Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип 30 № 44
Определите, в каком из пунктов, обозначенных буквами на карте России, 1 мая Солнце раньше (по времени Гринвичского меридиана) поднимется над горизонтом. Запишите обоснование вашего ответа.
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2012 по географии, Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по географии
2
Географические координаты пунктов А, Б, В и Г показаны в таблице.
Пункт | Географические координаты | |
---|---|---|
Широта | Долгота | |
А | 57° с. ш. | 50° в. д. |
Б | 57° с. ш. | 60° в. д. |
В | 57° с. ш. | 70° в. д. |
Г | 57° с. ш. | 90° в. д. |
Определите, в каком из этих пунктов 15 июня солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 7 часов утра по солнечному времени Гринвичского меридиана. Запишите обоснование Вашего ответа.
3
Определите, в какой из точек, обозначенных буквами на карте мира, 1 июля Солнце раньше (по времени Гринвичского меридиана) поднимется над горизонтом. Запишите обоснование Вашего ответа.
Источник: ЕГЭ по географии 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1
4
Определите, в какой из точек, обозначенных буквами на карте мира, 1 февраля Солнце раньше (по времени Гринвичского меридиана) поднимется над горизонтом. Запишите обоснование Вашего ответа.
Источник: ЕГЭ по географии 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.
5
Определите, в какой из точек, обозначенных буквами на карте мира, 5 марта Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 16 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана. Запишите обоснование Вашего ответа.
Источник: ЕГЭ по географии 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 3.
Пройти тестирование по этим заданиям
Для того, чтобы разобраться с заданием, нужно с ним познакомиться! А знакомство с заданием начинается с изучения документов, регламентирующих темы, которые встречаются в нём.
Темы 30 задания в ЕГЭ:
- Земля как планета, современный облик Земли.
- Форма, размеры, движение Земли.
- Умение использовать географические знания для решения задач, связанных с географическими следствиями размеров и движения Земли
30 задание оценивается 2 первичными баллами.
На практике в 30 задании мы чаще всего встречаем задачу, которую нам необходимо решить и правильно оформить. Вариантов задач может быть несколько.Рассмотрим краткую теорию для того, чтобы иметь базу для решения задач.
Вращение Земли происходит с запада на восток (против часовой стрелки). Поэтому чем восточнее расположен пункт, тем раньше в нем поднимется Солнце над горизонтом.
Также нам интересны несколько важных параллелей, на которые мы будем опираться:
- Северный тропик имеет широту 23,5° с.ш.
- Южный тропик имеет широту 23,5° ю.ш.
- Северный полярный круг имеет широту 66,5° с.ш.
- Южный полярный круг имеет широту 66,5° ю.ш.
Для того, чтобы уметь оценивать примерное положение Солнца в зависимости от даты, нужно запомнить «критериальные даты»:
- 21 марта – день весеннего равноденствия (Солнце в зените над экватором)
- 21 июня – летнее солнцестояние на Северном тропике (Солнце в зените над Северным тропиком)
- 23 сентября – день осеннего равноденствия (Солнце в зените над экватором)
- 22 декабря – зимнее солнцестояние на Южном тропике (Солнце в зените над Южным тропиком)
Условно, мы можем представить, что Солнце «гуляет» между тропиками, которые имеют широту 23,5° северного и южного полушария. Можно представить, что на тропиках расположены магазины, а Солнце очень любит «шопиться» в них. Поэтому 21 июня оно идет на Северный тропик, а после к 22 декабря доходит уже до Южного.Есть несколько ключевых моментов, которые мы можем определить:
- Угол падения солнечных лучей
- Продолжительность светового дня
Угол падения измеряется в градусах от 0° до 90°. Когда у нас Солнце в зените, значит, угол падения солнечных лучей самый большой. Мы должны понимать, что дальше тропиков солнечные лучи никогда не будут падать отвесно, т.е. угол падения дальше тропиков (севернее или южнее в зависимости от полушария) не будет уже равен 90°. Поэтому запоминаем, что только по дороге в магазин и в самом магазине лучи Солнца могут падать перпендикулярно.
Продолжительность светового дня также зависит от положения Солнца. Если, например, Северное полушарие освещено лучше, то и продолжительность дня там будет выше.
ЗАПОМНИМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ:
Летом продолжительность дня уменьшается при движении от Северного полюса к Южному.
Зимой продолжительность дня уменьшается при движении от Южного полюса к Северному.
21 июня максимальный угол падения солнечных лучей будет на Северном тропике, а при движении от него на север и на юг он будет уменьшаться.
23 сентября и 21 марта день будет равен ночи. В эти дни Солнце пересекает экватор, поэтому именно на нем оно будет в зените.
22 декабря максимальный угол падения солнечных лучей будет на Южном тропике, а при движении от него на север и на юг он будет уменьшаться.
В задании мы встречаемся со временем и градусами, поэтому нам нужно уметь с ними работать и переводить одни единицы в другие.
Для начала запомним, что за 1 час Земля поворачивается на 15°. Из этого мы всегда можем вывести более мелкие единицы.
Для понимания рассмотрим таблицу для перевода:
- За 4 минуты Земля повернётся на 1°.
- За 1 минуту – на 0,25° (или на 15’).
Важно понять, что градусы и время – это разные понятия. Градусы, так же, как и часы, подразделяются на более мелкие части – минуты и секунды.
Пример перевода: если нам дадут, например, 20 минут, то за них Земля повернется на 5 градусов.
Для определения высоты Солнца над горизонтом используем формулу:Полуденный меридиан определяется по формуле:
(12 часов – время Гринвичского меридиана) * 15° – для Восточного полушария
(время Гринвичского меридиана – 12 часов) * 15° – для Западного полушария
Для определения полушария запомним:
Если время в пункте меньше, чем на заданном меридиане, то это западное полушарие
Если время в пункте больше, чем на заданном меридиане, то это восточное полушарие
Встречаются также задания с кораблём или вертолётом. Есть 2 варианта их формулировок.
- Корабль/вертолет двигается строго по меридиану.
В такой формулировке используем значение:
Длина 1° меридиана = 111 км.
- Корабль/вертолёт двигается строго по параллели
Если в задании вертолёт или корабль двигаются по параллели, то значения длины 1 градуса будут изменяться.Теперь поговорим про примеры оформления разных вариантов задач.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛГОТЫ ПУНКТА ПО ИЗВЕСТНОМУ СОЛНЕЧНОМУ ВРЕМЕНИ МЕРИДИАНА
Задание: Определите географическую долготу пункта, если известно, что в 15 часов 40 минут по солнечному времени Гринвичского меридиана местное солнечное время в нём 7 часов. Запишите решение задачи.
Решение задания:
- 15 часов 40 минут – 7 часов = 8 часов 40 минут (разница во времени)
- 8 часов 40 минут = 8 * 15° + 2/3 * 15° = 130° з.д. (Время в пункте меньше времени на Гринвичском меридиане, значит, пункт расположен в Западном полушарии.)
Ответ: 130° з.д.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ ПУНКТА ПО ВЫСОТЕ СОЛНЦА И ВРЕМЕНИ ИЗВЕСТНОГО МЕРИДИАНА
Задание: Определите географические координаты пункта, расположенного в США, если известно, что 21 марта в 16 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 42° над горизонтом. Запишите решение задачи.
Решение задания:
Ответ:
- Разница во времени с Гринвичским меридианом составляет 16 − 12 = 4 часа.
- 4 * 15 = 60° з.д. Время в пункте меньше времени на Гринвичском меридиане, значит, пункт расположен в Западном полушарии.
h = 90° – φ (формула для определения высота угла падения солнечных лучей в дни равноденствий)
Выражаем широту: φ = 90° – h
- 90° − 42° = 48° с.ш.
Получаем 48° с.ш. 60° з.д.
ВЫБОР ПУНКТА, В КОТОРОМ СОЛНЦЕ БУДЕТ ВЫШЕ ВСЕГО НАД ГОРИЗОНТОМ
Задание: Определите, в какой из точек, географические координаты которых указаны в таблице, 23 января Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 19 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана. Запишите обоснование Вашего ответа.Решение задания:
- (19 − 12) * 15° = 105° з.д. — полуденный меридиан (Точки А и Б расположены ближе всего к нему)
- Точка Б расположена южнее точки А (так как 23 января Солнце находится в Южном полушарии, значит, угол падения солнечных лучей будет увеличиваться при движении в Южное полушарие/к экватору)
Ответ: 23 января Солнце будет находиться выше всего в точке Б
ВЫБОР ПУНКТА, ГДЕ СОЛНЦЕ РАНЬШЕ ВСЕГО ПОДНИМЕТСЯ НАД ГОРИЗОНТОМ
Задание: Определите, в какой из точек, обозначенных буквами на карте мира, 15 декабря Солнце раньше (по времени Гринвичского меридиана) поднимется над горизонтом. Запишите обоснование Вашего ответа.Решение задания:
Ответ: Солнце раньше поднимется в точке В, так как
- Точка В расположена южнее точки Б (15 декабря продолжительность светового дня увеличивается от Северного полюса к Южному, чем южнее пункт, тем раньше поднимется Солнце над горизонтом)
- Точка В расположена восточнее точки А (Земля вращается с запада на восток, чем восточнее пункт, тем Солнце поднимется раньше над горизонтом)
ЗАДАЧИ С КОРАБЛЕМ И ВЕРТОЛЁТОМ
Задание 1: С корабля, находящегося в точке с координатами 13° с. ш. 73° з. д., поступило радиосообщение о неисправности двигателя. Какое расстояние (в км) до неисправного судна пройдёт ремонтный корабль из порта Риоача (11° с. ш. 73° з. д.), если известно, что он будет идти строго по меридиану, а неисправное судно останется в той же точке, откуда было передано сообщение? Запишите решение задачи. Ответ округлите до целого числа.Решение задания:
- 13° − 11° = 2° (разница между пунктами в градусах)
- 2° * 111 км = 222 км.
Ответ: 222 км.
Для себя на черновике можно нарисовать иллюстрацию к заданию такого типа, чтобы не запутаться (не нужно ее рисовать в бланке ответов).
Задание 2: Вертолет вылетел из Эдинбурга (55° с. ш. 3° в. д.) и направился в столицу Дании, Копенгаген (55° с. ш. 12° в. д.). Какое расстояние (в км) пролетит вертолет, если известно, что он будет двигаться строго по параллели? Запишите решение задачи. Ответ округлите до целого числа.Решение задания:
- 12° в. д. − 3° в. д. = 9° (разница в градусах между городами)
- 9° * 64 км = 576 км.
Ответ: 576 км.
Для себя на черновике можно нарисовать иллюстрацию к заданию такого типа, чтобы не запутаться (не нужно ее рисовать в бланке ответов).
Подведем итог! Выделим несколько правил оформления:
- Пишем красивые и полные ответы, т.е. в начале пишем вводную фразу (легко переформулировать из вопроса в задании), в конце пишем ответ (это где нужно выбрать какой-нибудь пункт). Можно сначала решение, в конце написать вывод, всё на ваше усмотрение.
- Стараемся выстраивать ответ, следуя логике.
- Желательно пояснять свои вычисления в решении: так будет понятнее, что и как вы находите.
- Не забываем указывать знаки (например, знак градуса°), правильно записывать широту и долготу (например, 45° с.ш. 55° в.д.).
Поделиться Сохранить в закладках Ещё
29 просмотров1 упоминание
Новая Школа | География ЕГЭ
2 сен в 13:06
Редактировать
Климатическая задача
Тридцатое задание ЕГЭ по географии во многом схоже с предыдущим – также нужно приводить два компонента ответа, основываясь на данный материал. Но в нем условия чаще даются не в таблице, а в графиках температуры и осадков, профиле рельефа, схематической карте или климатограмме.
Также разница заключается в том, что в предыдущем задании прямо указывается положение, к которому нужно приводить два компонента ответа, а в этом нужно самому делать вывод по данному иллюстративному материалу и писать подтверждения. Различаются и проверяемые аспекты географии: в 30 задании упор делается на темы о климате – климатических зонах, эрозии, годовом ходе осадков и температуры, стихийных бедствиях, солнечной радиации, муссонах и пассатах, загрязнении атмосферы.
Получается, что всего в ответе должно быть три элемента: одно предложение, содержащее ваш собственный вывод (например, в каком пункте солнечная радиация больше), и два обоснования-аргумента. Если все три элемента написаны верно и их смысл аналогичен тому, что указано в критериях у эксперта – ставится 2 балла. При наличии двух любых верных элементов ответа ставится 1 балл. Во всех остальных ситуациях баллы за задание не ставятся.
Разбор типовых вариантов задания №30 ЕГЭ по географии
Первый вариант задания
Определите, на каком из участков, обозначенных цифрами 1, 2 и 3 наиболее вероятно развитие водной эрозии почвы. Для обоснования ответа укажите два довода; в случае, если приведено более двух доводов, оцениваются только первый и второй.
Как известно, возникновение эрозии наиболее вероятно на крутых склонах. Те почвы, которые покрыты многолетней травой и кустарниками, подвержены эрозии меньше всего. На карте видно, что участок под номером 1 покрыт кустарниками – значит, водная эрозия на нем маловероятна. Участок 3 располагается на равнинной местности, поэтому водная эрозия на нем также не очень вероятна. А вот участок под номером 2 находится на крутом склоне и растительности на нем нет – поэтому там наиболее вероятно возникновение эрозии.
Запишем ответ:
Опасность развития водной эрозии наиболее вероятна на участке под номером 2 – он расположен на крутом склоне, где нет растительности. Участок 1 покрыт кустарниками, что снижает риск возникновения эрозии. Участок 3 находится на пологой поверхности – отсутствие крутых склонов также уменьшает вероятность начала эрозии.
Второй вариант задания
Определите, в каком из промышленных центров, которые обозначены на карте буквами А и В, наблюдается большее загрязнение атмосферы. Приведите два аргумента, обосновывающих ваш ответ.
В пункте А находятся предприятия со специализациями «металлургия полного цикла» и «машиностроение», а в пункте В – «пищевая промышленность», «электрометаллургия» и «машиностроение». Известно, что больший урон окружающей среде наносит металлургия полного цикла – ведь она включает в себя все стадии производства. Также мы видим, что около пункта А находится ТЭС и ведется добыча железной руды – все это сильно загрязняет атмосферу. Еще один фактор – расположение пункта А в межгорной котловине; зимой там застаивается холодный воздух из-за инверсии температур (их повышения в зависимости от высоты).
Наш ответ – пункт А. Пишем ответ:
Большее загрязнение окружающей среды характерно для пункта А, потому что:
- Металлургия полного цикла по сравнению с электрометаллургией сильнее загрязняет атмосферу, потому что она включает в себя все производственные стадии – даже такие «грязные», как обогащение руды, выплавка чугуна.
- Около пункта А добывают железную руду, тогда как пункт В находится на некотором отдалении от места добычи. В дополнение, около пункта А располагается ТЭС, которая является мощным загрязнителем атмосферы.
Третий вариант задания
Планы построения ГЭС на реке Шилка, которая находится в Забайкальском крае, часто становятся объектом для споров. Противники этого проекта считают, что в результате возведения ГЭС и создания водохранилища могут произойти значительные изменения в климате расположенных рядом территорий. Укажите два изменения, которые могут быть вызваны созданием водохранилища.
С поверхности водохранилища активно испаряется вода, из-за чего возрастает влажность воздуха и, как следствие, увеличивается количество атмосферных осадков. Также водохранилища приводят к тому, что зимние температуры становятся выше, а летние – ниже, из-за чего могут возникать бризы. Это и нужно записать в ответе.
Даниил Романович | Просмотров: 3k
17661. С корабля, находящегося в точке с координатами 67° с. ш. 22° з. д., поступило радиосообщение о неисправности двигателя. Какое расстояние до неисправного судна пройдет ремонтный корабль из порта Гриндавик (64° с. ш. 22° з. д.), если он будет ‘идти строго по меридиану, а неисправный корабль останется в той же точке, откуда было передано сообщение? Ответ округлите до целого числа. Запишите решение задачи.
1° меридиана равен приблизительно 111 км. Так как корабль движется строго по меридиану, определяем разницу в градусах между географической широтой точки, в которой находится корабль, и географической широтой порта Гриндавик: 67 — 64 = 3°. Переводим эту разницу из градусов в километры: 3 × 111 = 333 км.
Ответ: 333 км.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 17661.
17630. С корабля, находящегося в точке с координатами 56° 30′ с. ш. 150° 50′ в. д., поступило радиосообщение о неисправности двигателя. Какое расстояние (в км) до неисправного судна пройдет ремонтный корабль из порта Магадан (59° 30′ с. ш. 150° 50′ в. д.), если известно, что он будет идти строго по меридиану, а неисправное судно останется в той же точке, откуда было передано сообщение? Запишите решение задачи. Ответ округлите до целого числа.
Неисправный корабль находится на 3° южнее, длина дуги 1° меридиана равна примерно 111,3 км, значит, ремонтный корабль пройдет 3 х 111,3 = 333,9 км, то есть примерно 334 км.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 17630.
17599. Определите географическую долготу точки, если известно, что в полдень по солнечному времени меридиана 15° з. д. местное солнечное время в ней 14 часов. Запишите решение задачи.
Разница во времени между меридианом, на котором расположена точка, и меридианом 15° з. д. составляет 2 часа, значит, разница в долготе составляет: 15° × 2 = 30°. Время в точке больше времени на меридиане 15° з. д., значит, точка расположена на 30° восточнее меридиана 15° з. д.
Ответ: 15° в. д.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 17599.
17568. С корабля, находящегося в точке с координатами 51° с. ш. 159° в. д., поступило радиосообщение о неисправности двигателя. Какое расстояние (в км) до неисправного судна пройдет ремонтный корабль из порта Петропавловск-Камчатский (53° с. ш. 159° в. д.), если известно, что он будет идти строго по меридиану, а неисправное судно останется в той же точке, откуда было передано сообщение? Запишите решение задачи. Ответ округлите до целого числа.
Неисправный корабль находится на 2° южнее. Длина дуги 1° меридиана равна примерно 111,3 км,
значит, ремонтный корабль пройдет 2 × 111,3 = 222,6 км.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 17568.
Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще
РАЗБОР 29, 30 И 32 ЗАДАНИЙ ЕГЭ по географии. ПУТЬ К СОТКЕ.
Смотрите также:
Тренировочный вариант ЕГЭ 2019 по географии №16 с ответами
Задача 1
Определите, в каком из 13 климатических поясов Земли расположен пункт, климат которого показан на климатограмме. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.
Задача 2
Показатели | Страна А | Страна Б |
Общая численность населения, млн чел. | 32,0 | 8,2 |
Численность населения в возрасте до 15 лет, млн чел.… |
Задача 3
На рисунке показан профиль, проведённый через остров в Атлантическом океане, расположенный на параллели 15° с. ш. В каком из пунктов, обозначенных на профиле буквами A, B, C, D, бу…
Задача 5
Демографические показатели стран А, Б и В
…
Показатели | Страна А | Страна Б |
Задача 6
На рисунке показан профиль, проведённый через остров по параллели 40° ю. ш. В каком из пунктов, обозначенных на профиле буквами A, B, C, D, будет выпадать наибольшее количество атм…
Задача 7
Особенности горной системы | Горная система А | Горная система B | Горная система C |
Географическое положение | между 25° ю. ш. и 35° ю. ш.; меж… |
Задача 8
Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке. Оцените, в пределах какого из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, существует наибольшая опасность развития водной эрозии…
Задача 9
На рисунке показаны климатограммы, составленные для пунктов А и Б, расположенных в России на одной широте и на одной высоте над уровнем моря. Определите, какой из пунктов находится…
Задача 10
Используя данные половозрастных пирамид, определите прогнозируемые к 2025 году изменения (увеличение или уменьшение) доли лиц до 15 лет в общей численности населения Республики Кор…
Задача 11
Администрация посёлка Ильинский планирует создать спортивную площадку для жителей посёлка. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для…
Задача 12
Используя приведённые в таблице данные, определите страну, в которой наблюдается наименьший естественный прирост населения (на 1000 жителей). Для обоснования своего ответа запишите…
Задача 13
В одном из океанов есть своеобразная «река». Начинается она у экватора и несет свои тёплые воды к Северному полюсу. Протекает она посреди океана со скоростью 3–10 км в час. Количес…
Задача 14
Используя приведённые в таблице данные, определите, в какой из стран — А или Б — доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения наибольшая. Сделайте вычисления и укажи…
Задача 15
Прочитайте текст.
«Зима здесь самый тихий, ясный, сухой и устойчивый из здешних климатических периодов… резких перемен погоды не случается. Стужа нарастает и падает плавными крупны…
Задача 16
Используя приведённые в таблице данные, определите, в какой из стран — А, Б или В — доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения выше. Сделайте соответствующие расчё…
Задача 17
Несмотря на принимаемые меры и проведение дорогостоящих мероприятий по снижению выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, город Магнитогорск относится к числу городов России и мир…
Задача 18
Ознакомьтесь с картой. Фермер из ближайшего посёлка решил заложить фруктовый сад. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 или 3, наиболее подходит для этого.…
Задача 19
На рисунке показаны климатограммы, составленные для пунктов А и Б, расположенных в России в умеренном климатическом поясе на одной широте и на одной высоте над уровнем моря. Опреде…
Задача 20
В таблице приведены сведения о трёх вымышленных горных системах. Используя данные таблицы, определите, в какой из них количество высотных поясов будет наибольшим. Укажите два довод…
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САНГАРСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
СБОРНИК АЛГОРИТМОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
ПО ГЕОГРАФИИ
Разработчик: Копылова Елена Вячеславовна, учитель высшей категории МБОУ «Сангарская гимназия»
-2022-
Представленный материал адресован учителям географии. Данный сборник включает в себя алгоритмы решения задач для подготовки к Единому государственному экзамену по географии. Сосредоточено внимание на тех вопросах географии, которые вызывают особое затруднение при выполнении контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Особое внимание уделено учебному материалу изучение, которого проходит в 6-7 классах и к 11 классу забывается, но еще и количество выделенных часов на его изучение недостаточное. Алгоритмы решения задач расписаны пошагово и привязаны к определенным заданиям, т.е. разбираются на конкретных примерах.
Содержание:
1. |
Нахождение субъекта по заданным географическим координатам……………………………. |
3 |
2. |
Определение азимута направления на заданный объект……………………………………………. |
4 |
3. |
Построение профиля………………………………………………………………………………………………………. |
6 |
4. |
Зависимость температуры воздуха, влажности и атмосферного давления…………………. |
8 |
5. |
Определение географических координат по положению Солнца……………………………….. |
9 |
6. |
Определение положения Солнца над горизонтом……………………………………………………….. |
9 |
7. |
Задачи по анализу климатограмм………………………………………………………………………………….. |
10 |
8. |
Определение поясного времени……………………………………………………………………………………. |
12 |
9. |
Определение последовательности городов в зависимости от продолжительности светового дня………………………………………………………………………………………………………………….. |
13 |
10. |
Численность населения: естественный и миграционный прирост………………………………. |
14 |
11. |
Численность населения: доля городского и сельского населения……………………………….. |
16 |
12. |
Индекс человеческого развития…………………………………………………………………………………….. |
18 |
13. |
Население и хозяйственная деятельность…………………………………………………………………….. |
20 |
14. |
Использованная литература…………………………………………………………………………………………… |
22 |
Нахождение субъекта по заданным географическим координатам
Задание: Определите, на территории какого субъекта Российской Федерации находится город, имеющий географические координаты 59о 05′ с.ш. 159о 57′ в.д.
Решение:
-
Определяем местоположение города. Для этого находим между какими параллелями и меридианами он находится: значение 59о 05′ находится между 50-ой и 60-ой параллелями, а значение 159о 57′ находится между 150-ым и 160-ым меридианами. Находим этот квадрат на карте России
-
На найденной территории находится субъект — Камчатский край
-
Записываем ответ без пробелов: Камчатскийкрай
Определение азимута направления на заданный объект
Задание: Определите азимут, по которому надо идти от родника на высоте 142,0 м до дома лесника. Ответ запишите цифрами.
Решение:
-
Азимут – это угол между направлением на север и направлением на заданный объект. Если на Плане местности нет линии направления горизонта, то подразумевается, что верх плана соответствует северу, низ – югу.
-
Находим родник на Плане местности и дом лесника
-
В точке родника чертим оси линии направления горизонтов, так чтобы точка пересечения находилась в точке расположения родника и соединяем точку пересечения с домом лесника
-
Каждый угол у пересечения равен 90о, направление на дом лесника делит угол между направлением на восток и на юг напополам. Значит, азимут составляет 90о + 45о = 135о
90о
45о
-
Ответ: 135
Построение профиля.
Задача: Постройте профиль местности по линии А – В, используя горизонтальный масштаб в 1 см 50 м и вертикальный масштаб в 1 см 5 м. Укажите знаком «Х» местоположение родника
Выполнение:
-
Измерьте расстояние от точки А до точки В
-
АВ = 3,7 см, в соответствии с масштабом расстояние на поверхности = 370 м. Переводим это расстояние по требуемому масштабу в 1 см 50 м. 370:50 = 7,4 см. чертим горизонтальный отрезок полученной длины
-
Чертим вертикали профиля с двух сторон полученного отрезка. Изначальное значение определяем по значениям горизонталей, расположенных ближе всего к точкам А или В. По плану местности видно, что ближайшая горизонталь к точке А имеет значение 155 м, а к точке В 140м. Значит, изначальное значение будет 140. Чертим вертикали с учетом вертикального масштаба в 1 см 5 м. отмечаем расположение точек А и В в соответствии с высотой.
-
Измеряем расстояние от точки А до каждой горизонтали на линии АВ, в соответствии с масштабом умножаем его на 2 и откладываем точки на горизонтальном отрезке
-
Находим точки пересечения в соответствии с высотой для каждого отрезка, до точки В
-
Соединяем линией, получившиеся точки
-
Отмечаем крестиком месторасположение родника. Для этого находим горизонталь, которая проходит через родник, измеряем расстояние от точки А до родника по прямой. Делим расстояние на 2 и находим это расстояние на профиле. Находим пересечение с линией профиля. Это и будет точка расположения родника.
Зависимость температуры воздуха, влажности и атмосферного давления
Абсолютная влажность воздуха — это величина, показывающая массу водяного пара в 1 м3 воздуха. Другими словами – это плотность водяного пара в воздухе.
Относительная влажность воздуха – это отношение его текущей абсолютной влажности к максимальной влажности при данной температуре.
Максимальное содержание водяного пара в воздухе при разных температурах разное.
Чем выше температура, тем больше водяного пара.
температура |
водяной пар |
-20 |
1 |
-10 |
2 |
-5 |
3 |
0 |
5 |
+10 |
9 |
+20 |
17 |
+30 |
30 |
+40 |
51 |
ЗАПОМНИ:
-
При равном значении температуры: чем выше относительная влажность, тем выше абсолютная влажность
-
При равном значении абсолютной влажности: чем выше температура, тем ниже относительная влажность
-
При равном значении относительной влажности: чем выше абсолютная влажность, тем выше температура
Задание: На метеостанциях 1,2 и 3 одновременно были проведены измерения содержания водяного пара в 1 м3 воздуха и определена относительная влажность воздуха. Полученные значения показаны в таблице. Расположите эти метеостанции в порядке повышения температуры воздуха на них в момент проведения измерений (от наименьшей к наибольшей)
метеостанция |
Содержание водяного пара в 1 м3 воздуха, г |
Относительная влажность воздуха, % |
1 |
12 |
80 |
2 |
12 |
54 |
3 |
12 |
15 |
Решение:
-
Содержание водяного пара в 1 м3 воздуха – это абсолютная влажность воздуха. По данным таблицы мы видим, что она одинакова на всех метеостанциях
-
При равном значении абсолютной влажности – чем выше температура, тем ниже относительная влажность. Или чем ниже относительная влажность, тем выше температура.
-
Если относительная влажность воздуха растет в последовательности 3-2-1. Значит температура будет расти в обратной последовательности: 1-2-3
-
Ответ: 123
Определение географических координат по положению Солнца
Задание: Определите географические координаты пункта, расположенного в Канаде, если известно, что 23 сентября в 17 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 40о над горизонтом. Запишите решение задачи.
Решение:
-
23 сентября – день весеннего равноденствия. Солнце находится в зените над экватором, т.е. угол падения солнечных лучей на экваторе 90о.
В задании говорится, что в искомом пункте Солнце находится на высоте 40о. значит, широта пункта будет 90о – 40о = 50о
-
Канада находится в северном полушарии, значит 50о с.ш.
-
Находим долготу: Если в искомом пункте полдень, а на Гринвичском меридиане 17 часов, разница во времени составляет 5 часов. Каждый час Солнце проходит 15о. Следовательно, 15о × 5 ч = 75о. Так как Канада находится в западном полушарии, то долгота будет 75о з.д.
-
Ответ: географические координаты пункта 50о с.ш. 75о з.д.
Определение положения Солнца над горизонтом
Задание: Пункты А, Б, В и Г расположены на одной параллели – 60о с.ш., на разных меридианах: А – 20ов.д., Б – 30ов.д., В – 40ов.д., Г – 50ов.д.
Определите, в каком из этих пунктов 1 июля солнце будет находиться ниже всего над горизонтом в 10 часов утра по солнечному времени Гринвичского меридиана. Запишите обоснование вашего ответа.
Решение:
-
Если пункты расположены на одной параллели, то ниже всего солнце будет находиться в том, который расположен дальше всего от полуденного меридиана.
-
Если на Гринвичском меридиане 10 часов, а он является 0о. Вычисляем полуденный меридиан, т.е. меридиан, на котором полдень: 1ч = 15о. Разница во времени составляет 2 ч, значит 2ч × 15о = 30о
-
Получается, что полдень будет в точке Б.
-
Находим точку с самым дальним меридианом. Это точка Г
-
Ответ: Ниже всего солнце будет в точке Г
Задачи по анализу климатограмм
Задание: Определите, в каком из 13 климатических поясов Земли расположен пункт, климат которого показан на климатограмме. Для обоснования ответа приведите два довода.
Решение:
При выполнении таких задач необходимо правильно считывать значения среднемесячных температур воздуха, уметь определять амплитуду температур, среднемесячное количество атмосферных осадков. Для этого надо знать строение климатограммы:
Как определить климатический пояс по климатограмме?
Климатические пояса отличаются среднемесячными температурами воздуха, а Южное полушарие Земли отличается от Северного временами года.
-
Определяем к северному или южному полушарию относится заданная диаграмма климата:
-
Температура понижается в феврале, январе, то есть зима приходит в привычные для нас зимние месяцы – декабрь, январь, февраль – климатограмма указывает на полушарие северной части Земли;
-
Низкие температуры приходятся на июль, то есть зима протекает в июле – диаграмма климата характеризует южное полушарие Земли.
-
Вычисляем амплитуду температур – количество градусов между самой теплой и самой холодной температурой.
?
Самая высокая температура по данной климатограмме +25оС, самая низкая -15 оС, следовательно амплитуда температур будет: +25 – (-15) = 40 оС
-
По амплитуде температур воздушных масс выясняем климатический пояс:
Экваториальный пояс – На протяжении года массы воздуха нагреты от +24оС до +26оС, при этом амплитуда не более 2-3 градуса;
Субэкваториальный пояс – Температурная амплитуда в пределах 3-7 градусов и при этом выше +20оС;
Амплитуда температурных колебаний больше 7 градусов, но зимой градус воздуха не снижается ниже +10оС, – тропический пояс;
Зимой воздух около нуля, градус воздуха колеблется от +3оС до 5оС – это субтропики;
Минусовые температуры характеризуют умеренный, субарктический (субантарктический) или арктический (антарктический) пояса.
По данной климатограмме мы видим, что это умеренный пояс.
Как определить тип климата по климатограмме?
-
Для определения типа климата обращаем внимание на осадки, их количество и как они распределены по году
Тропические и арктические пояса являются сухими по влажности климатическими зонами. Что означает минимальное количество осадков за весь год. Тропики, полупустыни: Осадки менее 150 мм за весь год;
Экваториальный и умеренные пояса – с максимально возможным за весь год количеством осадков. Экваториальный климатический пояс: Осадки за год превышают 2000 мм;
Умеренный пояс включает несколько типов климата: умеренно-континентальный, континентальный, резко-континентальный, морской и муссонный.
В умеренно-континентальном типе климата годовое количество не больше 800 мм, континентальный тип климата характерен для внутриконтинентальных областей, осадков здесь мало не более 200 мм и они равномерно распределены по году, характерно жаркое сухое лето и морозная бесснежная зима; резко-континентальный тип климата характеризуется незначительным количеством осадков – менее 400 мм. Характерны большие амплитуды температур.
Морской тип климата характеризуется большим количеством осадков, равномерно распределенных по году. Годовое количество осадков от 900 до 1200 мм. Амплитуда температур небольшая (6-8оС)
Муссонный тип климата характеризуется летним выпадением обильных осадков от 600 до 800 мм, зимой осадков практически нет от 0 до 10 мм
Субэкваториальные, субтропические пояса – переходный климат. Значит, осадки будут распределены по году неравномерно.
Субэкваториальный в северном полушарии переменно-влажная зона: летом влияние экваториального пояса, зимой – тропического. Значит лето жаркое и влажное, зима сухая и теплая.
Субтропический северного полушария также переменно-влажная зона: лето сухое и жаркое (влияние тропиков), зима умеренно влажная. Характеризуется многочисленными осадками на протяжении года, но бывают и засухи; летом осадков не значительно. Зимой – среднее по количеству осадков за год доходит 700-1000 мм. За целый год может составить около 1500 мм.;
Зимний период характерен с минимумом осадков, основная масса в виде дождей обрушивается летом – муссонный климат.
-
Исходя из выше сказанного, тип климата определяется как резко-континентальный.
-
Ответ: умеренный резко-континентальный
-
Доводы:
-
То, что июльские температуры выше январских говорит, что пункт расположен в северном полушарии
-
Большая амплитуда температур указывает на умеренный пояс, небольшое количество осадков, равномерно распределенных по году, определяет тип климата как резко-континентальный.
Определение поясного времени
Задание: Сколько времени будет в Лондоне, когда в Мурманске (2-й часовой пояс) 10 часов утра (с учетом декретного времени)
Решение:
-
Лондон находится на Гринвичском меридиане, значит в нулевом часовом поясе.
-
Мурманск находится во 2м часовом поясе, значит в Лондоне на 2 часа меньше: 10-2 =8.
-
Но следует учесть, что в России в 1930 году было введено декретное время (стрелки часов были переведены на час вперед в сравнении с поясным временем). Поэтому разница во времени Лондона с Мурманском составляет не 2, а 3 часа.
-
Таким образом, если в Мурманске 10 часов, то в Лондоне 10 – 3 = 7 часов.
Задание: Самолёт вылетел из Новосибирска (IV часовая зона) в Петропавловск-Камчатский (IX часовая зона) в 7 часов по местному времени Новосибирска. Расчётное время полёта составляет 6 часов. Сколько времени будет в Петропавловске-Камчатском, когда самолёт приземлится? Ответ запишите цифрами.
Решение:
-
Декретное время (+ 1 час к поясному) действует на всей территории России. Поэтому при вычислении времени на территории России мы принимаем Московское время за 0ч.
-
Определяем разницу во времени Новосибирска и Петропавловска-Камчатского.
Петропавловск-Камчатский +8, Новосибирск +3, значит 8 – 3 = 5ч.
-
Находим сколько было времени в Петропавловске-Камчатском во время вылета самолета из Новосибирска. Если в Новосибирске было 7 часов утра, а разница во времени 5 часов, и Петропавловск-Камчатский находится восточнее, то к Новосибирскому времени надо прибавить разницу: 7 + 5 = 12 ч. Таким образом, во время вылета самолета из Новосибирска в Петропавловске был полдень.
-
К полученному времени прибавляем время полета: 12 + 6 = 18 ч. Значит во время приземления в Петропавловске-Камчатском будет 18 часов.
-
Ответ: 18
Определение последовательности городов в зависимости от продолжительности светового дня
Задание: Объемы потребления электроэнергии на нужды жилищно-коммунального хозяйства во многом зависят от продолжительности светового дня. Расположите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности светового дня 15 апреля, начиная с города с наименьшей продолжительностью.
-
Архангельск
-
Воронеж
-
Сочи
Решение:
Для решения данной задачи необходимо учитывать сезон года. В летний период на севере полярный день, поэтому, чем севернее расположен город, тем больше будет продолжительность светового дня. В зимний же период, а также весной и осенью наоборот – чем севернее город, тем продолжительность светового дня меньше.
-
Расположите предложенные города с севера на юг:
север – Архангельск, Воронеж, Сочи – юг
-
Значит, самый продолжительный световой день в Сочи, затем Воронеж, и самый короткий день в Архангельске.
-
Правильный ответ: 123
Численность населения: естественный и миграционный прирост
Задание: На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Пермского края в 2011 г. Запишите решение задачи.
Численность и естественный прирост населения Пермского края
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Численность постоянного населения на 1 января, человек |
2 641 016 |
2 633 550 |
2 631 073 |
Среднегодовая численность населения, человек |
2 637 570 |
2 632 312 |
2 633 176 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год |
–3067 |
–1670 |
1478 |
Решение:
-
Находим изменение численности населения в 2011 году. Вычитаем численность на начало 2011 года из численности на начало 2012 года:
2 631 073 – 2 633 550 = — 2477.
Это говорит о том, что численность уменьшилась на 2477 чел. Эта цифра включает как естественный, так и миграционный прирост.
-
Естественный прирост в 2011 году составил – 1670 чел. Если из общего прироста вычесть естественный прирост, то мы получим миграционный прирост:
-2477 – (- 1670) = — 807
Это и есть миграционный прирост.
-
Ответ: — 807
Задание: Используя данные диаграммы, определите величину абсолютного миграционного прироста населения Воронежской области в 2006 г. Данные диаграммы — в промилле. Ответ запишите цифрами.
Решение:
-
Миграционный прирост определяется числом выбывших и прибывших из других регионов. Международные миграции не входят в величину абсолютного миграционного прироста области. Поэтому считаем число выбывших и прибывших без международных перемещений:
Выбыли: 13 + 0,7 = 13,7
Прибыли: 11, 4 + 3,7 = 15,1
-
Находим разницу между прибывшими и выбывшими:
15,1 – 13,7 = 1,4
-
Данные в диаграмме приведены в промилле, т.е. рассчитаны на 1тыс. населения, то полученное значение умножаем на 1000:
1,4 × 1000 = 1400 чел.
-
Ответ: 1400
Задание: Используя график, определите показатель миграционного прироста населения в России в 2007 г. Ответ дайте в тысячах.
Решение:
-
Так как речь идет о России, т.е. стране в целом, то миграционный прирост определяется разницей между прибывшими в страну (иммиграция) и выбывшими из страны (эмиграция) в требуемом году:
По графику прибыло 287 тыс.чел, выбыло 47 тыс. чел.
-
Рассчитываем прирост: 287 – 47 = 240 тыс. чел
-
Ответ: 240
Задание: На основе анализа данных приведённой ниже таблицы укажите регионы, в которых за период с 2014 по 2016 г. численность населения увеличилась. Запишите цифры, под которыми указаны эти регионы.
Изменение численности населения
(прирост за год; в процентах)
Регион |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
1. Республика Адыгея |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
2. Калининградская область |
0,6 |
0,8 |
1,0 |
3. Тамбовская область |
–1,1 |
–0,9 |
–0,7 |
4. Краснодарский край |
1,1 |
1,0 |
0,6 |
Решение:
Так как данные в таблице даны в процентах к предыдущему году, то значит значения выше 0 показывают положительный прирост, значения ниже 0 показывают убыль. Отрицательные значения только в Тамбовской области. Значит в остальных численность увеличивалась. Правильный ответ: численность увеличивалась в Республике Адыгея, Калининградской обл. и Краснодарском крае.
Ответ: 124
Численность населения: доля городского и сельского населения.
Задание: Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них доли городского населения в общей численности населения, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя. Запишите получившуюся последовательность цифр.
1) Гайана
2) Эквадор
3) Колумбия
Южная Америка. Доля городского населения
Решение:
-
Находим месторасположение предложенных стран. Для этого можно использовать политическую карту мира.
Гайана
Колумбия
Эквадор
-
По легенде карты определяем долю городского населения
Гайана 21-40%
Колумбия 61-80%
Эквадор 61-80%
-
Так как две страны имеют одинаковые значения, находим их данные в таблице:
Основные демографические показатели некоторых стран Южной Америки и Африки в 2017 г.
По таблице: Эквадор – 65%, Колумбия – 76%. Значит правильный ответ: Гайана, Эквадор, Колумбия
-
Ответ: 123
Задание: Сергею необходимо построить картограмму «Африка. Доля городского населения», используя такую же интервальную шкалу, как на приведённой выше карте Южной Америки.
Установите соответствие между страной и условным обозначением, которое необходимо использовать для отображения доли городского населения каждой из перечисленных стран на карте: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТРАНА А) Нигер Б) Тунис В) Уганда |
УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
|
Решение:
-
Находим данные доли городского населения в таблице предыдущего задания:
А) Нигер – 16%
Б) Тунис – 68%
В) Уганда – 24%
-
Определяем в какую группу входят данные:
А) Нигер – 1
Б) Тунис – 4
В) Уганда – 2
-
Правильный ответ: 142
Индекс человеческого развития.
Задание: На основе анализа данных таблицы справочных материалов предположите, какая из стран: Аргентина или Уганда — находилась в 2017 г. выше в рейтинге ООН по индексу человеческого развития (ИЧР). Для обоснования Вашего ответа запишите необходимые числовые данные из таблицы и вычисления, на основании которых Вы сделали своё предположение.
Основные демографические показатели некоторых стран Южной Америки и Африки в 2017 г.
Решение:
Для решения данного задания необходимо знать, что такое ИЧР (индекс человеческого развития) — показатель, рассчитываемый Программой развития ООН, который характеризует развитие человека, качество и уровень жизни во всех странах мира.
Данный показатель основывается на данных ожидаемой продолжительности жизни и показателя ВВП на душу населения.
Все вычисления и пояснения записываются на Бланке ответов № 2.
-
Находим показатели ожидаемой продолжительности жизни для заданных стран
-
Ожидаемая продолжительность жизни в Аргентине 77 лет, в Уганде – 65 лет. Аргентина опережает Уганду по ожидаемой продолжительности жизни. (Подробная запись обязательна)
-
Находим показатель ВВП на душу населения. Для этого надо провести вычисления: Объем ВВП делим на численность населения. Значения даны в разных таблицах (первая графа) (Обязательно приводим единицы измерения к единому значению, млрд переводим в млн):
Аргентина 922100 : 42,7 = 21 595 долл., Уганда 89100 : 44,1 = 2020 долл. (все вычисления записываются)
Из полученных данных видим, что Аргентина опережает Уганду по ВВП.
-
Таким образом, предполагаю, что Аргентина находилась в 2017 г. выше в рейтинге ООН по индексу человеческого развития (ИЧР)
-
Ответ: Аргентина.
Население и хозяйственная деятельность.
Задание: Используя данные справочных материалов, сравните доли населения, занятого в сельском хозяйстве, и доли сельского хозяйства в общих объёмах экспорта Судана и Марокко. Сделайте вывод о том, в какой из этих стран сельское хозяйство играет бóльшую роль в экономике в 2017 г. Для обоснования Вашего ответа запишите необходимые числовые данные и вычисления.
Решение:
-
Находим значения доли населения, занятого в сельском хозяйстве для заданных стран. (Таблица «Показатели социально-экономического развития некоторых стран Южной Америки и Африки в 2017 г»).
Из таблицы видно, что в Судане 52% населения занято в сельском хозяйстве, а в Марокко – 37%. Вывод: в Судане доля населения занятого в сельском хозяйстве выше. (вывод записывается обязательно и пояснение тоже)
-
Для определения доли сельского хозяйства в общих объемах экспорта необходимо провести вычисления: Объем (с/х экспорта : Объем экспорта в ВВП) × 100%)
Находим данные в таблице.
В Судане (2,0 :3,0) × 100% = 66,7%
В Марокко (5,5 : 25,3) × 100% = 21,7%
Вывод: Доля сельского хозяйства в общем объеме экспорта Судана выше, чем в общем объеме Марокко. (Вывод и все вычисления записываются на Бланке ответов № 2)
-
Таким образом мы видим, что сельское хозяйство в 2017 г. играет бóльшую роль в экономике Судана. (Вывод записывается на Бланке ответов № 2)
-
Ответ: Судан
Использованная литература:
-
География /Л.В.Смирнова. – Москва: Эксмо, 2019. – 288 с. – (Эффективная подготовка к ЕГЭ).
-
ЕГЭ 2022. География. 14 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ/ В.В.Барабанов, А.А.Жеребцов. – М.: Издательство «Экзамен», 2022. – 176 с., ил., карт. (Серия «ЕГЭ.ОФЦ.Тесты от разработчиков)
-
ЕГЭ. География: тематические и типовые экзаменационные варианты: 31 вариант/под ред. В.В.Барабанова. – Москва: Издательство «Национальное образование», 2022. – 336 с.: ил. – (ЕГЭ.ФИПИ – школе).
-
Решение трудных задач по географии: Практическое пособие/ авт.-сост. М.Ю.Аксенова, Е.В.Храмова. – М.: АРКТИ, 2011. – 56с. (Школьное образование)
-
География/ М.С.Куклис, В.П.Гаранин. – Москва: Эксмо, 2022. – 320с. – (Наглядный справочник для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ).