Абрамов текст егэ проблема

Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2021. Ф.А. Абрамов об истинном мужестве

Лида, бухгалтер, попала в беду: пять месяцев без работы! Выгнали за то, что отказалась подписать фальшивые документы на списание уцененных товаров.

Дело разбирал комитет народного контроля, партбюро – все признали: честный человек Лида. Немедленно восстановить на работе.

Но Москва уперлась: нет и нет. Потому что восстановить на работе Лиду – значит признать виновной Т., а заодно с нею и кое-кого из московских тузов. Одна шайка-лейка. Да и первого секретаря РК пришлось бы потревожить: она горой встала за Т. (…)

Мне начали названивать разные люди:

– Федор Александрович, да что же это у нас делается? Человек пропадает за правду! Где мы живем? До ручки довели бабу. Затравили. С голоду подыхает, белье продает. И если бы, говорит, не ребенок малый, давно бы петлю на шею накинула.

Не хотелось мне влезать в эту грязь – время, нервы, а с другой стороны, если я не помогу, если другой не поможет, то кто же поможет?

Пошел в обком к А. Нравился мне этот человек. Простой, демократичный. Не глуп. Умеет пошутить, выпить, наконец, не дурак. А его прошлое? Помню, козырнул как-то в разговоре с ним своим ранением: дескать, воевал. Немецкими пулями на теле записан патриотизм.

– А у меня, Федор Александрович, тоже сорок девять дырок в теле, – очень скромно, как бы между прочим заметил А.

Я так и присел. А потом кое-какие подробности из его фронтовой жизни и до меня дошли. Рядовой матрос. Бесстрашно, с одной финкой в зубах на врага ползал. Двумя орденами Славы, тремя медалями «За боевые заслуги» награжден, а этими наградами, как известно, и в войну не кидались. Свой, одним словом, парень, нашенский, как сказал о нем один приятель.

Встретил меня А. радушно, просто, вышел из-за стола (так теперь заведено у крупных партийных работников, так меня и Демичев встречал), от души пожал руку.

– Ну как живем-можем, Федор Александрович? Как здоровье? Как творческие успехи?

– Благодарю, вашими молитвами.

– Ну, ежели нашими молитвами – отлично. Мы тут частенько молимся за здоровье творческой интеллигенции. На этот счет у обкома взгляды широкие – признаем Господа Бога.

В таком вот непринужденном тоне – с шутками, с прибаутками – мы поговорили о моем круизе вокруг Европы, дали надлежащую – партийную – оценку поступку Рябкова, оставшегося в Англии, и только после этого я начал излагать суть дела, по поводу которого я пришел.

– Так, так, – время от времени кивал мне А. – Дальше. – И лицо его при этом все более и более каменело.

Я решил зайти с другой стороны – может, там у него незащищенное место? Стыд ведь, срам, говорю. Вся организация взбудоражена. Весь город языком чешет. Обком треплют…

– Разберемся, – бесстрастно роняет А., и кумачовое, чернобровое лицо его еще больше мрачнеет.

– Да чего разбираться-то! – уже совсем выхожу из себя. – Разобрались. Народный контроль разбирался, партбюро. Все сказали: покарать жуликов!

– Разобраться всегда полезно, товарищ Абрамов.

Да, уже не Федор Александрович, а товарищ Абрамов. И с угрозой, с начальственным рыком в голосе.

И я смотрю на этого раскормленного, краснорожего дядю, смотрю на его мрачно сдвинутые брови, на стиснутый рот, и мне понятно, какие заботы и мысли обуревают его секретарскую голову. Прихлопнуть надо. И нетрудно прихлопнуть. Да стукнешь в Т., а попадешь в Д., в М. Вот ведь как жизнь устроена. А что значит тронуть их? Рубить сук, на котором ты сидишь. Потому что они держат в своих руках две могущественные организации. От них зависит твой авторитет. А их связи с верхами? Ты, к примеру, секретарь Ленинградского обкома, бывал хоть раз на приеме у Генерального? А М. вхож к нему запросто. Публично, перед всесоюзной телекамерой, был обласкан и расцелован Генеральным.

Да, что делается у А. в голове, мне понятно. Непонятно другое – откуда у него дремучий чертополох в сердце? Человек молодым парнишкой не щадил себя, жизнь в любую минуту готов был отдать за Родину, а тут надо вступиться за оклеветанного, затравленного человека – струсил? И только ли дело в нежелании рисковать своей карьерой? А может, все проще? Может, дело все в том, что умереть за Родину – это ему внушали, вколачивали с детства, а человеком быть не учили? И не потому ли у нас сплошь и рядом: люди спокойно и мужественно умирают на войне и оказываются совершенно несостоятельными в повседневной, будничной жизни?

Примерный круг проблем:

1. В чем заключается истинное мужество?
2. Как связаны смелость и нравственные качества человека?
3. Что влияет на нравственный выбор человека?
4. Чем должен руководствоваться человек, делая нравственный выбор?
5. Какие качества должны быть главными в человеке?
6. В чем опасность карьеризма?
7. Чему нужно обучить человека в первую очередь? 
8. Почему люди оказывают несостоятельными в жизни?
9. Почему люди потворствуют несправедливости?
10. Как жажда власти влияет на поведение человека?

Сочинение ЕГЭ по тексту Ф. А. Абрамову одна из газет обратилась ко мне с просьбой поделиться раздумьями о школьном обучении, 11 готовых примеров сочинений проблема текста с аргументами из литературы с реального ЕГЭ прошлых лет по русскому языку для 11 класса.

Проблема текста:

  • Проблема школьного обучения. (Какова роль учителя в жизни общества, народа?)
  • Проблема современного учителя. (Нужны ли учителя-мужчины в школе? Какими качествами должен обладать учитель, чтобы вызывать восхищение, доверие учеников, заслужить добрую память о себе?)

Одна из газет обратилась ко мне с просьбой пример сочинения ЕГЭ

Одним из тех людей, которые оказывают на нас наибольшее влияние в период формирования личности, является учитель. Так какова же его роль в жизни человека? Над этим вопросом и задумывается автор данного нам текста Ф.А. Абрамов.

В самом начале повествования Ф.А. Абрамов в лице героя-рассказчика для большей заинтересованности читателя размышляет о школьном образовании и говорит, что эта тема «принадлежит к самым важным и сложным проблемам нашего времени», что этот вопрос невозможно решить без учителя. Поэтому автор рассказывает об Алексее Федоровиче Клинцеве, самом уважаемом человеке их северного села. Критик вспоминает его как «незабвенного» преподавателя с «феноменальными знаниями, целенаправленной энергией и празднечным внешним видом», убеждая читателя в том, что преподавание- это не просто работа, а образ жизни, которому должен следовать каждый, кто выбрал себе этот путь.

Говоря о своей первой встречи с «Учителем», Абрамов заостряет внимание на том, что каждый житель их села почитал преподавателя: «все кланялись ему», а старики «даже шапку с головы снимали». Из-за того, что, по словам публициста, сейчас авторитет учителей в школе упал, история Алексея Федоровича должна поразить читателя, ведь он был тем учителем, на которого все равнялись, кто был примером нравственности и воспитания, тем, о ком автор вспоминает с такой теплотой и уважением.

Позиция автора данного отрывка ясна. Ф.А.Абрамов считает, что учитель является тем, кто формирует человека, «держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты».

Я полностью согласна с позицией автора по проблеме, поднятой в тексте. Учитель не только дает своим ученикам знания, но и формирует личность: закладывает основы нравственности и поведения, помогает найти себя в обществе. Так, в своем произведении «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери рассказывает историю о том, как Лис стал учителем для мальчика: рассказал ему о настоящей дружбе, любви и привязанности, верности и ответственности, открыл ему главную тайну мироздания, благодаря чему Маленький принц вернулся к Розе.

Безусловно, роль учителя в жизни человека не может быть переоцененной: играет большую роль, влияя на формирование личности. И именно поэтому, выбирая путь преподавателя, следует в полной мере осознавать, какая это ответственность и важность.

Роль учителя в жизни человека сочинение ЕГЭ

В данном для анализа тексте Ф. А. Абрамов поднимает важную проблему, эта проблема роли учителя в жизни человека.

Автор высказывает мысль о том, что нет в обществе человека более значимого, чем учитель. Ведь именно от таланта и богатства личности учителя во многом будут зависеть духовная атмосфера школы и нравственный тип человека, который будет ею воспитан.

В качестве литературного аргумента хочу привести рассказ писателя Валентина Распутина «Уроки французского». Время, когда происходит действие — послевоенное, 1948 год. Приходилось нелегко, повсюду разруха, голод. Главный герой рассказа — мальчик Володя из деревни приезжает учиться в райцентр, живётся ему трудно, здесь у него нет ни друзей, ни родных. Он один борется за свое существование, не желая принять помощь от других.

Но благодаря молодой учительнице, преподававшей французский язык, Лидии Михайловне, которая была одновременно и классным руководителем, мальчик понимает, что есть и другой мир, где отношения между людьми строятся на доверии, помощи и поддержке. Уроки французского для нашего героя стали уроками доброты и сострадания.

Также хочется вспомнить повесть Чингиза Айтматова «Первый учитель». Можно твердо сказать, что это произведение об Учителе с большой буквы. В ней писатель показывает нам, какое влияние учитель может оказать на будущее своего ученика. Главный герой Дюйшен организовывает небольшую школу для бедных детей. Он был уверен, что у детей впереди совсем другая жизнь. Именно Дюйшен сыграл большую роль в жизни своей ученицы девочки Алтынай. Он заботился о ней и очень переживал. И благодаря этому человеку Алтынай потом уедет учиться в город.

Каким должен быть учитель, достойный своей профессии? сочинение ЕГЭ

Каким должен быть учитель, достойный своей профессии? Именно этой важной проблеме посвящен текст Ф. А. Абрамова.

Чтоб привлечь внимание читателя к данному вопросу, автор пишет слово «Учитель» с заглавной буквы, одновременно выражая уважение к данной профессии и определяя её несомненную важность. Важность эта сопряжена с ответственностью, которую каждый человек данной профессии несет за себя и за тех, кому передает знания и жизненную мудрость.

Не зря школа зовется вторым домом, ведь именно в это время происходит становление личности каждого из учеников. «Учитель» — звучит сильно и гордо, и это также подчеркивается названным ранее авторским приемом. Он напрямую связан и яркой и точной метафорой, которую Ф. А. Абрамов вводит в определении самого понятия «Учитель». «Учитель — это человек, который держит в своих руках завтрашний день, будущее планеты». И действительно, задача человека, который учение считает своим призванием, сложна и многогранна. Взрастить мудрых, понимающих и добросердечных людей, уметь быть терпеливым и понимающим, достучаться до каждого неокрепшего ума, сердца — всё это высшие ценности, которые учитель способен дать ученикам. И приведенное автором средство как никогда верно и точно отражает данную мысль. Так, слово «Учитель» с заглавной буквы соответствует образному скрытому сравнению, и оба средства подчеркивают важность данной профессии.

Авторская позиция выражена в довольно явной форме. Ф. А. Абрамов считает, что учитель — это двигатель будущего, именно от него зависит, каким оно будет: светлым или мрачным. Следовательно, на его плечи ложится неизмеримая ответственность.

Я согласна с точкой зрения автора и также убеждена, что в области становления личности, определения будущего общества нет профессии важнее учителя. Именно он становится тем, кто развивает лучшие стороны человека, которые были заложены его родителями.

В заключение ещё раз подчеркну: учитель — это вечная профессия, требующая ответственности, мудрости, понимания и терпения. Учитель, обладающий именно этими качествами, может по праву считаться достойным своей профессии.

Какова роль учителя в школе? сочинение ЕГЭ

В предложенном для анализа тексте известный русский писатель и литературовед Федор Александрович Абрамов поднимает проблему обучения в школе.

Какова роль учителя в школе? Этим вопросом задается Ф. А. Абрамов. Очевидно, что на процесс обучения оказывают влияние очень многие факторы. Обеспеченность учеников и их родителей, статус самой школы, политика администрации школы и многое другое. Но именно от учителя зависит интерес учеников к обучению, — так считает Ф. Абрамов.

Не случайно автор вспоминает своего учителя и наставника, который говорил: «Учитель — это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты».

В качестве примера писатель рассказывает о своем учителе — Алексее Фёдоровиче Калинцеве.

Школьников «поражал даже самый внешний вид его, всегда подтянутого, собранного, праздничного».

Дисциплинированный и всегда собранный, Калинцев становился примером для своих учеников. Если у учителя будет небрежный внешний вид, если он будет несобранным, халатным, то и ученики будут относиться к его предмету соответствующим образом. Потому что не будут видеть человека, на которого стоит равняться.

Ведь учеба в школе — это не только задачки и примеры. Дети учатся общаться со сверстниками и взрослыми, следить за своим внешним видом и т. д.

Алексей Федорович Калинцев был авторитетной фигурой не только для школьников. Это видно при первой встрече с учителем, о которой рассказывает Ф. А. Абрамов. Когда Алексей Федорович шел по улице, «все кланялись ему, а старики даже шапку с головы снимали». К профессии педагога в прежние времена люди относились с большим уважением, чем сейчас, потому что сами учителя, их поведение, их жизнь были достойны уважения.

Жизненный настрой и целеустремленность учителя Калинцева вдохновляли всех людей. Он был примером не только для своих учеников, но и для людей старшего поколения.

Таким образом, автор хочет сказать нам, что учитель должен не только обучать, но и выполнять роль воспитателя; вдохновлять своих учеников, чтобы они стремились к знаниям. Учитель должен обладать авторитетом, чувством ответственности. Он должен вкладывать в своих воспитанников такие понятия, как доброта, честность, отвага, самоконтроль и др.

Считаю, что Федор Абрамов, безусловно, прав. Учитель оказывает невероятно большое влияние на формирование личности, он закладывает основы нравственности и поведения. Приходя в школу, учитель должен думать не только об уроках, но и о том, как он одет, как он говорит, как общается с детьми и коллегами по работе, как разговаривает по телефону. Учитель должен постоянно помнить о том, что на него всегда смотрят дети.

В наше время есть множество способов получить образование: заочное, дистанционное обучение, различного рода онлайн-курсы. Но подобное обучение не станет полноценным, оно не сможет полностью сформировать человека, как личность, так как перед ним нет примера, не на кого равняться. Учитель все равно нужен будет всегда. Эта профессия не исчезнет и не потеряет своей значимости для будущего любой страны.

Выбирая путь педагога, человек должен осознавать весь груз ответственности, который он на себя берет.

Проблема роли учителя в жизни человека и общества сочинение ЕГЭ

Каждый человек узнаёт что-то новое на протяжении всей жизни, но особое значение имеют школа и педагог, который будет давать знания. Поэтому в тексте затрагивается проблема роли учителя в жизни человека и общества.

Одна из самых важных проблем нашего времени — школьное обучение. Зависит оно от многого: стремления самих детей, организации учебного процесса и другого, но «первейшая роль… принадлежит учителю». Ведь это человек, дающий знания, а не каждый может вызвать интерес к своему предмету и доступно объяснить.

В тексте автор показывает конкретный пример к своим размышлениям о школе.

Главный герой впервые попал в Карпогоры. Ему всё казалось интересным, но это перестало иметь значение, когда увидел Алексея Фёдоровича. Ему все кланялись, «умел поддержать своё геноме народного учителя». Можно сделать вывод о том, что мужчину были рады видеть и относились к нему с уважением, ведь он прекрасно справлялся с выбранной профессией.

Данные примеры дополняют друг друга, ведь в низ показывается значимость педагогов обобщённо и на конкретном примере.

Авторская позиция хорошо прослеживается. Абрамов отмечает, что «школа — зеркало общества», а «учитель — это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты».

Я согласна с автором, ведь большое количество навыков и знаний мы приобретаем именно на данном этапе обучения, и важную роль в нем принимает преподаватель.

Приведу пример из литературы. В произведении Распутина «Уроки французского» Лидия Михайловна дополнительно занималась с мальчиком, а после стала помогать материально, играя с ним на деньги. Она продолжала принимать участие в жизни главного героя, даже после увольнения за своеобразную поддержку.

Подводя итоги, можно сказать, что учителя очень важны для общества и каждого человека отдельно, ведь дают не только знания по предметам, но и нравственные уроки.

Сочинение ЕГЭ какую роль играет учитель в жизни человека?

Какую роль играет учитель в жизни человека? Именно это проблему поднимает Абрамов в данном тексте.

Анализирую этот вопрос, автор рассуждает о влиянии преподавателя на судьбу человека. Особого внимания заслуживает высказывание писателя об учителе: «Именно от его таланта, от масштабности и богатства его личности зависит духовный климат школы, нравственный тип человека, который она выращивает.» Абрамов полагает, что в обществе нет более значимой профессии, чем педагог. Цитируя своего преподавателя, он подчёркивает: «Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты.»

Публицист в данном тексте углубляется в воспоминания и подтверждает свою позицию на примере своего учителя.

Тот всегда сильно удивлял его умом, ментальной силой и аурой сосредоточенности.

Однако это мелочи по сравнению с тем, что Абрамов увидел при первой встрече с Калинцевым: тому кланялся каждый встречный. Этот эпизод показывает важность педагогов, особенно таких прекрасных, как Алексей Фёдорович. Люди осознают, что перед ними человек, способный изменить будущее в лучшую сторону. Ведь неспроста автор, говоря о Калинцеве, пишет слово «учитель» с заглавной буквы. Это в очередной раз подчёркивает значимость Алексея Фёдоровича как преподавателя.

Автор считает, что способности, знания и мировоззрение педагога влияют на формирование характера и нрав учеников.

Я полностью согласен с мнением Абрамова, ведь действительно, учитель сколачивает значительную часть человеческой личности. Прислушиваясь к преподавателю, мы перенимаем его опыт и знания, а следовательно, и определённые взгляды на мир.

Так какую роль играет учитель в жизни человека? Огромную! И об этом всегда надо помнить, а самое главное – уважать нелёгкий труд педагогов.

Сочинение ЕГЭ какова роль учителя в обществе?

Какова роль учителя в обществе? Такой вопрос ставит в тексте Ф. А. Абрамов.

Раскрывая проблему, автор рассуждает о влиянии учителя на школьников. От личных качеств наставника, его таланта, «душевной щедрости зависит духовный климат школы, нравственный тип человека, который она выращивает». Таким образом, учитель формирует обстановку в которой воспитываются дети. Этот пример показывает, что роль преподавателя в обществе трудно переоценить, так как именно он способен создавать необходимые условия для передачи ребятам лучших качеств.

Другим примером может стать воспоминание автора о своем «незабвенном учителе». Алексей Фёдорович Калинцев, обладая большим количеством знаний и достойным внешним видом, всегда вызывал уважение.

«Пожилые, молодые, мужчины, женщины, — все кланялись ему». Любовь и уважение он получил «своим безответным, поистине подвижническим служением на ниве народного просвещения». Из этого примера мы можем сделать вывод: учитель, такой как Алексей Фёдорович, — это авторитет для всех «от мала до велика», пример, на который хочется равняться.

Оба примера, дополняя друг друга, доказывают, что учитель играет важную роль в формировании положительных качеств у подрастающего поколения.

Авторская позиция, как мне кажется, заключается в следующем: роль учителя в жизни общества неоценима. «Это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты».

Я придерживаюсь того же мнения, что и автор текста. Действительно, мы можем найти множество подтверждений важности роли учителя в жизни человека. Обратимся к художественной литературе. Ярким примером хорошего преподавателя, благотворно влияющего на воспитанников, является Лидия Михайловна из произведения Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Она не только выполняла свои прямые обязанности, обучая ребят иностранному языку, но и помогала мальчику из бедной семьи в голодное послевоенное время. Проявляя доброту и сострадание, она смогла сделать жизнь главного героя немного лучше. Уроки французского помогали мальчику учиться строить отношения на доверии и взаимопомощи.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: учителя — это люди, которые помогают сформироваться личностям. Они влияют на будущее всего общества. Их роль не может быть переоценена.

Сочинение ЕГЭ роль учителя в жизни человека

Автор текста привлекает внимание читателей к проблеме роли учителя в жизни человека.

Данный вопрос далеко не нов в наше время. Современная история знает множество примеров, когда ценность и значимость педагогов была не понята; случалось, что их авторитет не признавался, наоборот — был осмеян, а об уважении не могло идти и речи. Писатель глубоко убеждён в том, что настоящий учитель всегда готов помочь своим ученикам в трудных ситуациях.

Он считает, что именно преподаватель, его профессионализм, душевные и нравственные качества напрямую формируют личность ребенка. Кроме того, Фёдор Абрамов подчеркивает: учитель — это одна из самых «великих» профессий, от которых зависит будущее всего народа и страны. Торжественным гимном звучат слова автора, кричащие о том, что образ учителя навсегда останется в памяти его учеников.

Я полностью солидарна с мнением этого публициста. Действительно, такие педагоги, которые описываются в тексте, заслуживают уважения. Они, как самое яркое событие в жизни, не сотрутся в памяти каждого из нас.

В качестве доказательства достаточно вспомнить произведение В. Распутина «Уроки французского». Главного героя рассказа, обычного сельского мальчика, голод и нищета заставляют начать игру на деньги с местными ребятами. Именно тогда его учительница, Лидия Михайловна, проявляет себя не только как наставник, но и как друг: она предлагает ему играть с ней и, естественно, проигрывает, чтобы на эти копейки ученик мог купить себе молока. Возможно, она делала это не самым правильным способом воспитания, но зато помогла мальчику выжить и сохранить духовную чистоту.

А в произведении Е. Гришковеца «Начальник» Владимир Лаврентьевич, руководитель фотокружка, учил мальчишек не только основам фотографии, но и внушал им веру в то, что они талантливы и способны. Эта уверенность помогла им впоследствии добиться определенных высот в жизни.

Таким образом, можно заключить, что роль учителя в жизни каждого человека колоссальна.

Какова роль учителя в школьном образовании и обществе в целом сочинение ЕГЭ

Какова роль учителя в школьном образовании и обществе в целом? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Ф.А. Абрамов в тексте.

Свои рассуждения автор начинает с утверждения того, что именно от учителя зависит духовный климат школы и уровень воспитания и образования. Не случайно писатель приводит в пример своего «незабвенного» учителя – Алексея Фёдоровича Калинцева. Он восхищённо рассказывает о таланте и высоком авторитете этого человека, называя его «народным учителем»: «все от мала до велика так единодушно почитали его».

Такое большое значение имеет для автора его любимый преподаватель, что его, как и остальных учеников, «поражает» в Алексее Фёдоровиче каждая мелочь, ведь уже с первого дня встречи, когда автор был всего четырнадцатилетним школьником, учитель показался ему необыкновенным человеком. Алексей Фёдорович оказал на него огромное влияние, будучи его наставником. Этим автор пытается донести до читателя мысль о том, что учитель, его личные качества и духовные ценности играют важную роль в формировании воспитанности и развития ученика.

Рассуждая над проблемой, автор приходит к выводу о том, что учитель не только играет важную роль в школьном образовании, но и «держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты».

Трудно не согласиться с мнением писателя, Действительно, воспитывая в своих учениках те качества и черты, которые понадобятся им в жизни для того, чтобы быть интеллигентными и честными людьми, и давая им достойное образование, учитель оказывает огромное влияние на уровень просвещения и нравственный тип своих учеников. А школьное образование, являясь своеобразным «зеркалом общества», отражает и воспитанность и просвещённость всего поколения.

Таким образом, роль учителя в жизнях всех его учеников и всей школы огромна. Работая с детьми, он не только даёт им достойное образование, но и воспитывает в них нравственные качества и формирует духовный мир учеников. И таким образом он становится и учителем всего поколения, поэтому он имеет огромное значение в жизни общества.

Пример сочинения ЕГЭ по тексту Абрамову

Каждый из нас рано или поздно проходит один из важных этапов своей жизни – школу. И процесс обучения во многом зависит от учителя. Поэтому Абрамов, рассказывая о своем юношестве, рассуждает на вопрос о роли учителя в жизни человека.

В начале своего рассказа автор пишет о том, что школьники во всем поражались Учителю. Он был очень умен по тем временам. Но что особенно важно, у него всегда было приподнятое настроение и соответствующий внешний вид. Я думаю, это связано с тем, что он получал удовольствие от своей работы. Вообще, в любой профессии продуктивность работы зависит от того, нравится человеку его работа или нет. Но в профессии учителя — это особенно актуально. Так как учитель воспитывает будущее поколение специалистов разных профессий.

Да, учителю порой бывает тяжело. Ведь заинтересовать ученика в своем предмете бывает нелегко. Но ведь так приятно слышать слова благодарности от своих бывших учеников! Но Алексея Федоровича уважали не только ученики. Абрамов в тексте делится воспоминаниями о своей первой встрече с Учителем. Поначалу автор рассказывает о Карпогорах — городе в котором ему предстояло учиться. Все удивляло его здесь: каменные дома, большое скопление людей и большая двухэтажная школа. Но все это “перестало существовать” после того, как молодой человек увидел Алексея Федоровича. Учитель был необычно легко одет для “лютых морозов”. Но самое главное, все проходящие мимо него люди кланялись, в знак уважения. Возможно, некоторых из них он даже учил когда-то. В любом случае, это означало то, что он был действительно Учителем с большой буквы, как его описывает автор в своем рассказе. И первый, и второй случай показывают нам то, как Абрамов поражался своему Учителю.

Позиция автора ясна: он считает, что от таланта, душевной щедрости и богатства личности учителя зависит атмосфера в школе и нравственный тип ученика. Несомненно, я согласен с ним. От учителя действительно зависит многое, без него школа – это просто здание. Но я думаю, что кое в чем автор не прав. Он называет проблемой то, что “преподавательский состав в школе стал, в основном, женский”. Я считаю, что учитель может быть таким же, как Алексей Федорович, независимо от того, мужчина он или женщина.

Подводя итог, хочется сказать о том, что Абрамов рассуждает на тему, которая будет актуальна всегда. Потому что от того, каких учителей человек встретит в своей жизни, может зависеть то, кем он станет в будущем.

Сочинения ЕГЭ какова роль учителя в обществе?

Вступление. Проблема. Какова роль учителя в обществе? Именно об этом размышляет в данном нам для анализа тексте Ф. Абрамов.

Рассуждая о роли учителя, автор акцентирует внимание на том, что именно от «масштабности и богатства его личности, от его душевной щедрости» зависит воспитание человека. (Пояснение к 1 примеру) Действительно, никакие правила и наказания за их нарушения не воспитают человека, если он не видит конкретных примеров образованности и воспитанности.

Далее Ф. Абрамов вспоминает своего «незабвенного» учителя –Алексея Фёдоровича Калинцева, который был влюблён в свою профессию. Рассказывая о нём, автор отмечает, что все «пожилые, молодые, мужчины, женщины, — все кланялись ему. А старики даже шапку с головы снимали». Такое уважение он заслужил своим «безответным, поистине подвижническим служением на ниве народного просвещения».

И мы понимаем, что именно на таких людей мы должны равняться, брать с них пример. (Смысловая связь между примерами, анализ этой связи) Оба этих примера дополняют друг друга , потому что показывают: главную роль в школьном деле играет учитель.

Позиция автора заключается в следующих словах: «Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель». Ведь в руках учителя будущее страны.

Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, в школе ученик получает не только знания, но и нравственные уроки, с которыми он выходит во взрослую жизнь. (Обоснование) Вспомним «Уроки французского» В. Распутина учеников очень важно, кто эти уроки даёт и какой он человек.

Таким образом, проблема, поднятая в данном нам для анализа тексте, актуальна и сегодня. Роль учителя в жизни как отдельно взятого человека, так и общества в целом очень важна, и это неоспоримо.

Текст Абрамова про учителя

(1)Одна из газет обратилась ко мне с просьбой поделиться раздумьями о школьном обучении — проблеме, которая, несомненно, принадлежит к самым важным и сложным проблемам нашего времени. (2)Я приветствую всякий деловой и конструктивный разговор о школе. (3)Я с интересом читаю статьи об организации учебного процесса, о программах, о профессиональной ориентации учащихся, но первейшая роль в школьном деле, конечно же, принадлежит учителю. (4)Именно от его таланта, от масштабности и богатства его личности, от его душевной щедрости во многом зависит духовный климат школы, нравственный тип человека, который она выращивает. (5)И тут мне хочется вспомнить об Алексее Фёдоровиче Калинцеве — моём незабвенном учителе.

(6)Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. (7)Поражали феноменальные по тем далёким временам знания, поражала неистощимая и в то же время спокойная, целенаправленная энергия, поражал даже самый внешний вид его, всегда подтянутого, собранного, праздничного. (8)Никогда не забуду свою первую встречу с Учителем.

(9)Был мартовский воскресный морозный и ясный день 1934 года, и я, четырнадцатилетний деревенский паренёк, с холщовой сумкой за плечами, в больших растоптанных валенках с ноги старшего брата, впервые в жизни вступил в нашу районную столицу — Карпогоры. (10)Тогда это было обыкновенное северное село, по мне в нём всё казалось удивительным: и каменный магазин с железными дверями и нарядной вывеской, и огромное, по тогдашним моим представлениям, здание двухэтажной школы под высоким, мохнатым от снега тополем, где мне предстояло учиться, и необычное для моей родной деревни многолюдье на главной улице. (11)Но, помню, всё это вмиг забылось, перестало для меня существовать, как только я увидел Алексея Федоровича.

(12)Он шёл по снежному утоптанному тротуару один-единственный в своем роде — в поскрипывающих на морозе ботинках с галошами, в тёмной фетровой шляпе с приподнятыми полями, в посверкивающем пенсне на красном от стужи лице, и все, кто попадался ему навстречу -пожилые, молодые, мужчины, женщины, — все кланялись ему. (13)А старики даже шапку с головы снимали. (14)И он, всякий раз дотрагиваясь до шляпы рукой в кожаной перчатке, отвечал: «Доброго здоровья! Доброго здоровья!»

(15)Такого я ещё не видывал. (16)Не видывал, чтобы в наши лютые морозы ходили в ботинках, в шляпе, чтобы все от мала до велика так единодушно почитали человека.

(17)Да, Алексей Фёдорович умел поддержать своё реноме народного учителя: самая обычная прогулка по райцентру у него превращалась в выход, но, конечно, великую любовь и уважение к себе моих земляков он снискал прежде всего своим безответным, поистине подвижническим служением на ниве народного просвещения.

(18)Мысль, которая сама собой напрашивается, когда я обращаюсь к светлой памяти моего незабвенного Учителя, — мысль, впрочем, не новая, — о пополнении нынешней армии учителей мужчинами. (19)Сейчас можно услышать: дисциплина в школе упала, авторитет учителя пошатнулся. (20)Общеизвестно: школа — зеркало общества. (21)Но ясно и другое: многие проблемы современной школы связаны ещё и с тем, что она по своему преподавательскому составу стала, в основном, женской. (22)С моей точки зрения, это придает одностороннее направление всему школьному’ воспитанию.

(23)Великое дело — школа. (24)Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. (25)И как тут не вспомнить слова моего старого Учителя, который любил в торжественные минуты говорить:

(26) — Учитель — это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты

(по Ф. А. Абрамову)

Позиция автора:

1)Учитель должен играть большую роль в жизни общества, быть примером не только для своих учеников, но и для их родителей.

2)Необходимо, чтобы среди педагогов появились мужчины, чтобы избежать одностороннего, в основном женского, воспитания, тем более это важно в условиях совместного обучения мальчиков и девочек; на самое главное заключается в самой личности учителя, в его качествах, которые должны вызывать доверие и уважение в обществе; такими качествами: эрудицией, энергичностью, целеустремлённостью, оптимизмом, чувством собственного достоинства, уважением к людям, преданностью своему делу — обладал Алексей Фёдорович Калинцев.

Смотрите также на нашем сайте:

  • Сочинение ЕГЭ по русскому языку 11 класс примеры с проблемами

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Проблема истинного мужества

Текст: Ф. Абрамов. Об истинном мужестве

22.01.2022 18:34:21

Автор: Мария Минасова


      В предложенном для анализа тексте Ф. Абрамов поднимает проблему истинного мужества.
       Чтобы привлечь внимание читателя, автор пишет о бухгалтере, Лиде, которую выгнали с работы, из-за того что она отказалась подписывать фальшивые документы. Человек пропадал за правду, никто не хотел или не мог помочь ценой собственной карьеры. «С голоду подыхает, бельё продаёт» — женщину довели до отчаяния, и если бы «не ребёнок малый, давно бы петлю на шею накинула». Этот фрагмент показывает, что человек был готов уверенно стоять на своем, защищать правду, даже если пришлось потерять работу и обеднеть.
       Продолжая рассуждать о поставленной проблеме, автор рассказывает об А. На войне этот человек «Бесстрашно, с одной финкой в зубах на врага ползал». Однако, когда рассказчик «начал излагать суть дела», то лицо А. начало каменеть. «Разберемся, – бесстрастно роняет А., и кумачовое, чернобровое лицо его еще больше мрачнеет» — А. не хотел помогать попавшей в беду женщине. Мы понимаем, что мужественный человек проявляет храбрость в любом деле. А. внушили, что за Родину надо умереть, а быть человеком его не научили.
       Приведенные примеры противопоставлены по смыслу. Данный тип связи помогает автору подвести нас к важной мысли: настоящее мужество то, которое человек проявляет по своей воле, он понимает, ради чего он старается, а не то, которому его один раз приучили. Мужество либо есть у человека всегда, либо нет.
       Позиция автора ясна. Ф. Абрамов считает, что мужественным человек должен быть во всем. Его проявление не должно зависеть от страха потерять работу или не угодить окружающим. Настоящее мужество проявляется в повседневных поступках человека.
       Я абсолютно согласна с автором. Действительно, человек, обладающий истинным мужеством не задумывается о своей выгоде, он всегда за справедливость и правду. Для подтверждения своей точки зрения приведу аргумент из литературы. Так, в произведении М.Шолохова «Судьба человека» рассказывается об Андрее Соколове, который во время войны попал в плен вместе с другими бойцами. Он не стал служить врагам, чтобы хоть немного помочь себе, и не раскрывал званий товарищей. Однако рядом с ним оказался предатель, который хотел выдать молоденького офицера. Андрей Соколов проявил  мужество и принял решение предотвратить это, убив предателя. Мы видим, что даже для спасения своей жизни, Соколов не подумал выдавать сослуживца, а наоборот помог ему.
      В заключение скажу только одно: истинное мужество проявляется в каждом поступке человека, даже если последствия навредят ему.
        

Количество слов — 374


Добрый день, Мария. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 — Формулировка проблем исходного текста+ 1 балл
Проблема определена верно, но рекомендую вам  писать проблему в форме вопроса, так как это облегчит вам работу по написанию позиции автора. Как известно, ПА -это ответ писателя на тот проблемный вопрос, который он рассматривает в тексте.
К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста + 6 баллов
K2 — Пример 1 +1 балл
Пример приведён
K2 — Пояснение к примеру 1
Пояснение к примеру 1 есть.
K2 — Пример 2 +1 балл
Пример 2 приведён
K2 — Пояснение к примеру 2
Пояснение есть, но  сделать это надо было более убедительно.
K2 — Указание на связь между примерами+1 балл
Вид связи определен верно
K2 — Анализ связи между примерами  +1 балл
Взаимосвязь между примерами проанализирована.
K3 — Отражение позиции автора исходного текста +1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена, но сформулирована  неправильно. Это произошло потому, что вы проблему высказали не вопросительным предложением, а повествовательным.Поставьте рядом ПРОБЛЕМУ и ПА-получился  ли у вас точный ответ на вопрос: как автор выразил свою позицию относительно поставленной им самим проблемы?

 В предложенном для анализа тексте Ф. Абрамов поднимает проблему истинного мужества.

  Позиция автора ясна. Ф. Абрамов считает, что мужественным человек должен быть во всем.

Судя по заявленной вами проблеме, автора интересует, в чём заключается или как проявляется истинное мужество. Ответ же звучит так: мужественным должен быть во всём. Поэтому сейчас я ставлю вам балл за ПА условно, надеясь, что вы поняли, как нужно  ставить проблемный вопрос. Хочу добавить, что можно  рассмотреть ПА и так:

Позиция автора ясна. Ф. Абрамов считает, что мужественным человек должен быть во всем. Его проявление не должно зависеть от страха потерять работу или не угодить окружающим. Настоящее мужество проявляется в повседневных поступках человека.

Выделенное красным цветом нужно было написать сразу после ПОЗИЦИЯ АВТОРА ЯСНА, а потом добавить всё остальное из указанног абзаца. В таком случае всё было бы более убедительно.
K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста+1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис и обоснование тезиса.
K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения +2 балла
K6 — Точность и выразительность речи + 1 балл
Балл снижен из-за большого количества речевых ошибок
K7 — Соблюдение орфографических норм +2 балла

На войне этот человек «Бесстрашно, с одной финкой в зубах на врага ползал».

Вы включили цитату в контекст своего предложения, поэтому писать надо со строчной буквы.

K8 — Соблюдение пунктуационных норм +2 балла

 Чтобы привлечь внимание читателя, автор пишет о бухгалтере, Лиде, которую выгнали с работы, из-за того что она отказалась подписывать фальшивые документы.

В предложении(синим цветом выделено) лучше поставить ЗПТ после из-за того( то есть интонационное выделение приходится именно на это место), но и ваш вариант возможен, поэтому за  ошибку не считаю.

Действительно, человек, обладающий истинным мужеством не задумывается о своей выгоде, он всегда за справедливость и правду.

Нужна ЗПТ после причастного оборота.

Мы видим, что даже для спасения своей жизни,(ЗПТ не нужна) Соколов не подумал выдавать сослуживца, а наоборот помог ему.

После НАОБОРОТ нужна ЗПТ, это вводное слово, к которому относится союз А. Если бы союз А не примкнул к вводному слову, то ЗПТ было бы две: до вводного слова и после.


K9 — Соблюдение грамматических норм + 1  балл

настоящее мужество то, которое человек проявляет по своей воле, он понимает, ради чего он старается, а не то, которому его один раз приучили.

а не то, к которому ( нужен предлог К).

Мы видим, что даже для спасения своей жизни, Соколов не подумал выдавать сослуживца, а наоборот помог ему.

не подумал выдать (видо-временная несоотнесённость глаголов)

K10 — Соблюдение речевых норм + 0 баллов

Ф. Абрамов считает, что мужественным человек должен быть во всем. Его( какое слово заменяет здесь местоимение ЕГО? Вероятно, вы подразумеваете слово МУЖЕСТВО, но этого слова нет в предыдущем предложении) проявление не должно зависеть от страха потерять работу или не угодить окружающим.

Человек пропадал за правду, никто не хотел или не мог помочь(кому?) ценой собственной карьеры.

Пропуск слова (здесь надо было ЕМУ, так как  в начале предложения стоит слово ЧЕЛОВЕК)

Этот фрагмент показывает, что человек был готов уверенно стоять на своем, защищать правду, даже если пришлось потерять работу и обеднеть.( и остаться без денег)

Однако, когда рассказчик «начал излагать суть дела», то(ненужное слово) лицо А. начало каменеть.

Продолжая рассуждать о поставленной проблеме, автор рассказывает об А. На войне этот человек «Бесстрашно, с одной финкой в зубах на врага ползал». Однако, когда рассказчик «начал излагать суть дела», то лицо А. начало каменеть.

Тавтология.

 Приведенные примеры противопоставлены по смыслу. Данный тип связи помогает автору подвести нас к важной мысли: настоящее мужество то, которое человек проявляет по своей воле, он понимает, ради чего он старается, а не то, которому его один раз приучили.

Выражение А НЕ ТО,( К) КОТОРОМУ ЕГО ПРИУЧИЛИ  не совсем удачное в смысле лексической сочетаемости. Речь идёт о мужестве, а приучить можно собаку, либо приучить к порядку, к труду, но приучить к мужеству нельзя.

Его проявление не должно зависеть от страха потерять работу или не угодить окружающим. Настоящее мужество проявляется в повседневных поступках человека.

Он не стал служить врагам, чтобы хоть немного помочь себе, и не раскрывал званий товарищей.

В этом СПП у вас получилась двусмысленность: не стал служить врагам ( чтобы этим неслужением  как-то помочь себе) или  не стал служить врагам ( хотя службой  на врагов мог облегчить свою участь)? Работая над текстом сочинения, будьте внимательнее при выборе слов и структуры предложения.
не раскрывал званий — тоже неудачное словосочетание( и не указал звания товарищей). За неудачное построение СПП балл не снижаю, просто будьте внимательнее.

K11 — Соблюдение этических норм +1 балл
Нарушений этических норм нет
К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале +1 балл
Фактических ошибок нет

Баллы по критериям

К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1

K2 — Пример 1: 1

K2 — Пояснение к примеру 1: 1

K2 — Пример 2: 1

K2 — Пояснение к примеру 2: 1

K2 — Анализ связи между примерами: 1

К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 1

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2

K6 — Точность и выразительность речи: 1

K7 — Соблюдение орфографических норм: 2

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 2

K9 — Соблюдение грамматических норм: 1

K10 — Соблюдение речевых норм: 0

K11 — Соблюдение этических норм: 1

К12 — Соблюдение фактологической точности: 1

Итоговый балл — 19

Возврат к списку

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Ф.А. Абрамова «Лида, бухгалтер, попала в беду: пять месяцев без работы! Выгнали за то, что отказалась подписать фальшивые документы на списание уцененных товаров…»

Исходный текст

Какие качества должны быть воспитаны в человеке? Именно этот вопрос волнует автора предложенного для анализа текста.

Ф.А. Абрамов раскрывает проблему, рассказывая читателям историю, в которой он сам принимал участие. Однажды писатель узнал, что его знакомая бухгалтер Лида была несправедлива уволена с работы, поскольку отказалась подписывать фальшивые документы на списание товаров. Люди, знавшие об этой ситуации, были возмущены несправедливостью. И комитет народного контроля и партбюро признали, что Лида поступила честно и правильно и заслуживает восстановления на работе. Тогда писатель решил помочь ей, потому направился в обком к А. Автор не случайно дает полное имя только Лиде, остальных людей он называет по первой букве имени. Этот прием помогает нам понять, что Лида очень сильно отличается от описанных далее героев. Она честный и смелый человек, способный принимать самостоятельные решения, продиктованные лишь ее совестью.

Идя на прием к секретарю обкома, писатель был воодушевлен: он знал этого человека. Важной для понимания проблемы является характеристика А. Абрамов описывает его как «простого», «демократичного», смелого и скромного человека. Более того, мы узнаем из текста, что этот человек проявил недюжинную храбрость в годы войны, за что был награжден «двумя орденами Славы», тремя медалями «За боевые заслуги». Из описаний автора мы понимаем, что А. – прекрасный человек, поначалу их разговор складывается просто замечательно.

Однако все меняется, когда Абрамов заговаривает о Лиде. Из прекрасного человека А. превращается в «раскормленного, краснорожего дядю» с мрачно сдвинутыми бровями, со стиснутым ртом. Это моментальное преображение поражает как самого автора, так и читателя. Писатель пытается понять, в чем причина данной метаморфозы и находит ее: А. не просто боится потерять «кресло», ему не хватает человечности.

Сравнивая двух героев: Лиду и А. – мы можем сделать свой вывод: смелость не делает человека добрым и честным. Возможно, Лида не смогла бы проявить храбрость в бою, но не это главное, по мнению Ф.А. Абрамова.

Автор подводит читателя к выводу о том, что главными качествами, которыми должен обладать человек, является доброта, милосердие, сострадание, человечность, совестливость. Все это составляет моральный облик человека. Смелость без справедливости не делает человека хорошим.

Я согласна с мнением автора. Воспитывая человека, важно научить его любить людей, быть честным и справедливым. Смелый человек должен понимать, почему он совершает подвиг: потому что ему приказали, или потому что он хочет спасти человека. В произведениях русской литературы мы можем встретить героев, которым удалось совместить в себе и доброту, и смелость. Таким героем является Андрей Соколов из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Он смог проявить свои лучшие качества и в бою, и в жизни. Андрей Соколов показал, что доброта и сострадание формируют моральный облик человека.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: воспитание человека подразумевает в первую очередь воспитание его души, а не разума. Внушить человеку можно многое, это не сделает человека лучше. Научить его способности различать добро и зло при помощи сердца – вот главная задача воспитания.

Обучающее сочинение (задание 27) по тексту Ф. Абрамова о роли учителя в обществе.

Текст

(1)Одна из газет обратилась ко мне с просьбой поделиться раздумьями о школьном обучении — проблеме, которая, несомненно, принадлежит к самым важным и сложным проблемам нашего времени. (2)Я приветствую всякий деловой и конструктивный разговор о школе. (3)Я с интересом читаю статьи об организации учебного процесса, о про-граммах, о профессиональной ориентации учащихся, но первейшая роль в школьном деле, конечно же, принадлежит учителю. (4)Именно от его таланта, от масштабности и богатства его личности, от его душевной щедрости во многом зависит духовный климат школы, нравственный тип человека, который она выращивает. (5)И тут мне хочется вспомнить об Алексее Фёдоровиче Калинцеве — моём незабвенном учителе.

(6)Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. (7)Поражали феноменальные по тем далёким временам знания, поражала неистощимая и в то же время спокойная, целенаправленная энергия, поражал даже самый внешний вид его, всегда под-тянутого, собранного, праздничного. (8)Никогда не забуду свою первую встречу с Учителем.

(9)Был мартовский воскресный морозный и ясный день 1934 года, и я, четырнадцатилетний деревенский паренёк, с холщовой сумкой за плечами, в больших растоптанных валенках с ноги старшего брата, впервые в жизни вступил в нашу районную столицу — Карпогоры. (10)Тогда это было обыкновенное северное село, по мне в нём всё казалось удивительным: и каменный магазин с железными дверями и нарядной вывеской, и огромное, по тогдашним моим представлениям, здание двухэтажной школы под высоким, мохнатым от снега тополем, где мне предстояло учиться, и необычное для моей родной деревни многолюдье на главной улице. (11)Но, помню, всё это вмиг забылось, перестало для меня существовать, как только я увидел Алексея Федоровича.

(12)Он шел по снежному утоптанному тротуару один-единственный в своем роде — в поскрипывающих на морозе ботинках с галошами, в тёмной фетровой шляпе с приподнятыми полями, в посверкивающем пенсне на красном от стужи лице, и все, кто попадался ему навстречу -пожилые, молодые, мужчины, женщины, — все кланялись ему. (13)А старики даже шапку с головы снимали. (14)И он, всякий раз дотрагиваясь до шляпы рукой в кожаной перчатке, отвечал: «Доброго здоровья! Доброго здоровья!»

(15)Такого я ещё не видывал. (16)Не видывал, чтобы в наши лютые морозы ходили в ботинках, в шляпе, чтобы все от мала до велика так единодушно почитали человека.

(17)Да, Алексей Фёдорович умел поддержать своё реноме народного учителя: самая обычная прогулка по райцентру у него превращалась в выход, но, конечно, великую любовь и уважение к себе моих земляков он снискал прежде всего своим безответным, поистине подвижническим служением на ниве народного просвещения.

(18)Мысль, которая сама собой напрашивается, когда я обращаюсь к светлой памяти моего незабвенного Учителя, — мысль, впрочем, не новая, — о пополнении нынешней армии учителей мужчинами. (19)Сейчас можно услышать: дисциплина в школе упала, авторитет учителя пошатнулся. (20)Обще-известно: школа — зеркало общества. (21)Но ясно и другое: многие проблемы современной школы связаны ещё и с тем, что она по своему преподавательскому составу стала, в основном, женской. (22)С моей точки зрения, это придает одностороннее направление всему школьному’ воспитанию.

(23)Великое дело — школа. (24)Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. (25)И как тут не вспомнить слова моего старого Учителя, который любил в торжественные минуты говорить:

(26) — Учитель — это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты.

(По Ф.А. Абрамову*)
*Абрамов Фёдор Александрович (1920-1983) — советский писатель, критик, публицист.

Сочинение

Вступление. Проблема.
Какова роль учителя в обществе? Именно об этом размышляет в данном нам для анализа тексте Ф. Абрамов.

1 пример
Рассуждая о роли учителя, автор акцентирует внимание на том, что именно от «масштабности и богатства его личности, от его душевной щедрости» зависит воспитание человека. (Пояснение к 1 примеру) Действительно, никакие правила и наказания за их нарушения не воспитают человека, если он не видит конкретных примеров образованности и воспитанности.

2 пример
Далее Ф. Абрамов вспоминает своего «незабвенного» учителя –Алексея Фёдоровича Калинцева, который был влюблён в свою профессию. Рассказывая о нём, автор отмечает, что все «пожилые, молодые, мужчины, женщины, — все кланялись ему. А старики даже шапку с головы снимали». Такое уважение он заслужил своим «безответным, поистине подвижническим служением на ниве народного просвещения».(Пояснение ко 2 примеру) И мы понимаем, что именно на таких людей мы должны равняться, брать с них пример. (Смысловая связь между примерами, анализ этой связи) Оба этих примера дополняют друг друга , потому что показывают: главную роль в школьном деле играет учитель.

Позиция автора заключается в следующих словах: «Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель». Ведь в руках учителя будущее страны.

Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, в школе ученик получает не только знания, но и нравственные уроки, с которыми он выходит во взрослую жизнь. (Обоснование) Вспомним «Уроки французского» В. Распутина учеников очень важно, кто эти уроки даёт и какой он человек.

Таким образом, проблема, поднятая в данном нам для анализа тексте, актуальна и сегодня. Роль учителя в жизни как отдельно взятого человека, так и общества в целом очень важна, и это неоспоримо.

(254 слова)

Текст

(1)Отчего пакостно на душе, отчего я весь разбит, измочален? (2)Собрались встречать Новый год — веселись, безумствуй, бурли! (3)Так встречают нормальные люди самый прекрасный праздник в году. (4)Мы же на всю ночь развели высокоинтеллектуальный скулёж про нашу российскую бестолковщину, про свои безобразия. (5)И добро бы хоть польза была от него какая, добро бы хоть чувства свои гражданские отточили, пополнили свои запасы мужества и отваги на предстоящий год.

(6)Ведь как вчера было? (7)Рассказывали разные случаи, один отвратительнее другого — про бюрократический произвол, про взяточничество и коррупцию — и ни малейшего протеста, ни единого выкрика возмущения. (8)Свыклись, примирились. (9)Именно в этом и был весь ужас, ибо кто собрался, кто сидел за столом? (10)Писатели, художники, учёные — словом, те, кого принято называть наставниками, пастырями духовными.

(11)Долго я, весь разбитый и измочаленный, лежал в постели, снова и снова прокручивая в голове все подробности вчерашнего вечера, унылым взглядом обводил комнату. (12)Массивный телевизор во весь угол, отполированный сервант заставлен всяким хрустальным барахлом, куклы в национальных костюмах, которые я привёз из заграничных поездок…

(13)А где же новогодняя ёлка? (14)Жена с племянницей обычно ставили ёлочку ко мне в комнату в самый канун Нового года — свежую, морозную, почти без всяких украшений, в своём натуральном наряде, и к утру вокруг неё стоял лесной смолистый дух.

(15)Вот почему у меня настроение непразднично! (16)(Это начал я себе по-новому объяснять причины своего дурного настроения: ёлки в доме нет.) (17)Вчера жена и племянница два часа мотались по городу — не могли достать. (18)А без ёлки какой же Новый год?

(19) В передней зазвенел звонок — почта, должно быть.

(20)Она. (21)Я узнал Олю-почтальоншу по шепелявому, захлёбывающемуся голосу. (22)Оля поздравляла жену с Новым годом, жена тоже поздравила её, а затем, как я понял из дальнейшего разговора, хотела немножко отблагодарить её за услуги: у нас большая почта, и Оля иной день раз пять наведывается к нам.

(23) — Нет, нет, — услышал я опять торопливый и шепелявый голос, — это наша работа, нам за неё платят. (24)Вы меня обижаете…

(25)Обижаете? (26)Это её-то обижают? (27)Господи, получает какие-то гроши за такой каторжный труд (попробуй на себе каждый день потаскать пудовую сумку из дома в дом, с лестницы на лестницу), да ещё и — «обижаете»…

(28)Я пошёл на подмогу жене. (29)Вижу: стоит в передней давно примелькавшаяся мне уже немолодая девушка в тёплом платке. (30)Дешёвенькое затасканное пальтишко с вытертым кроличьим воротником, старые ботинки…

(31)И вот мы уже с женой уговариваем Олю принять от нас обоих подарок. (32)И снова: нет, нет.

(33)Я надбавил денег — может, теперь будет посговорчивее?

(34) — Вы меня обижаете! (35)Не возьму я ваши деньги! — сказала Оля в третий раз. (36)Сказала уже жёстче, твёрдым голосом, в котором, однако, угадывались с трудом сдерживаемые слёзы.

(37)Я глядел в её большие спокойные серые глаза и вдруг понял, что и в самом деле обижаю её. (38)Покушаюсь на самое дорогое богатство её — честность и неподкупность труженицы.

(39)Мне стало стыдно до слёз. (40)И в то же время какой свет хлынул в мою душу!

(По Ф. Абрамову)

В общепринятом понимании интеллигент — это образованный человек, который обладает собственной гражданской позицией. Однако разве достаточно только обладать ею, разве можно обойтись без выражения и отстаивания своих взглядов? Над этим вопросом предлагает задуматься Ф.А. Абрамов.

Рассказчик вспоминает одну свою новогоднюю ночь, проведенную в беседе «про нашу российскую бестолковщину, про свои безобразия», и сокрушается, ведь никто не возмутился, не сказал и слова протеста против произвола. С помощью вопросно-ответной формы изложения (изложения 9-10) автор обращает внимание на ужас сложившейся ситуации, заставляет перечитывать эти строки и осознавать, что «те, кого принято называть наставниками, пастырями духовными», таковыми не являются, ведь они опустили руки. Действительно, люди, для которых свобода должна была быть высшей ценностью, а несправедливость — злом, которое они призваны искоренять, просто сдались, примирились с такой действительностью. А кого тогда можно назвать интеллигентом? Чтобы переосмыслить значение слова, недостаточно только доказать, что предыдущее значение было неверным, необходимо предложить новый, лучший вариант. Автор так и поступает, рассказывая о честной, неподкупной девушке. Она не стала принимать денежную благодарность за свою работу несмотря на то, что «получает какие-то гроши за такой каторжный труд», и средства ей бы явно не помешали. Такой благородный

     (1)Лида, бухгалтер, попала в беду: пять месяцев без работы! (2)Выгнали за то, что отказалась подписать фальшивые документы на списание уцененных товаров.
     (3)Дело разбирал комитет народного контроля, партбюро – все признали: честный человек Лида. (4)Немедленно восстановить на работе.
     (5)Но Москва уперлась: нет и нет. (6)Потому что восстановить на работе Лиду – значит признать виновной Т., а заодно с нею и кое-кого из московских тузов. (7)Одна шайка-лейка. (8)Да и первого секретаря РК пришлось бы потревожить: она горой встала за Т. (…)
     (9)Мне начали названивать разные люди:
     (10)– Федор Александрович, да что же это у нас делается? (11)Человек пропадает за правду! (12)Где мы живем? (13)До ручки довели бабу. (14)Затравили. (15)С голоду подыхает, белье продает. (16)И если бы, говорит, не ребенок малый, давно бы петлю на шею накинула.
     (17)Не хотелось мне влезать в эту грязь – время, нервы, а с другой стороны, если я не помогу, если другой не поможет, то кто же поможет?
     (18)Пошел в обком к А. (19)Нравился мне этот человек. (20)Простой, демократичный. (21)Не глуп. (22)А его прошлое? (23)Помню, козырнул как-то в разговоре с ним своим ранением: дескать, воевал. (24)Немецкими пулями на теле записан патриотизм.
     (25)– А у меня, Федор Александрович, тоже сорок девять дырок в теле, – очень скромно, как бы между прочим заметил А.
     (26)Я так и присел. (27)А потом кое-какие подробности из его фронтовой жизни и до меня дошли. (28)Рядовой матрос. (29)Бесстрашно, с одной финкой в зубах на врага ползал. (30)Двумя орденами Славы, тремя медалями «За боевые заслуги» награжден, а этими наградами, как известно, и в войну не кидались. (31)Свой, одним словом, парень, нашенский, как сказал о нем один приятель.
     (32)Встретил меня А. радушно, просто, вышел из-за стола (так теперь заведено у крупных партийных работников, так меня и Демичев встречал), от души пожал руку.
     (33)– Ну как живем-можем, Федор Александрович? (34)Как здоровье? (35)Как творческие успехи?
     (36)– Благодарю, вашими молитвами.
     (37)– Ну, ежели нашими молитвами – отлично. (38)Мы тут частенько молимся за здоровье творческой интеллигенции. (39)На этот счет у обкома взгляды широкие – признаем Господа Бога.
     (40)В таком вот непринужденном тоне – с шутками, с прибаутками – мы поговорили о моем круизе вокруг Европы, дали надлежащую – партийную – оценку поступку Рябкова, оставшегося в Англии, и только после этого я начал излагать суть дела, по поводу которого я пришел.
     (41)– Так, так, – время от времени кивал мне А. (42)– Дальше. (43)– И лицо его при этом все более и более каменело.
     (44)Я решил зайти с другой стороны – может, там у него незащищенное место? (45)Стыд ведь, срам, говорю. (46)Вся организация взбудоражена. (47)Весь город языком чешет. (48)Обком треплют…
     (49)– Разберемся, – бесстрастно роняет А., и кумачовое, чернобровое лицо его еще больше мрачнеет.
     (50)– Да чего разбираться-то! – уже совсем выхожу из себя. – (51)Разобрались. (52)Народный контроль разбирался, партбюро. (53)Все сказали: покарать жуликов!
     (54)– Разобраться всегда полезно, товарищ Абрамов.
     (55)Да, уже не Федор Александрович, а товарищ Абрамов. (56)И с угрозой, с начальственным рыком в голосе.
     (57)И я смотрю на этого раскормленного, краснорожего дядю, смотрю на его мрачно сдвинутые брови, на стиснутый рот, и мне понятно, какие заботы и мысли обуревают его секретарскую голову. (58)Прихлопнуть надо. (59)И нетрудно прихлопнуть. (60)Да стукнешь в Т., а попадешь в Д., в М. (61)Вот ведь как жизнь устроена. (62)А что значит тронуть их? (63)Рубить сук, на котором ты сидишь. (64)Потому что они держат в своих руках две могущественные организации. (65)От них зависит твой авторитет. (66)А их связи с верхами? (67)Ты, к примеру, секретарь Ленинградского обкома, бывал хоть раз на приеме у Генерального? (68)А М. вхож к нему запросто. (69)Публично, перед всесоюзной телекамерой, был обласкан и расцелован Генеральным.
     (70)Да, что делается у А. в голове, мне понятно. (71)Непонятно другое – откуда у него дремучий чертополох в сердце? (72)Человек молодым парнишкой не щадил себя, жизнь в любую минуту готов был отдать за Родину, а тут надо вступиться за оклеветанного, затравленного человека – струсил? (73)И только ли дело в нежелании рисковать своей карьерой? (74)А может, все проще? (75)Может, дело все в том, что умереть за Родину – это ему внушали, вколачивали с детства, а человеком быть не учили? (76)И не потому ли у нас сплошь и рядом: люди спокойно и мужественно умирают на войне и оказываются совершенно несостоятельными в повседневной, будничной жизни?

По Ф.А. Абрамову

Сочинение по тексту

     Какого человека можно назвать честным?

     Чтобы привлечь внимание читателя к этой проблеме, автор приводит в качестве примера Лиду, оставшуюся без работы: «Выгнали за то, что отказалась подписать фальшивые документы на списание уцененных товаров». Читатель понимает, что героиня является по-настоящему совестливым человеком, так как она отказывается лгать, даже рискуя заработком.

     Далее Абрамов пишет об А., который отказался помочь Лиде. Партийный работник не захотел вступиться за бухгалтера, так как боялся лишиться должности, потому что «восстановить на работе Лиду – значит признать виновной Т., а заодно с нею и кое-кого из московских тузов». Этот пример показывает, что бесчестный человек (в отличие от совестливого) не готов бороться за правду и рисковать своими удобствами.

     Писатель противопоставляет героев: в то время как Лида не побоялась поступить честно, рискуя работой, А. не стал бороться за справедливость, тем самым поощряя и защищая лживых “тузов”. Так автор показывает разницу между честным и бесчестным человеком.

     Позиция автора такова: честный человек — это тот, кто всегда будет поступать по совести, несмотря на возможные последствия.

     Я полностью разделяю мнение автора. Действительно, совестливые люди всегда поступают честно, не боясь взять на себя определенные риски. Например, мой старший брат, ударив по столу, чтобы убить таракана, уронил вазу мамы, а она подумала, что это сделал я, поскольку я её почти уронил неделю назад. Но мой честный брат сознался в своем поступке, хотя и знал, что мама будет очень недовольна.

    Таким образом, только честный человек будет жертвовать своим благосостоянием ради правды и справедливости.

(235 слов)

Жирным выделены пояснения к примерам из текста.
Выделена жирным и подчеркнута позиция автора.
Красным выделен анализ связи между примерами.
Синим выделены клише.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Абмк расписание экзаменов официальный сайт
  • Абмк подготовка к экзаменам
  • Абитуриенты сдающие письменный экзамен поднимают головы если распахивается дверь аудитории
  • Абитуриенты сдают четыре экзамена в форме егэ сообщение зачислить придет тем абитуриентам у которых
  • Абитуриенты сдают четыре экзамена в форме егэ введите в электронную таблицу эт исходные данные

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии