Не сдал итоговое сочинение: что делать
08.12.2022
15339
Темы декабрьского сочинения были непростые… Уверены, что справились? Мы — да. Но на всякий случай все же рассказываем, что будет, если не сдал итоговое сочинение, и что делать в такой ситуации.
Когда будут известны результаты сочинения
Согласно сайту Регионального центра обработки информации города Москвы, сочинения, написанные выпускниками в основной срок — 7 декабря, будут проверяться с 7-го по 14-е число. До 21 декабря учащихся ознакомят с их результатами, можно будет посмотреть опубликованные бланки работ. Примерно на эти же сроки могут ориентироваться и школьники из регионов.
Даты проверки и публикации результатов сочинений, написанных в даты пересдач, можно также изучить на сайте РЦОИ.
Почему я не сдал итоговое сочинение: 5 причин
Процент не сдающих итоговое сочинение очень низкий. В 2020/21 учебном году 98% одиннадцатиклассников получили зачет — и только 2% пошли на пересдачу. Поэтому даже статистически ваши шансы не сдать итоговое сочинение очень низки.
Если это все же произошло, то вот 5 возможных причин:
- Вы не смогли подобрать литературный аргумент или допустили ошибку в нем ошибку.
- Не поняли тему и не ответили на вопрос.
- Набрали меньше минимального количества слов — 250.
- Списали работу из интернета.
- Вам стало плохо на экзамене, вы болели или были на карантине, то есть ушли с сочинения или не пришли на него.
Если вы не сдали итоговое сочинение, о конкретных причинах вам расскажут в школе. То же самое будет указано и на сайте, где вы посмотрите результаты: mos.ru, если вы москвич, или официальный информационный портал ЕГЭ. Преподаватель русского языка также объяснит, по каким критериям поставлен зачет, а по каким — незачет. Лучше всегда просить учителя разобрать работу как можно подробнее, чтобы лучше понять свои ошибки.
Если вы не сдали итоговое сочинение, причина может быть в подготовке: возможно, вы не изучили критерии оценивания или правила написания работы, не прочли достаточно книг, не сумели правильно сформулировать аргумент из-за недостатка практики.
Поэтому к пересдаче итогового сочинения стоит подойти серьезнее. Вам нужно научиться вдумчиво и ясно излагать свои мысли, анализировать тему сочинения, подбирать правильные аргументы и писать быстро и без ошибок. Всему этому можно научиться на нашем курсе по подготовке к итоговому сочинению.
Что будет, если получить незачет
Вы просто пойдете на пересдачу в 2023 году. Даты пересдач уже известны:
- 1 февраля 2023 года;
- 3 мая 2023 года.
В эти же даты вы напишете итоговое сочинение, если пропустили основную дату по уважительной причине — например, болели.
Статистики школьников, которые получили незачет в дополнительные даты, просто не существует. Поэтому вы точно все сдадите. Но теоретически, если вы все же не напишете итоговое сочинение в период пересдач, вас не допустят к ЕГЭ. То есть вы не окончите школу: вам придется остаться на второй год и заново писать сочинение для допуска к государственной итоговой аттестации.
Как подготовиться к пересдаче
1. Не расстраивайтесь и не паникуйте
Помните: если ученик не сдал итоговое сочинение, ни у кого нет задачи его завалить или не допустить — это будет проблемой не только для выпускника, но и для школы. Поэтому настраивайтесь на победу и начинайте готовиться по моему плану!
2. Прочтите универсальные произведения
Так у вас будут готовы аргументы, которые подойдут ко многим разделам и подразделам. Если нет возможности прочитать произведение в оригинале, предлагаю комбинацию «экранизация + краткое содержание».
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»
Темы
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека (путь Тараса и сыновей в Сечь).
- Преступление и наказание — вечная тема (предательство Андрия, убийство Андрия).
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (Тарас, Остап как пример истинного патриота).
