Война и мир». Гармония в отношениях человека и природы показана в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», в эпизоде с дубом, который, с одной стороны, является частью леса, а с другой — отражением души Болконского. Символическую значимость дуб приобрёл, когда Болконский испытывал глубокое уныние и набрел на хмурый, совсем не привлекательный дуб посреди весеннего оживления. Он ассоциировал его с собой: в нем нет любви и счастья, в нем нет жизни. На то момент герой был разочарован в жизни, в войне, в идеальном для него Наполеоне и, конечно же, в себе самом. Внутренний разлад не давал ему покоя. Дуб был «старым, сердитым и презрительным уродом». Однако после знакомства с Наташей Андрей возвращался тем же путем и заметил преображения в дереве, оно стало красивее, его окружали «сочные, молодые листья». Дуб пробудился от зимнего сна, как и Андрей. Болконский при виде него осознал, что его жизнь только начинается. Здесь связь природы и человека прослеживается в том, что дуб — это зеркало души героя, оно, как и он, может безвольно опустить ветви или, напротив, наполняться счастьем.  

«Слово о полку Игореве». Одним из ярчайших примеров данного направления является «Слово о полку Игореве». Когда князь Игорь отправился в поход, его жена Ярославна сильно переживала, ведь это шаг в неизвестность, большой риск. Героине ничего не оставалось, кроме обращения к природным и всемогущим силам. Плач Ярославны — очень важная композиционная часть произведения. Именно в нем отражена связь человека с природой. Вот пример одного из обращений Ярославны: «Что ты, Ветер, злобно повеваешь, Что клубишь туманы у реки, Стрелы половецкие вздымаешь, Мечешь их на русские полки?». Ее мольба была услышана, что доказывает силу связи окружающего мира и людей. Так, волны вынесли князя Игоря на берег, спасли его, а дятлы своим стуком вовремя указывали путь.

«Кладовая солнца», М.М. Пришвин. Только человек может преобразить и защитить природу, а также только он способен красочно и ярко описать ее, подобрать множество подходящих средств выразительности, которые точно передадут связь человека и природы. Это мы можем увидеть в произведении М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Писатель с любовью рассказывает читателям об особенностях и тайнах, которые таит окружающий мир. Главная мысль заключается в том, что он делится с нами своими богатствами, дарит нам те же самые ягоды, которые так любят герои Настя и Митраша. Однако она открывает «кладовую солнца» только добрым, благодарным людям, которые взамен позаботятся о ней. Дети собирают дары леса, но не разрушают его. Они берут не больше, чем им нужно, и не разоряют общий дом. Пришвин пишет, что природа, как и человек, способна грустить и радоваться, она тоже проживает свою жизнь — здесь прослеживается ее тесная связь с людьми. 

Проблема сохранения природы

«Прощание с Матерой», В.Г. Распутин. Негативные последствия уничтожения естественной среды демонстрируются в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой». В произведении природа показана кладезем воспоминаний и настоящим домом для людей. Матёра — это остров с многолетней историей. Она не умела стареть, существовала всегда: «И как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нeт и веку деревне: уходили на погост одни, нарождались другие, заваливались старые постройки, рубились новые». Поэтому прощание с островом было очень тяжёлым и нежеланным. Жители не хотели уезжать. На этом острове жили их предки, они годами хранили и оберегали Матёру. Строительство новой ГЭС перечеркнуло будущее острова. И многие переселенцы предали историю острова и согласились с уничтожением природы. Лишь маленькой части населения было очень тяжело бросать этот окружающий мир, свои дома, которые достались им от старших, землю, которая хранит память об их родных. Но чиновникам не было дела до интересов местных жителей. Людей разогнали, а остров вместе со всеми животными и растениями был погружен под воду. И его уже не вернуть. Человечество бездумно растрачивает ресурсы, которые накапливаются веками. И это ужасно, ведь такое отношение власти к природе формирует нездоровый менталитет общества. Как мы видим, потомки строителей ГЭС относятся к миру также потребительски.

Довольно много писателей посвятили свои произведения данной теме. У кого-то из них она является ведущей. Эта проблема всегда была и будет актуальной и важной для всех. Только благодаря таким книгам дети и взрослые смогут осознать, какую ценность имеют пейзажи за окном, как много они порой теряют из-за небрежного отношения. Природа — это неотъемлемая часть нас, мы должны это понимать и делать все, чтобы она оставалась с нами еще на долгие годы. 

О проблеме экологии Литрекон уже высказался в другой подборке аргументов.

Автор: Айнур Алиева

Текст: Анна Чайникова

Фото: news.sputnik.ru

Написать хорошее сочинение непросто, но правильно подобранные аргументы и литературные примеры помогут получить максимальный балл. В этот раз разбираем тему: «Человек и природа».

Примерные формулировки проблемы

Проблема определения роли природы в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет природа?)

Проблема воздействия природы на человека. (Какое воздействие оказывает природа на человека?)

Проблема умения замечать красоту в обыденном. (Что дает человеку умение замечать красоту в простом и обыденном?)

Проблема влияния природы на духовный мир человека. (Как влияет природа на духовный мир человека?)

Проблема негативного влияния деятельности человека на природу. (В чем проявляется негативное влияние деятельности человека на природу?)

Проблема жестокого/доброго отношения человека к живым существам. (Допустимо ли мучить и убивать живых существ? Способны ли люди относиться к природе сострадательно?)

Проблема ответственности человека за сохранение природы и жизни на Земле. (Ответственен ли человек за сохранение природы и жизни на Земле?)

Видеть красоту природы, ее поэтичность может далеко не каждый. Существует довольно много людей, которые воспринимают ее утилитарно, подобно Евгению Базарову, герою романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». По мнению молодого нигилиста, «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Называя природу «пустяками», он не просто неспособен восхищаться ее красотами, но в принципе отрицает эту возможность. С такой позицией не согласился бы Ф. И. Тютчев, который в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…», по сути, дал ответ всем сторонникам точки зрения Базарова:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

По мнению поэта, люди, которые остаются глухи к красоте природы, существовали и будут существовать, но их неумение чувствовать достойно только сожаления, ведь они «живут в сем мире, как впотьмах». Неумение чувствовать — это не вина их, а беда:

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Души его, ах! не встревожит

И голос матери самой!..

Именно к этой категории людей относится Соня, героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Будучи довольно прозаической девушкой, она не способна понять красоту лунной ночи, поэзии, разлитой в воздухе, которую чувствует Наташа Ростова. Восторженные слова девушки не достигают Сониного сердца, она лишь хочет, чтобы Наташа скорее закрыла окно и ложилась. Но та не может спать, чувства переполняют ее: «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!

— Полно, ты упадешь.

Послышалась борьба и недовольный голос Сони:

— Ведь второй час.

— Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди».

Живую и открытую всему миру Наташу картины природы наталкивают на мечты, которые непонятны приземленной и нечуткой Соне. Князя Андрея, ставшего невольным свидетелем разговора девушек ночью в Отрадном, природа заставляет посмотреть на свою жизнь иными глазами, подталкивает к переоценке ценностей. Сначала он переживает это на поле Аустерлица, когда лежит, истекая кровью, и смотрит в необыкновенно «высокое, справедливое и доброе небо». Тогда все прежние идеалы кажутся ему мелкими, а смысл жизни умирающий герой видит в семейном счастье, а не славе и всеобщей любви. Потом природа становится для переживающего внутренний кризис Болконского катализатором процесса переоценки ценностей, дает толчок к возвращению в мир. Нежная листва, появившаяся весной на старых корявых ветвях дуба, с которым ассоциирует себя князь Андрей, дает ему надежду обновления, вселяет силы: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. <…> …надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь».

Счастлив тот, кто чувствует и слышит природу, способен черпать силы в ней, находить поддержку в трудных ситуациях. Таким даром наделена Ярославна, героиня «Слова о полку Игореве», троекратно обращающаяся к силам природы: с упреком за поражение мужа — к солнцу и ветру, за помощью — к Днепру. Плач Ярославны заставляет силы природы помочь Игорю бежать из плена и становится символической причиной завершения событий, описанных в «Слове…».

Связи человека и природы, бережному и сострадательному отношению к ней посвящен рассказ К. Г. Паустовского «Заячьи лапы». Ваня Малявин приносит к ветеринару зайца с рваным ухом и обожженными лапами, который вывел его деда из страшного лесного пожара. Заяц «плачет», «стонет» и «вздыхает», совсем как человек, однако ветеринар остается равнодушен и  вместо помощи дает мальчику циничный совет «зажарить его с луком». Дед и внук всеми силами стараются помочь зайцу, они даже несут его в город, где, как говорят, живет детский врач Корш, который не откажет им в помощи. Доктор Корш, несмотря на то, что «всю жизнь лечил людей, а не зайцев», в отличие от ветеринара проявляет душевную чуткость и благородство и  помогает выходить необычного пациента. «Что ребенок, что заяц — все одно», — говорит дед, и нельзя не согласиться с ним, ведь животные так же, как человек, могут испытывать страх или мучиться от боли. Дед Ларион благодарен зайцу за спасение, но испытывает чувство вины за то, что однажды чуть было не застрелил на охоте зайчонка с рваным ухом, который потом его вывел из лесного пожара.

Однако всегда ли человек отзывчив к природе и бережно относится к ней, понимает ценность жизни любого существа: птицы, зверя? В. П. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой» показывает жестокое и бездумное отношение к природе, когда дети ради забавы подбили камнем птицу, рыбу-подкаменщика «растерзали… на берегу за некрасивый вид». Хоть ребята потом и пытались отпоить ласточку водой, но «она пускала в речку кровь, воды проглотить не могла и умерла, уронив головку». Похоронив птичку в гальке на берегу, дети скоро забыли о ней, занявшись другими играми, и им совсем не было стыдно. Часто человек не задумывается о том, какой ущерб он наносит природе, насколько губительно бездумное уничтожение всего живого.

В рассказе Е. Носова «Кукла» рассказчик, долго не бывавший в родных местах, ужасается тому, как до неузнаваемости изменилась когда-то богатая рыбой река, как обмелела, заросла тиной: «Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. <…> Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей». Произошедшее в Липиной яме можно назвать настоящей экологической катастрофой, но в чем же ее причины? Автор видит их в изменившемся отношении человека к окружающему миру в целом, не только к природе. Небережное, немилосердное, безразличное отношение людей к окружающему миру и друг к другу может иметь необратимые последствия. Старый перевозчик Акимыч так объясняет рассказчику произошедшие перемены: «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят». Равнодушие, по мнению автора, — один из самых страшных пороков, разрушающих не только душу самого человека, но и окружающий его мир. 

Произведения

«Слово о полку Игореве»

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Ф. И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа…»

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

А. И. Куприн «Белый пудель»

Л. Андреев «Кусака»

М. М. Пришвин «Лесной хозяин»

К. Г. Паустовский «Золотая роза», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Дремучий медведь», «Квакша», «Теплый хлеб»

В. П. Астафьев «Царь-рыба», «Васюткино озеро»

Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

Ч. Айтматов «Плаха»

В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар»

Г. Н. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

Е. И. Носов «Кукла», «Тридцать зерен»

Дж. Лондон «Любовь к жизни», «Белый клык»

Э. Хемингуэй «Старик и море»

 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Что такое примеры иллюстрации в сочинении
  • Что такое пример иллюстрация в сочинении огэ
  • Что такое пример иллюстрация в сочинении егэ
  • Что такое пример аргумент в сочинении
  • Что такое прилагательное сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии