Трудно ли сдать экзамен на 100 баллов и что будет потом? Мы поговорили с выпускниками, которые заработали самую высокую оценку на ЕГЭ 7–10 лет назад.
«Получил 100 баллов, хотя мог поступать без экзаменов»
Владислав Кибкало, 100 баллов по физике и информатике, выпуск 2012 года:
Владислав Кибкало
— Я родился, жил и учился в закрытом «атомном» Сарове (он же «Арзамас-16»). Мои родители работали в атомной промышленности, хорошо знали точные науки. И мама, и папа окончили механико-математический факультет МГУ, они там и познакомились. Я тоже хотел учиться в МГУ.
Уже в начальной школе меня интересовали нестандартные математические задачи, которые мне показывали в школе, дома. Но математику я, кстати, сдал «всего» на 92 балла: в одном месте обсчитался, в другом — завяз в вычислениях, не самым оптимальным путем пошел. При этом 100 баллов по математике я ожидал в большей степени, чем по информатике.
По физике я занимался с репетитором, преподавателем вуза нашего города, и мы с ним делали упор на подготовку к олимпиадам. Не было такого, что меня натаскивали на ЕГЭ или стандартные задачи заставляли решать. Мы просто изучали физику, явления, теории, законы и обсуждали какие-то уже существующие идеи, до некоторых идей он помогал мне дойти самому.
Ну, и регулярность, навыки, без этого никуда. Также по математике и физике я учился в заочных школах («Малый мехмат» при МГУ и ЗФТШ при МФТИ), по информатике немного программировал. Конечно, варианты ЕГЭ я прорешивал, но без фанатизма. Знать и понимать предмет полезнее, чем уметь решать стандартные задачи.
Я стал призером Всероссийской олимпиады школьников по физике, математике и, внезапно, географии. Ездил также на финалы по химии — в нашей английской гимназии были очень сильные учителя по естественным предметам.
Я знал, что поступлю: победители и призеры Всероса в любом 9–11-м классе гарантируют себе поступление в вуз на профильные и смежные специальности без экзаменов.
Но мне хотелось завершить школьную историю на такой мажорной ноте, как 100 баллов. Я понимал, что это будет приятно и мне, и школе, и всем. Вы не поверите, но больше всего я волновался из-за неправильного оформления листов с заданиями ЕГЭ — кажется, только это могло помешать нормально поступить. Я мог проиграть из-за невнимательности и неаккуратности, а не из-за того, что я чего-то не понял или не могу решить. Это был лично мой челлендж — сделать все аккуратно и идеально.
Когда я дважды получил по 100 баллов, особого восторга не было. Скорее, я доказал самому себе: «У меня получилось». Я порадовал близких и школу.
Поступил я на механико-математический факультет МГУ, переехал из Сарова в Москву. Когда ты после школы приходишь в университет, важно уметь перестроиться. Самое большое отличие первого курса от старшей школы и даже от олимпиад — человек сам отвечает не только за учебу, но и за свою жизнь. Мама будить не будет, завтрак на стол не поставит. Ты полностью и во всем отвечаешь за себя сам.
Я жил в общежитии, там можно было узнать о любой теореме, просто придя в нужную комнату. Все годы я общался с людьми, с которыми мы были на одной волне, у нас были одни и те же интересы и близкие проблемы. Это очень ценно. Нужно научиться организовать свою жизнь так, чтобы быт не мешал, не создавал больших проблем для основной задачи.
Я окончил мехмат МГУ с красным дипломом в 2018 году. Сейчас заканчиваю аспирантуру, скоро буду защищать кандидатскую диссертацию по геометрии и механике. Работаю на кафедре, куда меня пригласил мой научный руководитель.
Мне кажется, непосредственного влияния на меня и мою судьбу мои 100 баллов не оказали. Когда я пришел подавать документы для поступления, один из членов приемной комиссии сказал другому: «О, смотри, это один из тех 42 абитуриентов, кто написал физику на 100». Они по-доброму друг с другом посмеялись, я улыбнулся тоже.
Мне кажется, что по прошествии времени «свои» 100 баллов по ЕГЭ будут наиболее важны тем, кто занимается репетиторством, это в каком-то смысле знак качества, понимания сути дела.
Всем тем, кто через год-два-три будет поступать, я бы советовал как можно раньше начинать интересоваться олимпиадами, не бояться в них участвовать.
Общий совет — не откладывать подготовку на 11-й класс, потому что за один год невозможно наработать базу для успешной сдачи ЕГЭ.
И напоследок, каждому желаю найти своего Учителя. В школе, вузе, да вообще по жизни.
«Благодаря 100 баллам я стала детским стоматологом»
Ирина Евтихеева, 100 баллов за русский язык, выпуск 2014 года:
— Я училась в небольшом поселке Юрты Тайшетского района Иркутской области. Выбора сдавать или не сдавать русский у меня не было, это же обязательный предмет. Чтобы получить 100 баллов, я и сама много трудилась, и педагог у меня был хороший, и, конечно, удача способствовала.
В школе я много читала, любила классику. В выпускном классе упор был на подготовку к ЕГЭ. И я обязательно занималась дома, каждый день понемножку в течение года. В неделю получалось несколько часов подготовки. Купила учебные пособия и по ним занималась.
У меня бабушка медсестра, я с детства не боялась ни крови, ни уколов, собиралась в медицинский. Для поступления была нужна биология, я ее сдала на 86 баллов, и химия, ее я сдала на 60–70, точный результат уже не помню. Я, конечно, не рассчитывала на 100 баллов по русскому, и сначала просто не поверила в этот результат.
Документы в медицинский университет я подавала в два города — Иркутск и Красноярск. Прошла в первую волну в Иркутске, а в первую волну в Красноярске не прошла, там выше балл поступления был. Думаю, что попала бы во вторую волну, но не стала рисковать и выбрала Иркутск, специализацию получала как детский стоматолог.
Учиться было трудно — огромная нагрузка, непривычная после общеобразовательной школы, очень много предметов. Почти весь день находишься в вузе, оставшееся время сидишь и учишь биологию, анатомию. На втором курсе мы изучаем анатомию зуба, учим, где какой бугор, корень, как это все располагается. Мы лепили зубы из пластилина, чтобы все запомнить. А лечение отрабатывали сначала на удаленных зубах, потом — на моделях. Когда ты постарше становишься, тебя берут на прием, и на приеме врач может тебе позволить что-то под его наблюдением сделать.
Большинство студентов ассистируют врачам, многое узнают. Я подрабатывать ассистентом стоматолога начала с 3-го курса — с хирургами, терапевтами, ортопедами.
Детский стоматолог может и удалить зуб, и поставить коронку, и пролечить кариес и пульпит. Хотелось все уметь.
Работать приходится в экстремальных условиях, с детьми нужно уметь договариваться, одновременно нужно работать с зубами и давать ассистенту команды. Это сложно.
Но я ни разу не пожалела о выбранной профессии. Хотя учиться пришлось 7 лет — 5 на стоматолога общей практики и еще 2 года — по специализации.
Сейчас я работаю в частной клинике в городе Братске. Уверена, что мои 100 баллов и позволили мне прийти к тому, что я сейчас имею.
«Листала атласы брата и полюбила географию»
Белла Миронова, 100 баллов по географии, выпуск 2014 года:
Белла Миронова
— Мой старший брат учился на географическом факультете МГУ. Я видела, как это здорово и интересно, как ему нравится учиться, какие у него классные экспедиции. Я листала его атласы, смотрела, что он учит, мне это все было близко и очень нравилось. Я решила: почему бы не попробовать? С одной стороны, географию редко выбирают как предмет для сдачи ЕГЭ. С другой — подготовка к экзамену по географии — это больше отдых и развлечение, чем учеба.
Я до сих пор помню, как в детстве мы играли в настольную игру «Я живу в России». Вместо поля была большая карта, и я с тех пор ориентируюсь, как выглядит наша страна, какие у нас есть города, кто где живет, как география влияет на то, чем занимаются люди.
Уже в девятом классе я подумала, что хорошо было бы поступать на географический. Но что дальше, куда потом идти с географией и что делать после географического факультета? Пока ты учишься в школе, ты не очень представляешь, чем занимаются люди на географическом факультете, это тайный загадочный мир. Это одна из причин, почему школьники географию не так часто выбирают.
В 9-м классе я сдала ОГЭ, который тогда назывался ГИА, по географии. Сомневалась насчет ЕГЭ, но все же выбрала любимый предмет. Ходила в Школу юного географа при МГУ. К самому ЕГЭ готовилась самостоятельно, просто по сборникам. Сидела и решала задания с развернутыми ответами, пыталась понять логику, как нужно отвечать. Ходила на подготовительные курсы в МГУ, но это были курсы подготовки к внутреннему вступительному экзамену, а он значительно сложнее, чем ЕГЭ. На этих курсах мы совсем не вспоминали про ЕГЭ, но получали очень много знаний по географии, это тоже помогло.
Сам экзамен я сдавала на удивление спокойно. Я, если честно, не всегда в себе уверена, но почему-то на ЕГЭ по географии уверенности было много, и я себе ставила планку 90 баллов минимум.
Все пробные я писала не на 100 баллов, обычно на 93–97, одна-две ошибки у меня были. Я смотрела на эти ошибки и запоминала, что так нельзя делать.
О результатах экзамена мне сказал папа, они тогда появились почему-то на Госуслугах в его личном кабинете. Я сначала не поверила, долго всматривалась в бланк, пыталась найти какие-то минусы или отклонения от максимального количества баллов, но не нашла. После была эйфория, радость от того, что я превзошла свои ожидания.
Документы подавала в несколько мест, но основным был МГУ. По остальным ЕГЭ тоже были хорошие результаты, по русскому одна маленькая незначительная ошибка привела к тому, что у меня было 97 баллов, а не 100.
Я понимала, что в МГУ я, скорее всего, пройду. И прошла. И в своем выборе ни разу не разочаровалась. Это тот путь, который привел меня туда, где я есть сейчас.
Сейчас я занимаюсь городской пространственной аналитикой. Мои задачи разнообразны: например, нужно придумать абсолютно новую концепцию развития маленького города. Или проанализировать демографию 900 городов мира. Я очень много работаю с картами, специализируюсь на геоинформационных системах, как географ хорошо представляю пространство, этот навык дало образование в МГУ.
Мой совет 11-классникам: выбирать те предметы, к которым лежит душа. Географией мне нравилось заниматься, поэтому я готова была вкладываться в нее, часами сидеть, это меня не выматывало очень сильно. В целом я сторонник того, что очень много можно сделать самому: сейчас много видеоуроков, книг, брошюр.
«Учился решать основные задачи быстро, чтобы оставить время для сложных»
Сергей Угрюмов, математика и физика 100 баллов, выпуск 2011 года:
Сергей Угрюмов
— Я учился в школе с физико-математическим уклоном в Комсомольске-на-Амуре. Участвовал в различных олимпиадах и по математике, и по физике, и по информатике. И понимал, что высшее образование получу в области либо физики, либо физики и информатики.
У меня не было явного желания стать ученым или программистом, мне хотелось попробовать себя в разном. И для поступления я выбрал Московский физико-технический институт (МФТИ).
С репетиторами занимался русским языком и физикой, в ее изучении упор был на подготовку к олимпиадам и университетским задачам. Я много занимался и по различным институтским учебникам, например, по замечательному задачнику МГТУ имени Баумана. По математике я просто много решал задач. Мне хотелось научиться решать основные задачи быстро, чтобы оставить время на те, над которыми нужно подумать.
Я поставил себе цель получить как можно больше баллов. Не хотелось терять их из-за досадных промашек или неправильного толкования задачи.
Старшеклассникам иногда трудно совмещать и работу над домашними заданиями, и самоподготовку.
Я сосредоточился на экзаменах. Умею себя мотивировать, заставить, составить расписание и следовать ему.
Мне предстояло сдать русский, математику и физику, но я еще решил сдать информатику. Понимал, что вряд ли она мне пригодится для поступления. Но ее поставили первой в расписании и мне хотелось посмотреть, как это — сдавать ЕГЭ в реальной жизни. Я немного нервничал, но сумел собраться. Когда перед тобой бланк ЕГЭ и ты начинаешь писать, головой уходишь в задания и на волнение времени нет.
Математика была сложнее физики, потому что там была задачка по геометрии, которую я решил не сразу. Нужно понимать: да, какая-то задача может не даваться. Тогда лучше переключиться на другие. В итоге так и получилось: я сделал пятую задачу, потом шестую, переписал все на чистовик, и только после этого вернулся к четвертой задаче, благо, у меня время еще оставалось. И когда я вернулся к этой задаче с новыми силами и свежей головой, мне удалось ее решить. В целом все задания я переписал буквально за 5–10 минут до конца экзамена.
По физике все было гораздо проще, я даже не ожидал.
Еще я хочу подчеркнуть, что никогда не уходил с экзамена раньше, хотя мог. Всегда оставался и буквально до самого конца все проверял снова и снова, каждый пункт.
Когда получил 100 баллов, радовались и мои преподаватели в школе, и родители. И я сам был рад. Хотя подчеркну: это не стало для меня какой-то неожиданностью, моей целью были баллы выше 90.
Поступил, как и планировал, в МФТИ. Конечно, пока жил на Дальнем Востоке, я немного идеализировал столичный вуз. Реальность оказалась не такой гладкой — было и что покритиковать, и что похвалить. Но если бы я сейчас учился в 11-м классе, все равно выбрал бы этот вуз.
Учиться оказалось сложно, но я был к этому готов. У нас было много ребят, кто так же сдал ЕГЭ на 90–100 баллов, со мной учились олимпиадники. Мне это нравилось, я за то, чтобы было сложно.
Я заинтересовался программированием. Устроился в международную компанию в Москве. Работал там на последних двух курсах университета и остался после окончания вуза.
100 баллов помогли мне, мальчику из провинции, поступить в московский топовый технический вуз. И это был приятный завершающий аккорд моего школьного обучения. То лето подтвердило, что я могу добиваться результата, я поверил в свои силы.
«У тебя же 100 баллов, почему ты не поехала в Питер?»
Валерия Исакова, 100 баллов по литературе, выпуск 2012 года:
Валерия Исакова
— Я окончила школу в Чите в 2012 году. Еще в 10-м классе я решила поступать на факультет журналистики, выбирала между Санкт-Петербургским и Иркутским университетами. Два года готовилась к экзамену по литературе.
В школе перечитала практически всю программу — и «Войну и мир», и «Преступление и наказание», и «Тихий Дон». У нас был очень хороший учитель, который привил любовь и к русскому языку, и к книгам. Мне нравилось на уроках рассуждать о произведениях, я постоянно участвовала в олимпиадах.
Моя тетя — учитель русского языка и литературы. Когда я решила сдавать литературу, пришла к ней и попросила помощи. Она провела со мной одно занятие и сказала, что меня учить неинтересно, потому что я все знаю, и что если у меня будут какие-то вопросы по конкретным произведениям, то я могу к ней обращаться. Так и случилось: если где-то возникали сложности, когда я решала тесты, я ей звонила и мы общались. В основном готовилась сама, брала готовые справочники и по ним материал изучала. И читала, конечно, много, потому что все-таки основная подготовка к экзамену по литературе — это чтение.
Насколько я знаю, сейчас экзамен по литературе сильно поменялся. Когда я сдавала ЕГЭ, он состоял из трех частей, и третья часть была сочинением. Из предложенных тем я выбрала любовную лирику Маяковского, и даже начала писать. И потом подумала: а вдруг попадется противный проверяющий, который не согласится с моей позицией о лирике Маяковского? И решила взять более проверенную, твердую и ясную тему — «Фамусовское общество в пьесе “Горе от ума”».
Литературу я сдала на 100 баллов. А к экзамену по математике готовилась с репетитором, получила 56 баллов, и это стоило мне больших трудов.
Мне кажется, если нравится самому разбираться, учиться, тогда вполне реально подготовиться к ЕГЭ самостоятельно. Но в таких сложных дисциплинах, как математика, химия, геометрия, может понадобиться помощь репетитора.
Свои результаты по литературе я увидела поздно вечером и была приятно удивлена. Я сильно переживала, конечно, потому что для поступления нужны были высшие баллы.
Поступила я на факультет журналистики ИГУ. В тот год было всего 10 бюджетных мест, пять отдали льготникам, а четыре заняли абитуриентки со 100 баллами по литературе, в том числе и я. В Санкт-Петербург ехать не рискнула, но в своем выборе не разочаровалась ни разу. У нас очень хороший факультет, замечательные преподаватели, с мужем я познакомилась во время учебы, после работу хорошую нашла.
Не было ни одного дня, чтобы я пожалела об этом решении, хотя многие мне говорили: «У тебя же 100 баллов, почему ты не поехала в Питер?»
Учиться мне было легко, я окончила университет с красным дипломом, потом — магистратуру с отличием. Для меня годы студенчества были чудесными и радостными, я всегда с теплом о них вспоминаю. Сейчас я работаю в маркетинге, приходится много текстов писать. И у меня получается.
Фото: pexels.com
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Стобалльникам по ЕГЭ в регионах выплатят по 100 тысяч рублей
Поделиться
В российских регионах школьники, сдавшие ЕГЭ на 100 баллов, получат по 100 тысяч рублей. Об этом в 2022 году уже заявили власти Якутии в честь 100-летия региона — максимальный балл достаточно набрать лишь по одному из предметов. Не забыли и про учеников в Тюменской области. В нем уже набралось 39 стобалльников.
В Башкирии и вовсе планируют им выплатить по 150 тысяч рублей, правда, только тем, кто поступит на очную форму обучения в вуз, который является участником Евразийского научно-образовательного центра.
В Подмосковье же еще в августе 2021 года вице-губернатор Московской области Ирина Каклюгина, на тот момент занимавшая должность заместителя председателя правительства Московской области, рассказала, что школьники, которые получат 100 баллов по ЕГЭ по двум и более предметам, получат по 100 тысяч рублей. Дополнительно выплаты по 150 тысяч рублей положены и учителям, подготовившим двух и более стобалльников.
Парадоксы поступления
Проучиться в школе 11 лет и получить высокие результаты по ЕГЭ — главная цель каждого школьника, нацеленного на поступление в вуз.
Введенный единый государственный экзамен привнес много нюансов в процесс обучения и подготовки к главному экзамену. При сравнении с результатами ЕГЭ за последние несколько лет прослеживается тенденция к общему увеличению количества набранных на экзамене баллов. Это может говорить, как о повышении уровня знаний школьников, так и на специальные «методики» обучения, направленные на сдачу ЕГЭ на максимальные баллы. Не всегда такие методики благотворно влияют на знания школьников. Однако, полученные высокие результаты практически гарантируют дальнейшее поступление на бюджетное отделение в престижный вуз.
Если подумать, смогли бы ученые с мировым именем и внесшие большой вклад в мировую науку, сдать современные выпускные экзамены в форме ЕГЭ с высокими результатами? Как ни странно ответ на этот вопрос может быть, скорее всего, НЕТ!
Дело в том, что основа научного мышления заложена не в знании формул, а в способности правильно интерпретировать данные, искать пути решения проблемы. У ученых должна быть способность к научно-логическому мышлению, а не только хорошая память.
Золотая середина или в поиске лучшего
Как выявить потенциально одаренных детей, способных полученные знания развивать и приумножать далее? Вариант решения данной проблемы — школьные олимпиады.
Школьная или предметная олимпиада — это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.
Эти олимпиады проводятся с целью выявления наиболее талантливых учащихся в различных областях науки, предоставления возможностей всем желающим учащимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования, привлечения учащихся к научно-исследовательской работе.
Если раньше участие в них воспринималось, как излишняя трата времени, то теперь времена радикально изменились. Победителей олимпиад стали особенно выделять из общей массы абитуриентов и при поступлении в вуз им присваиваются особенные льготные права на поступление.
Какие доводы приводятся в обоснование таких льгот олимпиадникам?
Как рассказала директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина, этот спор между олимпиадниками и высокобалльниками ЕГЭ тянется несколько лет. «Считается, что ЕГЭ все-таки отражает, насколько выпускник освоил обязательную программу, и даже часть „С“ заточена на задачи в рамках программы, в то время как олимпиады дают возможность оценить, умеет ли он решать нестандартные задачи, критически мыслить. Поэтому приравнивание победы на олимпиаде к 100 баллам ЕГЭ и право внеконкурсного поступления — это точка общественного согласия», — отметила Абанкина.
По ее словам, перечень олимпиад все время уточняется, согласовывается. Это действительно те олимпиады, которым органы власти выражают доверие.
«Другое дело, когда согласовывают список олимпиад и льгот, которые они дают, не учитывается, что по отдельным наиболее востребованным и современным направлениям подготовки число выделяемых бюджетных мест очень невелико — буквально 25 или меньше. Если мы учтем, что право внеконкурсного зачисления есть не только у победителей и призеров олимпиад, но и у других категорий абитуриентов (например у «целевиков»), то вдруг оказывается, что вот по этим самым приоритетным инновационным направлениям даже для стобалльников ЕГЭ мест не остается.
Получается, мы их вытесняем из самых современных профессий, отдавая предпочтение олимпиадникам, что, наверное, не очень справедливо.
Мне кажется, что задача министерства при формировании контрольных цифр приема — проанализировать эту ситуацию и расширить число бюджетных мест на таких направлениях, чтобы хотя бы половина из них или какая-то часть была предоставлена выпускникам, поступающим по ЕГЭ», — считает Ирина Абанкина.
«Мы не первый раз с этим сталкиваемся. В целом по вузу ситуация может быть ровная, но когда мы начинаем смотреть по отдельным специальностям, оказывается, что там либо вообще не осталось мест на конкурс, потому что все они заняты победителями олимпиад, либо остается одно-два места. Получается, что люди сдают на высокие баллы ЕГЭ, демонстрируют очень хорошие результаты, но для них конкурс настолько высокий, что попасть на выбранное направление просто невозможно», — заметила она.
При этом стоит учитывать, что на ЕГЭ дается одна попытка, а попробовать свои силы на олимпиаде можно как минимум дважды, и обеспечить себе внеконкурсное поступление еще в 10 классе, став победителем олимпиады. По существующей практике на бюджетные места нередко претендуют олимпиадники и текущего, и прошлого года. При этом победа в 10 классе совсем не гарантирует, что ученик хорошо освоит обязательную программу в 11 классе.
«Чиновники неоднократно подчеркивали, что хотят установить планку по количеству баллов на профильном ЕГЭ для тех, кто поступает по результатам олимпиад. Но она намного ниже, чем для ребят, которые поступают без олимпиад. Так, олимпиадникам достаточно сдать профильный ЕГЭ на 60-70 баллов, а тем, кто поступает по конкурсу, нужно набрать подчас 98-100 баллов, и все равно — риск не пройти велик», — отметила Абанкина.
Да, сейчас победители и призеры олимпиад могут подать документы только в один вуз, и им нужно сразу определиться — в какой. «Но даже в этих условиях мы видим, что олимпиадников становится даже больше, чем бюджетных мест на тех востребованных направлениях, на которые они поступают. Сейчас вузы вынуждены сами решать проблему, и добавлять дополнительные бюджетные места, обучая высокобалльников за свой счет. Но это добрая воля вуза, а не обязанность, и вообще-то решать проблему — задача профильного ведомства», — заключила она.
На данный момент приоритет при поступлении отдан победителям олимпиад и получение даже максимального балла по ЕГЭ не гарантирует абитуриенту поступления в заветный вуз.
Так, в этом году в РАНХиГС по целому ряду направлений бюджетные места были полностью отданы победителям и призерам олимпиад.
В этом списке:
- «Международные отношения»,
- «Менеджмент»,
- «Экономика»,
- «Реклама и связи с общественностью»,
- «Правовое обеспечение национальной безопасности».
Похожая ситуация сложилась и в ВШЭ.
На таких направлениях, как:
- «Клеточная и молекулярная биотехнология»,
- «Городское планирование»,
- «Язык и литература Японии»
— количество заявлений от олимпиадников превысило число бюджетных мест.
По семи программам, в числе которых топовые сегодня «Бизнес-информатика», «Международные отношения», «Прикладная математика и информатика», вузу пришлось за счет собственных средств открывать дополнительные бюджетные места, чтобы высокобалльники ЕГЭ тоже получили возможность учиться.
В заключение
Учитывая повсеместный дефицит бюджетных мест, сложилась ситуация, когда даже получение максимального результата по ЕГЭ в 400 баллов, не гарантирует поступления в вуз! А если еще вспомнить о «целевиках» на теже бюджетные места, то картина получается и вовсе не очень радостная.
Все это надо учитывать при выборе вуза и факультета. Поэтому, если у школьника еще есть возможность попробовать свои силы в олимпиадах — не пренебрегайте этим!
Дополнительно по теме:
Итоги сдачи ЕГЭ 2019 года. Баллы. Выводы
Какие льготы есть при поступлении в вуз и для кого?
Парадоксы приемной кампании или как НЕ поступить на бюджет.
Процент поступивших в медицинские вузы в 2019 году по целевому направлению достиг 70%
Вузы МВД » Новости » Сколько будет премия учителям и ученикам за сто баллов по ЕГЭ — официальная информация
По официальной информации планируется выплатить порядка 54 миллионов рублей учителям Подмосковья, которые смогли подготовить детей к ЕГЭ с результатом в 100 баллов. Выпускники подмосковных школ смогут получить около 5,2 миллионов рублей, если им удалось набрать на ЕГЭ сто баллов за две или более дисциплины. Данная информация была озвучена пресс-службой регионального Минобразования. По результатам ЕГЭ 52 ученика смогли набрать 100 баллов по двум дисциплинам и более, а только в самом Подмосковье подготовкой таких учащихся занималось более 540 учителей.
Содержание
- 1 Размер выплат властей Подмосковья стобалльникам
- 2 Доплаты российским учителям за ЕГЭ 2020 года
- 3 Результаты ЕГЭ 2020 года во время пандемии коронавируса
- 4 Поступление абитуриентов в вузы на бюджет в этом году
Размер выплат властей Подмосковья стобалльникам
По словам министра образования Московской области Ирины Каклюгиной результаты ЕГЭ 2020 года говорят о том, что выпускникам школ удалось продемонстрировать высокий уровень знаний, в чем лежит огромная заслуга самих педагогов. Министр отметила, что поощрять учеников с лучшими результатами экзамена уже давно стало традицией.
Ранее Ирина Каклюгина сообщила о том, что учителя учебных заведений Московской области смогут получить премию в размере 100 тысяч рублей, если их ученики получили сто баллов по результатам экзамена.
Доплаты российским учителям за ЕГЭ 2020 года
Согласно закону «Об образовании», учителя, которые были задействованы в проведении государственных экзаменов, должны получить соответствующую доплату. Также дополнительные выплаты получат технические эксперты, члены комиссий, организаторы. Выплаты компенсаций учителям проходят в пределах бюджетных выделенных средств, доплату за ЕГЭ текущего года учителя смогут получить до конца осени.
Размер компенсационных выплат зависит от фактически затраченного времени по подготовке и проведению экзамена, а также от стоимости часа работы. Данная компенсация может различаться в зависимости от региона. Сумма выплат зависит от районных коэффициентов, количества работ, которые были проверены преподавателем. Для примера, организатору на экзамене в аудитории средней школы Астраханской области платят около 750 рублей в день, а в Москве компенсация составляет 300 рублей в час.
Результаты ЕГЭ 2020 года во время пандемии коронавируса
По сообщениям главы Минпросвещения Российской Федерации Сергея Кравцова в текущем учебном году результаты ЕГЭ не ухудшились, несмотря на введенные ограничения, связанные с пандемией COVID-19. К счастью, не оправдались ожидания, касающиеся пробелов в знаниях учащихся, находящихся на дистанционном обучении. Более того, результаты ЕГЭ 2020 года в среднем даже выше результатов ЕГЭ прошлого года, о чем заявил Сергей Кравцов.
Министр также отметил, что проведение экзаменов в этом году было продуманным, сами задания весьма объективно оценивали знания учащихся, да и не было никаких утечек вопросов. В 2020 году средний балл за экзамен по русскому языку чуть больше 71 процента, по результатам проведения ЕГЭ с 2016 по 2019 год этот балл составляет чуть больше 69%. Касаемо математики, средний балл в 2020 году порядка 53,9%, что на четыре процента больше, чем средний балл по профильной математике за предыдущие четыре года. Отмечается также рост средних баллов и по таким предметам как:
- Физика.
- Информатика.
- Обществознание.
- Литература.
- География.
Проанализировав все данные о проведенном ЕГЭ 2020 года, министр просвещения РФ сделал вывод о том, что экзамены прошли без каких-либо сбоев и срывов.
Поступление абитуриентов в вузы на бюджет в этом году
Несмотря на усложнившуюся ситуацию вокруг школьного образования в 2020 году, вызванную вынужденным и весьма внезапным переходом на дистанционное обучение российских школьников, выпускники смогли показать достойные результаты по государственным экзаменам, что стало большим шагом к повышению числа поступающих абитуриентов в университеты.
Этим летом приемные комиссии в российских вузах работали в дистанционном режиме и подача всех документов для поступления происходила онлайн. К примеру, в пресс-службе НИУ ВШЭ заявили, что несмотря на дистанционную приемную кампанию в текущем году возросло число выпускников школ, которые подали заявления на обучение в бакалавриате университета. Также возросло число заявлений на обучение от дипломантов Всероссийской олимпиады среди учеников школ.
Также по заявлению проректора РАНХиГСа Максима Назарова увеличилось число школьников, подавших заявления и в их университет. По словам Назарова этим летом подача документов почти полностью производилась по интернету, даже когда частично ограничения были сняты.
Автор статьи
Шеф-редактор отдела новостей. Всегда в курсе всех событий в сфере среднего и высшего образования.
Среди получателей — стобалльники Якутии
Сто тысяч за сто баллов по ЕГЭ – инициатива, о которой не всем известно. Немалая «мотивирующая выплата», которая положена только тем, кто сдает экзамены лучше всех. Между тем, в прошлом году такие выплаты получили более сорока лучших выпускников в Дагестане, и 44 «мультистобалльника» в Московской области. Это те, кто заработал по 100 баллов за ЕГЭ по двум и более предметам. В этом году единственным регионом, где можно получить деньги за талант к учебе, названа Якутия.
Олимпиадники тоже не забыты – 100 тысяч выплачивают за призовое место в ВсОШ. Кроме того, по 150 тысяч получили учителя, воспитавшие «мультистобалльников». В Подмосковье в прошлом году таких учителей было 96.
В Якутии цифра в этом году цифра «100» в кубе – сто тысяч за 100 баллов местные дети получают в год столетия автономной области Саха-Якутия. В прошлом году в Якутии было 30 выпускников, сдавших ЕГЭ на «круглые сто». Учитывая, что эта цифра год от года мало меняется, на выплаты лучшим ученикам из регионального бюджета будет потрачено около 3 млн. рублей.
Инициатива «100 за 100» появилась в 2017 году в Московской области. Через год ее подхватили в Башкирии. Причем, сначала деньги давали всем педагогам, воспитавшим стобалльников. Потом перестали, и перешли на «мульти». Говорят, что и детей со ста баллами, и их наставников в МО оказалось слишком уж много. Затем в традицию вмешался и карантин по пандемии, из-за которого ЕГЭ то переносили, то вообще отменяли.
Однако, и сегодня нашлись и те, кто новшеством недоволен.
— Прекрасно, но разве 97 баллов за ЕГЭ это плохой результат? – вопрошает Валерия, учитель информатики из Санкт-Петербурга. – Учительская среда и так избыточно конкурентная, а тут еще коллег сталкивают лбами. Вот у меня зарплата 37 тысяч рублей. А у коллеги, допустим, в классе талантливый ученик. И она получает за него 150 тысяч… Лучше бы давали гранты всему учительскому коллективу.
Но в Якутии многие хорошие ученики и учителя будут рады такому новшеству. Талантливые дети смогут приберечь денежки на магистратуру, например, которая почти везде уже платная. Год обучения на второй ступени высшего образования в лучшем местном вузе (с учетом северных льгот) как раз тянет на 50 тысяч «с копейками».
Сегодня, 2 июля, стало известно, что глава Башкирии подписал указ, согласно которому выпускники школ, набравшие на ЕГЭ максимальные 100 баллов, смогут получить 150 тысяч рублей (только один раз), если выберут для продолжения обучения один из вузов республики, который входит в состав Евразийского научно-образовательного центра (в нем состоят почти все университеты республики – БГУ, педагогический, медицинский, авиационный, аграрный и нефтяной).
На сегодня в республике 84 ученика набрали 100 баллов на ЕГЭ, четверо из них сделали это сразу по двум предметам. Мы спросили у двоих дважды стобалльников, как им это удалось и что они думают о попытке властей Башкирии удержать успешных детей с помощью денежного поощрения.
«Для большинства это ничего не решит»
Лилия Прозорова из уфимского лицея № 106 «Содружество» написала на 100 баллов математику и физику.
– Очевидно, для таких результатов нужен сильный мотиватор. Какие цели ты ставила перед собой при подготовке, куда планировала поступить?
– Я планирую поступать в МФТИ. Так как там очень высокий проходной балл на ту специальность, которую я выбрала, я активно участвовала в перечневых олимпиадах по математике и физике в 10–11 классе. В итоге, даже если бы я не написала сами экзамены на 100 баллов, они бы все равно засчитались как стобалльные, благодаря победам на олимпиадах. Мне было достаточно набрать 75 баллов, чтобы льгота засчиталась.
Так как моё поступление не сильно зависело от результата экзамена, я не волновалась, смогла сосредоточиться и выдать лучший результат. Это заслуга и прекрасных учителей моей школы, и олимпиадного опыта.
Но если по физике и математике у меня не было цели написать на 100 баллов, то по информатике и русскому языку были, потому что в одном из мест, куда я хочу поступить, принимают по результатам этих предметов. По русскому набрала 96 баллов, а по информатике еще не пришли результаты.
– Выходит, экзамены ты сдала благодаря знаниям, полученным при подготовке к олимпиадам. Тогда как ты готовилась к ним?
– На уроках нам давали знания за пределами школьной программы. По математике, например, нам давали такие задания, что можно одну домашнюю работу делать часа 3–4. Не сказать, что я ежедневно очень много работала. Когда было настроение – решала. На самом деле я довольно ленивая (смеется).
Как-то так получается, что когда ты просто участвуешь в олимпиадах, ты уже учишься. Улучшается навык решения задач, появляются новые знания. Смотрю иногда видео на ютубе с разборами разных задач, но это, скорее, не для обучения, а как досуг. Мне в кайф посмотреть какое-нибудь видео с математической задачей, с друзьями друг другу скидываем интересные. Думаю, чтобы преуспеть в каком-то предмете, нужно прямо его полюбить. Чтобы тебе было интересно всё об этом предмете – смотреть научно-популярные видео и так далее.
– Сегодня глава региона подписал указ о премии для стобальников в размере 150 тысяч рублей, если они останутся учиться в башкирских вузах. Что ты думаешь об этом?
– Я не думаю, что это может поменять решение выпускника, который уже решил, куда он будет поступать. 150 тысяч – не такая большая сумма, чтобы из-за нее менять планы на будущее. Если кто-то изначально сильно колебался – уезжать или оставаться, для них, может быть, это станет маленьким пунктиком за то, чтобы остаться. Но не более. А для большинства это ничего не решит. По крайней мере, все мои друзья, которые набрали 100 баллов и изначально планировали уезжать, когда узнали об этой премии, даже чуть-чуть не засомневались в своем выборе. Если бы миллион давали, можно бы было подумать, а 150 тысяч – это не настолько значительная сумма.
Что касается тех, кто и так собирался остаться в Уфе – это имеет смысл. Они будут чувствовать, что у них есть поддержка со стороны республики, что они не ошиблись, сделав свой выбор.
– Сейчас чаще стали говорить о стрессе, который испытывают ученики перед сдачей ЕГЭ. Особенно это касается ребят, кто нацелен на топовые российские вузы. На подготовку уходит много сил и времени. Что можешь сказать об этом как человек, который через это прошел? Как все это сдать и не сойти с ума?
– Я думаю, просто нужно понимать, чего ты хочешь от своей жизни. Классно, когда у тебя есть большая цель. И грустно, когда эта цель уже не вдохновляет тебя на развитие, не делает тебя счастливым. Ты перестаешь понимать, хочешь действительно этого или нет. И тогда цель начинает тебя разрушать.
Учёба, будущая карьера – это лишь одна из сфер твоей жизни. Нужно помнить, что ты – человек, у тебя есть другие желания. Часто бывает так, что ребята, которые много учатся, пишут олимпиады, готовятся к ЕГЭ, даже просто пойти погулять с друзьями себе не позволяют. У них появляется чувство вины, что они теряют время. Нужно понимать, что время с друзьями и качественный отдых не менее важны, чем учеба. Важно находить баланс, иначе это, конечно, приведет к стрессу.
Надо прислушиваться к себе, своим эмоциям. Не игнорировать, если ты чувствуешь, что устал. Ещё мне кажется, что у человека должны быть полезные привычки, к примеру регулярные походы в зал. Это поможет не уйти от реальности.
«Вкладываться в репетиторов невыгодно»
Илья Толстобров из уфимской школы № 128 тоже показал максимальные результаты по математике и физике.
– Расскажи, как ты готовился к ЕГЭ? Занимался ли с репетиторами или обошелся онлайн-курсами?
– Я считаю, что репетитор – неоправданное вложение средств. За меньшую сумму можно подготовиться намного продуктивнее. Но при этом важны собственная выдержка и желание. Нельзя забрасывать домашнее задание, потому что «не хочу, мне лень».
Что касается онлайн-курсов, конечно, не каждый способен помочь достичь нужного результата. Я занимался на «Эбоните» весь год и без особых проблем написал физику, потому что каждый раздел и практически каждая задача уже были подробно разобраны. По математике же у меня имелась база, поэтому я не стал покупать годовой курс и подумал, что смогу самостоятельно подготовиться. Но параллельно смотрел записи «Легиона» 2020 года, которые любезный Эрик aka стобалльный репетитор бесплатно раздавал в связи с карантином весной 2020 года. С помощью этих записей я повторил материал, который проходил в 10 классе, а также прошел ещё несколько задач. Не могу не отметить, что с геометрией у меня всегда были проблемы (как и у большинства школьников), в связи с чем я купил отдельный курс у того же стобалльного по планиметрии.
– Во сколько обходится полный курс подготовки на «Эбоните», например?
– Если брать осенью, то с куратором выходило 2900 рублей в месяц, то есть за 9 месяцев заплатил около 27000. Чем раньше, тем дешевле. Жаль, я понял это только в начале 11 класса.
– Помимо курсов что-нибудь использовал? Классическое «загуглить», литература специальная, дополнительные занятия в школе?
– Использовал уроки в свою пользу, часто к доске выходил решать задачи. В школу дополнительно не ходил, книжки ни одной не прочитал ни по физике, ни по математике. Загуглить – конечно. В интернете много полезной информации от теории до разбора отдельных задач
– Что посоветуешь родителям выпускников в плане поддержки детей. Спрашиваю на фоне недавнего инцидента: выпускник покончил с собой предположительно из-за низких баллов на ЕГЭ.
– Поддержка родителей – один из факторов подготовки к ЕГЭ. Могу посоветовать не делать из экзамена что-то святое. Сначала школьнику нужно определиться с тем, что он хочет от жизни: в какой вуз поступить, на какую специальность. Нельзя навязывать мнение, но помочь, естественно, нужно. Далее нужно выяснить, какие предметы надо сдавать для поступления. Только когда понимаешь, чего ты хочешь (и в эти планы точно не входит армия), приходит желание учиться и достигать целей. Насильно заставлять учиться – плохая идея. У него ведь и своя голова на плечах есть. Что касается поддержки, само собой, если у ребенка что-то не выходит, надо помочь ему морально и физически, но не баловать.
Если в конечном счете баллы окажутся низкими, то винить во всем ребенка нельзя. Ведь можно пересдать.
– Стобалльникам, которые останутся учиться в Башкирии, планируют выдать премию в 150 тысяч рублей. Как тебе такая мотивация остаться на родине?
– Мне кажется, это поощрение актуально для тех, кто ничего не планировал и не думал набирать 100 баллов. Я же заранее хотел поступить учиться конкретно в Москву, поэтому эти 150 тысяч, хоть и смотрятся хорошо, особенно для малообеспеченных семей, но считаю неразумным ради них оставаться в республике, где образование хорошее, но не лучшее.
Фото: пресс-служба правительства Якутии
Глава Якутии Айсен Николаев учредил единовременную выплату в 100 тысяч рублей тем выпускникам, которые получат 100 баллов на Едином государственном экзамене (ЕГЭ). Об этом сообщается на официальном сайте правительства республики.
Выплату премии российским выпускникам приурочили к году 100-летнего юбилея Республики Саха.
Глава Якутии подчеркнул, что успешная сдача ЕГЭ достигается ценой большого труда и целеустремленности школьников. По его мнению, 100 тысяч рублей станут заслуженным стимулом за старания якутских выпускников.
В 2021 году по итогам ЕГЭ 30 учащихся из Якутии набрали по 100 баллов: 13 человек по литературе, 8 по русскому языку, 4 — по информатике, 2 — по химии, а также по одному человеку по физике, истории и биологии.
Ранее российский преподаватель Кристина Федонина рекомендовала школьникам отдохнуть перед ЕГЭ. Кроме того, по мнению специалиста, выпускникам следует разработать стратегию решения задач, а на экзамене нужно внимательно изучить список вопросов и рассчитать свои силы.