Л. Н. Толстой. «Война и мир»
Темы
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека (жизненный путь Болконского, Безухова, дорога в Отрадное).
- Преступление и наказание — вечная тема (война – преступление, Наполеон, предательство Наташи).
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (защитники родины, патриотизм, Кутузов).
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»
Темы
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека (жизненный путь Раскольникова).
- Преступление и наказание — вечная тема.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
М. Булгаков. «Собачье сердце»
Темы
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека (жизненный путь героев).
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? (эксперимент профессора).
- Преступление и наказание — вечная тема (преступления Шарикова).
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (пример достойного/недостойного гражданина).
3. Изучите темы, которые были в декабре
Советую вам изучить темы, которые вызвали у многих сложности. Подумайте над структурой и аргументами, и вы будете готовы к любой неожиданности. Все темы по часовым поясам можно узнать в этом материале.
- Как вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
- Какие события в истории нашей страны вызывают у вас гордость?
- В чем могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
- Может ли природа помочь человеку понять себя?
- Какие средства не могут быть оправданы никакой целью?
- Как бороться со злом?
- От чего предостерегают человечество антиутопии?
- Почему нельзя «убивать время»?
- Можно ли прожить без мечты?
- Что делает человека подлинно счастливым?
- Понимать человека или управлять им?
А готовые аргументы с опорой на литературный материал для новых разделов и подразделов итогового сочинения 2022/23 смотрите здесь:
4. Тренируйтесь
Пишите сочинение по плану:
- Вопрос, ответ на вопрос (своё мнение + рассуждение).
- Доказательство своего мнения (аргумент из литературы), микровывод.
- Доказательство своего мнения (второй аргумент из литературы), микровывод.
- Общий итог рассуждения.
5. Помните о требованиях к сочинению
Формула зачёта: соответствие теме + аргументы + ещё один любой критерий (логика, речь или грамотность).
Чтобы получить зачет, вы должны выполнить все эти требования:
- В сочинении должно быть больше 250 слов.
- Оно не должно быть списано из интернета, иначе незачет.
- Текст сочинения должен соответствовать теме: если есть вопрос, должен быть дан ответ на него.
- Сочинение должно содержать минимум один литературный аргумент: подробный, не менее 100 слов.
- Итоговое сочинение должно быть написано по шаблону, поделено на абзацы.
Итоговое сочинение проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что для хорошего результата необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом. Сделать это вы сможете на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. При его покупке вы получите курс по итоговому сочинению всего за 1 ₽. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно!
Лайфхаки экзамена
К рубрике
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
На 2 год оставят или что? И можно ли вообще в 11 классе на 2 год остаться?
16.10.2019 19:18:08,
30 комментариев
В 11 классе нельзя остаться на второй год. Можно выпуститься со справкой, что прослушал курс.
18.10.2019 12:21:15, Школьный учитель
а если ребенку нет 18 и не будет на 1 сентября и, вообще, нескоро еще будет?
18.10.2019 13:29:35, интересно)
И что? Это совершенно ничего не меняет. После 9-го класса документ все должны получить. Хоть 3 года потом сдавай, всё в школе числиться. А после 11 нет. Иди в колледж где не нужен аттестат
20.10.2019 00:02:52, Школьный учитель
Я так поняла, что не написать его довольно сложно Хотя мой, например, рискует, так как в школе в этом году почти не появляется и не в теме сочинения вообще. Я себе утешаю, что перед сочинением в декабре у него будет ровно 7 дней относительно свободных, вот и подготовится. Но он читающий, просто все ресурсы сейчас на другое брошены.
17.10.2019 13:18:05, anvi
Я немного по теме напишу — моя дочь не написала с первого раза это сочинение. Точнее не так — ей зачли его после апелляции. Так вот что я хочу сказать — это сочинение проверяется учителями школы и в большинстве случаев все дети пишут с 1 или второго раза. Причем, если учителя знают, что сочинение не нужно ребенку для доп баллов — шансов написать с первого раза гораздо больше.
У нас детей пытались тянуть на доп. баллы и из 24 человек сочинение с первого раз-а написало всего 8. Но, узнав, куда идут дети (технические вузы где не нужно сочинение) по апелляции первой попытки (вновь в своей школе проходила) поставили почти всем (5 человек переписывали второй раз, некоторые по своей просьбе).
Так что, думаю, вы несколько паникуете. Ребенок напишет (у моей придрались к Крыжовнику, Человеку в футляре и Дубровскому, типа избитое. Хотя еще присутствовали МЫ и 1984.
Все будет хорошо, держитесь.
17.10.2019 11:10:33, Лютики-цветочки
У нашей школы не в нашей школе проверяли, и таких школ в Москве в прошлом году было немало.
18.10.2019 12:25:15, Маша А.
Странно, как можно не написать.
Два варианта — русский не родной по сути или по духу и писал не на ту тему или поэма в стихах не хуже Пушкина. Ну, гений может и поэму втиснет в рамки стандарта, но это все-таки трудновато, а так оригинальность идет в минус.
А грамотность — ну куда ж столько ошибок, и так лимит приличный.
Почему завалили? Избитость не входит в число критериев, как раз излишняя оригинальность в выборе произведения неклассического может минусить. Или это давнее дело?
17.10.2019 12:38:44, Dezi
какой-то ужас, завалить 16 человек это надо постараться, как можно знать, куда ребенок собирается поступать в декабре, когда нет ни одного результата егэ? да и зачем кому-либо в школе это сообщать дополнительно?
17.10.2019 11:32:09, Lubanya
Ну, мы точно знали, что у нас химия будет в приоритете. И не МГУ и ВШЭ. На апелляции попросили «не показывать сочинение для доп баллов».
У меня конечно есть и собственная теория произошедшего — это разборки в школе между учителями-словесниками. :-).
Но все уже в прошлом. Все поступили, все учатся.
17.10.2019 12:13:45, Лютики-цветочки
А можно уточнить про итоговое сочинение.
Вот дали 5 направлений. Это что темы сочинения? Его разве нельзя заранее подготовить и «выучить». Или сочинение будет о чем то другом? или на сочинение скажут по какому произведению будет тема.
Я совсем не в курсе как проходит это итоговой сочинение, моя пока в 10 классе, просвЕтите плз.
17.10.2019 10:42:14, Agape
У нас подготовка выглядела так: учитель озвучила пять направлений (Отцы и дети, Ремесло и искусство, мечты и реальность …) и по этим направлениям выдала по 40 тем (всего 200 тем). Каждый ученик должен был выбрать свое направление и по этому направлению писать сочинения (хоть по всем 40 темам). На итоговом сочинении было 5 тем по озвученным направлениям, но они отличались от тех 40х5=200 тренировочных. Формулировки были другие. Например в «отцах и детях» тема звучала так: «Что для ребенка важнее: слова родителей или личный пример?» Про мечты была тема «Всегда ли мечта возвышает человека?».
17.10.2019 15:00:56, starka
слушайте, так можно же наверное по червячному методу писать?
типа *птицы питаются червями, а черви бывают кольчатые и трубчатые….*(с)
ну , те же отцы и дети — проблематику отцов и детей как-то описать, а в примерах уже по месту делать упор то ли на личный пример, то ли на личные ценности….
можно так?
17.10.2019 16:32:31, Пила, Вино и Хохотало
Можно, конечно. Проблема в том, что в этом возрасте не все школьники пишут легко. Тем более, что формулировки у тем бывают «не бей копытом». Тогда только червячный метод и спасает.
А если ребенок малочитающий, то и с примерами трудности. И формулировку «тема не раскрыта» никто не отменял. И если ребенок изначально не очень грамотный, то у родителей возникает естественные опасения за результат.
Но, честно говоря, о таких ужасах, как пишут ниже, я раньше не слышала. У нас в школе все написали.
17.10.2019 16:56:12, starka
Это не темы сочинения, а направления тем.
Точные темы дают прям перед сочинением.
Пример: направление — любовь, темы — любовь спасет мир или любовь — вселенское зло. Что учить-то?
17.10.2019 12:41:32, Dezi
В любом случае (если правила ЕГЭ не изменятся), то при самом экзамене все равно нужно писать сочинение. За него дают больше всего баллов.
Так что мой совет — писать-писать-писать на все темы, что в голову придут. Соблюдая требования (вступление, заключение и тд). высказывая свое мнение, аргументируя. Мы были вынуждены взять с января преподавателя по скайпу (1 раз в неделю занимались), моей дочери это очень помогло — поняла как писать, научили выражать свои мысли более четко, аргуминтируя. Но в школе к сочинению абсолютно не готовили, или готовили так, что моя не понимала, что от нее хотят. Надеюсь, что вам может хватить и школы.
17.10.2019 12:20:26, Лютики-цветочки
это именно направления, а не темы… к примеру, по Войне и миру м.б. в итоге как патриотизм, так и описание природы
17.10.2019 11:30:14, Lubanya
Ну святить Вас тут никто не будет, не туда обратились)
17.10.2019 11:25:25, Советик
и на том спасибо а по теме вопроса?
17.10.2019 11:42:27, Agape
Вот то самое по теме, режутся больше всего на грамматике и речевых ошибках. Это в блогах весело читается и называется стиль, когда со сказочного языка перескакивают на канцелярит, а для сочинения будет ошибкой.
Чтоб прям совсем не понимать тему, не уметь излагать и не читать все годы учебы … хотя двоечники боятся, конечно. И если по здоровью — дизлексики и тп., тоже переживательно.
Еще шаблон композиции надо знать, не все учителя рассказывают. А за несоблюдение могут бортануть.
Дочка рассказывала из того, что им учитель внушает.
Еще важен метапредметный аргумент (кажется так) — из внешкольной программы, очень ценят стихотворные цитаты, можно примеры из фильмов, картин, хоть комиксов и еще пример из жизни. Как-то так.
17.10.2019 12:53:15, Dezi
Вот сколько читаю, столько не устаю поражаться фантазиям школ.
Специально залезла на фипи и ещё раз ознакомилась с критериями
Ни слова про «метапредметный аргумент (кажется так) — из внешкольной программы, очень ценят стихотворные цитаты, можно примеры из фильмов, картин, хоть комиксов и еще пример из жизни».
Возможно всё это относится не к итоговому декабрьскому сочинению?
Помнится, когда моя старшая готовилась к эссе по обществознанию, что-то такое у них было…
«Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения? В Критерии 2 сказано «Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.»(*fipi.ru)
Вы на всякий случай проконтролируйте, а то вот так ребенок напишет по фильму или комиксам…
17.10.2019 14:35:46, Люба С.
Экспертам презентации не указ. Это от них такая инфа.
Понятие гиперболы вам не знакомо, проехали.
А то, что вы показали, это как в анекдоте: Петька! — приборы! — 95! — чего 95? — а чего приборы?
Композиция и литературный материал и тд — это тезисы, звучат красиво, но интерперетировать можно широко. Хотя в гум предметах все можно интерпретировать.
Про метапредметный вроде и правда упоминалось, что это что-то новое, может раньше не было.
18.10.2019 17:52:03, Dezi
«Ни слова про «метапредметный аргумент (кажется так) — из внешкольной программы, очень ценят стихотворные цитаты, можно примеры из фильмов, картин, хоть комиксов и еще пример из жизни».
«Возможно всё это относится не к итоговому декабрьскому сочинению?»
Очень похоже, что все это относится к дополнительным баллам за сочинение при поступлении во ВШЭ)))
Вот из их критериев оценки сочинения
«3. Опора на произведения других видов искусства (живопись, театр, кино и др., исторические документы, факты (исторические, научные, биографические и т.д.), высказывания известных людей (процитированные или пересказанные близко к тексту), а также научные и научно-популярные источники иных отраслей знания, – с развернутым комментарием-обоснованием автора сочинения) («метапредметность») – 1 балл»
17.10.2019 16:34:20, lara1974
А может быть. Правда про другой вуз была речь, но доп баллы тоже дают.
Хотя вроде про доп баллы было чуть позже, но может объединили.
18.10.2019 17:53:50, Dezi
Да ладно школы. Я тут в сентябре послушала «эксперта» на программе Доброе утро Россия. Так она тоже заявила, что незачет по граммотности= незачет по сочинению. Я прямо удивилась, испугалась и тоже полезла в критерии . Еще кол-во ошибок приводила.
17.10.2019 15:22:47, Agape
Ну вот и подставляют родители друг другу плечо, коллективным разумом постигая глубины мысли Рособра…
17.10.2019 16:20:56, Люба С.
Фильмы, спектакли — это не в итоговом, а на экзамене можно
17.10.2019 14:51:22, Лютики-цветочки
Насчет спектаклей не уверена, косвенно отложилось, а про фильмы было точно.
Дело ваше, пишите как хотите.
А потом вон, как говорят, обвиняют в избитости.
Хотя кто помешает обвинить в новаторстве
18.10.2019 17:58:21, Dezi
Вот я и удивилась. Топик то про итоговое декабрьское сочинение.
17.10.2019 14:55:57, Люба С.
ДиСлексики они.
17.10.2019 13:47:06, ==
2 декабря 2020 года ученики 11-х классов напишут обязательное итоговое сочинение. Свои рекомендации выпускникам дал разработчик тем итогового сочинения, доктор филологических наук Алексей Федоров в рамках серий онлайн-консультаций Рособрнадзора.
Зачем нужно итоговое сочинение?
«Изначально итоговое сочинение задумывалось как метапредметное испытание. Главная его цель — проверка вашей личностной зрелости, умения формулировать свою точку зрения, рассуждать на отвлеченные темы, предлагать свои ответы на философские вопросы, уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения», — говорит Алексей Федоров.
Положительный результат, то есть «зачет», является допуском выпускников к ЕГЭ. Кроме того, сочинение могут оценить в вузе при поступлении.
«Если в вузе учитывается итоговое сочинение как индивидуальное достижение, абитуриенту могут добавить до 10 баллов по критериям учебного заведения», — отмечает разработчик.
На какую литературу можно опираться
Рассуждения на разработанные темы предполагают обязательно опору на литературный материал.
«Это важно. По опыту проверки сочинений прошлых лет убеждаешься, что для глубокого рассуждения на философские, общественно-политические, нравственно-этические темы у ребят не хватает собственного жизненного опыта. Поэтому им предлагается опереться на свой читательский опыт. Но они показывают свой читательский кругозор, умение подобрать литературные произведения, чтобы выразить свою точку зрения», — поясняет Алексей Федоров.
В школе изучают художественную литературу. Но можно использовать не только ее.
«Этот критерий получил специальное, расширяющее дополнение, — говорит разработчик. — Можно использовать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — то есть загадок, потешек, пословиц и поговорок), художественную литературу, документальную, мемуарную, публицистическую, научную, научно-популярную. В том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую, дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. То есть так или иначе весь человеческий опыт. Никто не ограничивает, никто не нацеливает на обязательность школьной программы для доказательства своей мысли».
В более 90% случаев однако выпускники обращаются к школьной программе, но это не снижает отношения эксперта к работе. «Есть замечательные сочинения на основе казалось бы всем известных произведений», — отмечает разработчик.
Каковы требования к итоговым сочинениям, и за что ставят «незачет»
Есть два главных требования — так сказать, допуск к проверке. Первое — формальное — объем: рекомендовано 350 слов (включая служебные). Если меньше 250 слов — по первому требованию выставляется несоответствие и автоматически «незачет». Второе требование — самостоятельность написания.
«Это предполагает, что вы не используете неоправданные заимствования, — поясняет разработчик. — То есть не занимаетесь плагиатом, не выдаете чужой текст — списанный или заученный заранее — за свой. Если используете чужое мнение, необходимо сослаться на источник. Правильность оформления ссылки никто не требует, ссылка в свободной форме. Главное назвать автора».
Еще одно важное уточнение — объем цитирования текста, который приводите как чужой, не должен быть больше вашего собственного текста. То есть не более 50%.
Остальные пять критериев остались неизменны. Первое — соответствие теме. «Подразумевается, что у ученика верное представление о ключевых понятиях, их лексическом значении, смысловом поле. Незнание или произвольное толкование просто уведет в другую сторону», — говорит Андрей Федоров.
Второй главный критерий — аргументация и опора на литературный материал.
«Часто бывает так: вступление, в основной части пересказ какого-то произведения, и в качестве вывода в лучшем случае другими словами повтор вступления, — объясняет Федоров. — Аргументация предполагает, что у вас есть тезис (не обязательно один) и аргумент, почему он правилен. В качестве аргумента может быть приведен фрагмент произведения или проблемный анализ определенной ситуации.
Незачет по второму критерию выставляется, если нет опоры вообще на литературный материал; или он только называется; или автор называет произведение, не помня, о чем оно, и начинает импровизировать, искажая содержание.
«Эти два критерия ключевые. Если хотя бы по одному из них поставлен незачет, сочинение дальше не проверяется», — заявляет Алексей Федоров.
Есть еще три критерия. Это композиционная цельность и логичность высказывания. «Нужно понимать, что мысль развивается последовательно: сначала тезис, а потом доказательство. Можно от примера прийти к доказательству, — поясняет разработчик. — „Незачет“ — если сочинение очень сложно понять с точки зрения построения, когда нарушения логики не дают возможности определить коммуникативный замысел».
Следующий критерий — культура речи, под этим подразумевается речевая грамотность, языковое разнообразие, отсутствие речевых и лексических ошибок. Если из-за неверных сочетаний невозможно понять мысль, то также будет незачет. Кроме того, оценивается грамотность (пунктуация, орфография, грамматика). На 100 слов не должно быть больше 5-ти ошибок. Негрубые ошибки суммируются, не считаются отдельно.
«Таким образом, чтобы получить „зачет“ (у сочинения две оценки), нужно пройти допуск в качестве двух требований, обязательно получить зачет по первым двум критериям (соответствие теме и аргументация), и из оставшихся трех хотя бы по одному получить зачет», — резюмирует разработчик тем.
Направления тем для итогового сочинения в 2020 году
В этом году утверждено пять направлений. Публикуем все с пояснениями, чего ждут от выпускников.
— «Забвению не подлежит». Темы данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
— «Я и другие». Здесь целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
— «Время перемен». Здесь можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями
— «Разговор с собой». Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
— «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения». Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
Вот как звучали реальные темы: Как вы понимаете мысль автора романа «Война и мир» о том, что главная победа над врагом — это «победа нравственная»? Может ли книга помочь в минуту отчаяния? Почему доброе дело благотворно для того, кто его совершает? Всегда ли легко различить добро и зло? Должен ли человек смирять свою гордость? Как победить в себе гордыню? Согласны ли вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует? В чём заключается рыцарское отношение к женщине?
График написания итогового сочинения в 2020 году
Повторимся, что основной период назначен на 2 декабря. Глава Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил, что эти сроки в связи с эпидобстановкой менять не собираются.
Итоговое сочинение начнется в 10 часов по местному времени. Темы будут известны не раньше, чем за 15 минут до написания.
Если выпускник получит «незачет» на итоговом сочинении, не явится на его написание или не завершит работу по уважительным причинам, он сможет написать сочинение в дополнительные сроки — 3 февраля и 5 мая 2021 года.
Фото: obrnadzor.gov.ru.