Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) авиак..мпания, импр..визация, б..лагур
2) оз..риться, прост..раться, г..рит
3) опп..нент, д..скуссия, в..трушка
4) стр..жайший, приз..млённый, посв..тил (в темноте)
5) сл..жившийся, т..тальный, ум..лять (значение)
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание:
1. авиакомпания — НГ, импровизация — НГ, балагур − НГ
2. озариться — ЧГ, простираться — ЧГ, горит − ЧГ
3. оппонент — НГ, дискуссия — НГ, ватрушка − НГ
4. стрОжайший — ПГ, приземлённый (зЕмли) — ПГ, посветил (свЕт)( в темноте) − ПГ
5. слОжившийся — ЧГ (это корень с чередованием, его ничем проверить нельзя), тотальный — НГ, умалять (мАло) (значение) − ПГ
Ответ: 13.
Подборка по базе: Отчет о выполнении работы по заданию “Подбор и разработка образо, Информация к заданию Диаграммы.pdf, ДДО Климова к Общему заданию.docx, Приложение к практическому заданию 1 Тесты.docx, Лексикология проверочная.docx, Блок 1 Часть 3 — проверочная работа — копия.rtf, Филворд проверочная работа.docx, 9 класс физика. Проверочная работа по теме. Индукция магнитног, Линии проверочная.docx, Приложение к практическому заданию 2 (1) (1).docx
Проверочная по заданию 9 ЕГЭЗадание 9
1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) авиакОмпания, импрОвизация, бАлагур
2) озАриться, простИраться, гОрит
3) оппО.нент, д..Искуссия, в.Атрушка
4) стр.Ожайший, приз.Емлённый, посв.Ятил (в темноте)
5) сл.Ужившийся, т.Отальный, ум.Илять (значение)
ОТВЕТ _______13___
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) экспЕримент, препод.Авать, бЕ.чёвка
2) оп.Ираясь, выр.Асти, накл.Ониться
3) р.Осток, угА.сать, б..Идон
4) соб.Ерёшь, безотлА.гательный, озА.рило
5) изм.Ерять, дИ.агональ, велос.Ипед
ОТВЕТ __24________
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) тр.Ещать, м.И.раж, предпол.О.жение
2) при.О.ритет, пал.И.садник, в.Е.стибюль
3) г.А.лерея, ф.А.нтазия, вин.Е.грет
4) зап.Е.реть, предст.А.влять, об.О.жать
5) сп.И.ртовой (раствор), зам.Е.реть, гард.Е.роб
ОТВЕТ _23_________
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) ст..Елить, пол.А.гается, гастр.Оном
2) энциклоп.Е.дист, забл.Е.стел, гр.О.мадный
3) ст.И.лист, к.А.тище, разр..Едить (всходы)
4) з..Арница, разл.Иновать, попл.А.вок
5) ух.О.дить, пок.О.рять, раск.О.ли (докрасна)
ОТВЕТ _______35___
5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) р.Е.гламент, м.О.рской, б.Е.нзин
2) г.О.рение, пост.Е.лить, б.Е.седа
3) наслА..ждение, лЕ..сник, пол.О.скать (бельё)
4) л.О.гичный, п.И.ровать, скр.Е.пите (листы)
5) ист.О.щение, б.А.тарея, соприк.А.саться
ОТВЕТ ___34_______
6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) осл.Е.пительный, предназн.А.чение, к.О.рмить
2) фраз.Е.ологический, выск.О.чка, арт.И.ллерия
3) м.О.лчание, соеди..нение, разв.И.ваться
4) р.О.скошный, сокр.А.щать, д.О.лина
5) предпол.О.жительно, ср.А.щение, вер.Е.ница
ОТВЕТ ____134______
7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) г.А.строном, тр.Ч.сти, д.Е.легат
2) р.Е.гулировать, к.Абинет, д..Исциплина
3) пон.И.мание, выр.О.внять (поверхность), пор.О.сль
4) р.Е.зультат, хр.А.брец, осл.Е.пительный
5) выр.О.с, вычИ..тать, оп.И.раться
ОТВЕТ 35__________
8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) м.А.кать (в молоко), ур.А.внение
2) забИ..рать, з.О.ревать
3) м.А.кароны, ч.Е.ртить
4) н.А.тюрморт, м.Е.даль
5) предск.А.зание, д.И.летант
ОТВЕТ _______12___
ПОДЕЛИТЬСЯ
Новый апрельский тренировочный вариант (тренировочная работа) №28309132 решу ЕГЭ 2022 года по русскому языку 11 класс с ответами и решением для подготовки к экзамену, вариант составлен по новой демоверсии ФИПИ.
Скачать вариант заданий КИМ
Скачать ответы и решения для варианта
Решу ЕГЭ 2022 по русскому языку тренировочный вариант №28309132:
Ответы и решения для заданий ЕГЭ 2022
Россия не только государство… Она— сверхгосударство, океан, стихия, которая ещё не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала ещё в отточенных и огранённых понятиях, в своём своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся ещё в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях. Россия— […] океан земель, размахнувшийся на целую шестую ЧАСТЬ света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.
Россия— это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия— меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих. Россия— это бесконечные снега, над которыми поют мёртвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными вёснами выходят тёмные фиалки, синие подснежники. Россия— не только страна мгновенного настоящего. Она— страна великого прошлого, с которым держит неразрывную связь. В её берёзовых солнечных рощах по сей день правятся богослужения древним богам.
В её окраинных лесах до сей поры шумят священные дубы, кедры, украшенные трепещущими лоскутками. И перед ними стоят бедные, глиняные чашки с кашей— жертвой. Над её степями плачут жалейки в честь древних божеств и героев. Россия грандиозна. Неповторима. Россия — полярна. Россия — миссия новых времён.
Задание 1 №38792 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
- 1) Средством связи между абзацами является синтаксический параллелизм, анафора. Внутри 1 абзаца средством параллельной связи является местоимение «она».
- 2) Языковые средства выражения: использование характерных для публицистического стиля речи сложноподчинённых предложений с придаточными сравнительными, предложений с однородными членами, парцелляция; наличие образных средств выражения мысли: это и развёрнутая метафора «океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток», и эпитеты «серебряные метели», «ветреных и цветущих» лугов, метафоры «меховая щетина лесов» «ковры лугов».
- 3) Тема текста: Россия — сверхгосударство.
- 4) Представленный текст — это рассуждение с элементами описания.
- 5) Характерная черта стиля текста — высокая терминологичность (насыщенность терминами).
Ответ: 1234
Задание 2 №38793 Самостоятельно подберите указательную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в пятом предложении текста. Запишите эту частицу.
Ответ: это
Задание 3 №38794 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в пятом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ЧАСТЬ
- 1) Доля, отдельная единица, которая подразделяется в целом. Разделять на части. Часть яблока.
- 2) Предмет как составной элемент какого-нибудь целого, организма, механизма. Запасные части (детали машин)
- 3) Отдельная войсковая единица. Мотопехотные части. Воинская часть.
- 4) Раздел, подраздел произведения. Роман в трёх частях. Четыре части симфонии.
- 5) Область какой-нибудь деятельности, специальность (разг.). Работать по финансовой части. Это не по моей (твоей и т. д.) части (также перен.: я этим не занимаюсь, это не моё дело).
Ответ: 1
Задание 4 №3689 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
- опломбИровать
- отбылА
- наделЁнный
- щемИт
- надОлго
Ответ: опломбировать
Задание 5 №5441 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Летом в ЛЕСИСТОЙ чащобе появляются полчища комаров. Статья оказалась полезной и ИНФОРМАТИВНОЙ. КОНСЕРВАЦИЯ старинной постройки должна предотвратить её дальнейшее разрушение. Вскоре обнаружились его ЖУЛЬНИЧЕСКИЕ операции с недвижимостью. Данный метод оказался весьма ДЕЙСТВЕННЫМ.
Ответ: лесной
Задание 6 №29838 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово. Эти двое не были заядлыми друзьями, однако относились друг к другу с симпатией и большим уважением, поддерживали друг друга в групповых спорах.
Ответ: закадычными
Задание 7 №2772 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- свежих МАНДАРИНОВ
- ПОЕЗЖАЙТЕ за продуктами
- наиболее ВЫГОДНО
- ДВУХСТАМИ рублями
- несколько ГРАММОВ
Ответ: двумястами
Задание 9 №30104 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
- 1) авиакомпания, импровизация, балагур
- 2) озариться, простираться, горит
- 3) оппонент, дискуссия, ватрушка
- 4) строжайший, приземлённый, посветил (в темноте)
- 5) сложившийся, тотальный, умалять (значение)
Ответ: 13
Задание 10 №18945 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) сверх..дея, под..скать, от..скать
- 2) пр..домовая (территория), пр..щедрый, пр..ступить (к делу)
- 3) без..языкий, в..явь, из..ян
- 4) бе..полезный, и..царапать, и..синя-чёрный
- 5) пр..вратные (представления), пр..граждать, (достойный) пр..емник
Ответ: 345
Задание 11 №14510 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) усидч..вый, переменч..вый
- 2) отстёг..вавший, глянц..вый
- 3) щегол..ватый, находч..вый
- 4) прислуш..ваться, гор..вать
- 5) заносч..вый, отапл..ваемый
Ответ: 15
Задание 12 №14478 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) стащ..т (кошка), разоря..т
- 2) паш..т (пахарь), стел..т (мама)
- 3) означа..т (приметы), запреща..щие
- 4) дыш..т, замира..щие
- 5) тревож..т, очищ..нная
Ответ: 23
Задание 13 №4213 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. То, что он говорил, была ложь, ни на чем (не)основанная. Эти места почти (не)исследованы. Эта повесть ещё (не)написана автором, но сюжет её уже многим известен. Давно (не)кошенная трава заполонила сад. Нам (не)откуда было позвонить в город.
Ответ: неоткуда
Задание 14 №6314 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Нередко бывало по всему миру, что земля тряслась от одного конца до другого: то (ОТ)ТОГО делается, толкуют грамотные люди, что есть ГДЕ (ТО) близ моря гора, из которой выхватывается пламя и текут горящие реки. Душа моя тянулась к искусству, поэтому (С)НАЧАЛА нашего пребывания в Крыму я писала стихи и рисовала, а ЗА(ТЕМ) всерьёз увлеклась фотографией. Товар наш, (НЕ)СМОТРЯ на немалую цену, (В)ТЕЧЕНИЕ ярмарки раскупили полностью. Когда, пройдя десять шагов, Ромашов внезапно обернулся назад, ЧТО(БЫ) ещё раз встретить взгляд красивой дамы, он увидел, что и она и её спутник с увлечением смеются, глядя ему (В)СЛЕД. (НЕ)СМОТРЯ на вечную занятость, я отправился (НА)ВСТРЕЧУ со школьными товарищами.
Ответ: чтобы вслед
Задание 15 №6730 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания. Вслед за жаре(1)ыми лебедями на стол русским царям непреме(2)о подавали запечё(3)ого осетра— пусть подивятся иностра(4)ые гости.
Ответ: 234
Задание 16 №9360 Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- 1) Творчество Есенина определяется не только традициями «золотого века» но и сильным влиянием нового поэтического мышления.
- 2) Мы теперь знаем блоковскую сумрачную зиму и есенинское зимнее предчувствие неизбежного возрождения и особую лиричность тургеневской зимы.
- 3) Старик всегда был весел и всегда говорил шуточками и прибауточками.
- 4) Надо было очищать территорию от мусора либо отправляться на поиски другого места для привала.
- 5) Слышно было только мерное дыхание спящих да треск горящих сучьев и скоро все тревоги дня медленно растворились в безмятежной ночи.
Ответ: 15
Задание 17 №100 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Город (1) вдали сверкающий на солнце (2) синие леса (3) окаймляющие берега залива (4) казались мне особенно торжественными.
Ответ: 1234
Задание 18 №4139 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Теперь дуб распускается, и (1) как полагается (2) стало холодно. Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью (3) должно быть (4) за первобытное одиночество.
Ответ: 1234
Задание 19 №13735 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). С тех пор каждый раз (1) когда мы где-нибудь сталкиваемся с композитором (2) он без смеха не может вспомнить этот случай (3) невольными свидетелями которого (4) мы стали.
Ответ: 123
Задание 20 №13823 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Он сам иногда писал красками пейзажи (1) и в такие моменты ему казалось (2) что у него много вкуса (3) и (4) что (5) если бы он учился (6) из него вышел бы (7) хороший художник.
Ответ: 1256
Задание 21 №14119 Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Сама Софья Васильевна Ковалевская рассказывает в своих воспоминаниях, что большое влияние на пробуждение у неё интереса к математике оказал дядя своими рассказами о квадратуре круга и других увлекательных математических вопросах. 2) Эти рассказы действовали на фантазию девочки и создавали в ней представление о математике как о науке с множеством загадок. 3) Софья Васильевна рассказывает ещё о другом случае, укрепившем в ней интерес к математике. 4) Детская комната за нехваткою обоев была оклеена листами лекций по высшей математике, которые слушал в молодости её отец. 5) Таинственные формулы, загадочные слова и фигуры от частого обозрения их врезались в память девочки. 6) В возрасте пятнадцати лет она стала брать уроки высшей математики – теперь сообщаемые ей учителем новые понятия казались старыми знакомыми и она усваивала их, к удивлению учителя, очень легко.
Ответ: 14
Задание 22 №9998 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- 1) По наблюдениям Рылеева, люди, проявившие себя на полях сражений как бесстрашные воины, могут опасаться высказываться в защиту справедливости.
- 2) Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог признаться в том, что он разбил стекло.
- 3) Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится.
- 4) Страх многолик, но по-настоящему страшно бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего.
- 5) В жизни много испытаний, и проявление мужества выражается в умении «преодолевать в себе обезьяну» не только в военное, но и в мирное время.
Ответ: 125
Задание 26 №10002 Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А) (предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём – (Б) (предложения 17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство – (В) («как себя», «как в своей собственной» в предложении 22) и троп – (Г) («головокружительной горы» в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)».
Ответ: 3592
Текст Ю.В. Бондарева ЕГЭ
(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды: – В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных. (14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». (15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души. (16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья.
(22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. (25)Мальчишка разбил стекло. – (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель. (27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я». (31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно». (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался. (39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно. (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу. (43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю».
(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах. (50)Мужество бывает одно.
(51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно. (По Ф. А. Вигдоровой) *
Проблема текста:
- Проблема человеческой трусости. (Почему люди боятся? Есть ли в будничной жизни место мужеству? )
- Проблема совести. (Что заставляет человека идти против собственной совести?)
Позиция автора:
- 1. Мужество бывает необходимо даже в обычных житейских ситуациях: не испугаться сказать правду, вступиться за слабого.
- 2. Часто человек поступает против совести, потому что им овладевает чувство страха, порой бессознательное, управляющее нами из глубин нашего подсознания. Нужно искоренять это чувство, ведь каждый человек ответственен за то, что происходит вокруг. Сегодня ты поступился своей совестью, завтра сам можешь стать жертвой такого же «отступления».
Пример сочинения ЕГЭ:
Часто ли мы проявляем мужество? Требуется ли оно в обычной жизни? Именно проблему проявления мужества затрагивает в своём тексте Ф.А. Вигдорова.
Рассуждая над этой проблемой, автор приводит пример из жизни: человек, бесстрашно воевавший, в мирное время не смог заступиться за своего друга, в невиновности которого был уверен. Ф. А. Вигдорова считает, что страх сказать правду рождается из-за боязни возможных отрицательных последствий для нас, поэтому многие действуют по принципу: «Моя хата с краю». Автор убеждает нас в том, что мы в ответе за всё, что делается вокруг. Настоящее мужество проявляется не только в чрезвычайных ситуациях, но и в обычных житейских делах.
Позиция автора ясна: «…слово «мужество» не имеет множественного числа. Оно в любых условиях одно». Мужество требует, чтобы человек преодолевал страх и в исключительных обстоятельствах, и в мирное время.
С автором нельзя не согласиться в том, что мужество должно проявляться в любых условиях. Чтобы убедиться в этом, вспомним рассказ М.Шолохова «Судьба человека». Главный герой Андрей Соколов поступает мужественно во время войны: спасает жизнь взводного, которого собирался выдать сослуживец. В мирное время Соколов также проявляет мужество – усыновляет беспризорного мальчика. Андрей находит в себе силы взять ответственность за ребёнка.
Другим примером может послужить Понтий Пилат из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Главный герой не проявляет мужество в обычной жизни. Пилат утверждает смертный приговор Иешуа, боясь пойти против власти кесаря. Он испугался за свою карьеру и отправил на смерть невиновного человека. Ему не хватило мужества вступиться за справедливость. Впоследствии Понтий Пилат наказывается бессмертием.
Таким образом, мужество должно проявляться не только в исключительных обстоятельствах, но и в обычной жизни. Для этого надо уметь в любых условиях преодолевать свои страхи.
Другие тренировочные варианты ЕГЭ 2022 по русскому языку:
-
Русский язык 11 класс вариант с досрочного ЕГЭ 2022 с ответами
-
Варианты РЯ2110401 РЯ2110402 ЕГЭ 2022 русский язык 11 класс статград с ответами
Чтобы купить курс,
пожалуйста, войдите
или зарегистрируйтесь
Русский язык (Вариант 2)
Приобретите наш курс
Для продолжения просмотра купите полный курс
наших видеоуроков
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) авиакомпания, импровизация, балагур
2) озариться, простираться, горит
3) оппонент, дискуссия, ватрушка
4) строжайший, приземлённый, посветил (в темноте)
5) сложившийся, тотальный, умалять (значение)
Русский язык ЕГЭ
Посмотрите видеоурок по этой теме
Заметили ошибку в тексте?
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Тренировочный вариант №26241420 решу ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс для подготовки, данный вариант составлен по новой демоверсии ФИПИ экзамена ЕГЭ 2022 года, к тренировочным заданиям прилагаются решения и правильные ответы.
-
Скачать вариант
-
Скачать ответы
Решу ЕГЭ 2022 по русскому языку тренировочный вариант №26241420
Ответы для варианта:
Начало XX века обозначило собой наступление эры телевидения. […] поэтому нужна была телебашня. Первая башня была построена в 1922 году. В 50-е годы, когда в стране началось бурное развитие телевидения, эта башня уже не справлялась с передачей телесигнала. И в 1967 году была возведена новая телебашня в Останкино.
Сегодня с Останкинской телебашни осуществляют вещание 20 радио и 20 телевизионных передатчиков. С башни сигнал принимают 8 спутников «Орбита», которые помогают донести новости для всех зрителей в стране. Телебашня является одним из самых интересных туристических объектов Москвы. На Останкинской телебашне семь уровней.
На разных уровнях высоты (147, 269, 350 м) находятся смотровые площадки. С площадок можно увидеть всю Москву и даже ближайшее Подмосковье. Часть пола изготовлена из особо прочного стекла— во время экскурсии возникает ощущение свободного «парения» в воздухе. Под смотровой площадкой на седьмом уровне расположен ресторанный комплекс «Седьмое небо». Столики в залах стоят на круговой платформе со стеклянными ограждениями. Платформа медленно вращается, и посетители получают дополнительную возможность любоваться прекрасным видом столицы. Высота телебашни— 540 метров. В Европе и Азии Останкинская башня остается самой высокой. Она входит в Международную Федерацию высотных башен.
Задание 1 № 38777 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
- 1) Использование числительных придает тексту достоверность, написание числительных цифрами характерно для публицистического стиля.
- 2) Основной функцией приведенного текста является информирование.
- 3) Наряду с общеупотребительной лексикой используется тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (вещание, телесигнал).
- 4) Цель текста — представить в образной форме проблему с целью эстетического воздействия.
- 5) Текст событийный, его речевая особенность— большое количество глаголов и кратких причастий (построена, началось, возведена) и цепочечное развитие действия.
Ответ: 1235
Задание 2 № 38778 Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите эту частицу.
Ответ: именно
Задание 3 № 38779 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. НАЧАЛО
Ответ: 1
Задание 4 № 5440 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. цепОчка прозорлИва обОдриться донЕльзя накренИться
Ответ: ободриться
Задание 5 № 420 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Ступени были вогнуты посередке, как в храме, истёртые почти ВЕКОВОЙ беготней мальчиков. Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием. АДРЕСАНТКА сообщила, что раньше никoгдa не писала в газету, но теперь поняла, отчего человек берется за перо: писать — значит, общаться. Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице. В северных графствах против короны восстал могущественный АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ клан Перси —их также прозывали «королями Севера».
Ответ: практичной
Задание 6 № 28379 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово. Дмитрий Ильич чуть не заплакал от бессильного раздражения, раскричался, плюнул и ушёл, потом велел запрячь лошадь и, сказав, что он вымывает руки и не притронется больше ни к чему, уехал к Павлу Ивановичу на заседание Общества.
Ответ: умывает
Задание 7 № 12603 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. в ВОСЬМЬЮСТАХ копиях выбрали место ПОСУШЕ осенние МЕСЯЦЫ ПОДОЖЖЁШЬ хворост в ОБОИХ отзывах
Ответ: восьмистах
Задание 9 № 30104 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) авиакомпания, импровизация, балагур 2) озариться, простираться, горит 3) оппонент, дискуссия, ватрушка 4) строжайший, приземлённый, посветил (в темноте) 5) сложившийся, тотальный, умалять (значение)
Ответ: 13
Задание 10 № 14456 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) з..подозрить, нед..выполнить, п..молчать 2) пр..морский, пр..выкнуть, без пр..крас 3) и..быточный, во..хождение, ни..вергнуть 4) по..бросить, о..пилить, о..крыть 5) пр..мудрый, пр..красный, пр..возмочь
Ответ: 25
Задание 11 № 14897 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) вынаш..вать, кресл..це 2) забол..вать, больш..ватый 3) обессил..л (противника), ситц..вый 4) ноч..вка, кумач..вый 5) тунгус..кий, дерз..кий
Ответ: 12
Задание 12 № 14477 Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) кол..тся (орех), почита..мый 2) кача..щий, поко..щийся 3) самокле..щиеся, просе..нная 4) дремл..щий, вид..нный 5) (он) наве..т, (он) обид..т
Ответ: 13
Задание 13 № 4252 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Его положение (не)лучше нашего. Мы идем по (не)скошенной траве. Я (не)должен с ним объясняться. Она (не)избалована жизнью. (Не)прочитанная, а только что купленная книга отвлекла его внимание от неинтересной работы.
Ответ: не скошенной
Задание 14 № 6314 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Нередко бывало по всему миру, что земля тряслась от одного конца до другого: то (ОТ)ТОГО делается, толкуют грамотные люди, что есть ГДЕ (ТО) близ моря гора, из которой выхватывается пламя и текут горящие реки. Душа моя тянулась к искусству, поэтому (С)НАЧАЛА нашего пребывания в Крыму я писала стихи и рисовала, а ЗА(ТЕМ) всерьёз увлеклась фотографией. Товар наш, (НЕ)СМОТРЯ на немалую цену, (В)ТЕЧЕНИЕ ярмарки раскупили полностью. Когда, пройдя десять шагов, Ромашов внезапно обернулся назад, ЧТО(БЫ) ещё раз встретить взгляд красивой дамы, он увидел, что и она и её спутник с увлечением смеются, глядя ему (В)СЛЕД. (НЕ)СМОТРЯ на вечную занятость, я отправился (НА)ВСТРЕЧУ со школьными товарищами.
Ответ: чтобы вслед
Задание 15 № 4910 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания. Левша вобрал в себя многие качества, присущие лесковским праведникам: подли(1)ый патриотизм, наличие чётких нравстве(2)ых ориентиров, стойкость характера, природную одарё(3)ость, живой интерес к окружающей жизни — «очарова(4)ость».
Ответ: 1234
Задание 16 № 9360 Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Творчество Есенина определяется не только традициями «золотого века» но и сильным влиянием нового поэтического мышления. 2) Мы теперь знаем блоковскую сумрачную зиму и есенинское зимнее предчувствие неизбежного возрождения и особую лиричность тургеневской зимы. 3) Старик всегда был весел и всегда говорил шуточками и прибауточками. 4) Надо было очищать территорию от мусора либо отправляться на поиски другого места для привала. 5) Слышно было только мерное дыхание спящих да треск горящих сучьев и скоро все тревоги дня медленно растворились в безмятежной ночи.
Ответ: 15
Задание 17 № 362 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Ипполит Матвеевич (1) томясь стыдом (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.
Ответ: 1234
Задание 18 № 12162 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Бил с правотой уверенной, весомой, и, взмокший, раскрасневшийся, весёлый, он крикнул мне: «Добавь и (1) ты (2) малыш!» Не помню, сколько их, галдевших, било. Быть может (3) сто (4) быть может (5) больше было, но я, мальчишка, плакал от стыда. И если (6) сотня, воя оголтело, кого-то бьёт, — пусть даже и за дело! — сто первым я не буду никогда!
Ответ: 2345
Задание 19 № 176 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Сочетание лексического и грамматического значений (1) может образовывать сложные смысловые образы (2) анализ которых (3) позволяет глубже проникнуть в содержание стихотворения.
Ответ: 2
Задание 20 № 557 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой.
Ответ: 1234
Задание 21 № 14886 Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Онежское озеро — самое популярное у посещающих Карелию туристов место. (2)Здесь находятся знаменитые петроглифы — неолитические наскальные рисунки на мысах Бесов нос, Пери нос и Карецкий нос. (3)Кроме того, здесь расположен известный на весь мир заповедник Кижи, а также окрестности Медвежьегорска, печально знаменитые захоронениями жертв политических репрессий. (4)В свою очередь, Приладожье — ещё один южный район Карелии — привлекает туристов мягким климатом, карельскими лесами и скалами. (5)Сюда приезжают посмотреть старинный городок Сортавалу, Валаамский архипелаг и монастырь, древний Олонец. (6)Именно в Приладожье расположен горный парк «Рускеала» — заполненный грунтовыми водами бывший мраморный карьер.
Ответ: 246
Задание 22 № 66 Какие высказывания противоречат содержанию текста? 1) Человечество ограничено в своём представлении о мире. 2) Современный человек не может прочитать все существующие сегодня книги. 3) Нельзя смешивать точные знания, которыми обладает человек, с его представлениями о внешнем мире. 4) Человек, обладающий большими конкретными знаниями, не может быть ограниченным человеком. 5) В наше время информационных технологий легко найти мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество.
Ответ: 45
Задание 26 № 1444 Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Размышляя о поставленной проблеме, автор использует такие синтаксические средства, как (А) (предложения 2, 11), (Б) (например, в предложениях 13, 22). Стремясь подчеркнуть ограниченность знаний каждого человека и неизмеримость того, что человечеству пока неизвестно, В. Солоухин прибегает к использованию таких тропов, как (В) (««капсуле» всего человечества» в предложении 13) и (Г) («загадочным» миром в предложении 8)».
Ответ: 7359
Посмотреть другие тренировочные варианты ЕГЭ 2022 по русскому
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
9 задание ЕГЭ по русскому языку
9 задание ЕГЭ по русскому языку проверяет знания по правописанию корней (безударные проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные).
Тренировочный тест по 9-му заданию ЕГЭ сделан с ответами и пояснениями. Тест, который будете проходить, состоит из 10 вопросов, но в его базе 25 вариантов этого задания. При повторном прохождении часть вопросов будет заменена на новые, поэтому тест рекомендуется проходить несколько раз.
Задание сформулировано так: «Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов».
В ответ нужно записывать цифры без пробелов, скобок и запятых. Например, если правильными ответами являются пункты 2) и 4), то в поле ответа надо записать 24, как на ЕГЭ.
Безударные непроверяемые гласные в корне слова авиакомпания импровизация
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) авиак..мпания, импр..визация, б..лагур
2) оз..риться, прост..раться, г..рит
3) опп..нент, д..скуссия, в..трушка
4) стр..жайший, приз..млённый, посв..тил (в темноте)
5) сл..жившийся, т..тальный, ум..лять (значение)
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание:
1. авиакомпания — НГ, импровизация — НГ, балагур − НГ
2. озариться — ЧГ, простираться — ЧГ, горит − ЧГ
3. оппонент — НГ, дискуссия — НГ, ватрушка − НГ
4. стрОжайший — ПГ, приземлённый (зЕмли) — ПГ, посветил (свЕт)( в темноте) − ПГ
5. слОжившийся — ЧГ (это корень с чередованием, его ничем проверить нельзя), тотальный — НГ, умалять (мАло) (значение) − ПГ
ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.
Общее понятие о корне как части слова
Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).
В задании 8 встречаются:
Для успешного выполнения задания необходимо:
— уметь определять тип корня;
— применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.
В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.
8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении ПГ
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодильник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Например: в корне слова пот. плело будет писаться буква е, так как в однокоренном слове тЁплый под ударением слышится и пишется ё (для проверки корней е и ё равнозначны); в корне слова прит. рм..зить будут писаться две буквы о, так как в однокоренных словах тОрмоз и затормОженный под ударением слышится и пишется о
Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение — вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый; бежать и бежевый; кофта и кафтан, ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга
ПРИМЕЧАНИЯ
Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: залезать (в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять (значение) – умолять (о пощаде), примерять (ме́ра) костюм – примирять (мир) соседей; развевается (ве́ять) флаг – развивается (разви́тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).
Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний ( вёсны), гнездиться ( гнёзда)
Безударные а — о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а.
Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать. Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция — инъецировать, проекция —проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).
8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении НГ
Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.
8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием
Краткое обозначение в пояснении ЧГ
Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.
Все чередующиеся корни следует выучить наизусть.. Поделим их на типы.
Безударные непроверяемые гласные в корне слова авиакомпания импровизация
Чтобы купить курс,
пожалуйста, войдите
или зарегистрируйтесь
Быстрая регистрация
Русский язык (Правописание корней)
Приобретите наш курс
Для продолжения просмотра купите полный курс
наших видеоуроков
Вы можете посмотреть видеоурок по этой теме
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) авиак..мпания, импр..визация, б..лагур
2) оз..риться, прост..раться, г..рит
3) опп..нент, д..скуссия, в..трушка
4) стр..жайший, приз..млённый, посв..тил (в темноте)
5) сл..жившийся, т..тальный, ум..лять (значение)
Посмотрите видеоурок по этой теме
1.Корни с чередованием
— Гар//гор, клан//клон, твар//твор: под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения пишется —о— : склониться, кланяться, поклон, загар, загорелый, тварь, творчество, творить.
— Зар//зор: под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения пишется —а- :зарево, зарница, зорька.
— Лаг//лож: перед -г- пишется -а- , перед -ж- пишется -о- : предлагать, предложить.
— Мак//мок: -мак пишется в глаголах со значением «погружать в жидкость», -мок пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость»: туфли промокли, макать в краску.
— Плав//плов: -плов пишется в словах пловчиха и пловец, а также во всех производных от них словах, в остальных случаях пишется -плав : плавать, плавучий.
— Равн//ровн: -равн пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне», -ровн пишется в словах со значением «прямой, ровный, гладкий»: подровнять, наравне.
Искл: равнина.
— Раст//рос//ращ: перед -ст- и -щ- пишется —а- , перед —с- – -о- : расти, наращение, водоросли.
Искл: отрасль, Ростов, росток, Ростислав, ростовщик.
— Кас//кос: пишется -а- , если дальше следует суффикс -а- , в остальных случаях пишется -о- : касаться, коснуться.
— Скак//скоч: перед —к- пишется —а- , перед —ч— пишется —о- : скакать, подскочить.
— Бер//бир, дер//дир, мер//мир, пер//пир, тер//тир, блест//блист, жег//жиг, стел//стил, чет//чит: пишется -и- , если дальше следует суффикс -а- : собирать, соберу.
Искл: сочетать, сочетание.
— А(я) -им//а(я) – ин: в корнях с указанным чередованием пишутся -им-, -ин-, если дальше следует суффикс -а- : пожать — пожимать, начать – начинать. В производных формах написание сохраняется, если даже дальше не следует суффикс -а- : подниму, сниму и т.д.
2. Проверяемые гласные в корне
Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором на эту гласную падает ударение.
Стр..жайший — стрОго, приз..мленный — зЕмли.
3. Непроверяемые гласные в корне (словарные слова)
Написание гласных в словарных необходимо запоминать. Проверить их невозможно.
Образец оформления
— Гар//гор, клан//клон, твар//твор
выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть вставленную букву
— Зар//зор: выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть вставленную букву
— Лаг//лож: выделить корень, подчеркнуть вставленную букву одной чертой, согласную на конце корня — двумя чертами.
— Мак//мок: выделить корень, подчеркнуть вставленную букву, указать значение слова
— Плав//плов: выделить корень, подчеркнуть вставленную букву, написать слово «запомнить»
— Равн//ровн: выделить корень, подчеркнуть вставленную букву, указать значение слова
— Раст//рос//ращ:
выделить корень, подчеркнуть вставленную букву одной чертой, согласную на конце корня — двумя чертами.
— Кас//кос: выделить корень, подчеркнуть вставленную букву, выделить суффикс «а» (если суффикса «а» нет, указать это в скобочках)
— Скак//скоч:
выделить корень, подчеркнуть вставленную букву одной чертой, согласную на конце корня — двумя чертами.
— Бер//бир, дер//дир, мер//мир, пер//пир, тер//тир, блест//блист, жег//жиг, стел//стил, чет//чит: выделить корень, подчеркнуть вставленную букву, выделить суффикс «а» (если суффикса «а» нет, указать это в скобочках)
— А(я) -им//а(я) – ин: выделить корень, подчеркнуть вставленную букву, выделить суффикс «а» (если суффикса «а» нет, указать это в скобочках)
Провряемые гласные в корне: подчеркнуть вставленную букву, написать в скобочках проверочное слово, выделить корни и поставить ударение в обоих словах.
Непровряемые гласные в корне: подчеркнуть вставленную букву, написать в скобочках «с.с.» (словарное слово)
Приведём верное написание:
1. авиакомпания — НГ, импровизация — НГ, балагур − НГ
2. озариться — ЧГ, простираться — ЧГ, горит − ЧГ
3. оппонент — НГ, дискуссия — НГ, ватрушка − НГ
4. стрОжайший — ПГ, приземлённый (зЕмли) — ПГ, посветил (свЕт)( в темноте) − ПГ
5. слОжившийся — ЧГ (это корень с чередованием, его ничем проверить нельзя), тотальный — НГ, умалять (мАло) (значение) − ПГ
источники:
http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=14454
http://5splusom-school.ru/trening/584/1/9
-
1 - Войти
- Зарегистрироваться / Создать сайт
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Была в сети 09.03.2023 07:11
Огнева Татьяна Николаевна
учитель русского языка и литература
52 года
126
158 584
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Задания в формате ЕГЭ
Список вопросов теста
Вопрос 1
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня.
Варианты ответов
- авиакомпания, импровизация, балагур
- озариться, простираться, горит
- оппонент, дискуссия, ватрушка
- строжайший, приземлённый, посветил (в темноте)
- сложившийся, тотальный, умалять (значение)
Вопрос 2
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня.
Варианты ответов
- ослепительный, предназначение, кормить
- фразеологический, выскочка, артиллерия
- молчание, соединение, развиваться
- роскошный, сокращать, долина
- предположительно, сращение, вереница
Вопрос 3
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня.
Варианты ответов
- эксперимент, преподавать, бечёвка
- опираясь, внимание, наклониться
- соберёшь, безотлагательный, озарило
- измерять, диагональ, велосипед
- предположительно, сращение, вереница
Вопрос 4
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Варианты ответов
- з..подозрить, нед..выполнить, п..молчать
- пр..морский, пр..выкнуть, без пр..крас
- и..быточный, во..хождение, ни..вергнуть
- по..бросить, о..пилить, о..крыть
- пр..мудрый, пр..красный, пр..возмочь
Вопрос 5
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Варианты ответов
- контр..гра, сверх..нтересный, пред..стория
- ра..чертили, в..трепенуться, не..держанный
- об..ективный, под..ём, интерв..юер
- пр..рекаться, пр..брежный, пр..возмочь
- под..браться, из..бразить, пр..образ (будущего)
Вопрос 6
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Варианты ответов
- раз..грать, без..нвентарный, супер..скусный
- пр..кратить, пр..страстие, пр..болеть
- пр..гульщик, запр..кинуть, (совершить серьёзный) пр..ступок
- бе..компромиссный, и..сякнуть, и..подтишка
- с..язвить, из..ян, меж..ярусный
Вопрос 7
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Варианты ответов
- нов..зна, изменч..вый
- тюлен..вый, милост..вый
- врач..вать, наставнич..ство
- беж..вый, заво..вать
- пугов..чка, щавел..вый
Вопрос 8
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква
Варианты ответов
- Повел..вать, участл..вый
- Дымч..тая, слев..
- Жестикулир..вать, упорств..вать
- Кож..ца, фасол..вый
- Ноч..вка, сгущ..ное (молоко)
Вопрос 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна
и та же буква.
Варианты ответов
- Зажив.., слев..
- Нож..вка, рис..вать
- Чу..ть, дра..ть
- Берест..ной, лед..ной
- Закашл..лся, ре..ть
Вопрос 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Варианты ответов
- (стена) завеш..нная (картинами), выкач..нная (вода)
- дремл..т (они), (они) глад..т
- засыпл..т (они), пол..щий (огород)
- помн..щий, выслуш..нное
- клокоч..щий, увеш..нная (орденами)
Вопрос 11
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква
Варианты ответов
- колебл..мый (ветром), успоко..шься
- будораж..щий, удерж..нный (налог)
- пряч..шься, отверж..нный (обществом)
- непрекраща..щийся, наде..вшийся
- обгрыз..нное (яблоко), обрызг..нный (водой)
Вопрос 12
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква
Варианты ответов
- (он) гон..тся (за нами), (актёр) наде..тся (на успех)
- стел..щийся (по земле туман), (сугробы) раста..т
- противореч..щий (логике), слыш..тся (звуки)
- кле..щий (карандаш), зала..вшая (собака)
- обстрел..нный, прострел..нный
Вопрос 13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.
Варианты ответов
- Дуня (не)лишена обаяния.
- Проект (не)согласован.
- (Не)распроданные игрушки уценили.
- Его волновал (не)решенный до сих пор вопрос.
- (Не)везение, а кропотливая работа явилась залогом его успеха.
Вопрос 14
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Варианты ответов
- Мост через речку в этом году (не)построен.
- Тайна (не)раскрыта.
- Давно (не)стриженные волосы мешали, лезли в глаза.
- Никогда (не)умолкавшая совесть была верным его спутником.
- Мы проезжали мимо (не)широкой горной речки.
Вопрос 15
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Варианты ответов
- Ещё (не)видимое глазом солнце раскинуло по небу веер розовых лучей.
- Валентин шёл (не)спешным, но решительным шагом.
- Тянулась глубокая осень, уже (не)сырая и дождливая, а сухая, ветреная.
- Никого кругом (не)было.
- Листва висит (не)шелохнувшись.
Вопрос 16
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО
Варианты ответов
- Могло бы показаться, что всё осталось в комнате (ПО)ПРЕЖНЕМУ, ЕСЛИ (Б) не странный беспорядок на письменном столе.
- Ромашову показалось, БУД(ТО) он вовсе не спал, даже не задремал ни на миг, а просто (В)ТЕЧЕНИЕ одной секунды лежал без мыслей, закрыв глаза.
- (НЕ)СМОТРЯ на вечную занятость, я отправился (НА)ВСТРЕЧУ со школьными товарищами.
- Когда, пройдя десять шагов, Ромашов внезапно обернулся назад, ЧТО(БЫ) ещё раз встретить взгляд красивой дамы, он увидел, что и она и её спутник с увлечением смеются, глядя ему (В)СЛЕД.
- Мы взглянули (НА)ПРАВО, но дороги так и (НЕ)УВИДЕЛИ.
Вопрос 17
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО
Варианты ответов
- (В)СКОРЕ мы вышли на поляну, (И)ТАК обрадовались долгожданному отдыху, что тут же поспешили снять рюкзаки.
- (ПО)ТОМУ, как говорил собеседник, было понятно, что он ТО(ЖЕ) волнуется.
- На дворе от надвигающейся (ОТО)ВСЮДУ растительности стало КАК(БУДТО) теснее.
- Иногда бродишь (В)СЛЕПУЮ по дому и тратишь (ПО)ПУСТУ время.
- (ВО)ВРЕМЯ отпуска отец (ПО)МНОГУ работал.
Вопрос 18
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО
Варианты ответов
- Эксперимент был проведён удачно, ПРИ(ЧЁМ) впервые, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.
- (В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, безветренные.
- Баржа двигалась (ПО)ПРЕЖНЕМУ вниз по течению, но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.
- Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА)ТО её и любили в деревне.
- ГДЕ(ТО) на ЮГО(ВОСТОКЕ) шел бой.