Первый государственный экзамен в школах Тульской области пройдет уже 19 мая. Как справиться с сильным волнением и почему не стоит принимать успокоительное, Тульской службе новостей рассказала тульский психолог Майя Андрияничева. Также специалист дала родителям рекомендации, как настроить ребенка на лучший результат.
Как эмоционально подготовиться к экзаменам
Выпускные экзамены – большая ответственность и важный этап в жизни каждого школьника, что очевидно влияет на его психологическое состояние.
«Система образования построена таким образом, что итоги экзаменов во многом определяют будущее. Поэтому важно отнестись к ним максимально серьезно, но не забывать, что волнение в таком случае является нормой», – объяснила специалист.
Андрияничева советует адаптироваться к процессу и погрузиться в работу над заданиями. Сильное волнение можно побороть, восстановив дыхание, почувствовав контакт с телом и вспомнив, что во время учебного процесса было пройдено немало других экзаменов.
Стресс чаще всего провоцируют отрицательные переживания и мысли о неудачном результате, что мешает правильно воспринимать реальность. Часто так бывает из-за неудачного опыта сдачи экзаменов в прошлом или из-за важности высокого результата.
«Катастрофизация в этом случае рисует негативную картинку в будущем. Если не знать один пример, не получится решить и остальные или, если не сдать сейчас, не получиться попасть на пересдачу и в следующем году и т.д. Думая так, нужно понимать, что эти мысли парализуют без возможности выйти из ситуации», – отметила психолог.
Унять волнение не поможет судорожное повторение всего изученного ранее. Для успешного результата нужен баланс сна и бодрствования, полноценный сон поможет снять умственное утомление, обеспечит восстановление организма, а также положительно повлияет на память и качественное усвоение учебного материала.⠀
Стоит ли принимать успокоительные перед ЕГЭ или ОГЭ
По мнению Майи Андрияничевой, употребление успокоительных перед экзаменами – плохая идея, так как успокоительные затормаживают нервную систему, а во время сдачи экзамена нужно оперативно принимать решения. В результате стресса у подростков может повыситься сердцебиение, потоотделение, появиться дрожь, но даже в этом случае нужно пытаться побороть не эти симптомы, а их причину.
«Перед экзаменами волнуются все, нет абсолютно спокойных людей в этот период, поэтому те, кто справляется с эмоциями самостоятельно, быстрее сосредотачиваются на экзамене. Чем лучше выпускник владеет навыками релаксации и саморегуляции, тем выше шансы, что выученный материал будет воспроизведен», – уверена специалист.
⠀
Андрияничева уверена, что экзамены – это проверка не только знаний, но и стойкости характера, разные препятствия будут встречаться на протяжении всей жизни, повышая не только уровень компетенции человека, но и его личных качеств.
«Не нужно бояться стресса – это лишь физиологическая реакция организма, поэтому полноценный восьми – девятичасовой сон, завтрак, питьевой режим, дыхательная гимнастика при необходимости, глубокий вдох и глубокий выдох несколько раз, поможет с ним справиться», – уверена Андрияничева.
Родителям важно спокойно и одобрительно поддерживать своих детей перед и после ЕГЭ и ОГЭ – эта на вид незначительная мера станет реальной необходимой помощью ребенку.
Напомним, блогер и эксперт по ЕГЭ Мария Кучерова дала абитуриентам и их родителям советы по поступлению в высшее учебное заведение на бюджетные места. Life.ru писал, что необходимо использовать «теорию запасных аэродромов» – необходимо составить список учебных заведений, куда хочет поступить подросток, и изучить их официальные сайты.
Ранее на сайте Тульской службы новостей можно было узнать, какие ошибки советуют не совершать люди, которые сдавали ЕГЭ и ОГЭ несколько лет назад.
Сдать сессию вовремя и отдыхать на каникулах – мечта всех студентов. Что поможет быть сосредоточенным и спокойным в стрессовой ситуации?
Можно привлечь счастливый билет и удачу с помощью студенческих ритуалов, но этот метод обычно неэффективен без обладания знаниями, которые все-таки придется демонстрировать экзаменаторам. Хорошо бы найти чудодейственное средство, чтобы все запомнить в короткий срок и сохранить на экзамене самообладание и ясный ум.
Что помогает нервной системе адаптироваться к стрессу?
Наш мозг удивительно хорошо умеет приспосабливаться к стрессовым ситуациям. Здесь непрерывно работает настоящая биохимическая лаборатория, поддерживая необходимое количество нужных веществ для активации одних зон и торможения других. В этом сложном взаимодействии и заключается секрет бесконечных возможностей нервной системы. Ни минуты без движения! Непрерывность биохимических процессов обеспечивает хорошую память и внимание, быструю реакцию, возможность понять сложные взаимосвязи и ясно мыслить. Но истощение этой системы приводит к включению режима защиты от нервных перегрузок и избытка информации. Так часто бывает во время сессии. И если вы заранее не позаботились о поддержке для мозга, то в период острого стресса он просто перестанет работать с прежней эффективностью. Особую роль в работе центральной нервной системы играют аминокислоты – метаболиты, являющиеся строительным материалом организма, а также выполняющие множество других функций.
Когда мозгу нужна поддержка
Первый признак того, что вам не справиться без поддержки – высокая утомляемость. Чувство быстрой усталости, потеря внимания, слабость и сонливость, раздражение по мелочам, плаксивость, повышенная тревожность – все это симптомы нарушения адаптации к стрессу. Частым спутником студентов в период экзаменов бывает также бессонница. Куда-то девается способность ясно мыслить и быстро находить выход из сложных ситуаций, ухудшается память. На пике стресса, например, во время экзамена, все нарушения адаптации усиливаются – даже студент-отличник может не суметь воспроизвести давно знакомый материал в этот напряженный момент. Суровый профессор, заваливающий студентов на экзаменах, невольно включен в эту систему дезадаптации и, к сожалению, не стремится облегчить вашу участь. Как же снизить уровень стресса и улучшить работу мозга?
Глицин для успешной подготовки к экзаменам
Глицин – это аминокислота, которая в нормальных условиях синтезируется в организме человека. Ее действие направлено на улучшение сна и эмоционального состояния, повышение защитных функций нервной системы. Поэтому при сильной тревоге перед экзаменом глицин помогает успокоиться и не поддаться панике. Кроме ситуативного действия глицин также повышает эффективность работы головного мозга: улучшает память, внимание, повышает скорость обработки информации. В период острой необходимости в короткие сроки усвоить большой объем информации и сохранить возможность ее вовремя воспроизвести, потребность в глицине у головного мозга значительно повышается. В ответ активируется синтез аминокислоты нервной тканью. Это позволяет успешно сдавать сессию и не нервничать перед каждым экзаменом. Но что делать, если силы организма истощены, и адаптация к стрессу неэффективна?
Глицин в виде фармакологического препарата поможет восстановить нормальный синтез собственной аминокислоты. Прием глицина врачи рекомендуют проводить курсами, начинать минимум за месяц до начала сессии, и продолжать прием до последнего экзамена. Препарат имеет накопительный эффект, и, хотя его положительное действие скажется уже в первые дни, но максимально оно проявится через 4-6 недель. Регулярный прием глицина положительно скажется на общем здоровье, поможет укрепить иммунитет и нервную систему.
-
Как волнение влияет на наш организм?
-
Откуда берутся волнение и паника?
-
Нужно ли бороться с волнением перед экзаменом?
-
День экзамена: простые правила
-
Как перестать волноваться перед экзаменом?
-
Что важно сделать после экзамена?
Для многих студентов не так уж страшен сам экзамен, как волнение перед ним. Даже зная материал «на отлично» можно испортить свой результат из-за сильной тревоги.
Если только при одной мысли о важной контрольной работе или экзамене вас бросает в дрожь и накрывает паника, эта статья для вас! Рассказываем, как преодолеть страх перед экзаменом, избежать стресса и перестать волноваться перед самыми сложными и ответственными аттестациями.
Как волнение влияет на наш организм?
Волнение – это неприятная эмоция, которая сопровождается как биологическими реакциями организма, так и психологическими. Волнение перед экзаменом можно определить, как предчувствие надвигающейся опасности или возможного поражения. При этом человек рассеян, неусидчив, отличается навязчивыми движениями и страдальческим выражением лица.
Организм при сильном беспокойстве «выдает нас с головой» следующими признаками:
-
пульс учащен;
-
дыхание затруднено;
-
артериальное давление повышено;
-
мышцы напряжены;
-
кружится и/или болит голова;
-
слабость;
-
в груди ощущение сдавленности и/или боли;
-
потливость повышена;
-
немеют и трясутся руки и ноги;
-
кожа краснеет;
-
уровень сахара в крови повышен;
-
тошнота и дискомфорт в ЖКТ;
-
растерянность и невозможность принять решение;
-
приливы жара.
Откуда берутся волнение и паника?
Во всем «виноват» наш мозг, а вернее – его лимбическая система! Этот отдел головного мозга почти не поддается контролю, но его роль в развитии и выживании человека очень важна. Когда нам предстоит важное и сложное событие, именно лимбическая система головного мозга распознает, что «нам угрожает опасность», вырабатывает адреналин (гормон страха), который и запускает защитные реакции «из лучших побуждений» – чтобы спастись.
Волнение – это врожденная эмоция, внутреннее напряжение, возникающее в ситуации неопределенности. Человек еще не понимает, чего ему ждать от будущего и предполагает худший вариант развития событий, чтобы максимально себя обезопасить и спастись.
Как раз волнение помогало древнему человеку быстро реагировать на реальную или предположительную угрозу, чтобы сохранить свою жизнь. То есть, именно сильный страх и переживания спасали людей от нападения соперников или хищников, от неукротимых природных стихий, от голода и опасности.
Нужно ли бороться с волнением перед экзаменом?
Если волнение – это естественная и врожденная реакция, с которой человек живет с давних пор, то нужно ли с ней бороться?
Наши предки не сдавали ЕГЭ, у них тревогу вызывал атакующий голодный хищник. Сегодня в роли «хищников» выступают экзамены, дедлайны и кредиты, а реакция у современников на стрессовую ситуацию осталась такой же, как и в древние времена. Опасна ли она для нашего здоровья и нужно ли бороться с волнением?
Для этого следует разобраться, какое именно волнение накрыло вас.
При плохой тревоге:
-
решить проблему не удается из-за состояния паники и бездействия;
-
нарушены сон, аппетит, общение;
-
отрицательные эмоции не прекращаются, а переходят в разряд хронических.
При хорошей тревоге:
-
мобилизуются силы и ресурсы для решения проблемы;
-
волнение не мешает обычной жизни, не влияет на общение, качество сна и самочувствие;
-
отрицательные эмоции кратковременны и заканчиваются после сдачи экзамена.
Первый вариант опасен из-за регулярной потери энергии. Слабость и усталость становятся постоянными, появляются проблемы со здоровьем. Скорее всего, в этом случае потребуется помощь профессионального психолога. При втором варианте можно научиться быстро успокаиваться, расслабляться и тем самым избежать хронического стресса.
Когда человек знает, как бороться с волнением, он уже успокаивается, потому что уверен, что сумеет перед экзаменом или в сам «день Икс» справиться с возникающими негативными ощущениями.
День экзамена: простые правила
Расскажем о простейших правилах, которые следует соблюдать в день экзамена или контрольной.
-
Питание. Стресс часто меняет пищевые привычки: кому-то кусок в горло не лезет, а кто-то начинает сметать из холодильника все продукты подряд. Как первое, так и второе перед экзаменом недопустимо. Голод может усугубить такие тревожные симптомы, как слабость и тошноту, а переполненный желудок может стать причиной сонливости и резкого понижения работоспособности. Завтрак в важный день должен быть легким, но содержать достаточное количество белков и углеводов. Лучше всего подойдут молочные продукты, яйца или каша, изюм, фрукты, чай с лимоном и медом.
-
Релакс. Попробуйте расслабиться перед экзаменом, сядьте в удобной позе на диван или кресло и послушайте успокаивающую любимую мелодию. Любые дыхательные упражнения также помогут отключиться от неприятных мыслей и снизить уровень тревожности.
-
Успокоительные средства. От сильных седативных препаратов следует отказаться, поскольку, помимо успокоительного эффекта, они вызывают сонливость и заторможенность, что не позволит сконцентрироваться на заданиях. Лучше смазать виски и запястья небольшим количеством эфирных масел, способствующих успокоению. Это могут быть настойки лаванды, мяты, валерианы, розы или мелиссы. Можно также смочить носовой платок каплями эфиров и периодически вдыхать их аромат, если на экзамене настигнет приступ паники.
Как перестать волноваться перед экзаменом?
Мы собрали советы психологов, которые помогут справиться с волнением перед экзаменом, аттестацией или другим важным событием.
-
Помните, что предэкзаменационный мандраж – это нормальная реакция организма, которая активизирует ресурсы, чтобы справиться с ситуацией. Осознание того, что мозг таким образом вам помогает, исправит ситуацию. Проговорите свои ощущения вслух: «У меня кружится голова и тошнит – похоже, я испытываю стресс». Такая правда самому себе поспособствует принятию тревоги, как необходимой реакции для успешной сдачи экзамена.
-
Выполняйте дыхательную гимнастику – это проверенный и быстрый способ купировать панику. Самое простое упражнение: закройте глаза и глубоко подышите, помните, что выдох должен быть минимум в два раза длиннее, чем вдох. Мысленно успокойте себя «Я дышу глубоко, я успокаиваюсь».
-
Легкий массаж затылка и висков отвлечет от тревоги.
-
Техники медитации и аутотренинга тоже принесут облегчение и помогут сосредоточиться. Но нет смысла практиковать эти методы в ночь перед экзаменом, эффект будет минимальный. Следует заранее научиться медитативным техникам.
-
Привычку засыпать вовремя тоже лучше освоить задолго до волнительного события. Если регулярно соблюдать режим дня, то даже перед экзаменом вас не замучает бессонница. Погуляйте перед сном, легкая усталость и вечерняя ванна с успокоительными травами помогут уснуть.
-
Прокрутите мысленно предстоящий экзамен в голове. Это позволит обмануть мозг, уверив его, что волнительное событие уже случилось, и мир при этом не рухнул.
-
Не реагируйте на чужое волнение. Страх и истерики других студентов могут быть заразными. Лучше переживать свое состояние самостоятельно, постараться отвлечься, посмотреть в окно, побродить в тишине.
-
Простые физические упражнения для снятия тревожности тоже широко используются во время экзаменационной сессии. Сделайте несколько круговых движений головой и плечами, сожмите и разожмите кулаки, если есть возможность – поприседайте.
Что важно сделать после экзамена?
Казалось бы, все позади, и можно расслабиться. Но поведение после экзамена – тоже очень важно. Именно оно приучит организм в следующий раз реагировать спокойнее.
Вне зависимости от результата, после сдачи экзамена следует:
-
поблагодарить и похвалить себя за усилия (ни в коем случае нельзя себя ругать, даже если экзаменационная оценка или собственные ответы вас не устраивают);
-
предоставить психике полноценный отдых (поспать или отвлечься на любимое занятие);
-
проанализировать ситуацию и извлечь из нее максимум пользы, подумать, что получилось хорошо, а над чем еще нужно поработать в будущем.
Необходимо понимать, что это сегодня экзамены кажутся вам самой значительной и самой сложной историей, но с точки зрения будущих событий, это лишь небольшая ступень на жизненном пути. Сколько еще впереди будет сложных задач и экзаменов! Волноваться вам придется всю жизнь, кем бы вы ни стали. Стресс испытывают не только школьники и студенты: водители волнуются перед сдачей на права, врачи – перед первой операцией, актеры – перед выходом на сцену, педагоги – перед ответственным уроком. Главное, чтобы волнение не переросло в панику, а позволило собраться с силами и добиться лучшего результата!
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Исаева А.М.
1
Токтасын А.А.
1
1 Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д.Асфендиярова
Сессия — это постоянное недосыпание, стресс, переживания и усталость. Конечно, при такой нагрузке ухудшаются работоспособность, концентрация и память. Обычно студенты просто стараются «пережить» этот период. Однако в последнее время европейские студенты чаще стали бороться с вышеперечисленными проблемами с помощью лекарственных средств. Мы говорим о ноотропах — психотропных средствах, которые принимают больные с синдромом дефицита внимания и нарушениями памяти. Как выяснилось, на здоровых людей они тоже действуют: улучшают концентрацию и память, а также повышают работоспособность.
Транквилизаторы (анксиолитики) – группа психотропных средств, которые уменьшают или устраняют страх, тревогу, беспокойство, раздражительность, эмоциональную напряженность, т.е. оказывают антиневротическое действие.
Механизмы действия анксиолитиков до сих пор до конца не раскрыты. Действие анксиолитиков проявляется за счет уменьшения возбудимости подкорковых областей головного мозга (лимбическая система, таламус, гипоталамус), ответственных за осуществление эмоциональных реакций, торможения взаимодействия этих структур с корой головного мозга, а также угнетения полисинаптических спинальных рефлексов.
У молодого организма хорошо развита компенсаторная система, и по этой же причине студенты не обращают внимание на сигналы организма. Применение анксиолитиков без назначения врача будет иметь большой урон на здоровье. В последнее время ученые мира бьют тревогу насчет применения лекарственных средств из группы транквилизаторов, так как многие из них продатся без рецептуры.
анксиолитики
психотропные вещества
сессия
стресс
побочные действия.
1. Базылевич, Т.Ф. Дифференциальная психофизиология и психология: ключевые идеи: Монография / Т.Ф. Базылевич. — М.: ИНФРА-М, 2017.
2. Хэссет, Д. Введение в психофизиологию / Д. Хэссет. — М.: ЁЁ Медиа, 2018
3. Татьяна, Алейникова Возрастная психофизиология. Учебное пособие / Алейникова Татьяна. — М.: Феникс, 2017.
4. Фундаментальная и клиническая физиология. Учебник. Под ред. А.Г. Камкина, А.А. Каменского. М.: «Академия», 2004.
5. Нормальная физиология. Учебник для мед. вузов/ К.В. Судаков. – М. Мед. информ. агентство, 2006.
6. Нормальная физиология. Практикум. Под ред. К.В. Судакова. – М. Мед. информ. агентство, 2008.
7. URL: https://www.apteka.ua/article/422293 (дата обращения: 20.11.2018. Бондарчук И.В. Применение седативных и снотворных средств в европейской практике // Образова¬ние: Аптека . интернет-журн. 07.08.2017.
8. URL:https://www.rmj.ru/articles/psikhiatriya/Antidepressanty_i_anksiolitiki_preimuschestva_i_nedostatki/ (дата обращения: 20.11.2018. Булдакова Н.Г. Антидепрессанты и анксиолитики: преимущества и недостатки // Образова¬ние: Русский медицский журнал 23.10.2016.
Актуальность. Сессия — это постоянное недосыпание, стресс, переживания и усталость. Конечно, при такой нагрузке ухудшаются работоспособность, концентрация и память. Обычно студенты просто стараются «пережить» этот период. Однако в последнее время европейские студенты чаще стали бороться с вышеперечисленными проблемами с помощью лекарственных средств. Мы говорим о ноотропах — психотропных средствах, которые принимают больные с синдромом дефицита внимания и нарушениями памяти. Как выяснилось, на здоровых людей они тоже действуют: улучшают концентрацию и память, а также повышают работоспособность. [1; 5; 6]
Транквилизаторы (анксиолитики) – группа психотропных средств, которые уменьшают или устраняют страх, тревогу, беспокойство, раздражительность, эмоциональную напряженность, т.е. оказывают антиневротическое действие. [3 ; 2; 4]
Цель исследования. Определить количество студентов, употребляющих анксиолитики во время сессии, и выявить побочные эффекты как субъективные, также и объективные.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось среди 89 студентов 4 курса школы «Общей медицины» КазНМУ, в возрасте от 19 до 24 лет. В начале студенты заполняли анкеты об употреблении анксиолитиков, затем проводился анализ исследования. С помощью сбора анамнеза, где сопутствующие жалобы были основным пунктом.
Результаты и обсуждения. Ниже мы излагаем вопросы по которым составили анонимное анкетирование.
1 |
Испытывали ли вы волнение перед экзаменами? |
2 |
За годы обучения в КазНМУ вы употребляли лекартсвенные средства из группы анксиолитиков? |
Далее идут вопросы для респондентов, которые ответили «да» |
|
3 |
Вы принимали лекарственные средства в течении 3 лет? |
4 |
Как вы думаете, есть ли помощь со стороны успокоительных препаратов? |
5 |
Чувствовали ли вы побочные эффекты? |
6 |
Вы начали принимать лекартсвенные средства по совету кого-либо? |
7 |
Имеет ли для Вас значение цена лекарственных средств ? |
По результатам анкетирования мы выяснили, что все 89 студентов, проходивших анкетирование, испытывали беспокойства. 49 % анкетируемых употребляют лекарственные средства из группы анксиолитиков, или же Успокоительных. 54 % респондентов начали принимать анксиолитики с 1 курса, в течении 3 лет. 81,8% ответили что препараты оказывают успокаивающее действие на нервную систему организма. Уровень тревожности снижался. 40,9% исследуемых жаловались на побочные эффекты. 8% студентов пожаловались на понижениее Артериального давления. У 8% исследуемых была ярко выраженная сонливость. Слабость была у 8% , а чувство вялости определили у 32,5%. У 12,3% анкетируемых негативные действия на организм не были выявлены.
93,1% начали принимать препараты по совету других людей. 84% ответили, что цена лекарственных средств имеет для них значение.
Среди студентов чаще всего применялся лекарственный препарат «Глицин» из группы средств, влияющих преимущественно на процессы тканевого обмена. Цена данного лекарственного средства варьируется от 150 тг до 200 тг в аптечной сети нашей Республики.
Вторым этапом исследования было определение изменений со стороны состояния самочувствия у студентов. У студентов 3 курса в этом году был ОСКЭ (Объективный структурированный клинический экзамен), который состоит из 2 этапов. Сам экзамен длился 11 дней с интервалами между тестированиями. Именно в этот период студенты употребляли анкслиолитики.
За множество функций организма отвечает парасимпатическая нервная система, которая работает в состоянии покоя. Однако важной является и деятельность симпатической нервной системы, которая активируется при стрессе. Современные люди все больше подвержены стрессам – это связано с ритмом жизни – многие из нас спешат, бегут, переживают по самым разным поводам. Такая жизнь приводит к стрессам, снижению концентрации и умственной работоспособности, плохой памяти, ухудшению сна.
Одним из побочных эффектов анксиолитиков является замедление психической активности, что проявляется в снижении концентрации внимания (поэтому их не следует использовать при управлении транспортными средствами и в тех сферах деятельности, где нужна быстрая реакция). Кроме того, длительный прием этих препаратов вызывает привыкание (см. толерантность), проявляющееся в прекращении эффекта от привычной дозы. Повышение дозы до определенного предела допустимо, однако его превышение чревато значительными опасностями (отравления транквилизаторами — одна из наиболее частых причин госпитализации в реанимационные отделения токсикологических стационаров).
Те, которые отмечаются (легкое головокружение, головная боль, незначительная вялость и тошнота), выражены незначительно, не требовали снижения суточной дозы препарата или его отмены и проходили самостоятельно.
Седативные препараты издавна используются для лечения невротических расстройств. По сравнению с анксиолитиками они обладают менее выраженными успокаивающим и снотворным эффектами, в то же время и побочные эффекты у них выражены в значительно меньшей степени. Они усиливают действие снотворных препаратов, углубляя сон и облегчая его наступление. Зачастую достаточно принять седативный препарат, не прибегая к транквилизаторам. К седативным относятся прежде всего препараты растительного происхождения, на основе валерианы, пустырника, ландыша и других трав. Кроме того, седативным эффектом обладают бромиды (в просторечии — «бром»). Несмотря на наличие транквилизаторов, седативные средства продолжают пользоваться большим успехом у врачей и пациентов, так как лишены побочных эффектов, свойственных транквилизаторам (сонливость, заторможенность, расстройства координации движений), а также явлений психической и физической зависимости. Кроме того, все препараты этой группы, в отличие от транквилизаторов, отпускаются в аптеках без рецепта, и поэтому весьма доступны.
Еще одним отрицательным моментом при использовании данных ПС является проявление всех их свойств одновременно. Однако их гипноседативное, миорелаксирующее и амнестическое действия значительно снижают качество жизни пациентов, получающих лечение амбулаторно. Кроме того, по результатам исследований в лаборатории фармакологической генетики НИИ фармакологии РАМН под руководством академика РАМН, профессора С.Б. Середенина выявлено, что эффекты бензодиазепиновых транквилизаторов у каждого пациента реализуются по–разному. Это зависит от генетически детерминированного индивидуального ответа на эмоционально–стрессовое воздействие, которое стимулирует одних людей и морально «парализует» других. [8]
Основными неблагоприятными эффектами почти всех седативных эффектов является толерантность и потенциальность злоупотребление. При постоянном применении у пациентов развивается зависимость ко многим из этих препаратов.
Также стоит отметить, что из-за побочных эффектов и потенциального риска развития зависимости анксиолитики должны применяться по назначению и под контролем врача. [7]
Вывод. Когда человек испытывает стресс, его нервная система подвергается огромному давлению со стороны стрессоров. Определенная группа людей используют успокоительные средства для снятия напряжения нервной системы. Группа успокоительных и снотворных лекарственных средств , отпускаемых из аптек без рецепта врача, представлена, в основном, «традиционными» препаратами на основе лекарственного растительного сырья.
У молодого организма хорошо развита компенсаторная система, и по этой же причине студенты не обращают внимание на сигналы организма. Применение анксиолитиков без назначения врача будет иметь большой урон на здоровье. В последнее время ученые мира бьют тревогу насчет применения лекарственных средств из группы транквилизаторов, так как многие из них продатся без рецептуры.
Библиографическая ссылка
Исаева А.М., Токтасын А.А. ДЕЙСТВИЕ АНКСИОЛИТИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ НА ОРГАНИЗМ СТУДЕНТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.
;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19307 (дата обращения: 13.03.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Опыт применения грандаксина в коррекции предэкзаменационного стресса у студентов высших учебных заведений
Статьи
Опубликовано в журнале, Фарматека, 2005;13(108):139-142. Н.В. Ярыгин, В.В. Никулин, А.И. Лукутина
Кафедра медицины катастроф МГМСУ, Москва
Начавшееся в 1980-1990-х гг. и продолжающееся сегодня реформирование российского общества с переходом страны к рыночным отношениям отразилось не только на экономике РФ, но и на жизни каждого россиянина.
Желание добиться успеха в жизни, занять высокое положение в обществе, сделать успешную карьеру повсеместно движет молодыми людьми различных социальных групп [4,5]. Одним из наиболее важных аспектов востребованности личности обществом является получение престижного и качественного высшего образования.
С каждым годом уровень требований, предъявляемых к студентам вузов России, растет. Это в равной степени касается как гуманитарных, так и технических высших учебных заведений.
Современный студент должен успевать усваивать большие объемы информации, осваивать новые технологии, уметь применять на практике полученные знания. Не секрет, что основная интеллектуальная нагрузка приходится на период экзаменационной сессии, когда за ограниченный промежуток времени студенту необходимо повторить пройденный материал по нескольким предметам, а некоторым менее сознательным учащимся выучить его. В период предэкзаменационной сессии возрастает давление со стороны профессорско-преподавательского состава вузов, требующего незамедлительной ликвидации академических задолженностей, часто запугивая отчислением. Не стоит игнорировать и значимость обстановки в семье, отношения с родителями, которые часто ждут от своих детей реализации собственных амбиций и вносят дополнительное напряжение в сложившуюся ситуацию [1,3].
Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод, что предстоящие экзамены для большого числа студентов являются мощным стрессором, т. е. внешним агентом, вызывающим в организме стрессовые реакции.
Помимо этого в данной группе отмечено значительное повышение общего уровня тревоги и эмоционального напряжения уже в преддверии экзаменационной сессии. У части обследованных нами студентов были выявлены признаки психовегетативного синдрома (ПВС; учащение или урежение частоты сердечных сокращений, дрожь в руках, потливость, побледнение или покраснение кожи, головокружение, чувство удушья, желудочно-кишечные расстройства, гормональные дисфункции).
Большинство вышеперечисленных симптомов имеют психофизиологическую природу и представляют собой нормальный физиологический ответ на стрессовую ситуацию. Однако порой эта ответная реакция становится непропорционально сильной по сравнению с вызывающим ее внешним воздействием. Это нарушает адаптационные возможности организма, а в ряде случаев может спровоцировать даже развитие психосоматических заболеваний. Отмечается понижение настроения, преобладает подавленность, выраженно снижается мотивация. В результате подготовка к экзаменам становится малопродуктивной, процесс сдачи экзамена вызывает мощнейший психоэмоциональный сдвиг, а итоговая оценка оказывается ниже возможной.
Необходимость коррекции данного состояния не вызывает сомнений. Однако из-за особенностей образа жизни (интенсивный график занятий, необходимость отрабатывать пропущенные семинары, зачеты и подготовка к экзаменам) студент порой не в состоянии обратиться за медицинской помощью. Общеизвестно также, что в отличие от взрослых молодежь избегает лечения, особенно длительного, так как это ведет к значительному усложнению процесса обучения. Поэтому оптимальной помощью студенту, находящемуся в состоянии хронического стресса, является амбулаторное лечение. Наиболее часто данной категории пациентов в настоящее время назначаются препараты из группы дневных транквилизаторов.
Но, хотя во всем мире психотропные средства вошли в общесоматическую сеть (по данным ВОЗ, около 30% населения земного шара употребляют психотропные препараты), в России отношение к данной фармакотерапии неоднозначно. Это обусловлено стереотипным представлением о том, что эти препараты обязательно вызывают зависимость, снижают умственные способности, приводят к повреждениям внутренних органов. Это значительно осложняет оказание необходимой помощи и требует особенно внимательного и доброжелательного отношения со стороны врача.
Таким образом, перед психоневрологами стоит задача подбора лекарственного средства, которое бы соответствовало следующим критериям:
Всем вышеизложенным требованиям полностью соответствует транквилизатор дневного действия Грандаксин (тофизопам), который сочетает в себе уникальные фармакологические свойства селективного анксиолитика и эффективного вегетокорректора. Кроме того, Грандаксин не потенцирует действие алкоголя и седативных средств, не снижает скорость реакции и может применяться при управлении автотранспортом и у лиц, занимающихся потенциально опасными видами деятельности [2,6].
Материалы и методы
Нами был обобщен опыт применения Грандаксина у студентов различных (технических и гуманитарных) московских вузов в возрасте от 18 до 24 лет. Обследуемые — студенты разных курсов — обратились за лечением в порядке индивидуальной консультации. Они жаловались на чувство тревоги и напряженности, сердцебиение, дрожь в руках и ногах, гипергидроз, легкое головокружение, желудочно-кишечные расстройства, возникающие в пред- и экзаменационный периоды и особенно усиливающиеся перед каждым экзаменом. Для исследования были отобраны молодые люди, в клинической картине которых доминировали тревожные расстройства непсихотического уровня, а также ПВС психофизиологической природы (возникает при остром или хроническом стрессе и является ответом на действие стрессогенного фактора). Пациенты с вышеуказанными изменениями вошли в экспериментальную группу — 26 человек (15 девушек и 11 юношей). Этим студентам был рекомендован прием Грандаксина в качестве монотерапии. Препарат применялся по следующей схеме: в 1 -й день — 50 мг, начиная со 2-го дня и далее в течение 2 недель до первого экзамена -100 мг (50 мг утром и днем). Контрольную группу составили 12 студентов (7 девушек и 5 юношей) со сходными клиническими проявлениями, не получавшие специфической фармакотерапии.
В исследование не включались студенты, имеющие сопутствующие органические заболевания ЦНС; выраженную невротическую патологию; эндогенные депрессии, шизофрению и тревожно-депрессивные состояния, не связанные с психоэмоциональной напряженностью перед экзаменами; страдающие синдромом вегетативной дистонии гормональной этиологии, тяжелой соматической патологией (язвенная болезнь, бронхиальная астма, сахарный диабет) и злоупотребляющие алкогольными напитками или наркотическими веществами, а также с неблагополучным аллергоанамнезом.
Группу сравнения составили 15 человек (4 девушки и 11 юношей) — студенты с высокими адаптивными показателями (обычно не испытывающие тревогу перед экзаменами и без выраженных вегетативных изменений).
Для оценки эффективности лечения Грандаксином использовались современные методы исследования:
Результаты и их обсуждение
Результаты исследований продемонстрировали высокую эффективность Грандаксина у студентов с выраженным ПВС и тревогой ожидания (экспериментальная группа). У них наблюдался статистически достоверный регресс тревоги и вегетативных проявлений. В период экзаменационной сессии такие студенты ощущали себя более спокойными, уравновешенными, реальнее оценивали свои силы и возможности, могли лучше распланировать день, успешно справлялись с требуемыми нагрузками, при этом в течение дня чувствовали себя физически более активными. Большинство принимавших Грандаксин студентов отметили более легкое засыпание и улучшение качества сна без применения снотворных средств. В день сдачи экзаменов уровень тревоги не превышал допустимой нормы.
Суммарная балльная оценка вегетативных нарушений по шкале СВД (синдром вегетативной дистонии) при лечении Грандаксином достоверно снизилась с 50 до 32 баллов.
Достоверные положительные изменения выявились и по другим анкетам (субъективной оценки сна, астенических проявлений, гипервентиляционных нарушений), полностью соответствуя норме. Динамика различных проявлений вегетативной дистонии при применении Грандаксина представлена в таблице.
Динамика изменений психологических показателей при лечении Грандаксином была положительной. Уровень депрессивное™ по тесту Бека снизился статистически значимо с 15 до 8 баллов, а уровень реактивной тревожности по тесту Стилбергера — с 46 до 38 баллов.
Интересными оказались результаты инструментальных методов исследования. Субъективная оценка студентами своего состояния подтверждалась объективными показателями. Так, наиболее часто предъявляемой жалобой при первом осмотре было усиленное потоотделение в период наибольшего эмоционального напряжения, которое после проведенного курса лечения Грандаксином либо было незначительным, либо не отмечалось вовсе.
Таблица. Динамика балльной оценки клинических проявлений СВД у студентов в состоянии выраженного психоэмоционального напряжения, вызванного хроническим стрессом
Показатели | До лечения | После лечения |
Снижение работоспособности, быстрая утомляемость | 5,1 | 1,4 |
Эмоциональные нарушения | 6,0 | 1,2 |
Нарушения сна | 5,8 | 0,8 |
Нарушения аппетита | 3,2 | 0,7 |
Изменение окраски кистей, стоп | 2,7 | 0,9 |
Неприятные ощущения в кистях, стопах | 2,0 | 0,5 |
Повышенная потливость | 4,5 | 1,1 |
Повышенная температура тела без воспалительных заболеваний | 1,5 | 0,8 |
Изменение артериального давления (пониженное/повышенное систолическое) | 4,3 | 1,4 |
Головные боли | 1,9 | 0,2 |
Ощущение затруднения дыхания | 2,3 | 0,7 |
Неприятные ощущения в левой половине грудной клетки | 2,5 | 0,4 |
Нарушение функций желудочно-кишечного тракта | 4,1 | 1,2 |
Суммарная балльная оценка | 45,9 | 11,3 |
Анкета гипервентиляции | 20,2 | 3,25 |
Анкета астенических проявлений | ||
Анкета субъективных характеристик нарушений сна | 10,8 | 22,5 |
Кроме того, нами было установлено, что под влиянием Грандаксина укорачивается латентный период (с 2125 до 2010 мс) и увеличивается амплитуда (с 210 до 279 мв) ответов ВКСП со стоп. Это указывает на улучшение проводимости по симпатическим потоотделительным волокнам и клинически подтверждается уменьшением выраженности элементов феномена Рейно и гипергидроза.
Проанализировав результаты частотного анализа вариативности ритма сердца, мы обнаружили изменения на сегментарном уровне регуляции вегетативных функций. Было получено увеличение показателей вклада дыхательных волн в ритм сердца (с 20 до 34%), что указывает на сдвиг симпатико-парасимпатического баланса в сторону повышения парасимпатических влияний при состоянии расслабленного бодрствования. Вместе с тем проведение ортопробы показало изменение спектрального паттерна реагирования на нагрузку. В группе студентов, принимавших Грандаксин согласно рекомендациям, в отличие от тех, кто не проходил курс лечения данным препаратом, но имел выраженные психовегетативные изменения (контрольная группа), была отмечена нормализация соотношения спектральных составляющих ритма сердца. После завершения курса терапии студенты реагировали на физическую нагрузку так же, как обследуемые, вошедшие в группу сравнения. Это подтверждает превалирование симпатического влияния и указывает на более адаптационное и стрессоустойчивое реагирование обследуемых экспериментальной группы, чем студентов, составивших контрольную группу.
Полученные данные по электрофизиологическим показателям свидетельствуют об увеличении симпатической реактивности именно на сегментарном уровне вегетативной регуляции.
Заключение
Обобщив клинический опыт применения Грандаксина у студентов с выраженной психовегетативной симптоматикой в период хронического стресса, мы пришли к выводу о высокой клинической эффективности препарата: у 94% студентов при его приме нении отмечался очень хороший или хороший эффект. В течение всего периода приема Грандаксина не отмечалось даже незначительных побочных эффектов, что подтверждает хорошую переносимость препарата. В связи с этим рекомендованная схема его приема соблюдалась даже не слишком обязательными студентами, а главное — все они остались довольны результатами проведенного курса лечения. По мнению самих студентов, данная терапия помогла более успешно и значительно легче справиться с поставленными в период экзаменационной сессии задачами, несмотря на дополнительное время, которое они тратили на заполнение анкет и прохождение электрофизиологических исследований.
Таким образом, у студентов, находящихся в сильном психоэмоциональном напряжении, вызванном хроническим стрессом, чаще всего выявляются тревожные расстройства непсихотического уровня с выраженным ПВС психофизиологической природы. Рекомендовав прием препарата Грандаксин, мы воздействовали на уровень тревожности и вегетативные проявления, что привело к стабилизации данных показателей и значительно улучшило параметры стрессоустойчивое™, а значит и адаптации в ситуации психоэмоционального напряжения.
Таким образом, Грандаксин представляет собой эффективный препарат для лечения психоэмоциональных и вегетативных нарушений, обладающий выраженным стресспротективным действием.
Литература
1. Аведисова А.С. Старые и новые проблемы пограничной психиатрии. М, 1997. С. 58-67.
2. Ахапкин Р.В. Психиатрия и психофармакотерапия. 2003.
3. Измеров Н.Ф., Липенецкая Т.Д., Матюхин В.В. Стресс на производстве как важная составляющая проблемы психического здоровья в обществе. Российский психиатрический журнал. 2005. №2. С.10-18.
4. Лежнев А.Н. Болонский процесс и документы международных медицинских образовательных сообществ. М., 2005.156 с.
5. Соколов Е.И., Ющук Н.Д., Луцевич Э.В, Маев И.В, Ярема И.В, Лежнев А.Н. Основные направления совершенствования деятельности университета. М, 2001.208 с.
6. Demyttenatere K.J. Affect Disord. 1997. p. 43.
Комментарии
(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
02.06.2021
Как сдать экзамен и не стать невротиком
Мифы или лайфхаки?
1.Успокоительные: пить или не пить?
— Медикаментозные средства для успокоения или расслабления в ситуации с экзаменом могут сыграть негативную роль. Мы можем получить вместо покоя заторможенность, равнодушие, отсутствие интереса к результату, демотивацию. А мотивация достижения — это основное условие для успешной сдачи экзамена, порой даже более значимое, нежели объем знаний. При ее наличии происходит концентрация физических и психических сил.
2. Ночь перед экзаменом: спать или нет?
Студенты вузов и колледжей смогут получить сразу несколько квалификаций
— Полноценный отдых и сон необходимы как никогда, они лучше любого успокоительного фармацевтического средства. И опять же он не должен быть связан со средствами снотворного характера. Теплое молоко, мед, заваренные лекарственные растения — мята, пустырник, боярышник. За пару часов до сна можно заняться привычными делами, которые успокаивают и расслабляют, снимают напряжение своей рутинностью.
3. Последний штурм конспектов: нужен или нет?
— Нужен. Но пробежаться по ним следует за пару часов до сна, еще раз окинуть взглядом весь материал, структурировать его в сознании, выделив некие опорные точки, ключевые моменты, воспользовавшись для этого структурной блок-схемой, составленной самостоятельно во время подготовки
4. Готовиться к экзамену круглосуточно: нужно или нет?
— Нет. Готовиться к экзамену нужно по давно выработанной схеме: 40-45 минут занимаешься, 5-10 минут отдыхаешь. Эта рекомендация обусловлена серьезными исследованиями, именно так организован и обычный учебный процесс. В таком режиме заниматься можно целый день, но с двумя обязательными часовыми перерывами на отдых и физическую активность.
5.Свежий воздух: нужен или нет?
— Необходим. Если не получается выделить на прогулку час, то выйти хотя бы на полчаса. Если человек находится в состоянии стресса, то лучшим завершением последнего дня перед экзаменом будет спокойная вечерняя прогулка с родителями или близкими. Во время прогулки ни в коем случае не нужно разговаривать об экзамене. Нужно говорить о желательном профессиональном будущем, о планах семьи на отдых, планах ребенка на лето. Ребенок должен получить позитивную энергию, ощущать чувство локтя и поддержки от близких, которым не стоит его «накручивать». Ни в коем случае не подстегивать, не рисовать картины апокалипсиса, который наступит, если «не сдашь».
6. Шпаргалки: писать или нет?
Фальков: Студентам не стоит ограничиваться возможностями вузов
Обязательно. Шпаргалка — замечательная вещь. Она помогает систематизировать и структурировать знания. Это твоя схема, которая позволяет изложить весь материал, структурировать, систематизировать и распределить его по блокам, «разложить по полочкам». Представь, что ты написал книгу и тебе надо ее озаглавить, изложить кратко и схематично содержание. Нарисуй схему — квадратики, кружочки, стрелочки, что с чем связано, что из чего проистекает, что крупнее, что помельче, что фундамент, что надстройка. Этой схемой ты структурируешь весь имеющийся материал у себя в голове. Шпаргалка — это способ успокоения («шпаргалка есть, не завалю»).
7. Приметы: верить или нет?
— Используем «хорошие приметы» — как психологические подпорки, способ успокоиться, внушить себе оптимизм. Взять ли на экзамен любимую ручку, «которая всегда приносит удачу»? Конечно, взять. Приметы, на которые ты можешь повлиять, организовать их себе сам фактически — это замечательное психотерапевтическое подспорье. Но, если примета тобой не управляема, если она случайно-вероятностная, например, встретил по дороге черную кошку или во время экзамена птичка пролетела мимо окна — реши для себя сразу, что это уже суеверие. И это надо исключить. Иначе говоря, то, что говорит тебе об успехе и внушает оптимизм — расценивай как хорошую примету, что намекает на обратное — относи к суевериям
Не пить успокоительное! Врач и психолог – о том, как подготовиться к ЦТ
Нельзя всю ночь сидеть за книгами и злоупотреблять успокоительным: некоторые из них вызывают сонливость, вялость и угнетают мыслительные процессы, сообщает Sputnik.
Врач-терапевт утверждает, что перед ЦТ нельзя принимать успокоительное и тратить ночь на зубрежку, а психолог советует абитуриентам позволить себе волноваться и не гнаться за слишком высокими баллами.
Самый важный этап вступительной кампании стартует уже 25 июня: в этот день абитуриенты отправятся на первое централизованное тестирование по белорусскому языку. Накануне испытания Sputnik обратился к экспертам: как с максимальной пользой провести канун ЦТ и правильно настроиться в день экзамена.
Как готовиться за день до ЦТ?
В процессе подготовки абитуриенты должны учитывать индивидуальные особенности восприятия информации. Некоторые люди лучше запоминают на слух: им стоит провести канун ЦТ за устным повторением с кем-то из друзей. Другим помогает визуализация – для них эффективнее окажется составление конспекта.
И в том, и в другом случаях зубрежкой материала стоит заниматься днем и вечером: вопреки традиции, посвящать последнюю ночь подготовке к экзамену бессмысленно.
«Куда эффективнее в данном случае сработает хороший сон. А повторение особенно сложного материала лучше оставить на утро перед экзаменом», – советует врач-терапевт первой категории медцентра «Горизонт» Инесса Владимировна Фролова.
Среди абитуриентов встречаются как совы, так и жаворонки. Первым, если они привыкли ложиться спать за полночь, лучше скорректировать график (хотя бы перед следующими ЦТ).
«Несмотря на то что у каждого свой ритм жизни, ночной сон – самый полноценный: именно в это время организм восстанавливает силы, происходит переработка и усвоение информации. Так что накануне экзамена оптимально лечь в постель уже в одиннадцать часов вечера», – считает эксперт.
Не голодать перед ЦТ и взять с собой шоколадку
В течение дня накануне экзамена абитуриентам лучше не злоупотреблять чаем и кофе: в больших количествах эти напитки снижают активность. Также постарайтесь не наедаться на ночь, тогда сон будет крепче.
По словам Фроловой, голодать нельзя, даже опасаясь индивидуальной реакции организма на стрессовое состояние (к примеру, нарушения работы пищеварительной системы).
«Поесть в день экзамена нужно обязательно, просто пища должна быть легкой для усвоения. Утреннее голодание чревато снижением концентрации глюкозы в крови (гипогликемией) и последующей тошнотой».
Состоять завтрак должен в основном из легких углеводов и белка: хороший вариант – овсяная каша, йогурт и свежезаваренный чай. Если привыкли завтракать мясом, выберите вареное или паровое. «Чтобы гипогликемические состояния не тревожили во время экзамена, возьмите с собой шоколадку», – напутствует врач-терапевт.
Не менее важно в такую жаркую погоду соблюдать питьевой режим.
«На фоне интенсивных мыслительных процессов при обезвоживании могут возникать головные боли, поэтому важно, чтобы организм получал достаточное количество влаги. Не игнорируйте жажду и возьмите бутылку питьевой воды с собой», – рекомендует эксперт.
Не пейте успокоительное перед ЦТ и отдыхайте!
Нагрузку накануне ЦТ стоит распределить таким образом, чтобы избежать переутомления, убеждена Фролова.
«Занимайтесь в не слишком закрытом помещении и позволяйте себе переключаться. Выходите на пешие прогулки, хотя бы короткие: свежий воздух и солнце помогают поддерживать хороший тонус, соответственно, повышают работоспособность», – советует врач-терапевт.
Чтобы не нервничать на ЦТ, абитуриентам, которые склонны к сильному волнению (и, как следствие, учащению сердцебиения, возникновению предобморочного состояния), лучше подготовиться заранее.
«В первую очередь, позитивно настраивайтесь психологически. Для поддержания можно принять аминокислоту глицин или магний с витамином B6 (прием можно начать и за несколько дней до экзамена). В них содержатся вещества, которые помогут снизить напряжение, но не помешают мозговой активности», – поясняет врач.
Также с сильным волнением можно справиться при помощи противотревожных препаратов: они содержат, в том числе, компоненты, полезные для головного мозга. В период вступительных экзаменов их можно пропить и курсом (но только после консультации с врачом).
А вот хорошо знакомыми успокоительными злоупотреблять нельзя, убеждена врач. «Некоторые подобные препараты вызывают сонливость, вялость и угнетают мыслительные процессы, поэтому к их приему стоит прибегать разве что в самом крайнем случае», – резюмировала Фролова.
Психолог: одеться удобно, если запаниковал – дышать
По мнению Татьяны Исаковой, психолога БГПУ имени Максима Танка, в первую очередь важно заранее позаботиться о собственном комфорте: свести к минимуму все отвлекающие факторы.
«На ЦТ стоит выбрать удобную одежду, в которой не будет тесно, жарко или холодно. Чтобы избежать тяжести в желудке, позавтракать лучше легко, а с собой взять бутылку питьевой воды, чтобы не отвлекала жажда», – советует Исакова.
Эксперт также подчеркивает: прием успокоительного чреват торможением; поспособствуют покою абитуриента хороший сон и чай с мятой и ромашкой накануне тестирования.
«Совет «Не волнуйся» очевидно не сработает: если позволить себе волноваться, нервная система бросит все силы на поставленную задачу, а не на борьбу с переживаниями. Нужно учиться находиться с этим возбуждением, выдерживать эмоциональную нагрузку: иначе и происходят те самые случаи, когда абитуриент вспоминает весь нужный материал только после экзамена», – предостерегает психолог.
В случаях, когда накрывает паника, необходимо прерваться.
«В самый стрессовый момент нужно постараться восстановить ровное дыхание и контакт с реальностью: сфокусироваться на окружающих физических предметах, сделать несколько глотков воды», – рекомендует Татьяна Исакова.
Важный замечание для потенциальных стобалльников: гонка за цифрами порой играет злую шутку, нельзя зацикливаться на высшем балле.
«Необходимо осознавать, что основная цель – не в конкретной цифре, а в том, чтобы максимально выложиться. Паническая боязнь ошибки лишь усложнит задачу, поскольку помешает полностью сконцентрироваться на процессе», – резюмирует специалист.