Открытый банк заданий ФИПИ — как с его помощью готовиться к экзаменам
18.01.2023
6016
Учителя то и дело твердят: «Найдите на сайте ФИПИ демоверсии, изучите кодификатор, загляните в открытый банк заданий». Но реально ли с помощью одного сайта подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ? Как устроен ресурс и что именно может найти на нем школьник накануне экзаменов — в материале MAXIMUM Education.
Кодификатор, спецификация, открытый банк заданий, советы от разработчиков… Если не хотите разбираться с этим сами, приходите на курсы подготовке к ОГЭ и ЕГЭ от MAXIMUM Education. Наши эксперты ежегодно обновляют учебные материалы в соответствии с проектами экзаменов, а преподаватели простым языком объясняют сложные темы. В результате 10 тысяч учеников сдали экзамены на 80+ баллов — вы можете так же!
Что такое ФИПИ
Федеральный институт педагогических измерений — заведение, как следует уже из названия, государственное. Его сотрудники занимаются исследованиями в области оценки качества образования и создают КИМ, которые выпускники решают на ОГЭ и ЕГЭ. Именно в институте придумывают, какие темы окажутся в кодификаторе и что вносить в спецификацию ГИА. Узнать об этом больше можно в другой нашей статье.
Но одной только разработкой измерительных материалов деятельность ФИПИ не ограничивается. На официальном сайте, помимо демоверсий, кодификаторов и спецификаций экзаменов, есть еще и множество заданий ОГЭ и ЕГЭ. И некоторые из них могут попасться на реальном экзамене.
Как устроен банк заданий ФИПИ
Если вы кликните на слова «ЕГЭ» или «ОГЭ» на главной странице сайта ФИПИ, увидите раскрывающееся меню. Третья строка — «Демоверсии, спецификации, кодификаторы» — вам и нужна. Выберите подходящий предмет и скачайте материалы: так вы получите актуальную демоверсию будущего издания, а в архиве вместе с ней будут кодификатор и спецификация. Но построить подготовку на одной столько демоверсии, конечно, не получится.
Чтобы получить доступ к большому банку реальных заданий, нужно перейти на другую страницу — «Открытый банк тестовых заданий». Она располагается в самом конце выпадающего списка. ФИПИ модернизует интерфейс и пока закончил только с разделом ЕГЭ — пользователю сразу откроется выбор предметов, среди которых нет только китайского языка.
Если вы ищете ресурс для подготовки к ОГЭ, можно воспользоваться на пока не обновленной страницей банка заданий для 9-классников. Она функционирует, просто немного странно: например, нельзя вводить варианты ответов и проверять их корректность. Зато заданий там больше 40 тысяч.
Еще один интересный и полезный раздел содержит видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ. В нем есть множество роликов с экспертными советами и ответами на частые вопросы. Они помогут сэкономить время и получить советы разработчиков экзаменационных заданий.
Открытый банк заданий на примере русского языка
Давайте разберемся, как можно пользоваться Открытым банком заданий. Итак, сначала вы попадаете на главную страницу, где представлены разные предметы.
Выберем русский язык, чтобы изучить структуру банка заданий. На первый взгляд, это страница с бесконечным количеством вопросов — хорошо, но бессистемно. Не переживайте: можно развернуть дополнительную строку «Подбор заданий» в самом верху страницы и выбрать интересующий вас подраздел. Если вы нажмете на кнопку «Темы заданий (КЭС)», откроются еще и темы кодификатора.
Мы выбрали раздел «Орфография», и теперь все задания по орфографии — 400 вопросов — представлены на странице. Можно просто решать их подряд, отрабатывая свой навык. Чтобы ответить на вопрос, выберите необходимый вариант ответа и нажмите «Ответить». Статус вопроса обновится, показав, верно ли вы решили задание.
Если сравнить процесс прорешивания с другими сервисами, вы заметите такую особенность: в Открытом банке ФИПИ не дают пояснений к ответам. Впрочем, если что-то непонятно, можно легко найти нужное правило в интернете или в нашей рубрике «Лайфхаки экзамена». Главное преимущество базы ФИПИ — ее достоверность и корректность, потому что экзаменационные КИМ составляются из приведенных там заданий.
Кроме того, Открытый банк заданий ФИПИ можно использовать для самостоятельной подготовки. Только следуйте плану:
- изучите кодификатор;
- выделите темы, в знаниях по которым у вас есть пробелы;
- откройте банк ФИПИ, выберите нужный предмет и тему из кодификатора;
- тренируйтесь!
Лайфхаки экзамена
К рубрике
Назначение открытого банка заданий ОГЭ от ФИПИ заключается в том, чтобы помочь сориентироваться в экзаменационном материале и потренироваться в выполнении типовых заданий, дать возможность любому участнику экзамена составить представление о типах заданий и об уровнях их сложности.
Задания из открытого банка рекомендуется выполнять по мере изучения/повторения каждой крупной темы учебного предмета.
Все задания аналогичны тем, что будут использоваться на экзамене в 9 классе.
На сайте выложены задания по русскому языку, математике, биологии, географии, истории, литературе, обществознанию, информатике, химии, физике и иностранным языкам — английскому, французскому и немецкому.
Задания разделены по тематическим категориям для удобства участников экзамена.
→ Перейти к банку ОГЭ от ФИПИ
→ Открытый банк заданий ОГЭ по русскому языку
Разделы:
Фонетика
Лексика и фразеология
Грамматика. Синтаксис
Орфография
Пунктуация
Речь
Языковые нормы
Выразительность русской речи
Информационная обработка текстов различных стилей и жанров
→ Открытый банк заданий ОГЭ по математике
Разделы:
Алгебраические выражения
Уравнения и неравенства
Числовые последовательности
Функции
Координаты на прямой и плоскости
Геометрия
Статистика и теория вероятностей
Практические задачи
→ Открытый банк ОГЭ по обществознанию
Банк заданий ОГЭ пока обладает малой функционалом.
Нет возможности ввести ответы и проверить их правильность.
Сортировка только по разделам.
Смотрите также:
На сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) много полезной информации, которая поможет девятиклассникам подготовиться к тому, что их ждет на экзамене.
Как пользоваться сайтом ФИПИ при подготовке к ОГЭ
На сайте ФИПИ подготовка к ОГЭ облегчается в разы, так как есть открытый банк заданий. В нём содержится около 40000 номеров. Это поможет вам ориентироваться в экзаменационном материале и попрактиковаться. Давайте разберемся, как это работает.
Всё очень просто! С помощью ФИПИ подготовка к ОГЭ станет более эффективной, поэтому мы хотим рассказать, как использовать полезные материалы сайта.
На сайте важным звеном является изучение демоверсии, спецификации и кодификаторов. Ознакомьтесь с актуальной версией пробного варианта 2021 года. Без этих материалов ФИПИ подготовка к ОГЭ будет бесполезной, ведь именно в спецификации содержатся критерии и оценки и подробно указана разбалловка за каждое задание. Все темы, которые встретятся на экзамене расположены в кодификаторе.
В открытом банке ОГЭ находятся упражнения для решения онлайн, но тесты здесь не структурированы, нет разделения на варианты и типы. Это является весомым минусом.
Как отвечать на вопросы ФИПИ при подготовке к ОГЭ в 2021?
Предлагаем вам ознакомиться с алгоритмом, всё очень просто.
Материалы ФИПИ структурированы по тематике. Это облегчает поиск нужного задания. Сперва вам нужно выбрать необходимую тему для изучения и нажать на неё.
Открываются все задания из этого раздела. Всё, можно решать! Недостаток лишь в том, что нет объяснения номера, а также ключа. Правильный ответ не увидишь, пока сам не выберешь его из предложенных.
Печатные тернажеры от ФИПИ для сдачи ОГЭ
- Тренажер для самостоятельной подготовки к ОГЭ «Квадратные корни».
Справочник идеально подходит как для проверки имеющихся знаний.
- «ОГЭ-2021 Физика: типовые экзаменационные варианты» под редакцией Е.Е. Камзеевой.
Отлично подходит для отработки теоретического материала, ко всем заданиям предусмотрен ответ и подробное пояснение.
- «ОГЭ-2021 Русский язык: типовые экзаменационные варианты» под редакцией Цыбулько И.П.
Самый распространенный сборник среди учеников.
- «ОГЭ-2021. Английский язык. Тренировочные варианты (+ CD) К.А. Громова, О.В. Вострикова».
С данным пособием от ФИПИ подготовка к ОГЭ по английскому языку будет более результативной. Содержание полностью соответствует структуре экзаменационной работы на реальном экзамене. Задания представлены разного уровня сложности, с кратким ответом и вариант задания, где требуется развернутый ответ. Важным бонусом является компакт-диск для прослушивания. В нем собраны все необходимые материалы для устной части. В конце пособия даются ответы на все задания и критерии оценки.
- «ОГЭ-2021 Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты», Крылов и Чуркина.
Сборник идеально подходит для оценки актуального уровня своих знаний, поможет определить ваши слабые места.
С ФИПИ подготовка к ОГЭ будет продуктивной! Поэтому с ним лучше подружиться. Выберите сайт, подходящий именно вам. Решайте как можно больше пробников и не забывайте их анализировать, ведь от этого зависит ваш результат на экзамене. Все обязательно получится! Успехов!
Открытый банк заданий ОГЭ. Тесты с ответами
Как и в прошлые периоды сдачи обязательного государственного экзамена, после 9 класса, на основных образовательных сайтах страны предлагается услуга по практической подготовке. Эта система называется открытый банк заданий для сдачи ОГЭ в будущем году. В чем особенности подобного подхода, и как реализовать весь потенциал сайта для подготовки к экзаменам?
Существует множество сайтов, посвященных теме общего государственного экзамена, который сдают ученики после окончания девятого класса. Каждый из них имеет свои особенности и структуру. Но тесты, которые будут присутствовать на сдаче, подаются в стандартном виде.
Особенности ознакомления с заданиями на образовательных ресурсах
Открытый банк заданий для сдачи ОГЭ необходим для того, чтобы каждый ученик понял, в каком порядке и виде преподносятся задачи в работах. Это помогает справиться с психологическим страхом перед экзаменом и быть более тщательно подготовленным.
Кроме того, на сайте существует разделение по всем предметам – это дает возможность выбрать свое направление и четко следовать заданиям.
Разделы сайта
Что еще предлагается на ресурсах?
- Все экзаменационные вопросы поделены по подразделам в порядке изучения.
- На каждую тематическую единицу указывается несколько заданий для закрепления результата.
- Есть возможность проверки правильности ответов.
Каталог заданий. Действия с обыкновенными дробями
Благодаря такому подходу каждый ученик может заранее ознакомиться с тем, что ждет его на экзамене, а удобная навигация не оставит лишних вопросов у пользователей.
Система работы с заданиями на сайте
Заходя на любой из ресурсов, можно увидеть стандартный алгоритм работы с ним. К примеру, порталы «Решу ОГЭ», «ФИПИ», «Яндекс ОГЭ» предлагают развернутые вопросы по каждой теме из выбранного предмета. Вы не только решите задание, но и сможете закрепить результат, выполнив несколько аналогичных задач.
Каталог заданий на сайте Решу ОГЭ
Открытый банк заданий ОГЭ сайта ФИПИ подразумевает все разделы предметов, которые могут выбрать ученики общеобразовательных школ. Безусловно, на будущий год планируется ужесточение заданий, дабы проверить реальный уровень знаний учащихся.
Банк заданий ОГЭ на ФИПИ
Открытый банк заданий для сдачи ОГЭ – это возможность лучше подготовиться к экзамену, быть готовым к нестандартным решениям и демонстрации своих знаний.
Задание к ОГЭ для подготовки
С учетом того, насколько в этом году будет серьезный подход к подобному тестированию, предварительная репетиция не помешает.
ОГЭ
Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией (далее – ГИА 9) по русскому языку и математике.
Нормативно-правовые документы
Приказы и методические документы
Демоверсии, спецификации, кодификаторы
В данном разделе представлены документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена.
Для предметных комиссий субъектов РФ
Открытый банк заданий ОГЭ
Новая версия открытого банка заданий
Государственное
бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 119 с
углублённым изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга
Открытый банк заданий ОГЭ по математике
в системе метапредметных требований
Орлова
Светлана Евгеньевна,
учитель
математики ГБОУ СОШ № 119
с
углублённым изучением английского языка
Калининского
района Санкт-Петербурга
2016
Открытый банк заданий ОГЭ по математике
в системе метапредметных требований
Основным объектом оценки предметных
результатов в соответствие требованиям Стандарта является способность
обучающегося к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач,
основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий,
релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных
(познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Результатом освоения основной образовательной
программы основного общего образования должна стать математическая компетентность
выпускников, т.е. они должны овладеть специфическими для математики знаниями и
видами деятельности, а также: научиться преобразованию знания и его
применению в учебных и внеучебных ситуациях; сформировать качества,
присущие математическому мышлению; овладеть математической терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приемами.
Объектами контроля в контрольно измерительных
материалах по математике ОГЭ в заданиях первой части работы являются: знание и
понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств,
математической символики и средств наглядности и проч.); умение пользоваться
математической записью; владение основными алгоритмами; умение решать несложные
математические проблемы, не сводящиеся к прямому применению алгоритма; умение
применять математические знания в несложных практических ситуациях. Объекты
контроля в заданиях второй части характеризуют повышенный и высокий уровень
математической подготовки выпускников основной школы. Это умения: интегрировать
знания из различных тем курса при решении задач комбинированного характера;
проводить доказательства сформулированных утверждений; владеть некоторыми
специальными приемами решения задач; использовать разнообразные способы
рассуждений при исследовании математических ситуаций; математически грамотно и
ясно записывать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.
В содержание контрольно измерительных материалов Основного государственного
экзамена введен модуль «Реальная математика». В этом модуле экзаменационной
работы содержится 8 заданий, отнесённых в соответствии с Кодифкатором
требований к категории «Уметь использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать
простейшие математические модели, проводить доказательные рассуждения при
решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать
ошибочные заключения». Это задания, формулировка которых содержит практический
контекст, знакомый обучающимся или близкий их жизненному опыту. Из них одно
задание (17) проверяет умение применять геометрические знания, а остальные
задания предназначены для проверки знаний из разделов: алгебра, теория
вероятностей и статистика. Таким образом, содержание контрольно измерительных
материалов Основного государственного экзамена соответствует Федеральному
государственному образовательнрому стандарту второго поколения и проверяет не
только уровень сформированности познавательных умений, но также и
метапредметных.
Контрольно-измерительные материалы
ОГЭ сегодня открыты и доступны для учителей и обучающихся на всей территории
Российской Федерации. Это не новое явление. Ранее один раз в пять лет
выпускался «Сборник заданий для проведения письменного экзамена за курс
основной школы». Правда, этот сборник содержал по 500 заданий в двух вариантах.
В течение одного учебного года в 9 классе практически все задания можно было
прорешать (при должной исполнительности ученика). В конце концов, сборник был
построен так, что учитель мог сгруппировать однотипные задания, тем самым,
уменьшив нагрузку на ученика. Такого шанса открытый банк заданий ОГЭ
обучающемуся не дает. Его объем очень большой, однотипных задач мало. Каждое
задание требует наличия у обучающегося сформированных предметных и
универсальных учебных действий, метапредметных умений.
Приведём несколько примеров, как
доказательство того, что хорошо сформированные метапредметные умения, являются
необходимым условием успешной сдачи выпускного экзамена.
Метапредметное умение |
Задание из открытого банка заданий ОГЭ |
|||
1 |
Умение самостоятельно |
Из А в В одновременно |
||
2 |
Умение определять |
Найдите значение |
||
3 |
Умение оценивать |
В период распродажи |
||
4 |
Умение создавать, |
|
При репродуктивном характере обучения учителю
никакого выбора учебников не надо. Учитель с учениками «прошел» учебник – это
являлось гарантией успешного выполнения учащимися любой контрольной работы,
содержание которой очень походило на содержание учебника. Для традиционного
учебника характерна схема: ученик → учитель ← учебник (учитель должен
разработать урок, чтобы объяснить ученику, что в учебнике). Сегодня статус
учебника изменен, учитель имеет право выбрать учебно-методический комплекс для
выполнения стандартных требований. Их перечень обнародован и доступен каждому.
Государственное требование по предоставлению обучающимся бесплатных учебников
заставляет учителя считаться с возможностями школы и наличием УМК в
библиотеках, тем не менее, некоторый выбор есть. Рассмотрим УМК под редакцией
А.Г. Мордковича. В задачниках одни задания, в домашних контрольных работах
другие, в сборнике контрольных работ третьи, в сборнике самостоятельных работ
четвертые. И все это отличается от содержания открытого банка заданий Основного
государственного экзамена. То есть ресурс заданий, который предоставлен
обучающемуся и учителю для пользования, практически не ограничен. Но, какое бы
большое количество заданий ученик не решил, всегда найдется еще одно, которое
будет отличаться от всех ранее представленных. И речь не о том, чтобы каждому
как можно больше решить упражнений, а о том, чтобы каждому обучающемуся были
предоставлены максимальные возможности (в том числе ресурсные) для реализации
его личного потенциала в области предметных и метапредметных умений, которые
сделали бы его успешным. При этом обязательность включения содержания открытого
банка заданий Основного государственного экзамена на протяжении всей ступени
обучения основного общего образования очевидна. Статус новых УМК изменился: ребенок
учится через учебник, учитель вместо транслятора становится организатором
учебного процесса.
В качестве иллюстрации опишем
возможный фрагмент учебного занятия, формирующего социальную компетентность и
учет позиции других людей, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать
и сотрудничать со сверстниками и других метапредметных умений средствами
контрольно открытого банка заданий Основного государственного экзамена. Данный
фрагмент технологической карты может быть применен в качестве дидактической
структурной единицы на заключительных этапах изучения темы, начиная с пятого
класса, до момента усвоения обучающимися таких метапредметных умений, как
умение определять способы действий в рамках предложенных условий. Требований
компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий и умение осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Дидактическая |
Деятельность учителя |
Деятель-ность |
Задания для |
Планируемые результаты |
Формы контроля |
Средства достиже—ния |
Анализ дости—жений |
|
Предметные |
Метапредмет-ные |
|||||||
Указывается или тема, 2-3 минуты |
Организует работу в Это могут быть ПК или |
Включают компьютер, |
Учитель указывает |
(указыва-ются |
Умение осуществлять |
Наблюде-ние |
ПК или интер-активная |
|
Самостоятельная работа 10 минут |
Оказывает консультативную |
Выбирают нужный |
Подготовить краткую |
Формируется умение |
Умения осуществлять |
|||
Актуализация знаний 6-7 минут |
Организует обмен |
Предлагают классу |
Подготовить вопросы к |
указыва-ются |
Умения задавать |
Качественная (или |
В данном случае лучше выбирать задания,
относящиеся к первой части экзаменационной работы, необходимо обязательно
включать «реальную математику». По мере готовности обучающихся самостоятельно
выбирать нужный материал, подготовка подобной информации может стать домашним
заданием. Важно заранее просмотреть содержание открытого банка заданий и при
составлении рабочей программы в примечании указать разделы и номера страниц для
работы с ним в течение года.
Продолжением такой работы на заключительном
этапе ступени обучения в 9 классе может стать составление сборников вариантов
пробных экзаменов на основе демоверсий, составление обучающимися рекомендаций
по выбору способа решений отдельных заданий контрольно-измерительных материалов
ОГЭ. Это может быть как коллективная работа на внеурочных учебных занятиях
(спецкурсах), так и индивидуальные или групповые проекты, в зависимости от
уровня сформированности метапредметных умений у обучающихся. При таком
использовании открытого банка заданий ОГЭ отпадет необходимость некорректного
совета обучающимся приобрести всевозможные сборники для подготовки к экзамену.
Литература:
1. ФГОС основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от
6.10.2009г. № 373.
2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020
годы, утверждена 22.11. 2012 года.
3. Концепция развития
математического образования в Российской Федерации, утверждена Распоряжением
Правительства Российской Федерации 24.12.2013г. №2506-Р.
4. «Аналитический
отчет о результатах ГИА-9» ФИПИ (ОГЭ и ГВЭ).
5. Спецификации и
кодификаторы ОГЭ-2016.
6. Открытый банк заданий ОГЭ.
Приложение
Презентация «Алгбра.7класс.
Подготовка к ОГЭ». Автор Орлова С.Е., учитель математики ГБОУ СОШ № 119 с
углублённым изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга